Толкование 118 псалма


Болезнь не к смерти, но к славе Божией
Или, чего только в моей 34 летней пастырской практике не бывало
Я не часто бывал в реанимации, всего три или четыре раза. В больничных палатах чаще, но не в реанимации. Раз даже крестил младенца там. Он, слава Богу поправился, выздоровел. Но были случаи что люди затихая, уходили путем всея земли. В реанимацию туда медицинские работники часто и не предпочитают пускать. Там кризис, по гречески это слово звучит — «Судный день», чаша весов может в любой момент качнуться с неимоверной легкостью и быстротой сюда или туда.
Было это в 2005 году, приехали ко мне люди на лицах, которых была написана неподдельная тревога и скорбь. С посеревшими лицами и какими то, словно не своими голосами стали рассказывать мне причину своего обращения к церкви. «Нам, батюшка, врач посоветовал, скорбно сказав, что, вот теперь ваше время по спасению больной, обращайтесь, где можете и к кому хотите, так как со стороны врачей сделано уже все, что только может быть сделано в таких случаях. Больная на искусственной вентиляции легких, не подает каких либо признаков жизни. Сколько продлится такое состояние один Бог знает и чем закончится. Так что давайте поедем в третью больницу, и там вы что нибудь сделаете: причастите, или поисповедуете. Ну, в общем сами знаете…»
«Да, как же ее исповедовать, или причащать если она не разговаривает», — говорю им я. Они ничего мне не говорят, только плачут, плачут. Я понял без слов, что мое препирательство в этой ситуации идиотски дико, глупо и бессмысленно и я в своем многословии буду похож на идиота. Спровадить таких людей, в таком состоянии, оставив их без церковной помощи, будет мне великий грех. Стал собираться. «Думаю Господи, что же туда взять? Отходную захватить, так молодая еще может и поправится. Что взять? Вот оказия! Вот задача! Причастие там не потребуется, исповедь тоже. Шо ж взять! Бегал, бегал, мотался, мотался, в конце концов, тут догадался. Думаю, возьму ка я Псалтирь и почитаю там в реанимационной семнадцатую кафизму, заупокойную и она будет болящей, как напутствие в мир иной, как отходная, а ежели к поправке то псалом 118й он есть универсальный,
он и к жизни понапутствует. «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей» Пс.118:105.
Ну, я в конце концов собрался, прихватил Псалтирь и поехали. Заходим туда, а там о страх какой, какие то аппараты работают как гармошки, на ноги заставили одеть белые сапожки из материи, там так положено, ну и подвели к болящей. Свечу зажечь нельзя, я тогда открыл книгу и приступив помолясь, стал читать:
«Блаженны непорочные в путь ходящее в законе Господни. Блаженни испытающии свидения его, всем сердцем взыщут его…» Читаю на смерть, а оно мне садится на голову и ложится на ум и входит в чувства на поправку, особенно часто повторяющиеся там слова: «Воздаждь рабу твоему, живи мя и сохраню словеса Твоя». Дальше больше и больше: » Прильпе земли душа моя, живи мя по словеси Твоему… Отврати очи мои еже не видети суеты в пути Твоем живи мя… Се возжелах заповеди твоя в правде Твоей живи мя… То мя утеши во смирении моем яко слово Твое живи мя… По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст твоих… Яко аще бы не закон Твой поучение мое бы был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси».

И так вычитал все 176 стихов псалма. Это единственный большой псалом размером в целую кафизму.
От, тебе думаю и притча! Начал за упокой, а закончил о здравии. Выражение словосочетание:
«живи мя, жива будет» на протяжении кафизмы повторяется 12 раз. Из чего я понял, провиденциально уразумел, что кафизма эта не только заупокойная, но в высочайшей, преимущественнейшей степени и заздравная. Так есть! Уже тогда мне было открыто, что эта женщина поправится. Но, я молчал.
Ну, приехал домой, и как то в пестрой чреде дней, праздников и будней это забылось. Как то моментами и вспоминал, о той женщине, лежащей безгласно, думал наверное померла, похоронили. Аж, вот где то через две недели приезжают родственники ко мне домой с благодарением. Женщина выжила, сейчас поправляется. Я и себе возблагодарил Бога за неисповедимый Его промысел и тут же последние и прекраснейшие слова той кафизмы, в полете своей высокой поэзии, пришли мне опять на мысль:
«Возжелах спасение Твое Господи закон Твой поучение мое есть.
Жива будет душа моя и восхвалит тя и судьбы Твои помогут мне. Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба твоего,
яко заповедей Твоих не забых!»

Старица схимонахиня Антония: «Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас». Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. —- Для усопших — это великая помощь! Мы может и не всегда это чувствуем, что наша молитва доходит, зато усопшие чувствует и им поддержка очень нужна!!! Они ждут наших молитв, надеются на нашу помощь. И так не хочется обмануть их надежды… В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему 17-ю кафизму. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, т.е. блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим. Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовленном к загробной и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Старица схимонахиня Антония советовала ежедневно читать 17 кафизму и добавляла, что это будет защищать на мытарствах.Чтение этой кафисмы полезно самому читающему. Ведь цель нашей жизни — соблюсти заповеди, удалиться от греха. В 17 кафизме очень много таких призываний. Прочитав эту кафизму хотя бы раз, трудно не умилиться. Обязательно читайте по усопшему эту кафизму, если умеете читать Псалтирь. Это милостыня очень щедрой рукой. Вы почувствуете великое утешение. Будут препятствия, нехватка времени, но постарайтесь всё-таки найти время для такого добрейшего дела. Вы не будете разочарованы. Поминовение усопших важно также для спасения и нашей души.

Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы — за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь — отмолите себя и тех кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь.

— Псалтирь отгоняет лукавых духов. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость — слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи.

Если мы стараемся соблюсти заповеди, то тем самым показываем нашу любовь к Богу. А это так важно! Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15).

Если тяжело читать каждый день, то нужно хотя бы каждую субботу, думаю. Это день особого поминовения. Толкование читать не то что хорошо, а нужно. Это открывает нам глаза. У меня все псалмы любимы. Но блаженный Августин делал следующее сравнение: Говоря о 17 кафизме (118 псалом), блаженный Августин свидетельствует, что он долго не мог взяться за толкование этого псалма, будучи поражён его глубиною. Он говорил, что другие псалмы содержат нравственные уроки; но те — как звёзды, рассеянные по небу; а этот — как солнце, изливающее в полдень обильный свет.

«Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас». Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. —- Для усопших — это великая помощь!
Старица схимонахиня Антония

Святые отцы о чтении Псалтири

  • 2604
  • 5
  • Ссылка на вопрос-ответ

    Скопируйте ссылку:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *