Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей
В любом даже самом коротеньком тексте сказки зашифрован код, который помогает бороться со страхами, найти свою мечту, научиться препятствовать трудным жизненным обстоятельствам, найти ответы на интересующие вопросы.
Психологи давно поняли, что с помощью сказки можно лечить людей, так и возник метод сказкотерапия, который подходит как маленьким пациентам, так и тем, кто давно повзрослел.
Как Кенгуреныш стал самостоятельным
О подсолнечном семечке
Белочка-Припевочка
Случай в лесу
Про ежика Витю
Маленький гном
О песике по имени Тобик
Роза и ромашка
Цветок по имени Незабудка
Маленький медвежонок
Про Енота
Помидор Сашка
О Зайчике, который обиделся на свою маму
О глупенькой маме
Гномик
Про семью карандашиков
Маленький Котенок
О маленьком Тигренке
Серое ухо
Смелый Гномик
Медвежонок и Баба Яга
Мышонок и темнота
Белочка Нуся
Слоненок, который боялся темноты
Приключения медвежонка
О Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание
Фея Равнодушие и Страна Надежды
Кенгуренок Вася
Цветик-семицветик
Медвежонок и Старый Гриб
Котенок Маша
Шустрик и Обжорик
О простой царевне Любе, которой не хотелось учиться
Кораблик
О Котенке, или Чего мне волноваться?
О двух братьях и сильной воле
О непоседливой Обезьянке
Петя-Петушок
Один обычный год, или Чрезвычайное происшествие
Мальчик и Светлячок
Девочка Надя и Баба Яга
О Ежонке
Мальчик Сережа
Тип и Топ
Про маленькое Облачко
Маленькое Привидение
Часы
Хвостатик
Гусеница-крапивница
Нужная вещь
Скрипочка
Костерчик
Ловкая Лапка
На маленькой полянке
Щечка
Светлячок
Тёма и сон
Смелый мальчик и Тётушка Ночь
Про кроватку
Как Илюша животик кормил
Почему нужно кушать
Про Катюшину Капризку
Как Андрюша гостей встречал
Как Оля полюбила садик
Про смелого Алёшу
Бум-бум-бум
Ольга Хухлаева, Олег Евгеньевич Хухлаев
Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми
© Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., 2012
© Издательство «ФОРУМ», 2011
Введение
Давайте вспомним, как улыбается ребенок. Радостно, беззаботно и доверчиво. Или как-то по другому?
Что для вас детская улыбка? Весенняя листва. Шепот моря на мокрой гальке. Солнечный лучик в уголке зеркала. Может быть, что-то свое?
Что значит улыбка для ребенка? Мир в душе. Возможность расти и развиваться. Желание узнавать новое, действовать, ставить цели и добиваться их.
Почему же не все дети часто улыбаются? Вероятнее всего, нарушено их психологическое здоровье. Многие взрослые считают, что главное для ребенка – его физическое здоровье. Здоров – значит счастлив. Но не менее хрупким является душевное или психологическое здоровье ребенка. Именно оно требует особого внимания взрослых. Не зря сегодня все громче и громче говорится о взаимосвязи психологического и физического здоровья человека и болезнях как следствии эмоциональных трудностей.
Какой самый быстрый путь к душе ребенка?
Конечно, сказка. В данной книге приведены сказки, которые помогут укрепить психологическое здоровье детей и при необходимости его «вылечить». Они наполнят внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя и видеть поддержку окружающих.
Сказки в основном рассчитаны на младших школьников, но некоторые могут быть понятны дошкольникам, интересны и полезны подросткам.
Чтобы знать, когда, в какой ситуации взрослым нужно «бить тревогу», сказки предваряет описание нарушений психологического здоровья и их поведенческих проявлений, способов их диагностики. Пусть взрослых не пугает, что при этом используются понятия «агрессия» и «страх». Стоит уйти от стереотипного восприятия агрессии и страхов как ассоциальных или абсолютно нежелательных проявлений. Агрессия и страхи являются «языком», при помощи которых ребенок сообщает о душевном неблагополучии. Поэтому они бывают разными как по своей причине, так и по поведенческим проявлениям. Сказки в книге сгруппированы в соответствии с формами и содержанием агрессии и страхов детей.
Завершают книгу краткие методические рекомендации, рассказывающие, как работать со сказками. Но они не являются обязательными. Взрослые, которые находятся в контакте со своей интуицией, безусловно, найдут свои способы. А главное, сами получат удовольствие в работе с ними.
В подготовке отдельных сказок принимали участие студенты – психологи МПГУ, МОСУ и МГППУ. Спасибо им.
Книга предназначена для психологов системы образования, педагогов и родителей.
Психологическое здоровье как цель психологической поддержки детей
Давайте представим себе психологически здорового человека. Какими качествами он обладает?
В нашем понимании психологически здоровый человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без приобретения психологических травм, а использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на земле в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его. Исходя из этого, можно сказать, что психологическое здоровье – это а) наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека (эмоциями и интеллектом, душой и телом, рациональностью и интуицией), так и между человеком и обществом;
б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
в) стремление развиваться, т. е. становиться лучше в различных жизненных сферах;
г) сформированность основных возрастных новообразований;
д) возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.
Понятно, что представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон. А в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья. Подробное обсуждение причин этого в рамках данной книги не представляется необходимым. Заметим только, что существенный вклад в появление отклонений вносят современные социально-культурные условия. Однако кратко привести возможные наиболее вероятные нарушения психологического здоровья здесь следует, поскольку они могут потребовать помощи взрослых.
Типология нарушений психологического здоровья
Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, боязни окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Такие дети вспыльчивы, часто дерутся. Минимальная обида приводит к конфликту. При этом они с трудом успокаиваются. Считают, что окружающие относятся к ним недоброжелательно и несправедливо. После драк нередко оправдываются словами: «Они первые лезут».
Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся боязнью темноты, остаться одному дома и т. п. Такие дети тревожны в особенности в новых ситуациях, стремятся их планировать, контролировать. Спрашивают взрослых: «А что будет потом?» Нередко видят страшные сны. Взрослым о своих страхах не рассказывают, чаще их даже отрицают.
Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте(1–3 года). Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, свободному проявлению своих желаний, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи: боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявление гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.
Дети с деструктивной агрессивностью стремятся к нарушению правил. Часто не слушаются неавторитарных взрослых. В присутствии авторитарных – затихают. В свободное время громко хохочут, особенно при употреблении «туалетной» лексики. Неорганизованны, склонны к забывчивости. Приготовиться к уроку для них нередко бывает большой проблемой. Могут обкусывать ручки, терять вещи. Иногда деструктивная агрессивность принимает косвенные формы. Это могут быть побуждение к агрессивным поступкам других или действия исподтишка. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение чего-либо, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.
Дети с социальными страхами, напротив, очень нормативны, стремятся быть хорошими учениками, ставят себе высокие планки. Они чувствительны, сильно переживают из-за оценок и из-за страха огорчить родителей, поэтому склонны к психосоматике. Очень волнуются на контрольных работах, могут выполнять их хуже, чем текущие. Почти никогда не злятся. Окружающие считают их добрыми, послушными детьми. Однако самим детям очень тяжело жить в тех «рамках», которые они сами же себе и выстроили. «Рамки» – это не результат наказаний или страха родителей. Наоборот, с родителями у таких детей теплые отношения. «Рамки» – это слишком сильное желание детей быть всегда и во всем хорошими.
Для чего нужно читать младшему поколению сказки? Мы рассказываем детях о приключениях Ивана Царевича, лесных зверей и других героев не только для того, чтобы развлечь малышей. Сказки дают маленькому слушателю минимальные представления о добре и зле, знакомят с различными жизненными ситуациями, помогают познавать окружающий мир. А еще они способны утешать, успокаивать, помогать бороться с тревогами, которые могут быть даже у самого маленького человека.
Содержание
- «Тараканище», «Бармалей», «Краденое солнце» и «Муха-цокотуха»,Корней Чуковский
- «Про бегемота, который боялся прививок», Владимир Сутеев
- «Любопытный Джордж попадает в больницу», Маргарет Рей и Хан Аугусто Рей
- «У страха глаза велики»
- «Приключения Дук-ду», Валентина Путилина
- «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Дмитрий Мамин-Сибиряк
- «Приключения желтого чемоданчика», Софья Прокофьева
- Предисловие
«Тараканище», «Бармалей», «Краденое солнце» и «Муха-цокотуха»,Корней Чуковский
У малышей возраста 3−5 лет Корней Чуковский — один из любимых авторов. Детей привлекают его яркие произведения своими четкими рифмами, подвижным, переменчивым ритмом и музыкальностью. Они легко запоминаются дошколятами за счет необычных словосочетаний и повторов. Во всех этих произведениях присутствует отрицательный персонаж, сильный и страшный, наводящий ужас на остальных. Но его все равно побеждает смелый герой, с которым ребенку хочется отождествлять себя.
«Про бегемота, который боялся прививок», Владимир Сутеев
Название этой сказки говорит само за себя. Большой бегемот так испугался прививки, что даже несколько раз поменял свой цвет: сначала он побелел от страха, затем пожелтел, потому что вовремя не привился, а потом и покраснел, что он, такой большой, испугался маленького укола.
«Любопытный Джордж попадает в больницу», Маргарет Рей и Хан Аугусто Рей
Еще одна хорошая сказка для детей, которые испытывают стресс перед визитом к врачу. Книга написана с добрым юмором и вниманием к чувствам героев. Причем Реи рассказывают не только об обезьянке Джордже, но и о других детях. Все оказались в больнице по разным причинам, кто-то вынужден лежать в постели, кто-то — передвигаться в инвалидном кресле. Но врачи и медсестры заботятся о каждом и делают все, чтобы маленькие пациенты выздоровели и поскорее отправились домой. Вместе с Джорджем маленький слушатель может узнать, что скрывается за дверями больницы, что такое рентгеновский снимок и как его делают, как выглядит операционная, что происходит перед тем, как пациента туда отправляют, как его готовят к операции. Зачастую рассказ о том, что ждет ребенка за дверями кабинета, какими инструментами будет пользоваться врач, заметно снижает его тревожность, уменьшает панику и страх.
«У страха глаза велики»
В возрасте 5−6 лет мы начинаем знакомство детей с культурным наследием в виде пословиц и поговорок. Иногда малышам сложно сразу понять смысл народной мудрости. Мораль русской народной сказки «У страха глаза велики» заключена в ее названии. Прочитав ее, мы можем наглядно объяснить пятилетке, как появляются и закрепляются в языке крылатые выражения. Нередко мы видим угрозу там, где ее нет, и боимся того, что не представляет никакой опасности, воображаем себе то, чего не было на самом деле.
«Приключения Дук-ду», Валентина Путилина
Эта сказка рассказывает о семье белок: малыше Дукдуше и его маме Бельчихе. Дук-ду, что в переводе на беличий язык — «Ой, боюсь», — настоящий трусишка. Он мечтает перестать бояться всего на свете, этого же хочет и его мама. В итоге маленькому бельчонку, которому выпали сложные испытания, удалось преодолеть все свои тревоги и стать самым храбрым в лесу. Как? А просто он воспользовался советом лесного доктора чаще повторять: «Я не боюсь!».
«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Дмитрий Мамин-Сибиряк
Герой произведения Мамина-Сибиряка похож на бельчонка из предыдущей сказки. Заяц тоже был трусишкой, но, устав от этого, стал хвастать, что никакого хищника в лесу он не боится: ни волка, ни лису, ни медведя. А после встречи с настоящим волком он и сам поверил в то, что на самом деле сильный, смелый и бесстрашный. Прекрасный пример того, как сильна вера в себя!
«Приключения желтого чемоданчика», Софья Прокофьева
Сказочную повесть Софьи Прокофьевой я бы рекомендовала читать детям 7−8 лет. Книга рассказывает о двух непростых детях: очень пугливом мальчике Пете и вечно плачущей девочке Томе. Добрый доктор подготовил для них лекарства и сложил их в желтый чемоданчик, который случайно попал в чужие руки. Малыши отправилась на поиски чемоданчика, пережили немало приключений и в итоге преодолели свои проблемы безо всяких лекарств.
Читайте эти произведения ребенку, обсуждайте их вместе. После этого можно нарисовать героев, слепить их из пластилина, разыграть сценку из игрушек, придумать продолжение приключений. Это помогает в борьбе с тревожностью.
Слушая сказки, ваш малыш будет проживать все ситуации с героями, замечать разные пути преодоления возникших трудностей, что-то брать себе на вооружение. И со временем вы заметите, как постепенно он научится самостоятельно преодолевать тревоги!
Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
Казалось бы, не так давно — в последнее десятилетие — возникла психологическая служба в Российском народном образовании. Но уже появилось достаточно много разработок в этой области. Общие принципы школьной психологической службы, ее структура представлены в работах И.В. Дубровиной. Содержание основных видов деятельности школьного психолога — диагностической, коррекционной, психопрофилактической — подробно раскрывается Р.В. Овчаровой.
Однако, как показывают наблюдения, в реальной практике школьный психолог делает акцент на каком-либо одном виде деятельности, чаще диагностической, иногда и совсем ограничивается ею. Психокоррекционный блок обычно бывает представлен слабее, психопрофилактический блок, как правило, выпадает. В особенности это характерно для начинающего специалиста. Нам представляется, что во многом избежать такого «перекоса» можно при использовании модели школьной психологической службы, предложенной Н. Морозовой. В качестве основной цели школьного психолога она видит содействие адаптации ребенка к школе, и поэтому центральным понятием ее модели является школьная дезадаптация. Под школьной дезадаптацией при этом понимается образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушения учебы или поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Н. Морозова предлагает на основе скрининговых методов психодиагностики условно делить учащихся на пять групп в зависимости от выраженности качественных особенностей адаптации их к школе (или дезадаптации) и затем с каждой из групп организовывать определенное психолого-педагогическое взаимодействие.
ПРИВЕДЕМ КРАТКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭТИХ ГРУПП ПО Н. МОРОЗОВОЙ:
ГРУППА 1 — норма. К ней относятся социально адаптированные дети , т.е. дети, которые успешно, не испытывая серьезных трудностей, справляются с учебной нагрузкой, коммуникабельны в общении с преподавателями и сверстниками, не имеют значительных отклонений в состоянии психического и соматического здоровья.
ГРУППА 2 — это группа риска возникновения школьной дезадаптации. К ней относят детей, имеющих сферу неблагополучия личностного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку. Эти дети могут успешно справиться с учебной нагрузкой, не проявлять видимых признаков нарушения социального поведения или же проявлять их слабо.
ГРУППА 3 — это группа с неустойчивой школьной дезадаптацией. К ней относятся дети, не справляющиеся с учебной нагрузкой по одному или нескольким предметам. Чаще всего при этом неуспеваемость сопровождается существенным ослаблением психосоматического здоровья ребенка и наличием нарушений в сфере межличностных отношений.
ГРУППА 4 — это группа с устойчивой дезадаптацией. К ней относят детей, у которых наличие неуспеваемости сочетается с асоциальным поведением (грубость, хулиганство, побеги с уроков и из дома, агрессивность).
ГРУППА 5 — это группа патологических нарушений. К ней относят детей с врожденным явным или неявным патологическим отклонением, незамеченным или умышленно скрываемым родителями при поступлении ребенка в школу. Такая патология выражается:
психически (задержки психического развития различной степени, стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы, неврозоподобные и психопатические расстройства);
соматически (наличие стойких физических недугов, нарушения в сердечно-сосудистой системе и др.);
социально (аномальные формы развития личности: стойкие и нерегулируемые противоправные действия, патологическая агрессивность).
Как видно из характеристик групп, перед школьным психологом ставится трудная задача — оказание психологической помощи различных форм и содержания детям 2, 3, 4 групп (работу с детьми 5 группы организуют специалисты другого профиля). В этих условиях из поля зрения психолога в первую очередь выпадают дети второй группы — группы риска: они хорошо учатся, а их личностное неблагополучие обычно не замечается ни родителями, ни педагогами. Более того, иногда такой ребенок может быть даже удобен взрослому, т.к. послушен, имеет высокую школьную мотивацию. Но именно детям «группы риска» как никому необходима психологическая поддержка особенно при первых школьных шагах во избежание появления у них глубокого внутреннего конфликта, наработки неадекватных компенсационных механизмов, психосоматизации.
Особенно острой может оказаться ситуация первых лет обучения детей группы риска в современных лицеях, гимназиях, где упор делается на интенсификацию обучения и часто не принимаются во внимание индивидуальные личностные особенности ребенка. Хочется также обратить внимание на массовость этой группы детей. По данным Н. Морозовой, доля группы риска в каждом классе составляет от 25% до 64% в зависимости от типа образовательного учреждения. Исследования, проведенные нашими студентами — МПГУ им. Ленина и МОСУ, представляют несколько большую цифру — до 70%, таким образом практически каждый ребенок, поступающий в первый класс, требует психологической поддержки.
Мы полагаем, что единственно возможный путь в данных условиях — это слияние психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми первых лет обучения в школе и организация системы психологических тренингов такого рода, чтобы они оказывали коррекционное воздействие или же одновременно являлись средством психопрофилактики школьной дезадаптации, если нет необходимости коррекции. Еще более эффективным является включение детей в такие тренинги еще в период подготовки их к., школе, т.е. в старшей и подготовительной группах детского сада.
Цель настоящего пособия — представить один из подходов к такой психокоррекционной и одновременно психопрофилактической работе с детьми 5-9 лет, т.е. воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1-2 классов школы.
В подготовке пособия большую помощь оказали студенты Московского открытого социального университета и Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина, которые проводили занятия по нашей программе в я/с №1837 и УВК № 1687 г.Москвы. Кроме того, особо хочется поблагодарить моих коллег Туркину Н.П. и Громову Т.В., материалы которых были использованы в нашем пособии.
ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
При определении задач психокоррекции мы исходим» из возможности структурировать отклонения в формировании личности по 3-м уровням: эмоциональному, когнитивному, поведенческому.
В качестве основного показателя отклонения развития личности ребенка 6-7 лет на эмоциональном уровне мы принимаем нарушения в формировании эмоциональной децен-трации (Г. М. Бреслав).
В качестве показателя отклонения развития личности на когнитивном уровне — нарушения в формировании самосознания личности (В. С. Мухина).
На поведенческом уровне — нарушения в ролевом развитии ребенка (Я. Морено).
Принятые показатели определили следующие задачи:
— формирование у детей эмоциональной децентрации;
— формирование самосознания личности;
— обеспечение адекватного ролевого развития детей.
Для решения поставленных задач были сконструированы блоки, состоящие из специально организованных методов и приемов. Блоки взаимосвязаны, работа с ними возможна как последовательно, так и параллельно. Перейдем к описанию выделенных блоков.