Торопыжка

В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

  1. замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого;
  2. улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;
  3. двигательное оживление — движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;
  4. вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления складывается примерно к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. После этого возраста комплекс оживления начинает «распадаться», то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми и возникают новые формы поведения ребенка.

Комплекс оживления является своеобразным проявлением удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого.

Однако последние исследования позволили взглянуть на это явление как на форму активного участия младенца в общении с взрослым. Такие данные были получены в исследовании М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу работы М. И. Лисиной было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (то есть быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов комплекса оживления младенца в разных ситуациях взаимодействия с взрослым:

  1. пассивный взрослый в поле зрения ребенка;
  2. улыбающийся взрослый;
  3. ласковое поглаживание;
  4. разговор;
  5. комплексное воздействие, включающее улыбку, поглаживание и разговор вместе.

Полученные результаты показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависит от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует. Об активной роли КО свидетельствуют следующие факты.

Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее и «реактивнее» ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая — при его комплексном обращении. Это значит, что комплекс оживления не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону — закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию.

Во-вторых, комплекс оживления нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый еще не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка — это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению.

Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов как реакция на радующие ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления. На выяснение этого вопроса была направлена работа С. Ю. Мещеряковой.

Методика ее экспериментов предусматривала две группы воздействий: воздействия взрослого человека и игрушек, в том числе с изображением человеческого лица (кукла-неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной трехбалльной шкале. Результаты работы Мещеряковой показали следующее:

  1. суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов;
  2. обнаружились различия в составе КО. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и вокализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО;
  3. КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушка неваляшка с изображением человеческого лица;
  4. наблюдались различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что комплекс оживления младенца имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослыми, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действует. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец начиная со второго месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослыми и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Недоношенными являются дети, родившиеся при сроке беременности от 28 до 37 полных недель, массой от 1000-2500 г, ростом 35-45 см. Причины преждевременного появления на свет разнообразны: слишком юный возраст и, соответственно, организм матери, патологическое (нетипичное) течение беременности, предшествующие аборты, болезни, физическая и психическая травмы, в том числе отравление никотином и алкоголем.

Особенности новорожденного с признаками недоношенности многообразны; Различают 4 степени недоношенности в зависимости от веса ребенка. 1 степень — 2500 — 2001 г, II степень — 2000-1500 г, III степень — 1500- 1001 г, IV степень – 1000 г и менее.

Выхаживанием таких детей занимаются специализированные клиники, и по достижении ими определенных показателей дети переводятся на постоянное место пребывания.

Если в Вашей семье появился ребенок с диагнозом «недоношенность»

Очень часто мы воспринимаем такого ребенка через характерный как для самих родителей, так и для посторонних «стереотип недоношенного», когда физические и психические возможности ребенка заведомо воспринимаются как ограниченные, и общение с ним выстраивается в соответствии с этими представлениями. Такой подход не имеет ничего общего с заботой и вниманием, необходимыми ослабленному малышу. А именно ЗАБОТА и ВНИМАНИЕ потребуются такому ребенку при его дальнейшем развитии.

Закономерности поведения недоношенного ребенка сначала трудно уловить. Это может приводить Вас в замешательство и расстраивать. Однако через несколько недель или месяцев, в течение которых происходит развитие его нервной системы, реакции и действия ребенка станут более предсказуемыми. Он начнет лучше выражать свои потребности, и Вы научитесь понимать, что означают те или иные сигналы. Как и у всех детей, у недоношенного ребенка будут этапы быстрого развития, за которыми следуют длительные периоды, когда, кажется, ничего не происходит.

Запомните:

  • Нельзя заставить или «подтолкнуть» ребенка к развитию, если он еще к этому не готов. Не стоит пытаться стимулировать его к деятельности, если он устал или активно сопротивляется. Насилие приведет лишь к тому, что и ребенок, и мама будут расстроены.
  • Необходимо сосредоточиться на прогрессе малыша. Начал ребенок ходить в 12 или в 20 месяцев, через несколько лет уже не будет иметь никакого значения.
  • При наблюдении за нервно-психическим развитием малыша, при оценке его способностей всегда необходимо учитывать скорректированный возраст.
  • Недоношенные дети обычно очень чувствительны к любым новым обстоятельствам, но не всегда способны в достаточной степени сконцентрировать внимание и легко утомляются. Поэтому любое сложное задание на первых порах следует дробить на мелкие этапы и контролировать его выполнение.
  • Занимаясь с таким ребенком, необходимо регулярно делать перерывы на подвижные игры, гимнастические разминки, а также чаще менять вид деятельности.

Состояние здоровья

К моменту появления на свет у многих недоношенных еще не до конца сформированы некоторые органы и системы: сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная и нервная. Это может проявляться непостоянной частотой дыхания: при беспокойстве, движениях может доходить до 60—80 вдохов-выдохов в минуту, в покое и во сне становиться реже, могут даже наблюдаться длительные остановки дыхания (апноэ), например, во сне. Если паузы длятся больше 20 секунд, содержание кислорода в крови падает, что сопровождается посинением кожи ребенка и снижением частоты сердечных сокращений. В таком случае назначают специальные препараты. Эти лекарства стимулируют дыхательный центр в головном мозге, в результате дыхание становится непрерывным или паузы в дыхании появляются реже. Как правило, у недоношенных детей периоды апноэ становятся более редкими еще до того, как они достигают возраста полной доношенности (соответствующему 34-й неделе беременности), и полностью исчезают к моменту выписки из больницы. Иногда у детей, рожденных на 34-42 неделе беременности, отмечается постоянное апноэ, начиная с возраста б недель и старше. Это так называемое «позднее апноэ» иногда может являться следствием серьезных заболеваний, таких как врожденная сердечная недостаточность, анемия, менингит или гастрозофагальный рефлюкс (заброс желудочного содержимого в пищевод). При лечении этих заболеваний признаки апноэ пропадают в течение 1 года после его начала.

Частота сердечных сокращений также зависит от состояния ребенка и условий окружающей среды. При повышении температуры окружающей среды и беспокойстве ребенка частота сердечных сокращений возрастает до 200 ударов в минуту. Из-за недостаточной зрелости пищеварительного тракта еще довольно часты желудочно-кишечные заболевания: диспепсии, колиты, дисбиозы. Мышцы кишечника еще мало тренированы, и продвижение пищи по нему замедленно. Вследствие этого недоношенных часто мучают скопления газов, образующихся при переваривании молока, и вздутие живота — метеоризм, часто случаются запоры.

Свойственны также таким детям заболевания органов зрения: т. н. ретинопатия недоношенных, поэтому дети, родившиеся до 30-й недели, обязательно должны быть осмотрены офтальмологом.

Иммунная система недоношенного ребенка также несовершенна, поэтому он более восприимчив к инфекциям, чем доношенный.

Часто у недоношенных детей при рождении имеются врожденные пятна, которые называют гемангиомами. Эти «земляничные пятна» представляют собой мягкие выступающие участки красного цвета, состоящие из расширенных кровеносных сосудов (капилляров). Они абсолютно безопасны, требуют только наблюдения педиатра и онколога. К концу первого года жизни они начинают постепенно исчезать и обычно к 4 годам проходят.

Важно понимать, что педиатр постоянно будет следить за развитием вашего ребенка. Будут организованы необходимые в каждом возрасте осмотры специалистов.

Посещая врача, нужно обсуждать прогресс в развитии ребенка и спрашивать обо всем, что Вас беспокоит. Советуем записать свои вопросы заранее. То, что мама скажет врачу о своем ребенке, имеет очень большое значение. Обязательно обсуждайте проблемы, связанные с активностью, уровнем внимания, сном, питанием и индивидуальными особенностями. Пусть вес и стул ребенка не будут единственными проблемами, о которых вы говорите с врачом. Нужно попросить, чтобы врач или медицинская сестра разъяснили все, что Вам непонятно, а также чтобы они записали свои рекомендации.

Самый полный контакт устанавливается с педиатром, который лучше всего сможет понять и разделить естественные для Вас в процессе ухода за ребенком ощущения страха, растерянности и любви.

И ещё несколько советов

После того как ребенка забрали домой, надо дать ему и себе несколько недель на адаптацию, прежде чем приглашать родственников и знакомых.

Родителям нужно проводить некоторое время отдельно от ребенка. Берите тайм-ауты. Личная жизнь и отдых Вам необходимы. Также Ваши тревога и стресс уменьшатся, когда Вы будете контактировать с другими родителями недоношенных детей.

Вероятно, Вас беспокоит, скажется ли преждевременное рождение на психическом развитии Вашего ребенка. Большинство недоношенных детей развиваются нормально. Лишь у некоторых детей, родившихся раньше срока, возникают серьезные и долгосрочные проблемы. Кстати, многие знаменитые люди родились недоношенными. Это, например, Марк Твен, Альберт Эйнштейн, Анна Павлова и Уинстон Черчилль.

Одним из важнейших факторов в развитии недоношенных детей является домашняя обстановка. Любовь, внимание и забота помогут полностью развить потенциал Вашего ребенка.

Родители часто стремятся чрезмерно защитить своего недоношенного малыша, даже если врач убеждает их, что все в порядке. В таких семьях ребенок может стать зависимым и требовательным. Будучи родителями недоношенного ребенка, Вы должны помочь своему малышу нормально развиваться как в физическом, так и в эмоциональном плане. По мере роста ребенка Вы можете помочь ему адаптироваться, установив для него расписание и нормы.

19 ноября 2018

Недоношенные дети – это торопыжки, которые очень спешат появиться на свет.

Краевая детская клиническая больница №1 уже не первый год становится инициатором и организатором информационных, праздничных мероприятий, посвященных Международному дню недоношенных детей.

17 ноября, в субботу, конференц-зал клиники был полон гостей: родители с детьми, врачи – педиатры разных направлений, представители администрации Приморского края, благотворительных объединений, преподаватели ТГМУ, студенты. Коллектив клиники подготовил праздник, насыщенный полезной информацией для родителей и сюрпризами для малышей.

Надежда Горелик главный врач КДКБ №1: «Появление ребенка в семье – это, несомненно, великое счастье. Однако не все дети рождаются вовремя. По статистике, каждый 10-й ребенок появляется на свет недоношенным. Всего на нашей планете раньше срока рождается примерно 15 миллионов малышей, причем, 10% от этого количества, к великому сожалению, не выживают. Привела эту статистику для того, чтобы обратить внимание на то, как актуальна проблема выхаживания недоношенных деток. И не случайно несколько лет назад в мировом календаре появилась социально-значимая дата — Международный день недоношенных детей. Отмечают его каждый год в одно и то же время, а именно, 17 ноября».

Международный день недоношенных детей дает возможность рассказать о проблемах, связанных с преждевременными родами, отдать дань уважения медикам, которые помогают торопыжкам адаптироваться к новой жизни. «День белых лепестков» – еще и так называют этот праздник во всем мире, подчеркивая особенную хрупкость и незащищенность таких особенных новорожденных детей.

На празднике в КДКБ №1 прошла встреча узких специалистов: врача-неонатолога, невропатолога, окулиста, кардиолога и пульманолога с родителями, в семье которых родились недоношенные дети. Специалисты помогали родителям в решении проблем ухода, воспитания, лечения и выхаживания «ранних» деток, которых принято называть «торопыжками».

Коллектив ЛПУ подготовил не только информационно — познавательную, но и развлекательную программу, включив в нее выступления творческих коллективов и необычные подарки. Так, активистки Клуба «28 петель» передали маленьким крошкам теплые пледы, рукавички, носочки, а каждому ребенку, который участвовал в празднике, подарили по милому вязаному зайцу. Отметим, что на акцию откликнулась и известный юрист Галина Антонец, она своими руками сшила очаровательных мишек и передала их деткам, которых в эти дни выхаживают в отделении недоношенных детей КДКБ №1. Все мамы младенцев получили ее именные обереги, украшенные фирменным значком «первой» детской больницы Приморья.

Андрей Выхрестюк, заведующий краевым неонатальным центром КДКБ №1отметил: » современные способы реабилитации недоношенных малышей, которые мы применяем, позволяют им уже к 1,5-2 годам догнать своих сверстников в развитии. Недоношенность — не приговор! Такие известные люди, как Уинстон Черчилль, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Вольфганг Амадей Моцарт, Фридрих Шиллер, Иоганн Гете были рождены недоношенными. А сколько талантов могло бы еще появиться, если бы у мам было больше знаний, а у врачей — больше опыта и хорошего оборудования! Как правило, после выписки из больницы маленькие торопыжки, хорошо набирают вес, ни в чем не отличаются от деток, рожденных в срок. А когда вырастают, то совсем забывают, что родились недоношенными».

Сегодня врачи во всем мире обеспокоены тем, что процентное соотношение ранних родов ежегодно возрастает. Но медицинская наука не стоит на месте, появляется современная аппаратура, новые методики и протоколы выхаживания таких деток. Медицинское сообщество стремится привлечь внимание к этой проблеме проведением научных конференций, встреч с родителями, праздничных акций.

Недоношенный ребенок в первые недели своей жизни сильно нуждается в постоянном контакте с мамой

Детки, рожденные раньше срока, нуждаются в постоянном внимании и особом обращении. Уход за ними значительно отличается от ухода за обычными новорожденными. Чаще всего недоношенных детей из роддома переводят в отделение интенсивной терапии новорожденных. Там у мамы есть возможность получить первые навыки по уходу за ребенком. Но после выписки, когда молодая мама оказывается дома один на один с малышом, она может растеряться. Давай рассмотрим основные нюансы, которых придется придерживаться маме, пока малыш не окрепнет.
Кормление
Кормление – это один из самых важных моментов в уходе за недоношенным ребенком, поэтому рекомендации касательно кормления малыша дает врач, исходя из его индивидуальных особенностей. А молодой матери важно четко следовать им.
А теперьперейдем к общим, но довольно важным моментам.

Читай также: Что делать, если у новорожденного нет аппетита

Как отмечают врачи, в наше время родители практикуют кормление детей не по времени, а по требованию. К недоношенным детям эту систему применять нельзя, ведь они еще слишком слабы, чтобы показать, что голодны.

Обычно ребенка советуют кормить каждые три часа, не делая перерыв на ночь. Однако если он слишком слаб и плохо ест, врач может порекомендовать уменьшить промежутки между кормлениями.
Обязательно надо следить за тем, чтобы ребенок съедал положенную ему порцию. Если во время кормления ребеночек засыпает, его нужно тихонько будить и пытаться накормить. Разбудить такого малыша бывает сложно, но это нормально, не пугайся, что с ним что-то не так. Врачи советует легонько подергивать ушко и носик ребенка. Именно это больше всего раздражает новорожденного, и он просыпается.
Также есть еще один важный момент, который многие родители упускают. Ребеночку с первых дней жизни нужно кроме молока давать пить воду. Он должен в сутки выпивать по 100 гр воды на 1 кг веса. То есть, если ребенок весит 2 кг, он за сутки должен выпить 200 гр воды.

Переодевание
Переодевание недоношенного ребенка – тоже важный нюанс. Надо помнить, что у детей, вес которых менее 3-х кг, еще не развит теплообмен. Им нужно постоянное тепло, иначе очень быстро может наступить переохлаждение.
Температура в помещении, где находится ребенок, должна быть 25-27 0С, а влажность воздуха – 50-70%. Чтобы следить за этим, можно повесить термометр и гигрометр на уровне 1,5 м от пола вблизи детской кроватки.
Читай также: В какой одежде будет удобно новорожденному
Для поддержания необходимой влажности в комнате необходимо часто делать влажную уборку, а также можно использовать специальный увлажнитель воздуха. Кроме этого, не стоит забывать о проветривании. Желательно каждые 3-4 часа проветривать помещение на протяжении 15-20 минут. В это время ребеночка нужно выносить в другую (теплую) комнату.
Чтобы малыш не замерзал и не испытывал лишний стресс, старайся его переодевать поочередно: сначала распашонку, потом подгузник и штанишки. Открытые участки тела можно прикрывать пеленкой, так ребеночку будет спокойнее.
Одевать новорожденного каждый раз нужно в чистое и проглаженное с двух сторон белье. Не стоит пренебрегать этим нюансом, ведь у малыша еще практически нет никакого иммунитета, и он легко может заболеть.

Читай также: 10 правил здорового сна от доктора Комаровского

Купание
В первое время после рождения недоношенных детей не купают. Ребенку, родившемуся с весом более 1,5 кг, первое купание разрешают через 7-10 дней. Если малыш родилсяс меньшим весом, то начинать купать его следует через 2-3 недели. Перед первым купанием лучше посоветоваться с врачом, не рано ли ты решила это сделать.

Купать новорожденного следует в отдельной детской ванночке, и в первые три месяца только в кипяченой воде. Температура воды должна быть 38 0С, а помещения – не меньше 25 0С.

Первое купание должно длиться недолго – 4-5 минут. После ребенка следует завернуть в прогретое полотенце, дать высохнуть, согреться, и только потом переодевать.
При первых купаниях ребенок может плакать. Это для него не привычно и страшно. Со временем купание станет одним из его любимых занятий.

Сон
Недоношенные дети очень много спят. Иногда даже по 20 часов в сутки. Это связано с тем, что ребенок еще не созрел, а во сне он развивается скорее. Пройдет несколько месяцев и малыш начнет больше бодрствовать и проявлять интерес к окружающему миру.

Читай также: Сколько должен спать ребенок в дневное и ночное время

Прогулки
Если вес ребенка при рождении составляет более 1,5 кг, то прогулки можно начинать уже через две недели, но только при условии, что температура на улице не менее 25 0С. Даже если на улице жарко, ребенка нужно одевать тепло и следить, чтобы он не замерз. Помни, у недоношенного ребенка не развит теплообмен.
Читай также: Выходим на прогулку с новорожденным

Первая прогулка должна продолжаться 10-15 минут, следующую можно увеличить на 5 минут. Таким образом, постепенно увеличивая время прогулок на 5 минут ежедневно, вы сможете гулять около 1,5 часов в день.

Развитие
Преждевременно рожденный ребенок будет развиваться немного медленнее. Если малыш родился на месяц раньше, значит в свои два месяца, он должен делать то, что обычный ребенок в месяц. Чаще всего такое отставание к году проходит.
Читай также: Развитие малыша до года

Помни, что даже когда, кажется, что малыш еще не реагирует на твои слова, это не совсем так. Он просто еще слишком слаб, чтобы проявить реакцию. Старайся разговаривать с ним, петь колыбельные, показывать игрушки, и очень скоро заметишь, как ребенок начнет проявлять интерес.

С помощью твоей любви и заботы малыш обязательно будет расти здоровеньким и крепеньким, и в скором времени не будет ничем отличаться от своих сверстников, рожденных вовремя.

Катерина Матушенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *