ЕВРЕИ — народ.
Организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира, причём реальное число живущих там евреев может превышать их официальные данные в 1,5-4 раза. Общая численность 13,3 млн. человек (2006, оценка), в том числе в США 5,2-5,5 млн. чел. (из них выходцев из бывшего СССР около 400 тысяч человек), в Израиле около 5,4 млн. человек (из них выходцев из бывшего СССР около 1 млн. человек), Франции свыше 600 тысяч человек, Канаде 370 тысяч человек, Великобритании свыше 300 тысяч человек, Аргентине 185 тысяч человек, Австралии 110 тысяч человек, Германии 200 тысяч человек (в том числе членов местной общины — 115 тысяч человек, из них выходцев из бывшего СССР около 80 тысяч человек), Украине 100 тысяч человек, Бразилии 100 тысяч человек. В России 230 тысяч человек (2002, перепись, в том числе в Москве 79,4 тысяч человек, Санкт-Петербурге 36,6 тысяч человек).
Древнейший язык евреев — древнееврейский язык, на котором написан Танах. В первые века нашей эры его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты (смотри Еврейские языки). Древнееврейский язык перестал быть средством вербальной коммуникации, но в форме «языка святости» (лашон-акодеш) сохранялся до Нового времени в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XIX веке древнееврейский язык был возрождён в форме иврита, с середины XX века стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля. В странах диаспоры древнееврейский язык сохраняется как основной язык иудаизма. Около половины евреев говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Израиле, Австралии, ЮАР и др.), около 40% — на иврите (в Израиле), около 20% — по-русски, около 10% — по-арабски, около 5% — по-испански, около 6% — по-французски, около 4% — на идише, распространены также сефардский язык, татский язык, еврейско-арамейские, еврейско-иранские и древние еврейские языки, а также немецкий, румынский, польский, амхарский, португальский, венгерский, нидерландский, турецкий и другие языки.
Большинство верующих евреев — иудеи. В иудаизме этническое и конфессиональное самосознание, как правило, совпадают. Согласно традиционному взгляду, переход еврея в другую религию равносилен переходу в другой народ.
Древние евреи сложились как общность во II тысячелетии до н. э. в древней Палестине в результате интеграции семитоязычных скотоводов-кочевников и земледельцев среднего течения реки Евфрат и оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался после Исхода из египетского рабства и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи делились на 12 племён («колен»), возводившихся к сыновьям Иакова (Израиля). На рубеже II-I тысячелетий до н. э. возникает объединённое царство Давида, в X веке до н. э. был построен 1-й храм в Иерусалиме, на протяжении I тысячелетия до н. э. складывается еврейская Библия (Танах). В 722 году до н. э. потомки 10 из 12 еврейских «колен» были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и иудействующих. В 586 году до н. э. вавилоняне завоевали Иудею, разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Месопотамию (Вавилонское пленение). С падением Нововавилонского царства (539 год до н. э.) часть евреев возвратилась в Иудею, был построен 2-й Иерусалимский храм, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца I тысячелетия до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Аравийский полуостров, Иран, Кавказ, Крым, Восточное и Западное Средиземноморье. В период подчинения Палестины Птолемеям и Селевкидам (IV-II века до н. э.) евреи подвергаются культурной эллинизации, наряду с древнееврейским и арамейским проникает также древнегреческий язык (койне). В результате восстания Маккавеев возникло второе древнееврейское государственное образование — Хасмонейское царство (164-37 годы до н. э.). В то время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав евреев. Римское завоевание Иудеи (63-37 годы до н. э.) и разгром освободительных движений I-II века н. э. привели к разрушению 2-го храма (70 н. э.) и выселению большей части евреев, пополнивших еврейские общины диаспоры. Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания (638), хотя присутствие евреев на исторической родине не прекращалось вплоть до создания государства Израиль (1948). В диаспоре последовательно сменились несколько доминирующих центров, где сложились этнические группы евреев (эдот), различавшиеся по языку и бытовой культуре, но сохраняющие общееврейское самосознание: Бавель (Месопотамия, Закавказье, Курдистанское нагорье) – V-XI века; Сефарад (Пиренейский полуостров) — начало нашей эры — 1492; Ашкеназ (Центральная Германия, Восточная Европа) — X — середина XX веков. Одна из древнейших эдот, сложившаяся в середине I тысячелетия до н. э., — бавли, или иракские евреи, говорившие вначале на еврейско-арамейском языке, который около VIII-IX веков сменился арабскими диалектами кылту, впоследствии сохранившимися в основном лишь у евреев и христиан. Последние представители бавли покинули Ирак в начале американо-иракской войны (2003). Евреи, сохранившие арамейский язык после арабского завоевания, были оттеснены на Курдистанское нагорье, где сформировались в этническую группу таргум, или лахлухов. В современном Израиле они известны как курдистанские евреи, сохраняют в быту еврейско-арамейские языки. Иранские евреи (парас-у-мадай) обитали в Иране и Средней Азии с ахеменидского периода; с VI-VII веков н. э. сохранились памятники еврейско-персидского этнолекта. Впоследствии они разбиваются на собственно иранских евреев (джиди — 25 тысяч человек в Иране, 75 тысяч человек в Израиле, в XX веке большинство перешло с еврейско-иранских языков на фарси); татоязычных горских евреев; афгано-среднеазиатскую группу, которая к XVIII веку подразделяется на среднеазиатских евреев и говоривших на одном из еврейско-персидских этнолектов афганских евреев, покинувших окончательно Афганистан в конце XX века. С иранскими евреями была связана и группа китаеязычных кайфынских евреев в Китае, сформировавшаяся в VI-VIII веках н. э. и ныне почти ассимилированная китайцами; её немногочисленные потомки в городе Кайфын сохраняют отдельные признаки культурной обособленности. В раннем Средневековье вдоль путей международной торговли пряностями формировались говорящие на языке маратхи бене-исраэль в штате Махараштра в Индии и говорящие на языке малаялам кочинские евреи, ранее обитавшие на юге Малабарского побережья (ныне в Израиле). Еврейские поселения на Аравийском полуострове возникали с середины — 2-й половины I тысячелетия до н. э. Мухаммед создавал новую религию в противостоянии с еврейским населением Медины, однако отдельные еврейские кланы вошли в первоначальную исламскую общину. Арабоязычные потомки еврейского населения Южной Аравии (тейманим) живут в основном в Израиле (около 140 тысяч человек), около 500 человек — в Йемене. В раннем Средневековье складываются арабоязычные группы в Северной Сирии и Южной Турции (халяби), Южной Сирии и Ливане (сами); с XVI века в их состав интегрировались беженцы-сефарды из Испании. В XVIII веке несколько кланов халяби и иракских евреев переселились в Индию на службу британской короне, откуда они расселились по Юго-Восточной Азии (Индонезия, Мьянма, Сингапур, Гонконг и др.), где известны под названием багдади. С середины — 2-й половины I тысячелетия до н. э. складывалась этническая группа евреев Магриба (мустаарабим), разбивавшаяся на многочисленные географические и субэтнические подгруппы, в том числе бербероязычных евреев Атласа. В изоляции от всех этих эдот развивались эфиопские евреи (бета-исраэль, или фалаша), до XX века говорившие на агавских языках, затем — на амхарском и тиграй. Еврейское население Византии (романиоты) с XVI века подвергалось интенсивной ассимиляции со стороны сефардов. Их потомки, в XX веке сменившие этнолект греческого языка (еваника) на стандартный греческий язык, живут в Греции (около I тысячи человек). В Закавказье сформировалась группа грузинских евреев. Потомки грекоязычных евреев, живших с начала нашей эры в Крыму и на Таманском полуострове, и более поздних еврейских мигрантов (в том числе сефардов из Испании и Италии) образуют группу крымчаков, говоривших до недавнего времени на этнолекте крымско-татарского языке. Этногенетически с романиотами, а также с хазарами и хазарскими евреями, вероятно, связаны славяноязычные евреи Киевской Руси и западно-славянских земель X-XVII веков (кенааним), говорившие на еврейских этнолектах древнерусского и древнечешского языка и впоследствии ассимилированные расселившимися здесь из Германии ашкеназами. В IX-XIV веках в Северной Франции, Англии и Нидерландах существовала еврейская группа царфатим, говорившая на этнолекте старофранцузского языка (зап. лоэз, царфатский). После изгнания евреев из Англии и Франции в XIII-XIV веках они слились с ашкеназами, отчасти с сефардами. На юго-западе Европы с поздней античности существовала еврейская группа сефардов, говорившая на этнолектах иберо-романских языков. После изгнания в 1492 году из Испании они расселились в пределах Османской империи на Балканах и в Восточном Средиземноморье, Италии и Северной Африке, где в их среде формируется сефардский язык. С XVI века они стали восстанавливать еврейские поселения в Палестине — Иерусалиме, Хевроне, создали каббалистические центры в Цфате и Тиверии. К ним были близки евреи Прованса (еврейско-провансальский язык шуадит сохранялся до середины XIX века) и евреи Рима (ромаим), говорившие соответственно на этнолектах старопровансальского и итальянского языков (юж. лоэз). В результате серии изгнаний и депортаций из Англии (1290), Франции (1394), Литвы (1495), Португалии (1496), Саксонии (1540), Бранденбурга (1573) и др. евреи Европы сосредоточиваются в основном в Речи Посполитой. Массовое истребление евреев в ходе Освободительной войны украинского и белорусского народов 1648-1654 годов вызвало обратные миграции беженцев в Западную Европу (преимущественно в Германию и Голландию), Крымское ханство и Османскую империю. С этого времени возрастает поток евреев из Восточной Европы, поселяющихся в городах Палестины рядом с беженцами-сефардами.
По признаку вероисповедания к евреям относят себя так называемые криптоиудеи и иудействующие. Криптоиудеи — потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавших тайно исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы трансформированной еврейской бытовой культуры: мараны (потомки «новых христиан» на Пиренейском полуострове, юге США, в Латинской Америке и на Филиппинах; ныне частично присоединяются к еврейским общинам своих стран или переселяются в Израиль — наиболее компактная группа маранов сохранилась в городе Бельмонти в Португалии); шуэтос (потомки крещёных евреев Балеарских островов); джадиды и чала в Иране и Средней Азии, формально считающиеся мусульманами, но сохраняющие в быту элементы еврейской культуры; дёнме в Турции. По религии к евреям примыкают иудействующие — группы разного этнического происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев: геры и субботники Центральной России, Сибири и Закавказья; бней-менаше на инд. союзной территории Мизорам, в штате Манипур и в мьянманской национальной области Чин; телугуязычные бней-эфраим в инд. штате Андхра-Прадеш, обратившиеся в иудаизм в 1981 году; абаюдайя в Уганде; бантуязычные лемба в ЮАР и Зимбабве и др. Наконец, на периферии еврейского этноса находятся этноконфессиональные группы самаритян и караимов.
Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре (смотри Антисемитизм) способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть евреев занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, жудерия в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махалла в Иране и Центральной Азии) или в небольших городках Восточной Европы («местечках»). Сегодня традиционные еврейские поселения сохранились только на острове Джерба (Тунис) и в Красной Слободе в городе Куба (Сев. Азербайджан). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой — гвир («сильный»), парнас («кормилец») и раввинатом. Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века — полигиния (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). В ультраортодоксальной среде практикуются левират и сорорат, ортокузенные патрилатеральные браки. Системы родства линейного и бифуркативно-коллатерального типов. Счёт родства патрилинейный, но по иудаистским нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки. Неортодоксальный (реформистский) иудаизм признаёт евреев также и рождённых от еврея отца и получивших еврейское воспитание. Общееврейские черты материальной культуры определялись письменным или обычным правом иудаизма: кошер в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др. Еврейская кухня делится на восточную, или сефардскую (широкое использование специй, оливкового масла, бобов, баранины), и западную, или ашкеназскую (говядина, курятина, овощи, приправленные сахаром и луком), модели. Во всех традициях в субботу подают плетёные булки, посыпанные маком или кунжутом (хала); рыбу (фаршированную у ашкеназов, жаренную с пряными приправами — на Востоке); приготовляемое на долгом огне жаркое из мяса и бобов (чолнт, хамин); на Новый год (Рош Ашана — осеннее равноденствие) — сладости и яблоки с мёдом; на Хануку — мучные и картофельные блюда, приготовленные в кипящем масле; исключение квасного хлеба в пасхальную неделю (хамец) в западной традиции включает запрет на все виды пищи из злаков или бобовых, приготовленных с водой или другой жидкостью; в восточной традиции на Пасху, наоборот, распространены блюда из бобовых, риса, кукурузы и др.
На протяжении XIX века большинство евреев Западной Европы были политически уравнены в правах с гражданами своих стран. Это сопровождалось реформированием иудаизма, разрушением традиционной кегилы, распадом старых эдот и еврейских языков (гаскала — просвещение). В XIX-XX веках в Европе и затем в Америке евреи осознаются как конфессиональная общность, в то время как секуляризованные евреи интегрируются в этнические общности своих стран. В России гаскала выражается в стремлении еврейской молодёжи 2-й половины XIX века к образованию и просвещению, к отказу от традиционных форм местечковой культуры и религии. Евреи Российской империи, Галиции и Румынии вырабатывают иную модель идентичности, при которой они осознают себя в первую очередь как этническую общность со своей этнической религией. Возникают такие формы еврейского этнополитического движения, как сионизм (призыв к возвращению евреев на историческую родину) и автономизм (борьба за национально-культурные автономии внутри государств проживания). В середине XIX века начинается миграция евреев из Германии, Австрии, Италии, в 1881-1914 годах — из Российской империи в США, Канаду, Латинскую Америку (преимущественно Аргентину), Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, с распространением идеологии сионизма — в Палестину. Новую волну эмиграции евреев вызвал приход нацистов к власти в Германии, 2-я мировая война и холокост. В 1930-е годы до 300 тысяч евреев бегут из Германии и Австрии в США и страны Европы. После 2-й мировой войны 350 тысяч европейский евреев, в 1950-1970-е гооды — евреи из мусульманских стран, с 1971 года — около 2 млн. евреев из СССР переселяются в основном в США и Израиль. Израильтяне образуют центр новой еврейской этничности. Диаспорные евреи в странах Америки, Западной и Центральной Европы, в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке развиваются в рамках конфессиональной идентификации, опирающейся на сеть синагогальных общин. Близится к завершению распад последних традиционных еврейских эдот — горских, бухарских, грузинских евреев и др.
С конца XIX века возникает сеть международных еврейских организаций: Общество ремесленного труда (ОРТ), возникшее в России в 1870 году; Всемирная сионистская организация (1897) и её исполнительный орган — Еврейское агентство (Сохнут; 1921); Всемирный еврейский конгресс (ВЕК; 1936), объединяющий все организованные еврейские общины стран мира, за исключением Ирана (еврейская община СССР присоединилась к ВЕК в 1991 году; после распада СССР общины стран СНГ образовали ядро Евроазиатского еврейского конгресса, ассоциированного с ВЕК, в который входят также евреи других стран Азии, Австралии и Океании); Объединённый американский еврейский комитет по распределению (Джойнт; 1989) и др. В СССР все еврейские общинные и общественные организации, включая возникший в 1941году Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), были ликвидированы. В 1970-1980-е годы в СССР возникает независимое еврейское движение, ставившее своей целью осуществление эмиграции советских евреев в Израиль и изучение культуры евреев (кружки по изучению иврита, истории евреев, иудаизма, еврейских традиций и др.). В 1989 году 1-й съезд евреев СССР провозглашает создание Конфедерации еврейских организаций и общин СССР (после 1991 года — СНГ) — Ваад. В 1996 году возникает Российский еврейский конгресс (РЕК). С 1997 года складывается система Федеральной еврейской национально-культурной автономии (ФЕНКА), включающая региональные еврейские национально-культурные автономии в 40 субъектах Федерации.
Иллюстрации:
Архив БРЭ;
В.В. Верещагин. «Два еврея». Эскиз. 1883-1884. Палестина. Третьяковская галерея (Москва). Архив БРЭ;
Евреи. Семья на прогулке. Иерусалим. Архив БРЭ.
В схватке гипотез о происхождении евреев-ашкенази произошел новый поворот. Генетики, в том числе и работающие в РАН, утверждают: матерями предков восточноевропейских евреев были женщины из Западной и Южной Европы. Историкам теперь предстоит объяснить, чем же для них был так привлекателен иудаизм.
В длительной дискуссии о происхождении евреев-ашкенази произошел новый поворот. Согласно выводам международной группы генетиков (17 исследователей из 12 научных организаций), эта часть евреев произошла от европейских женщин. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.
Ашкенази — это название одной из групп евреев, до середины XX века проживавших в Центральной и Восточной Европе. Сейчас к ним относится примерно половина населения Израиля (около 3 млн человек). Однако штетлы (местечки — поселения полугородского типа с преобладающим еврейским населением) в Польше, Белоруссии и на Украине появились лишь в XV–XVI веках, после того как иудеев изгнали из Западной Европы. А более древняя история происхождения ашкенази до сих пор вызывает споры.
Ранее они велись преимущественно историками, однако в последние годы в связи с ростом популярности исследований по изучению состава генома как у отдельных людей, так и у групп, к дискуссии присоединились генетики.
Подобным вопросом занялись Мартин Ричардс из центра по изучению археогенетики Университета Хаддерсфилда (Великобритания) и его коллеги, среди которых были и российские ученые — Сергей Рычков и Оксана Наумова из Института общей генетики РАН им. Н.И. Вавилова. Как рассказал «Газете.Ru» Рычков, он и его коллега по институту уже почти двадцать лет сотрудничают с доктором Ричардсом в рамках изучения различных аспектов генетики этногенеза и этнической истории. «Идея этого сотрудничества родилась еще в конце 90-х, когда мы начали заниматься генетикой этногенеза, и продолжается до сих пор», — сообщил российский ученый.
Авторы статьи в Nature Communications изучили не только мужские хромосомы, но и митохондриальные ДНК, которые передаются по материнской линии, с тем чтобы реконструировать генеалогическую историю ашкенази. Исследовав более 3,5 тыс. таких цепочек у евреев из Европы, с Кавказа и из стран Ближнего Востока, ученые выяснили, что более 80% из них происходят из Старого Света, а не из Передней Азии и не с Кавказа. Причем речь идет как о распространенных среди ашкенази гаплогруппах K и N1b, так и о более редких.
Ранее существовали несколько гипотез происхождения ашкенази: часть исследователей считала, что их предки покинули древний Ближний Восток на рубеже эр, после того как римляне присоединили к своей империи Палестину.
Другие ученые вели их происхождение от жителей Хазарского каганата — государства, существовавшего на Средней и Нижней Волге в VIII–X веках, часть населения которого исповедовала иудаизм.
Еще одна группа исследователей считала, что ашкенази образовались в Германии — в городах среднего течения Рейна, из иудеев, покинувших Палестину в VII–VIII веках после завоевания этой земли Арабским халифатом.
Долгое время именно эта гипотеза была приоритетной, однако в начале 2013 года генетики из американского Университета Джонса Хопкинса проанализировали геном ашкенази и выявили в нем настоящее пестрое досье из кавказских, ближневосточных и южноевропейских фрагментов. Это позволяло профессору Эрхану Элхаику утверждать, что основой для происхождения восточноевропейских евреев стали жители Прикавказья и Поволжья времен хазар.
Однако статья Ричардса и его группы предлагает следующую версию развития событий: 2 тыс. лет назад часть еврейского населения Палестины покинула эту территорию, отправившись в Европу, в частности на Апеннинский полуостров. Действительно, еще до нашей эры еврейские сообщества появились во многих городах Средиземноморья. По некоторым данным, община Рима насчитывала на пике от 30 тыс. до 50 тыс. евреев. Однако среди переселенцев, утверждает Ричардс, почти не было женщин. Женами приезжих с Ближнего Востока становились местные уроженки, переходившие в иудаизм.
Этот факт особенно любопытен из-за особенностей иудаизма: принадлежность к еврейству определяется по материнской линии.
Таким образом, археогенетические исследования Ричардса и его группы ставят новые вопросы перед историками и антропологами: так, им предстоит объяснить, с чем была связана массовая мужская миграция из тогдашней Палестины и почему для женщин, живших на территории нынешних Италии и Франции, иудаизм был привлекателен как религия.
Сергей Рычков отмечает, что продолжение данного исследования, которое было проведено совместно с доктором Ричардсом и другими зарубежными коллегами, «вполне вероятно». Но неизвестно, где на тот момент будут работать сами российские ученые. На вопрос, сказывается ли уже реформа РАН на работе ученых в Институте общей генетики РАН, Рычков ответил: «Да, реформа начинает сказываться — готовимся продолжать исследования в других странах мира».
В области социального поведения обнаруживается фактическое единообразие, то есть последовательность действий с типически идентично предполагаемым смыслом повторяется отдельными индивидами или (эвентуально одновременно) многими. Такими типами поведения занимается социология в отличие от истории, исследующей каузальное сведение важных, имеющих решающее значение, единичных связей. Фактически существующую возможность единообразия в установках социального поведения мы будем называть нравами, в том случае, если (и в той мере, в какой) их существование внутри определённого круга людей объясняется просто привычкой. Нравы мы будем называть обычаем, если фактические привычки укоренялись в течение длительного времени. Обычай мы будем определять как «обусловленный интересами», если (и в той мере, в какой) возможность его эмпирического наличия обусловлена только чисто целерациональной ориентацией поведения отдельных индивидов на одинаковые ожидания.
§ 1. К нравам относится и «мода». «Мода» будет причисляться к нравам в том случае (обратном тому, что было сказано об обычае), если причиной ориентации становится нечто новое в поведении. Мода близка «условности», так как, подобно «условности», она (большей частью) связана с сословными престижными интересами. Подробнее этим вопросом мы здесь заниматься не будем.
§ 2. «Обычаем» в отличие от «условности» и «права» мы будем называть не гарантированное внешним образом правило, которым действующее лицо фактически руководствуется добровольно — то ли просто «не задумываясь», то ли из «удобства» или по каким-либо другим причинам — и вероятного следования которому оно из тех же соображений может ждать от людей того же круга. В этом смысле обычаи не являются чем-то «значимым»; ни от кого не «требуют» их соблюдения. Переход от этого к условности и праву, конечно, точно установлен быть не может. Традиции повсюду стали источником значимости. В настоящее время «принято» завтракать более или менее определённым образом, однако никто не «обязан» следовать данной традиции (разве что посетители ресторанов); однако это не всегда было принято. Напротив, манера одеваться, даже в той мере, в какой она связана с нравами, теперь в значительной степени уже превратилась в условность.
§ 3. Многочисленные бросающиеся в глаза проявления единообразия в социальном поведении, прежде всего (но не только) в экономическим поведении, объясняются отнюдь не ориентацией на какую-либо считающуюся «значимой» норму, но и не обычаем, а просто тем фактом, что данный тип социального поведения, по существу, больше всего в среднем соответствует, по субъективной оценке индивидов, их естественным интересам и что на эти взгляды и знания они ориентируют своё поведение. В качестве примера можно привести ценообразование на «свободном» рынке. Индивиды, интересы которых связаны с рынком, ориентируют своё поведение, рассматриваемое ими как «средство», на собственные типические субъективные хозяйственные интересы в качестве «цели» и на столь же типические ожидания предполагаемого поведения других в качестве «условий» для достижения этой цели. По мере того как они действуют таким образом — чем более целерационально их поведение, тем более сходны их реакции на данные ситуации, — возникают единообразие, регулятивность и длительность установки и поведения, которые часто обладают значительно большей стабильностью, чем поведение, ориентированное на нормы и обязанности, считающиеся «обязательными» в определённом кругу. Тот факт, что ориентация только на собственные и чужие интересы достигает эффекта, которого обычно пытаются — и очень часто тщетно — добиться с помощью норм, привлёк пристальное внимание исследователей, прежде всего в области экономики. Можно даже считать, что именно это наблюдение явилось одним из факторов, определивших возникновение политической экономии как науки. Однако значимость указанного явления распространяется и на все остальные сферы человеческого поведения. В своей неосознанности и внутренней свободе оно представляет собой полярную противоположность, с одной стороны, всем видам внутренней связанности привычными «обычаями», с другой — подчинению нормам, которые считаются рациональными по своей ценности. Одним из существенных компонентов «рационализации» поведения является замена внутреннего следования привычным обычаям планомерной адаптацией к констелляции интересов. Конечно, понятие «рационализации» поведения подобной заменой не исчерпывается. Ибо, помимо этого, «рационализация» поведения может — позитивно — идти в направлении сознательной ценностной рационализации или — негативно — вытеснять не только обычаи, но и аффективное поведение и, наконец, двигаться в направлении чисто целерациональном, отвергающем ценностную рациональность поведения. С такой многозначностью в истолковании понятия «рационализации» поведения мы ещё не раз встретимся в дальнейшем. (Концептуализация этого явления будет дана ниже.)
§ 4. Стабильность обычая (как такового) основана, в сущности, на том, что индивид, не ориентирующийся на него в своём поведении, оказывается вне рамок «принятого» в его кругу, то есть должен быть готов переносить разного рода мелкие и крупные неудобства и неприятности, пока большинство окружающих его людей считается с существованием обычая и руководствуется им в своём поведении. Стабильность констелляции интересов основана сходным образом также на том, что индивид, не ориентирующийся в своём поведении на интересы других — не «считающийся» с ними, — вызывает их противодействие или приходит к не желаемому и не предполагаемому им результату, вследствие чего может быть нанесён урон его собственным интересам.
ОСОБЕННОСТИ ЕВРЕЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Тетерлева Елена Валерьевна
канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
E-mail: teterlevael@yahoo.com
Готлиб Давид Леонидович
студент 753 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь E-mail: dgot@mail.ru
PECULIARITIES OF THE JEWISH NATIONAL CHARACTER
Elena Teterleva, Ph.D
Associate Professor, English Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: teterlevael@yahoo.com
David Gotlib
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 753 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: dgot@mail.ru
Ключевые слова: национальный характер, евреи.
Еврейский национальный характер очень сложно описать, несмотря на то что о евреях было очень много сказано и написано. Главной причиной этому является то, что на протяжении столетий и даже тысячелетий евреи были разбросаны по всем уголкам земли, включая Россию, Европу и Америку. Практически у каждого крупного этноса есть своя страна: русские живут в России, англичане — в Англии, а евреи создали свою страну — Израиль — лишь в 1948 г. Сразу после провозглашения независимости Израиля евреи со всего мира стали иммигрировать в Израиль в поисках спокойной, стабильной жизни, привозя с собой традиции, обычаи, привычки, которые у них сформировались в странах их прежнего проживания, в результате взаимодействия с разными культурами и народами .
Следует отметить, что израильский национальный характер очень молод для того, чтобы его можно было полноценно описать, поэтому его следует отнести к более обширному понятию — еврейский национальный характер, который в свою очередь складывался на протяжении многих веков, но, в отличие от других, на разных территориях и в разных политических, экономических и социальных условиях. Естественно, что длительное
существование евреев в разных странах привело к тому, что каждая община имела свои особенности в религиозных обрядах, традициях, нормах и обычаях, и, следовательно, еврейский национальный характер следует рассматривать как некий собирательный портрет всего еврейского народа, независимо от места происхождения или проживания его представителей .
Также следует отметить, что на протяжении истории евреи говорили на разных языках, в зависимости от географического местоположения. На идише говорили евреи восточной Европы, на ладино — евреи, жившие в Испании, но языком, который объединяет евреев сегодня, является иврит. Иврит несколько тысячелетий является мертвым языком, но был реконструирован и восстановлен около века назад и сейчас является официальным языком государства Израиль .
Еврейский национальный характер противоречив. Он совмещает в себе как положительные, так и отрицательные черты. Объяснить это можно тем, что евреи жили в разных странах, ассимилируясь с местным населением, впитывали как хорошее, так и плохое.
То, что всегда объединяло евреев, была их религия — иудаизм. Иудаизм -одна из самых древних религий, и евреи всегда были очень религиозными людьми, хотя многие из них предпочитали скрывать свою религиозную принадлежность. В израильских школах обязательным предметом является изучение Танаха. С раннего возраста еврейские дети приобщаются к религии, к библейским заповедям и изучают библейские рассказы, в которых детально описана история происхождения еврейского народа, религиозные традиции и обряды, а также заложена глубокая мудрость .
История показывает, что к евреям всегда относились недоброжелательно и часто хотели полностью искоренить этот народ. Начиная с древнейших времен, когда евреев сделали рабами в Египте, уже прослеживалась ненависть к этому «избранному» народу. Во время Второй мировой войны погибло 6 миллионов евреев от рук нацистов. В наше время непрекращающиеся конфликты на Ближнем Востоке между Израилем и рядом мусульманских стран тоже доказательство тому, что евреев не любят и не хотят признавать Израиль как еврейское государство .
В связи с этим израильтяне, а также многие евреи, живущие за пределами Израиля, очень патриотичны, с охотой служат в армии и защищают свою страну. Официальный гимн государства Израиль — «Ха-Тиква», переводится как «надежда», и в нём выражена огромная любовь евреев к своей стране и их нескончаемый дух патриотизма. Израильские дети с малых лет учат гимн и с радостью поют его в любых подходящих случаях .
У евреев выделяют такую черту, как храбрость, которая так же связана с их духом патриотизма. Достаточно посмотреть на краткую, но уже богатую историю воин Израиля с окружающими его арабскими странами, в которых погибло немало молодых израильских солдат, защищая своих родных и близких .
В других странах враждебная к евреям среда вынуждает их адаптироваться, побуждая занять такие социальные позиции, которые
обеспечат им безопасность. Для достижения безопасной позиции еврею нужно получить хорошее образование, приобрести доходную профессию, найти хорошую работу, стать руководителем. Для этого евреи должны помогать друг другу, держаться вместе, сохранять свое этническое своеобразие. Идею возлюбить ближнего как самого себя подали именно евреи в очень древние времена, ибо возлюбить всех вообще на практике невозможно и ненужно .
Для евреев характерно еще одно качество, это — необычайное трудолюбие. Евреи трудолюбивы, они умелые люди. Они являются мастерами своего дела, они, как правило, специалисты высокого класса. Какую бы организацию или какое бы учреждение ни взять, там всегда евреи по уровню компетентности, самоотдачи выделяются на общем фоне. Они часто ищут и находят неправильные решения возникающих производственных проблем. Часто евреев за то и не любят, что с ними трудно конкурировать. Ряд специалистов считает, что одаренность евреев во многом сформировалась благодаря их трудолюбию. Еще при освоении земель Ханаана (древнее название Израиля) и сооружении городов у евреев выработалось огромное трудолюбие, которое способствовало высокому мастерству их в качестве скотоводов, земледельцев, ремесленников и строителей, без чего они были бы не в состоянии возрождать страну после каждого нашествия чужеземцев .
Национальный характер евреев характеризуется повышенной приспособляемостью, резким противопоставлением своего народа другим, способностью к мобилизации всех сил для достижения своих целей, развитой взаимной выручкой, устойчивостью к конфликтам, жизнелюбием, а также самоуверенностью и наглостью .
Многие российские туристы, посетив Израиль, отмечают, что израильтяне гостеприимны и очень дружелюбно относятся ко всем иностранцам, в том случае, если не нарушать местные правила и традиции и соблюдать ряд простых правил этики.
Советский и российский журналист А.Е. Бовин к положительным чертам еврейского народа относит патриотизм, любовь к своей стране, к своей истории и культуре. К негативным характеристикам еврейского народа он относит всеобщую необязательность, что выражается в постоянных опозданиях на встречи, на концерты и т.п., а также явный дефицит деликатности, развязность, бесцеремонность, наглость, грубость, нетерпеливость .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Многие русские авторы считают, что главной еврейской чертой является чувство собственного достоинства и всякое отсутствие робости и стеснительности. Для передачи этих качеств еврея существует даже специальный термин — «хуцпа», переводимый с иврита как наглость. Хуцпа -особый вид гордости, побуждающий к действию, несмотря на опасность оказаться неподготовленным, неспособным или недостаточно опытным. Для
еврея «хуцпа» означает особую смелость, стремление бороться с непредсказуемой судьбой. Очень важно, что носитель хуцпы ведет себя так, будто его не заботит вероятность оказаться неправым. Практически это приводит к тому, что на протяжении длительного времени человек получает большее вознаграждение за свои действия, чем если бы он от них уклонялся, и не придает значения мелким неурядицам .
Известный американский изобретатель Генри Форд в своей книге «Международное еврейство» характеризует евреев следующим образом: «Отвращение от тяжелой, требующей напряжения сил физической работы, сильно развитая семейственность и любовь к единоплеменникам, сильно развитый религиозный инстинкт, мужество скорей пророка и мученика, чем культурного передового бойца и солдата, выдающаяся способность при наступлении тяжелых жизненных условий держаться вместе, не выходя за пределы расовой гражданственности. Способность к эксплуатации личности и к использованию социальных условий, хитрость и лукавство в спекулятивной наживе, в особенности в денежных делах, восточная любовь к пышности, преклонение перед могуществом и радостями высокого общественного положения, высокий уровень умственных способностей» .
Очень хорошо описала еврейскую натуру одна армянка, живущая на Украине: «С детских лет они (евреи) зубрили учебники, пилили на скрипке, осваивали профессию. Воспитывая в своих детях уважение к этим ценностям и защищая их внутренний мир, евреи накопили капитал, который невозможно отнять. Даже дети для них — это не просто любимые и желанные спутники любви, а своеобразный банк, где все, что ты накопил, прирастает с процентами. За всю свою жизнь я никогда не видела беспризорных еврейских детей, праздношатающихся и дуреющих от безделья … В юности я стремилась быть похожей на еврейских женщин потому, что никогда не видела и не слышала, чтобы еврей бил свою жену или детей. В их традициях было мыть женам ноги перед сном. А право от Бога на развод еврей имел по единственной причине. Как Вы думаете, по какой? Если считал эту женщину некрасивой.» .
Согласно исследованиям, проведенным доктором философских наук В. Шалаком на тему стереотипов национальных характеров, евреи характеризуются как правдивые, непрактичные, раздражительные, слабые, небрежные и доброжелательные .
Таким образом, еврейский национальный характер многогранен и противоречив. Однако только это не делает его особенным, так как в каждом человеке, как и у каждого народа, есть положительные и отрицательные качества. Отношение людей к евреям также разное: одни уважают, другие завидуют, третьи недолюбливают. К доминантным чертам еврейского национального характера исследователи относят: религиозность,
патриотичность, храбрость (мужество), способность адаптироваться (повышенная приспособляемость), интеллектуальность (высокий уровень умственных способностей), трудолюбие, коллективизм, дружелюбие, самоуверенность, гостеприимство, необязательность, развязность, нетерпеливость, хитрость.
Список литературы
1. Жукова О. М. Национальная культура современного Израиля // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 478-481.