Тон деспотин

Проповедь Высокопреосвященного Лонгина.

На Крестопоклонную Неделю, которая в этом году пришлась на 18 марта, Божественную литургию Василия Великого в нашем храме совершал Высокопреосвященнейший Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Архиерейское служение — особое событие в жизни каждого прихода: когда архипастырь посещает один из многочисленных храмов, расположенных на территории вверенной ему епархии; когда он возглавляет соборную молитву; когда Господь через его сугубое1 благословение ниспосылает пастве сугубую же благодать, тогда душа каждого православного человека с особой полнотой ощущает близость Господа нашего Иисуса Христа к нам грешным и Его великую к нам любовь.

Архиерейское служение по-особому красиво и возвышено: среди прочих его богослужебных особенностей выделяется песнопение на греческом языке, которое как бы подчёркивает древность православного богослужения и его преемственность от Византийской Церкви: «Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филатте, ис полла эти деспота» («Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета»). Этим песнопением хор от лица всех молящихся отвечает на ахрипастырское благословение, которое архиерей после входа в храм и целования икон, установленных у царских врат, преподаёт верующим с амвона. Красота греческого языка, его особая певучесть и, в то же самое время, бодрость, внутренний ритм создают особо благоговейную атмосферу в церкви. Торжественное «Ис пола эти деспота», звучащее с хоров как некий музыкальный пик произведения, завершает это прекрасное песнопение, как бы вводя нас в распахнутые двери архиерейской службы.

Встреча митрополита.

Мы, конечно, не ставим себе цель описывать здесь всё последование богослужения: не будем скрывать, цель нашей статьи не описать, а заинтересовать, передать нашим читателям те чувства, которые вызывает в наших сердцах эта церковная красота. Конечно, богообщение, а не эстетическая составляющая является главным смыслом богослужения; однако в Церкви, как в едином организме, духовное наполнение неразрывно связано с его внешними формами. Наша цель будет достигнута, если хотя бы один человек, прочитав эту статью, пожелает соприкоснуться с красотой архиерейской службы и ради этого придёт в храм Божий.

По окончании службы Владыка, по своему обыкновению, обратился к пастве со словами проповеди, краткое содержание которой мы сейчас изложим.

Как некий эпиграф или зачин в начале своего архипастырского слова он привёл фразу, которая довольно часто звучит из его уст во время Великого поста: «Нет ничего более постоянного, чем человеческое непостоянство».

Эта фраза означает, что человек, даже если он постоянно стремится бороться со своими грехами, страстями, немощами, даже если он преуспевает в этом, периодически теряет остроту своего внимания, своей готовности бороться со грехом, периодически испытывает некое духовное расслабление. К сожалению, это свойственно падшей природе человеческой.

Причастие Святых Христовых Таин

Когда мы начинали поприще Великого поста, когда читали великий канон Андрея Критского, многие из нас чувствовали усердие, стремление с наибольшим вниманием пройти пост, как можно более усердно молиться, чаще ходить в храм… Но вот половина поста уже пройдена, и тут в церкви перед нами поставляется Честной Крест Господень. И это не случайно. Он должен воздвигнуть нас к прежнему усердию, к прежней бодрости, потому что, взирая на него с верой, мы понимаем, какой ценой нам даровано наше спасение и каково величие любви Принесшего эту жертву.

Время Великого поста — это время, специально предназначенное для того, чтобы мы могли преодолеть наше непостоянство в движении к Богу и к нашему спасению. Крестопоклонная Неделя — это некий рубеж, некий этап, на котором Церковь через Крест Господень подаёт нам новые силы для прохождения спасительного для нас поприща.

Если мы отнесёмся к этому празднику как к некоему духовному перевалочному пункту, на котором нам даруется благодатная помощь, необходимая для прохождения оставшейся половины поста, то мы сможем не ослабевая достигнуть конца Святой Четыредесятницы2 и достойно подготовиться к великому празднику Пасхи Господней.

1 Сугубое — двойное. Архиерей, в отличие от священника, может благословлять сразу двумя руками.

2 Четыредесятница — другое название Великого поста.

, песнопение правосл. архиерейского богослужения, пожелание епископу мн. лет жизни (ср. Многолетие). Восходит к жанру визант. аккламаций, к-рые представляли собой торжественные приветствия императора или патриарха. Наиболее ранние аккламации-многолетия с нотацией (посвященные визант. имп. Андронику III Палеологу) сохранились в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144). «И. п. э. д.» поется на всех службах с участием епископа, в первую очередь в архиерейском чине Божественной литургии.

Отдельно песнопение «И. п. э. д.» с нотацией в греч. традиции появляется только в печатных сборниках песнопений суточного круга. Как правило, в различные редакции Анфологиев включается напев 2-го гласа в невматическом стиле без указания автора и авторские варианты, созданные на его основе. Так, в к-польском изд. «Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας» (1869) помещены 2 варианта песнопения на 2-й глас: без указания автора и более пространный напев Феодора Папапарасху Фокейского. Известно также «И. п. э. д.» Георгия Редестского (1-я пол. XVII в.) на 2-й глас (см. изд.: Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας̇ ῞Απαντα τὰ μαθήματα τοῦ σπερινοῦ / ᾿Εκδ. ὑπὸ Γ. Προγάκη. Νεάπολις Κρήτης, 1996. Σ. 5).

В древнерус. традиции «И. п. э. д.», по всей вероятности, первоначально исполнялось на простой напев, бытовавший в устной практике. В рукописи 2-й пол. XVII в. 5-линейной нотацией зафиксирован троестрочный напев для этого песнопения (ГИМ. Син. певч. № 375. Л. 73 об.- 74). Согласно Чиновнику новгородского Софийского собора (1-я пол. XVII в.), «И. п. э. д.» в конце пещного действа пели 3 отрока: «Святитель же благословит и осенит на них рукою; отроцы же поют пресвященному сысполайти» (см.: Голубцов А. П. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 66). Данный факт позволил И. А. Гарднеру предположить, что это 1-е упоминание «об исполатчиках-отроках» (Гарднер. Богослужебное пение. Т. 1. С. 559). В XIX — нач. XX в. исполатчиками называли малолетних певчих Синодального хора, исполнявших трио песнопения на архиерейских богослужениях. Сведения об исполатчиках содержатся также в изданном в 1915 г. «Указателе порядка архиерейских служений» прот. С. Диомидова (Самара, 1915). В частности, в нем отмечено, что исполатчики должны петь «И. п. э. д.» после «Спаси ны, Сыне Божий» (во время малого входа) и на отпусте (перед окончанием «Благочестивейшаго»), а также Трисвятое (или заменяющее его «Елицы во Христа»). В богослужебных книгах указания об исполатчиках отсутствуют.

В старообрядческой традиции «И. п. э. д.» известно по печатному нотированному сборнику поповского согласия «Обедница» (К.: изд. Калашникова, 1909). В разд. «Чин Божественныя литургии святительской…» демественной нотацией излагаются песнопения демественного распева, в т. ч. «И. п. э. д.» (Л. 91, 92). Идентичный мелос зафиксирован демественной нотацией в рукописи 1875 г. РГБ. Ф. 247. № 113 (Л. 232). Вероятно, появление песнопений архиерейского богослужения, исполняемых на один из праздничных типов распева, было связано с учреждением старообрядческих митрополичьих кафедр в 1846 г. в Белой Кринице и в 1863 г. в России.

В синодальном «Обиходе нотнаго пения употребительных церковных распевов» (М., 1902. Л. 48 об.) приводится аналогичный демественный распев «И. п. э. д.» после песнопения «Тон деспотин…» в качестве дополнения к 1-му варианту — простому силлабическому распеву.

В изд. «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (М., 1915. Ч. 4: Божественная литургия. C. 257. № 69 (киевский распев)) изложен весьма простой по мелодическому содержанию напев с указанием петь его «по осенении архиереем народа по Евангелии, по херувимской, по окончании хиротонии, прежде «Видехом свет истинный» и по отпусте».

Арх.: Частн. собр. Л. А. Правдолюбовой: Правдолюбов А., прот. Песнопения архиерейского служения. Соч. 2. № 3, 6 (2 напева).

Изд.: Пение и порядок при некоторых церк. службах на особенные случаи: . Б. м., 1847. № 14 (Д. С. Бортнянский, трио), 15; Литургия Василия Великого, употребляемая при Высочайшем дворе: . . № 3; Давыдов С. И. Полн. собр. духовно-муз. соч. / Под ред. К. Альбрехта. М.: , 1880. № 14 (трио с хором); Духовно-муз. соч. разных авторов. Сер. 4. М.: , 1890. № 115-116 (свящ. И. Лавровский, трио с хором); Церковно-певческий сборник. СПб., 1911. Т. 2. Ч. 2: Литургия. № 115 (И. И. Смирнов), 121 (Бортнянский, № 1: Трио), 122 (на 3 голоса), 123 (Бортнянский, № 2: Трио), 125 (А. Ф. Львов, № 1: Трио), 126 (Львов, № 2), 127-129 (для смеш. хора), 130 (на 3 голоса); Извеков Г., свящ. Духовно-муз. произв. Пг.: . № 5 (трио с хором, болг. распева); Сборник духовно-муз. песнопений / Изд. П. М. Киреев. Пг., 1912. Вып. 12: На литургии. № 8 (Г. Баньковский); Челищев А. Духовно-муз. соч. М., 1912. № 3; Обиход церковного пения Синодального хора / Под ред. А. Д. Кастальского. М., 1914, 1999р. Ч. 2. С. 36, 38, 39, 42, 44; Нотный сборник православного русского церковного пения. Лондон, 1962. Т. 1: Божественная литургия. С. 349, 354 (Львов), 355-356 (Бортнянский); «Достойно есть»: Произв. рус. духовной музыки: Сб. для хора / Сост. П. П. Левандо. Л., 1990. № 6 (Давыдов, трио с хором); Лисицын М., свящ. Пение при архиерейском служении: Демественное. Патриаршее / Ред.-сост.: иером. Амвросий (Носов). М., 1996. С. 5, 12; Последование архиерейской службы с нотами и практическими указаниями регенту / Сост., ред.: Е. С. Кустовский. М., 1998. С. 5, 11, 13 (Бортнянский), 18.

Лит.: Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906; Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907.

И. В. Старикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *