Толкование притчей Иисуса Христа

Содержание

Притчи Иисуса Христа — земная история с небесным смыслом

Учение Иисуса Христа было бы увековечено, даже если бы сохранились только Его притчи, эти бесценные сокровища, существующие вне времени.

Притча это «земная история с небесным смыслом».

Притчи Иисуса

Предназначение притч

Притчи Иисуса Христа имеют по меньшей мере четыре предназначения.

  1. Притчи призваны прояснить некоторые духовные понятия для людей, искренне стремящихся к познанию истины. Например, в притче о немилосердном рабе (Мат. 18:21-35) преподается необходимость прощать других людей, как Бог простил нас.
  2. Притчи иногда скрывали истину от людей, которые могли неправильно ею воспользоваться (см. Мат. 13:13-15).
  3. Иногда притча помогала грешнику допустить правильность истины прежде, чем он осознает, каким образом она применима к нему самому (Мат. 21:33-45).
  4. Повествовательная форма притчи облегчала запоминание ее смысла.

Как изучать притчи

Притчи это замечательные средства обучения, но, будучи образными повествованиями, они могут подвергнуться неверному толкованию.

Нижеследующие правила помогут сделать изучение притч полезным занятием, приносящим добрые плоды.

  1. Необходимо внимательно изучать контекстуальную (историческую) подоплеку притчи.
    Это поможет разгадать ее правильное значение.
    Три притчи в пятнадцатой главе Евангелия от Луки, – о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне, – стали следствием того, что фарисеи осуждали Христа за Его великодушное отношение к грешникам.
  2. Необходимо исследовать грамматические и лексические формы притчи, потому что в них кроются важные аспекты истины.
    В притче о злых виноградарях (Мар. 12:1-9) сын (Христос) представлен как «последнее» предложение Отца (ст. 6, ПК).
    Это важно, так как другого средства спасения не будет.
  3. Необходимо выделить главную истину притчи, например, «Кто мой ближний?» (Лук. 10:29), а затем обратить внимание на любые другие обоснованные дополнительные тезисы, которые можно извлечь из повествования.
    Однако следует иметь в виду, что нельзя строить учение только на основании одиночных упоминаний каких-либо вопросов в притчах.

Тематика притч

Систематизация притч по общему принципу заголовка, который до определенной степени отражает их темы, может оказаться полезным, хотя следует признать, что такая классификация достаточно условна.

Притчи о царстве.

В некоторых притчах явно прослеживается акцент на царстве. Иногда они начинаются словами: «Царство Небесное подобно …».

Семь из них содержатся в тринадцатой главе Евангелия от Матфея: «Сеятель», «Плевелы», «Горчичное зерно», «Закваска «, «Сокрытое сокровище», «Драгоценная жемчужина » и «Невод».

Притчи о грешниках.

Есть три притчи, которые имеют непосредственное отношение к грешникам; все три записаны в пятнадцатой главе Евангелия от Луки: «Потерянная овца», «Потерянная драхма» и «Блудный сын».

Притчи о прощении.

Притчи об управлении.

Служение подразумевает признание того, что Бог это Верховный правитель всего и над всем, что мы имеем. Мы всего лишь «домоправители» (управляющие) имущества Господа.

Три притчи посвящены этой теме: «Таланты», «Мины» (Лук. гл. 19) и «Богатый безумец» (Лук. гл. 12).

Притчи о молитве.

Притча о помощи.

Притча о добром самарянине (Лук. гл. 10) стоит некоторым особняком, потому что в ней раскрывается вопрос о том, кто достоин нашей дружбы и помощи.

Притчи о готовности.

В заключение, есть четыре притчи, в которых разными средствами подчеркивается представление о том, что каждому из нас в конечном итоге придется держать ответ за свои поступки, и поэтому в данных притчах говорится о необходимости быть готовыми к вечности.

Жемчужины в притчах

Мы уже отмечали, что, как правило, в притче присутствует один основной элемент истины, хотя в ней может быть несколько дополнительных ценных уроков. В данном разделе мы попробуем рассмотреть по одной притче из приведенных выше категорий.

Отношение.

Притча о сеятеле (Мат. гл. 13) призвана показать различное отношение, с которым люди реагируют на знакомство с евангелием Христа.

  • Земля «при дороге», то есть, на обочине, это холодное сердце, непроявляющее никакого интереса к учению Иисуса.
  • Каменистая почва с очень тонким плодородным слоем символизирует поверхностного человека, который с готовностью принимает евангелие, но затем, когда начинаются гонения, быстро отступает от него.
  • Земля, на которой произрастает зерно и тернии, можно назвать «перенасыщенной» почвой. Ее плодородие заглушается эгоистичными интересами, которые становятся «более важными», чем евангелие. Вечное подчиняется преходящему.
  • Наконец, добрая земля символизирует честное и доброе сердце, которое с благодарностью принимает евангелие и производит плод в соответствии со своими способностями.

Семь из них содержатся в тринадцатой главе Евангелия от Матфея: «Сеятель», «Плевелы», «Горчичное зерно», «Закваска «, «Сокрытое сокровище», «Драгоценная жемчужина » и «Невод».

Грешники.

Вероятно, самая любимая притча о грешниках это притча о блудном сыне (Лук. гл. 15).

Неразумный сын потребовал свою долю в наследстве. Получив то, что ему причиталось, он отправился в дальнюю страну, где проводил время в развлечениях. Но за грех приходится платить очень высокую цену, и в конечном итоге юноша растратил все свои средства и превратился в неудачника.

В конечном итоге несостоявшаяся жизнь вернула его к реальности. Он подавил гордыню и вернулся домой. Любящий отец ждал его и великодушно принял к себе.

Конечно, все это показывает сострадание Господа Иисуса, отличное от неприязненного отношения фарисеев.

Прощение.

«Прощение» это одно из самых удивительных слов в Писании. В ответ на ограниченное отношение Петра к прощению (Мат. 18:21) Христос рассказал притчу о немилосердном рабе (стихи 23-35).

Некий правитель обнаружил, что один человек задолжал ему огромную сумму денег, которую он никогда не смог бы выплатить самостоятельно. Если он получал среднюю плату наемного работника того времени (Мат. 20:2) и полностью отдавал ее в уплату долга, ему понадобилось бы 200000 лет, чтобы ликвидировать задолженность!

Конечно, это символизирует наш долг перед Богом по причине наших грехов.

23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Рим.6:23)

Человек не может «заработать » свое спасение.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:8,9)

Однако, вымолив прощение, этот человек разыскал своего товарища, который задолжал ему пустячную сумму. Он без сожаления заставлял его платить, не обращая внимания на просьбу потерпеть. Когда другие люди обратили внимание на это недостойное поведение, они сообщили о нем царю, который бросил этого «немилосердного раба» в темницу!

Господь дал четкое пояснение этой притчи. Если мы несогласны искренне прощать других людей, Бог откажет нам в помиловании.

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Иак.2:13)

Управление.

Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Господу (Пс. 23:1). Человек это всего лишь «управитель» (управляющий), который в конечном итоге должен держать ответ по итогам своей работы.

и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
(Лук.16:2)

От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
(1Кор.4:2)

Но алчные люди изо всех сил противятся этой концепции «управления», поэтому в Писании большое внимание уделяется опасностям, которые таит в себе материализм.

Один человек пожаловался Иисусу на своего брата, который, предположительно, обманывал его в вопросе разделения наследства. Господь увидел в этом человеке любостяжание и предостерег его от этого порока при помощи притчи о богатом безумце (Лук. гл. 12).

У одного удачливого земледельца был хороший урожай зерна, который не могли вместить его «житницы» (амбары). Он не знал, что ему делать, но при этом не подумал о помощи другим людям, амбары которых были пусты. Он решил расширить свои хранилища и радовался тому, что его благосостояние было обеспечено на многие годы. Но Бог прервал его размышления, сказав, что той же ночью у него потребуют душу!

Он слишком поздно познал урок о том, что материальное богатство не дает никакой уверенности. Гораздо лучше «богатеть в Бога», чем иметь полные амбары!

Молитва.

Молитва была важной составной частью жизни Христа, и Он знал, что Его ученики также должны ценить это средство сообщения с Богом. Поэтому Он преподавал уроки о молитве, одним из которых был рассказ о друге, пришедшем в полночь (Лук. гл. 11).

Однажды ночью, когда хозяин дома уже спал, в дверь вдруг Однажды ночью, когда хозяин дома уже спал, в дверь вдруг постучали. К соседу пришел неожиданный гость, и ему для встречи друга понадобилась еда (три буханки хлеба). За помощью сосед пришел в этот дом. Человек, которого разбудили, был недоволен и вначале отказался открыть дверь, не желая, чтобы его беспокоили. Однако сосед продолжал стучать до тех пор, пока рассерженный друг не встал с постели, чтобы дать ему просимое.

Затем Спаситель сказал, что, даже если на упрямого соседа можно повлиять «неотступностью» (то есть, настойчивостью), то разве любящий Бог не проявит больший интерес к нуждам Своего народа?

Господь и дальше будет благословлять людей, имеющих достаточную веру, чтобы продолжать молиться Богу о своих нуждах. Молитва действует вне зависимости от того, понимаем мы, как это происходит или нет.

Человечность.

В одной из самых известных притч рассказывается о двух людях, которые, если можно так выразиться, были «естественными» врагами.

Один был иудеем, другой – презренным самарянином. Так исторически сложилось, что иудеи и самаряне не общались друг с другом (Иоан. 4:9). Между ними стояла толстая стена ненависти (см. Лук. 9:51-56). Когда же один законник цинично спросил: «Кто мой ближний? «, пытаясь уйти от некоторых обязательств закона (ср. Лев. 19:18), Иисус рассказал эту памятную притчу о милосердном самарянине (Лук. гл. 10).

Иудей шел из Иерусалима в Иерихон (чуть меньше тридцати километров), когда на него напали разбойники, которые ограбили его и сильно ранили. В таком состоянии его увидели сначала священник, а затем левит, – оба были служителями иудейской религии, – но они прошли мимо, закрыв глаза на его страдания.

Наконец к месту происшествия пришел самарянин. Можно было бы подумать, что он, будучи врагом, тоже пройдет мимо, но нет, – он проявил сострадание к незнакомому человеку. Он сам оказал раненому необходимую помощь, а затем отвез его в гостиницу. Он дал хозяину гостиницы денег, которых, по подсчетам, хватило бы на три недели проживания, и обещал заплатить еще, если в этом возникнет необходимость.

Какой удивительный пример благожелательности и заботы – подлинная религия «второго поприща»!

Затем Иисус призвал законника, который задал вопрос о ближнем, следовать примеру самарянина.

Из этой притчи мы узнаем, что быть «ближним» не имеет ничего общего с национальными и расовыми предпочтениями. Быть ближним это черта характера, любовь ко всем людям, сотворенным по образу Божию.

Готовность.

В Новом Завете много говорится о необходимости быть готовыми к возвращению Господа. Этой теме посвящено несколько притч Спасителя.

Например, всего за несколько дней до смерти Иисус призывал учеников готовиться к вечности и рассказал им притчу о десяти девах (Мат. гл. 25). Десять дев были приглашены на большой свадебный пир. Они пришли в дом жениха, захватив с собой «светильники» (масляные лампы), потому что жених мог прибыть в любой час дня или ночи.

Пять дев предусмотрительно запаслись маслом, на тот случай если прибытие жениха задержится. Наступила ночь, жених задержался, и девы уснули. Вдруг их разбудил крик о том, что жених уж рядом. Пять дев, названных «мудрыми», поднялись и добавили масла в свои светильники; другие пять дев, названных «неразумными», были вынуждены отправиться на поиски масла.

Когда жених прибыл, всех собравшихся пригласили на пир, а затем заперли дверь. Когда неразумные девы через некоторое время пришли к дому, их не пустили внутрь, потому что они не подготовились должным образом, и в этом отразилось их неподобающее отношение к хозяину пира.

Основная мысль этой притчи понятна. Люди, любящие Господа и готовящиеся к встрече с Ним, будут допущены в Его присутствие; другие же будут исключены из блаженного общения с Ним.

Обратите внимание на то, что все приготовления должны быть сделаны до наступления сна, то есть, смерти. Нет никакого посмертного плана спасения (например, чистилища или крещения за мертвых).

Греческое значение притч

Даже скептики соглашаются с тем, что наш благословенный Господь Иисус был великим учителем. Люди, которые не верят в Библию как слово Божье, признают, что Иисус был величайшим учителем.

Действительно, Иисус был наилучшим из всех учителей, когда-либо живших на земле. Он говорил о вещах, которые были понятны людям, и использовал это, чтобы научить людей тому, чего они не знали. Для этого Иисус часто использовал притчи.

«Притча» в большинстве случаев это перевод греческого слова parabole, в котором para означает «рядом, около»; «вдоль»; «вблизи» и т.п., а ballo – «бросать; кидать»; «наносить удар». С течением времени оно приобрело значение «уподоблять; сравнивать».

Иисус часто уподоблял и сравнивал в Своем учении. По современным меркам, Иисус не придерживался формализованных методов в обучении.

Произнося Нагорную проповедь, Он сидел на горе (Мат. 5:1). Рассказывая притчу о сеятеле и многие другие, Он сидел в лодке, в то время как Его многочисленные слушатели стояли на берегу (Мат. 13:1-3).

Иисус говорил о царстве небесном, или церкви, которую Он создаст. Он сравнивал это царство со следующими жизненными ситуациями.

  • Сеятель бросил семена на разные типы почв.
  • Один человек посеял доброе семя на своем поле, на котором также выросли и плевелы.
  • Горчичное семечко, превращающееся в дерево.
  • Женщина, заквашивающая три меры муки.
  • Человек, продающий все имущество для покупки поля, на котором он нашел сокровище.
  • Купец, ищущий большие и ценные жемчужины.
  • Невод, который принес рыбу всякого рода.

Учение нашего Господа было простым, но в то же время понятным и убедительным!

В заключение необходимо лишь отметить, что притчи Иисуса это шедевры наставления и воодушевления. Их внимательное изучение вознаградит вас благословением.

Обзор статьи для самостоятельного изучения:

  • Что такое «притча»?
  • Перечислите четыре функции притчи.
  • Перечислите три основные аспекта подготовки к изучению притчи.
  • Какие четыре вида земли упоминаются в притче о сеятеле (Мат. гл. 13)? Что символизирует каждый из них?
  • Прочитайте притчу о драгоценной жемчужине (Мат. 13:45-46) и выразите ее смысл в одном предложении.
  • Какие события предшествовали трем притчам о грешниках (Лук. гл. 15)?
  • Какие две важные истины преподаются в притче о немилосердном рабе (Мат. гл. 18)?
  • Чего не понимал богатый безумец в двенадцатой главе Евангелия от Луки?
  • Что символизирует запасное масло в притче о десяти девах (Мат. гл. 25)?
  • Назовите два лжеучения, которые осуждаются истиной, изложенной в притче о десяти девах.

Люди часто спрашивают: в чем смысл жизни? Обычно этот вопрос волнует молодых. Но и в зрелом возрасте этот вопрос стоит не менее остро. Ибо, если в жизни нет смысла, если у нее нет цели, то она превращается в биологическое существование: переваривание пищи, исполнение функций. Такая жизнь не может принести ни радости, ни счастья, ни мира душе. И зачастую человек, не найдя цели и смысла, сводит с жизнью счеты, отказывается от величайшего дара. Один философ сказал: «Самоубийца не смерти ищет, а бежит от бессмысленной жизни». Так уж устроен человек, что ему нужен смысл, чтобы жить, ему нужна цель, чтобы продолжать свой жизненный путь.

В чем же смысл жизни? Многие мудрецы задумывались над этим, и их ответы были самыми разно­образными и порой неожиданными. Есть одна восточная притча.

«Некий человек хотел стать учеником знаменитого Учителя и, придя к нему, задал вопрос: «Можешь ли ты объяснить мне, в чем цель жизни?”
— Тогда хотя бы скажи, в чем ее смысл.
— Не могу.
— А можешь ли ты сказать что-нибудь о смерти и о жизни по Ту Сторону?
— Не могу.
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Учитель предстать в таком неприглядном свете? Но Учитель успокоил их, сказав:
— Какая польза от того, что узнаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал ее вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нем».

Действительно, что пользы в теоретических рассуждениях о жизни! «Жизнь — это то, что проходит, покуда мы рассуждаем о жизни», — писал в своей книге известный рок-музыкант Джон Леннон. Но кто мог предположить, что жизнь самого Леннона оборвется внезапно от шальной пули фанатика. Застреливший рок-музыканта Марк Чапмен определенно видел смысл своей жизни. Он был битломаном, молился на своего кумира Джона Леннона. Скупал все его пластинки, посещал все его концерты, знал наизусть все песни. И однажды Чапмен возомнил себя Джоном Ленноном! Но двух Леннонов не бывает, и тогда фанатик решил избавиться от «двойника». Он долго вынашивал планы, ходил за Ленноном буквально по пятам, и наконец, 8 декабря 1980 года застрелил знаменитого музыканта. Да, у Марка Чапмена была цель и был смысл, по крайне мере как он сам это понимал. А в результате — загублены две жизни. И это уже не притча, но быль.

Так, значит, недостаточно определить для себя смысл жизни, наметить цель? Может быть, прежде следует задуматься над тем, что такое смерть?

Вспомним еще одну притчу.

«Молодой человек пришел к отцу и говорит: «Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом!”
— Очень хорошо, сын мой, — ответил отец, — значит, ты хочешь теперь усердно учиться. Ну а что потом?
— Через четыре года я защищу диплом и покину университет.
— И что же дальше? — не отступал отец.
— Потом я буду работать, чтобы как можно скорее стать самостоятельным адвокатом.
— А дальше?
— А потом я женюсь, создам семью, буду растить и воспитывать детей, помогу им выучиться и получить хорошую профессию.
— А дальше?
— Я пойду на заслуженный отдых, буду радоваться счастью своих детей и внуков, покоиться в доброй старости.
— А что же будет потом?
— Потом? — Юноша на минуту задумался. — Потом мне придется, наверное, как и всем людям, умереть.
— А что потом? — продолжал спрашивать отец. — Дорогой сын, что же будет потом?
Сын еще больше задумался и сказал неуверенно:
— Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное…»

Смысл жизни нельзя понять, если мы смотрим на нее только в земной перспективе. Цель жизни не определяется самой жизнью, ее мерило несравненно больше ее самой. Если мы живем для самих себя, мы никогда не будем счастливы, если наша цель устроить свою жизнь, смысл ее очень скоро иссякнет. И только Тот, кто подарил нам жизнь, знает истинный смысл этого дара.

Библия говорит, что, когда Бог творил мир, Он радовался и любовался им и восклицал: «Хорошо весьма!» Бог создал мир только ради того, чтобы поселить в нем человека, Он дал ему в дар жизнь со всеми заложенными в ней возможностями и удивительной перспективой вечности. И это не единственный дар. Бог-Творец дал человеку способность творить. Бог-Любовь щедро оделил способностью любить. Божественной Премудростью дана человеку способность мыслить и познавать. При этом Всевышний сотворил каждого человека единственным и неповторимым, и без каждого из нас вселенная была бы неполной. И Он терпеливо ждет, когда человек это поймет и откроет божественный смысл своей жизни.

Может быть, чтобы увидеть смысл жизни, нам просто не хватает смелости оторваться от земли? Не хватает дерзновения и свободы?

Напоследок приведем еще одну притчу.

Во время постройки Шартрского собора почти все горожане должны были принимать участие в строительстве: кто-то таскал камни, кто-то мешал раствор, кто-то выкладывал из камней стены. У одного из строителей спросили: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Таскаю камни». Тот же вопрос задали другому, и он сказал: «Я зарабатываю деньги, чтобы кормить семью». Когда с тем же вопросом обратились к третьему, он, не сомневаясь, ответил: «Я строю Шартрский собор!»

В Новом Завете, главном христианском сборнике книг, особо высокое место занимают притчи Христа. Обучение людей религиозной грамотности в христианскую эпоху в большей степени происходило и поныне происходит через пересказ и толкование этих кратких рассказов. Что такое притча, почему Христом был избран такой способ обучения людей Царству и насколько вольную она позволяет трактовку?

Когда что-либо приходится объяснять людям непонимающим, важно всегда в первую очередь учитывать, что люди слабо способны усваивать даже простые вещи не по причине вовсе их какой-то умственной отсталости, а из-за того, что весь багаж их знаний о самом даже предмете разговора разрознен, отрывочен, а то и вовсе неверен. Прежде всего, люди часто не знают, о чём говорят. На свете много вещей, понятия о которых имеется лишь у профессионалов, и с каждым столетием, а теперь уже десятилетием и чуть ли не с каждым уже годом, таких вещей становится все больше.

Как правило, для пользования большей частью непонятных предметов для масс создаются интерфейсы связи. С религией дело обстоит точно так же. Религия настаивает на том, что знать все духовные премудрости способны лишь духовные профессионалы. Всякие рабби, аввы и всё, что выше их, тоже, конечно. Они, в свою очередь, всегда готовы предоставить «интерфейс связи», а как оно работает, народ всё равно не поймёт: «Этот народ невежда в законе, проклят он» (Иоан.7:49). Христос, как мы помним, профессионалов не любил. Говорил, что они специально делают из простого сложное, чтобы без них не обходились, а профессионализм их весь липовый, потому что говорят, о чем не имеют ни малейшего понятия. Ругался с ними. И метод обучения избрал такой, каким религиозные профессионалы обычно не пользуются.

Итак, в первую очередь всегда приходится начинать с закона тождества. Определить предмет разговора. Но как этого добиться с учётом того, что профессионалы уже поработали и сдвинули мозги населению настолько, что прежде потребуется разъяснить что тут неверно, а то и прямая ложь? Это займёт не просто кучу времени, под такие задачи всех придётся сперва образовать где-нибудь в Кембридже. Для того чтобы в людях пробудить и обострить чуткость к восприятию знаний издавна существует язык образов, метафор. Метафора может служить акселератором смысла, позволяя кратчайшим, быстрейшим способом эффективно донести и закрепить не самую простую для восприятия мысль, которая, будь она высказана сухим «учительским» языком с использованием всего доказательного аппарата, скорее всего, прошла бы мимо, не отложилась бы и не усвоилась. Да и забылась бы почти тотчас. Любое объяснение должно пройти процедуру формализации, и процесс этот в профессиональном исполнении может быть очень непростым и долгим. Разговорный, естественный язык не приспособлен для объяснений. У Чапая нет слов, он раскладывает на столе картошку — всё становится ясно. Во избежание долгих переговоров о значениях в обыденном, разговорном языке люди, чтобы не передраться, давно интуитивно научились ради абстрагирования использовать метафоры, когда требуется не просто поделиться некоторой информацией, но и приложить объяснение, и этот навык стал уже свойствен людям.

Метафора может отлично справляться с такой задачей, создавая своего рода локальную формальную систему, понятную собеседнику, в рамках которой смысл легко удерживается, не расползается по множеству сторонних, всякий раз двоящихся смыслов. Понятно же, что эта формальная система удерживает тот смысл, ради которого образовалась, и не может, не имеет даже права претендовать на объяснение всего на свете, и так же объяснять другую мысль, к ней не относящуюся. Христос, понимая, что люди вокруг него собирались простые, умом не великие, использовал в обучении Царству этот народный язык метафор — запоминающихся и узнаваемых образов, наделяя их необходимым значением, говорил с людьми притчами. И так учение становилось более-менее понятным народу. По крайней мере тем, кто понять хотел. В качестве примера можно привести притчу о рабах ничего не стоящих, из 17 главы Евангелия от Луки, где Иисус одной краткой метафорой вернул вопрос в осмысленное русло и после этого дал ответ: «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Здесь сказано, что вера — это не капитал и не имущество, чтобы ей умножаться, ей достаточно быть живучей, если бы вы относились к ней как к зерну горчицы, то она стала бы вашим рабочим инструментом. Неприхотливость к внешним условиям, способность быстро укореняться и расти практически на голом месте — Христос часто использует этот образ «самого мелкого зерна», обгоняющего в росте все прочие растения на огороде и всех конкурентов на грядке — вот что требуется в первую очередь. И, наконец, требуется постоянная неудовлетворённость своими результатами, держать веру следует голодной, не удовлетворённой, не давать ей насытиться, иначе итогом станут лень и самодовольство. Она должна служить, быть в постоянном подчинении. Вера не ваш капитал, а ваш раб. Не «приумножать» её надо, не служить ей, а заставлять пахать как лошадь, не давая никаких поблажек, не расхваливая, и не ублажая. Одним словом, довольно простая притча, если видеть её целиком, законченную формальную систему, изложенную незатейливым метафорическим языком. Для той эпохи каждое слово для чуткого слушателя должно было быть столь же понятным, как если бы сейчас сказать о том, что охотник не станет кормить собаку колбасой и позволять ей валяться на диване, если хочет, чтобы она поднимала дичь. Кто захочет понять — поймёт.

Итак, речь тут о вере и только о вере. Что она такое и как ей эффективно пользоваться. Не о том, что «надо считать себя хуже других», не про то, что «Господь нас учит смирению», и совсем не про то даже, что «надо слушаться священноначалия», и всего прочего, о чем привыкли говорить рабби, аввы и прочие высшие профессионалы на проповеди. Непонимание того, что они говорят — это первое, что бросается в глаза, когда читаешь или слушаешь речи официальных лиц Церкви, «профессионалов», на тему «а теперь про Бога». Непонимание не сегодня возникло, ему уже много веков. Взять тот же процитированный выше отрывок и прочитать о нём в «Толковой Библии» Лопухина — единственном, кажется, более-менее систематизированном сборнике толкований Писания для православных в России. Прочтём следующее: «Притча о рабах, ничего не стоящих, находится только у одного ев. Луки. Связь с предыдущим установить здесь невозможно. Господь рисует здесь картину возвращения раба с тяжёлой работы на ниве или же с пастбища. Господин раба, не обращая внимания на усталость раба, велит ему приготовить для него, хозяина, ужин и служить ему подпоясавшись. И потом, когда раб исполнит приказание господина, этот последний и не подумает поблагодарить его. Притчу эту Господь сейчас же и разъясняет. Ученики Христа также должны чувствовать себя рабами Божиими». Связь притчи с вопросом учеников, с упоминанием зерна и смоковницы «установить невозможно», вот так, ни больше, ни меньше. Потому что притча «про рабов». Про то, что рабами Божьими себя «надо чувствовать». Нет даже попытки осмыслить. Просто, кондово — «велит чувствовать себя рабами». Про «предыдущее» же, с которым нет связи, сказано так: «Апостолы, очевидно, просят об усилении в них чудодейственной веры, которая им представлялась даром Божиим. Господь отвечает им, что это не особо какая вера, а высшее развитие обыкновенной веры».

Приведённый пример хорошо показывает, как происходила, происходит и довела религию до сегодняшнего состояния утрата смысла читаемых в Писании слов. Фрагмент текста изымается из формальной системы, где он был создан и только там может жить, и произвольно переносится куда вздумается. Тыкается в проповедь, с помощью которой читают мораль про то, как надо побуждать себя к смирению. И всё нормально. Смысла ноль, зато религия стоит как тут вкопанная. Слова даже Христа перестают содержать хоть какой смысл и сливаются в одно сплошное морализаторство. «Господь хочет от нас», «Господь велел», «Господь требует, чтобы мы». Вместо того, чтобы отыскивать всегда очень конкретный смысл, толкователи сделали так, что притчи стали «содержать богатство смыслов», то есть вообще лишились смысла. Стали поводом для произнесения скучных морализаторских проповедей про «вечные ценности», то есть ни про что. Притчи Христовы демонстрируют отказ в обучении от повелительных форм, призывающих к бездумному исполнению — «делай», «не делай» — они предлагают осмыслить, а значит привести в порядок свой логический аппарат, совершить метанойю, преобразить свой ум, заставить, вынудить его на адекватную реакцию, посмотреть и увидеть мир таким, каков он есть. Соотнести увиденное с понятым, не слушая ничьих сказок. А для религии это очень невыгодная форма. У неё главная забота — чесать языком про «тот мир». Она даже метанойю сделала «покаянием», то есть исключительно требованием ощущать себя клопом. Перед величием «того мира».

Из Евангелий прочитывается, что притчи не только народом, но и учениками почти никогда сразу не понимались, так что ученикам приходилось дополнительно разъяснять. Из чего становится ясно, что цель притчи выявить понимающих или хотя бы просто заинтересовавшихся. И это правильно, потому как если религиозные провокаторы чего и поймут, то может всем не поздоровиться. Понимать должен тот, кто хочет понять, и кого никуда силком не гонят.

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными характерными чертами или поведением, мартышка — на другого идивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчи Иисуса, определим их адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять каждую притчу.

О богаче и Лазаре ►

О злых виноградарях ►

О потерянной овце ►

О потерянной драхме ►

О десяти девах ►

О брачном пире ►

О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга ►

Притча о неправедном судье ►

О работниках в винограднике ►

Притча о немилосердном должнике и прощающем долг царе ►

Притча о верном и благоразумном рабе ►

Притча о талантах ►

Притча о возвращении господина с брака ►

Притча о сеятеле ►

Притча о добром семени и о плевелах ►

Притча о двух сыновьях ►

Притча о добром самарянине ►

Притча о неверном управителе ►

Притча о зерне горчичном ►

Притча о закваске ►

Притча о сокровище, скрытом на поле ►

Притча о купце, ищущем хороших жемчужин ►

Притча о неводе, закинутом в море ►

Продолжение следует…

Валерий Татаркин

Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы — ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею» >>
Теги: Толкование Притч Иисуса Христа. Комменатрий, БИБЛИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *