Теория происхождения философии

«Что касается первой Книги Бытия, то ее не следует толковать буквально. В частности, некие факты божественного творения в их приложении к материальному миру. В книге рассматривается информация не о материальной жизни, а о Божестве. Однако некоторые этого не понимают: атеисты упрекают христиан, что они якобы противодействуют развитию науки, фундаменталисты церкви говорят, что раз в Библии не упоминаются динозавры, то они и не жили на Земле», — сказал священнослужитель.

«Христианский взгляд на мир не противоречит научному, так как они направлены на разные цели. Божественное толкование направлено на зарождение духовности, научный взгляд — на биологическое развитие жизни. Это разные гипотезы и никак не противоречат друг другу», — добавил иеромонах.

Ранее экс-председатель отдела по взаимодействию церкви и общества Русской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин сообщил ТАCС, что первичное вещество с кометы Чурюмова — Герасименко могло способствовать зарождению жизни на Земле. Священнослужитель отметил, что «Бог мог творить мир с помощью разных средств», в том числе и через первичное вещество, которое находится в недрах кометы. Чаплин добавил, что ни эта научная гипотеза, ни другие остальные пока не дают ответы на ряд важных вопросов о зарождении жизни на Земле.

В частности, по его словам, науке пока не удалось узнать, откуда появилась материя, была ли она вечной, как из одного вида животных без посторонней помощи появились другие звери и птицы, как возникла клетка и как возник человеческий разум. Священнослужитель добавил, что «ни одного доказательства возможности самостоятельного протекания этих процессов пока наука так и не представила».

О комете

Автоматическая станция Rosetta была запущена в марте 2004 года с космодрома в Куру для изучения кометы Чурюмова-Герасименко.

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII — VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае. Слово «философ» впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию «единого во всем».

Существует несколько концепций происхождения философии: мифогенная, гносеогенная, теологическая.

Мифогенный. Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифология доминировала в духовной жизни первобытного общества. Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богово и героев — разнообразны. Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии и др. Формирование мира в мифологии понималось как его творение или как постепенное развитие от хаоса к космосу. Наряду с этим проявлялся интерес к происхождению людей, к рождению и смерти человека. Но при этом не существовало разграничения мира и человека. Миф выражал мироощущение, миропонимание той эпохи. Он выполнял такие функции как: связь настоящего с прошлым и будущим, формирование коллективного представления того или иного народа. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей. Миф и философия существенно разные типы мышления: миф доисторическая, коллективно-бессознательная, а философия, наоборот, лично-персонализированная мудрость, однако миф и философию объединяет то, что как первое, так и второе являются функциями самосознания.

Гносеогенная. Основа этой концепции – научное знание. Зарождающаяся научная мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания в отличие от мифологии и ранней религии. Его фундаментом стали не фантазии и иллюзии, а реальные наблюдения, обобщения, выводы, доказательства. Философская мудрость ассоциируется со всем тем, что является результатом не мифологического восприятия, а результатом осмысления действительности с позиций разума. Это уже отмежевание от мифологического мировосприятия на основе достоверных, истинных знаний. Особую роль в становлении нового миропонимания сыграли знания агрономии, географии, медицины, математики, астрономии, истории.

Теологическая (провиденционалистская). Религия – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на «земной» и «небесный». Основа религиозного мировоззрения – вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Одна из исторических миссий религии – формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм и ценностей. Хотя иногда бывает наоборот (фанатизм, вражда к людям другой веры). Родственность философии и религии состоит в том, что они решают сходные задачи – мироуяснения и воздействия на сознание, действия людей. Но велика и их разница. Ведь философия подразумевает свободомыслие, что невозможно в рамках религии. И если религиозное мировоззрение обращено к человеческим тревогам, надеждам, поиску веры, то философия – к пониманию мира и человека с позиций разума.

§ 261. Во второй половине XIX в. некоторые европейские ученые развивали трудовую теорию происхождения языка в несколько ином направлении. Немецкий ученый К. Бюхер в своих работах объяснял происхождение языка из «трудовых выкриков», сопровождавших различные акты коллективного труда, коллективные трудовые действия. Таким образом, возникает еще одна теория, или гипотеза, естественного происхождения языка, которая в современном языкознании известна под названием теории трудовых выкриков. Согласно данной теории, выкрики, или возгласы, первобытных людей, сопровождавшие коллективный труд, вначале носили инстинктивный, непроизвольный характер, а затем постепенно превращались в определенные символы трудовых процессов, т.е. в сознательно произносимые языковые единицы.

Голосовое сопровождение трудовых процессов, в особенности актов коллективного труда, у первобытных людей представляется явлением вполне естественным. Это может быть подтверждено тем, что и в современном обществе во время некоторых работ осуществляются определенные выкрики, или возгласы, которые в какой-то мере облегчают, ритмизируют трудовые процессы, способствуют организации трудовой деятельности людей. Однако подобные выкрики не выражают никакой информации и вряд ли могли послужить источником (по крайней мере единственным) возникновения речи первобытных людей. Они могли быть лишь внешним, техническим средством ритмизации труда, как это имеет место в жизни современных людей.

В работах современных лингвистов теория трудовых выкриков иногда смешивается с трудовой теорией Нуаре.

По своему содержанию эта теория ближе к рассмотренной выше междометной теории, чем к теории трудовой; она может рассматриваться как особая разновидность, особый вариант последней.

Кроме рассмотренных теорий в современной специальной литературе объясняются и некоторые другие теории естественного происхождения языка. В качестве одной из таких теорий можно назвать недавно сформулированную в США «теорию младенческого лепета», согласно которой человеческая речь могла возникнуть из произносимых эмотивно-нейтральных звуков, сходных с непроизвольным лепетом младенца.

Теория божественного происхождения языка

§ 262. Из теорий, или гипотез, искусственного происхождения языка широко известна теория божественного его происхождения, или божественная теория, теория откровения, божественного откровения, теория божественного установления языка. Данная теория известна с античных времен, наряду с другими теориями, рассмотренными выше. Ее содержание основывается на библейских легендах, отражено в древнейшей мифологии, в мифологической литературе, в мифологических произведениях разных эпох.

Самыми древними из дошедших до нас литературных памятников, содержащих сведения о божественной теории происхождения языка, являются индийские веды (буквально «знание»). Это четыре сборника художественных (поэтических и прозаических) произведений разных жанров – песен, гимнов, жертвенных изречений и заклинаний, созданных на азиатской территории к востоку от нынешнего Афганистана в XXV–XV вв. до н.э.

Особой популярностью теория божественного происхождения языка пользовалась в Средние века, когда она занимала господствующее положение среди других гипотез. Вопрос о божественном происхождения языка оживленно обсуждался в научной литературе в XVIII – начале XIX в., что связано с активной деятельностью французских просветителей, распространением идей Французской революции и объясняется стремлением противостоять усиливающемуся влиянию идей естественного происхождения языка. Однако к концу XIX в. данная теория уже утратила свое значение.

Теория божественного происхождения языка с момента ее возникновения прошла сложную эволюцию, в разные времена она излагалась в различных вариантах.

С древнейших времен известны два основных варианта теории божественного происхождение языка. Согласно одному из них (упрощенному, наиболее наивному) происхождение языка объясняется очень просто: язык дан человеку богом; бог создал человека, а вместе с ним – и человеческий язык. В соответствии с другим вариантом этой теории язык был создан людьми, но с помощью бога, под его покровительством. В первой по древности из индийских вед, названной «Ригведа», говорится, в частности, о том, что начало речи дали люди, первые великие мудрецы, под покровительством бога Брхаспати – вдохновителя красноречия и поэзии. Подобная мысль высказывается в древнеиранской священной книге «Авесте» (буквально «закон»), в древнекитайской философской литературе. Близкая к данной версия содержится в работах армянских философов, а также ученых других стран и заключается в следующем: бог создал первого человека – Адама и сообщил ему некоторые имена (земля, небо, море, день, ночь и др.), а Адам придумал имена всем другим существам и предметам, т.е. создал язык по своему произволу.

Наряду с данными, основными вариантами божественной теории происхождения языка известны разные промежуточные ее варианты. Так, например, в одном из гимнов, содержащихся в упомянутой выше древнеиндийской книге «Ригведа», высказывается мысль о том, что бог, «всеобщий ремесленник, ваятель, кузнец и плотник, создавший небо и землю», устанавливал не все имена, а только для подчиненных ему богов, имена же вещам устанавливали люди – святые мудрецы, хотя и с помощью бога, «господина речи». Согласно Библии, бог, создавший мир за шесть дней, назвал лишь самые крупные из созданных им объектов (такие, как земля, море, небо, день, ночь и некоторые другие). Установление же имен более мелких объектов (например, животных, растений) он поручил творению своему – Адаму. Примерно такие же взгляды нашли отражение в английской номиналистической философии, например в работах английского философа Томаса Гоббса (1588–1679): бог по своему усмотрению изобрел лишь некоторые имена и сообщил их Адаму, а также научил Адама создавать новые имена и «роить из них речь, понятную другим людям. Близкие мысли проповедуются в традиционном арабском богословии.

Как уже отмечалось выше, божественная теория происхождения языка к концу прошлого века утратила свое значение. Однако еще в античные времена в античной философии эта теория не пользовалась особой популярностью и была на втором плане; предпочтение отдавалось теориям естественного происхождения языка. У некоторых эпикурейцев божественная теория вызывала даже пренебрежительное отношение. Античные философы (Сократ, Карл Лукреций, Диоген из Эноанды) обращали внимание на то, что одно лицо не в состоянии «обозначить вещи все голосом», что для этого вначале нужно познать сущность всех вещей, а это одному не под силу. К тому же не из чего было создавать слова, так как до установления имен не было более мелких единиц, звуков.

В XIX в. с резкой критикой божественного происхождения языка выступил немецкий ученый-филолог Я. Гримм, признававший распространенную в то время концепцию обеднения, порчи языка в процессе исторического развития. Гримм выдвигает против данной теории некоторые богословские аргументы; он заявляет, во-первых, что божьей мудрости противоречит насильственное навязывание того, «что должно свободно развиваться в человеческой среде», и, во-вторых, было бы противно божьей справедливости позволить терять «дарованному первым людям божественному языку свое первоначальное совершенство». На этом основании делается вывод о том, что бог не имел никакого отношения к возникновению и развитию языка.

В современной лингвистической литературе внимание обращается также на невозможность божественного происхождения языка как единовременного, скачкообразного акта еще и потому, что для формирования первоначальной человеческой речи необходимо приспособление определенных органов человека, образование речевого аппарата, которое требует значительного периода времени.

Утрата популярности рассматриваемой теории происхождения языка, несомненно, связана и с распространением атеистических убеждений среди многих ученых.

Несмотря на научную несостоятельность божественной теории происхождения языка, современные ученые отмечают и некоторые положительные моменты последней. В работах некоторых авторов обращается внимание на то, что «теория божественного происхождения языка… существенно повлияла на разработку других теорий»; возрождение этой теории в начале XIX в. способствовало тому, что «было дополнительно сфокусировано внимание на роли и сущности языковой способности человека».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *