Традиции армянского народа

Умерших хоронят по-христиански — на третий день. До погребения занимаются оформлением документов и места на кладбище. Хотя правительство Армении дало согласие на кремацию, церковь настаивает исключительно на захоронении в земле, поэтому сожжение тел не получило распространения.

В день смерти покойного омывают, помещают в гроб, рядом ставят свечу. В этот же день оповещают о печальном событии родных и близких, договариваются со священником о проведении похорон.

На второй день проводят прощание. Все желающие попрощаться с покойным приходят в его дом, гроб обходят трижды против часовой стрелки, целуют руку умершего или край гроба. На церемонию прощания принято приносить четное количество цветов.

Третий день — погребение. Гроб отвозят на кладбище. Крышку не закрывают вплоть до самого погребения. Пока тело погружают в могилу, священник читает молитвы. Армянская церемония похорон красивая и торжественная. Вокруг много цветов, венков, если есть возможность, родственники приглашают оркестры.

Сразу после похорон, на 7, 40 дни и годовщину проводят поминки. Основное блюдо поминальной трапезы — хашлама (ягненок с овощами).

Давно замечено, что люди, глубоко чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие армянские традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.

Погребальные обычаи

В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7-й день, на 40-й день и в годовщину смерти.

Свадьба

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много.

Рождение ребенка

Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались.

Гостеприимство

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д.

Традиции виноделия и изготовления коньяка

Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот.

Традиции народных праздников

Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна…

Традиционное жилище

Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.

Традиционная одежда

Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.

Лаура Саркисян, Sputnik Армения

Знаете ли вы, что в старину армяне не отмечали дни рождения, а также предпочитали пеленать новорожденных с помощью теплой, просеянной земли? Это, по мнению наших предков, позволяло ребенку дольше находиться в тепле.

Зачем невесту в Армении обдавали кипятком: неизвестные свадебные традиции армян>>

Рождение мальчика в те времена считалось большой удачей. В случае с девочкой, счастье было неполноценным. Близкие спешили утешить чету, говоря, что главное – здоровье, а Бог даст, и следующим ребенком будет мальчик. Об этом этнограф Светлана Погосян рассказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.

© Sputnik / Asatur Yesayants Этнограф Светлана Погосян

«Но это не означало, что девочек не любили. Просто мальчик был предпочтительнее, так как он в армянской культуре носитель фамилии, наследник, рабочая сила. Девочка, по традиции, выходит замуж и уходит в чужую семью», — поясняет Погосян.

© Sputnik / Laura Sarkisian Экспозиция государственного музея этнографии Армении

По ее словам, в старину верили в сакральную силу слова. Когда в семье рождалось много девочек, одну из них нарекали Бавакан (в переводе с армянского это слово означает «достаточно»), Херик («хватит»), Элчка («больше нет»). Если после многих попыток рождался мальчик, то его называли Паргев (Награда) или Нвер (Подарок).

Захоронение пуповины

Различия в отношении к мальчикам и девочкам возникали с момента рождения. Обрезать пуповину доверялось опытным женщинам. Если рождалась девочка, то обрезанную пуповину зарывали во дворе дома, а если мальчик – то во дворе церкви. Считалось, что это влияет на будущее детей: девочка будет расти домашней, преданной семье. Ну, а мальчик станет активным деятелем, оратором.

© Sputnik / Laura Sarkisian Экспозиция государственного музея этнографии Армении

«Особое внимание уделяли пеленанию детей. В старину считали, что от пеленания зависит осанка ребенка, стройность его ног. Малышей купали старшие в семье. Они же делали специальные упражнения и массаж, чтобы шея ребенка была длиннее, а лоб – шире», – рассказывает Погосян.

При этом зимой детей укутывали в несколько слоев пеленок. В самом конце ткань посыпали просеянной теплой землей. Это позволяло держать ребенка в тепле дольше обычного.

По армянской традиции малышей называли в честь бабушек и дедушек. Предки верили, что дети тем самым позаимствуют от взрослых лучшие черты характера, их удачу и силу.

Крестины

Крестины – одно из главных событий в жизни ребенка, оно считалось чуть ли не важнее, чем само рождение. Кстати, в старину армяне не отмечали дни рождения.

Детей обязательно крестили на восьмой день после появления на свет. Крестного выбирали тщательно: им мог стать успешный и счастливый в браке мужчина. К нему в семье крестника было особое отношение: крестного почитали и к его слову всегда прислушивались. Когда он входил в дом, мать крестника обязательно вставала в знак почтения.

© Sputnik / Laura Sarkisian Экспозиция государственного музея этнографии Армении

«Таинство крещения ребенка проходило в узком кругу: священник проводил обряд в присутствии крестного и членов семьи. Малыша одевали во все белое (символ чистоты), а на шею надевали «нарот» (свитый из белых и красных нитей шнур – ред.), который снимали на третий день после крестин», – рассказывает Погосян.

В этот же день священнослужитель освещал крест и подарки для малыша.

По словам этнографа, во время крещения девочкам на подошвы ног не наносили мирру. Поэтому долгое время женщинам не разрешалось подниматься на сцену или топтать виноград для вина.

Сорок дней со дня рождения ребенка

Люди предоставляли матери и новорожденному 40 дней на то, чтобы окрепнуть как телом, так и духом. В этот период малыша могли увидеть только близкие родственники. По истечении этого срока ребенка могли навестить практические все желающие.

© Sputnik / Laura Sarkisian Экспозиция государственного музея этнографии Армении

«Гость, навещающий малыша, не должен был быть болен или в трауре. Не разрешалось видеть младенца и женщинам в критические дни», — объясняет Погосян.

По ее словам, через 40 дней на ребенке разрывали рубашку. Это знаменовало начало нового этапа в его жизни. В подарок могли принести ткани, сладости.

Атаматик

Кстати, в старину праздник первого зуба «Атаматик» отмечали не с таким размахом, как сегодня. Обычно в этот день хозяйки готовили традиционное армянское блюдо «Кчехаш».

© Photo : provided by Ararat Hall Кчехаш

Кчехаш — сладкое блюдо, приготовленное из злаковых культур. Этот десерт сыпали на голову ребенка, считая, что этот ритуал принесет ему удачу и счастье.

В наши дни традиции немного изменились. Сегодня на праздник «Атаматик» перед малышом раскладывают различные предметы, олицетворяющие профессии, и предлагают ребенку выбрать любой из них. Что выберет ребенок, то и станет его будущей специальностью.

Здравствуйте Уважаемые!
В очередной раз, очередные знакомые, подарили мне бутылочку коньяка. Мельком взглянув и отметив про себя зеленую матовую бутылку и мелькнувшее слово «армянкие …», автоматически поставил ее в бар и на неопределенное время забыл про нее.
Однако, наступившие новогодние праздники и взаимное посещение друзей и знакомых заставили меня вспомнить про ее существование. В твердой уверенности, что имею дело с Армянскими производителями коньячных дел, я презентовал его на стол со словами: «Самое время позвать за стол нашего Армянского друга!».

Попробовали, посмаковали, истинные друзья выразили восхищение вкусом, а вот скептики, а они есть в любой компании, тут же протянули ручки к бутылке и стали тщательно изучать этикетку.
И оказалось, что за стол я позвал не Армянина, а самого что ни наесть Россиянина, родом из Нижнего Новгорода. Пришла и моя череда удивляться.
А там где удивление, там и желание во всем досконально разобраться.
Итак, начинаем!
1. Оформление бутылки.
Здесь производители и маркетологи подошли с максимальным знанием дела. Даже при ближайшем рассмотрении не скажешь, что коньяк Российский. Сама бутылка зеленого матового цвета, на лицевой стороне выбит армянский национальный узор. Даже выступ на задней, нижней части копия армянских бутылок.

Единственно за, что можно зацепиться, так это за то, что если по бутылке настоящего армянского коньяка провести в одну сторону рукой, то поменяется его цвет (эффект бархата), но это справедливо только к брендовым напиткам.

2. Оформление лицевой этикетки.
Этикетка максимально похожа на марку коньяка «Арарат», выполнена даже в той же цветовой палитре. Надпись по верхнему краю этикетке, так же продолжает держать нас в заблуждении, так как четко прописано, что изготовлен из армянских коньячных дистиллятов со сроком выдержки не менее пяти лет.
3. Тыльная этикетка.
Естественно все расставляет по своим местам тыльная этикетка. Но и здесь маркетологи с производителями очень постарались и максимально затруднили ее прочтение. Посудите сами. Коричневая этикетка и позолоченные буквы. Если смотреть с расстояния в тридцать сантиметров, ничего кроме пяти звезд не разберешь.
Но я со своим другом скептиком все разобрал и разложил по полочкам.
Состав.
Он не лучше и не хуже чем, состав остальных бутылок заполонивших полки наших магазинов и я так думаю, если все имеющееся в наличие количество декалитров под маркой Армянских коньяков отправить разом на родину, то эта страна вмиг была бы затоплена по самую вершину Арарата. Это я к тому, что количество контрафакта по прежнему очень велико.
Что же заявляет производитель на своем официальном сайте, что коньяк «Традиции Армении» изготавливается по классической технологии из сортов винограда Чилар, Кангун, Мсхали, Гаранмак, Воскеат, Ркацители, но не сорт винограда главное, а то где он выращен. Производитель четко указывает, что его выращивают исключительно в солнечной Араратской долине.
И вот здесь у меня возникает тысяча вопросов, на которые я не могу ответить и самый первый, зачем везти, за тысячи километров, бутылки, дистилляты, если можно свободно сделать это на родине. При этом Армения не самая богатая страна, и коньяки являются национальной гордостью, и весьма доходным источником пополнения бюджета. Все те, кто там был, говорят о том, что можно вывезти не более двух бутылок коньяка и все.
Сомнения начали покидать нас когда мы дошли до ГОСТ, значит продукт изготовлен по определенным условиям.
ГОСТ 31732-2014 «Коньяк. Общие технические условия»
Так как мы имеем дело с пятилетним коньяком, то – по требуемым условиям изготовляется он из коньячных дистиллятов, выдержанных не менее пяти лет в дубовых бочках, дубовых бутах или в резервуарах (из нержавеющей стали или эмалированных) с дубовой клепкой. Здесь четкое соответствие с этикеткой.
Да и все другое, что нашло отображение на этикетке, а это умягченная вода, сахарный сироп и сахарный краситель, все строго по ГОСТ.
Для тех, кто пытается определить возраст коньяка по цвету, могу сказать из личного опыта. Являюсь счастливым обладателем двух дубовых бочек, одна из южного дуба, другая из воронежского. Емкости бочек, соответственно пятнадцать литров и четыре.
Из наших сортов винограда выгоняю спирты и после выдерживания бочек домашним вином, заливаю виноградный спирт и настаиваю в погребе не менее одного года, а то и более. Так вот через год продукт, залитый в четырех литровую бочку имеет насыщенный соломенный цвет, а в пятнадцати литровой, еле-еле желтоватый. Так как коньячных дел мастера заливают спирт в 300-700 литровые бочки, то при естественной диффузии свой настоящий коньячный цвет они приобретут максимум через 20-25 лет. Вот для чего и требуется краситель на основе жженого сахара.
Коньяк этот, мы общими усилиями к концу вечера приговорили.
В целом к цвету и запаху особых претензий не было, а вот ярко выраженная ваниль настораживала. Посовещавшись, пришли к следующим выводам, но я сразу же отмечаю, что — это частное мнение. Коньяк в традиционных армянских традициях, сделан исключительно в целях обмана покупателя. Дистилляты, применяемые в качестве исходного сырья не какие не армянские (им и самим мало), а скорее низкокачественные привезенные из-за границы. Потом с помощью несложных химических манипуляций и самое печальное, что наш ГОСТ им в помощь, получаем напиток с громким названием «Армянские традиции».
Надо отдать должное, что на утро никто не жаловался на головную боль, да и выпили мы все по не многу.
Так как опять же был выполнен основной закон нашей промышленности, не навреди, то за визуальный обман я сниму один балл, и остановлюсь на четверке с минусом, так как ванили пересыпали. Да и рекомендации выдам, может быть у кого то мнение будет другое.
Удачи Вам при выборе правильного коньяка.
P.S. Как всегда анекдот в тему!
Сидят два мужика ночью. Выпивают. У них заканчивается спиртное. И тут один мужик говорит другому:
— А хочешь коньяк?
— Конечно.
— Тогда пошли ко мне. Мужики идут. Прокрадываются в квартиру, на цыпочках доходят до спальни, на цыпочках выходит обратно. И тут один мужик шепотом говорит другому:
— Слушай, а там рядом с твоей женой какой-то мужик спит.
Другой ему, тоже шепотом, отвечает:
— Только тихо, это его коньяк…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *