Терпенья или терпения?

Содержание

Терпение Христово

Если мы обратимся к Писанию и посмотрим, что же терпел Христос, то увидим следующее: в Мф. 17, 17, узнав о том, что Апостолы не смогли исцелить бесноватого отрока, Он говорит: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?

Эти слова почти дословно повторяются в том же эпизоде в Мк. 9, 19 и в Лк. 9, 41 и свидетельствуют о том, что терпел Он греховное человечество. Уже само пребывание Человеком между людьми — Его кеносис, умаление, принятие Царем и Богом образа раба — требовало от Бога поистине нечеловеческого терпения. А о Крестных муках Он в Евангелии от Луки (Лк. 12, 50) говорит: Крещением должен я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится! Получается, что к Крестным мукам Он стремился, но не потому, что это Ему было легко,— это было ужасно — а потому, что они знаменовали исполнение дела спасения и преодоление греховности мира, которую Христос принял на Себя в Крещении, Сам будучи Единым Безгрешным. Недаром говорят мудрые богословы, что Крестный путь Христов начинается с Рождества, с вочеловечения.

А если мы, христиане, терпеть хотим по-христиански, то для нас главное в терпении — это терпение обстоятельств в падшем мире и нас самих, пребывающих в этом мире в падшем же состоянии.

Терпение как добродетель

Терпение — это универсальная добродетель, хотя привычным образом добродетели делят на этические, называемые также гражданскими, и духовные. Но это не вполне точно, потому что каждая этическая добродетель имеет несомненное духовное измерение, более того — вырастает из духовных причин, как, впрочем, и вообще вся внутренняя жизнь человека. Когда мы анализируем человеческие свойства и качества, полезно, разумеется, строить классификации, в той или иной мере остроумные, но при этом никак нельзя забывать, что человек един. Как едино и человечество. Как един и весь огромный Божий мир.

При всей своей универсальности терпение имеет сугубое духовное значение; только этим можно объяснить то, что оно требуется всегда и во всём. Но при этом терпеть нужно с разумением; в противном случае именем терпения могут называться вещи далеко не доброго свойства.

Это выявляется на самом элементарном уровне — при физическом дискомфорте. Все мы знаем, как ноют малые дети в жаркий день оттого, что хотят пить. Единственное, что можно при этом сделать,— это напоить их, потому что терпению их обучить невозможно, это задача для более зрелого возраста. Призывать их к терпению — значит мучить. И они же становятся невыносимо капризными, когда заболевают, потому что им плохо. Умная мать не будет сразу наказывать ребёнка, который по непонятной причине плохо себя ведёт, а для начала измерит ему температуру,— в этом, кстати сказать, проявляется мудрое материнское терпение. Но сейчас речь пойдёт о взрослых, которым следует терпеть и жажду, и жару, и голод, и холод, и боль. И что хуже всего — уже не на физическом уровне — несправедливость и унижение. Но как терпеть? — а все так же, с разумением.

Что это значит? Только то, что при всяком подобном испытании нужно рассудить, Господь ли его посылает или это результат нашей собственной неумелости организовать нормальные условия жизни или, хуже того, нашего упрямства, нашего неумения ладить с людьми, а попросту — не обижать их. Всего хуже — когда дурные условия жизни создаются нами нарочно, ради ложно понимаемой «аскетики». Здесь можно так близко подойти к границе психопатологии, что и не заметишь, как эту границу пересечешь.

Во многом знании… печаль. А в незнании?

Вопрос вопросов — как терпеть то, что причиняют нам наши дорогие ближние.

…Наши современники, пишущие и говорящие на темы христианства, обладают одним любопытным свойством: вольно или невольно автор создает впечатление, что знает все. Отнюдь не претендуя на столь совершенное знание, признаюсь терпеливому читателю в том, что многого не знаю, а кое­какое мое незнание стало для меня мучительным. Вот и в том, что касается терпения, я не только не знаю, где кончается добродетель и начинается… простите, мазохизм, а в лучшем случае — трусливое и ленивое попустительство греху, но и не понимаю, как сочетается терпение всяких гадостей от ближнего с любовью к нему же.

Нет, на этот раз я вовсе не о любви к врагам, я вот о чем. Приходилось неоднократно слышать и читать, в том числе и в житиях, как возвышались духом те, которых без вины ругали и мучили, как это было для них путем к спасению. А как насчет спасения тех, кто их безвинно ругал и мучил? Мы знаем, что авву, который, если говорить честно, преследовал и терзал преподобного Иоанна Дамаскина, Матерь Божия попросила от этого воздерживаться. О чем он и поведал, и этим оправдался. А вот все ли усердные не по разуму воспитатели способны на такую духовную чуткость и искренность? А сами мы способны ли без озлобления, но с всепобеждающей трезвостью рассматривать такие случаи?

Как я заметила выше, эту проблему я не решила и вряд ли решу. Но осмелюсь допустить, что не всякое плевание человеку в лицо идет ему на пользу. А уж плюющему-то…

Терпение и труд все перетрут

Без терпения невозможно научиться никакой профессии, потому что и самые простые требуют навыка, навык приобретается упражнением, а для упражнения нужно терпение, которое и позволяет превращать заурядное ремесло в высокое искусство.

Что же касается искусства как такового, то в свое время для первоклашек класса фортепьяно ЦМШ (школа при Московской консерватории) вскоре после начала занятий проводился своеобразный урок. Их вели в недалекий переулок. Там стоял дом, в одном из окон которого была открыта форточка, а оттуда неслись звуки — не так чтобы очень мелодичные. И учительница говорила: «Слышите, дети? Это Гилельс. Он играет гаммы. Каждый день по нескольку часов». Такой вот урок терпения. А все великие балерины точно так же по нескольку часов в день занимаются упражнениями; кстати, в балете это называется «работать у станка». А мужественные гитаристы и нежные арфистки одинаково раздирают себе пальцы в кровь в процессе овладения мастерством.

А что главное дается высшим образованием (если оно настоящее)? — Да навык работы с литературой — не скачивание рефератов из интернета, а умение работать с библиотечными каталогами, умение находить там то, что тебе нужно, правильно читать, делать конспекты, выписки, находить причины и следствия — и понимать функции интернета как мощного источника информации, а не как шпаргалки. Между прочим, запрос для интернета тоже нужно уметь сделать. А для технических специальностей — умение корпеть над чертежами, добиваясь предельной аккуратности и четкости исполнения. И овладение тонкостями высшей математики, когда в душе растет и зреет протестующий вопль: «А зачем мне это!?!». А для химиков и биологов — способность повторять опыт десятки и сотни раз при скрупулезном соблюдении правил, обеспечивающих надежность результатов. Вот что дает высшее образование — и не более того. Но и в дальнейшем всякая научная работа требует терпения. Например, настоящие историки годами сидят в архивах для того, чтобы потом опубликовать одну небольшую статью.

Стерпится — слюбится…

Колоссальное терпение требуется в семейной жизни. Чехов даже считал, что это главное, что в ней требуется. Очень большой процент разводов из нашей и вообще-то катастрофической статистики восходит просто к отсутствию терпения. Ведь люди ожидают, что вот оно — красивое платье, оркестр, несусветной роскоши свадебный банкет, а дальше начинается сплошная рекламная пауза. А начинаются будни. Начинается шок от того, что любимое существо при ближайшем рассмотрении вызывает некоторые вопросы и даже отчасти чувство протеста. А надо терпеть, привыкать, уступать. Учиться любить живого человека, а не созданный собственным воображением фантом. Ну, а если такое дело, в котором уступать нельзя, то действовать надо с любовью и молитвой. Человека так сразу не переделаешь, и вообще-то говоря переделывать — это дело Божье, а не дело супруга. Его дело — любить и терпеть, а там Бог даст то, что нужно. Колоссальное терпение нужно и при взращивании и воспитании ребенка, а единственный способ смягчить все семейные тяготы — это настолько проникнуться любовью, что она преобразит жизнь так, что все будни превратятся в праздники. Но это дается духовным трудом.

Духовная жизнь — сколько можно терпеть­то?

Когда мы переходим к терпению в нашей религиозной жизни, выясняется, что тут­то терпения нужны моря и океаны. Сейчас принято горячо обсуждать, так сказать, «провальный» религиозный опыт. А ведь если попросту, то все разочарования проистекают из-за отсутствия терпения. Рассуждение при этом может быть примерно такое: это как же это так: я крестился, я в Церкви, пощусь, правило читаю — а все еще по водам не хожу, словом не исцеляю… да зачем мне все это нужно!? И далее: как я могу находиться в Церкви, когда прихожане такие грубые, некультурные, а священник такую плохую проповедь сказал… Как правило, это говорит человек, который сам особой культурностью не отличается, а что касается проповеди, то пару лет назад он о проповеди понятия не имел, а сейчас уже судит и рядит свысока, как эксперт в области гомилетики…

То же самое в молитве: вот я молюсь-молюсь, а духом не возношусь, никаких экстатических явлений не наблюдается — и все, и надоело, и не буду я больше молиться. Очень это, между нами говоря, глупое рассуждение, потому что молитвенный навык — вещь тончайшая, молитва есть искусство искусств, умное делание. То есть для молитвы такое терпение нужно… Один священник, когда ему говорили: вот я молюсь, а толку никакого, и чем я дальше молюсь, тем больше у меня сухости, можно, я вообще не буду молиться, отвечал: Вы, может, тысячу молитв прочтете как деревяшка, а тысяча первая помимо вашей воли будет настоящей, а Вы, может быть, этого даже и не заметите. Но молиться надо именно поэтому, ради этого раза, — пусть одного из тысячи.

А почему люди не постятся, пренебрегают постом? При этом звучит масса аргументов: это устарелое установление, здоровье не позволяет… Здоровье — это бывает, это даже серьезнее, чем принято считать. И некоторым непрямым образом связано с терпением. Очень легко срывается с благочестивых уст рассуждение о том, что раньше люди были праведны и потому постились, а сейчас все грешные и пост им невмоготу. Но давайте сложим два и два: коль скоро мы говорим о непоправимом вреде, который наносится автомобилями, вредными производствами и т. д., почему бы не признать, что этот вред причинен не только воздуху, но и здоровью людей? В больших городах путь на работу и с работы отнимает у человека до 30% запаса дневной энергии. Это как, грех? Короче — почему бы нам не терпеть немощи ближних и не воздерживаться терпеливо от их осуждения? Да и свои… но об этом ниже.

Но с другой стороны — почему мало кто из тех, кому здоровье не позволяет поститься, просит у батюшки замену поста? А ведь это тоже косвенный показатель отсутствия терпения.

У нас нет терпения и для элементарного духовного упражнения в самопознании, для того чтобы подумать: а что такое на самом деле «Я». А самопознание — это начало христианской жизни. Ведь не зря же пользуются популярностью списки рекомендуемых к покаянию грехов, такие по сути шпаргалки, где подчас встречаются вещи странные, но в основном это — длинные перечни, где, как в тесте, остается только галочки ставить, — без Божества, без вдохновения, без покаяния, без мысли и чувства. Оно надо? А ведь всякому человеку необходимо разобраться, что является частью его личности, а что — грехом, на ней паразитирующим. Как правило, для этого тоже не хватает терпения, а напрасно, потому что можно было бы потихонечку прийти к мысли о том, что очень многое из того, что кажется составляющим нашей личности,— это шелуха, это пена и корка, которая на нас наросла в падшем мире.

Терпение рождает смирение, потому что чем больше думаешь, чем больше у тебя терпения подумать, тем больше ты понимаешь, что уж не такое ты сокровище, чтобы тебе себя рассматривать как эталон и ревизовать церковные правила в зависимости от того, подходят они тебе или не подходят. Если ты считаешь, что они тебе не подходят, так это не потому, что они плохие, а потому, что тебе нужно с терпением научиться им соответствовать.

«Терпи себя»

И вот мы подходим к моменту, который считается входящим уже в высшую аскетику. Об этом пишут мало, потому что считается, что это вещь очень тонкая. Это так, но знать про неё, наверное, необходимо. Это терпение себя.

Научиться терпеть себя вовсе не означает расслабленного снисхождения: да, я такой, ну и что? По­настоящему терпит себя тот, у кого уже есть некоторое представление о том, каким же должен быть тот, кто идет путем спасения. И вот тут он видит, что он этому не соответствует. Прыгать через ступени, в пятнадцать минут пересмотреть свое мировоззрение и счесть, что отныне ты будешь подвижником и духовидцем,— вот этого нельзя, это нетерпение. А терпение — это признаться, что ты в общем­то мало на что пригоден. Не подарочек. То есть признать свое несовершенство. И терпеть. В конце концов, Бог тебя терпит. А ты что, лучше Него?

Но здесь­то и кроется самое главное: как часто люди создают по своему замыслу идеальный образ себя и пытаются соответствовать этому образу, и впадают в разные нехорошие состояния, когда терпят неудачу. А терпение себя подразумевает в первую очередь умение смотреть на себя глазами Божиими и решать проблему проблем: каким Он меня создал? для чего? как я могу этому соответствовать? как мне услышать Его голос, призывающий меня освобождаться от греха?

И нужно обратить внимание на то, как часто в Писании говорится о путях Божиих (только в Псалтири — 29 раз, а в Ис. 55, 8–9 сказаны слова, в значительной мере проясняющие нашу тему: Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь… пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших).

Проявив терпение в духовной жизни, мы обретаем смирение перед Господом. А потом уже понятно, что выход для нас только один: просить у Господа, чтобы Он нас вел именно тем путем, который Он для нас предусмотрел,— не разрабатывать систему аутотренинга, а обратиться к Нему. Главное, чтобы Он нас вел именно в том темпе, который считает полезным. Это Его дело, и не каждого Он, как Савла Тарсянина, мгновенно обращает от пламенной вражды к христианству к столь же пламенной любви Христовой.

Многие любят говорить, что Бог-де захотел — и в одну минуту Савл стал Павлом. А кто такой был Савл? Об этом тоже нужно подумать. Савл был фарисей и сын фарисея. Савл был ученик ученейшего и мудрейшего рабби Гамалиила. Савл был очень верующий человек и очень твердый в своей вере. Это похоже на современных людей, которые обращаются в христианство? — да ничего подобного; мы же в основном духовно размякли, духовно одрябли. Заразились вялыми идеями насчет того, что можно думать по-разному, есть разные мнения… Ничего похожего у Савла не было. Он пламеннейшим образом следовал тому, что считал Божьей Истиной, а Бог показал ему, что Истина в другом. Его обращение было обращением очень сильной личности; это был, так сказать, поворот вектора без изменения его величины. А нам полезнее не возноситься в фантазиях, а терпеть себя перед лицом Божиим.

Когда человек терпит себя, ему уже не до тщеславия. Упражнение в терпении себя состригает гордыню под ноль. Если человек терпит себя, то он и знает себе цену, понимает, что гордиться ему нечем, а не то чтобы «Я знаю, что гордиться нехорошо, поэтому я не буду гордиться. Да, я совершенно замечательный, но я не буду гордиться». Это ложный путь, так долго не выдержишь. А вот когда человек терпит себя, то он понимает: «А чем мне гордиться? Ну, дал мне Бог мозги, так я же их плохо употребляю, разгильдяйничаю, бездельничаю. Ну, дал мне Господь дар человеческой речи, но я же глупости говорю, сплетничаю, осуждаю, пересудами занимаюсь. Где же мой глагол, которым жечь сердца людей? Нет у меня такого глагола за пазухой». И вот так вот можно перебрать все свои свойства и качества и увидеть, что гордиться нечем. И главное при этом — не впадать в отчаяние, потому что мы много чего можем напридумывать насчет того, какими хотели бы быть, а важнее всего — понять, какими нас замыслил Господь.

Но почему же терпение себя не грозит превратиться в источник отчаяния? — Потому что оно связано с упованием на Бога. Без этого упования оно вредоносно. Настоящее терпение себя — это если человек знает, что Господь его любит, какой он ни на есть, и выведет на путь спасения — так и тогда, как и когда сочтет это нужным.

Марина Журинская

Журнал «Православие и современность» №19 (35), 2011 г.

В Послании Иакова 1:2-4 мы читаем:

Послание Иакова 1:2-4
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.»

Чтобы быть совершенными во всей полноте, нам нужно совершенное действие терпения. Поэтому сегодня я хочу обратить внимание на терпение и его значимость.

1. Терпение: Зачем оно нам нужно?

Для начала обратимся к Посланию к Евреям 12:1-2. Там читаем:

Послание к Евреям 12:1-2
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.»

Есть поприще, которое нам надлежит пройти, и мы должны проходить его С ТЕРПЕНИЕМ, взирая на Иисуса, который также с терпением претерпел крест, ради предстоящей ему потом радости. Подумайте о терпении Христа. Он никому никогда не сделал зла. Он исцелял увечных, воскрешал мертвых, выполнял волю Господа во всем ее величии. Несмотря на это, его преследовали и мучили как никого другого, вплоть до распятия. Были ли у Христа причины гневаться и хотеть бросить все, так как люди, которым он служил, так ужасно отнеслись к нему. Даже если были, он никогда ими не руководствовался. Вместо этого ОН ТЕРПЕЛ. Вы терпите, когда цель, которую вы хотите достичь, гораздо важнее мучений, которые терзают вас сейчас. Так думал и Иисус. Он терпел боль и унижение, видя то, что за этим последует, — спасение наших душ, ставшее возможным благодаря его мукам. Он – яркий пример терпения для нас, тот, на кого нам надлежит взирать, когда мы бежим в нашей гонке. Как сказал Павел в 1-м послании Коринфянам 9:24-25:

1-е послание Коринфянам 9:24-25
«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.»

Награда в нашей гонке – не венец тленный на тленном теле, дарованный тленной рукой. Но это НЕТЛЕННЫЙ венец, на НЕТЛЕННОМ, духовном теле, дарованный НЕТЛЕННОЙ РУКОЙ – рукой ИИСУСА ХРИСТА. Продолжим читать Послание к Евреям 12:

Послание к Евреям 12:3
«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.»

А также:

Послание к Евреям 10:35-39
«Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. ТЕРПЕНИЕ НУЖНО ВАМ, ЧТОБЫ, ИСПОЛНИВ ВОЛЮ БОЖИЮ, ПОЛУЧИТЬ ОБЕЩАННОЕ; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но в вере к спасению души.»

Нашему упованию и терпению предстоит великое воздаяние. Иисус Христос придет с венцом и наградой для тех из нас, кто терпел и не отступался. Иногда мы бываем чересчур дерзки. Мы думаем, что это наш постоянный дом, в котором мы будем жить в нем вечно. Но наше истинное жительство – на небесах (Послание к Филиппийцам 3:20). Мы призваны Богом познать Его и Сына Его, Господа Иисуса Христа, познание которого делает все остальное похожим на сор (Послание к Филиппийцам 3:8). Он начальник и свершитель спасения наших душ (Послание к Евреям 12:2). Наш дом – на небесах, наш настоящий и вечный дом. Это реальность, так как реальность – это награда, которую мы пока что не видим, но мы терпим все ради нее, так же, как спортсмен не видит своего приза, но терпит и тренирует себя ради получения его.

2. Пассивное терпение и боевое терпение

Поскольку речь идет о терпении, я хотел бы объяснить, о каком именно терпении мы говорим. Ибо есть два вида терпения: пассивное и боевое. Пассивное просто расходует время, безучастно ожидая конца. Таково, к примеру, терпение узников, пленников и вообще всех заключенных той или иной ситуации, в которой они бездействуют.

Противоположность пассивному терпению – боевое терпение, терпение воина, который, видя перед собой цель победы, переносит все тяготы и раны, которые могут встретить его в битве. Его могут ранить, но он все терпит ради исполнения своей миссии. Я думаю, что именно об этом виде терпения Бог говорит в Своем Слове. Господь не просит нас терпеть безнадежно, бесцельно. Как мы читаем в послании к Евреям 12:1-2:

Послание к Евреям 12:1-2
«С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, ВЗИРАЯ на начальника и совершителя веры Иисуса.»

Мы терпим, ПРОХОДЯ (действие) наше поприще и ВЗИРАЯ (действие) на кого-то: ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, НАЧАЛЬНИКА И СВЕРШИТЕЛЯ НАШЕЙ ВЕРЫ. Согласно Богу, мы не пленников войны, и не воинов, которые время от времени выходят помаршировать, а потом возвращаются в свои лагеря. Мы сотворены Богом духовными воинами во войне «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Послание к Ефесянам 6:12). Мы не шествуем по дружественной земле, но сражаемся в реальной войне на территории противника. Мы здесь не затем, чтобы просто демонстрировать свое оружие, показывать, что у нас оно есть, но затем, чтобы ИСПОЛЬЗОВАТЬ его во всей его ужасающей мощи. Конечно, как и во всякой войне, мы можем страдать от лишений и ранений. Но будем ли мы их бояться? Позволим ли мы дьяволу держать нас в заключении из-за угрозы последствий? Бог отвечает нам так:

2-е послание Тимофею 2:3
«Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа»

Добрый воин переносит страдания. Ради выполнения своей миссии он готов пожертвовать всем. В нем – те же чувствования, что и в его Военачальнике:

Послание к Филиппийцам 2:5-11
«ИБО В ВАС ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТЕ ЖЕ ЧУВСТВОВАНИЯ, КАКИЕ И ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ: ОН, БУДУЧИ ОБРАЗОМ БОЖИИМ, НЕ ПОЧИТАЛ ХИЩЕНИЕМ БЫТЬ РАВНЫМ БОГУ; НО УНИЧИЖИЛ СЕБЯ САМОГО, ПРИНЯВ ОБРАЗ РАБА, СДЕЛАВШИСЬ ПОДОБНЫМ ЧЕЛОВЕКАМ И ПО ВИДУ СТАВ КАК ЧЕЛОВЕК; СМИРИЛ СЕБЯ, БЫВ ПОСЛУШНЫМ ДАЖЕ ДО СМЕРТИ, И СМЕРТИ КРЕСТНОЙ. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.»

Добрый воин имеет те же чувствования, что и его начальник. Он послушен даже пред лицом смерти, если это нужно. Он сознательно стал доступным своему Богу и, хотя может столкнуться со страданиями, он терпит их, взирая на Него.

Однако есть воины, которые боятся страданий. При малейшем намеке на боль они начинают дрожать и предпочитают отступить назад в тюрьму. Тюремный надзиратель, который рыкает, как лев (1-e послание Петра 5:8), пугает их. Он обманул их, и они верят, что подвластны ему. Он делает это, чтобы скрыть истину: «ИБО ТОТ, КТО В ВАС, БОЛЬШЕ ТОГО, КТО В МИРЕ» (1-e послание Иоанна 4:4). Пусть эти воины также познают истину. Пусть они разорвут свои цепи, разобьют твердыни и замыслы (2-е послание Коринфянам 10:4), которые держат их в заключении в ложной безопасности тюрьмы, и выйдут наружу, в гущу битвы, как добрые воины, который борются бесстрашно и терпеливо, не думая о себе. И уже не с пассивным терпением, но с БОЕВЫМ.

3. Другие примеры терпения

3.1 Пример землевладельца и семени

Кроме примера Иисуса, в Послании Иакова 5 даны другие примеры терпения. Там, начиная со стиха 7, мы читаем:

Послание Иакова 5:7-8
«Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ЖДЕТ драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.»

Видит ли земледелец плод, ради которого трудится? НЕТ. Но он ждет его. Он терпит всякую тяжелую работу, чтобы в итоге его земля принесла столько плодов, сколько есть в ней сил. Я бы сказал, что плоды земли прямо пропорциональны терпению землевладельца. Представьте себе легкомысленного фермера, который не делает на своей ферме необходимую работу. И сравните его с тем, кто, несмотря на жару в летнюю пору и мороз — в зимнюю, заботится о своей земле, выполняя всю ту утомительную работу, которой первый избегает. Почему он это делает? Потому что стремится к тому, чего пока еще не видит, но ради чего он все терпит: плоды. Это его ферма принесет много плодов, и этого доброго и терпеливого землевладельца ставят нам в пример. Как сказал Господь в притче о сеятеле:

Евангелие от Луки 8:11-15
«Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, ХРАНЯТ ЕГО В ДОБРОМ И ЧИСТОМ СЕРДЦЕ И ПРИНОСЯТ ПЛОД В ТЕРПЕНИИ.»

Слово Божие было посеяно в наших сердцах. Как землевладелец не видит плодов своей земли, хотя трудится ради них, так и мы, как добрые фермеры, должны хранить семя Слова в своих сердцах С ТЕРПЕНИЕМ. В притче семена были одинаковые. Но только один фермер был ТЕРПЕЛИВ. Он сохранил семя в своей земле (сердце), и оно взамен принесло много, очень много плодов, во сто крат больше (Евангелие от Матфея 13:8). И, что более важно, оно принесло плоды, которые вечны.

3.2 Случай Иова

Другой пример, данный в Послании Иакова 5,— это пример Иова. Там в стихе 11 мы читаем:

Послание Иакова 5:11
«Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.»

Полную историю Иова можно прочесть в соответствующей книге. Дьявол жестоко испытывал его. Все, что люди считают благами, было отнято у него. Его детей убили. Его имущество было утрачено. Он сам был тяжело болен, и жена насмехалась над ним, говоря ему проклясть Бога и умереть. И, как будто всего этого было недостаточно, три его друга, пришедшие якобы для утешения, старались убедить его, что он сам виноват во всем случившемся с ним. Но Библия говорит нам, что Иов был терпелив. В конце книги можно увидеть, что, несмотря на все несчастья, Иов успешно прошел испытание своей веры.

Следуя его примеру, наша вера не должна зависеть от того, что мы имеем, или от неудовольствия от того, чего не имеем. Такая вера условна. Мы должны вверить Господу ответственность за все сферы нашей жизни. Согласно Ему, мы «ПОЛНЫ В НЕМ» СЕЙЧАС (Послание к Колоссянам 2:10)! В чем состоит ваша проблема? Ваше здоровье, ваше одиночество, и так далее, так далее? Для Бога вы «ПОЛНЫ В НЕМ (Христе)» СЕЙЧАС. Прежде чем дать вам какое-то иное благо, Он провозгласил, что вы ПОЛНЫ, потому что уверовали в Его Сына.

Во многих церквях блага, которые получает человек, — это мерило его веры. И поэтому когда он что-то теряет – здоровье или собственность – нам кажется, что помочь ему трудно. Мы становимся похожими на друзей Иова, которые вместо утешения предлагают ему порицание. Конечно, быть одаренным во всем никто не запрещал. Но наша полнота не зависит от количества наших материальных благ. «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Псалтирь 84:11),— так говорит нам Слово, а также: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2-e послание Петра 1:3). В конце концов, бог вернул Иову утраченное. Представьте себе счастье Иова, когда он исцелился, получил назад свое имущество приумноженным, обрел своих детей. Представьте себе счастье Христа, когда он увидел нас, признающих Его Господом. Христос страдал на кресте, Иов потерял все, но ни один из них не потерял терпение, которое, в свою очередь, принесло им богатые плоды.

3.3 Пример пророков

Еще один пример из послания Иакова – пример пророков. Так, в стихе 10 мы читаем:

Иакова 5:10
«В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.»

Иногда мы считаем пророков и вообще людей Божиих, о которых читаем в Библии, сверхлюдьми. Мы думаем, они могли сделать гораздо больше по сравнению с нами. Но это не совсем верно. На самом деле, кто из ветхозаветных пророков был, как вы, сыном Божиим (Послание к Галатам 4:1-7)? Кто был второй раз рожден от Его нетленного семени (1-e послание Петра 1:23)? Имели ли Петр, или Павел, или любой другой из Нового Завета больше, чем имеете вы? Святой дух, который был дан им Господом, был дан также и вам. Обещание свершения дел еще более великих, чем Христовы, было дано не какому-то конкретному сверхчеловеку того времени, а КАЖДОМУ, КТО УВЕРУЕТ В ИИСУСА ХРИСТА:

Евангелие от Иоанна 14:12
«Истинно, истинно говорю вам: ВЕРУЮЩИЙ В МЕНЯ, ДЕЛА, КОТОРЫЕ ТВОРЮ Я, И ОН СОТВОРИТ, И БОЛЬШЕ СИХ СОТВОРИТ, ПОТОМУ ЧТО Я К ОТЦУ МОЕМУ ИДУ.»

Возвращаясь к нашей теме, пророки – это очень яркие примеры терпения и страдания. Подумайте об Иеремии, Исаии, Илии и других, избравших вместо отдохновения путь страданий, сражений, терпения. Вместо того, чтобы самим руководить своими жизнями так, как они хотели, они возложили их в руки Господни, чтобы она направлял их так, как угодно Ему. А что в Новом Завете? Вспомните Павла. Он так говорит о себе:

2-е послание Тимофею 3:10-11
«А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.»

Также из 2-го послания Коринфянам 6:4:
«Но во всем являем себя, как служители Божии, В ВЕЛИКОМ ТЕРПЕНИИ…»

Это духовная битва, и нам нужно терпение, чтобы в ней победить. Что касается Павла, вот что он говорит в конце своего служения:

2-е послание Тимофею 4:7-8
«ПОДВИГОМ ДОБРЫМ Я ПОДВИЗАЛСЯ, ТЕЧЕНИЕ СОВЕРШИЛ, ВЕРУ СОХРАНИЛ; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.»

Христос в разговоре с Богом, сказал:

Евангелие от Иоанна 17:4
«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.»

Христос, Павел, пророки не были мазохистами, которым нравилось страдать. Они были ВОИНАМИ, ДУХОВНЫМИ СОЛДАТАМИ, которые были готовы страдать и делать все, что нужно, чтобы выполнить свою миссию, на дело Служения. Тогда это были Павел и другие, теперь это мы сражаемся в той же самой битве ПОД НАЧАЛОМ ТОГО ЖЕ САМОГО ВОЕНАЧАЛЬНИКА: ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. Давайте идти вперед, подобно им. Давайте выиграем битву и финишируем в этой гонке. Она не легка, но, несомненно, это лучшая гонка, в которой мы можем участвовать, с лучшим финишем – Иисусом Христом, ожидающим нас, чтобы вознаградить наше терпение венцом праведности, так же, как Он поступит со всеми другими, кто на протяжении веков избрал эту же битву, отрицая себя и вверяясь командованию своего ГОСПОДА.

4. Терпение: Как оно рождается?

Узнав, насколько важно терпение, посмотрим теперь, как оно рождается. Итак, в послании К Римлянам 5:3-5 мы читаем:

К Римлянам 5:3-5
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.»

И в послании Иакова 1:2-4:
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.»

На самом деле, кто бы мог подумать, что терпение, которое нам так нужно для исполнения воли Господа и участия в гонке, рождается из скорбей и испытаний? Возможно, по этой причине два вышеприведенных отрывка говорят нам с великой радостью принимать искушения и хвалиться скорбями!!! Ибо если мы останемся верующими, это произведет терпение, из которого, в свою очередь, произрастет опытность, надежда, совершенное действие! Как говорит нам 1-е послание Петра 4:19:

1-e послание Петра 4:19
«Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро».

Давайте же покоримся Господу и позволим Ему делать с нами все, ЧТО ОН ЗАХОЧЕТ. «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2-е послание Тимофею 2:4), говорит Слово Божие, а мы воины Иисуса Христа. Давайте же вверим все наши заботы, все «дела житейские», Богу. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех И С ТЕРПЕНИЕМ БУДЕМ ПРОХОДИТЬ ПРЕДЛЕЖАЩЕЕ НАМ ПОПРИЩЕ, ВЗИРАЯ НА НАЧАЛЬНИКА И СОВЕРШИТЕЛЯ ВЕРЫ ИИСУСА.»

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Все мы вынуждены время от времени чего-то ждать: стоять в очереди в банке, копить деньги на дорогостоящую покупку, долго идти к большой цели. Но даже 10 минут ожидания кажутся мучительными. Поэтому мы часто бросаем начатое и занимаемся тем, что приносит быструю пользу. Такое поведение приводит к негативным последствиям, ведь для того, чтобы добиться успеха, нужно научиться ждать и много работать, зачастую не получая молниеносных результатов. Терпение — вот качество тех, кто достигает амбициозных целей.

Зачем нужно быть терпеливым?

Вы, наверное, часто слышали этот совет: просто будь терпелив, когда что-то идет не так, как изначально планировалось. Успех приходит к тем, кто умеет ждать, при этом продолжая идти вперед.

Вы когда-нибудь задумывались о положительном влиянии терпения на свою жизнь? Замечали, как эта способность помогает сохранить мотивацию и энтузиазм, избавиться от стресса и чувствовать себя хорошо? Например, терпение может улучшить отношения с другими людьми. Каким образом? Мы зачастую ценим тех, кто не теряет голову в сложной ситуации, когда все остальные выходят из себя и теряют лицо. А значит тот, кто умеет спокойно ждать, воспринимается как более надежный человек.

Эта способность также помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Нетерпеливый человек будет продолжать нервничать и гнуть свою линию, а терпеливый, не подпав под влияние негативных эмоций, сможет увидеть общую картину и внести изменения в свои изначальные планы.

Таким образом, терпение — это один из основных компонентов критического мышления. Оно помогает также мыслить аналитически, конструктивно и творчески. Когда мы перестаем нервничать, разум проясняется и решение многих проблем находится практически сразу. Это как найти выход из здания при пожаре, когда все носятся в разные стороны, а вы четко следуете плану эвакуации.

Терпение помогает планировать, ведь вы знаете, что не бросите задачу на половине пути. Вы можете четко понимать, что закончите проект, изучите новый язык или навык. Следовательно, можно составлять план на 5-10 лет и не бояться, что внезапно исчезнет мотивация и сила воли.

В целом, терпение делает человека более здоровым в плане психики. Он не зависит от своих мимолетных желаний и эмоций, а контролирует обстоятельства своей жизни.

Признайте, что есть вещи, которые вы не можете контролировать

Жизнь все время преподносит неприятные сюрпризы:

  • Кто-то неожиданно уходит.
  • Кто-то опаздывает.
  • Кто-то болеет.
  • Кто-то занимает ванную, когда вы хотите ее принять.
  • Ломаются компьютеры, телефоны, пропадает интернет.

Не все можно контролировать, иногда неприятные вещи просто случаются. Поэтому философское отношение к жизни очень важно. Вы меньше нервничаете, крепче спите, а когда неприятность случается, то спокойно принимаете ситуацию и думаете над тем, что делать дальше.

Подождите совсем немного

Это хорошая техника, которую можно использовать практически при любой неприятности. Она заключается в том, чтобы всякий раз, когда вы узнаете, что придется ждать, задуматься на 10-20 секунд о том, что делать дальше. Это позволяет избежать автоматической негативной реакции.

Зашли в банк, а там очередь? Отлично, есть время ответить на скопившиеся на почте письма. Нет писем? Почитайте или послушайте аудиокнигу, запишите список покупок наперед, зарегистрируйтесь в интернет-банкинге.

Мы привыкли моментально переживать, когда приходится ждать. Измените шаблон поведения: начните размышлять, прежде чем позволите эмоциям взять верх.

Создайте план «Б»

Очень часто мы вынуждены ждать лишь потому, что нам и в голову не пришло, что такая ситуация может возникнуть. И пенять тут не на кого.

Если вы пришли в больницу и не взяли книгу, чтобы скоротать время, это ваша вина. Однако злость проецируется на окружающий мир и людей, которым срочно понадобилось заболеть именно сегодня.

Вы можете подумать, что подобный прием никак не способствует развитию терпения, ведь не бросает ей вызов. Посмотрите на ситуацию с другой стороны: чем реже вы проявляете нетерпение, тем быстрее психика избавляется от этой привычки.

Осознайте свою зависимость от гнева, раздражения и злости

Гнев, раздражение и злость могут легко стать привычкой, если вы будете поощрять это поведение. Создайте список позитивных эмоций. Например, радость, восхищение, дружелюбие, трепет, энтузиазм.

Попытайтесь вызвать в себе эти эмоции. Если сможете сейчас, значит это не проблема в любой момент вашей жизни. Выбор есть всегда. Хотите чувствовать себя ущемленным и обиженным? Для этого обычно и делать ничего не надо. Но если выберете хорошее настроение и совершите небольшое усилие, то сможете войти в новое для себя состояние.

Замечайте момент, когда начинаете раздражаться

Мы часто игнорируем тот факт, что переживаем боль и сосредоточены исключительно на иллюзии, что решаем проблему.

Чтобы научиться замечать момент начала раздражения, начните с осознания позитивных или нейтральных эмоций. В течение дня записывайте, какие чувства испытываете. Это войдет в привычку и уже потом, стоя в очереди, вы сможете распознать свое состояние и не допустить негатива.

Говорите с собой осознанно

Именно осознанно, потому что внутренний диалог происходит практически постоянно и обычно на автопилоте. Возникают мысли о том, как много людей в помещении, как много машин на дороге, сколько ценного времени уходит впустую. Да вот только такие разговоры не несут ничего хорошего. Поэтому вы должны изменить диалог внутри себя.

Напоминайте себе о том, что в злости и раздражении нет никакого смысла.

Читайте

Это один из самых лучших, приятных и полезных способов стать более терпеливым.

Независимо от того, сколько времени вам нужно, чтобы закончить книгу, не спешите. Углубляйтесь в каждое слово или фразу, попытайтесь понять, что хотел сказать автор. Напоминайте себе о том, что спешка не принесет никакой пользы.

Сажайте растения

Начните выращивать овощи и цветы. Или, если нет возможности, сажайте комнатные растения. Между прочим, это отличный способ избавиться от стресса. Все, что имеет отношение к природе, снижает раздражительность.

Когда вы начнете выращивать растения, то станете более терпеливым. Это поможет понять, что развитие или успех требуют времени, но если стремиться вперед — рано или поздно результат придет.

Научитесь готовить

Еще один нетрадиционный способ стать более терпеливым. Удивительно, но нам и в голову не приходит переживать из-за того, что придется ждать 60 минут, пока готовится пирог. Мы заранее миримся с этим. Но считаем, что прождали слишком долго, если нам готовили кофе в ресторане в течение 5 минут.

Кулинария требует большого терпения и практики. Это своего рода медитация, поэтому очень успокаивает и приводит нервы в порядок.

Станьте любопытным

Любая, абсолютно любая ситуация станет интересной и не будет вызывать раздражения, если вам любопытно.

Чем так прекрасно любопытство? Вы не выносите суждений. Вы наблюдаете, замечаете что-либо интересное, наслаждаетесь моментом. И при этом не возникает никаких негативных эмоций.

Если вам не перезванивают после собеседования, нет смысла сидеть и ждать этого. Позвоните сами или ищите другие варианты. Это просто опыт, прошлое.

Примите дискомфорт

Почему, собственно, вам всегда должно быть хорошо и комфортно? Даже с чисто эгоистической точки зрения это вредно, делает человека капризным и невыносимым.

Порой полезно испытать дискомфорт. Считайте, что это вызов: пережить неприятные моменты и при этом чувствовать себя совершенно спокойно.

Забудьте о результатах, наслаждайтесь процессом

Если вы изучаете навык, а видимых результатов все нет, что делать? Все бросить, расстроиться и разочароваться в себе? Или, быть может, научиться получать удовольствие от процесса обучения и работать немного настойчивее? Кажется, что второе все-таки важнее и полезнее.

Или, скажем, вы откладываете деньги. Прочли несколько статей и книг о том, как стать богатым и поняли, что нужно откладывать 20% от дохода. Но стоит начать, как тут же появляется ворох неприятных эмоций, ощущение жертвенности. Что делать?

Получайте удовольствие от того, что вы откладываете деньги и экономите. В конце концов, это увлекательный вызов самому себе. Попытайтесь откладывать 50% всего дохода. Что изменится? Как придется жить? Это может кардинально изменить ваше мышление и заставить понять, что человек привыкает ко всему.

Посмотрите на ситуацию с точки зрения другого человека

Отличный совет для тех, кто испытывает нетерпение в общении с другими людьми. Когда чувствуете, что кровь закипает, посмотрите на ситуацию с чужой точки зрения. Почему он себя так ведет? Какие у него есть проблемы в жизни? Что его волнует? Как работает его психика? Может быть исчерпывающих ответов вы не получите, но станете немного симпатизировать ему. А значит, сбережете и свои нервы.

Это также полезное упражнение, когда вы стоите в пробке. Подумайте о людях, которые находятся за рулем рядом с вами. О чем они думают? Что их волнует?

А как насчет ситуации, когда ваш друг просит деньги взаймы? Перед тем, как начнете закипать, подумайте вот о чем. Может он еще не научился управлять деньгами так, как вы? Не прочел те самые книги? Не умеет удерживать себя от импульсивных покупок? Вы можете не давать ему денег, но, по крайней мере, сбережете отношения.

Думайте о главной цели

Да, прямо сейчас нет возможности двигаться к цели, потому что дорогу перегородил целый грузовик проблем, который и не думает сдвигаться с места. Но если вы в этот момент подумаете, что у вас есть главная цель, то успокоитесь и начнете думать, что делать дальше.

Мы часто нервничаем, когда слишком углубляемся в детали. Посмотрев на общую картину, можно понять, что есть решение.

Как избавиться от нетерпения

Даже если вы научились быть осознанными и подмечать свои эмоции и мысли, бывает очень трудно избавиться от нетерпения. Мы живем в эпоху, когда все становится доступным по первому щелчку мыши. И дело не только в товарах. Если что-то хотим узнать, Википедия приходит на помощь. Только вот доступность информации убивает ее ценность.

При помощи пульта можно мгновенно включить телевизор, а благодаря смартфону можно за минуту связаться с любым знакомым вам человеком. Мы не привыкли ждать, поэтому каждая впустую потраченная секунда кажется адом.

Что любопытно, мы хоть сами и далеки от идеала, но при этом не любим нетерпеливых людей. Вспомните случай, когда вы имели дело с подобным человеком. Сложно о нем думать, как о хорошем, добром, достойном и спокойном, верно? Точно такими же мы предстаем в глазах других.

Что такое, в сущности, нетерпеливость? Это страстное желание приблизить будущее. А если нужно подождать, то мы ведем себя как дети: топаем ногами, создаем шум и обращаем на себя внимание. В этом смысле, терпеливость — признак взрослого, уравновешенного человека.

Предлагаем вам пошаговую стратегию избавления от нетерпеливости.

Шаг первый: распознайте свое нетерпение

В первую очередь нужно признать, что вы нетерпеливы, определить ситуации, эмоции.

Шаг второй: остановите процесс мышления

Когда вы распознали нетерпеливость, остановите процесс мышления, успокойте тело и разум. Глубоко вдохните и скажите себе: «Расслабься, все хорошо». Этот момент несет дополнительную пользу: он не позволяет запустить привычку нервничать.

Шаг третий: определите триггеры

Теперь, когда вы находитесь в более спокойном и осознанном состоянии, давайте снова вспомним, что же произошло. Важно определить, чем именно вызвано ваше напряжение, раздражение, беспокойство и нетерпение.

Определение триггеров — основная задача этого этапа. Спросите себя:

  • Почему я испытываю нетерпение в этот момент?
  • Что конкретно вызывает у меня это чувство?
  • Есть ли какие-то конкретные люди, события или обстоятельства, которые заставили меня чувствовать себя нетерпеливым?
  • Что конкретно произошло?
  • Почему я так думаю?

Шаг четвертый: проанализируйте ситуацию

У вас уже есть четкое представление о том, что произошло и что вызвало неприятные чувства, теперь пора проанализировать ситуацию. Это поможет эмоционально отодвинуться от неприятного момента и включить мозги.

Давайте сначала рассмотрим затруднительное положение, в котором вы оказались. Задайте себе следующие вопросы:

  • Мое нетерпение мешает или помогает мне сейчас?
  • Делаю ли я из мухи слона?
  • Имеет ли смысл чувствовать себя подобным образом сейчас?
  • Возможно, я неправильно понял эту ситуацию?
  • Какое объяснение я нахожу для нее? Оно объективно?
  • Как это объяснение повлияло на то, как я отношусь к этой ситуации или человеку?

После полученных ответов мы можем сменить перспективу и начать рассматривать ситуацию под другим, более позитивным, углом. Спросите себя:

  • Как еще можно взглянуть на эту ситуацию?
  • Как еще я бы мог интерпретировать эти события и обстоятельства?
  • Как я еще могу объяснить намерения этого человека?
  • Какой ценностью может обладать терпение в этой ситуации?

Последний ряд вопросов поможет окончательно взять себя в руки. Он является одним из элементов управления. Спросите себя:

  • Имею ли я контроль над этой ситуацией?
  • Что я могу контролировать? Что я могу изменить и на что повлиять?
  • Что я не могу контролировать и должен отпустить?

Мы часто испытываем нетерпение, когда отчаянно хотим контролировать ситуацию, свое время или поведение других людей.

Вы никогда не сможете почувствовать себя лучше, если вас всегда беспокоит то, что вы не можете контролировать. Примите реальность и двигайтесь дальше.

Шаг пятый: определите, что будете делать дальше

У вас есть один из трех вариантов:

  1. Решить действовать.
  2. Решить дождаться, пока проблема не будет решена.
  3. Решить наблюдать за ситуацией терпеливо, но проактивно, чтобы научиться на собственном опыте.

Не всегда нужно действовать. Если такие люди, которые не могут сидеть спокойно. Они портят нервы себе и окружающим и при этом не добиваются ничего. Поэтому определите, какое решение примете.

Не стоит думать, что для развития терпения вам потребуется терпение. В какой-то степени в каждом из нас оно есть. Дело лишь в том, чтобы работать над психикой и наблюдать за своими реакциями.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:1Психорегуляция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *