Таммуз месяц

декабрь, 2019 г.

Месяц «ТЕВЕТ»
в еврейской традиции — 5780/2020 ב»ה

В нынешнем 5780 году по еврейскому календарю месяц тевет начинается вечером в пятницу, 27 декабря 2019 г.

Тевет – четвертый месяц с начала года (от Рош а шана). В зависимости от того, является ли предыдущий месяц кислев полным или нет, начало тевета отмечается один или два дня. В этом году месяц кислев полный, потому что в нем 30 дней, а потому новый месяц тевет празднуется два дня. Но сам месяц тевет продолжается только двадцать девять дней.

В месяце тевет выделяются несколько дат, особенно памятных в еврейской истории. Два первых дня тевета — это последние дни Хануки, одного из самых важных событий еврейской истории.

В 164 году до нашей эры, освободив захваченный до этого греками Иерусалимский Храм, маккавеи, освятили Храм, возобновив в нем службу. Еще 25 лет после этого продолжалась война, завершившаяся восстановлением независимого еврейского государства, но именно в память об освобождении Храма в течение 8 вечеров зажигаются свечи, напоминающие о чуде горения в течение 8 дней масла, предназначенного на сутки.

Естественен вопрос: почему нельзя было приготовить новое масло за те самые сутки, пока естественным образом сгорало масло из найденного освободителями Храма кувшинчика? Ответ таков: такое масло могло быть приготовлено только ритуально чистыми людьми, а для этого с момента прекращения войны за освобождение Храма должно было пройти семь дней, и только на восьмой день могла быть приготовлена новая порция масла.

Чудо заключалось в том, что порции масла, предназначенной на сутки, хватило на то, чтобы огонь светильника горел непрерывно восемь дней.

8 тевета считается траурным днем и в этот день раньше постились, правда, только избранные («праведники»). Траурным этот день считался потому, что 8 тевета был завершен перевод Торы на греческий язык. Это сравнивается с изготовлением «золотого тельца», ибо нельзя перевести Тору на другой язык, не исказив её смысл.

9 тевета умерли Эзра и Нехемия – законоучители, возглавившие еврейский народ в период возвращения из вавилонского плена. Их роль в жизни еврейского народа так велика, что утрату эту невозможно было восполнить.

10 тевета началась осада Иерусалима вавилонянами, продолжавшаяся полтора года и завершившаяся вавилонским пленением. В этот день впервые была проломлена городская стена Иерусалима.

В этот же день проводится пост (с рассвета до наступления темноты во вторник, 7 января 2020 г.). В настоящее время в Израиле в день поста 10 тевета читают поминальную молитву «Кадиш» в память о тех, чья дата кончины и место захоронения неизвестны. Так постановил Главный Раввинат Израиля сразу же после создания Государства Израиль.

23 тевета 5272 года (1512 году новой эры) были изгнаны из своей страны евреи Португалии.

Таким образом от евреев был очищен весь Перенейский полуостров (началом было изгнание евреев из Испании). А первые дни месяца, как мы уже отмечали – это последние дни Хануки, дни веселья и радости! И так вся история еврейского народа: Печаль и Радость, Вера и Надежда…

Подготовил Яков Иовнович

0

Месяц тамуз — месяц летний. Название его — слово нерусское и даже не еврейское. Происхождения оно арамейского, что означает — неизвестно, и теряется в глубине веков и глубинке вавилонского изгнания, откуда его евреи и принесли. Правда, у пророка Йеhезкеля упоминается языческий идол Тамуз…

А знаете ли вы, что как раз с идолами месяц тамуз связан больше всех остальных? Не знаете? Давайте разбираться…

Тамуз, как и следующий за ним ав — месяцы, тяжелые для евреев. Так было не всегда: наши праотцы (Авраhам, Ицхак и Яаков) еще застали то благодатное время, когда тамуз был просто теплым летним месяцем, теплым и даже жарким. И так было до тех пор, пока не настало 17 тамуза.

Вы, без сомнения, знаете о тех бедах, которые произошли с нами в этот день. Знаете… А если 17 тамуза для вас ничего не значит, то не спешите радоваться — вы не Авраhам, не Ицхак и даже не Яаков, вы просто не знаете ничего о 17 числе месяца тамуз.

Представьте себе 2448 год от Сотворения Мира. 7 сивана, подножье горы Синай. Только вчера евреи начали получать Тору, но, испугавшись величия, сопутствовавшего этому, упросили Моше подняться на вершину и получить Тору лично. Моше ушел и обещал вернуться РОВНО через 40 дней. Если вы современный еврей, то вам трудно поверить, что когда-то наш народ был намного пунктуальнее. И слова «ровно через 40 дней» означали — через 40 дней, час в час.

И Моше ушел, пообещав вернуться по истечении сорока дней, в шестом часу. Но… у евреев день начинается с вечера, следовательно, то самое 7 сивана в счет этих сорока дней не должно было входить. А древние евреи, как и современные командировочные, считали, что день приезда и день отъезда — один день. В результате Моше вернулся, как и обещал, 17 тамуза. Но евреи-то ждали его шестнадцатого!!!!

А поскольку Моше-рабейну никогда их не обманывал, то, не дождавшись его возвращения, они принялись сооружать ему замену.

Тут следует вступиться за наших предков: золотой телец, которого они сделали, не был Б-гом. Кто Б-г — они хорошо знали. Просто, убедившись в величии и могуществе Вс-вышнего, евреи хотели иметь между собой и Им посредника. Самим-то страшно, а вот Моше мог с Ним говорить. Теперь же, когда Моше нет, посредника нужно создать… То, что эта скульптура приняла форму тельца — не результат праязыческих культов, сохранившихся в памяти древних ханаанских кочевников-скотоводов (официальная научная версия), а результат колдовства отдельных недобросовестных личностей.

После создания золотого тельца жизнь еврейского народа висела на волоске, потому что Вс-вышний был действительно недоволен, но Моше-рабейну удалось отстоять свой народ, а значит, и нас с вами. Но зато были разбиты скрижали. Те самые, на которых были записаны асерей диброт (Десять заповедей). Скрижали, после соответствующего раскаяния и наказания виновных, были восстановлены, а вот доброе имя тамуза и его 17 числа восстановить не удалось.

17 тамуза в Первом Храме, осажденном вавилонянами, прекратились жертвоприношения (в современном мире это равнозначно тому, что одновременно во всех синагогах мира евреи перестанут молиться).

17 тамуза римляне, осаждавшие Иерусалим, пробили стену и ворвались в город, что привело к разрушению Второго Храма.

17 тамуза злодей по имени Апостомус сжег свиток Торы.

17 тамуза в Храм была внесена статуя языческого идола (есть предположения, что это сделал тот же Апостомус либо царь Иудеи — Менаше).

В каббалистической книге Зоhар сказано, что дни тамуза, как и дни следующего месяца (ав) являются опасными для евреев, поскольку злые силы властвуют во всем мире, и поэтому «счастлив тот, кому удается спастись от них».

Будьте же счастливы, дорогие читатели…

апрель, 2020 г.


Месяц «ИЯР»
в еврейской традиции — 5780/2020 ב»ה

С вечера четверга, 23 апреля, до вечера 25 апреля 2020 г. — празднование нового месяца еврейского календаря — ияр.

Это второй весенний месяц (после нисана). Его также называют месяцем «сияния» и смысл этого «сияния» в том, что в этом месяце солнце светит ярче, природа набирает жизненную силу. Первого ияра Моисей, Аарон и главы 12-ти колен впервые пересчитали народ Израиля, причислив каждого к тому или иному колену и роду.

В первый день месяца ияр царь Шлемо (Соломон) в 480 году после Исхода из Египта, в 4-ый год своего царствования, начал возводить Храм. В месяце ияр евреи, вернувшиеся из вавилонского плена во главе с Эзрой и Нехемией, приступили к восстановлению разрушенного Храма.

18 ияра (в 2020 году — с вечера понедельника 11 мая) по еврейской традиции, прекращается траур по ученикам рабби Акивы, которых постигла эпидемия, унесшая 24,000 жизней.

Еврейский народ за тысячелетия своего существования пережил много невзгод. Почему же особенно выделяется именно эта эпидемия? Потому что она была карой многим вполне достойным представителям еврейского народа за неуважительное отношение к ближнему. То есть в следовании этой традиции есть глубокий моральный подтекст. Этот день особенный еще и тем, что это день кончины рабби Шимона бар Иоахая (2-ой век н.э.), автора каббалистической книги «Зоар». В память о нем принято жечь костры и этот день именуется еще как «Лаг — ба омер». «Лаг»- буквенное обозначение числа 33. А что такое «омер»? На исходе первого дня праздника Песах во времена, когда стоял Храм, сжинали охапку ячменя нового урожая, получали из неё муку высшего качества, и один омер этой муки (2480 куб. см.) перевозили в Храм. То есть омер — единица объема.

Сейчас нет Храма и физическая процедура отсчета омера (49 дней) заменена благословением после вечерней молитвы с отсчетом дней, прошедших со дня, следующего после пасхального седера.

Почему 49 дней? Потому, что столько дней после первого дня праздника Песах до праздника Шавуот. Одно из объяснений счета омера в практической ценности отсчета дней, оставшихся до праздника Шавуот (рабби Давид Абударгам, 14 век, Испания). А рабби Аарон Галеви из Барселоны (14 век) считает, что 49 дней омера — отсчет 49 ступеней возвышения еврейского народа перед получением Торы в праздник Шавуот. В современной истории две даты месяца ияр отмечаются по еврейскому календарю — 4 ияра (с вечера понедельника 27 апреля 2020 г.) — День Памяти воинов, павших в войнах Израиля и жертв террора и 5 ияра (в 2020 г. с вечера 28 апреля) — День Независимости Государства Израиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *