Толкование притчи

Книга Притчей Соломона.

Книга Притчей — это книга наставлений в области морали и этики, затрагивающая многие аспекты жизни человека. Содержащиеся в ней наставления учат читателей, как жить благочестиво и мудро, как избегать на своем пути ловушек, которые люди расставляют самим себе и друг другу в результате неразумного и неугодного Богу поведения.

Должное и недолжное отношение к вещам, похвальные и непохвальные свойства характера, приличное и неприличное поведение — обо всем этом постоянно говорится на страницах Притчей в сжатой, но затрагивающей ум и сердце манере. Воистину это «Божья книга вразумления», сокровищница Его мудрости.

Если бы израильтяне жили в согласии с Божьими постановлениями и законами, то они были бы мудрым и разумным народом в глазах окружающих (Втор. 4:5-6). Это же относится и к верующим всех времен, потому что «Закон Господа… умудряет простых» (Пс. 18:8). Притчи — это книга, расставляющая некоторые важные акценты на том, что сказано в других книгах Ветхого Завета, и тем самым как бы дополняющая их.

Автор.

Может быть, они жили в до-соломоново время, и царь Соломон позднее собрал их высказывания и афоризмы, добавив их к тому, что создал сам. А, может быть, неизвестные мудрецы были современниками Соломона, и написанное ими было добавлено к книге неким анонимным редактором. Автором притчей, составивших раздел V (главы 25-29), опять-таки был царь Соломон, но «собрали их мужи Езекии» (25:1).

Они составляли штат многочисленных писцов при этом царе-реформаторе (о религиозных реформах Езекии читайте в книгах 2-Пар. и 4-Цар.); эти притчи они, очевидно, извлекали из царских архивов, возможно, восстанавливали их на основании устных преданий. Происходило это в конце 8-го — начале 7-го века до Р. Х., поскольку Езекия царствовал с 729 по 686 гг.до Р. Х.

Разделы VI (глава 30) и VII (31:1-9) принадлежат неким Агуру и царю Лемуилу, соответственно. Возможно, оба они были арабами, во всяком случае не израильтянами; о них в сущности ничего не известно.

Раздел VIII (31:10-31) мог быть продолжением «слов», Лемуила (31:1), но он построен как акрост (в алфавитном порядке), да и стилистически отличается от «слов Лемуила» производя впечатление «независимого» произведения. Если это действительно так, то автор его неизвестен.

Свою окончательную форму книга Притчей приняла не ранее времени царя Езекии (судя по 25:1), т. е. примерно через 300 лет после Соломона. Не известно, участвовали ли упомянутые выше «мужи Езекии» в составлении всей книги Притчей Соломона. Конечной датой ее появления принято считать примерно 700-ый год до Р. Х.; полагают, что писания Агура и царя Лемуила возникли раньше этой даты. Несомненно, процесс как написания, так и собирания притчей направлялся Святым Духом, Божественным Автором всего Священного Писания (2-Тим. 3:16).

Логично, что автором большей части книги Притчей был царь Соломон — ведь он был мудрейшим из людей древнего Востока (3-Цар. 4:29-31,34), которому приписывалось создание 3000 притчей (3-Цар. 4:32; сравните Еккл. 12:9). Под водительством Святого Духа он отобрал, однако, лишь несколько сот их для включения в Писания. Полагают, что книгу Песнь Песней царь Соломон написал в раннюю пору своей жизни, Притчи — в среднюю пору, а книгу Екклесиаст — в конце жизни, в результате глубокого осмысления прожитых лет и своего жизненного опыта.

Цель написания.

Целей было пять, и все они перечислены во вступительных стихах (1:2-4,6):

Однако все пять целей можно было бы свести к одной: помочь читателю овладеть искусством мудрой жизни.

Наставляя юношей, родители и учителя прибегали к притчам, благодаря чему весь процесс обучения становился живым и увлекательным, он вел к постепенному умственному созреванию, в процессе чего они обретали способность делать мудрые выборы.

Понятие мудрости обозначается на страницах книги Притчей несколькими словами, более или менее синонимичными друг другу. Чаще всего, 45 раз, употребляется еврейское слово «хокма». В Ветхом Завете этим словом определяли любой вид искусства, высокого умения, шла ли речь о ремесленниках, моряках, певцах, плакальщицах, управляющих или советниках. Все они, будучи знающими, опытными в своей области, по праву почитались «искусными», и в этом смысле «мудрыми».

То же и в духовной сфере: в подходе к Богу мудрость присуща тому человеку, который держится путей, угодных Ему, на основании своих познаний и опыта. Таким образом, с точки зрения библейской «литературы мудрости» (которая не ограничивается книгой Притчей Соломона), быть мудрым означает быть «искусным» в благочестивой жизни. Можно сказать об этом и так: иметь Божью мудрость значит быть способным чтить Бога всей своей жизнью. Многие древние культуры на Ближнем Востоке создали свои «писания мудрости» (раздел «Об отношении Притчей к другой древней литературе мудрости»).

И хотя книга Притчей в известном смысле с этой литературой схожа, она содержит в себе и нечто присущее лишь ей. Как и в упомянутой литературе, в Притчах восхваляются практическая дальновидность, острота ума и проффесиональное мастерство, но только в Притчах подчеркивается, что праведная жизнь в согласии с высокой моралью невозможна без таких взаимоотношений с Господом, которые угодны Ему. То положение, что «Начало мудрости — страх Господень» (1:7; 9:10), делает древнееврейскую концепцию мудрости уникальной. (сравните с 14:16 — «Мудрый боится» (Господа); обратите также внимание на 15:33, на Иов. 28:28 и на Пс. 110:10.) Итак, мудрость в библейском смысле слова начинается с выработки в себе правильного отношения к Богу. Под «боязнью Господа» в Библии подразумевается глубокое почитание Его за то, Кем Он является, доверие и повиновение Ему, поклонение и служение. По определению еврейских мудрецов, «хокма» дается лишь тем, кто почитает Бога и следует Его слову.

Литературный стиль книги Притчей Соломона.

2. Параллелизм. Язык притчей от начала до конца поэтический. Наиболее характерной чертой древней еврейской поэзии является так называемый поэтический параллелизм, обычно предполагающий взаимосвязанность двух строк стиха смысловым «параллелизмом». При синонимическом параллелизме построение мысли, «термины», в которых она выражается в одной строке, синонимичны таковым в другой строке; порой они как бы образуют «пару» (к примеру, 1:2; 2:11). При параллелизме противопоставления одна строка (фраза), напротив, составляет контраст по отношению к другой (10:1; 11:1).

По принципу именно такого параллелизма построено большинство стихов в главах 10-15. При эмблематическом параллелизме одна строка «высвечивает» другую посредством сравнения или метафоры (к примеру, 10:26; 25:12,23). В случае синтетического параллелизма вторая фраза (строка) просто продолжает мысль, выраженную в первой. Иногда во второй фразе указывается на результат того, о чем говорится в первой (3:6; 16:3).

Не все стихи в Притчах имеют по две строки (фразы); некоторые имеют их по три (к примеру: 1:27; 6:13,17; 27:22; 30:20,32-33; 31:4), а иногда и по четыре (таких, правда, немного): 30:9,14-15,17,19; один стих (30:4) содержит целых шесть строк. В трехстрочных стихах строки могут быть сзязаны между собой как по принципу синонимического, так и по принципу синтетического параллелизма (в пределах одного стиха); к примеру, в 27:27 вторая строка «синтетически параллельна» первой (она дополняет выраженную в ней мысль), тогда как третья строка связана со второй по принципу синонимического параллелизма. Обычно, хотя и не всегда, вторая строка (фраза) не просто повторяет слова или мысль первой строки, но развивает их, дополняет, «расшифровывает», подчеркивает, либо содержит в себе противоположную или альтернативную мысль.

Один из распространенных методов изучения притчей сводится к следующему: стихи, трактующие одну и ту же тему, «сводятся воедино» — для последующего анализа всего, что говорится в них на эту тему. В ряде стихов книги отражена сельская или городская жизнь; в других — человеческие контакты: деловые, личные, социальные; в третьих — гражданские и семейные взаимоотношения; в четвертых и пятых — моральные нормы и внутренние побудительные мотивы, движущие людьми. Не удивительно, что книга Притчей Соломона имеет столь универсальное применение.

Мало сказано в ней о посмертном существовании, акцент постоянно делается на земном существовании, на том, что именно в нем воздается и за праведную и за неправедную жизнь (толкование на Еккл. 2:24-26; 11:9). Мысль о том, что от выбора, который делает человек, зависит для него очень многое, подчеркивается в книге Притчей Соломона. Подчеркивается в ней и то, насколько важна связь человека с Богом. Только тот, кто боится Господа и доверяет Ему, может жить благочестиво, т. е. мудро. И лишь тот, чье отношение к Богу правильно, имеет и правильные взаимоотношения с другими людьми.

Среди памятников египетской и вавилонской «литературы мудрости» имеются несколько «сборников» поговорок, изречений и афоризмов; другие непременно включают в себя какое-то количество их. Вот несколько названий, входящих в египетскую «литературу мудрости»: «Наставления визиря Пта-Хотепа» (примерно 2450 г. до Р. Х.); в них содержатся советы, как преуспеть на государственной службе. «Наставления Амен-ем-Хета» (около 2000 г. до Р. Х.); здесь отец делится с сыном горестными мыслями о том, как разочаровали его люди, которым он покровительствовал. «Наставления Амен-ем-Опа» (примерно 1300-900 гг.до Р. Х.) представляют собой поучения царя, адресованные сыну, по различным жизненным вопросам; в них встречаются слова и выражения, сходные с теми, что находим в Притчах (типа «Послушай, сын мой», «стезя жизни» и т. п.)

То обстоятельство, что некоторые высказывания в «Наставлениях Амен-ем-Опа» параллельны отдельным частям книги Притчей (в той части, к примеру, как Прит. 22:17 — 24:22), поставило перед исследователями вопрос, не заимствовали ли авторы Притчей из этого египетского источника, или, напротив, египетский писатель заимствовал у них, либо и те и другие писания складывались независимо друг от друга, и сходство между ними объясняется общностью тем и подхода к ним, забот и интересов. Попытка ответить на этот вопрос делается в комментариях на 22:17 — 24:2.

К произведениям вавилонской «литературы мудрости» относят «Мудрые советы» (примерно 1500-1000 гг. до Р. Х.) «Аккадские пословицы» (примерно 1800-1600 гг.до Р. Х.) и «Слово Ахикара» (примерно 700-400 гг.до Р. Х.); все они включают в себя поговорки, пословицы, изречения, афоризмы. То, что некоторые изречения, имеющиеся в Притчах, схожи с таковыми в египетских и месопотамских литературных памятниках, отнюдь не «аннулирует» богодухновенности книги Притчей, являющейся частью Священного Писания.

Авторы этой книги, руководимые Святым Духом, записывали те мысли и наставления, которые были угодны Богу, и поэтому впоследствии они вошли в библейский канон. Важно заметить и следующее: большинство внебиблейских писаний носят более светский характер нежели книга Притчей, и сказанное в них порой звучит откровенно грубо. Характерный же для Притчей акцент на страхе Божьем в других подобных произведениях практически отсутствует. Так что несмотря на известное сходство с этими произведениями, книга Притчей Соломона во многом уникальна.

План книги:

I. Вступление (1:1-7)

А. Об авторе к литературной форме (1:1)

Б. Цель книги (1:2-6)

В. Тема книги (1:7)

II. Соломон о значении мудрости и критериях ее (1:8 — 9:18)

А. Мудрость — в уважительном отношении к родительским наставлениям (1:8-9)

Б. Мудрость хранит от несчастья (1:19-33)

В. Нравственное значение мудрости (глава 2)

Г. Благословения мудрости (3:1-12)

Д. Высокая чем мудрости (3:13-20)

Е. О значении мудрости во взанмоотношениях с другими людьми (3:21-35)

Ж. Призыв «приобретать мудрость» и любить ее (4:1-27)

З. Мудрость спасает от греха прелюбодеяния (глава 5)

И. Мудрость хранит от нищеты (6:1-11)

К. Мудрый избегает раздоров (6:12-19)

Л. Мудрость хранят от распутства (6:20 — 7:27)

М. Премудрость являет себя в добродетелях и последствия ее благодатны (8:1-21)

Н. Мудрость, явленная Господом в творении (8:22-36)

О. Призывы мудрости и безрассудства; в противопоставлении их подводится итог значению мудрости (глава 9)

III. Притчи Соломона (10:1 — 22:16)

А. Притчи, противопоставляющие праведную жизнь неправедной (главы 10-15)

Б. Притчи, восхваляющие праведную жизнь (16:1 — 22:16)

IV. Высказывания мудрых (22:17 — 24:34)

А. Тридцать высказываний мудрецов (22:17 — 24:22)

Б. Дополнительные высказывания мудрецов (24:23-34)

V. Притчи Соломоновы, собранные «мужами Езекии» (главы 25-29)

VI. Изречения Агура (глава 30)

А. Вступление (30:1)

Б. Знание о Боге (30:2-9)

В. Наблюдения над жизнью (30:10-33)

VII. Слова Лемуила (31:1-9)

VIII. О добродетельной жене (31:10-31)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Книга Притчей Соломоновых или просто Притчи – одна из ветхозаветных книг Библии. Входит в цикл учительных книг, располагается вслед за Псалтирью. Как известно из библейской истории, Бог даровал Соломону мудрость. Мудрость эта и отражена в книге Притчи.

Читать притчи Соломона.

В Книге Притч Соломоновых 31 глава.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31

По форме изложения Притчи являются стихотворным произведением. Авторство книги Притчей принадлежит Соломону. И это единственная ветхозаветная книга, авторство которой не практически не оспаривается. Притчи Соломона носят в основном нравственно-религиозный характер.

Книга Притчей Соломоновых представляет собой отрывочные или связанные изложения философского и афористического характера. Это список умозрительных истин о Боге и жизни, правила благоразумия, наблюдения за повседневной жизнью.

Содержание Книги Притчей Соломоновых.

Книгу Притчей принято делить на 3 части.

Часть 1. Сборник речей Соломона, в котором Соломон передает свою мудрость. Мудрость в книге отождествляется с великим благом. Это то, к чему следует стремиться каждому смертному. Первая часть включает в себя 10 глав. В этих главах Соломон рассуждает о том, какими свойствами обладает мудрость, о том, как ее обрести. Соломон предостерегает вставших на путь поиска мудрости о возможных препятствиях в виде излишнего любопытства.

Соломон рисует портреты мудрости и глупости, оживляя данные понятия. Мудрость считается автором единственным благом.

Часть 2. Образчики мудрости Соломона. Соломон дает свои наставления по поводу человеческих отношений и нравственного поведения.

Часть 3. Третью часть книги составляют притчи Соломоновы, которые вписали друзья Езекии. В массе своей это политические и практические притчи. В конце книги – притчи Агура и наставления матери Лемуила

Виды притчей Соломона.

По особенности подачи материала притчи подразделяются на

Синонимические. Вторая половина стиха повторяет мысль первой другими словами.

  • Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.
  • Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

Антитетические. Вторая половина стиха дает противоположность первой.

  • Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.
  • Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его?

Параболические. Нахождение сходных моментов в различных явлениях.

  • Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.
  • Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично.

Толкование Книги Притчей Соломоновых

Целью притчей Соломоновых было выразить мудрость в удобозапоминаемых и остроумных изречениях. Мудрые советы Соломона отличаются религиозной направленностью и характером божественного откровения – прямого источника мудрости Соломона.

Мудрость представляется некой силой, говорящей посредством мудрецов. Мудрость человека есть ничто иное как часть высшей Премудрости.

Мудрость Соломона зиждется на богопочтении и имеет практический характер. Источник всякой истинной мудрости для Соломона — в законе Божьем. Совокупность наставлений в книге представляет собой нравственное законодательство, этические нормы поведения и носят универсальный характер – то есть они применимы к каждому, вне зависимости от времени и национальности.

В книге Притчей нашел новое отражение закон Моисея. Соломон, вслед за Моисеем, исследовал тайны торы.

Христианская православная Церковь свидетельствует свое уважение к книге Притчей широким употреблением ее в церковном богослужении. Чтения из этой книги встречаются чаще, чем из других ветхозаветных книг.

Читать притчи Соломоновы – значит постигать величайшую мудрость.

Комплексный анализ текста

Примерный план:

— определение темы, проблемы текста; смысл названия;

— определение авторской позиции;

— микротемы;

— средства связи между частями текста;

— определение типа речи, стиля, жанра;

— использование средств художественной выразительности и их роль в тексте (лексические, фонетические, синтаксические, стилистические);

— особенности построения текста (его композиция);

— впечатление от данного текста; свое отношение к поднятой в тексте проблеме

Комплексный анализ текста «Притча об уставшем человеке»

Поднимались путники в гору. Все шли легко и весело, а один все отставал и постоянно брюзжал.

— Почему ты не радуешься всему, что происходит? – спросили его сотоварищи.

— Я устал от тяжёлой поклажи, — ответил утомлённый трудной дорогой.

Его освободили от ноши, чтобы он почувствовал лёгкость, но тот снова стал отставать.

— Что мешает тебе теперь?

— У меня устали ноги.

Сотоварищи взяли его на руки и понесли, но снова застонал горе-путник:

— Я устаю даже тогда, когда вы несёте меня.

Уставшего положили на землю и продолжили путь. Но через время снова застонал недовольный человек.

— Боже, я устал и лежать.

Бог услышал его и послал ему вечный отдых. И ушёл путник из жизни молодым не от болезни, не от ран, а от собственной лени.

— Страшная смерть,- сказали люди.- Лучше умереть от работы, чем от лени, ибо презрен будет прах твой.

И все, кто хотел умереть с честью, отдавали без устали себя труду, поднимая в Гору Жизни свою душу.

Текст представляет собой пример художественного стиля. Одна из примет его – так называемая многостильность. Элементы разговорной речи органично сочетаются в нём с лексикой книжной, высокой, торжественной (всё отставал, поклажа, Боже, я устал – и в то же время: путник, сотоварищи, ушёл из жизни, вечный отдых, презрен будет прах твой, умереть с честью, отдавали без устали).

Сквозь речевую ткань произведения достаточно ясно просматривается образ автора. Это человек размышляющий, о чём свидетельствует диалогичность текста. В то же время – глубоко убеждённый в своей правоте и, естественно, в истинности того, что пытается донести до читателя. Автором строго соблюдаются те особенности стиля, которых требует жанр притчи. Лексический ряд и синтаксический строй отмечены чёткостью и ясностью. Использованием отдельных характерных оборотов (вечный отдых, ушёл из жизни, презрен будет прах твой) автор подчёркивает укоренённость своего текста в русле книжной дидактической традиции. Одновременно элементы «разговорности» связывают притчу с фольклорными истоками жанра. Афористичное выражение морали (лучше умереть от работы) связывает воедино эти две линии.

Текст полифоничен, но голос автора явно доминирующий. Голоса путников тождественны ему (своеобразный хор). Голос уставшего человека лишь оттеняет позицию сотоварищей и автора. Это фон, на котором более рельефно выступает мораль. Поэтому та диалогичность текста, о которой мы говорили выше, несколько условна.

Построение текста нацелено на логическое и чёткое выражение авторской позиции. Условно в нём можно выделить четыре строфы. Содержательно прозаические строфы представляют собой последовательное развёртывание микротем: путники и уставший человек, путник и Бог, мораль, авторское заключение. Две последние строфы связаны между собой и с предыдущей строфой параллельной связью. Первая и вторая — цепной. Внутри этих строф преобладает цепная связь между предложениями, что отражает последовательность и логичность развития авторской мысли, а также соотношение событий в тексте.

Во многом цепная связь реализуется через синонимический ряд, связанный с центральным персонажем: путник – один – утомлённый трудной дорогой – он – тот – горе-путник – уставший – недовольный человек.

