Тоска

0 4460 18 Мая 2016 в 18:34 Автор публикации: Тамара Брандт, библиотекарь

Грусть, печаль, тоска… Очень часто мы используем эти слова как синонимы, описывая наши переживания и состояния. Слова «грусть-тоска» вообще стали неразлучными, как близнецы-братья. Мы их встречаем вместе и в литературных произведениях, и в прессе, да где угодно. На первый взгляд они кажутся похожими, будто речь об одном и том же. На самом деле, при детальном рассмотрении можно обнаружить под внешней схожестью внутренние различия. Эти различия объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Системно-векторная психология рассматривает все психические процессы, их внешние проявления и внутренние механизмы с восьми точек наблюдения, показывая причину и следствие и обозначая их точным словом. Восемь точек наблюдения — это восемь векторов, названных в соответствии с самыми чувствительными зонами нашего организма. Так, различают кожный, зрительный, звуковой, обонятельный и другие вектора. Вектор определяет желания и свойства его носителя, тип мышления или интеллекта, способ адаптации на ландшафте, весь спектр проявления каждого человека среди других людей.

Вершины и пропасти, взлеты и падения

Чтобы понять, чем грусть отличается от тоски, рассмотрим некоторые особенности зрительного вектора, так как именно его обладатели отличаются огромной эмоциональной амплитудой, больше которой нет ни в одном другом векторе. Также люди со зрительным вектором имеют самую высокую частоту смены состояний. Когда говорится о смене состояний у зрительных людей, используется условный термин «качели». Именно колебания такого вида хорошо передают переходы из одного состояния в другое.

Если изобразить «кардиограмму» зрительных эмоциональных раскачек в виде синусоиды, то с ее помощью можно очень наглядно продемонстрировать амплитуду и частоту смены состояний. В самой нижней точке синусоиды будет располагаться одна из корневых эмоций зрительного вектора — страх, а в самой верхней — любовь. В самом высоком чувстве любви к другому зрение поднимается на максимальную эмоциональную высоту, отрываясь от страха. И точно так же при переживании самого большого страха за себя — страха смерти — удаляется максимально от любви.

Вот так и происходят раскачки: вниз — вверх, вверх — вниз; в себя — наружу, наружу — в себя. В самые нижние состояния зрительные люди падают от неумения взаимодействовать с другими людьми. Жалость к себе, беспокойство только о себе говорит о неразвитых в детстве чувствах, когда эмоциональному зрительному ребенку не давали эти чувства проявлять или запугивали по незнанию, читая страшные сказки. В результате получаем плохие нижние состояния. Развитый зрительный вектор способен к сопереживанию, состраданию, любви. Это дает эмоциональный подъем.

Все эмоции имеют свои синусоиды «раскачек». Разница только в величине амплитуды и частоте смен состояний. Одни состояния кратки, как миг, другие переживаются дольше. В одни падаем камнем или взмываем птицей. В другие плавно опускаемся или также плавно поднимаемся. Амплитуда взлетов и падений зависит от многих причин, основные из которых — уровень развития и реализации зрительного вектора. Развитый и реализованный человек не будет испытывать потребности в резких эмоциональных скачках, его состояния будут постепенно перетекающими из верхних в нижние. От радости к грусти. От слез благодарности к слезам сострадания.

Такие переходы между состояниями в зрительном векторе наполняют жизнь эмоциональными переживаниями. Зрению жизненно необходимы такие колебания. Это как дышать: вдох — выдох, наполнение — опустошение. Только дышать можно по-разному. Или ровно и спокойно, естественным образом, не замечая этого процесса. Или жадно хватая воздух, задыхаясь и сбиваясь с нормального ритма.

Чем так светлы грусть и печаль?

Любой человек, а тем более человек со зрительным вектором, не может бесконечно пребывать в приподнятом состоянии. Например, всегда быть веселым, радостным, восторженным. На смену приходят нижние состояния: грусть, печаль, задумчивость. Они необходимы, чтобы почувствовать разницу этих состояний на противоположностях. Не бывает зрительников, которые никогда не печалятся.

В грусти и печали есть воспоминания о прошлых состояниях: любви, страсти, радости. Наполняясь пережитыми когда-то эмоциями, чувственно развитый человек испытывает признательность тому, кто дал возможность их испытать. Грусть и печаль — это состояния, обращенные не в себя, а наружу, поэтому в них нет тяжести и надрывности. Они легкие. Неслучайно об этих состояниях говорят: «светлая грусть, светлая печаль». Грусть и печаль задают импульс на подъем вверх, но не в экзальтацию, а в тихую радость.

Зрительный человек может грустить и плакать, сопереживая любимым литературным и киногероям. Эти переживания тоже светлы и благотворны. Именно с этих переживаний начинается воспитание чувств, закладываются первые навыки сопереживания и сострадания, моральные и нравственные устои.

В потемках смертной тоски

Тоска — это тоже нижнее состояние зрительного вектора, но оно отличается от грусти и печали своей амплитудой. В него падают, как в пропасть. Это состояние, обращенное внутрь себя, то есть переживания не за кого-то, а из-за своего собственного одиночества, страдания, брошенности, несчастья. Это тяжелые душевные терзания. В тоске нет положительных воспоминаний о прошлом. Вместо светлых воспоминаний — мучительная душевная пустота и невыносимая боль. И эпитеты у тоски соответствуют этим состояниям: «черная тоска, смертная тоска».

В противоположность короткой эйфории с экзальтацией тоска бывает долгой, затягивает, как болото, и цепко держит, не давая подняться наверх. Застревание в страданиях разрушающе действует на душу. Страдания мы получаем как результат неспособности взаимодействовать с другими людьми, радоваться и получать удовольствие.

В тоску можно впасть по разным причинам: из-за потери близкого человека, разрыва эмоциональной связи, одиночества, а иногда и просто из-за плохой погоды. Все зависит лишь от степени развитости вектора и его реализации. Человек с неразвитым или слабо развитым зрительным вектором и в дождливой погоде найдет причину для хандры и уныния. Понятно, что в состоянии сверхстресса любой человек может впасть в тяжелую тоску. Но развитый и реализованный способен выйти из них быстрее и с меньшими потерями для своей психики и физического здоровья.

Зрелые чувства

Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает психические особенности человека со зрительным вектором, главным чувством для которого является любовь. Когда человек начинает понимать свои психические особенности, он естественным образом перестает переживать тяжелые состояния. Вместо горечи расставания чувствует легкую грусть и светлую печаль. В эти нижние состояния человек входит плавно. Он не переживает жалость к себе, покинутому и несчастному, а испытывает чувство благодарности к людям, благодаря которым может испытывать любовь.

Понять свою природу, разобраться в причинах внутренних состояний во всем разнообразии их проявлений можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные вводные онлайн-занятия по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Корректор: Ирина Щербакова

Автор публикации: Тамара Брандт, библиотекарь Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

тоска

тоска́ — отрицательно окрашенная эмоция, тяжёлое, гнетущее чувство. Близкими чувствами являются грусть, уныние, тревога.

тоска

I ж.
1.Душевная тревога в соединении с грустью, унынием. отт. Выражение такого состояния.
2. разг.Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интереса к чему бы то ни было. II предик.
1.О чувстве тоски, испытываемом кем-либо.
2.О душевной тревоге, унынии, охвативших кого-либо.
3.О состоянии скуки, испытывающем кем-либо.
4.О том, что вызывает скуку.

тоска тоска тоска тоска тоска

тоски, мн. нет, ж. Сильное душевное томление, душевная тревога в соединении с грустью и скукой. Тоска по родине. Испытывать тоску. Наводить или нагонять тоску. И странная тоска теснит уж грудь мою. Лермонтов. Стеснилась грудь ее тоской. Пушкин. Пропаду от тоски я и лени. Фет. На сердце гнетущая тоска. Чехов. Им овладела невыносимая тоска. Гончаров. Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса. Чехов. Я наведу на вас тоску. Гончаров. Гляжу на прошлое с тоской. Лермонтов. Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. Пушкин. Предсмертная тоска. – Нудная скука, смешанная с отвращением (разг.). Тоска берет смотреть на него, такой он худой и бледный. Эта книга тоску наводит. – О том, что причиняет такое состояние (простореч. фам.). Эта книга – сплошная тоска. Слушать его глупости – одна тоска.

тоска

тоска, -и

тоска

сильное душевное томление, душевная тревога в соединении с грустью и скукой, тягостное уныние нудная скука, уныние, смешанные с отвращением, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т. п. , о том, что причиняет такое состояние

  • Тоска Толковый словарь В.И. Даля
  • Тоска, печаль, депрессия схиархим. Гавриил (Бунге)
  • Тоска преп. Амвросий Оптинский (Гренков)
  • Тоска прав. Иоанн Кронштадтский
  • Тоска по Боге свмч. Онуфрий (Гагалюк)
  • Тоску и скуку враг наводит свт. Феофан Затворник
  • О печали еп. Немесий Емесский
  • Тоска А.П. Чехов

Бывает ли спасительная тоска?

Тоска является одним из наиболее распространенных психологических состояний людей.

Причины возникновения тоски могут быть самыми разнообразными. В повседневной обыденной жизни ими бывают: разлука или утрата близкого человека, упущенная возможность, изменение жизненных условий (например, вынужденный переезд в другую страну, потеря хорошей работы). Эти причины в той или иной мере знакомы большинству людей.

Святоотеческая (в том числе аскетическая) литература дополняет общий перечень возможных причин нижеследующими: воспоминания об удовольствиях мирской суетной жизни (особенно касается тех, кто встал на путь подвижнической жизни, но не успел возрасти возрастом духовным), оскорбленное самолюбие, неудовлетворенное тщеславие, стеснительные обстоятельства при отсутствии у человека должного упования и надежды на Божественный Промысл (см.: Промысл Божий).

Вместе с тем святые подвижники отмечали: нередко случается, что тоска зарождается в сердце как бы без видимых причин. В качестве главной причины тоски, в этих случаях, может выступать влияние падших духов: наводя на человека печаль, сковывая и удручая его дух, они бывают способны посеять в нём сомнения, возбудить в памяти или воображении представления о греховном веселье, о сладости греховных удовольствий, отвлечь его от пути восхождения к Богу и сделать своим послушным орудием.

В крайних проявлениях тоска может оказывать разрушительной воздействие на психику человека, на личность в целом. В тоже время бывает и спасительная тоска, например, тоска по Богу, тоска по Царству Небесному.

Скажем, многие евреи, пребывая в Вавилонском плену, тосковали по Родине, Храму, жизни о Господе. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс.136:1), — подчеркивал псалмопевец. Впоследствии, когда им было разрешено, они с радостью возвратились в Отечество и с особою ревностью принялись налаживать религиозную жизнь.

Во времена Нового Завета апостол Павел, обращаясь к филиппийцам, писал: «имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп.1:23). Такого рода тоска способствовала должному нравственному настрою святых христианских подвижников. Её нельзя сравнивать с греховной печалью или унынием.

ГРУСТЬ, ТОСКА, СКУКА

Честно говоря, я не представляю себе человека, который сидит эдаким чертом на диване и размышляет: что такое сейчас происходит со мной? Я тоскую? Или скучаю? Или просто грущу?

Вряд ли мы сидим и размышляем над этими понятиями.

А надо?

Надо!

Поскольку чувства эти совсем разные и бороться с ними –или принимать – тоже надо по-разному.

Попробуем разобраться?

Конечно. В этой, да еще и в следующей главе будем пытаться понять что-нибудь про наши печальные чувства.

Бог щедр. Каких только печальных чувств Он нам ни подарил! Отчаяние, уныние, страдание, наконец. Мало?

Господь еще одарил нас грустью. Казалось бы – зачем?

А зачем цветы, если есть кустарник? Зачем легкий ветерок, если есть буря? Зачем ручей, если есть море? Зачем капля, есть дождь?

Для полноты жизни. И для красоты.

Грусть – это легкое чувство, напоминающее человеку о его бренности, ранимости, и мимолетности земного существования.

На самом деле, для возникновения грусти повод не нужен. Когда случается по-настоящему печальное событие – скажем, уезжает друг или нас выгоняют с работы – мы не грустим, мы страдаем.

А вот, если расстаемся с любимым человеком на час, можем и погрустить. Впрочем, можем загрустить и просто потому, что пошел дождь. Или сумерки окрасили землю в невеселые серые тона. Или тревожно закричала птица. Или просто мы сильно устали на работе.

Эту щемящую, непонятно откуда взявшуюся грусть, потрясающе передавали великие русские писатели, например Чехов и Платонов.

Если сравнить героев того же Чехова и Достоевского, то становится абсолютно очевидна разница между грустью и страданием. Большинство героев Чехова грустит. А большинство героев Достоевского страдают. Поэтому мне лично Чехов всегда казался писателем более тонким.

Грусть – это свидетельство того, что человек задумался о бренности своего существовании.

Поэтому в самой грусти ничего плохого нет. Скажем больше: она – верный признак того, что человек задумывается о себе, как о песчинке мироздания, а это иногда очень полезно.

Грусть – чувство, конечно, печальное, негативное. Но… доставляет некоторое удовольствие.

А вот, когда начинает она сильно давить, когда реальность представляется черной, страшной, а то и безысходной, значит, в гости к Вам пришла тоска.

В словаре Ожегова читаем: «тоска – душевная тревога, соединенная с грустью и скукой».

Все понятно: человек грустит, скучает и потому тоскует.

Однако, если мы откроем словарь Даля, то увидим здесь принципиально иное определение: «тоска – теснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь…» И лишь после этих, весьма печальных слов, Даль дает синоним тоски – скука, и завершает ряд определений удивительными трагическими словами: «нойка сердца, скорбь».

Очевидно, что слово «тоска» имеет два смысла. Про один из них писал Ожегов, про другой – Даль.

Чтобы разобраться с определением Ожегова, надо понять, а что, собственно говоря, означает это привычное, знакомое всем нам слово – скука, и как с ней бороться.

Скука – это ощущение того, что жизнь остановилась.

Но ведь абсолютно очевидно для всех и для каждого: жизнь остановиться не может. Получается, что, чисто теоретически, скуки существовать не должно.

А она, противная, чисто практически, существует. Более того – с ней знаком любой. Как же такое возможно?

Ощущение остановки жизни возникает от того, что человек потерял к жизни интерес, то есть перестал удивляться.

Мы говорили с Вами: движение – это изменение. Изменение – это то, что надо увидеть или почувствовать. Удивление и помогает ощутить жизненные изменения. Нет удивления – кажется, что и изменений нет: жизнь остановилась.

Интерес к жизни, — то есть, способность удивляться – мы теряем по разным причинам.

Например, если человек устал.

Скука – родная сестра усталости.

Иногда для того, чтобы перестать скучать, необходимо элементарно отдохнуть, или хотя бы выспаться. Бодрому, веселому, хорошо выспавшемуся человеку скучать удается гораздо реже, чем уставшему печальнику.

Иногда скука венчает нечто очень интересное.

После сильного эмоционального события нередко приходит ощущение скуки. Эта скука тоже приходящая, ее нужно просто пере­жить.

Гораздо хуже, когда отсутствие интереса к жизни становится человеческой чертой, а то и сутью. Существует немало людей, которые скучают долго, а то и всю жизнь. Ничто, происходящее в жизни, им не интересно. Умение удивляться отсутствует в них вовсе.

Можно ли им помочь?

А надо ли?

В нашем восприятии скука – нехорошее слово, негативное. Принято считать, что скучать — плохо. Однако,

существует немало людей, которые скучают с удовольствием, и в самой скуке находят массу прелестей.

Вспомните Обломова. Или Бальзаминова. Целыми днями они могли скучать на диване, уносясь в своих фантазиях в ужасно интересные дали. С точки зрения активного Штольца, Обломов зря проживает свою жизнь. Но разве можно говорить, что жизнь проживается напрасно, если человек получает от нее удовольствие? Пусть свое, не всем понятное, но — удовольствие. И при этом никому не мешает.

Итак, получается такая схема: человек погрустит, потом потоскует, потом поскучает.

Плохо человеку?

Если плохо – надо бороться.

Как?

Искать в жизни радости. Поднимать себя с дивана и начинать обязательно чем-нибудь заниматься.

Психологически настроить себя на то, что жизнь – это дар, подарок. А любому подарку – тем более такому! – надо радоваться и удивляться.

А если не плохо человеку?

Скучайте на здоровье!

Каждый поживает жизнь по собственному плану.

Однако, для тех читателей, которые тоску-скуку не любят, замечу: скука очень боится предвосхищающего удара.

Скуки легче не допустить, нежели с ней бороться.

Кто больше всего бесится от скуки? Люди, которые привыкли к активной жизни.

В силах ли человек сделать свою жизнь активной?

Да. Как правило, это в его власти.

Мне посчастливилось брать интервью у Бориса Николаевича Ельцина после того, как он перестал быть президентом. Представляете, какую скуку, переходящую в тоску, должен был испытывать человек после того, как всю жизнь вел невероятно активную жизнь? Как боролся со скукой первый Президент России? Он ее не допускал.

Борис Николаевич рассказывал, что все привычки от прошлой жизни, какие можно было себе оставить, – он оставил. Например, у него по-прежнему был четко распланирован день. Суть самих дел, конечно, изменилось: тогда Борис Николаевич очень много занимался своим здоровьем, но привычка: каждый день четко знать, какими именно делами будешь заниматься – осталась…

Для меня это пример того, как человек поставил себе задачу – не дать скуке стать хозяйкой жизни – и выполнил ее!

Чем позже Вы начинаете бороться со скукой, тем сложней ее победить.

Если Вы знаете, что скука для вас – беда, значит, надо заранее подготовить свою жизнь так, чтобы скуке в ней не могло найтись места.

Скука – не снаружи, она внутри человека. Скука возникает не как реакция на происходящие события, а в тот момент, когда мы разрешаем ей возникнуть.

Если скука ваш друг – проблем нет.

Скучать не стыдно, если у Вас есть такая возможность, и Вы получаете от скуки удовольствие.

Если скука – Ваш враг, то только от Вас зависит: одержите вы над ней победу или нет.

Надеюсь, мы разобрались с тем, что такое «тоска-скука» по Ожегову.

А что же такое тоска – как нойка сердца? Откуда берется эта грусть мучительная, томление души, о которых писал Даль?

В этом смысле

тоска – это ощущение того, что жизни нет вовсе.

Ведь когда жизнь остановилась, ее еще как-то можно запустить. А вот, когда чудится, что жизни нет вовсе, что все, происходящее с тобой и не жизнь вовсе, а какая-то ерунда, — вот тогда-то и возникают томление души и нойка сердца.

«Тоска — нойка сердца» может возникнуть вдруг, ни с того, ни с сего. Милая, хотя бы отчасти, грусть вырастит до томления души, и тут уже не до приятностей.

Например, зимой выпьет русский человек рюмку-другую водки, выйдет на крыльцо дома, посмотрит на белый снег перед глазами и тяжелое небо над головой, и покажется ему, что самое интересное осталось позади, что жизнь закончилась, и ничего хорошего его уже не ждет.

Заметим, что никаких внешних причин для такого самоощущения может и не быть.

Очевидно, что объяснить причину такой беспочвенной тоски – невозможно. Здесь можно только предполагать.

Мне кажется, нойка сердца возникает у человека по одной причине: когда у него живая душа.

Душа – бессмертна. И очевидно, что в нашем мире, где физическая смерть всегда побеждает физическую жизнь, — ей не может быть комфортно. (Позволю себе употребить такое слово в отношении души). Да и вообще, надо ли объяснить подробно причины, по которой душа в нашем мире всегда мается?

И если душа восприимчива к миру, достаточно мгновения, секунды – и она начинает страдать: человек тоскует, сердце его ноет.

Часто человек тоскует не потому, что у него плоха или скучна жизнь, а просто потому, что у него есть душа.

Поэтому такая тоска, на мой взгляд, естественна. Есть люди, которые всю жизнь проживают с подобным ощущением отсутствия жизни, и не променяют его ни на какие радости… Они так устроены. Бог им судья, — они живут, как нравится.

А вот если подобная тоска мешает жить, можно ли с ней бороться?

Можно. Нойку сердца заглушает работа, дело, действие.

Человек не может одновременно действовать и тосковать.

Поэтому и грусть, и тоску и скуку убивает одно: движение.

Вы сами выбираете цель, к которой хотите двигаться. Но если цель есть, все эти, в разной степени приятные, но все-таки негативные чувства Вас не посетят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *