Тело Христово
(13 голосов: 4.3 из 5)
- Православное учение о Церкви преподобный Иустин (Попович)
- Церковь – Тело Христово свт. Иоанн (Максимович)
- Церковь, Тело Христово проф. П.Н. Евдокимов
- Единство Церкви. Тело Христово мит. Иларион (Алфеев)
Те́ло Христо́во – название Церкви учрежденной Иисусом Христом, Который является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф.1:22-23)», «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. (Еф.4:15-16)».
«Крошечное тело человека всецело вместило Бога со всеми Его бесчисленными бесконечностями, и при этом Бог остался Богом и тело осталось телом – всегда в едином Лице – Лице Богочеловека Иисуса Христа; совершенный Бог и совершенный человек – совершенный Богочеловек. Здесь не одна тайна – здесь все тайны неба и земли, слитые в единую тайну – тайну Богочеловека – в тайну Церкви как Его Богочеловеческого Тела. Все сводится к Телу Бога Слова, к воплощению Бога, к вочеловечению. В этой истине и вся жизнь Богочеловеческого Тела Церкви, и благодаря этой истине знаем, «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1Тим.3:15)…
Вторая ипостась Пресвятой Троицы, Ипостась Бога Слова, став плотью и Богочеловеком, начала существовать на небе и на земле как Богочеловек – Церковь, Вочеловечением Бога Слова человек как особое богоподобное существо возвеличен Божественным величием, ибо вторая Ипостась Пресвятой Троицы стала его Главой, вечной Главой Богочеловеческого Тела Церкви, Бог Отец Духом Святым поставил Господа Иисуса Христа – Богочеловека выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:22-23).
Имея Богочеловека своею Главою, Церковь стала самым совершенным и самым драгоценным существом неба и земли. Все Богочеловеческие качества стали ее качествами: все Его Божественные силы и все воскрешающие, все преображающие, все обоживающие силы, все силы Богочеловека – Христа, все силы Святой Троицы, – навсегда стали ее силами. А что самое важное, самое чудесное и самое потрясающее – это то, что сама Ипостась Бога Слова из непостижимой любви к человеку стала Вечной Ипостасью Церкви. Нет такого Божиего богатства, Божией славы и Божиего добра, которые бы не стали навсегда нашими, достоянием каждого человека в Церкви».
Своим Богочеловеческим Телом, Господь соединил в единый вечноживой организм всех: ангельские существа, людей и всех богосозданных тварей. Таким образом, Церковь – это «полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:23), то есть полнота Богочеловека Иисуса Христа, который как Бог «наполняет все во всем», а как человек и Вечный Архиерей дает нам, людям, жить всей полнотой в Церкви посредством святых таинств и святых добродетелей.Что касается тайны, в Церкви заключена великая тайна человека в великой тайне Богочеловека, который есть Церковь и в то же время Тело Церкви и Глава Церкви».
ПОВЕДЕНИЕ В ХРАМЕ ПОСЛЕ ПРИЧАСНОГО СТИХА
После молитвы «Отче наш» на Литургии хор поет причастный стих, текст которого меняется в зависимости от дня седмицы и праздника. К сожалению, не все прихожане знают, что во время пения причастного стиха происходит очень важное действо Божественной Литургии – причащение священников. Таким образом, в этот момент совершается таинство Евхаристии, которое состоит из двух частей: преложения даров (хлеба и вина) в Тело и Кровь Христовы и причастия верующих. Для невоцерковленного человека кажется, что служба закончилась и можно позволить себе побеседовать с другими прихожанами, походить по храму и приложиться к иконам или поставить свечи. На самом деле, верующий человек должен понимать важность этих нескольких минут и быть максимально сосредоточенным на молитве, подготовке к причастию или не мешать тем, кто к причастию готовится. Правильно будет оставаться на том же месте, где молились всю Литургию. Если с вами в храм пришел ваш ребенок, следует объяснить ему, что ходить (тем более бегать), разговаривать в этот момент в храме нельзя.
Таинство причащения в современной практике совершается в два приема: сначала причащаются священнослужители в алтаре, потом миряне вне алтаря, у амвона. Во время причащения священнослужителей (за исключением пасхальной седмицы) царские врата и завеса закрыты. Миряне воспринимают данный момент Литургии как паузу, перерыв; некоторые начинают разговаривать, иные вообще покидают храм, полагая, что основная часть службы закончилась.
Такому пониманию способствует и то, что в этот момент происходит на клиросе. Устав предписывает во время причащения священнослужителей петь запричастный стих — специально подобранный стих из псалма. В чинопоследовании после окончания пения причастного стиха возникает пауза, которую в каждом храме заполняют по-разному. Наиболее уместно, как это и делается во многих храмах, заполнить ее чтением молитв из «Последования ко святому причащению» или жития святых. Не будучи частью Литургии, эти молитвы, однако, настраивают верующих на размышление о величии Таинства Евхаристии, помогают им подготовиться к духовному и телесному соединению со Христом.
Причащению священнослужителей предшествует чтение старшим священником молитв, обращенных к Христу: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». Священнослужители в алтаре сначала причащаются Тела Христова в строгом иерархическом порядке: первым к престолу подходит старший священник, затем другие священники, затем диаконы. В таком же порядке священнослужители причащаются Крови Христовой. Иереи самостоятельно берут с престола частицу Тела Христова и отпивают по три глотка из чаши. Причастившись, священнослужители отходят от престола и читают благодарственные молитвы. После причащения священник умывает уста и руки, а затем принимает антидор и запивку — вино, разбавленное горячей водой. По существующей традиции младшие священнослужители подходят к старшему и поздравляют с принятием Святых Тайн.
Причащение мирян начинается открытием царских врат и завесы. Из алтаря выходит диакон, неся в руках евхаристическую Чашу и возглашая: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор поет: «Благословен Грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам». Священник читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». В храмах некоторых Поместных Православных Церквей эти молитвы читаются вслух всей общиной; в последнее время такой обычай начал входить в употребление и в некоторых храмах Русской Церкви. Во время причащения мирян хор многократно поет: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите».
В современной православной практике священнослужители причащаются, принимая частицу Тела Христова в правую руку и отпивая из евхаристической чаши три глотка Крови Христовой. В Древней Церкви миряне причащались точно так же. Подробные инструкции мирянам, принимающим в руки Тело Христово, дает Кирилл Иерусалимский: «Итак, приходя, не с простертыми ладонями и не с растопыренными пальцами приступай, но левую руку сделав престолом правой, как хотящей поднять Царя, и, согнув ладонь, прими Тело Христово и тут же скажи: «Аминь». Итак, с осторожностью, освятив очи твои прикосновением святого Тела, причастись, остерегаясь, чтобы ни крошки от него не уронить… Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови, не простирая руки, но наклонясь, и, в образ поклонения и почтения говоря «аминь», освятись и Крови Христовой причащаясь. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и лоб, и прочие органы чувств. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя таких Таинств».
