Тосты на осетинском

Осетинские тосты — 5.

Володя Голованов во время нашей поездки сделал замечательное «этнографическое наблюдение»: «Очень трудно увидеть бегущего осетина»
Это не в том смысле, что осетины могут бегать с бешеной скоростью, а совсем наоборот. Никто не бежит.
Один раз я рванул с рюкзаком за трамваем…
На что Шура Гапузов сказал мне укоризненно: «Миха, ну что ты делаешь из меня бегущего осетина…»
Хотя пляшут осетины, я вам доложу…
— (увеличибельно)
Я в одном владикавказском кафе «бросанул тело в танец» под зажигательные ритмы. Так чуть «пламенный мотор» не вылетел из груди… Хотя дотянул до конца танца на форсаже…
За соседним столиком узнали, что я режиссёр «Волшебной свирели» — пришлось пройти через осетинские тосты «в тройном экземпляре»(как говорил товарищ Саахов). Так что прошу небесную канцелярию «не зачесть мне это застолье во время жизни» в тройном размере!
***
— (картина большая)
Это я возле картины «Пир Нартов» Махарбека Туганова. В этот приезд я впервые увидел её в подлиннике на выставке «Мир нартов».
Когда мы с художником-постановщиком Димой Суриновичем собирали материал к нашему фильму, Туганов нам не очень «глянулся».
Но когда картина была закончена, я заметил, что многие образы и лица с его картин и графики исподволь проникли и впечатались в нашу плёнку… Он очень образный и яркий, хорошо знал уходящую материальную культуру предков. Учился, кстати, в 20-х годах у немецких экспрессионистов, в Мюнхене.
***
Застольная история от Эдика Антонянца(пересказ — мой):
«У нас в общежитии медиков в Орле было много кавказцев. И вот мы, осетины, узнали, что в Москве вышел трёхтомник «Осетинский нартский эпос». Шумно обсуждаем это в общаге, думаем, как бы достать эту книгу… На кровати сидит дагестанец Магомет. Классный стоматолог, золотые руки, но туповатый парень.
И слыша наши разговоры, говорит:
— Прости, Эдик, что перебиваю… Нарты — это национальность такая?..
Все срываются с места иначинают ему объяснять, что нарты — мифический народ. И был только в преданиях. И по преданиям нарты все погибли… и т.д.
Проходит полчаса.
— Эдик, извини, дорогой. И в паспорте у вас пишут, где национальность — «нарты»?
Осетины бросаются к нему и перебивая друг друга, начинают всё снова, но на повышенных тонах…
— Ага. Понятно.
Ещё полчаса.
— Эдик, извини друг… А столица у них — Нарткала*?…»
!!!!!!!!!!!
*Нарткала — город в Кабардино-Балкарии
***
Я очень благодарен судьбе за то, что познакомила меня с таким интересным народом и культурой.
И научила осетинским тостам.
В их последовательности и звучании заключена, наверное, тяга человека к душевному порядку и гармонии, которых нам так не хватает в современном мире.
Тостов могло быть много. Будем считать все *** в предыдущих постах за тосты.
В конце застолья приходит время обязательного тоста «баркад»
— (застолье расширяется)
Он произносится за то чтобы в наших домах было это самое изобилие. Не обязательно еды-питья. Может только хлеб-соль и то, чем запить…
Изобилие души, радости, веселья и жизненных сил — того, что даёт всем нам силы жить и писать в это странное окошко под названием Live Journal
БАРКАД!

Тосты на осетинском застолье

Первый. Завершив чтение молитв и освятив осетинские пироги, старший («хистар») произносит тост за единого Бога («Иунаг Кадджын Стыр Хуыцау»), чокается сначала со вторым, а затем с третьим старшим. В Осетии нельзя пить молча. Каждый гость обязан в краткой форме передать смысл тоста следующим двоим (тем, кто сидит напротив и рядом), чокнуться с ними и только после этого выпить и съесть кусок пирога. При этом соблюдается строгая последовательность – от старшего к младшему, то есть от начала стола к концу. Одновременно только три или пять человек могут держать бокалы: четное количество разрешено только на поминках. Принцип таков: один гость выпивает за сказанное, очередь переходит к следующему, а сидящий четвертым от только что выпившего поднимает бокал, чтоб дополнить тройку.

Произношение тостов. Когда старший произносит свой тост, принято прервать разговор, приостановить прием пищи и внимательно его послушать. Осетины во все времена относились к пище сдержанно, даже к популярным осетинским пирогам. До сих пор в ходу поговорка: «На пир уходи сытым, возвращайся голодным». Находясь в гостях, нельзя показывать аппетит: пироги и другие блюда нужно есть, не торопясь. В Осетии нельзя что-то «выбрасывать» из тоста старшего, но можно добавлять по теме. Последний сидящий, когда до него доходит тост, встает и обращается к старшим: «Уважаемые старшие! Ваш тост до нас дошел». После этого старший говорит следующий тост.

Второй тост. Далее произносится тост за покровителя всех мужчин, воинов и путников Уастырджи, который с приходом христианства стал ассоциироваться с образом Святого Георгия. Уастырджи – самый почитаемый святой среди осетин. «Хистар» просит святого о том, чтобы в дороге мужчин сопровождали верные друзья и удача, а у молодежи всегда были силы защищать родную землю.

Третий. Третий тост посвящается поводу, по которому собрались гости: благосклонности святого, в честь которого устроен праздник, возвращению из армии, рождению ребенка, счастливому браку, дню рождения и т.д. Произносить тост и выпивать нужно стоя, если повод радостный. На осетинских поминках можно высказаться стоя, но пить полагается сидя.

Почетные бокалы. Сказав три тоста, старший может передать слово второму старшему, на месте которого обычно сидит представитель принимающей семьи или рода («фысым»). Второй старший благодарит гостей за честь, которую они оказали своим присутствием, и выпивает за здоровье всех сидящих за столом. Он также может от имени старших своего рода преподнести всем присутствующим почетные бокалы в знак признательности и уважения. Отказаться от почетного бокала – значит обидеть преподносящего, нежелание пить – дурной тон и нарушение Агъдау (неписанного свода правил жизни). Если гость вообще не употребляет алкоголь или планирует после застолья сесть за руль, он может пригубить напиток и извиниться, объяснив ситуацию.

Молитвы. После первых трех-четырех тостов «хистар» возносит осетинские молитвы:

  • покровителю дома («Бынаты хицау»), чтобы защищал дома всех гостей от невзгод;
  • покровителю домашних животных Фалвара и Покровителю урожая Уацилла;
  • «Мады Майрам» (обычно за женским столом), чтобы женщины были счастливы, здоровы и растили такими своих детей.

В разных районах Осетии также упоминают Тутыр, Хетаджы Уастырджи, Рекомы Дзуар и других святых. Раньше праздники длились по несколько дней, готовилось много осетинских пирогов, гости произносили десятки тостов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *