Традиции евреев

ЕВРЕИ — на­род.

Ор­га­ни­зо­ван­ные еврейские об­щи­ны су­ще­ст­ву­ют в 110 стра­нах ми­ра, при­чём ре­аль­ное чис­ло жи­ву­щих там евреев мо­жет пре­вы­шать их официальные дан­ные в 1,5-4 ра­за. Об­щая чис­лен­ность 13,3 млн. человек (2006, оцен­ка), в том числе в США 5,2-5,5 млн. чел. (из них вы­ход­цев из бывшего СССР около 400 тысяч человек), в Из­раи­ле около 5,4 млн. человек (из них вы­ход­цев из бывшего СССР около 1 млн. человек), Фран­ции свыше 600 тысяч человек, Ка­на­де 370 тысяч человек, Ве­ли­ко­бри­та­нии свыше 300 тысяч человек, Ар­ген­ти­не 185 тысяч человек, Ав­ст­ра­лии 110 тысяч человек, Гер­ма­нии 200 тысяч человек (в том числе чле­нов ме­ст­ной об­щи­ны — 115 тысяч человек, из них вы­ход­цев из бывшего СССР около 80 тысяч человек), Ук­раи­не 100 тысяч человек, Бра­зи­лии 100 тысяч человек. В Рос­сии 230 тысяч человек (2002, пе­ре­пись, в том числе в Мо­ск­ве 79,4 тысяч человек, Санкт-Пе­тер­бур­ге 36,6 тысяч человек).

Древ­ней­ший язык евреев — древ­не­ев­рей­ский язык, на ко­то­ром на­пи­сан Та­нах. В пер­вые ве­ка на­шей эры его в ка­че­ст­ве раз­го­вор­но­го сме­нил один из ара­мей­ских язы­ков, позд­нее в ди­ас­по­ре на ос­но­ве язы­ков ок­ру­жаю­щих на­ро­дов воз­ник­ли еврейские язы­ки и эт­но­лек­ты (смотри Ев­рей­ские язы­ки). Древнееврейский язык пе­ре­стал быть сред­ст­вом вер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции, но в фор­ме «язы­ка свя­то­сти» (ла­шон-ако­деш) со­хра­нял­ся до Но­во­го вре­ме­ни в ка­че­ст­ве основного письменного язы­ка, об­слу­жи­вав­ше­го ре­лигиозную, литературную, об­ра­зо­вательную, куль­тур­ную и де­ло­вую сфе­ры. В XIX веке древнееврейский язык был воз­ро­ж­дён в фор­ме ив­ри­та, с середины XX века стал официальным и основным раз­го­вор­ным язы­ком евреев Из­раи­ля. В стра­нах ди­ас­по­ры древнееврейский язык со­хра­ня­ет­ся как основной язык иу­да­из­ма. Око­ло полови­ны евреев го­во­рят по-анг­лий­ски (в США, Ка­на­де, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Из­раи­ле, Ав­ст­ра­лии, ЮАР и др.), около 40% — на ив­ри­те (в Из­раи­ле), около 20% — по-рус­ски, около 10% — по-­араб­ски, около 5% — по-ис­пан­ски, около 6% — по-фран­цуз­ски, около 4% — на иди­ше, рас­про­стра­не­ны так­же се­фард­ский язык, тат­ский язык, ев­рей­ско-ара­мей­ские, ев­рей­ско-иран­ские и древние еврейские язы­ки, а так­же немецкий, румынский, поль­ский, ам­хар­ский, пор­тугальский, венгерский, ни­дерландский, турецкий и другие язы­ки.

Боль­шин­ст­во ве­рую­щих евреев — иу­деи. В иуда­из­ме эт­ни­ческое и кон­фес­сио­наль­ное са­мо­соз­на­ние, как пра­ви­ло, совпадают. Со­глас­но тра­диционному взгля­ду, пе­ре­ход ев­рея в другую ре­ли­гию рав­но­си­лен пе­ре­хо­ду в дру­гой на­род.

Древ­ние евреи сло­жи­лись как общ­ность во II тысячелетии до н. э. в древ­ней Па­ле­сти­не в ре­зуль­та­те ин­те­гра­ции се­ми­тоя­зыч­ных ско­то­во­дов-ко­чев­ни­ков и зем­ле­дель­цев среднего те­че­ния реки Ев­фрат и оа­зи­сов Ха­наа­на. Со­глас­но еврейской тра­ди­ции, за­пи­сан­ной в То­ре, еврейский на­род сфор­ми­ро­вал­ся по­сле Ис­хо­да из еги­пет­ско­го раб­ст­ва и при­ня­тия За­ко­на То­ры у го­ры Си­най. При­шед­шие в Ха­на­ан евреи де­ли­лись на 12 пле­мён («ко­лен»), воз­во­див­ших­ся к сы­новь­ям Иако­ва (Из­раи­ля). На ру­бе­же II-I тысячелетий до н. э. воз­ни­ка­ет объ­еди­нён­ное цар­ст­во Да­ви­да, в X веке до н. э. был по­стро­ен 1-й храм в Ие­ру­са­ли­ме, на про­тя­же­нии I тысячелетия до н. э. скла­ды­ва­ет­ся еврейская Биб­лия (Та­нах). В 722 году до н. э. по­том­ки 10 из 12 еврейских «ко­лен» бы­ли пе­ре­се­ле­ны ас­си­рий­ца­ми в Ми­дию, где рас­тво­ри­лись сре­ди ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния. Пре­да­ния о «де­ся­ти про­пав­ших ко­ле­нах» бы­ли по­пу­ляр­ны в еврейском, хри­сти­ан­ском и му­сульманском фольк­ло­ре, до сих пор рас­про­стра­не­ны сре­ди восточных еврейских об­щин и иу­дей­ст­вую­щих. В 586 году до н. э. ва­ви­ло­ня­не за­вое­ва­ли Иу­дею, раз­ру­ши­ли Ие­ру­са­лим­ский храм и уве­ли зна­чительную часть евреев в Ме­со­по­та­мию (Ва­ви­лон­ское пле­не­ние). С па­де­ни­ем Но­во­ва­ви­лон­ско­го цар­ст­ва (539 год до н. э.) часть евреев воз­вра­ти­лась в Иу­дею, был по­стро­ен 2-й Ие­ру­са­лим­ский храм, во­круг ко­то­ро­го во­зоб­но­ви­лась государственная и этническая кон­со­ли­да­ция евреев. С это­го вре­ме­ни на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся до­ми­ни­рую­щая мо­дель эт­нического раз­ви­тия евреев, вклю­чаю­щая сим­во­ли­че­ский и куль­тур­ный центр в Из­раи­ле и об­шир­ную ди­а­спо­ру. Воз­ник­нув пер­во­на­чаль­но в Ме­со­по­та­мии и Егип­те, с конца I тысячелетия до н. э. ди­ас­по­ра ох­ва­ты­ва­ет Северную Аф­ри­ку, Ма­лую Азию, Си­рию, Ара­вий­ский полуостров, Иран, Кав­каз, Крым, Восточное и Западное Сре­ди­зем­но­мо­рье. В пе­ри­од под­чи­не­ния Па­ле­сти­ны Пто­ле­ме­ям и Се­лев­ки­дам (IV-II века до н. э.) евреи под­вер­га­ют­ся куль­тур­ной эл­ли­ни­за­ции, на­ря­ду с древнееврейским и ара­мей­ским про­ни­ка­ет так­же древнегреческий язык (кой­не). В ре­зуль­та­те вос­ста­ния Мак­ка­ве­ев воз­ник­ло вто­рое древнееврейское государственное об­ра­зо­ва­ние — Хас­мо­ней­ское цар­ст­во (164-37 годы до н. э.). В то вре­мя эл­ли­ни­зи­ро­ван­ные груп­пы и не­ев­рей­ские се­мит­ские на­ро­ды Не­ге­ва и Заи­ор­да­нья вли­лись в со­став евреев. Римское за­вое­ва­ние Иу­деи (63-37 годы до н. э.) и раз­гром ос­во­бо­дительных дви­же­ний I-II века н. э. при­ве­ли к раз­ру­ше­нию 2-го хра­ма (70 н. э.) и вы­се­ле­нию большей части евреев, по­пол­нив­ших еврейские об­щи­ны ди­ас­по­ры. Эт­нический центр в Па­ле­сти­не прак­ти­че­ски пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние по­сле арабского за­вое­ва­ния (638), хо­тя при­сут­ст­вие евреев на ис­то­рической ро­ди­не не пре­кра­ща­лось вплоть до соз­да­ния государства Из­раиль (1948). В ди­ас­по­ре по­сле­до­ва­тель­но сме­ни­лись несколько до­ми­ни­рую­щих цен­тров, где сло­жи­лись эт­нические груп­пы евреев (эдот), раз­ли­чав­шие­ся по язы­ку и бы­то­вой куль­ту­ре, но со­хра­няю­щие об­ще­ев­рей­ское са­мо­со­зна­ние: Ба­вель (Ме­со­по­та­мия, За­кав­ка­зье, Кур­ди­стан­ское на­го­рье) – V-XI века; Се­фа­рад (Пи­ре­ней­ский полуостров) — начало на­шей эры — 1492; Аш­ке­наз (Центральная Гер­ма­ния, Восточная Ев­ро­па) — X — середина XX веков. Од­на из древ­ней­ших эдот, сло­жив­шая­ся в середине I тысячелетия до н. э., — бав­ли, или ирак­ские евреи, го­во­рив­шие вна­ча­ле на ев­рей­ско-ара­мей­ском языке, ко­то­рый около VIII-IX веков сме­нил­ся арабскими диа­лек­та­ми кыл­ту, впо­след­ст­вии со­хра­нив­ши­ми­ся в основном лишь у евреев и хри­сти­ан. По­след­ние пред­ста­ви­те­ли бав­ли по­ки­ну­ли Ирак в на­ча­ле американо-иракской вой­ны (2003). Евреи, со­хра­нив­шие ара­мей­ский язык по­сле арабского за­вое­ва­ния, бы­ли от­тес­не­ны на Кур­ди­стан­ское на­го­рье, где сфор­ми­ро­ва­лись в эт­ническую груп­пу тар­гум, или лах­лу­хов. В современном Из­раи­ле они из­вест­ны как кур­ди­стан­ские ев­реи, со­хра­ня­ют в бы­ту ев­рей­ско-ара­мей­ские язы­ки. Иран­ские евреи (па­рас-у-ма­дай) оби­та­ли в Ира­не и Средней Азии с ахе­ме­нид­ско­го пе­рио­да; с VI-VII веков н. э. со­хра­ни­лись па­мят­ни­ки еврейско-персидского эт­но­лек­та. Впо­след­ст­вии они раз­би­ва­ют­ся на соб­ст­вен­но иранских евреев (джи­ди — 25 тысяч человек в Ира­не, 75 тысяч человек в Из­раи­ле, в XX веке боль­шин­ст­во пе­ре­шло с еврейско-иранских язы­ков на фар­си); та­то­языч­ных гор­ских ев­ре­ев; аф­га­но-сред­не­ази­атскую груп­пу, ко­то­рая к XVIII веку под­раз­де­ля­ет­ся на сред­не­ази­ат­ских ев­ре­ев и го­во­рив­ших на од­ном из еврейско-­персидских эт­но­лек­тов аф­ган­ских евреев, по­ки­нув­ших окон­ча­тель­но Аф­га­ни­стан в конце XX века. С иранскими евреями бы­ла свя­за­на и груп­па ки­тае­языч­ных кай­фын­ских евреев в Ки­тае, сфор­ми­ро­вав­шая­ся в VI-VIII веках н. э. и ны­не поч­ти ас­си­ми­ли­ро­ван­ная ки­тай­ца­ми; её не­мно­го­численные по­том­ки в городе Кай­фын со­хра­ня­ют отдельные при­зна­ки куль­тур­ной обо­соб­лен­но­сти. В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье вдоль пу­тей ме­ж­ду­народной тор­гов­ли пря­но­стя­ми фор­ми­ро­ва­лись го­во­ря­щие на языке ма­рат­хи бе­не-ис­ра­эль в шта­те Ма­ха­раш­тра в Ин­дии и го­во­ря­щие на язы­ке ма­лая­лам ко­чин­ские евреи, ра­нее оби­тав­шие на юге Ма­ла­бар­ско­го по­бе­ре­жья (ны­не в Из­раи­ле). Еврейские по­се­ле­ния на Ара­вий­ском полуострове воз­ни­ка­ли с середины — 2-й половины I тысячелетия до н. э. Му­хам­мед соз­да­вал но­вую ре­ли­гию в про­ти­во­стоя­нии с еврейским на­се­ле­ни­ем Ме­ди­ны, од­на­ко отдельные еврейские кла­ны во­шли в пер­во­на­чаль­ную ис­лам­скую об­щи­ну. Ара­бо­языч­ные по­том­ки еврейского на­се­ле­ния Южной Ара­вии (тей­ма­ним) жи­вут в основном в Из­раи­ле (около 140 тысяч человек), около 500 человек — в Йе­ме­не. В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье скла­ды­ва­ют­ся ара­боя­зыч­ные груп­пы в Северной Си­рии и Южной Тур­ции (ха­ля­би), Южной Си­рии и Ли­ва­не (са­ми); с XVI века в их со­став ин­тег­ри­ро­ва­лись бе­жен­цы-се­фар­ды из Ис­па­нии. В XVIII веке несколько кла­нов ха­ля­би и ирак­ских евреев пе­ре­се­ли­лись в Ин­дию на служ­бу британской ко­ро­не, от­ку­да они рас­се­ли­лись по Юго-Восточной Азии (Ин­доне­зия, Мьян­ма, Син­га­пур, Гон­конг и др.), где из­вест­ны под названием ба­гда­ди. С середины — 2-й половины I тысячелетия до н. э. скла­ды­ва­лась эт­ническая груп­па евреев Маг­ри­ба (мус­таа­ра­бим), раз­би­вав­шая­ся на мно­го­численные гео­гра­фические и су­бэт­нические под­груп­пы, в том числе бер­бе­роя­зыч­ных евреев Ат­ла­са. В изо­ля­ции от всех этих эдот раз­ви­ва­лись эфи­оп­ские евреи (бе­та-ис­ра­эль, или фа­ла­ша), до XX века го­во­рив­шие на агав­ских язы­ках, за­тем — на ам­хар­ском и тиг­рай. Еврейское на­се­ле­ние Ви­зан­тии (ро­ма­нио­ты) с XVI века под­вер­га­лось ин­тен­сив­ной ас­си­ми­ля­ции со сто­ро­ны се­фар­дов. Их по­том­ки, в XX веке сме­нив­шие эт­но­лект греческого языка (ева­ни­ка) на стан­дарт­ный греческий язык, жи­вут в Гре­ции (около I тысячи человек). В За­кав­ка­зье сфор­ми­ро­ва­лась груп­па гру­зин­ских ев­ре­ев. По­том­ки гре­коя­зыч­ных евреев, жив­ших с на­ча­ла на­шей эры в Кры­му и на Та­ман­ском полуострове, и бо­лее позд­них еврейских ми­гран­тов (в том числе се­фар­дов из Ис­па­нии и Ита­лии) об­ра­зу­ют груп­пу крым­ча­ков, го­во­рив­ших до не­дав­не­го вре­ме­ни на эт­но­лек­те крым­ско-татарского языке. Эт­но­ге­не­ти­че­ски с ро­ма­нио­та­ми, а так­же с ха­за­ра­ми и ха­зар­ски­ми евреями, ве­ро­ят­но, свя­за­ны сла­вя­ноя­зыч­ные евреи Ки­ев­ской Ру­си и западно-славянских зе­мель X-XVII веков (ке­наа­ним), го­во­рив­шие на еврейских эт­но­лек­тах древнерусского и древнечешского язы­ка и впо­след­ст­вии ас­си­ми­ли­ро­ван­ные рас­се­лив­ши­ми­ся здесь из Гер­ма­нии аш­ке­на­за­ми. В IX-XIV веках в Северной Фран­ции, Анг­лии и Ни­дер­лан­дах су­ще­ст­во­ва­ла еврейская груп­па цар­фа­тим, го­во­рив­шая на эт­но­лек­те ста­ро­фран­цуз­ско­го языка (зап. ло­эз, цар­фат­ский). По­сле из­гна­ния евреев из Анг­лии и Фран­ции в XIII-XIV веках они сли­лись с аш­ке­на­за­ми, от­час­ти с се­фар­да­ми. На юго-за­па­де Ев­ро­пы с позд­ней ан­тич­но­сти су­ще­ст­во­ва­ла еврейская груп­па се­фар­дов, го­во­рив­шая на эт­но­лек­тах ибе­ро-ро­ман­ских язы­ков. По­сле из­гна­ния в 1492 году из Ис­па­нии они рас­се­ли­лись в пре­де­лах Ос­ман­ской им­пе­рии на Бал­ка­нах и в Восточном Сре­ди­зем­но­мо­рье, Ита­лии и Северной Аф­ри­ке, где в их сре­де фор­ми­ру­ет­ся се­фард­ский язык. С XVI века они ста­ли вос­ста­нав­ли­вать еврейские по­се­ле­ния в Па­ле­сти­не — Иеру­са­ли­ме, Хев­ро­не, соз­да­ли каб­ба­ли­стические цент­ры в Цфа­те и Ти­ве­рии. К ним бы­ли близ­ки евреи Про­ван­са (ев­рей­ско-про­ван­саль­ский язык шуа­дит со­хра­нял­ся до середины XIX века) и евреи Ри­ма (ро­ма­им), го­во­рив­шие со­от­вет­ст­вен­но на эт­но­лек­тах ста­ро­про­ван­саль­ско­го и итальянского языков (юж. ло­эз). В ре­зуль­та­те се­рии из­гна­ний и де­пор­та­ций из Англии (1290), Фран­ции (1394), Лит­вы (1495), Пор­ту­га­лии (1496), Сак­со­нии (1540), Бран­ден­бур­га (1573) и др. евреи Ев­ро­пы со­сре­до­то­чи­ва­ют­ся в основном в Ре­чи По­спо­ли­той. Мас­со­вое ис­треб­ле­ние евреев в хо­де Ос­во­бо­ди­тель­ной вой­ны ук­ра­ин­ско­го и бе­ло­рус­ско­го на­ро­дов 1648-1654 годов выз­ва­ло об­рат­ные миг­ра­ции бе­жен­цев в Западную Ев­ро­пу (пре­имущественно в Гер­ма­нию и Гол­лан­дию), Крым­ское хан­ст­во и Ос­ман­скую им­пе­рию. С это­го вре­ме­ни воз­ра­ста­ет по­ток евреев из Восточной Ев­ро­пы, по­се­ляю­щих­ся в го­ро­дах Па­ле­сти­ны ря­дом с бе­жен­ца­ми-се­фар­да­ми.

По при­зна­ку ве­ро­ис­по­ве­да­ния к евреям от­но­сят се­бя так называемые крип­тои­у­деи и иу­дей­ствую­щие. Крип­тои­у­деи — по­том­ки евреев, на­силь­ст­вен­но об­ра­щён­ных в хри­сти­ан­ст­во или ис­лам, про­дол­жав­ших тай­но ис­по­ве­до­вать эле­мен­ты иу­да­из­ма и со­хра­нять эле­мен­ты транс­фор­ми­ро­ван­ной еврейской бы­то­вой куль­ту­ры: ма­ра­ны (потомки «но­вых хри­сти­ан» на Пи­ре­ней­ском полуострове, юге США, в Латинской Аме­ри­ке и на Фи­лип­пи­нах; ны­не час­тич­но при­сое­ди­ня­ют­ся к еврейским об­щи­нам сво­их стран или пе­ре­се­ля­ют­ся в Из­ра­иль — наи­бо­лее ком­пакт­ная груп­па ма­ра­нов со­хра­ни­лась в городе Бель­мон­ти в Пор­ту­га­лии); шу­этос (по­том­ки кре­щёных евреев Ба­ле­ар­ских островов); джа­ди­ды и ча­ла в Ира­не и Средней Азии, фор­маль­но счи­таю­щие­ся му­суль­ма­на­ми, но со­хра­няю­щие в бы­ту эле­мен­ты еврейской куль­ту­ры; дён­ме в Тур­ции. По ре­ли­гии к евреям при­мы­ка­ют иу­дей­ст­вую­щие — груп­пы раз­но­го эт­нического про­ис­хо­ж­де­ния, ис­по­ве­дую­щие или стре­мя­щие­ся к ис­по­ве­до­ва­нию иу­да­из­ма (час­то его свое­об­раз­ной фор­мы) и счи­таю­щие се­бя ча­стью евреев: ге­ры и суб­бот­ни­ки Центральной Рос­сии, Си­би­ри и За­кав­ка­зья; бней-­ме­на­ше на инд. со­юз­ной тер­ри­то­рии Ми­зо­рам, в шта­те Ма­ни­пур и в мьян­ман­ской национальной области Чин; те­лу­гу­языч­ные бней-эф­ра­им в инд. шта­те Анд­хра-Пра­деш, об­ра­тив­шие­ся в иу­да­изм в 1981 году; абаю­дайя в Уган­де; бан­туя­зыч­ные лем­ба в ЮАР и Зим­баб­ве и др. На­ко­нец, на пе­ри­фе­рии еврейского эт­но­са на­хо­дят­ся эт­но­кон­фес­сио­наль­ные груп­пы са­ма­ри­тян и ка­раи­мов.

Не­пол­но­прав­ный со­ци­аль­но-эко­но­мический ста­тус евреев в ди­ас­по­ре (смотри Ан­ти­се­ми­тизм) спо­соб­ст­во­вал сло­же­нию у них спе­циа­ли­зированной куль­ту­ры. Уча­стие евреев в сельском хозяйстве по­все­ме­ст­но ог­ра­ни­чи­ва­лось, основными за­ня­тия­ми бы­ли ре­мес­ло и тор­гов­ля, часть евреев за­ни­ма­лась пред­при­ни­ма­тель­ст­вом и рос­тов­щи­че­ст­вом, сво­бод­ны­ми про­фес­сия­ми. Боль­шин­ст­во евреев жи­ло замк­ну­ты­ми об­щи­на­ми (ке­ги­ла) в городских квар­та­лах (гет­то в Ита­лии и Гер­ма­нии, жу­де­рия в Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии, мел­лах в Северной Аф­ри­ке, ма­хал­ла в Ира­не и Центральной Азии) или в не­боль­ших го­род­ках Восточной Ев­ро­пы («ме­стеч­ках»). Се­год­ня тра­диционные еврейские по­се­ле­ния со­хра­ни­лись толь­ко на острове Джер­ба (Ту­нис) и в Крас­ной Сло­бо­де в городе Ку­ба (Сев. Азер­байд­жан). Са­мо­управ­ле­ние (ка­гал) воз­глав­ля­лось эко­но­мической эли­той — гвир («силь­ный»), пар­нас («кор­ми­лец») и рав­ви­на­том. Со­хра­ня­лись пе­ре­жит­ки боль­шой се­мьи, на Ближ­нем и Среднем Вос­то­ке до середины XX века — по­ли­ги­ния (нор­ма­тив­ная мо­но­га­мия вве­де­на у аш­ке­на­зов в X веке). В уль­тра­ор­то­док­саль­ной сре­де прак­ти­ку­ют­ся ле­ви­рат и со­ро­рат, ор­то­ку­зен­ные пат­ри­ла­те­раль­ные бра­ки. Си­сте­мы род­ст­ва ли­ней­но­го и би­фур­ка­тив­но-кол­ла­те­раль­но­го ти­пов. Счёт род­ст­ва пат­ри­ли­ней­ный, но по иу­даи­ст­ским нор­мам евреем счи­та­ет­ся толь­ко ро­ж­дён­ный от ма­те­ри-ев­рей­ки. Не­ор­то­док­саль­ный (ре­фор­ми­ст­ский) иу­даизм при­зна­ёт евреев так­же и рож­дён­ных от еврея от­ца и по­лу­чив­ших еврейское во­спи­та­ние. Об­ще­ев­рей­ские чер­ты ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры оп­ре­де­ля­лись пись­мен­ным или обыч­ным пра­вом иу­да­из­ма: ко­шер в пи­ще, обя­за­тель­ное по­кры­тие го­ло­вы для муж­чин и за­муж­них жен­щин и др. Еврейская кух­ня де­лит­ся на во­сточ­ную, или се­фард­скую (ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние спе­ций, олив­ко­во­го мас­ла, бо­бов, ба­ра­ни­ны), и за­пад­ную, или аш­ке­наз­скую (го­вя­ди­на, ку­ря­ти­на, ово­щи, при­прав­лен­ные са­ха­ром и лу­ком), мо­де­ли. Во всех тра­ди­ци­ях в суб­бо­ту по­да­ют пле­тё­ные бул­ки, по­сы­пан­ные ма­ком или кун­жу­том (ха­ла); ры­бу (фар­ши­ро­ван­ную у аш­ке­на­зов, жа­рен­ную с пря­ны­ми при­пра­ва­ми — на Вос­то­ке); при­го­тов­ляе­мое на дол­гом ог­не жар­кое из мя­са и бо­бов (чолнт, ха­мин); на Но­вый год (Рош Аша­на — осен­нее рав­но­ден­ст­вие) — сла­до­сти и яб­ло­ки с мёдом; на Ха­ну­ку — муч­ные и кар­то­фель­ные блю­да, при­го­тов­лен­ные в ки­пя­щем мас­ле; ис­клю­че­ние квас­но­го хле­ба в пас­халь­ную не­де­лю (ха­мец) в западной тра­ди­ции вклю­ча­ет за­прет на все ви­ды пи­щи из зла­ков или бо­бо­вых, при­го­тов­лен­ных с во­дой или другой жид­ко­стью; в восточной тра­ди­ции на Пас­ху, на­обо­рот, рас­про­стра­не­ны блю­да из бо­бо­вых, ри­са, ку­ку­ру­зы и др.

На про­тя­же­нии XIX века боль­шин­ст­во евреев Западной Ев­ро­пы бы­ли по­ли­ти­че­ски урав­не­ны в пра­вах с гра­ж­да­на­ми сво­их стран. Это со­про­во­ж­да­лось ре­фор­ми­ро­ва­ни­ем иу­да­из­ма, раз­ру­ше­ни­ем тра­диционной ке­ги­лы, рас­па­дом ста­рых эдот и еврейских язы­ков (гас­ка­ла — про­све­ще­ние). В XIX-XX веках в Ев­ро­пе и за­тем в Аме­ри­ке евреи осоз­на­ют­ся как кон­фес­сио­наль­ная общ­ность, в то вре­мя как се­ку­ля­ри­зо­ван­ные евреи ин­тег­ри­ру­ют­ся в эт­нические общ­но­сти сво­их стран. В Рос­сии гас­ка­ла вы­ра­жа­ет­ся в стрем­ле­нии еврейской мо­ло­дёжи 2-й половины XIX века к об­ра­зо­ва­нию и про­све­ще­нию, к от­ка­зу от тра­диционных форм мес­теч­ко­вой куль­ту­ры и ре­ли­гии. Евреи Российской им­пе­рии, Га­ли­ции и Ру­мы­нии вы­ра­ба­ты­ва­ют иную мо­дель иден­тич­но­сти, при ко­то­рой они осоз­на­ют се­бя в пер­вую оче­редь как эт­ническую общ­ность со сво­ей эт­нической ре­ли­ги­ей. Воз­ни­ка­ют та­кие фор­мы еврейского эт­но­по­ли­тического дви­же­ния, как сио­низм (при­зыв к воз­вра­ще­нию евреев на ис­то­рическую ро­ди­ну) и ав­то­но­мизм (борь­ба за национально-куль­тур­ные ав­то­но­мии внут­ри го­су­дарств про­жи­ва­ния). В середине XIX века на­чи­на­ет­ся ми­гра­ция евреев из Гер­ма­нии, Ав­ст­рии, Ита­лии, в 1881-1914 годах — из Российской им­пе­рии в США, Ка­на­ду, Латинскую Аме­ри­ку (пре­имущественно Ар­ген­ти­ну), Южную Аф­ри­ку, Ав­ст­ра­лию, Новую Зе­лан­дию, с рас­про­стра­не­ни­ем идео­ло­гии сио­низ­ма — в Па­ле­сти­ну. Но­вую вол­ну эмиг­ра­ции евреев вы­звал при­ход на­цис­тов к вла­сти в Гер­ма­нии, 2-я ми­ро­вая вой­на и хо­ло­кост. В 1930-е годы до 300 тысяч евреев бе­гут из Гер­ма­нии и Ав­ст­рии в США и стра­ны Ев­ро­пы. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны 350 тысяч европейский евреев, в 1950-1970-е гооды — евреи из му­сульманских стран, с 1971 года — около 2 млн. евреев из СССР пе­ре­се­ля­ют­ся в основном в США и Из­ра­иль. Из­ра­иль­тя­не об­ра­зу­ют центр но­вой еврейской эт­нич­но­сти. Ди­ас­пор­ные евреи в стра­нах Аме­ри­ки, Западной и Центральной Ев­ро­пы, в Ав­ст­ра­лии, Но­вой Зе­лан­дии, Южной Аф­ри­ке раз­ви­ва­ют­ся в рам­ках кон­фес­сио­наль­ной иден­ти­фи­ка­ции, опи­раю­щей­ся на сеть си­на­го­галь­ных об­щин. Бли­зит­ся к за­вер­ше­нию рас­пад по­след­них тра­диционных еврейских эдот — гор­ских, бу­хар­ских, гру­зин­ских евреев и др.

С конца XIX века воз­ни­ка­ет сеть ме­ж­ду­народных еврейских организаций: Общество ре­мес­лен­но­го тру­да (ОРТ), воз­ник­шее в Рос­сии в 1870 году; Все­мир­ная сио­ни­ст­ская организация (1897) и её ис­пол­нительный ор­ган — Еврейское агент­ст­во (Со­хнут; 1921); Все­мир­ный еврейский кон­гресс (ВЕК; 1936), объ­е­ди­няю­щий все ор­га­ни­зо­ван­ные еврейские об­щи­ны стран ми­ра, за ис­клю­че­ни­ем Ира­на (еврейская об­щи­на СССР при­сое­ди­ни­лась к ВЕК в 1991 году; по­сле рас­па­да СССР об­щи­ны стран СНГ об­ра­зо­ва­ли яд­ро Ев­роа­зи­ат­ско­го еврейского кон­грес­са, ас­со­ции­ро­ван­но­го с ВЕК, в ко­то­рый вхо­дят так­же евреи других стран Азии, Ав­ст­ра­лии и Океа­нии); Объ­е­ди­нён­ный американский еврейский комитет по рас­пре­де­ле­нию (Джойнт; 1989) и др. В СССР все еврейские об­щин­ные и об­щественные ор­га­ни­за­ции, вклю­чая воз­ник­ший в 1941году Еврейский ан­ти­фа­ши­ст­ский комитет (ЕАК), бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны. В 1970-1980-е годы в СССР воз­ни­ка­ет не­за­ви­си­мое еврейское дви­же­ние, ста­вив­шее сво­ей це­лью осу­ще­ст­в­ле­ние эмиг­ра­ции советских ев­ре­ев в Из­ра­иль и из­уче­ние куль­ту­ры евреев (круж­ки по изу­че­нию ив­ри­та, ис­то­рии евреев, иу­да­из­ма, еврейских тра­ди­ций и др.). В 1989 году 1-й съезд евреев СССР про­воз­гла­ша­ет соз­да­ние Кон­фе­де­ра­ции еврейских ор­га­ни­за­ций и об­щин СССР (по­сле 1991 года — СНГ) — Ва­ад. В 1996 году воз­ни­ка­ет Российский еврейский кон­гресс (РЕК). С 1997 года скла­ды­ва­ет­ся сис­те­ма Фе­де­раль­ной ев­рей­ской национально-куль­тур­ной ав­то­но­мии (ФЕНКА), вклю­чаю­щая ре­гио­наль­ные еврейские национально-куль­тур­ные ав­то­но­мии в 40 субъ­ек­тах Фе­де­ра­ции.

Иллюстрации:

Архив БРЭ;

В.В. Верещагин. «Два еврея». Эскиз. 1883-1884. Палестина. Третьяковская галерея (Москва). Архив БРЭ;

Евреи. Семья на прогулке. Иерусалим. Архив БРЭ.

В схватке гипотез о происхождении евреев-ашкенази произошел новый поворот. Генетики, в том числе и работающие в РАН, утверждают: матерями предков восточноевропейских евреев были женщины из Западной и Южной Европы. Историкам теперь предстоит объяснить, чем же для них был так привлекателен иудаизм.

В длительной дискуссии о происхождении евреев-ашкенази произошел новый поворот. Согласно выводам международной группы генетиков (17 исследователей из 12 научных организаций), эта часть евреев произошла от европейских женщин. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Ашкенази — это название одной из групп евреев, до середины XX века проживавших в Центральной и Восточной Европе. Сейчас к ним относится примерно половина населения Израиля (около 3 млн человек). Однако штетлы (местечки — поселения полугородского типа с преобладающим еврейским населением) в Польше, Белоруссии и на Украине появились лишь в XV–XVI веках, после того как иудеев изгнали из Западной Европы. А более древняя история происхождения ашкенази до сих пор вызывает споры.

Ранее они велись преимущественно историками, однако в последние годы в связи с ростом популярности исследований по изучению состава генома как у отдельных людей, так и у групп, к дискуссии присоединились генетики.

Подобным вопросом занялись Мартин Ричардс из центра по изучению археогенетики Университета Хаддерсфилда (Великобритания) и его коллеги, среди которых были и российские ученые — Сергей Рычков и Оксана Наумова из Института общей генетики РАН им. Н.И. Вавилова. Как рассказал «Газете.Ru» Рычков, он и его коллега по институту уже почти двадцать лет сотрудничают с доктором Ричардсом в рамках изучения различных аспектов генетики этногенеза и этнической истории. «Идея этого сотрудничества родилась еще в конце 90-х, когда мы начали заниматься генетикой этногенеза, и продолжается до сих пор», — сообщил российский ученый.

Авторы статьи в Nature Communications изучили не только мужские хромосомы, но и митохондриальные ДНК, которые передаются по материнской линии, с тем чтобы реконструировать генеалогическую историю ашкенази. Исследовав более 3,5 тыс. таких цепочек у евреев из Европы, с Кавказа и из стран Ближнего Востока, ученые выяснили, что более 80% из них происходят из Старого Света, а не из Передней Азии и не с Кавказа. Причем речь идет как о распространенных среди ашкенази гаплогруппах K и N1b, так и о более редких.

Ранее существовали несколько гипотез происхождения ашкенази: часть исследователей считала, что их предки покинули древний Ближний Восток на рубеже эр, после того как римляне присоединили к своей империи Палестину.

Другие ученые вели их происхождение от жителей Хазарского каганата — государства, существовавшего на Средней и Нижней Волге в VIII–X веках, часть населения которого исповедовала иудаизм.

Еще одна группа исследователей считала, что ашкенази образовались в Германии — в городах среднего течения Рейна, из иудеев, покинувших Палестину в VII–VIII веках после завоевания этой земли Арабским халифатом.

Долгое время именно эта гипотеза была приоритетной, однако в начале 2013 года генетики из американского Университета Джонса Хопкинса проанализировали геном ашкенази и выявили в нем настоящее пестрое досье из кавказских, ближневосточных и южноевропейских фрагментов. Это позволяло профессору Эрхану Элхаику утверждать, что основой для происхождения восточноевропейских евреев стали жители Прикавказья и Поволжья времен хазар.

Однако статья Ричардса и его группы предлагает следующую версию развития событий: 2 тыс. лет назад часть еврейского населения Палестины покинула эту территорию, отправившись в Европу, в частности на Апеннинский полуостров. Действительно, еще до нашей эры еврейские сообщества появились во многих городах Средиземноморья. По некоторым данным, община Рима насчитывала на пике от 30 тыс. до 50 тыс. евреев. Однако среди переселенцев, утверждает Ричардс, почти не было женщин. Женами приезжих с Ближнего Востока становились местные уроженки, переходившие в иудаизм.

Этот факт особенно любопытен из-за особенностей иудаизма: принадлежность к еврейству определяется по материнской линии.

Таким образом, археогенетические исследования Ричардса и его группы ставят новые вопросы перед историками и антропологами: так, им предстоит объяснить, с чем была связана массовая мужская миграция из тогдашней Палестины и почему для женщин, живших на территории нынешних Италии и Франции, иудаизм был привлекателен как религия.

Сергей Рычков отмечает, что продолжение данного исследования, которое было проведено совместно с доктором Ричардсом и другими зарубежными коллегами, «вполне вероятно». Но неизвестно, где на тот момент будут работать сами российские ученые. На вопрос, сказывается ли уже реформа РАН на работе ученых в Институте общей генетики РАН, Рычков ответил: «Да, реформа начинает сказываться — готовимся продолжать исследования в других странах мира».

В области социального поведения обнаруживается фактическое единообразие, то есть последовательность действий с типически идентично предполагаемым смыслом повторяется отдельными индивидами или (эвентуально одновременно) многими. Такими типами поведения занимается социология в отличие от истории, исследующей каузальное сведение важных, имеющих решающее значение, единичных связей. Фактически существующую возможность единообразия в установках социального поведения мы будем называть нравами, в том случае, если (и в той мере, в какой) их существование внутри определённого круга людей объясняется просто привычкой. Нравы мы будем называть обычаем, если фактические привычки укоренялись в течение длительного времени. Обычай мы будем определять как «обусловленный интересами», если (и в той мере, в какой) возможность его эмпирического наличия обусловлена только чисто целерациональной ориентацией поведения отдельных индивидов на одинаковые ожидания.

§ 1. К нравам относится и «мода». «Мода» будет причисляться к нравам в том случае (обратном тому, что было сказано об обычае), если причиной ориентации становится нечто новое в поведении. Мода близка «условности», так как, подобно «условности», она (большей частью) связана с сословными престижными интересами. Подробнее этим вопросом мы здесь заниматься не будем.

§ 2. «Обычаем» в отличие от «условности» и «права» мы будем называть не гарантированное внешним образом правило, которым действующее лицо фактически руководствуется добровольно — то ли просто «не задумываясь», то ли из «удобства» или по каким-либо другим причинам — и вероятного следования которому оно из тех же соображений может ждать от людей того же круга. В этом смысле обычаи не являются чем-то «значимым»; ни от кого не «требуют» их соблюдения. Переход от этого к условности и праву, конечно, точно установлен быть не может. Традиции повсюду стали источником значимости. В настоящее время «принято» завтракать более или менее определённым образом, однако никто не «обязан» следовать данной традиции (разве что посетители ресторанов); однако это не всегда было принято. Напротив, манера одеваться, даже в той мере, в какой она связана с нравами, теперь в значительной степени уже превратилась в условность.

§ 3. Многочисленные бросающиеся в глаза проявления единообразия в социальном поведении, прежде всего (но не только) в экономическим поведении, объясняются отнюдь не ориентацией на какую-либо считающуюся «значимой» норму, но и не обычаем, а просто тем фактом, что данный тип социального поведения, по существу, больше всего в среднем соответствует, по субъективной оценке индивидов, их естественным интересам и что на эти взгляды и знания они ориентируют своё поведение. В качестве примера можно привести ценообразование на «свободном» рынке. Индивиды, интересы которых связаны с рынком, ориентируют своё поведение, рассматриваемое ими как «средство», на собственные типические субъективные хозяйственные интересы в качестве «цели» и на столь же типические ожидания предполагаемого поведения других в качестве «условий» для достижения этой цели. По мере того как они действуют таким образом — чем более целерационально их поведение, тем более сходны их реакции на данные ситуации, — возникают единообразие, регулятивность и длительность установки и поведения, которые часто обладают значительно большей стабильностью, чем поведение, ориентированное на нормы и обязанности, считающиеся «обязательными» в определённом кругу. Тот факт, что ориентация только на собственные и чужие интересы достигает эффекта, которого обычно пытаются — и очень часто тщетно — добиться с помощью норм, привлёк пристальное внимание исследователей, прежде всего в области экономики. Можно даже считать, что именно это наблюдение явилось одним из факторов, определивших возникновение политической экономии как науки. Однако значимость указанного явления распространяется и на все остальные сферы человеческого поведения. В своей неосознанности и внутренней свободе оно представляет собой полярную противоположность, с одной стороны, всем видам внутренней связанности привычными «обычаями», с другой — подчинению нормам, которые считаются рациональными по своей ценности. Одним из существенных компонентов «рационализации» поведения является замена внутреннего следования привычным обычаям планомерной адаптацией к констелляции интересов. Конечно, понятие «рационализации» поведения подобной заменой не исчерпывается. Ибо, помимо этого, «рационализация» поведения может — позитивно — идти в направлении сознательной ценностной рационализации или — негативно — вытеснять не только обычаи, но и аффективное поведение и, наконец, двигаться в направлении чисто целерациональном, отвергающем ценностную рациональность поведения. С такой многозначностью в истолковании понятия «рационализации» поведения мы ещё не раз встретимся в дальнейшем. (Концептуализация этого явления будет дана ниже.)

§ 4. Стабильность обычая (как такового) основана, в сущности, на том, что индивид, не ориентирующийся на него в своём поведении, оказывается вне рамок «принятого» в его кругу, то есть должен быть готов переносить разного рода мелкие и крупные неудобства и неприятности, пока большинство окружающих его людей считается с существованием обычая и руководствуется им в своём поведении. Стабильность констелляции интересов основана сходным образом также на том, что индивид, не ориентирующийся в своём поведении на интересы других — не «считающийся» с ними, — вызывает их противодействие или приходит к не желаемому и не предполагаемому им результату, вследствие чего может быть нанесён урон его собственным интересам.

ОСОБЕННОСТИ ЕВРЕЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Тетерлева Елена Валерьевна

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: teterlevael@yahoo.com

Готлиб Давид Леонидович

студент 753 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь E-mail: dgot@mail.ru

PECULIARITIES OF THE JEWISH NATIONAL CHARACTER

Elena Teterleva, Ph.D

Associate Professor, English Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: teterlevael@yahoo.com

David Gotlib

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 753 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: dgot@mail.ru

Ключевые слова: национальный характер, евреи.

Еврейский национальный характер очень сложно описать, несмотря на то что о евреях было очень много сказано и написано. Главной причиной этому является то, что на протяжении столетий и даже тысячелетий евреи были разбросаны по всем уголкам земли, включая Россию, Европу и Америку. Практически у каждого крупного этноса есть своя страна: русские живут в России, англичане — в Англии, а евреи создали свою страну — Израиль — лишь в 1948 г. Сразу после провозглашения независимости Израиля евреи со всего мира стали иммигрировать в Израиль в поисках спокойной, стабильной жизни, привозя с собой традиции, обычаи, привычки, которые у них сформировались в странах их прежнего проживания, в результате взаимодействия с разными культурами и народами .

Следует отметить, что израильский национальный характер очень молод для того, чтобы его можно было полноценно описать, поэтому его следует отнести к более обширному понятию — еврейский национальный характер, который в свою очередь складывался на протяжении многих веков, но, в отличие от других, на разных территориях и в разных политических, экономических и социальных условиях. Естественно, что длительное

существование евреев в разных странах привело к тому, что каждая община имела свои особенности в религиозных обрядах, традициях, нормах и обычаях, и, следовательно, еврейский национальный характер следует рассматривать как некий собирательный портрет всего еврейского народа, независимо от места происхождения или проживания его представителей .

Также следует отметить, что на протяжении истории евреи говорили на разных языках, в зависимости от географического местоположения. На идише говорили евреи восточной Европы, на ладино — евреи, жившие в Испании, но языком, который объединяет евреев сегодня, является иврит. Иврит несколько тысячелетий является мертвым языком, но был реконструирован и восстановлен около века назад и сейчас является официальным языком государства Израиль .

Еврейский национальный характер противоречив. Он совмещает в себе как положительные, так и отрицательные черты. Объяснить это можно тем, что евреи жили в разных странах, ассимилируясь с местным населением, впитывали как хорошее, так и плохое.

То, что всегда объединяло евреев, была их религия — иудаизм. Иудаизм -одна из самых древних религий, и евреи всегда были очень религиозными людьми, хотя многие из них предпочитали скрывать свою религиозную принадлежность. В израильских школах обязательным предметом является изучение Танаха. С раннего возраста еврейские дети приобщаются к религии, к библейским заповедям и изучают библейские рассказы, в которых детально описана история происхождения еврейского народа, религиозные традиции и обряды, а также заложена глубокая мудрость .

История показывает, что к евреям всегда относились недоброжелательно и часто хотели полностью искоренить этот народ. Начиная с древнейших времен, когда евреев сделали рабами в Египте, уже прослеживалась ненависть к этому «избранному» народу. Во время Второй мировой войны погибло 6 миллионов евреев от рук нацистов. В наше время непрекращающиеся конфликты на Ближнем Востоке между Израилем и рядом мусульманских стран тоже доказательство тому, что евреев не любят и не хотят признавать Израиль как еврейское государство .

В связи с этим израильтяне, а также многие евреи, живущие за пределами Израиля, очень патриотичны, с охотой служат в армии и защищают свою страну. Официальный гимн государства Израиль — «Ха-Тиква», переводится как «надежда», и в нём выражена огромная любовь евреев к своей стране и их нескончаемый дух патриотизма. Израильские дети с малых лет учат гимн и с радостью поют его в любых подходящих случаях .

У евреев выделяют такую черту, как храбрость, которая так же связана с их духом патриотизма. Достаточно посмотреть на краткую, но уже богатую историю воин Израиля с окружающими его арабскими странами, в которых погибло немало молодых израильских солдат, защищая своих родных и близких .

В других странах враждебная к евреям среда вынуждает их адаптироваться, побуждая занять такие социальные позиции, которые

обеспечат им безопасность. Для достижения безопасной позиции еврею нужно получить хорошее образование, приобрести доходную профессию, найти хорошую работу, стать руководителем. Для этого евреи должны помогать друг другу, держаться вместе, сохранять свое этническое своеобразие. Идею возлюбить ближнего как самого себя подали именно евреи в очень древние времена, ибо возлюбить всех вообще на практике невозможно и ненужно .

Для евреев характерно еще одно качество, это — необычайное трудолюбие. Евреи трудолюбивы, они умелые люди. Они являются мастерами своего дела, они, как правило, специалисты высокого класса. Какую бы организацию или какое бы учреждение ни взять, там всегда евреи по уровню компетентности, самоотдачи выделяются на общем фоне. Они часто ищут и находят неправильные решения возникающих производственных проблем. Часто евреев за то и не любят, что с ними трудно конкурировать. Ряд специалистов считает, что одаренность евреев во многом сформировалась благодаря их трудолюбию. Еще при освоении земель Ханаана (древнее название Израиля) и сооружении городов у евреев выработалось огромное трудолюбие, которое способствовало высокому мастерству их в качестве скотоводов, земледельцев, ремесленников и строителей, без чего они были бы не в состоянии возрождать страну после каждого нашествия чужеземцев .

Национальный характер евреев характеризуется повышенной приспособляемостью, резким противопоставлением своего народа другим, способностью к мобилизации всех сил для достижения своих целей, развитой взаимной выручкой, устойчивостью к конфликтам, жизнелюбием, а также самоуверенностью и наглостью .

Многие российские туристы, посетив Израиль, отмечают, что израильтяне гостеприимны и очень дружелюбно относятся ко всем иностранцам, в том случае, если не нарушать местные правила и традиции и соблюдать ряд простых правил этики.

Советский и российский журналист А.Е. Бовин к положительным чертам еврейского народа относит патриотизм, любовь к своей стране, к своей истории и культуре. К негативным характеристикам еврейского народа он относит всеобщую необязательность, что выражается в постоянных опозданиях на встречи, на концерты и т.п., а также явный дефицит деликатности, развязность, бесцеремонность, наглость, грубость, нетерпеливость .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие русские авторы считают, что главной еврейской чертой является чувство собственного достоинства и всякое отсутствие робости и стеснительности. Для передачи этих качеств еврея существует даже специальный термин — «хуцпа», переводимый с иврита как наглость. Хуцпа -особый вид гордости, побуждающий к действию, несмотря на опасность оказаться неподготовленным, неспособным или недостаточно опытным. Для

еврея «хуцпа» означает особую смелость, стремление бороться с непредсказуемой судьбой. Очень важно, что носитель хуцпы ведет себя так, будто его не заботит вероятность оказаться неправым. Практически это приводит к тому, что на протяжении длительного времени человек получает большее вознаграждение за свои действия, чем если бы он от них уклонялся, и не придает значения мелким неурядицам .

Известный американский изобретатель Генри Форд в своей книге «Международное еврейство» характеризует евреев следующим образом: «Отвращение от тяжелой, требующей напряжения сил физической работы, сильно развитая семейственность и любовь к единоплеменникам, сильно развитый религиозный инстинкт, мужество скорей пророка и мученика, чем культурного передового бойца и солдата, выдающаяся способность при наступлении тяжелых жизненных условий держаться вместе, не выходя за пределы расовой гражданственности. Способность к эксплуатации личности и к использованию социальных условий, хитрость и лукавство в спекулятивной наживе, в особенности в денежных делах, восточная любовь к пышности, преклонение перед могуществом и радостями высокого общественного положения, высокий уровень умственных способностей» .

Очень хорошо описала еврейскую натуру одна армянка, живущая на Украине: «С детских лет они (евреи) зубрили учебники, пилили на скрипке, осваивали профессию. Воспитывая в своих детях уважение к этим ценностям и защищая их внутренний мир, евреи накопили капитал, который невозможно отнять. Даже дети для них — это не просто любимые и желанные спутники любви, а своеобразный банк, где все, что ты накопил, прирастает с процентами. За всю свою жизнь я никогда не видела беспризорных еврейских детей, праздношатающихся и дуреющих от безделья … В юности я стремилась быть похожей на еврейских женщин потому, что никогда не видела и не слышала, чтобы еврей бил свою жену или детей. В их традициях было мыть женам ноги перед сном. А право от Бога на развод еврей имел по единственной причине. Как Вы думаете, по какой? Если считал эту женщину некрасивой.» .

Согласно исследованиям, проведенным доктором философских наук В. Шалаком на тему стереотипов национальных характеров, евреи характеризуются как правдивые, непрактичные, раздражительные, слабые, небрежные и доброжелательные .

Таким образом, еврейский национальный характер многогранен и противоречив. Однако только это не делает его особенным, так как в каждом человеке, как и у каждого народа, есть положительные и отрицательные качества. Отношение людей к евреям также разное: одни уважают, другие завидуют, третьи недолюбливают. К доминантным чертам еврейского национального характера исследователи относят: религиозность,

патриотичность, храбрость (мужество), способность адаптироваться (повышенная приспособляемость), интеллектуальность (высокий уровень умственных способностей), трудолюбие, коллективизм, дружелюбие, самоуверенность, гостеприимство, необязательность, развязность, нетерпеливость, хитрость.

Список литературы

1. Жукова О. М. Национальная культура современного Израиля // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 478-481.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *