Тобольский абалак

Содержание

Обьявление :

В настоящее Абалакский мужской монастырь в связи с коронавирусом закрыт для посещения паломников и богомольцев. Желающие могут внести денежное пожертвование или заказать требы. Банковские реквизиты монастыря Вы можете посмотреть во вкладке «ТРЕБЫ».

Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь расположен на высоком берегу знаменитой сибирской реки Иртыш, на расстоянии 30 километров от Тобольска.

Монастырь является уникальным историко-архитектурным комплексом, сформировавшимся к середине XVIII века в стиле барокко. Знаменский собор с массивным восьмидольным куполом, выразительная столбообразная колокольня с храмом прп. Марии Египетской, изящный Никольский храм являются единым замыслом выдающегося тобольского зодчего Корнилия Михайловича Переволоки.
дополняет комплекс построенная в наше время Часовня в честь Исповедников и Новомучеников Российских.
Согласно Сибирской летописи, на месте будущего монастыря произошло явление Ермаку Святителя Николая Чудотворца.

В царствование Михаила Федоровича Романова, при третьем сибирском архиепископе Нектарии, жила на Абалакском погосте бедная, одинокая и бездетная вдова, по имени Мария. Она вела жизнь благочестивую и целомудренную. Летом в 1636 г. в легком сне она увидела на воздухе три иконы. Посреди — икона Божией Матери, справа от Нее — святителя Николая, а слева — преподобной Марии Египетской. От иконы Богородицы был глас: «Мария! Объяви об этом видении народу и скажи, чтобы на Абалакском погосте построили, по правую сторону ветхой Преображенской церкви, новую деревянную во имя «Знамения» Пречистой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами — по одну сторону святителя Николая, а по другую — преподобной Марии Египетской».

Долгое время благочестивая вдова не решалась исполнить повеление, тогда последовали еще три явления: наяву предстал ей виденный в первый раз образ Богоматери. Мария шла из своего жилища и несла в руках хлеб. Вдруг необыкновенный свет озарил ее! На нее нашло некое светлое облако, и она от испуга лишилась чувств. Когда она очнулась, то увидела два стоящих образа на воздухе. Один из них был «Знамением» Богородицы, а другой — Марии Египетской. Кроме того, она увидела как бы живого святителя Николая, стоящего перед образом Царицы Небесной в блестящем архиерейском облачении. Святитель сказал:

«Мария! Иди и скажи Абалакским жителям, чтобы построили церковь, притом чтобы и лес рубили, и переплавляли бы его, и выносили на гору сами; если не послушают тебя, то узрят гнев Божий».

Лишь только сказаны были святителем эти слова, как руки ее свело назад судорогами. От страшной боли Мария упала на пол, но в эту минуту раздался голос Богородицы: «Это тяжело; мне жаль ее».Но Мария и после этого не осмелилась поведать о бывшем ей откровении. Через несколько дней было и третье видение, и так же, как и второе, наяву. Она сидела в своей хижине и занималась рукоделием, вдруг почувствовала благоухание, после чего услышала голос святителя Николая: «Почему не объявляешь повеления? Ты сама неверием своим наводишь на себя гнев Божий!».

Боли немедленно стихли, и видение кончилось. Устрашенная вдова поспешила рассказать обо всех трех видениях своему духовному отцу, прося его объявить о них народу. Но иерей замедлил исполнить небесное повеление.

Тогда Марии последовало четвертое грозное повеление-откровение, после которого она уже не решилась медлить с исполнением Божьего приказания. Когда 24 июня она шла в Тобольск и подходила уже к городу, на пригорке она очутилась как бы в тумане и затем увидела перед собою большой облачный столп, простиравшийся от земли до небес. На этом столпе Мария увидела снова два образа: «Знамение» Божией Матери и преп. Марии Египетской. На земле же она увидела святителя Николая как бы живого, который гневно сказал: «Почему медлишь объявить о видениях народу? Если еще замедлишь, то всем телом будешь расслаблена; если же объявишь, но тебя не послушают, тогда не ты, а они пострадают».

Вразумленная этим видением, вдовица отправилась к архиепископу Нектарию и поведала ему при всем соборе о видениях, после чего рассказала о своих откровениях всему народу. Когда Марии показали икону «Знамения» Богородицы, то она, взглянув на икону, узнала в ней являвшуюся к ней Богоматерь и объявила всем, что именно этот образ она видела во всех четырех видениях. Все граждане поверили рассказу Марии. Преосвященный же архипастырь дал абалакским прихожанам благословение строить церковь во имя Богородицы.

В 1680 году деревянный храм сгорел. По царскому повелению в 1683 – 1691гг. был построен каменный собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» с пятью куполами и четырьмя столпами. В качестве образца при строительстве митрополитом Павлом I был выбран один из московских храмов. В 1750-54 гг. храм был частично перестроен. Были убраны столпы и купола, верх был сведен под один купол, с восточной стороны была пристроена новая трёхступенчатая абсида, с западной стороны был пристроен притвор. В 1754 году церковь была вновь освящена. Решением Тобольской Духовной Консистории от 8 апреля 1885 года за № 2310 храм был переименован из Знаменского в Троицкий.
В 1749-50 гг. по указанию митрополита Сильвестра, справа от Знаменской церкви был построен храм Святителя Николая Чудотворца. В 1854 году к церкви пристроили два симметричных придела, что придало ей ей крестообразную форму. В 1855 году Никольская церковь была освящена во имя Святой Троицы, южный придел – в честь Святителя Николая Чудотворца, а северный придел – во имя Вознесения Господня.
В 1752-59 гг. была построена колокольня с храмом преподобной Марии Египетской. По указу Тобольской Духовной Консистории от 8 апреля 1885 года за № 2310 церковь пр. Марии Египетской была переименована в Вознесенскую.
Таким образом, храмовый комплекс был построен еще до учреждения здесь мужского монастыря.
В 1783 году при епископе Варлааме (Петрове) по высочайшему повелению императрицы Екатерины II на месте Абалакского прихода учреждается Знаменский Абалакский мужской монастырь, ради нахождения здесь почитаемой Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». Сюда переводятся монахи из Богоявленского мужского монастыря с. Невьянского Пермской губернии.

В начале XIX веке вокруг монастыря возводится каменное ограждение. Помимо храмов в XIX веке в монастыре возводится еще ряд зданий: братский корпус, архиерейский дом, монастырская гостиница и прочие подсобные помещения. Последним строением в ансамбле монастыря было строительство в 1904 году монастырской гостиницы на средства вдовы генерала Зряхова.
Одним из самых значимых событий связанным с чудотворным образом, безусловно, является избавление жителей Тобольска от голодной смерти из-за проливных дождей в 1665 году. Летом 1665 года в Тобольске и его окрестностях непрерывно шёл дождь. Урожай погибал, народ приходил в отчаяние. Тогда Тобольский архиепископ Корнилий послал в Абалак за чудотворным образом Божией Матери. Святыня была вынесена из Абалака и следующим утром прибыла в Тобольск. Преосвященный с крестным ходом вышел навстречу иконе и с молебным пением перенёс её в собор, где началась Литургия. Служба ещё не кончилась, как дождь прекратился и облака исчезли. В память этого события архиепископ Корнилий постановил ежегодно приносить чудотворную икону из Абалака в Тобольск.
Традиция совершения Крестного хода с чудотворным образом была возобновлена в 1999 году и совершается ежегодно в июне накануне дня памяти святителя Иоанна Митрополита Тобольского и всея Сибири Чудотворца.
В монастыре в разное время проживали или посещали его люди, в последствие прославленные в лике святых. В первой половине XIX века в монастыре некоторое время проживал праведный иеромонах Мисаил, память которого совершается в Соборе Сибирских святых 23 июня и отдельно 1 сентября по новому стилю. В 1917 году на праздник перенесения Абалакской иконы Божией Матери в Тобольск сюда приезжал сщмч. Гермоген, епископ Тобольский. В 1900 г. в монастырь переводятся 22 монаха из Валаамского монастыря во главе с иеромонахом Антонием. Среди них был и последний наместник монастыря архимандрит Аркадий (Гусев), который оказал сопротивление изъятию церковных ценностей в 1923 году, за что был подвергнут суду, лишению свободы, а затем расстрелян в 1937 году.
В 1924 году монастырь был закрыт.
В советский период на территории монастыря располагался сначала пересылочный лагерь НКВД, где с января по август 1927 года содержался местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Коломенский и Крутицкий Пётр (Полянский).
В советское время на территории монастыря располагались различные хозяйственные службы, клуб, интернат для детей.
С 1989 года начался процесс возвращения монастыря Церкви.
В 1992 – 94 гг. Ансамбль монастыря был полностью передан Тобольско-Тюменской епархии.
Юридически Свято-Знаменский Абалакский монастырь был зарегистрирован 22 ноября 1996 года. Устав монастыря был зарегистрирован в 1999 г.
На сегодняшний день в составе братии числится 42 человека, из них: Архимандрит, Схиигумен, 2 Игумена,9 Иеромонахов , 5 Иеродиаконов, 5 монахов, 4 инока, и 15 послушников. Помимо этого в монастыре несут трудовые послушания около 40 трудников. Настоятелем монастыря является Правящий архиерей Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. Наместником монастыря является игумен Серафим (Краснов). Духовник монастыря – архимандрит Зосима (Горшунов).

Обителью ведется монашеский образ жизни в его традиционных формах – общежитие, скит.
Ежедневно в монастыре совершаются богослужения,
В Знаменском соборе Божией Матери- службы проходят по Воскресным и праздничным дням.
В Храме Преподобной Марии Египетской-службы проходят по пятницам.
В Храме Святителя Николая Чудотворца- службы проходят в понедельник,вторник,среду,четверг и субботу.
В часовне в честь Исповедников и Новомучеников Российских ежедневно читается псалтирь по усопшим.
По традиции в день престольного праздника обители 2 августа в монастыре проводится ежегодное собрание монашествующих Тобольско-Тюменской епархии под председательством Правящего архиерея.
Монастырь имеет 2 скита, первый в 70 км. от монастыря в с. Липовка, где родился и начинал свое пастырское служение преп. Мисаил Абалакский. Здесь находится старинный, величественный Богоявленский храм. Основным занятием братии является Богослужение, молитва и развитие подсобного хозяйства, включающее животноводство и огородничество.
Второй скит в честь прпп»Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев» в 12 км. от монастыря ,основным занятием братии является Богослужение, молитва и послушание на пасеке.
Монастырь также имеет свой хозяйственный двор и ведет свое подсобное хозяйство.

Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь

/ 5
Дата публикации 28.08.2009 13:57 Просмотров: 12691

До присоединения Сибири к Российскому государству Абалак был татарским селением, название которого, предположительно произошло от имени татарского князя Абалака — сына сибирского хана Мара. При покорении Сибири Ермаком Абалак стал местом решающих сражений. В 1585 году отряд Ермака одержал победу под Абалаком над превосходящим его во много раз татарским войском. В краткой Сибирской (Кунгурской) летописи сообщается о явлении Святителя Николая Ермаку вскоре после битвы под Абалаком, в котором он возвестил, что этому месту суждено стать «жилищем Бога». В летописных источниках можно обнаружить упоминания о чудесных знамениях, неоднократно предвосхищавших появление на этом месте монастыря.

В XVII веке в Абалаке поселяются русские. Со временем это место становится русским селом. В 1636 году в Абалаке жила бедная одинокая вдова по имени Мария. Ей неоднократно являлись знамения, в которых говорилось о том, что она должна поведать жителям Абалака о необходимости строительства церкви во имя иконы «Знамения» Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с пределами — по одну сторону святителя Николая, а по другую преподобной Марии Египетской. Архиепископ тобольский Нектарий дал благословение на строительство церкви, в котором принимало участие много народу жившего в Абалаке и в Тобольске.

В это же время к расслабленному крестьянину Евфимию приходит нищий Павел, и говорит: «Евфимий! В Абалаке строится церковь по велению Божию, во имя «Знамения» Богородицы, Святителя Николая и Марии Египетской. Дай обещание написать храмовый образ в эту церковь. Может быть Господь, по вере твоей и усердию простит тебя и освободит от болезни». После получения благословения архиепископа Нектария, образ был заказан Евфимием протодиакону тобольского Софийского собора Матфею, который в то время был одним из самых искусных тобольских иконописцев. Когда икона была написана, Евфимий получил чудесное исцеление, и сам понес написанный образ в собор для освещения. С тех пор жители Абалака и паломники неоднократно становились свидетелями исцеления тяжелобольных при помощи иконы Абалакской Божией Матери.

Летом 1665 года в окрестностях Тобольска шли проливные дожди, грозившие стать причиной неурожая и голода. Тобольский архиепископ Корнилий послал священный собор в село Абалакское, откуда крестным ходом с 7 по 8 июня была принесена в Тобольск. После состоявшегося молебна облака рассеялись и дождь прекратился. С тех пор, каждый год Чудотворная Икона Божией Матери приносится в Тобольск из Абалака в дни с 8 по 20 июня.

После того, как в 1680 году деревянный храм в Абалаке сгорел, была заложена каменная соборная церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы, строительство которой было завершено в 1691 году. В 1748-50 годах рядом со Знаменской церковью был возведен зимний храм Святителя Николая Чудотворца, а в 1752-90 годах построена колокольня с храмом преподобной Марии Египетской. В 1783 году возник Абалакский монастырь. Основанием к учреждению в Абалаке монастыря послужила Икона Божией Матери и идущие от нее чудотворения. На протяжении всей своей истории Абалакский монастырь являлся одним из важнейших духовных центров Сибири, привлекавшим к себе паломников из самых разных уголков России. В 1924 году после прихода советской власти обитель была ликвидирована. Лишь в конце 80-х годов ХХ века началось возрождение Абалакского монастыря, необъяснимая духовная сила которого в сочетании с удивительным природным ландшафтом его окружающим, продолжает притягивать к себе многих людей, исполненных духовной жажды.

Главная » Тобольск » Достопримечательности » Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь

Адрес: 626125 Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак Свято-Знаменский Абалакский монастырь

Перечисляя в своей книге «Письма из Сибири» архитектурные достопримечательности Правобережья Иртыша, историк Петр Андреевич Словцов отмечает и «позолоченные маковицы Абалакской Обители».

До прихода русских в Сибирь Абалак был укрепленным татарским городком, куда, узнав о подходе Ермака к сибирской столице, хан Кучум спрятал свою старшую жену Самбулу. Одну из самых кровопролитных битв казаки выдержали на Абалакском озере. А историк Руслан Скрынников даже утверждает, что не взятие Искера – (Кашлыка), а победа под Абалаком определила успех экспедиции Ермака.

В XVII веке русские начинают селиться на Абалакском Погосте бок о бок с татарами, мирно уживаясь с ними. Наспех была построена деревянная церковь Преображения, которая, простояв более тридцати лет, сильно обветшала.

В 1636 году на Абалаке из сплавного леса построили новую Знаменскую церковь. Но постройке предшествовала чудесное знамение — явление иконы Пресвятой Богородицы бедной вдове Марии. Самая икона Абалакской Божьей Матери была написана позднее, по примеру древней новгородской иконы «Знамение” и отличалась от прототипа двумя предстоящими святыми Николаем Чудотворцем и Марией Египетской.

Николай Чудотворец (иначе Никола Угодник) был в Сибири, как и во всей России одним из любимых народных святых. Память его до сих пор отмечают два раза в год: 22 мая — Никола Вешний, 19 декабря — Никола Зимний.

Жизнь же святой Марии Египетской открывает всем путь сурового покаяния. В юном возрасте Мария бежала от родителей в Египет и там, скоро утратив свое целомудрие, 17 лет жила в большом грехе. Во время праздника пыталась она пройти в храм, но неведомая сила отбрасывала ее несколько раз. После этого Мария покаялась, ушла в пустыню, где провела 47 лет, первое время питаясь двумя хлебами, а затем жуками и кореньями. По народным представлениям, на Страшном Суде Мария Египетская будет судить всех блудниц.

В 1680 году деревянный храм в Абалаке сгорел и по царскому повелению в 1683 году была заложена каменная соборная церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Храм был пятиглавый, а завершили его строительство в 1691 году. Таким образом Абалакская Знаменская церковь на пять лет младше Софийского собора в Тобольске.

В XVIII веке вместо пяти малых куполов был устроен один большой. Рядом со Знаменской церковью стали зимняя церковь святого Николая Чудотворца (1750) и колокольня с храмом преподобной Марии Египетской (1759).

В 1783 году возник на Абалаке мужской монастырь, по повелению Екатерины II сюда перевели монастырь из села Невьянского Пермского губернии. (В честь этого события была построена четвертая церковь деревянная Богоявленская). С этого времени обитель стала принимать обильный поток богомольцев.

В XIX веке в монастыре перестаиваются храмы, возводятся Святые ворота, настоятельский корпус, здание монастырской гостиницы, монашеские кельи.

В 1806 г. монастырь был огражден кирпичной стеной. Общая его площадь стала составлять 300 погонных сажен (около 600 кв. метров). В 1832 г. по специальному указу духовной консистории ветхая Богоявленская церковь была разобрана.

Новый XX век приносит для обители тяжелые испытания. Во время Гражданской (в 1919 г.) войны исчезает чудотворная икона. До сих пор точно не установлено, кто причастен к ее пропаже, или уничтожили красные, или вывезла отступающая Белая армия, или хранится она в какой-нибудь глухой деревушке у старушки-знахарки, продолжая исцелять больных.

В период становления советской власти в храмах Преображенки и в с. Абалак было изъято около 200 килограмм серебра, 5 килограмм золота и 627 драгоценных камней.

В разные годы в монастыре располагались пионерский лагерь, колония для малолетних преступников, колхозная МТС.

С начала 1990-х годов монастырь восстанавливается и реставрируется, а паломники молятся перед списком с чудотворной иконы.

От этой иконы и сейчас происходят чудеса исцеления. В 1994 г. в монастырь посетил Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II.

Другие Достопримечательности в г.Тобольск

Александровская часовня; Ансамбль Тобольского Кремля ; Гостиный двор; Завальное кладбище; Иоанно-Введенский женский монастырь ; Колоколенка Угличского колокола; Крестовоздвиженская церковь; Мечеть; Памятник Ермаку; Петропавловская церковь ; Покровский собор; Северные Святые ворота; Соборная колокольня; Софийско-Успенский кафедральный собор ; Храм Святой Троицы — центр национального самосознания поляков Тобольской губернии; Церковь Захария и Елизаветы; Церковь Михаила Архангела; Церковь Семи Отроков Эффесских ;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *