- В апреле министерство юстиции США провозгласило политику «нулевой толерантности» к нелегальным иммигрантам.
- Население крупных развитых стран стареет и уменьшается: мигранты нужны им как трудовой ресурс.
- Мигранты все более успешно интегрируются и ассимилируются. У детей мигрантов во втором поколении выше образовательный и имущественный уровень, чем у местных.
- Разумно не ставить преграды для миграции, а управлять процессом. Это экономически выгодно и не травмирует ни тех, кто приезжает, ни местных жителей.
- Прием мигрантов требует финансовых вложений и специальных мероприятий. Российские власти не уделяют этому внимания, хотя страна нуждается в мигрантах.
Сергей Медведев: Показалось, что наступило не будущее, а прошлое, когда мы увидели кадры с американо-мексиканской границы в Техасе, в фильтрационных лагерях. «Детки в клетке»: дети беженцев, нелегальных мигрантов, разлученные со своими родителями, сидели в отдельных клетках. Последовал скандал, президент Трамп отозвал эту меру, хотя осталась политика нулевой терпимости к нелегальной иммиграции. И конечно, остался вопрос: что происходит с миграцией в современном мире и насколько более или менее толерантным становится наше общество? Подробности в сюжете нашего корреспондента.
Корреспондент: В апреле этого года министерство юстиции США провозгласило политику «нулевой толерантности» к нелегальным иммигрантам. Это значит, что любая попытка незарегистрированного проникновения на территорию Соединенных Штатов считается тяжким преступлением, а власти имеют полное право заключить человека под стражу, но при этом несовершеннолетние не могут содержаться в тюрьме. В итоге подобная практика привела к разделению семей иммигрантов – несколько тысяч детей были отняты у родителей и перемещены в специальные центры.
Политика «нулевой толерантности» столкнулась с мощной критикой внутри страны. Против выступили политики, правозащитники и даже первая леди – Мелания. В итоге президент Трамп был вынужден подписать указ о запрете этой практики. В указе говорится, что он направлен на «поддержание единства семей», что означает: дети и родители будут содержаться под стражей вместе. Правда, судьба детей, которые были разлучены с семьями раннее, остается неизвестной.
Сергей Медведев: У нас в гостях Мария Золотухина, доцент РГУ имени Косыгина, и Дмитрий Полетаев, ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Сразу вопрос о Трампе, об этих лагерях. Он возникает и в связи с Трампом, и в связи с восточноевропейскими противниками миграции. У меня такое ощущение, что популизм убивает толерантность, и приход популистских политиков все больше и больше подрывает миграционные основы Запада.
Мария Золотухина: Я думаю, факт определенного раскола или, как говорят сами американские наблюдатели, очередной культурной войны в Америке, свидетельствует о том, что это не окончательно свершившийся факт, а все-таки некое состояние, некий процесс или некое противостояние. Поэтому говорить об окончательной победе популизма, судя по всему, преждевременно. Разговоры об этом как никогда актуальны в праздник 4 июля, День независимости, день единения, когда звучат вопросы, каким будет американское будущее и американская мечта, будет ли она осуществляться, в том числе, и силами тех детей мигрантов, которых принято называть кодовым словом «мечтатели».
Сергей Медведев: Она остается, эта американская мечта: США как нация мигрантов? Какой в целом была реакция американского общества на эти картинки из Техаса?
Мария Золотухина: В целом реакция была отрицательной. Политтехнологически была допущена некая ошибка, иначе едва ли Трамп вынужден был бы отозвать реализацию таких жестких мер. Справедливости ради (это признает и либеральная пресса) нужно отметить: президент Трамп никогда не утверждал, что дети должны быть изъяты. Речь идет о некоторых, казалось бы, буквально следующих, логически выдержанных, шагах: люди, нарушившие границы, должны быть задержаны и должны ожидать решения суда. Дети (это подтверждает и так называемое заключение Флорес, и последующие судебные решения по этому заключению), на настоящий момент нелегальные мигранты, не могут содержаться в тюремных условиях. Трамп это преподносил как вынужденную меру и как следствие неразумной, неэффективной, порочной политики демократов, безусловно, с предполагаемым эффектом устрашения и предотвращения дальнейших потоков. Конечно, это апелляция как к своим избирателям, так и к противникам: посмотрите, на какие меры мы вынуждены идти.
Сергей Медведев: Дмитрий, политика нулевой терпимости к нелегальной миграции – это что-то новое, это отход от каких-то прежних принципов?
Дмитрий Полетаев: У меня такое впечатление, что это идет волнами. В 60-е годы в Европе было такое мнение, что этих людей можно позвать, как позвали турок в Германию, а потом так же быстро удалить. Потом оказалось, что это не просто рабочая сила, а люди с семьями, и нарушаются какие-то их права: началась борьба за эти права. Потом, когда была создана система ЕС, вступила Восточная Европа: вроде бы уже мигрантов достаточно, а они все равно продолжают движение, и начали ограничивать, говорить о новой шенгенской стене. Безусловно, это ненадолго, потому что рабочей силы тех стран, которые вошли сейчас в Европу, хватит лет на 20, а потом опять будет либерализация.
Мигранты – не граждане, они не будут голосовать, и то, что ты о них скажешь, вряд ли напрямую отразится на твоем политическом резюме
Это всегда очень удобная для политиков тема, потому что мигранты – не граждане, они не будут голосовать, и то, что ты о них скажешь, вряд ли напрямую отразится на твоем политическом резюме. Но те, кто осел: турки в Европе или мексиканцы в Америке, которые приезжали на протяжение долгих лет, – это уже избиратели. Поэтому тут двойственная позиция. Иногда используется такое мнение: эти люди как бы запрыгнули в последний вагон поезда в хорошее настоящее, а все остальные должны быть вне. На самом деле это проблема не толерантности, а новых граждан. В Москве «понаехали» часто говорят как раз эмигранты в первом поколении.
Сергей Медведев: Многие из сторонников «Альтернативы для Германии» – это русские, граждане бывшего СССР, которые туда приехали, а теперь хотят, чтобы дверь закрылась и не приезжали мигранты из стран третьего мира.
Дмитрий Полетаев: Они поднялись достаточно высоко вверх по иерархической лестнице и острее всего чувствуют, что вновь приехавшие будут с ними конкурировать.
Сергей Медведев: Как быть с той ситуацией, с которой мы столкнемся уже через пять-десять лет, когда все эти места займут роботы, и все будут конкурировать с ними? Не изменится ли сама идея миграции?
Мария Золотухина
Мария Золотухина: Роботы едва ли заменят тех вдумчивых, деликатных, нежных гаитянок, которые ухаживают за стареющим населением, представителями преимущественно белого и когда-то бодрого поколения бэбибума. И все-таки на резонные опасения о вымывании необходимости в труде звучат определенные возражения. Тем более, что в абсолютных цифрах миграция, во всяком случае, на американском примере, сокращается вообще, а мексиканская миграция в частности (и президент Трамп не может этого не знать). Пока причина тому – в первую очередь демографические факторы, старение населения не только в Штатах, но и в Мексике, снижение рождаемости. Антропологически это достаточно традиционное общество, поэтому кто-то должен остаться, чтобы заботиться о стареющих родителях.
Более того, звучат вполне резонные предположения, что подобная судьба достаточно скоро ожидает и Центральную Америку, по поводу которой и ведутся сейчас все эти баталии. То есть мы не можем выделить роботизацию как фактор, который будет определяющим, – это все равно взаимодействие разных факторов.
Сергей Медведев: Я посмотрел цифры по миграции в Евросоюз: там тоже наблюдается совершенно драматическое падение по сравнению с тем периодом 2014–15 годов, когда били во все колокола: приехали почти два миллиона. Сейчас, по 2017 году чуть больше 200 тысяч, и это почти десятикратное падение притока.
Дмитрий Полетаев: Потому что очень жестко отреагировали правые партии. Но все равно какой-то поток будет сохраняться. Это естественная ситуация: население стареет. Даже в Китае стареет население из-за политики одного ребенка. Они уже ставят себе перспективы, когда у них при таком огромном количестве населения не будет хватать молодежи. В Европе это произошло лет 40–50 назад, и для них миграция неизбежна. Они могут стараться как-то это регулировать, но все равно, пока есть рабочие места, на которые нужны люди, они будут приезжать.
Сергей Медведев: А беженцы?
Дмитрий Полетаев: Тут другая ситуация. Для России беженцы – не ресурс пополнения населения, просто сложилась такая миграционная система: не выдают пособия, слабо дают статус, через статус нельзя потом получить гражданство. Я думаю, в Европе среднестатистический обыватель испытал страх, потому что беженцы были не тем каналом, через который регион наполнялся рабочей силой. У них были другие каналы. Социальная система просто не справится с беженцами, которые в таком количестве пошли через непривычный для них канал. Для того, чтобы система справилась, нужно вкладывать в адаптацию, интеграцию, делать какие-то мероприятия, а это пошло сразу. И в будущем от этого никто не застрахован. Если будут какие-то боевые действия, пойдут эти волны.
Но эти волны были не из низкоквалифицированных мигрантов. На фотографиях на площади сидят сирийские беженцы с хорошими телефонами, портативными лэптопами – это средний класс. У бедных нет денег заплатить «черным» перевозчикам. Это вообще миф, что движутся как раз те, кому нечего терять. Нужны деньги на билет, на первое время.
Сергей Медведев: На пике миграционного кризиса было движение, когда немцы говорили: Mensch ist illegal (никакой человек не может быть нелегальным). Меняется ли установка на то, что легальные и нелегальные мигранты все больше разделяются, идет тренд на реадмиссию обратно? Всеобщая универсальная терпимость, которой многие восхищались в Германии 2014–15 годов…
Роботы едва ли заменят тех вдумчивых, деликатных, нежных гаитянок, которые ухаживают за стареющим населением
Мария Золотухина: Я приведу пример. Это инициатива датчан, уже получившая законодательное оформление в менее радикальном варианте, чем предполагалось. Речь идет об обязательном посещении детьми мигрантов, живущих в гетто (при этом слово «гетто» совершенно лишено привычной нам негативной коннотации), дошкольных учреждений, об обязательном привитии датских ценностей, об очень четком пояснении, что англосаксонская модель свободной личности в скандинавском варианте звучит несколько по-иному: ты можешь быть свободен только в обществе, и если ты не разделяешь ценности этого общества, то ты – угроза для себя и окружающих. И, наконец, это попытки предотвратить поездки детей на родину, чтобы не было погружения в культурную среду, дистанция между которой и датским миром огромна. Я была потрясена: что это?
Сергей Медведев: То есть это отход от мультикультурализма и этническая индоктринация в смысле титульной нации.
Мария Золотухина: Допускается ли вообще двойная и сложносоставная подвижная идентичность, или сейчас маятник качнулся так, что пришло время несколько иных действий? При этом процент мигрантов в Дании совершенно не критический.
Дмитрий Полетаев: В Дании очень мощная система интеграции. Человек приезжает – его сразу записывают на курсы изучения языка. Если он плохо знает письменный родной язык, он ходит на курсы своего языка, чтобы лучше изучать датский. У них созданы все условия для того, чтобы человек интегрировался, а не для того, чтобы он ассимилировался, стал датчанином. Там мощная система рассредоточения мигрантов по городу, чтобы в одном квартале или доме не жили только выходцы из одной страны. И мигранты, получая пособия и какие-то социальные блага, очень охотно включаются в эту мощную интеграционную систему. Это постепенный переход.
Сейчас был еще один шаг, совершенно неожиданный, но вполне закономерный. Эта система неизбежно должна была прийти к тому, что если ты приехал, мы тебя принимаем, но и ты должен принять правила игры. Ты не только получаешь блага: в ответ на то, что мы тебе даем, ты включаешься в эту систему. Ты не можешь жить в нашей стране отдельно, ты не создаешь кусочек своей страны в нашей.
Сергей Медведев: У меня складывается впечатление, что в России гораздо меньше проблем по части ассимиляции и интеграции, чем во многих европейских странах, по крайней мере, в мегаполисах.
Дмитрий Полетаев
Дмитрий Полетаев: Это понятно, потому что у нас общее историческое прошлое. Те страны, откуда сейчас приезжают мигранты: Средняя Азия, Украина или Молдова, – это все бывшие страны СССР. У нас была общая система образования, и эти системы до сих пор не очень сильно разошлись. И негативный фон, который все время фиксируют правозащитные организации, на мой взгляд, не такой жесткий, как был несколько лет назад. После событий на Украине ситуация изменилась, по телевидению стало мало мигрантских сюжетов. «Левада-центр» фиксирует падение мигрантофобии просто потому, что ситуация изменилась: мигранты из Средней Азии, мигранты с Украины – одних мы принимаем, а других не принимаем. На мой взгляд, массовый поток мигрантов еще острее поставил вопрос: по отношению к каким мигрантам мы должны себя вести хорошо, а по отношению к каким плохо. Изменился фон, главы банд скинхедов уже сидят, фанаты менее радикализованы.
С беженцами действительно сложная проблема, и ее довольно долго не решают, что странно. Если мы помогали Сирии, то почему не даем статус беженцев людям, которые хотели бы переселиться оттуда сюда? То же самое с Украиной: мы давали временный статус, для них это было достаточно, но если это реальные беженцы, и если, не дай бог, что произойдет, у нас система не рассчитана на беженцев.
Сергей Медведев: Я читал, что официально зарегистрировано меньше тысячи беженцев.
Дмитрий Полетаев: В то время как людей с временным убежищем сотни тысяч. Когда были события на Украине, люди поехали, и статус давали очень быстро. Даже лагеря, развернутые МЧС, не были востребованы, потому что эти люди сами нашли себе жилье. Для меня это парадокс в миграционной политике.
Сергей Медведев: Это две разные истории. Мигранты в последние годы все более успешно интегрируются и ассимилируются. Более того, я могу предположить, что они ассимилируют местное население: они более динамичны, успешны. У меня есть статистика: у детей мигрантов во втором поколении выше образовательный и имущественный уровень, чем у местных, потому что у них сильнее мотивация. А с другой стороны – те беженцы, о которых вы говорите.
Мария Золотухина: Это не только российская история. Сейчас самые успешные по доходу на душу населения и по скорости мобильности группы в США – это не условные азиаты-американцы, а нигерийцы. Я знаю и много примеров активной жизненной позиции при сохранении идентичности.
Сергей Медведев: Заглянем хотя бы на десять лет вперед – миграционный тренд неостановим?
Мария Золотухина: Если говорить о западном полушарии, о Канаде, то, мне кажется, поток остановить невозможно ни исторически, ни с точки зрения установок. Многие исследования показывают, что мигрантофобия как ценностная установка в Штатах не наблюдается по самым разным показателям. Принятие мигрантов в целом достаточно высокое, выше, чем несколько лет назад. В Америке 2015 год стал поворотным – родилось больше небелых детей. Это не значит, что страна становится пострасовой: расовые, этнические, национальные вопросы весьма актуальны, но в каком-то смысле это то разнообразие, которое оказывается уже заложенным в основы основ. И совсем изъять миграцию сейчас никак нельзя.
Надо бороться прежде всего не с мигрантами, а с собственными страхами
Сергей Медведев: А насколько этот тренд может остановиться в Европе? Сейчас действительно возникают новые границы, восточноевропейцы задают некую моду?
Дмитрий Полетаев: Это как вода: ты можешь ставить любые границы, но она все равно просочится. Это не могли остановить даже совершенно жесткие режимы типа сталинского. У нас же была прописка, а все равно Москва росла на миллион в десятилетие. Это было при царской империи, при советской власти, это происходит сейчас. Поэтому рационально не ставить преграды, а управлять процессом. Это экономически выгодно, это не травмирует ни тех, кто приезжает, ни тех, кто живет здесь.
В миграционный процесс надо вкладываться. Государство от него получает: например, Германии с ее стареющим населением, нужно еще миллионов восемь. Весь парадокс в том, что государство хочет мигрантов, но вкладываться оно не очень хочет.
Местные жители ощущают не только позитивные, но и негативные вещи, которые важно сглаживать. Детей в школах учат наши учителя, а кто им за это доплачивает? В тех школах, где больше детей мигрантов, работы у них больше, балл по ЕГЭ ниже, они получают меньше денег. Мне непонятно, почему мы не даем больше денег на эти программы.
В Москве когда-то существовала программа: в каждом округе была школа для детей мигрантов, где они обучались год, а потом шли в обычную школу. Этой системы сейчас нет, потому что прошла реформа образования. Но проблема осталась. Значит, при каждой школе нужны какие-то интеграционные курсы. Когда ребенок сидит, и на него никто не обращает внимания, он доходит до восьмого класса, ему ставят тройки, и он выходит малоадаптированный. Это конфликтная зона. Кем он будет без образования, с плохим русским языком?
Это свойственно и для всех остальных стран. Если ты принимаешь мигрантов, ты должен вкладываться в дотацию. Существуют всякие техники, но они требуют денег. Когда была ФМС России, у них не было на это бюджета. Было стыдно задавать вопрос: что именно вы делаете, если бюджета нет?
Сергей Медведев: Чисто демографически это тоже неостановимая тенденция? Не раз и не два в нашей программе звучали слова о нарастании демографического кризиса в западных обществах, в обществах глобального севера. Идет постоянный демографический переток?
Мария Золотухина: Экологическая ситуация и изменение климата – об этом сейчас все больше пишут в глобальном масштабе.
Сергей Медведев: Опустынивание и обезвоживание в зонах перенаселения.
Мария Золотухина: Это такая странная категория вынужденной миграции, которая пока только начинает осознаваться.
Сергей Медведев: А в России – огромная зарастающая неосвоенная пустошь, пустующие деревни, достаточно большой сельскохозяйственный ресурс. Этот сценарий можно рассматривать всерьез?
Дмитрий Полетаев: Там нет рабочих мест, потому что нет инфраструктуры. И россияне не живут там по той же причине, стремятся в города. И эмигрант живет в городах, где можно заработать.
Если говорить про евразийскую систему, то мы должны понимать, что постоянного роста населения в странах Средней Азии не будет. Может быть, Киргизия и Таджикистан еще дадут какое-то количество молодого населения, но это маленькие страны. Узбекистан перестал так активно расти. Мы входим в новую демографическую реальность. Нам не нравятся сейчас мигранты из наших бывших исторических соседей, но какая у нас альтернатива? Индия и Китай. Если мы сейчас не будем толерантны, не будем работать с населением, то в будущем у нас другие перспективы. Нам нужна будет рабочая сила, чтобы осваивать Дальний Восток, но там будут другие интеграционные проблемы.
Сергей Медведев: Надо бороться прежде всего не с мигрантами, а с собственными страхами, видеть в этом неизбежность, а также большую историческую возможность в наших стареющих и пустеющих обществах. Мигранты – это некий большой выход, большое решение, и вопрос только в политике государства, которое должно найти правильные рамки и правильную политику для того, чтобы справиться с этой проблемой. Так что нулевая терпимость к мигрантам, о которой говорил Дональд Трамп, остается страшилкой.
Толерантность (tolerance) — снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).
Толерантность по сути это, когда организм не может защитить себя от заразы, и ему легче к ней приспособится, чем бороться с ней. Широкое хождение этого слова в современном обществе немного странно, ибо апеллирует к неграмотности людей, которые едва ли понимают его изначальное значение. В современном контексте вне медицины оно должно отсылать к той же терпимости к заразе, но в данном случае социальной.
Раньше этот термин употреблялся только в медицине и биологии, и однозначно обозначал только зараженные клетки, ткани или органы, неспособные восстанавливаться или защищаться от вирусов и штаммов, как например раковые больные – толерантные, по медицинским понятиям.
Все предельно однозначно с толерантностью в естественных науках, но как она понимается в других сферах человеческой морали. В обществе, допустим? Странно, но в обычной жизни получается, что толерантность – это скорее хорошо, даже отлично, чем плохо, так как ты как бы терпим ко всему, что по сути тебе враждебно и неприятно.
Нам внушают, прививают эту толерантность, но зачем?
А вот зачем. Работают по трем направлениям: ты должен быть терпимым к людям разных национальностей, конфессий и половых пристрастий. Начнем с межнационального мультикультурализма. Получается, что если ты толерантный по национальному признаку, то для тебя не может быть разницы между европейцем и выходцем из Азии или Африки. И ты должен относиться к ним полюбовно как к равным, даже несмотря на то, что от них взамен твое общество получает только криминал, наркотики и терроризм. Но нет, на них злиться нельзя, их нужно терпеть и улыбаться, это же толерантность.
Толерантность — хорошо, но не работает, по крайней мере, всегда. Ведь понятно, что все мы разные: китайцы, африканцы, латиноамериканцы или азиаты, как физически, так и ментально. И от того, что всех нас перемешивают, ничего хорошего можно не ожидать.
Нам твердят, что мы все одинаковые в социальном плане. Но медицина доказывает обратное: толерантная клетка или организм теряет иммунитет, таким образом обрекая себя на гибель, а толерантный народ соответственно обрекает себя на вымирание. И это особенно заметно при усилении миграционных процессов в современном обществе.
Кстати, нельзя путать толерантность и законы гостеприимства, которые почитаются практически у всех народов. Хозяин обязательно окажет гостю радушный приём, в соответствии со своими национальными традициями, но гость при этом остается гостем, т.е. не указывает хозяину, что и как тому делать в его собственном доме, гость подчиняется или уходит. А современная толерантность доводит этот проверенный веками ритуал человеческого гостеприимства до полного маразма, когда хозяин и гость меняются местами, и гость становится определяющим правила игры в хозяйском доме.
Но разве это правильно или хотя бы разумно?
Статья о толерантности, написанная год назад
Статья была написала ровно год назад, осенью 2014 года. Теперь, наблюдая гуманитарную ситуацию с беженцами, Европа «рвёт на себе волосы»: толерантной была очень.)
Терпимость в России и толерантность в Европе. Нужны ли границы?
В условиях современной глобализации, при современном отсутствии границ для информации, развитии транспортной системы и размытости границ государств, когда человечество становится похожим на гомогенную массу, — раздаётся хор голосов о значимости, актуальности толерантности, о необходимости обучаться этому свойству человеческой натуры, так как это, по мнению носителей данной концепции, очень важно для того, чтобы считаться человеком, терпимо и кротко относится к людям, не похожим на других.
Страны Европы призывают к исключительно терпимому отношению к носителям нетрадиционной ориентации, к людям с ограниченными возможностями, к людям с неопределенной самоидентификацией, к представителям другой расы, вероисповедания, другого цвета кожи и даже к тем, кто испытывает интерес к животным и усопшим.
Нужно ли России учиться толерантности, этому новому модному качеству? Обратимся к данному вопросу.
Для того, чтобы понимать присутствие этого качества в жителях Российской Федерации, желательно иметь представление о характере самой пока еще большой этнической группы, населяющей территорию страны, — русских.
Сначала стоит отделить два понятия: «толерантность» и «терпимость». БСЭ даёт следующее определение: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. Tolеrantia – терпение). 1) иммунолог.состояние организма, при к-ром он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определ.антигена при сохранении иммунной реактивности к др.антигенам. Проблема Т. имеет значение при пересадке органов и тканей. 2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.»1)
Можно заметить, что первым и вторыми пунктами в этом уважаемом издании идёт медицинское значение данного понятия. И лишь третий пункт означает «терпимое отношение» к явлениям и событиям.
Если счесть страну неким гигантским организмом, то чрезмерно толерантное отношение к инородным элементам может привести страну к гибели в буквальном смысле этого слова. К этому вернемся несколько позже.
1) Советский энциклопедический словарь/Гл.ред.А.М.Прохоров.-4-е издание.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил. (с. 1352).
России ближе качество, свойство натуры, понятия, слова называемое «терпимостью» и «терпением», которые предназначены для преодоления жизненных трудностей и самосовершенствования в христианском понимании мира. О чём свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки.
«Бог терпел да и нам велел», «Хотенье есть терпенье», «Терпенью – спасенье», «Без терпенья нет спасенья», «Не потерпев, не спасешься, «Терпит брат долго, а через край пойдет – не уймешь», «Терпи, казак, атаманом будешь».2)
В этих пословицах выражены практически весь характер и черты русского народа. Трудолюбие (хоть кто-то сейчас и пытается навязать миру представление о русском, как о полном тунеядце) «Терпение и труд всё перетрут», стойкость «Терпя, в люди выходят», духовное совершенстование » За терпенье дает Бог спасенье»
По многим исследованиям, при всех естественных недостатках, русскому народу свойственны такие качества, как лёгкость человеческих отношений; отзывчивость, широта характера, размах решений, тяга к справедливости («Не в силе Бог, а в правде»), религиозность, набожность, большой творческий потенциал, широта души, умение выживать ( «Голь на выдумки хитра»), традиционная семья, уважение к родителям, счастье и благополучие детей, сострадательность, милосердие.
И, как была возможность убедиться по пословицам, высокий уровень терпимости и терпения. На формирование национального характера повлияли:
Историческое прошлое – постоянные преимущественно оборонительные войны, которые всегда, крепостное право, которое определенным образом повлияло на менталитет, политический режим, холодный климат – зима по полгода, огромные расстояния, ментальная дуальность, то есть двойственность во многом (Евразия, восточные «мотивы» и русские черты в натуре, характере и др.), которая объясняется неустойчивым климатом и зоной рискованного земледелия географические границы России, патерналистская культура управления. 3)
2) В.В.Даль. Пословицы и поговорки русского народа. — М.: Русская книга, 1997 год)
3) И.В.Денисова. Загадочная русская душа (национальный характер русских и особенности общения. Справочник секретаря и офис-менеджера. №4 2014 год.
«Бросаться из крайности в крайность – типично русская черта: от бунта – к покорности, от пассивности – к героизму, от расчётливости – к расточительности» — так характеризует дуальность, двойственность в русском характере профессор философии А.В.Гулыга.
При этом терпимость, сострадание у русских «в крови». Это подтверждается многими свидетельствами. Так, например, когда по Владимирскому тракту шли каторжники, к ним со всей окрестностей сходились женщины и дети из соседних селений и приносили еду и воду.
Во время Великой Отечественной войны в русских деревнях выхаживали раненных немецких солдат. «Очнувшись, увидел стоявшую передо мной на коленях русскую девушку, которая поила меня с чайной ложечки горячим молоком с медом. Я сказал ей: » на мою военную форму и относились ко мне скорее по-дружески!», 4) — так писал солдат вермахта Асмус Реммер в 1943 году.
Слово «любить» в России всегда являлось практически полным синонимом слова «жалеть». Он ее «жалеет» говорили о любящем муже в крестьянской среде.
Очевидно, истоки русской толерантности лежат в необъятной территории, которая недостаточно заселена из-за труднопроходимости и сурового климата. Можно предположить, что на Руси дорожили дружбой с другими и не отказывали многим народам, которые выражали желание находиться под покровительством Российской империи.
Об этом свидетельствует уникальный сборник архивных документов «Под стягом России», вышедший в издательстве «Русская книга» в 1992 году.
Аннотация: «Архивные документы в книге отражают процессы формирования территории Русского централизованного государства с XIV века до третьей четверти XIX века. Обращения (\»письма\», \»прошения\», \»листы\») представителей различных народов к русскому правительству с просьбами о покровительстве, помощи или принятия в подданство позволяют проследить историю постепенного сближения народов и упрочения связей между ними».
Это издание говорит о доверии представителей других этносов к русскому Белому государю (так называли раньше российского царя), которые целыми народами просились под юрисдикцию, управление и защиту в Российское государство, и свидетельствует о терпимости России к другим народам.
4) http://wbdesign.livejournal.com/110116.html
Ниже приводится Письмо Султана Долонбая Сюкова генерал-губернатору Западной Сибири П.Д.Горчакову о принятии Байжигитовского народа в русское подданство.
«Великий князь! … осмеливаюсь сообщить через это письмо то, о чем желал сказать из уст своих при виде светлое лицо Ваше.
Цель приезда моего была та, чтоб лично представиться пред величие Ваше, сообщить о состоянии нашего байжигитовского народа, всенижайше просить в. с-во употребить ходатайства у великого государя императора всемилостивейшее благоволение, служащее для нас к средству пользоваться могущественной российского царя защитой и правосудием, изливающимся не только на одних всеподданнейших, но и на прочих всех соседственных и смежно кочующих народов. Эта просьба наша, великий князь, на тот единственно предмет, что народ байжигитовский имеет намерение жить со всеми соседственными киргизскими народами в мире, согласии, уничтожить чрез миролюбивые между собой расчеты все доныне существующие претензии, распри и иски. Причем присовокупляем, что мы имеем сильное желание, если можно, быть во дворце, увидеть благословенное лицо правосудно царствующего в России Белого императора.
О терпимости свидетельствуют также многие литературные произведения русских писателей, взгляд которых был неизменно обращён к страждущему человеку, будь то крепостной крестьянин (А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо») или дворянин, ищущий смысл жизни во время «Войны и мира» Л.Н.Толстого.
О терпимом отношении к инородцам в России свидетельствует следующее. После монголо-татарского ига, которое, как известно, длилось 300 лет, татарский народ ассимилировался и растворился среди русского. Значительная часть татар при этом сохранила свою идентичность, будучи лояльной по отношению к России. Так, треть русского дворянства была татарской по этносу. Например, князь Феликс Юсупов, принявший активное участие в убийстве «святого старца» Григория Распутина во имя России, считается татарином по происхождению.
Весьма терпимо в России относились к иным по крови и происхождению. Достаточно было принять ментальность, систему ценностей, традиций, а главное, креститься в православную веру, чтобы считаться русским. Современный философ Арсений Гулыга в своём труде «Русская идея как постсовременная проблема» подтверждает терпимое отношение ко всем и вся в современном российском обществе: «Гражданином России является каждый, кто связал себя с судьбой родины, кто считает себя россиянином независимо от национальности, родного языка и вероисповедания, кто, достигнув совершеннолетия, назвал себя россиянином. Наши соотечественники за рубежом при их желании обладают всеми правами граждан России.
Россия — не националистическое и не нацистское государство. Все нации равны, ни одна не имеет преимущественных прав на территории России. Каждая нация имеет право развивать свою культуру, иметь школы на родном языке, прессу, литературу, театр. Но не более того: государство должно быть единым, делиться по территориальному признаку (области или губернии).» 6)
Так, гении русского искусства: Айвазовский, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Фет, Левитан, Мандельштам, Гоголь были далеко не чистокровными русскими, не славянами с синими глазами и пшеничными прямыми волосами. Но при этом являются выразителями абсолютно русской мысли, русской идеи, русской ментальности. Никому и голову не приходит назвать, например, Александра Сергеевича «русским поэтом эфиопского происхождения».
Советский период продолжил историю терпимого отношения к народам в Российской Федерации. И здесь возник удивительный феномен. Так, современный автор Павел Святенков пишет: «Россия до сих пор не отошла от
6) http://coollib.com/b/132027/read
советской модели национальной политики. Советский же взгляд на национальные проблемы был такой: на уровне реальной политики СССР был разделен на 15 союзных республик, из которых 14 считались национальными государствами своих народов – армян, азербайджанцев, украинцев, узбеков и прочих, а Россия – вроде как копией СССР, но поменьше. РСФСР состояла из великого множества национальных автономий, в том числе автономных республик, автономных областей и автономных округов.
Все они обеспечивали приоритет титульных этносов. РСФСР же считалась «общей», хотя подавляющее большинство ее населения было русским.»7)
Интересно, что на некоторых плакатах советского периода представители республик были одеты в национальные костюмы, а представитель русского народа, Российской Федерации, был одет в комбинезон рабочего или в костюм и галстук служащего, то есть не имел национальной идентичности, как другие народы. И в этом самоотречении от своей идентичности также
кроется исключительная толерантность представителей Российской Федерации.
Российский психиатр И.В Реверчук, исследуя значение этнического самосознания, обнаружил, что 96,2% славян, проживающих в России, относятся к своей нации как «равной среди прочих», при этом 93% демонстрируют доброжелательное отношение к другим этносам.8)
Современные россияне демонстрируют значительную терпимость и сострадание по отношению к другим народам, даже к тем, с кем связывают сегодня неоднозначные отношения. Так, за последний период, в Россию прибыли сотни тысяч беженцев из Украины, которых расселяют в домах как организации, так и простые люди. Помогают им финансово и обустроиться на новом месте жительства.
Можно ли говорить о какой-либо нетерпимости, если в ситуации, когда до общества постоянно доносятся поношения русского народа , который
обвиняют во всех тяжких грехах, в том числе в ксенофобии? Можно ли заподозрить в этом страну, которая помогает людям, попавшим в бедственное положение?..
При этом ростки европейской толерантности проникают и в Россию. Так, в Санкт-Петербурге зарегистрирован первый брак женщины с женщиной. Обе были в подвенечных платьях.
В контексте проекта «Центр толерантности» (основан как благотворительный фонд из Фонда Сороса, что говорит само за себя), который возник на базе Библиотеки иностранной литературы им.М.Рудомино вышло первое из планируемой серии издание, составленное известной писательницей Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других». Задачей данного проекта, как и любого, посвященного теме толерантности, является идея о внушении архитерпимого отношения к «другим», чем бы они ни занимались! Так, госпожа Улицкая повествует о том, что: «У африканской народности азанде мужчинам разрешалось иметь несколько жен, но при этом другим мужчинам жен не хватало, поэтому они могли брать себе в «жены» юношей 12-20 лет.» «Не надо думать, что гомосексуальные браки заключались только между мужчинами, – у других африканских племен, например, у панди, приняты браки между женщинами». Маститая писательница пытается привить школьникам 5-6х классов мысль о том, что «А вот в Африке педофилия – это норма».
За это исключительное понимание и внедрение в сознание российских детей концепцию толератности по-европейски и по- африкански 28 ноября 2014 года дама получила высшую награду Франции – Орден Почётного Легиона, который был вручён послом Франции «за уважение свободы духа, открытости и толерантности, которые пронизывают все ее творчество».9)
Вернёмся к представлению о толерантности в Европейском обществе.
В последний период происходит обостренное внимание и пропаганда крайне терпимого отношения к персонам и явлениям, ранее отвергаемым обществом, церковью и людьми.
Так, если в Средневековье за нетрадиционную ориентацию человека могли казнить ужасным образом, то ныне в 19 европейских странах легализованы однополые браки. Это — Нидерланды, Бельгия, Испания, Канада, ЮАР, Норвегия, Швеция, Португалия, Исландия, Аргентина, Дания, Бразилия, Франция, Уругвай, Новая Зеландия, Люксембург, Финляндия.
В США, Великобритании и Мексике однополые браки легализованы на региональном уровне.
В европейских городах проходят манифестации, митинги и другие акции в защиту прав личностей с нетрадиционной ориентацией. В этот момент можно увидеть людей в самых причудливых образах и часто неприлично выглядящих.
Общество стыдливо отводит глаза и не смеет противоречить концепции толерантности, которая, по сути, является тем самым фактором, который разрушает весь организм государства и общественные институты. Инородные частицы – гомосексуализм, педофилия, и прочие «филии», внедрение противоестественных представлений о жизни, не отторгаемые организмом», ведут его к гибели.
Так, в Интернете имеет хождение «Притча про толерантность» именно в медицинском смысле, в которой повествуется о том, как собравшиеся в организме человека гельминты выступили за свои «права». Отстояли. Результат – человек умер. Можно предположить, что впоследствии погибли и все «толерантные» гельминты.
Таким образом, представители толерантных меньшинств ведут человечество к гибели, уничтожая сами основы его существования и воспроизводства.
Кое-кто в странах ЕС предлагает выбросить на свалку истории традиции, привычки и нравственность, подменяя человеческие ценности качествами, которые во все времена считались пороками.
Дабы не быть голословными, обратимся к примерам толерантности в Европе. И последствиям, к которым это приводит.
8) И.В.Реверчук. Автореферат и диссертация по медицине (14.00.18) на тему: Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров). Санкт-Петербург, 2008
9) http://maxpark.com/community/5625/content/3138055
Так, Михаэль Клок, правозащитник, лидер партии «Зоофилы за толерантность и информированность» (Zeta) утверждает, что «нельзя делать законами старые предрассудки». Этот персонаж женился… на своей собаке. Сегодня в Германии более 100 тысяч зоофилов, и их правами нельзя пренебрегать. На данный момент зоофилия НЕ считается преступлением в Бельгии, Швеции, Дании. Вывод: ни о какой традиционной семье и речи быть не может в случае с «любителями» животных.
Секс-просвещение в начальных классах Европы (уроки самоудовлетворения для детей 8 лет, демонстрацию сексуальных контактов геев и пр.), в частности, в Германии, где родителей уже начинают сажать в тюрьму за…запрет детям посещать «уроки разврата», как называют эти занятия сами родители. Вывод: Такая безграничная толерантность к тому, что ранее считалось постыдным и ненормальным, приводит к раннему развращению детей, отходу от традиционной семьи, прекращению деторождения.
В контексте этого «воспитания» — видеосюжет об уроке физкультуры, где все (!): и преподаватели, и дети разного возраста занимались обнаженными, лишь в кроссовках, лишь добавляет «в копилку» толерантности. Кстати, видеоролик был удалён из-за «нарушения пользовательских прав». Можно предположить, что в дальнейшем его будут продавать за деньги.
Гей-парады в Европе – давно не являются новостью для граждан тех стран и городов, в которых они проходят. Тем не менее каждый раз являются потрясением для людей, ориентированных на традиционные отношения и семью. Вывод: безграничная толерантность по отношению к представителям нетрадиционной ориентации также ведет к исчезновению обычной семьи, но главное, к исчезновению человечества, прекращению деторождения, т.к. в союзе геев дети рождаться не могут по законам природы.
В Швеции дети могут увидеть дикую передачу наподобие нашей «Спокойной ночи, малыши!», но вместо Каркуши, Хрюши и других милых персонажей маленькие зрители видят на экранах актёров, одетых в костюмы «струи мочи», «кала», «ягодиц» (да простят автора данного текста читающие его!). Цель передачи: «просвещение» детей, чтобы они в подробностях узнали о физиологических отправлениях человека. Вроде бы знать надо, но надо ли рассуждать о дефекации публично?! Вывод: такая безграничная толерантность к тому, что прежде не афишировалось, приводит к растлению детей и отходу от традиционной морали, стыда, что позволяет продолжать разрушение семьи…
Вероятно, к миссии «просветительства» по-европейски относится и убийство жирафа Мариуса на глазах у детей. Сразу после убийства дымящаяся туша несчастного животного была препарирована на глазах у детей, на лицах которых можно было увидеть самые разные чувства – от откровенного отвращения до нескрываемого интереса к происходящему. Вывод: Такая безграничная толерантность приводит к растлению детей и отходу от сострадания, понимания того, что любое живое существо и животные могут тоже страдать, что красота (в частности, жирафа) не имеет ценности, это может привести к психическим нарушениям, искажению ценностей и возможности управлять нацией по своему усмотрению
Еще одно явление по имени Кончита Вурст. Этот (эта?) персонаж появился не случайно. Такой вид внедряемой Европой толерантности искажает представление людей об истинной красоте мужчины и женщины, нарушает представление о гендерной идентичности. Аномалия вводится в норму, также искажая представления об образе человека, а значит, отводя от его традиционных ролей, направленных на создание семьи.
Особое место занимает идея о толерантном отношении коренного населения к мигрантам. Обществу активно внушается мысль об исключительно толерантном отношении к представителям других рас, этносов и людям с другим цветом кожи и разрезом глаз, живущих на родине их предков. Но дело не в цвете кожи или разрезе глаз. Дело в том, что приехавшие в европейские, в частности, страны гастарбайтеры имеют свою устойчивую систему ценностей, представления о мироздании, которая может принципиально отличаться от аналогичных представлений коренного населения. «Турецкие иммигранты не стали еще органичной частью немецкого общества — между ними и коренными жителями страны существует «ментальная пропасть». Турки привержены своей собственной культуре, ценностям и традициям. Более того, иммигранты не проявляют готовности расстаться с ними и остаются довольно изолированной общественной группой.»10)
Безграничная толерантность по отношению к представителям иных этносов и конфессий может привести к пародоксальным явлениям. Если коренного жителя за совершенное преступление будут судить по всей строгости закона, но по отношению к мигранту или, например, чернокожему жителю США закон отнесётся с крайней толерантностью.
Аналогичный пример есть и в истории судопроизводства и толерантности есть и в России Так, общеизвестная история Анны Бешновой, которая была убита таджикским разнорабочим Фарходом Турсуновым, возбудила широкий резонанс в обществе. Убийца был осужден 23 года лишения свободы в колонии строго режима, но в октябре 2009 года Верховный суд России уменьшил срок его заключения в тюрьме. Толерантность.
Если затрагивать тему мультикультурализма, то здесь в полной мере заметно то, что толерантность как отсутствие отторжения инородных клеток организма, безусловно, влияет на его гибель. И вот почему. » Понятие «христианская культура» утратила свое значение и была заменена принципами «толерантности» и «мультикультурализма». Сознательно отказавшись от христианства как основы общественного строя и во многом определяющей государственную политику религии европейцы самостоятельно обрекли себя на уничтожение», — считает доктор богословия протоиерей Александр Федосеев.11)
Толерантное отношение к террористам даёт возможность для нового витка террористических актов.
Педофилия — еще один вид толерантности. «…это в современной Европе преподносится как вид толерантности. Мол, дети якобы имеют право на сексуальные предпочтения с нуля лет, имеют право на секс-разнообразие. Против нас с вами, против родителей и детей, орудует хорошо организованная преступная мировая сеть.», — утверждает русская мать, у которой по незначительному поводу отобрали сына с тем, чтобы впоследствии передать его в семью педофилов.12)
Интересно, что в современном (преимущественно американском) кинематографе декларируются идеи о том, что прав тот кто украл, ограбил, стал богатым и успешным. Этим вызывается симпатия к преступникам и…размываются границы. К слову сказать, обычная ситуация в сценарии такова: очень «плохой» белый преступник, и чудо-парень, герой, конечно, с кожей чёрного цвета. Нетрудно догадаться, на чьей стороне симпатии зрителей. Так формируется общественное мнение и – толерантность.
10) http://lenta.ru/news/2009/11/20/require/
11) http://sozidatel.org/articles/analitika/3811-krah-multikulturalizma-v-evrope.html
12) http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/05/22/chto_na_nas_dvizhetsya/
Мультфильм про Симпсонов формирует представление о человеческой природе как об уродстве.
Терпимость коренных москвичей, которые этим и отличаются по отношению к приезжим, позволяет вытеснить первых (многие коренные москвичи уже уезжают в Подмосковье или даже в другие города), но главное, размывает ту субкультуру и общепринятые правила, на которые обычно ориентировалась вся страна. И на российском телевидении часто можно услышать, например, суржик.
Проникновение толерантности в Россию чревато таким же размыванием границ между черным и белым, между злом и добром, между истинным и ложным, как и в Европе.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос о том, как русские относятся к популярному сегодня понятию и смыслу «толератность», которое получило бОльшее распространение в Европе и США. Пока, судя по форумам и в приватных обсуждениях всё вышеперечисленные «акции» и «ивенты» в России вызывают в массе лишь отвращение.
Между тем, в России поднимает голову педофилия, в соответствии с которой детей могут отобрать без объяснений с тем, чтобы отдать в семью представителей нетрадиционной ориентации.
И всё же если русская терпимость, скорее, сохраняет национальный характер, национальную идентичность и консолидирует народ, держит общественные институты, а значит государственно-социальный организм сберегается, то «европейская толерантность» может привести к полному исчезновению данного организма. Падение нравов, как в Римской империи, которое мы наблюдаем сегодня, духовное обнищание, размытость нравственных, этических и даже биологических границ ведёт сначала к тяжёлой болезни, а затем и к летальному исходу организма. «Клетки организма» начали преобразовываться в раковые, «организм» в опасности.
Безусловно, нужно с уважением относиться к представителям других народов, этносов, конфессий. Безусловно, нужно бережно относиться к особенным людям, с непривычными стандартами внешности, образом жизни и пр. И, конечно, нужно пытаться понять другого человека, проявляя высокий уровень терпимости. Но где та граница, где уродливое возводится в норму, а патология приравнивается к красоте? До каких границ это возможно? Если процент ненормы, вторжения, заполнения и т.п. превышает определенный уровень, то места для нормы просто не останется.
Если некое явление никому не приносит вреда, а только пользу, о которой так часто говорят представители толерантного отношения к миру, то почему бы не поддерживать эту концепцию?
Но всё чаще раздаются голоса против тотальной толерантности ко вся и ко всему. Возникает вопрос, кому и зачем нужна толерантность, то есть уничтожение «организма» за счёт изменения «клеток»? Кому и зачем нужно расшатывать моральные устои человеческого общежития?
Наталья Михайловна Рассказова, врач-психиатр-психотерапевт,
заведующая психотерапевтическим отделением медицинского центра «Квадро» (Москва) cчитает, что «в Европе у власти находятся много лиц, страдающих расстройствами личности. В англоязычной психологической литературе их называют психопатами. Расстройства личности (психопатии) это не очевидный тип очень серьезной психиатрической психопатологии. Психопаты биологически не способны ни на одно нравственное чувство (совесть, сострадание, любовь, привязанность, сопереживание, честность), не контролируют агрессию и половой инстинкт. У них часто бывает расстройство сексуальной идентичности. Они не могут отнести себя к своему полу (м и ж), у них с половой принадлежностью большая путаница. Психопаты лживы и лицемерны и ради получения власти готовы, как актеры, говорить «правильные слова и фразы». Изображая из себя добрых и честных, они манипулируют людьми на глубоких слоях психики: уровне системы ценностей, Я-концепции и картины мира. Социально адаптированные психопаты бессовестно применяют манипулятивные методы психологии, подменяют нравственные понятия, такие как «любовь и терпимость» и наполняют их совершенно другим смыслом. Манипуляция сознанием им нужна для того, чтобы вводить неопытных в психологии людей в заблуждение и, в итоге, пользоваться бесплатно результатами чужого труда. Психопаты не видят галлюцинаций и обладают очень высоким уровнем интеллекта, и это создает опасную иллюзию их адекватности.»
Подробнее с темой психопатий можно ознакомиться, прочитав книгу Роберта Хаэра «Лишенные совести. Пугающий мир психопатов», текст Харви Клексли «Маска нормальности» и любой учебник по диагностике психопатий для врачей-психиатров,- рекомендует эксперт Н.М.Рассказова.
Осмелимся высказать некоторые предположения.
Толерантность нужна для того, чтобы:
- На планете стало меньше народа, т.к. лица нетрадиционной ориентации не размножаются.
- Была возможность заселиться другим людям, например, другой конфессии.
- Разрушить «организм»-страну для каких-то скрытых целей.
- Действительно принести извинения другим народам за колонизацию в прошлом.
- большие деньги.
- Обрести дешевую рабочую силу
- Чтобы империя, которою сейчас является Европа, была разрушена. «Разделяй и властвуй».
- За внедрение толерантности и её последствий кому-то заплачены огромные деньги.
Знаменитый ныне журналист Джульетто Кьеза в своей книге «Прощай, Россия!» высказал неутешительные выводы о том, зачем и кому нужна толерантность.
Итак, на взгляд журналиста, мир переживает разрушение традиционной морали. Общество потребления больше не может существовать, так как ресурсов планеты недостаточно, а финансовая политика, обслуживающая общество потребления, потерпела крах.
И главное. «Разрушение традиционной морали имеет целью деморализовать и поставить под контроль возможных конкурентов в будущей модели мира», — считает Джульетто Кьеза.
Пока же Россия, при всех недостатках и несомненных достоинствах, испытывает терпимое отношение к миру и людям, при этом сохраняя устои и традиции, что является гарантом национальной идентичности и в целом сохранности государства.
Границы у толерантности должны быть.
Ирина В. Денисова, член Совета Гильдии маркетологов и НАСП, ст.преподаватель РГГУ
Опубликовано в сборнике: Толерантность – это гармония в многообразии // Сборник материалов международной научно-практической конференции представителей государственных и общественных организаций, науки, образования, куль-туры, преподавателей и студентов, средств массовой информации / Под ред. к.и.н., доц. Гореловой С.И. – М.: МЭГИ «Махон Хамеш», 2015.
Андрей Говорун 10142 3 года назад Москва, промышленный альпинист, сказочник Пользователю можно задать вопрос
Не плохо и не хорошо. Это идея, которую можно использовать и так, и эдак. Всё зависит от того, кто и как применяет это понятие, для каких целей. Если при помощи толерантности кто-то хочет принизить\устранить\посадить\уничтожить «нетолерантных», то это ничем не лучше крестовых походов против неверных, или выпиливания ЛГБТ ярыми традиционалистами при помощи газовых камер. Толерантность, чтобы сбросить Трампа — это то же, что патриотизм, чтобы поднасрать хохлам. Толерантность стирает между людьми границы, нивелирует различия. В толерантном мире нет белых и чёрных, геев и натуралов, верующих и атеистов — всё это перестаёт быть важным. остаются просто люди. Хорошо это, или плохо? Ни хорошо, не плохо. Это просто либо будет, если толерантные общества выживут, или не будет, если их поглотят нетолерантные. Толерантность — одна из характеристик некоторых культур, которая может сыграть определённую роль в естественном отборе на государственном, этническом уровне. Возможно они погибнут, эти толерантные культуры. Хорошо это, или плохо? Возможно выживут. Время покажет.
Андрей Говорунотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 2 -12