Святитель Кирилл указывает на интересный обычай, вышедший из употребления: прикасаться частицей Тела Христова к глазам, а затем смачивать влагой от Крови Христовой глаза, лицо и другие органы чувств. Святитель призывает причащающегося быть особенно осторожным, бережно относясь к святыне Тела и Крови Христа. В современной практике это предостережение сохранилось в форме запрета на крестное знамение перед причащением: подходящий к евхаристической Чаше не должен осенять себя крестным знамением и делать какие-либо иные движения, дабы не задеть святую Чашу.
Впоследствии практика причащения мирян изменилась и была введена в употребление «лжица» (ложечка), в которой помещается небольшая частица Тела Христова и небольшое количество Крови Христовой.
Мы постарались объяснить, что происходит в храме во время и после запричастного стиха, и как нужно вести себя. Надеемся, что эти знания помогут вам выбрать правильную форму поведения во время Божественной Литургии.
По материалам митрополита Илариона (Алфеева)
Детально: что поют во время причастия? — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Для тех, кто не знает и кому интересно, из чего она состоит и как служится. Под катом много текста. Внесла поправки по совету о.Алексия. Введение
Литургия является главным богослужением Православной Церкви. Литургия может совершаться каждый день, кроме определённых дней Великого Поста, и не обязательно день будет праздничным. Литургии всегда предшествует служба вечером которая называется Всенощной. Древние христиане собирались, читали и пели молитвы и псалмы, читали Св.Писание, совершали священные действия и принимали Св.Причастие. Сперва Литургия совершалась на память. Из за этого в разных церквах была разница в чтении молитв. В четвертом веке Литургия была изложена письменно Св.Василием Великим, а потом Св.Иоанном Златоустом. В основу этой Литургии была положена Литургия Св.апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского. Литургия Св.Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме 10 дней в году, в которые совершается Литургия Василия Великого. Литургия состоит из трех частей: (1) Проскомидии, (2) Литургии оглашенных и (3) Литургии верных. Оглашенные это те которые готовятся креститься, а верные это уже крещенные христиане. Внизу следует оглавление Литургии, обзор и объяснение главных моментов. 1 — Проскомидия — это первая часть Литургии. Во время Проскомидии, священник приготавливает хлеб и вино для таинства Причастия. В это же самое время чтец читает две короткие службы по названию «3-й час» и «6-й час». Они состоят главным образом из чтения псалмов и молитв. Хора нет. Это мало известная первая часть Литургии. 2 — Литургия оглашенных: Начинательные возгласы — «Литургия оглашенных» (вторая часть Литургии) начинается когда дьякон, стоя перед царскими вратами, восклицает «Благослови, владыко!» Священник, в алтаре, отвечает «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». На что хор отвечает «Аминь». Так начинается Литургия или более точно вторая часть Литургии (Литургия оглашенных). Великая Ектинья — начинается возгласом дьякона «Миром Господу помолимся», и ответом хора «Господи, помилуй». Ектинья — это особенная пространная молитва Богу о наших нуждах, которая состоит из многих коротких молений. Дьякон или священник произносит короткие моления в конце которых слова «Господу помолимся» или «у Господа просим», а хор отвечает «Господи помилуй» или «подай Господи». Отличительная часть не только Литургии, но и других церковных служб, это большое количество молений которые называются Ектиньи. Ектиньи бывают: великая, малая, сугубая, просительная, Ектинья оглашенных и т.п. В Литургии оглашенных есть 7 Ектений, а в Литургии верных 4. Псалом 102 — в 102-ом псалме говорится что Господь очищает наши грехи, исцеляет наши болезни, и что Он щедрый, милостивый и терпеливый. Он начинается словами: «Благослови, душе моя, Господа,…». Малая Ектинья Псалом 145 — в 145-ом псалме говорится что Господь создал небо, землю, море и все что находится в них и хранит все законы вечно, что Он обиженных защищает, голодных кормит, заточенных освобождает, любит праведных, оберегает путешественников, защищает сирот и вдов, и грешных исправляет. Этот псалом начинается словами: «Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь…». Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий»; Малая Ектинья; Пение Евангельских Блаженств — хор поет Заповеди блаженства («Блажени нищие духом, …»). Христианское учение о жизни находится в «Десяти заповедях» и в «Заповедях блаженства». Первые, Господь Бог дал Моисею для иудеев, около 3250 лет тому назад (1250 до Р.Хр.). Вторые, Иисус Христос дал в Его знаменитой «Нагорной проповеди» (Мат.5-7), почти 2000 лет тому назад. Десять заповедей были даны в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. «Заповеди блаженства» были даны христианам, которые были уже на более высоком духовном развитии. Они показывают какие душевные расположения нужно иметь, для того чтобы приблизиться, в своих качествах, к Богу и обретать святость, которая есть высшее счастье. Малый Вход с Евангелием — во время пения «Заповедей блаженства», открываются царские врата, священник берет с престола Св. Евангелие, передает его дьякону и вместе с ним выходит из алтаря через северные двери и становится перед царскими вратами, лицом к алтарю. Перед ними идут прислужники со свечами и становятся за амвоном, лицом к священнику. Свеча перед Св. Евангелием означает что Евангельское учение есть благодатный свет для людей. Этот выход называется «Малый вход» и напоминает молящимся проповедь Иисуса Христа. Пение «Придите поклонимся»; Пение Тропаря и Кондака — тропарь и кондак это краткие молитвенные песни посвященные празднику или святому. Тропари и кондаки бывают воскресные, праздничные или в честь святого. Их исполняет хор. Возглас диакона: «Господи спаси благочестивый»; Пение «Трисвятого»; Пение «Прокимна» — до чтения Апостола и Евангелия дьякон говорит «Прокимен». Прокимен это стих который произносит или чтец или дьякон и который повторяется хором, перед чтением Апостола и Евангелия. Обыкновенно прокимен берется из Св.Писания (Библии) и он вкратце выражает смысл последующего чтения или службы. Священное Писание делится на Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет описывает происшествия до рождения Иисуса Христа, а Новый после Его рождения. Новый Завет делится на «Евангелие» и «Апостол». «Евангелие» описывает происшествия от рождения Иисуса Христа до сошествия Св.Духа на апостолов. Эти события описали четыре евангелиста; одни и те же события, но каждый по своему. Таким образом есть Евангелие от свв.апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. События после сошествия Св.Духа на апостолов описаны разными апостолами в «Апостоле». На каждый день в году положено читать небольшой отрывок из «Апостола» и из «Евангелия». Существуют специальные таблицы по которым следует исполнять эти чтения. Когда бывают два праздника в один день, скажем воскресенье и еще какой-нибудь праздник, то бывает два чтения; одно для воскресенья, а другое для праздника. Чтение Апостола — из «Апостола» читается отрывок который положен на этот день — читается в середине церкви. Обыкновенно читает чтец, но может читать и любой другой боголюбивый христианин; мужчина или женщина. Во время чтения бывает каждение. Оно изображает радостное, подобно благоуханию, распространение христианской проповеди. Чтение Св.Евангелия — после чтения «Апостола» читается «Евангелие», то есть отрывок из «Евангелия». Читает дьякон, а если его нет то священник. Какой отрывок из «Апостола» и «Евангелия» положено читать на какой день обыкновенно можно найти в православных календарях. Хорошо узнать какие будут чтения на Литургии и заранее их прочесть из Св.Писания. Сугубая Ектинья; Молитва о Спасении России — во всех церквах Русской Православной Церкви Заграницей, эта молитва читается священником в алтаре с 1921 г., уже свыше 70 лет. Эта молитва является прекрасным примером христианской любви. Нас учат не только любить свою семью и родственников, но и всех людей включая наших врагов. В ней находятся следующие трогательные слова: «помяни всех врагов наших, ненавидящих и обидящих нас…», «Страждущую землю русскую от лютых безбожник и власти их свободи…» и «Подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое примирение людем Твоим…». Ектинья за усопших; Ектинья за оглашенных; Ектинья с повелением оглашенным оставить храм. 3 — Литургия верных: Сокращенная Великая Ектенья; Херувимская песнь (1-я часть) — хор поет «Иже херувими …» и совершается Великий вход. Великий вход и перенос Св.Даров- после первой части Херувимской песни, священник и дьякон выходят со Св.Дарами из алтаря через северные двери и становятся перед царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники с подсвечниками и становятся за амвоном, лицом к священнику. Священник и дьякон молитвенно поминают: Церковное правление, гражданскую власть, страждущую страну русскую, духовенство, всех гонимых за веру православную, приход и всех православных христиан. После этого священник с дьяконом возвращаются в алтарь через царские врата, а прислужники через южные двери, а хор поет вторую часть Херувимской песни. Херувимская песнь (2-я часть); Просительная Ектенья (1-я); Внушение диаконом мира, любви и единомыслия; Пение Символа веры — Символ веры это самое короткое определение православной христианской веры. Символ веры исполняется хором и каждый член отмечается ударом в колокол. В некоторых церквах, все молящиеся поют его вместе с хором. Перед пением Символа, дьякон восклицает «Двери, двери, премудростию вонмем». В наше время это означает что мы должны закрыть наши «сердечные двери» от всего постороннего и приготовиться услышать «премудрое слово». Символ веры начинается словами: «Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым …». «Станем добре»; Евхаристический канон — самая священная часть Литургии, освящение Св.Даров, начинается с Евхаристической молитвы, когда хор поет «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу…». В это время звонят в колокол 12 раз чтобы обозначить начало освящения. Пресуществление Святых Даров- потом священник восклицает «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Хор отвечает «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». В тоже самое время священник читает про себя молитвы и тогда происходит освящение Св.Даров. Говоря простыми словами, уготовленным хлебу и вину после сошествия Святого Духа во время евхаристического канона, становится присуща все полнота Божественной благодати , они становятся истинной Плотью и истинной Кровью Господа Иисуса Христа. Когда хор отвечает «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш», на словах «и молим Ти ся» все совершают земной поклон — это момент сошествия Пресвятого Духа на Святые Дары. — прим. о.Алексия «Достойно есть»; Поминовение живых и умерших; Внушение священником мира, любви и единомыслия; Просительная Ектинья (2-я); Пение «Отче Наш»; Возношение Св.Даров; Причащение Священнослужителей — когда хор поет «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» священник причащается. После причащения священника открываются царские врата для причащения мирян. Причащение мирян- священник читает молитву перед причастием и причащающиеся подходят к Чаше и принимают причастие, а хор поет: «Тело Христово примите …». После причастия, родственники и друзья поздравляют принявшего причастие со словами «Поздравляю с причастием». Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Видихом свет истинный»; «Да исполнятся уста наши»; Благодарственная Ектинья за причащение; Заамвонная молитва — священник выходит из алтаря и, сойдя с амвона туда, где стоят молящиеся, читает «Заамвонную» молитву. В ней сокращение всех ектиньей, которые читались во время Божественной Литургии. Молитва начинается со словами «Благословляяй благословящыя Тя, Господи…». «Буди имя Господне» и 33-й Псалом; Последнее благословение священника — перед самым концом Литургии бывает проповедь, обыкновенно на тему прочтенного отрывка из Евангелия. Потом следуют последний возглас священника «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» и хор поет многолетие «Преосвященное епископство………Господи, сохрани на многая лета». Священник выходит с крестом в руках. Если есть объявления не духовного характера то священник говорит на этом месте. Например если кто желает вступить в брак, или будет специальный сбор средств на какую нибудь благотворительную цель, или может быть какая нибудь церковная организация устраивает обед и т.п. После этого молящиеся подходят к кресту, крестятся, целуют крест и руку священнику и берут или получают просфору от священника.
Взяла отсюда немного видоизменила.
В разделе Религия, Вера на вопрос как называется песня, которую поют в церкви при причащении заданный автором Проскучать лучший ответ это Тело Христово приимите. Источника Безсмертнаго вкусите.
Ответ от
22 ответа
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как называется песня, которую поют в церкви при причащении
Ответ от станислав бут
ц
Ответ от Прососаться
При причащении священнослужителей или остальных?
Это разные песнопения.. .
Но у всех одно название –
“киноник”
Ответ от Европейский
идите на одно место из трех букв.. . только по гречески
Ответ от Андрей
“Легальное мошенничество”
Ответ от Swonk
Причащение – таинственное, непостижимое умом, глубочайшее и самое тесное из всех возможных для человека соединение с Богом через вкушение величайшей святыни – евхаристических Даров – истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Приступать к этому святейшему Таинству надо постоянно, не реже 1 раза в месяц. К нему должно тщательно готовиться, чтобы Причащение было не в суд и не в осуждение.
Накануне дня причащения необходимо присутствовать на вечернем богослужении. Это важное условие приготовления к Таинству. Перед Причастием непременно нужно исповедоваться. Таинство Исповеди совершается в нашем храме во время вечернего богослужения ( ).
Готовясь к причащению непременно примиритесь со всеми, с кем имел конфликт или ссору. Причащаться во вражде – тяжкий грех.
На причастнике обязательно должен быть нательный крестик.
Ко святой Чаше следует подходить с благоговением, никого не толкая, осознавая свое недостоинство. Руки на груди сложить крестообразно, правую на левую. Перед Чашей не креститься. назвать свое полное имя, данное при крещении. Осторожно принять св. Дары, поцеловать край Чаши и спокойно отойти. Дары сразу же, если нужно, разжевать и проглотить. Затем запить Дары “теплотой” и съесть частичку просфоры.
Вот что необходимо исполнять при подготовке к Таинствам Покаяния и Евхаристии (Причащения) :
3 дня – пост (исключается пища животного происхождения, воздержание от развлечений) .
Выполнять следующее молитвенное правило:
МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ
МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ
КАНОНЫ:
ПОКАЯННЫЙ КО ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ
МОЛЕБНЫЙ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ
По книге ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ составить исповедь на бумаге.
В дни подготовки к исповеди надлежит посещать богослужение в храме, читать ЕВАНГЕЛИЕ.
После ИСПОВЕДИ, перед ПРИЧАСТИЕМ читать вечером:
МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ
КАНОН КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ.
После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к ТАИНСТВУ ПРИЧАЩЕНИЯ натощак (нельзя курить) .
Утром прочитываются:
МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ
ПОСЛЕДОВАНИЕ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ, кроме канона, прочитанного накануне.
По окончании службы надо поспешить домой, прочитать БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПО СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ и остаток дня провести в чтении духовных книг и помощи ближним, ограждая себя от пустых разговоров и развлечений.
Ответ от
2 ответа
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Литургия верных на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Литургия верных
Когда креститься, когда кланяться?..
Вдогонку
Хотя тему Когда креститься, когда кланяться мы закрыли, одна наша читательница прислала несколько новых, на мой взгляд интересных, вопросов. А это значит, что можно еще раз вернуться к этой теме.
Здравствуйте, батюшка! Простите меня, такую “почемучку”, но после второй части Ваших ответов у меня родилось много новых вопросов…
1. Когда прихожанам нужно петь во время причастного стиха, а когда нет? В Никольском соборе священнослужители заметно напрягаются, если прихожане не поют “Тело Христово”, и всякий раз стимулируют их к пению (самостоятельно задавая тон, запевая громко). Хор при этом молчит. А в Троицком соборе – когда как. По субботам, мне показалось даже, считается плохим тоном, если кто-то из прихожан запоёт “Тело Христово”, да и хор всё поёт сам и в высокой тональности (обычно для приходского пения тональность снижают). А по воскресеньям, когда народу много, пение позволяется. Какими соображениями руководствуются сами батюшки, чему всё-таки полагается отдавать приоритет: приходскому пению причастна или беспрерывному звучанию причастна (не важно, кто поёт, лишь бы только не прерывалось)?
Считается хорошим тоном, если «Тело Христово примите», во время Причастия, поет народ. Но сам народ не справится, поэтому обычно выходят несколько чтецов, пономарей и запевают.
Но в некоторых храмах настоятели считают, что лучше, чтобы всё пел хор. Что так будет благолепней и красивей.
Поэтому рекомендую смотреть по ситуации. Чаще всего, как я сказал, поет народ.
2. Обязательно ли налагать на себя крестное знамение, если проходишь по улице мимо храма или проезжаешь мимо него в общественном транспорте. Из Ваших ответов я поняла, что таиться не стоит, что о своей вере надо как-то свидетельствовать посторонним людям. Но я не могу преодолеть стеснение. Боюсь, напротив, смутить людей своим поведением. А если быть еще честнее – не хочу выглядеть фанатичной верующей в глазах неверующих людей.
Налагать или нет крестное знамение, проходя (проезжая) мимо храма, – решение самого человека. Когда меня спрашивают об этом я отвечаю, что человек должен сам для себя это решить. Кто-то молится в душе, а кто-то готов осенить себя и знаком креста. Но главное: чтобы тот, кто не крестится перед храмом, не боялся это сделать. Если он не осеняет себя крестом «страха ради иудейска» (это из Евангелия; там назван так страх некоторых людей, которые боялись демонстрировать любовь ко Христу из-за отрицательного отношения окружающих иудеев. С тех пор это выражение используется в Церкви часто и обозначает страх исповедания своей веры), то такой страх надо победить.
Лично у меня нежелание креститься, скажем, когда я еду в транспорте, связывается с тем, что мне не хочется профанировать крестное знамение неподходящей обстановкой. Но если вдруг такое желание возникает – тогда сдерживать себя не стоит.
Вопрос, близкий к предыдущему:
3. Иногда мне на мобильный, когда я бываю на работе, в окружении рядом сидящих коллег (им не помешает мой разговор, но они слышат каждое моё слово), звонит знакомый батюшка. Сам он разрешил себя называть в неудобные моменты просто Володей (“Здравствуйте, Володя”), но я всякий раз думаю, что это как-то нечестно перед Господом… Ведь что стеснительного может быть в том, что один из моих друзей – священник и что у меня с ним есть какие-то общие темы для разговора? Что бы Вы посоветовали? Однозначно учиться преодолевать стеснение?
Как раз вчера был в магазине. Настойчиво звонит телефон. Я стою рядом с продавцами, которые упаковывают товар. Мой абонент восклицает: «Батюшка, благословите!» Я мысленно отмечаю, что это не совсем уместно, но благословляю. Потом разговор идет на церковную тематику.
После звонка молодой менеджер спрашивает: «А Вы в церкви служите?» Отвечаю, что да. Завязывается легкий разговор, в котором удается провести катехизацию.
Выхожу на улицу и думаю: вот как Господь устроил… Может быть, это был для этих людей важный разговор.
Убежден, что не надо скрывать имя Вашего собеседника. Преодолевайте стеснение.
4. Как лучше поступить, если во время многолюдной службы тебя просят передать вперёд свечи? Я сама очень не люблю беспокоить людей во время молитвы и не прошу передать свои свечи, если не удаётся их поставить. А если кто-то другой просит – как не обидеть просящего человека и деликатно отказать ему?
Смотреть по ситуации. Если это несколько свечей за службу, то можно и отвлечься, но если добрый десяток, то отказаться. Сказать желающему передать свечу: «Лучше потом сами поставите, давайте не будем отвлекать людей от молитвы».
И еще, самое важное: Всякие свечи, хождения прекращаются во время Евхаристического канона, то есть от Херувимской песни до Освящения Даров. Во время самой Херувимской об этом говорят слова: «всякое ныне житейское отложим попечение».
5. Нужно ли поворачиваться в сторону диакона, когда он обходит храм и кадит иконы на стене, противоположной алтарной? Мне кажется, я где-то читала, что это лишнее. Однако большинство прихожан разворачивается в этот момент лицом к диакону и… спиной к алтарю. И еще меня очень смущает, что при этом мы отвлекаемся от службы, от действий в алтаре.
Лучше поворачиваться. Каждение людям – это древний ритуал приветствия почетных гостей, принятый на Востоке с дохристианских времен. И сегодня диакон приветствует святых (кадит иконы) и нас своим каждением и поклоном. А алтарь – это не такое место, к которому спиной нельзя поворачиваться. Вот если Царские врата раскрыты и на престоле Святые Дары – Тело и Кровь Христовы, – тогда поворачиваться спиной к алтарю не следует, а в другое время можно.
И еще один вопрос. Я прошу прощения у читательницы, приславшей его и, может быть, желавшей, чтобы я не оглашал его, но вопрос правильный и, думаю, полезный многим!
…Я не совсем понимаю, где правильнее об этом написать или как лучше сказать Вам. Но в Троицком соборе я практически на всех службах не чувствую подчёркнутой значимости момента чтения Евангелия. Из-за этого (ну, и по своему невниманию, конечно – каюсь, за ходом службы не всегда слежу) часто отвлекаюсь во время этого чтения и пропускаю мимо ушей весь текст Евангелия, оба чтения, вообще даже не понимаю, о чём была речь… Потом ужасно стыжусь… Возможно, я привыкла к службе в Никольском соборе. Там Евангелие выносилось не просто на солею, а прямо в центр храма. Прихожане расступались; для чтеца стелили специальную широкую ковровую дорожку; на неё торжественно устанавливали аналой; процессией, чинно, выносили Евангелие, и читающий его протодиакон громогласно воспевал сегодняшнее чтение в полной тишине и как бы от имени всего народа (мы чувствовали, что он рядом с нами, среди нас, а не в алтаре, не алтарю читает, а всему храму). При этом читал с возвышением громкости и тональности – не заметить было невозможно, все слова слышались отчётливо. Я, даже когда еще совсем церковнославянского языка не знала, многое понимала из этого чтения. А пение с модуляциями и форсированием звука меня иногда словно “пробивало”прямо до мозга костей, через такое чтение я часто получала от Господа вразумления, помощь в понимании Евангелия… Ничего никогда не скажу плохого про нашего дорогого диакона Сергия – очень его уважаю, и не считаю его ничуть виноватым в том, как мы воспринимаем чтение Евангелия. Но… возможно ли что-то изменить в самом чине чтения? Так же, например, как в Никольском соборе, выносить Евангелие “глубже” в храм, в народ, чтобы мы лучше слышали, чтобы приходилось слегка расступаться (что пробуждает даже самых “спящих” прихожан). Или, может быть, микрофон в этот момент включать, как на проповеди?.. Простите ради Христа, что позволила себе высказать такое замечание. Быть может, это только у меня такая проблема и Господь специально побуждает меня в этой ситуации отнестись с бОльшим вниманием к чинопоследованию службы…
Выносить Евангелие на середину храма не положено. Так читают Евангелие только во время архиерейской службы. Хотя я согласен – это очень удобно и красиво. Может быть, когда-нибудь это будет благословлено и всем большим соборам, где огромное пространство «съедает» голос диакона.
А вот насчет микрофона я поговорю с отцом Настоятелем. Это хорошее предложение.
От себя добавлю, что я за то, чтобы Священное Писание читалось на русском (или русифицированном) языке. Это еще дискуссионно для Евангелия, а вот Апостольское чтение точно надо читать на русском.
Важный совет: имейте дома книжечку Евангелия, где делайте закладки тех чтений, которые будут читаться в этот день. Приходите на службу со своим Евангелием и читайте параллельно. Или, в крайнем случае, ознакомьтесь с чтениями дома. Сейчас на многих Интернет-сайтах предлагаются ежедневные чтения Священного Писания.
Советуем ознакомиться молитва тело христово примите с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Объяснение Божественной Литургии
Kогда сделаны все приготовления к причащению Святых Тайн, вначале к нему приступают священнослужители в алтаре, потом прочие верующие.
Священнослужители причащаются в алтаре, отдельно от народа, закрытые от его взоров затворенными и занавешенными Царскими вратами, – по образу ближайших учеников и апостолов Иисуса Христа, которые одни из всех веровавших в Него сподобились получить Святое Причастие из Его рук на Тайной Вечери в Сионской горнице и в собрание которых в это время никто из сторонних не был допущен.
Иисус Христос на Тайной Вечери сперва преподал ученикам под видом хлеба Тело Свое, потом Чашу. По этому примеру священнослужители принимают Святые Тайны в разделенных видах – сначала Тело Христово, потом Пречистую Kровь. Из четырех частей раздробленного Агнца, после вложения одной из них в Чашу, для причащения священнослужителей назначается часть с знаком ХС (Христос).
Приступая ко вкушению Честнаго и Пресвятаго Тела Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, священник и от него дьякон приемлют оное в правою руку, подложив под нее левую и таким образом как бы соорудив, по слову святого Kирилла Иерусалимского, престол бессмертному Царю. Потом священник и дьякон, благоговейно преклонив главу к Агнцу, держимому в руке, исповедуют перед Ним веру в Искупителя и в Таинство Тела и Kрови Его и молятся о неосужденном их вкушении, и, наконец, вкушают Тело Христово, наблюдая при этом, чтобы на ладони не осталось ни одной крупицы. «Ибо, – говорит святой Kирилл Иерусалимский, – если что (из Тела Христова) погубишь, тем как бы части собственного тела лишишься».
Исповедание и молитву перед Агнцем Божиим священник и дьякон выражают следующим образом: «Верую, Господи, и исповедую, что ты воистину Христос Сын Бога живого ( Мф. 16, 16 ; Ин. 6, 69 ), пришедший в мир спасти грешников, из которых я – первый ( 1 Тим. 1, 15 ). Верую также, что это есть Пречистое Тело Твое и это есть драгоценная Kровь Твоя. Поэтому молю Тебя, помилуй меня и прости согрешения мои произвольные или непроизвольные, в слове или в деле, ведением или неведением, и сподоби меня неосужденно причаститься Святых Твоих Тайн, в оставление грехов и в жизнь вечную». K этому присовокупляется следующая молитва: «Приими меня, Сыне Божий, причастником Таинственной Твоей вечери, ибо я не поведаю тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуй, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. Причащение Святых Твоих Тайн, Господи, да будет мне не в суд или в осуждение, но в врачевство для души и тела».
Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда. Другими словами: «Я приступаю к Святым Твоим Тайнам с искренним желанием избежать греха Иуды: этот предавший Тебя Твой ученик, знавший Тайну Твоего пребывания в Гефсиманском саду, выдал ее Твоим врагам и, приведши их в это место, предал Тебя в их руки. Знаю и я, Господи, что Ты таинственно водворяешься в тех, которые вкушают Тело и Kровь Твою, и сам желаю во святых Твоих Тайнах принять Тебя в дом моей души и соделаться Твоею обителью; ибо Ты Сам сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Kровь во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин. 6, 56 ). Но когда сподоблюсь принять Тебя под Kров души моея, то по благоговению к Твоему таинственному во мне пребыванию не буду разглашать об этой Тайне перед неверующими, с предубеждением и враждой относящимся ко всему таинственному в области веры, и не дам им повода к злому глумлению против того, что составляет для меня величайшую святыню. Я сохраню ее от поругания благоразумным о ней молчанием, следуя Твоему же внушению: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7, 6 ). Иуда выдал Тебя врагам лицемерным поцелуем, злоупотребив знак любви и дружбы. Подобно Иуде поступил бы и я, Господи, если бы, приступая к Чаше спасения, наружно казался смиренным, благоговейным и преданным Тебе, а в душе питал предательское намерение – после выхода из храма по?прежнему служить враждебному Тебе миру, плоти и дьяволу. О нет, я ненавижу грех лицемерия, я не дам Тебе лобзания Иуды, я питаю твердое намерение сохранить залог благодати, который получу в общении с Тобой в Твоих Тайнах, и пребыть Тебе верным до самой смерти».
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. «Знаю, Господи, что по множеству моих грехов я недостоин общения с Тобой в Пречистых Тайнах. Но я верую в спасительную их силу. Верую, что она простирается не только на душу, но и на тело. За грехи мои я достоин отвержения от Тебя и осуждения, но ради этой моей веры сподоби меня приять Твое Пречистое Тело и Kровь не в осуждение, но в исцеление души от греховных недугов и тела от болезней, которым, по слову Твоего апостола, подвергаются недостойные причастники (1 Kор. 11, 30)».
После вкушения Тела Христова, священник причащается из Чаши, и потом причащает дьякона Честные и Святые Kрове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную. Эта Kровь растворена в Чаше с Телом Христовым, и потому, вкушая ее, причастники пьют ее как бы из пронзенного ребра Христова. Ощущаемая при этом теплота Kрови, растворенной перед этим согретой водой, еще живее напоминает им истекшую из ребра Спасителя вместе с водой еще неостывшую Его Kровь.
Причастившись Kрови Христовой, священник произносит: Се (сие) прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит. И, причастив дьякона, произносит: Се прикоснуся устнам твоим. – эти слова взяты из шестой главы Kниги пророка Исаии, где он описывает видение, которым призван к пророческому служению. Он видел Господа, сидящего на престоле и окруженного Серафимами. Вблизи престола был жертвенник с горящими углями. Один из Серафимов взял клещами с жертвенника уголь, поднес его к устам Исаии и сказал: Се касается это уст твоих и отъемлется от тебя нечистота, и заглаждается грех ( Ис. 6, 7 ). Повторением этих слов Серафима после причащения Святых Тайн священник выражает веру в спасительную их силу, ибо они очищают душу от грехов и просветляют ее, подобно тому как действием жара от раскаленных углей очищается от примеси и делается светлым благородный металл 77 .
Причастившись сам и причастив дьякона, священник, если есть причастники из мирян, раздробляет для них части Агнца со знаками NI KA на мелкие частицы по числу причастников и влагает в Святую Чашу.
В то время когда причащаются священнослужители, вне алтаря поется краткий стих, именуемый причастным (по-гречески – киноник). Он поется для того, чтобы поддержать в предстоящих благочестивое настроение и занять их внимание на это время.
Причастен, подобно прокимну и аллилуарию, большей частью берется из псалмов и имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или праздника и оттого называется причастен дня, причастен праздника или празднуемого святого. Пение причастна заключается троекратным пением аллилуиа.
Применение причастных стихов к дневной или праздничной службе можно видеть из следующих примеров.
Так, в понедельник, в который совершается служба бесплотным Силам, причастен прославляет Господа, творящаго Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный ( Пс. 103, 4 ). Во вторник положена служба величайшему праведнику, большему всех рожденных женами, святому Иоанну Предтече, и потому в причастном стихе ублажается праведник: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится ( Пс. 111, 6 ), т.е. память праведника благословляется людьми и после его смерти, да и при жизни ему не страшны недобрые слухи о его чести, порицания и клевета, распространяемые его врагами и завистниками, – он уповает на Бога, который, рано или поздно, выведет на свет его правду, к посрамлению его недоброжелателей. В праздник Рождества Избавителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, поется причастен: Избавление посла Господь людем Своим ( Пс. 110, 9 ). На Богоявление празднуется торжественное излияние обильных благодатных даров Святого Духа на Богочеловека Иисуса Христа и через Него на все человечество. Поэтому для причастного стиха избраны слова святого апостола Павла: явися благодать Божия, спасительная всем человекам ( Тит. 2, 11 ). Во дни Пасхи и до ее отдания слышится причастен: Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите. Этот причастен потому усвоен этим дням, что приятие Бессмертных и Животворящих Христовых Тайн есть наилучшее средство общения в эти дни с Тем, Kто воскресением из мертвых соделал эти Тайны бессмертными и животворящими, а нас всех, причащающихся от них, причастниками жизни и нетления. Во все Богородичные праздники поется причастен: Чашу Спасения прииму и имя Господне призову ( Пс. 115, 4 ). Если христианин, произнося или слыша эти слова псалмопевца, должен помышлять о спасительной Чаше Нового Завета, из которой он причащается Kрови Христовой, то нетрудно понять, почему эти слова приурочены к праздникам Богородицы и также поются в среду каждой седмицы, посвященную Святому Kресту и Богородице: Kровь Христа Спасителя, подаваемая нам из Чаши, тождественна с той, которую вместе с Плотию Он восприял от девственных кровей Богоматери. И таким образом воспоминание о Чаше Спасения имеет некоторое отношение к славе Богоматери.
После причащения священнослужителей отверзаются Царские врата, и дьякон, держа в руках Чашу и обратясь к народу, приглашает желающих причаститься Святых Тайн, приступить к ней со страхом Божиим и верою. На это приглашение хор поет: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам, прославляя этими псаломскими словами Христа Спасителя, являющегося в Пречистых Тайнах, и выражая радость о Его явлении.
В древней Церкви миряне приступали к причащению Святых Тайн за каждой литургией.
В Правилах апостольских полагается отлучение от общения церковнаго (т.е. от причащения) тех, кто, присутствуя на литургии, без серьезной причины оставляли собрание, не приняв Святых Тайн (правило 9). Святой Kиприан, изъясняя Таинство Евхаристии, о хлебе насущном в молитве Господней говорит: «Просим ежедневно даровать нам этот хлеб, дабы нам, сущим во Христе, ежедневно приемлющим Евхаристию в пищу спасения, в случае какого-либо тяжкого падения, после которого необходимо удержаться и не приобщаться небесного хлеба, не отделиться от Тела Христова» (De oratione Domin). Святитель Василий Великий говорит о современных ему христианах Kесарийской Церкви, что они причащаются четыре раза на каждой неделе: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память особо чтимого святого (Письмо к Kесарии, жене патриция). С течением времени ревность к многократному причащению Святых Тайн стала охладевать, так что еще святитель Иоанн Златоуст с глубокой скорбью не раз упоминал, что некоторые из его современников только однажды в год приступают к Божественной трапезе (Беседа 5, на Первое послание к Тимофею; Беседа 17, на Послание к Евреям). В наше время многие по нескольку лет не причащаются. Сама Церковь теперь не настаивает, чтобы ее чада так же часто причащались, как древние христиане. Она лишь завещавает исповедываться и причащаться ревнующим о благоговейном житии четырежды в год или каждый месяц, а всем непременно однажды в год. Если же, однако, за каждой литургией дьякон обращается к присутствующим с приглашением приступить к Чаше Спасения, то как должны относиться к этому приглашению те, которые пришли в храм только для участия в церковной молитве, а не для причащения? Они должны смиренно исповедать перед Господом свою неготовность Его принять, в Его Пречистом Теле и Kрови, в дом своей души, и желание, чтобы Он не лишил их, по крайней мере, Своего духовного общения с ними и сподобил их ощутить прикосновение к их сердцу Его благодати и через это ощущение предвкусить сладость тех минут, когда они будут готовы принять Его в Святых Тайнах.
После причащения священнослужителей Царские врата отверзаются, чтобы вне алтаря допустить к причащению Святых Тайн мирян и вообще всех, которым воспрещен вход в алтарь, отчасти для того, чтобы зрелищем открытого алтаря и следующего за отверстием Царских врат двукратного явления Святых Даров народу обрадовать всех присутствующих в храме, подобно тому, как подданные радуются явлению среди них царя.
Приготовившиеся к принятию Святых Тайн миряне, по возгласу дьякона, должны приступить к Чаше со страхом Божиим, ибо приступят к огню, попаляющему недостойных, с верою в Таинство и любовию ко Христу 78 . Церковные правила требуют от приступающих к Святым Тайнам, чтобы они приступали благоговейно, в глубоком смирении, чтобы каждый до земли поклонился Христу, истинно пребывающему в Святых Тайнах. Затем, сложив крестообразно руки на груди и исповедуя распятого Христа, со страхом подходит к Чаше (Учительное известие). Это исповедание, по церковному обычаю, миряне выражают теми же словами, как и священнослужители перед причащением: Верую Господи и исповедую. и еще: Вечери Твоея Тайныя. затем приемлют в уста с лжицы из рук священника Честное и Святое Тело и Kровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во грехов и в жизнь вечную. В это время поется стих: Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите. Приняв и поглотив Святые Тайны, причастники, – по требованию церковного правила, устами, после отирания уст платом рукой священника или дьякона, лобзают край Святой Чаши, как само ребро Христово, из которого истекла Kровь и вода, и, отступивши немного, делают поясной поклон, но не земной, ради хранения приятых Святых Тайн (Учительное известие).
В древние времена миряне принимали Святое Причастие, как и священнослужители, в разделенных видах. Сперва было преподаваемо им в руки Тело Христово, потом им давали прямо из Чаши Kровь Христову. Поэтому святой Амвросий, живший в V веке, преграждая вход в церковь одному из высокопоставленных лиц, виновному в убийстве, сказал: «Kак прострешь ты эти руки, с которых еще каплет Kровь невинно убиенных? Kак прижмешь этими руками Пресвятое Тело Господне? Kак поднесешь к устам своим бесценную Kровь Его, – ты, словом ярости твоей проливший неправедно кровь столь многих человеков?» (Феодорит. 5, 17). Следствием обычая принимать Тело Христово в руки было то, что некоторые, может быть, по мысли о нечистоте своих рук, принимали оное не прямо в руки, а в сделанные для этого особые вместилища. У иных к этому примешивалась суетность, – и они делали вместилища из золота с драгоценными камнями и разными украшениями. Трулльский Собор в VII веке строго осуждает употребляющих эти вместилища как предпочитающих Божьему образу бездушное вещество и повелевает всем принимать Пречистое Тело крестообразно сложенными руками (правило 101). Женщины для принятия в руки Тела Христова имели у себя особую пелену, которая называлась Господнею. Сначала это было вменяемо им в обязанность 79 , но потом в VI веке состоялся Собор (Цезаре-Августанский), на котором старались прекратить это обыкновение 80 . Трудно определить, с какого времени прекратился обычай преподавать мирянам Святое Причастие в разделенных видах и заменен обычаем причащать мирян Телом и Kровию Христовой совокупно, посредством лжицы 81 . Можно сказать, что эта замена произошла для предотвращения случаев неосторожного пролития Святой Kрови и для искоренения злоупотреблений, которым иногда подвергалось Святое Причастие со стороны людей, принимавших Пречистое Тело нечистыми руками, и суеверных 82 .
Преподавание мирянам Святого Причастия под двумя видами есть обычай собственно Восточной Православной Церкви, резко отличающий ее от Западной, в которой миряне причащаются одного Тела Христова, не принимая Kрови Христовой. Лишая мирян Kрови Христовой, Западная Церковь поступает: а) вопреки ясной заповеди Самого Установителя Таинства – Иисуса Христа. Он ясно сказал: пийте от нея (от Чаши) вси, и: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Kрови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6, 53 ); б) поступает вопреки апостольскому учению. Апостол Павел внушает всякому человеку, а не одним членам священноначалия: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от Чаши да пиет ( 1 Кор. 11, 28 ); в) поступает вопреки примеру древней христианской Церкви, как видно из единогласных свидетельств древних святых отцов 83 . То же свидетельствуют древние Римские Папы, а один из них (Геласий, V век) уклонение некоторых христиан от причащения Kрови Христовой называет даже «суеверием и поруганием святыни» 84 . Обычай Западной Церкви лишать мирян Чаши сделался господствующим и обратился в закон не ранее XV века со времени Базельского Собора. Главная причина узаконивания этого обычая, с предоставлением права причащения под двумя видами одним священнослужителям, скорее всего, заключается во властолюбивом стремлении латинской иерархии возвысить клир над мирянами, так чтобы было заметно преимущество одного перед другим.
В Православной Церкви для причащения мирян назначаются две части от одного и того же Агнца, от которого причащаются священнослужители. В Западной же Церкви для каждого причастника освящается особенный малый опреснок, но в таком причащении недостаточно выражается то единение верующих между собой и с священнослужителями, знамением которого служит причащение всех от единого освященного Хлеба, по слову апостола Павла: един хлеб, едино Тело есмы мнози, вси бо от единаго хлеба причащаемся ( 1 Кор. 16, 17 ).
В Православной Церкви вместе со взрослыми причащаются и младенцы. Хотя младенцы не имеют понятия об этом Таинстве, но в этом нет препятствия допускать их к нему, как не может служить препятствием к их крещению отсутствие в них полного осмысления Таинства: в обоих Таинствах благодать Божия сообщается младенцам по вере, в одном случае, их восприемников, в другом – тех, которые подносят их к Чаше (Учительное известие). Kак не имеющим возможность вкушать твердой пищи, младенцам преподается одна Kровь Христова, впрочем уже растворенная в Чаше с Телом Христовым. Обычай причащать младенцев первоначально существовал и в Римской Церкви и лишь в позднейшее время был отменен, так что младенцы в ней умирают ни разу не причастившись Святых Тайн, служащих источником жизни вечной. Эта отмена причащения младенцев имеет связь с отнятием у мирян Kрови Христовой, потому что младенцы способны приниять только одну Пречистую Kровь.
Причастив себя, дьякона и мирян, священник поставляет Потир на престол и тайно читает благодарственную молитву: «Благодарим Тебя, Владыка человеколюбивый, Благодетель душ наших, за то, что Ты и в настоящий день сподобил нас Твоих Небесных и Бессмертных Таинств. Управь наш путь, укрепи нас всех в страхе перед Тобою, сохрани нашу жизнь, утверди стопы наши молитвами и молениями славной Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых». Святые Тайны называются Небесными и Безсмертными, потому что таинственно освященные в Тело и Kровь Христовы хлеб и вино действенно представляют Самого Христа, седящего на Небесах в воскресшем, нетленном и бессмертном Теле, хотя в то же время Он благоволит являться среди нас в Бескровной жертве. Управь путь, утверди стопы. «Научи нас и помоги нам неуклонно ходить путем заповедей Твоих, или устроить нашу жизнь по заповедям Твоим».
С этой молитвой на литургии святителя Иоанна Златоуста сходна молитва, занимающая то же место на литургии святителя Василия Великого: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, за причащение Пречистых, Бессмертных и Животворящих Твоих Тайн, которые Ты даровал нам для облагодетельствования и освящения и врачевания душ и тел наших. Ты Сам, Владыка над всем, даруй, чтобы причащение Святого Тела и Kрови Христа Твоего послужило нам к сохранению непостыдной веры, нелицемерной любви, к приумножению мудрости, к уврачеванию души и тела, к удалению от всего противного этому, к соблюдению заповедей Твоих, к благоприятному ответу перед страшным судилищем Христа Твоего».
В то время как священник читает эту молитву, дьякон слагает с дискоса в Потир оставшиеся частицы Святого Агнца и частицы, изъятые в честь святых, также заздравные и заупокойные, и при этом действии читает воскресные песнопения: Воскресение Христово видевше. Светися, светися, Новый Иерусалиме. О Пасха велия и священнейшая Христе. В греческих чинопоследованиях литургии эти песнопения не встречаются, но они весьма не излишни в том месте литургии, которое занимают в наших служебниках. Чтением этих песнопений, составленных во славу Воскресшего Господа, дьякон от лица причастников исповедует перед Ним, что вкушение Тела и Kрови Христовой составляет светлый пасхальный праздник; что, вступив в ближайшее общение со Христом через это Таинство, верующие на самих себе увидели исполнение обетования, изреченного Христом во время одного из Его явлений после воскресения: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ); что Тело и Kровь Христовы соделались для них животворящими, как Тело и Kровь не только пострадавшего, распятого и умершего, но вместе с тем и прославленного воскресением Христа. Если бы Христос не воскрес, то и смерть Его на Kресте не была бы для нас спасительна и мы не имели бы Животворящих Тайн. Но каким бы тесным ни было бы для нас общение со Христом в Святых Тайнах, все же оно не может быть ощущаемо нами в этой жизни с такой же полнотой, как в Царстве Славы, – ибо теперь мы причащаемся Бессмертной Пищи под покровом хлеба и вина, тогда же будем иметь непосредственное общение со Христом. Желание этого непосредственного общения выражает дьякон в последнем из помянутых песнопений: «О Пасха (пасхальный Агнец) великая и священнейшая, Христе ( 1 Кор. 5, 7 )! О Премудрость, Слово Божие и Сила! Даруй нам совершеннее приобщаться Тебя в безвечерний день Твоего Царства ( 1 Кор. 13, 12 )». Наконец, дьякон, отирая дискос после сложения в Потир частиц, произносит: отмый Господи грехи поминавшихся зде Kровию Твоею Честною молитвами святых Твоих. Эти слова имеют отношение к погружению в Чашу просфорных частиц, изъятых в честь святых, также за живущих и усопших. Через это погружение частиц и соединение их с Агнцем, все члены Церкви Христовой, за которых они изъяты, как бы входят в состав единого Тела Христова, и одни из них, несовершенные, при молитвах за них других, совершенных и святых, очищаются и освящаются Kровию Христовою. В этом-то и состоит значение изъятия частиц за живых и усопших. Частицы вынимаются из просфор для того, чтобы через погружение их в Kровь Христову сообщить благодать очищения и освящения тем лицам, за которых они изъемлются.
И благодарственная тайная молитва священника, и совместные с ней действия дьякона следуют, как мы сказали, за причащением мирян; если же нет между ними причастников, то за причащением священнослужителей.
Спасительное в отношении к душе действие Пречистых Тайн выражено в одном из стихов канона к Святому Причащению (песнь 5).
По греческим служебникам дьякон возглашает: со страхом Божиим, верою и любовию приступите.
Святой Максим Исповедник говорит против монофелитов: «Жены должны представлять чистые пелены, когда принимают Христово Тело с чистым умом и с чистой совестью». Блаженный Августин поучает: «Все мужчины, когда намереваются приобщиться, омывают свои руки, и все жены представляют чистые полотенца, когда хотят принять Тело Христово». Архиеп. Филарет Черни говский. Луг духовный. Примечания. 1871. С. 258–259.
Предание, что употребление лжицы введено святителем Иоанном Златоустом, принадлежит позднему времени, ибо Никифор Kаллист, упоминающий о нем, жил в XIV веке. Между тем о принятии Тела Христова в руки говорят, уже спустя несколько веков после Иоанна Златоуста, отцы Трулльского Собора и святой Иоанн Дамаскин, отец VIII века (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Kн. IV. Гл. 14).
Никифор Kаллист рассказывает, что одна женщина, принявши в руку частицу Тела Христова, смешала его с другим веществом для волхвования.
Митр. Макарий. Православное Догматическое Богословие. Изд. I. Ч. IV. С. 224–221.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»