Благодаря такому обилию синонимов образ главного героя становится объёмнее, воспринимается читателем с разных точек зрения.

Автор использует такой приём, как повтор: трижды употреблено наречие снова . Это помогает подчеркнуть повторяемость происходящего и надоедливость уставшего путника.

Важную роль в тексте притчи играют антонимы. Антонимические пары, создающие контраст, фактически превращают всё произведение в развёрнутую антитезу: все – один; шли легко и весело – постоянно отставал и брюзжал; тяжёла поклажа – лёгкость; вы несёте – я устаю; работа(труд) – лень; смерть – жизнь.

Автор умело использует такое явление, как многозначность слова. Словам с вполне конкретным значением придаётся в то же время значение абстрактное: Гора Жизни (символ трудного жизненного пути), гора (значительная возвышенность); путь (дорога), путь (жизнь); путник (ходок), путник (идущий по жизни)

Находит в тексте притчи применение и определённым образом окрашенная лексика. Слова высокие (прах, презрен) соседствуют с отрицательно-оценочными единицами (брюзжал, путник). Это придаёт тексту дополнительную контрастность и позволяет автору выразить своё ироничное отношение к ленивому путнику.

Оценочную функцию выполняют и различные устойчивые сочетания: умереть с честью, без устали. Любопытно использование фразеологизма ушёл из жизни в отношении путника: вслед за негативной, ироничной оценкой здесь вдруг звучит сочувствие к человеку, так неразумно распорядившемуся своей жизнью. Такие устойчивые сочетания, как лучше умереть от работы, чем от лени и презрен будет твой прах, являются, по сути, цитатами, реминисценциями, отсылающими читателя к народной мудрости, отражённой в фольклоре, и к текстам религиозного характера.

Текст насыщен существительными с абстрактным значением: отдых, жизнь, болезнь, лень, смерть, работа, честь, труд, душа. Закономерно, что текст завершается словом ДУША. Это – ключевое понятие в тексте, хотя лексически оно выражено лишь один раз.

Особенно богата глагольная составляющая текста. Контрастность во многом базируется на противопоставлении глаголов действия глаголам, тяготеющим в своём значении к статике, к пассивности. С одной стороны: поднимались, шли, радуешься, происходит, спросили, взяли, понесли, продолжили, услышал, послал, сказал, отдавали. С другой стороны: отставал, брюзжал, устал, ответил, мешает, застонал, положили, лежать, ушел, умереть. В качестве ключевых могут рассматриваться такие слова, как положили и умереть. Первый глагол знаменует собой переход от динамики к статике; использование второго связано с обыгрыванием смыслов: умереть в прямом значении и умереть с честью – совершить действие.

Синтаксис текста ориентирован на создание некоторой напевности, «фольклорной окрашенности». С этим связана авторская установка на определённую ритмизацию прозы.

Использование однородных членов, как и целого ряда других речевых средств, направлено на создание эффекта контрастности: легко и весело – отставал и брюзжал; взяли и понесли; положили – продолжили; болезни, раны – лень; работа – лень.

Любопытна роль обращения в тексте (Боже). Слово Боже выполняет двойственную функцию. С одной стороны – обращение путника к Господу, с другой – выражение состояния путника.

Вводные и вставные конструкции в тексте отсутствуют. Это связано с упрощённостью синтаксиса, определяемой жанровой принадлежностью произведения. Притча – изложение выработанной ранее мысли и не предполагает «размышлений на ходу», знаком которых могли быть вводные слова.

Упрощённостью синтаксиса диктуется и неиспользование всевозможных обособленных конструкций. Единственный деепричастный оборот присутствует в авторской речи, что вполне закономерно. В речах персонажей таких оборотов нет, потому что они не свойственны разговорной речи.

Текст диалогичен, что способствует выявлению резкой противоположности персонажей.

«Аскетичность» притчевого стиля и то, что текст написан прозой, предопределяет ограниченность использования в нем специальных изобразительно-выразительных средств (фигур и тропов).

Автором в подавляющем большинстве случаев применяются точные эпитеты. К эпитетам же в строгом значении термина можно отнести лишь метафорический эпитет горе-путник и метонимический – шли весело.

Присутствуют в тексе и отдельные элементы гиперболизации: устал и лежать; я устаю даже тогда, когда вы несете меня. Гиперболизация способствует реализации авторской иронии.

Следует обратить внимание на название произведения – «Притча об уставшем человеке». Оно содержит указание на жанр, а, следовательно, определённым образом готовит читателя к восприятию текста.

Тема произведения – наполненность жизни трудом, жизнь как деяние, как постоянный труд, а в целом – смысл человеческой жизни.

Автора волнуют такие проблемы, как человек и общество, жизнь и смерть, труд и бездействие. Главный вопрос: что делает человека человеком? Идея формулируется автором прямо: жизнь должна быть наполнена трудом, ибо труд есть путь к самосовершенствованию, к душевной красоте, а в конечном счёте – к Богу.

Автор определяет своё произведение как притчу. Это эпическое произведение малой формы, рассказ, содержащий в себе моральное поучение. В притче всегда заключена некая дидактическая идея. Временная и пространственная «привязка» произведения отсутствует. Действие происходит как бы здесь и везде, сейчас и всегда. То, о чём говорится в тексте, было и будет важно для человека в любом месте и в любое время.

Сюжетная канва произведения проста. Развитие действия – линейно. В основе сюжета – конфликт «одного» и «всех», человека и Бога, а в общем – конфликт человека с самим собой, со своей душой, данной Господом для постоянной работы.

Завязкой может считаться начало отставания путника и обмен репликами между ним и его сотоварищами. Кульминация – реплика: «Боже, я устал и лежать». Развязка – «дарование» человеку вечного отдыха. Заключительный фрагмент текста представляет собой по сути дела развёрнутую мораль.

Образная система выстроена в виде «треугольника»: путник – сотоварищи – Бог. Уставший человек и его спутники находятся в состоянии динамического взаимодействия. Бог – над ними. Он Судья, Арбитр в споре, но при этом никого не судит. Он даёт уставшему путнику то, что тот хочет получить. Но, откликаясь на жалобы человека и как бы реализуя его мечту о вечном покое, Бог в то же время оказывается с теми, кто продолжает трудный подъём в Гору Жизни.

Персонажи произведения не могут квалифицироваться как образы в полном смысле этого слова. И путник, и его сотоварищи – всего лишь носители определённых идей. Во многом подобное положение вещей объясняется спецификой жанра притчи. Способ выявления сути этих идей – обмен репликами. При этом все симпатии автора – а в итоге и читателя – на стороне оппонентов уставшего человека.

1. Вступление (1:1-7)

Здесь автор представляет себя и называет литературную форму, в которой излагает свои мысли (притчи), а затем пространно поясняет цель написанного им (стихи 2-6), обосновывая ее и богословски (стих 7).

А. Об авторе и литературной форме (1:1)

Прит. 1:1. Богословы расходятся во мнении, относится ли фраза Прнтчи Соломона ко всей книге или только к первому разделу ее (1:2 — 9:18). Поскольку в других разделах упоминаются и другие авторы, а также «составители», то вводная фраза может «охватывать» первые 9 глав, а затем, повторяясь в 10:1, относиться к 10:1 — 22:16. (во Вступлении «Авторство и время написания притчей»)

Слово «притчи», образующее заглавие, определяет и форму, точнее, литературный жанр книги. О значении мишле («притча») в разделе «Литературный стиль» во Вступлении. Как там говорится, хотя мишле обычно означает меткое лаконичное изречение, оно может относиться и к «речам» более пространным, т. е. не к одной, а к нескольким формам мудрых высказываний.

Б. Цель книги (1:2-6)

1. КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЕЕ (1:2)

Прит. 1:2. Это — наставление в мудрости и в разумении изречений, продиктованных мудростью. Фраза изречения разума, или мудрости, в еврейском тексте включает в себя понятие различения, к примеру, между той же мудростью и глупостью, между добром и злом.

2. РАСКРЫТИЕ ЦЕЛИ (1:3-6)

Прит. 1:3-6. Как сказано во Вступлении (раздел «Цель»), еврейское хокма, переводимое как «мудрость», имеет весьма широкий диапазон; оно включает в себя более нежели перечисленное в стихе 3,4,6,7, подразумевая не только свойства интеллекта и души, но и разного рода «практические таланты», будь то ремесленника, моряка, певца, плакальщицы, администратора, советника и т. п. Обретение этих свойств и талантов неразрывно связано, по древнееврейской традиции, с учением, наставлением. Следование моральным и этическим принципам, которое также включено в понятие хокма, приводит к благоразумной, богоугодной жизни (стихи 3,7).

В стихах 3-5 цель книги раскрывается в перечислении конкретных вещей, которыми определяется мудрый образ жизни. Для него необходимо усвоить правила благоразумия, правосудие (точнее, «правды»), суда и правоты; последние три понятия следует воспринимать в значении праведности и справедливости (сравните 2:9).

Под «простыми» (стих 4) здесь понимаются люди неученые, доверчивые. Не глупцы, упорствующие в своем пренебрежении мудростью, но такие, чьи возможности воспринять ее — ограничены. Никто как юноши не нуждаются в обретении знаний и рассудительности (с еврейского это слово может быть переведено и как «способность к мудрому планированию»; 2:11; 3:21; 5:2; 8:12).

Слушая притчи, мудрый узнает больше чем знал до сих пор, и тот, кто живет разумно, найдет в них мудрые советы на все случаи жизни (стих 5). И оба они научатся еще глубже разуметь притчу (в стихе 6, очевидно, подразумеваются «притчи» особо «замысловатые», звучащие поначалу загадочно). Напомним, что на древнем Востоке умение предлагать загадки и отгадывать их ценились весьма высоко. Царица Савская, прослышав о мудрости царя Соломона, о том, что нет для него «трудного вопроса», на который он не сумел бы ответить, специально «пришла испытать его загадками» (3 Нар. 10:1; 2-Пар. 9:1).

В. Тема книги (1:7)

Прит. 1:7. В этом стихе определена тема всей книги, п большей степени первого раздела ее (главы 1-9): Нечело мудрости (написал Соломон) — страх Господень. Эта мысль о «страхе Господнем» повторена в Притчах многократно. Именно на нем, т. е. на трепетно-благоговейном отношении к Создателю, построен завет Израиля с Ним (Втор. 4:10), и с него же начинается познание человеком характера Бога, а также самого себя и окружающего его мира.

Переиначивая первую фразу стиха 7, можно сказать, что истинное богопочитанне есть краеугольный камень истинного познания вещей. Ибо человек действительно умный не может не понимать, что Бог есть источник премудрости как таковой, что лишь Его откровениями просвещается ум человеческий, и что вне Его человек обречен оставаться во мраке невежества (Рим. 1:22; Еф. 4:18). Первая часть стиха 7 повторена в 9:10, при конце первого раздела книги (сравните Иов. 28:28 и Пс. 110:10).

Боящимся Бога противопоставлены глупцы, презирающие мудрость и наставление. Надо сказать, что словом «глупец» передаются на страницах Притчей три слова (понятия). Чаще других ему соответствует еврейское кесил, подразумевающее человека «закрытого ума», тупого и упорного. По причине лени своей и ограниченности такие люди не расположены слушать кого бы то ни было и всякую информацию, которая способна была бы «просветить» их, отвергают как ненужную им (15:14).

Другое слово — набал — употреблено в Притчах лишь трижды (17:7,21; 30:22), оно обычно относится к человеку со слабым восприятием духовных вещей. Наконец, третье слово — евил — подразумевает человека легкомысленного, самонадеянного и грубого. В притчах оно встречается 19 раз, а вне этой книги только 7. Именно оно употреблено в 1:7. Самонадеянные глупцы, чуждые душевной тонкости, отвергают Бога и мудрость, коей Он является источником (сравните стих 29). Любящие мудрость и пренебрегающие ею постоянно противопоставляются друг другу на страницах книги Притчей Соломона.

II. Соломой о значении мудрости и критериях ее (1:8 — 9:18)

Этот продолжительный раздел является своего рода введением к собранию лаконичных высказываний, содержащихся в остальных главах книги. Цель его состояла в том, чтобы «разжечь аппетит» читателей («детей»), дабы они открыли сердца для мудрых родительских наставлений. Наставления и поучения Соломона как бы образуют пирамиду, устремляющуюся все выше; назначение ее — продемонстрировать превосходство мудрого образа жизни над всяким иным. Соломон не ограничивается предостережениями против совершения преступления и вступления в прелюбодейную связь, но подчеркивает необходимость жить осмысленно и целенаправленно, жить так, чтобы приносить плоды.

Раздел может быть разбит на 16 подразделов.

А. Мудрость — в уважительном отношении к родительским наставлениям (1:8-9).

Прит. 1:8-9. Обращаясь в первую очередь к сыну своему (может быть, к Ровоаму), Соломон, видимо, подразумевал и юношество вообще (подробнее об этом во Вступлении, в разделе «Кому адресовалась книга Притчей»), которое и наставлял в необходимости почитать родителей и прислушиваться к их советам. Такое поведение послужит юноше лучшим украшением, сравнимым с венком для головы и ожерельем для шеи, писал царь Соломон. Молодые, следующие родительским наставлениям и заветам, и сами будут в чести, подразумевал он, тогда как неповинующиеся отцу и матери навлекут на себя бесчестие.

Русским «завет» здесь передано еврейское слово тора, которое означает как (Моисеев) закон, так и обучение ему. В благочестивых еврейских домах не только отцы, но и матери наставляли своих детей в законе (Втор. 6:4-7).

Б. Мудрость хранит от несчастья (1:10-33)

1. ЗЛО НАКАЗЫВАЕТСЯ НЕСЧАСТЬЕМ (1:10-19)

Предложение, исходящее от злодеев, которое поначалу может показаться столь привлекательным, подвергается здесь подробному «рассмотрению». Лишь глупцу может вскружить голову перспектива легкого и быстрого обогащения (стихи 10-14), но разумный человек должен видеть последствия греха и безрассудства, в которые его пытаются вовлечь.

Прит. 1:10-15. «Давление» ровесников на неокрепшую нравственно душу юноши бывает очень сильным, и Соломон красочно описывает, как могут грешники… склонять его к грабежу и убийству. Да не пойдет он с ними! Да удержит ногу свою от стези их!

Прит. 1:16-19. Ибо, подчеркивает он, ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови (сравните Ис. 54:7; Рим. 3:15). В стихах 17-18 Соломон образно сравнивает умных птиц с глупыми злодеями: птицы не пойдут в сеть, расставленную «у них на глазах», а злодеи в сущности «расстилают сеть» для самих себя (делают засаду для собственных душ), потому что их, рассчитывающих на безнаказанность, наказание постигнет непременно. Эту мысль Соломон завершает в стихе 19 «чужое добро» отнимает жизнь у завладевшего им. сравните со стихом 32, а также с 26:27 и 28:10.

2. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ МУДРОСТЬЮ НАВЛЕКАЕТ НЕСЧАСТЬЕ (1:20-33)

Мудрость, или премудрость, предстает здесь в облике женщины, которая открыто и громогласно (стихи 20-21), взывает к каждому, кто расположен слушать ее (в отличие от злодеев, совращающих своих потенциальных сторонников тайно).

В персонифицированном изображении ее царем Соломоном мудрость является не как свойство человеческого интеллекта, а как некая внешняя сила, столь могучая, что исходить она может только от Бога (прямое подтверждение этому находим в Прит. 8:22-31). Именно как эта сила в облике женщины мудрость выступает или прямо взывает к людям и в других стихах Притчей (3:16-18; 4:3-6; 8:1-21,32-36). Но глупцам свойственно пренебрегать ее призывом (1:24-28).

Прит. 1:20-23. Три риторических вопроса, начинающихся с Доколе, обращает мудрость к трем группам людей, отвергающих «пути ее». Это невежды (соответствующее еврейское слово — петаим, которое иногда переводят как «простаки» (сравните 1:4), чаще подразумевает людей, не имеющих нравственных принципов, склонных ко злу), буйные (лецим; натуры скандальные, не имеющие ничего святого) и глупцы (кесилим; тупые, ограниченные, упорные люди; сравните 1:7 и комментарии на этот стих).

Если бы они прислушались к… обличению мудрости, то она пролила бы на них дух свой (ибо мудрость и благочестие даются не избранным только, а всем открытым для них); стих 23. Обличение есть средство словесного воздействия и исправления. Не случайно это слово (и другие слова того же корня) часто встречаются на страницах Притчей; 1:23,25,30; 3:11; 9:8; 13:1; 19:25; 25:12; 27:5; 30:6.

Прит. 1:24-28. Но они — те, к которым более всего взывала мудрость, те, кого она звала покаяться в первую очередь, — не послушались… не приняли ее обличений (стихи 24-25), отвергли все ее советы, и это не останется для них без серьезных последствий, предупреждает мудрость. Неизбежно и внезапно для них (как буря… как вихрь; стих 27) постигнут их несчастья (скорбь и теснота), и поздно тогда будет каяться (будут звать меня… будут искать… и не найдут; стих 28).

Божественная мудрость лишь «посмеется» и «порадуется» (стих 26) над невеждами, буйными и глупцами; это лишь образ того, что им придется пожинать естественные плоды сделанного ими выбора: отвержения мудрости и благочестия. Переводя этот образ на язык житейских обстоятельств, можно заметить, в частности, что, презрев однажды тот или иной разумный совет, поступить согласно ему, когда несчастье уже настигнет, будет поздно.

Прит. 1:29-33. Мысль о неразумных решениях («выборах») продолжается в стихах 29-30: возненавидевшим знание, чуждым страха Господня, презревшим советы и обличения мудрости, придется пожинать горькие плоды и испытывать сомнительные удовольствия при воспоминании о своих коварных замыслах и злых планах (стих 31).

В стихах 32-33 гибельные для невежд и глупцов… упорство их и беспечность выразительно противопоставлены (и противопоставление это постоянно «заявляет» о себе по ходу всей книги Притчей) друг другу. Если несчастья неизбежно постигнут немудрых, то слушающий слово мудрости, боящийся Бога человек, будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла (стих 33).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Диск можно скачать весь целиком (в архиве), а также можно скачать или прослушать отдельно любой трек (проповедь, лекцию, беседу).

На диске в аудио-формате mp3 представлены беседы священника Даниила Сысоева, проходившие в 2006 — 2007 гг. в храме апостола Фомы. Вот уже почти три тысячи лет эта книга Ветхого Завета является источником мудрости, лаконичные и образные наставления мудрого Царя «для сообщения простодушным — смышленности, юноше — знания и рассудительности». Здесь можно найти ответы на многие вопросы как духовного так и мирского, бытового, семейного характеров. Беседы по текстам Священного Писания Ветхого и Нового Заветов регулярно проходят с 1996 года — за это время тысячи людей услышали православное толкование Священных текстов, многие обратились от иноверия к истинному евангельскому учению, хранимому Православной Церковью, многие осознали красоту и глубину богодухновенных текстов.

Прослушать и скачать :

Диск можно скачать весь целиком (в архиве), а также можно скачать или прослушать отдельно любой трек (проповедь, лекцию, беседу).

На диске в аудио-формате mp3 представлены беседы священника Даниила Сысоева, проходившие в 2006 — 2007 гг. в храме апостола Фомы. Вот уже почти три тысячи лет эта книга Ветхого Завета является источником мудрости, лаконичные и образные наставления мудрого Царя «для сообщения простодушным — смышленности, юноше — знания и рассудительности». Здесь можно найти ответы на многие вопросы как духовного так и мирского, бытового, семейного характеров. Беседы по текстам Священного Писания Ветхого и Нового Заветов регулярно проходят с 1996 года — за это время тысячи людей услышали православное толкование Священных текстов, многие обратились от иноверия к истинному евангельскому учению, хранимому Православной Церковью, многие осознали красоту и глубину богодухновенных текстов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *