Тамбовская икона божией матери

Тамбовская икона Божией Матери

Тамбовская (Уткинская) икона Божией Матери Существует другая икона, именуемая Тамбовской, см. Тамбовская икона Божией Матери

Празднование 16 апреля

Явлена в 1692 году. До своего прославления находилась в кладовой церкви во имя святого архидиакона Стефана города Тамбов, именуемой Уткинской (по имени строителя Уткина) . Из кладовой икона была взята по просьбе одного тяжелобольного. Ему было открыто во сне, что он исцелится, если отслужит перед этой иконой молебен. После горячей молитвы за молебном больной исцелился.

Празднование иконе было установлено указом Святейшего Синода от 29 марта 1888 года.

Изображение на ней такое же как на Черниговской-Ильинской, и празднование этим образам совершается в один день.

Тропарь

Дне́сь све́тло красу́ется гра́д Тамбо́в,/ и святи́тель Христо́в Питири́м ра́дуется./ Сия́ет бо ны́не чудесы́ ико́на Твоя́, Влады́чице,/ ю́же из первопресто́льнаго гра́да Москвы́ святи́тель принесе́,/ и ди́вное лю́дем явля́ет Твое́ заступле́ние,/ подаю́щи исцеле́ние все́м, с ве́рою к Тебе́ притека́ющим./ Те́мже уми́льно вопие́м Ти́:// спаса́й на́с ико́ною Твое́ю, Де́во Всепе́тая.

Использованные материалы

  • Иконы Пресвятой Богородицы: Чудотворная икона Божией Матери Тамбовская, сайт прихода храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутове:
  • Булгаков С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей. Часть II: Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. Алфавитный указатель икон Пресвятой Богородицы, хранящихся в наших монастырях с восполнением его сведениями и об Её прочих общецерковно и местночтимых свв. иконах. — М: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с. 1587.

А.М. Никольская

МАОУ гимназия 12 имени Г.Р. Державина

e-mail: super.nusya2014@ya.ru

Все чаще в Российском обществе встает вопрос о сохранении и воссоздании архитектурных сооружений, которые были или сильно повреждены, или совсем разрушены. Более всего в период революционных движений и правления Советской власти пострадали православные церкви, несущие в себе большое значение, как и в плане архитектурных памятников, так и в жизни многих людей.

Одним из таких сооружений является утраченная Уткинская церковь, на месте которой на данный момент расположена Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина.

Эта церковь была построена в конце XVII века недалеко от крепостной стены и представляла собой деревянную часовню, просуществовавшую более 80-ти лет. В 1770 году ее перенесли на Петропавловское кладбище, которое уже существовало в те годы. В следующем году в Тамбове случилось несчастье, и чума охватила весь город, унеся за собой огромное количество жизней. Однако эпидемия закончилась и в благодарность жители решили построить новую церковь, на том же месте, что и ту, о которой говорилось ранее, но уже из камня, строительство которой финансировал один из купцов И.Ф. Уткин.

Ее постройка продолжалась до 1778 года, а через 50 лет приход церкви заметно вырос, и с 1835 по 1857 года состоялась перестройка церкви, превратившая это здание в самое красивое во всем городе. Об этом свидетельствуют фотографии того времени, которые ярко отражают архитектуру данного сооружения.

Церковь имела несколько названий: Стефани-евская, Архидиаконовская и Богородичная, но называли ее Уткинской, в память о купце И. Ф. Уткине. Согласно выдержки из статьи справочника-путеводителя, то «В этой церкви хранилась икона Тамбовской Божией Матери. Икона эта считалась охранительницей города Тамбова. В 30-е годы XIX века ямская слобода была ликвидирована, а на, ее месте началась упорядоченная застройка частными домами тамбовских дворян и купцов. Видимо, красота храма послужила первопричиной тому, что он оказался в центре формировавшейся улицы (бывшая Дворянская). В те годы главное значение предавалось вере и красоте, но, спустя сотню лет, на 1-е место вышли соображения иного плана» .

Что касаемо архитектуры церкви, то она сочетала в себе несколько архитектурных стилей: византийский стиль, элементы древнерусской архитектуры и русского барокко. Это можно доказать, если более подробно рассмотреть смешение этих стилей и доказать уникальность утраченного архитектурного произведения.

Изначально храмы в русской архитектуре строили по подобию византийских. Во всех подобных православных сооружениях обязательно присутствует алтарь, находящийся с восточной стороны, отделялся от других частей храма иконостасом. Неизменно присутствуют и по сей день алтарные апсиды со сводчатым потолком внутри. В основе храма лежит квадратная основа, но с прибавлением абсид. Эти элементы можно увидеть в любом православном храме, в том числе и в Уткинской церкви.

Рис. 1. Уткинская Богородичная церковь

Однако, в XVI-XVII вв. складывается древнерусский стиль в архитектуре, значительно отличающийся от византийского. Например, появляется продолговатая прямоугольная форма храма, на котором расположены высоко поднятые купола в виде маковок или луковиц. Все больше мастера проявляют свое искусство и одной из характерных самобытных особенностей древнерусской архитектуры является убранство храма и смешение стилей. Особенно к концу XVII века развивается тенденция использования мотивов барокко. Сложились некоторые характерные черты для двух разных направлений этого стиля: Строгановской архитектурной школы и «нарышкинского барокко».

Первые обращали внимание на орнаментальное убранство фасадов, используя элементы классической ордерной системы.

Что касается, вторых, то эта школа стремится к строгой симметричности и гармонической завершенности многоярусной композиции.

Уткинская Богородичная церковь построена в рамках нарышкинского барокко, где можно увидеть довольно строгую симметиричность, бесстолпность, перекрытых сомкнутых сводом. Наверху церковь увенчана пятью главами с декоративными формами. Этот стиль также имеет такую особенность, как сочетание белого камня и красного кирпича. Исходя из снимков можно только предполагать, что церковь построена из камня белого цвета, а что касается красного кирпича, то не известно о его присутствии.

Итак, на фотографиях мы видим смешение вышеназванных стилей, которые были характерны для времени постройки этой церкви.

Рис. 2. Фасад главного входа Уткинской церквиРис. 3. Пятикупольное завершение утраченной церкви

Уникальность данной церкви состоит в ее безусловной красоте, которая обусловлена использованием именно нарышкинского стиля, который не был применен больше ни в каком сооружении города и ни одно здание не было столь же великолепным как это.

К немалому сожалению в 1931 году правительство отметило неудобное положение церкви, затруднявшее движение автобусов. В результате здание храма взорвали, а колокольня была снесена тракторами.

Из всего вышесказанного можно заключить, что разрушенные памятники архитектуры имеют по сей день большое значение для истории города и сохранения его уникальности. Каждый человек должен помнить эту историю и пытаться ее восстановить.

Литература

Описание иконы Тамбовская
Источник: Диск «Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии
Тамбовская икона Божией Матери явилась в 1692 году. До своего прославления она находилась в кладовой тамбовской церкви во имя святого архидиакона Стефана. Из кладовой икона была взята по просьбе одного тяжелобольного. Ему было открыто во сне, что он исцелится, если отслужит перед этой иконой молебен. После горячей молитвы за молебном больной исцелился. Празднование иконе было установлено указом Святейшего Синода от 29 марта 1888 года.

Икона Тамбовская (Уткинская) — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников
В 1686 году святитель Питирим приехал в Тамбов и вместе с прочими святынями привёз список (копию) иконы Божией Матери, именуемой ИЛЬИНСКО-ЧЕРНИГОВСКОЙ, считающейся покровительницей Юго-Западного края. Поэтому поставлена была икона на юго-западных городских воротах. Со временем икону стали называть Тамбовской, тем более что в иконописном образе были некоторые отличия от Ильинско-Черниговской: по обе стороны от Богородицы, справа и слева, были изображены предстоящие: святой Алексий, человек Божий, и преподобная Евдокия. Предполагают, что это Небесные покровители родителей епископа Питирима, и, вполне возможно, что сам он и написал образы этих святых. Позже на месте юго-западных городских врат соорудили небольшую деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. В этой церкви и пребывала икона. А когда купец Иван Уткин построил на свои средства в 1771–1778 гг. каменную Архидиаконо-Стефаниевскую церковь, то Тамбовскую икону перенесли сюда и поместили в алтаре над жертвенником. Ц

Описание иконы Тамбовская (Уткинская) из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»
В Тамбове, в церкви св. архидиакона Стефана, именуемой Уткинской (по имени строителя Уткина), находится чудотворная икона Богоматери, которую называют Тамбовской. Точных сведений о времени явления этой иконы, а равным образом и о чудесах мы не имеем, так как записи об этом утеряны. Местное устное предание относит время явления сей иконы к 1692 году. Это же предание гласит, что прежде, именно, до половины XIX века, она находилась в кладовой церкви св. архидиакона Стефана. Здесь она пребывала долгое время среди разной ветоши, пока, наконец, не была взята отсюда по просьбе одного тяжко больного человека. Последний страдал неизлечимой болезнью. Часто молился он Богу, прося исцеления от болезни и прекращения его тяжких мук. И вот ему было открыто во сне, что он получит просимое, если отыщет в кладовой церкви св. архидиакона Стефана икону Богоматери и отслужит пред ней молебен. Больной, надеясь на Божию помощь, принялся за розыски иконы. Вскоре он нашел ее и горячо помолился пред ней,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *