Три сорокоуста

Сорок является для христианского учения очень важным, знаковым числом. Как пишет иеромонах Иов (Гумеров), число сорок символизирует завершенность, полноту. Многократно встречается оно в Священном Писании (как в Ветхом, так и в Новом Завете). Сорок лет народ израильский скитался по пустыне, прежде чем обрести землю обетованную. Сорок дней длился всемирный потоп. Иаков женился на Ревекке, когда ему исполнилось сорок. Царь Давид и царь Соломон правили Израильским царством по сорок лет. Сорок дней пророк Илия шел к горе Хорива. Cорок локтей — это ширина передней части Иерусалимского храма, построенного царем Соломоном.

Что касается Нового Завета, то здесь следует вспомнить пребывание Иисуса Христа в пустыне в течение сорока дней. Столько же дней Он оставался на земле после Воскресения, прежде чем вознестись к Отцу Своему. Эти и многие здесь не названные примеры говорят о большом значении числа сорок в христианском учении и объясняют, почему именно сорокоуст является одной из самых важных форм молитвы о православных христианах.

Что такое сорокоуст?

Как свидетельствуют исторические источники, в прежние времена сорокоустом называлось поминовение усопшего на службе в сорока церквях в определенный (третий, девятый или сороковой) день после смерти. Сегодня в практике Православной Церкви понятие сорокоуст обозначает поминовение христианина в течение сорока дней (на сорока литургиях) священником во время проскомидии.

Следует подчеркнуть, что сорокоуст означает именно поминовение на сорока литургиях. То есть если богослужение происходит не каждый день, а с перерывами, то сорокоуст завершится не по истечении сорока дней, а по совершении 40 служб.

В связи с вышесказанным свои особенности будет иметь совершение сорокоуста, который закажут во время Великого поста. Как известно, Великим постом литургийное поминовение начинается только после Фоминой Недели (Антипасхи), поэтому сорокоуст завершится гораздо позже, чем по истечении сорока дней. Если в сороковой день после кончины христианина нет возможности совершить поминовение, церковный устав допускает частные требы или же поминовение в ближайший возможный день.

Очень важно отметить, что сорокоуст может совершаться как за усопших (о упокоении), так и за живых (о здравии).

Когда заказывают сорокоуст о здравии?

Сорокоуст о здравии можно заказать в любом православном храме. Во многих крупных приходских храмах и монастырях литургия совершается практически каждый день (не в постное время).

Понятие «здравие» означает не только физическое, но и духовное здоровье. Поэтому заказывая сорокоуст о здравии наших близких, мы просим молиться не только об избавлении от физических болезней, но и о том, чтобы Бог наставил человека на правильный путь, помог ему справиться с духовными болезнями, заблуждениями, грехами.

За кого можно заказывать сорокоуст, а за кого нельзя?

Сорокоуст является сугубой молитвой о человеке: за него на сорока литургиях священник вынимает частичку из просфоры, делая поминаемого человека участником богослужения. Поэтому есть различные мнения среди священства — за кого можно заказывать сорокоуст, а за кого не следует. Одни считают, что на сорокоуст можно подавать имена людей, которые являются не просто крещеными, но церковными — посещают храм, участвуют в таинствах. Однако есть мнение, что препятствовать кому-то заказать сорокоуст за своего близкого человека нельзя. В любом случае Бог знает ситуацию каждого из нас, и любое благое намерение не останется у Него незамеченным.

Как и в случае с разовым поминовением на проскомидии, сорокоуст нельзя заказывать за некрещеных людей и иноверцев, за принципиальных атеистов (даже если они крещены в Православии), сектантов и еретиков, а также за открытых богохульников.

Когда заказывают сорокоуст об упокоении?

Сорокоуст очень часто заказывают об упокоении православного христианина. Отчасти это связано с представлением о том, что душа в течение 40 дней после смерти проходит небесные мытарства, где бывает подвергаема различным духовным испытаниям. И именно в этот период особой духовной войны она как никогда нуждается в молитвенной поддержке.

В православных воцерковленных семьях, одновременно с церковным поминовением, об усопшем молятся келейно (лично, во время домашней молитвы) его родственники. Обычно в течение сорока дней читаются отрывки из Псалтири. Чтение Псалтири можно также заказать в храме.

Следует отметить, что, хотя ассоциативно сорокоуст связывается с первыми сорока днями после смерти, заказать это поминовение усопшего можно и в другое время (например, спустя год или несколько лет). Православие говорит о том, что смерть не является концом нашего существования, но лишь переходом в другой, вечный мир. Души наших близких, уже покинувших эту землю, постоянно нуждаются в наших молитвах, которые могут облегчить их посмертную участь. Поэтому, желая им спасения, мы можем регулярно вспоминать их имена во время домашнего правила, а также подавать записки в храме, чтобы молитва о наших любимых людях звучала и в алтаре.

Как и где можно заказать сорокоуст?

Чтобы заказать сорокоуст, не нужно никаких специальных приготовлений. Следует только прийти в любой православный храм, попросить в лавке специальный листок (обычно на нем присутствуют изображение черного креста и надпись «О упокоении»), вписать в него имя человека, о котором вы просите помолиться, и оставить пожертвование.

Несколько слов о формальной стороне вопроса: имена следует писать в родительном падеже, используя полную форму имени (например, Владимира, а не Вовы).

Очень часто верующие люди считают принципиальным заказывать сорокоуст и требы именно в монастырях. Желание человека, который хочет добра своим близким или же тяжело переживает потерю, можно понять. Монастыри действительно существуют для того, чтобы в них звучала молитва — за живых и мертвых. Отправляясь в паломничество в какой-либо монастырь, православные люди, кроме посещения святынь, зачастую имеют целью подать требы за близких людей в святых, молитвенных местах. Нет никаких препятствий, чтобы не подавать записку лично, а попросить сделать это кого-то другого. Часто паломники везут с собой и записки от других людей, которые из-за недостатка времени или иных причин не могут отправиться в длительные и дорогостоящие поездки.

Заказать сорокоуст через Интернет

Сегодняшний быстро развивающийся мир дает обществу новые способы передачи информации, и в том числе многие храмы и монастыри предлагают подавать записки через Интернет. До сих пор многие верующие относятся настороженно к такому подходу: людям тяжело бывает принять новые вещи, которые поначалу кажутся экзотичными или просто неправильными.

Однако нужно понимать смысл наших действий. Подать записку через Интернет — это всего лишь ускорить процесс передачи информации. Имена, которые мы напишем в электронном виде, будут распечатаны на бумаге, физически попадут в руки священника и, самое главное, будут прочитаны им во время проскомидии в алтаре — точно так же, как если бы мы написали их в монастырской лавке от руки.

В нашем монастыре также существует возможность подать записки онлайн. Это можно сделать, перейдя по ссылке и следуя простым указаниям.

Сорокоуст — это молитвенное поминовение, которое совершается в Церкви сорок Божественных Литургий подряд. Еще в Писании сказано, что наш Господь — Бог всех живых, для Бога нет умерших, поэтому обращаться к Господу можно и с молитвой о покойных и с просьбой о выздоровлении дорогих нам людей.

Сорокоуст о здравии состоит из бескровной жертвы. В этот момент священник, совершающий сорокоуст, принимает частичку из богослужебной просфоры, произнося имя болящего человека или покойного, если вы подаете сорокоуст об упокоении.

После того, как прочитается особая молитва с просьбой омыть грехи каждого человека, кто был упомянут во время сорокоуста, все вынутые частички просфоры опускаются в Чашу с Кровью Христовой, которую выносят для совершения Таинства Евхаристии.

Молиться можно, как и о наших близких, которые ныне живут, но страдают от болезни, так и об упокоении тех, кто уже перешел в мир иной.

Как правильно заказать сорокоуст о здравии

Церковь не совершает Божественные Литургии ежедневно, для этого существуют определенные дни, поэтому в будни такое поминовение, как сорокоуст о здравии не совершается. Это надо учитывать, особенно, если сорокоуст о здравии подается в период Великого поста. В храме, где Божественная Литургия совершается по определенным дням, чтение сорокоуста о здравии может продлиться несколько месяцев.

Когда во время чтения сорокоуста о здравии читают имена людей, о которых молятся, многие, подавшие прошения прихожане, начинают волноваться — услышат ли имя своего близкого. Священники не советуют думать об этом во время молитвы, потому что так людям посылаются искушения «вдруг нас обошли вниманием». Бог знает имена тех, о кот просят во время сорокоуста о здравии и ничего не перепутает. Если вам показалось, что имя не перечислили, это не значит, что Господь не принял бескровной жертвы.

Кроме сорокоуста существует и другой вид поминовения болящих — Неусыпаемая Псалтирь. Неусыпаемая Псалтирь, в отличие от сорокоуста о здравии обычно читается в монастырях, где есть определенные условия для этой молитвы и необходимое количество монахов, ведь это прошение читается непрестанно. «Сильной» или «слабой» молитвы в данном случае быть не может. Силу молитве предает истинная и крепкая вера в исполнение нашей просьбы.

Молитва об исцелении ребенка

О ком можно подавать требы

Подавать требы можно только за крещеных православных людей. Такие строгие правила Церкви связаны с тем, что Господь уважает свободу воли человека и никого не приводит к себе силой. Если человек сам не хотел стать членом Церкви, жить церковной жизнью, то, вероятнее всего, ему бы не понравилось, что за него молятся. Поэтому Церковь установила определенные правила, уважающие волю самого болящего и усопшего, выбравшего свой путь.

Если вы не уверены в вероисповедании человека, вы можете сами помолиться о нем, как в храме, так и келейно, но подавать сорокоуст за него нельзя.

Молитва об исцелении

О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).

Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя).
Аминь.

Подавать сорокоуст о здравии можно за:

  • Крещеного;
  • Православного;
  • Болящего человека.

Болезнь — не обязательное условие, чтобы помолиться о здравии, вы можете заказать сорокоуст и за близкого, которого просите оградить от недугов.

На сорокоуст о здравии нет определенного «лимита», его можно подавать с любой периодичностью и на любой срок. Если вы заказываете сорокоуст в храме, не забудьте написать полное имя человека, данное ему при крещении, за кого будут читать молитвы и его нужды («болящий», «страждущий») или помощи в тяжелой жизненной ситуации, об упокоении. В храмах обычно просят сделать уточняющую пометку:

  • о детях до семи лет: «младенец»
  • о детях после семи лет: «отрок»
  • о военнослужащем: «воин»
  • о больном: «болящий» или «страждущий».

Читайте также — Молитва Отче наш

Заблуждения и мифы о сорокоусте

  • Не стоит думать, что сорокоуст о здравии принимается вместо лекарство. Магическое понимание сорокоуста не имеет отношение к его реальному смыслу. Мы молим Бога, подаем прошение Церкви и приносим бескровную жертву в надежде, что Господь поможет нашему близкому побороть недуг. Но важно помнить, что только Господь знает лучшее для души человека и заказ сороуста о здравии — это не безусловная гарантия вызоровления.
  • Многие ошибочно считают, что подавать сорокоуст можно только об упокоении, поэтому подать сорокоуст о здравии — плохая примета. Это не так. Можно молиться и о здравии, кроме того, в Церкви нет места суевериям.
  • Считается, что 40 в сорокоусте — просто «счастливое число», на самом деле, оно появилось не случайно. В нем скрывается два числа- четыре и десять (четыре стороны света, символизирующие полноту) и десять — символ окончания. В Священном Писании число 40 встречается нередко. Моисей 40 дней водил народ по пустыне. Наш Господь Иисус Христос держал сорокодневный пост и молитву.
  • Подавать сорокоуст надо лично — еще один миф. Сейчас можно заказать сорокоуст в храме и монастыре онлайн. Это очень полезно для тех, кто по состоянию здоровья и сам не может придти в храм, но хочет заказать сорокоуст о здравии своих близких. Форма прошения в данном случае не играет роли.
  • Суеверные люди считают, что если подать сорокоуст об упокоении врага, в то время, как человек еще жив, обидчика ждут неприятности. Церковь не может поддержать это намерение, потому что христианство учит совершенно другому. Единственный, кто пострадает от такого поступка — душа человека, который заказал сорокоуст, желая причинить вред, а не помочь человеку.
  • Существует заблуждение, что сорокоуст о здравии надо заказывать одновременно в трех храмах или семи церквях, но это — не более, чем суеверие.

Если вы заказали сорокоуст о здравии и больной пошел на поправку, не забудьте прочитать и благодарственную молитву Святого Иоанна Кронштадтского: Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Сыне единородный безначального Отца, Едине исцеляяй всякий недуг и всякую язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и во славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Зачем нужен Сорокоуст о здравии и сколько дней длится

Таинство совершает священник на протяжении 40 литургий каждый день или 1-3 раза в неделю. Он считается сильным, поскольку при произнесении имени человек предстает перед взором Всевышнего. При этом священник достает по очереди кусочки просфоры, после перечисления всех имен опускает их в чашу с вином, символизирующую кровь Иисуса Христа, для омовения грехов. После службы емкость выносят для причастия, где прихожане вкушают хлеб с вином. Молитвы за здравие в монастырях имеют особую благодать, поскольку их не спеша читают монахи утром и днем ежедневно.

Многие знают, что у подавших записки для сорокоуста, есть все шансы выздороветь и получить желаемое. Мнение о том, что на молебен за здравие подают только болящие, неверно. Люди обращаются к Богу по разным причинам. Длительная литургия помогает:

  • укрепить дух;
  • побороть зависимости;
  • улучшить отношения;
  • наладить личную жизнь;
  • найти по душе работу;
  • обрести душевное равновесие;
  • пережить тяжелую ситуацию.

Как заказать Сорокоуст о здравии в 3 церквях Москва

Православные люди утверждают, что искренняя молитва снимает все негативное, что было наброшено на человека, укрепляется защита его организма. В православных текстах описан благостный эффект и сила молитвы. Бывает что после прочтения священного текста первое время с человеком расстаются негативные сущности и, уходя, они формируют массу мелких неприятностей. На ровном месте люди ссорятся, выясняют отношения с детьми, имеют проблемы по работе. Примерно через неделю после чтения сорокоуста о здравии все налаживается. Изменения у человека, имя которого упоминают в записке, происходят после 3-4 служб.

Подавать записку разрешено неограниченное количество раз. Таинство служат в течение разного времени — 40 дней, 6 месяцев или год, или постоянное поминовение. Подавать можно за здравие ребенку, беременной, близким и дальним родственникам.

Для этого фиксируют на бумаге имя человека, указывают нужды или просят о помощи в решении сложных ситуаций. Рядом с именем нужно писать: младенец, ребенок до 7 лет, отрок. Если речь идет о военном, пишут, что он воин, если просят о выздоровлении, указывают, что человек болящий. Для большего эффекта нужно навестить три церкви, и в каждом подать сорокоуст о здравии. Такая необходимость возникает, если нужно срочно помочь тяжелому больному или избавиться от негативного воздействия. Коллективная энергия действует быстрее и сильнее. Записки о таких службах оставляют, пока не село солнце. Если нет времени навестить монастырь, или не позволяет здоровье, каждый крещенный может сделать оформить любую требу на сайте Святцы.орг, где бы он не находился — в Москве, России, или в любой точке мира.

Верующим важно помнить, что в ритуале за здравие важен содержательный смысл, а не форма подачи. Он не отменяет необходимости навестить монастырь или приход. Стоя перед иконой, верующий сам осознает свои грехи и просит прощения у Бога.

Не все знают, что божий человек имеет право подавать записки за врагов, но при условии, что они прощены. Некоторые считают, что молитва бумерангом вернет причиненное зло. Это ошибочное мнение. Священный текст, произнесенный от сердца, никогда не может навредить. Обращение к Богу нейтрализует все зло, и человек сам уйдет из вашей жизни.

Сколько стоит сорокоуст о здравии

Размер пожертвования зависит от количества дней и других условностей. В какую сумму обойдется таинство заранее сказать сложно. Можно ориентироваться на цены, указанные на требы в интернете. Минимальное пожертвование начинается с 250-300 рублей.

МОЛИТВЫ О ЗДОРОВЬЕ

«О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя;

Обращение к Создателю

Господи, Создатель наш, помощи Твоей прошу, даруй полное выздоровление Божьей рабе (имя), омой кровушку ее лучами своими.

Лишь с твоей помощью придет исцеление к ней да благослови дороги все ее к долгожданному спасению, исцелению, выздоровлению.

Подари ее телу здравие, ее душе – легкость благословенную, ее сердцу – божественный Твой бальзам.

Боль навсегда отступит и силы к ней вернутся, раны все заживут и придет помощь святая Твоя.

Твои лучи с голубых Небес дойдут к ней, дадут ей защиту крепкую, благословят на избавления от болезней ее, укрепят веру ее.

Да услышит эти слова мои Господь. Слава Тебе. Аминь!

Молитву о здравии к Господу произносите как для себя, так и для своих близких, друзей и родственников. Слова «Божья раба” заменяете на «Божий раб” и называете имя заболевшего человека, аналогично тому как поступают при чтении сорокоуста о здравии священнослужители.

Кто из верующих не раз заказывал в церкви эту требу? Да каждый, пожалуй, кто знает, что такое житейский катаклизм и тревога за близких. Предстоит тяжелая операция пожилому родителю, ребенок сдает сложные экзамены, а может, надежды сохранить брак совсем не осталось? Или у самой здоровье шалит и с работой не клеится? Семь бед — один ответ: сорокоуст бежим заказывать. Да не в один храм, а в три или даже семь, как «знающие» бабушки советуют. Долго ли? Написал имя — и как будто полегчало на душе: так-то надежнее, с церковной молитвой, да еще такой протяженной… А что все же это такое — сорокоуст: как совершается, почему у многих до сих пор ассоциируется с поминанием усопших и чем отличается от других именных треб? На часто задаваемые вопросы об этой сугубой церковной молитве отвечает преподаватель Нижегородской духовной семинарии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иерей Виктор Плаксин.

Когда человек приходит в храм и заказывает сорокоуст, что конкретно совершается в церкви по этой требе? В чем ее суть?

— Речь идет именно о церковном поминовении, так называемой молитве «на проскомидии». Это может быть не только сорокоуст, но и годовая, и полугодовая — протяженность их во времени разная, но смысл один. С того момента, как заказан, допустим, сорокоуст, сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием указанного в записке имени живого или усопшего, в конце же литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает эту частичку, символизирующую душу живого или умершего христианина, в Чашу с Кровию Христовой. Не забываем, что проскомидия, первая часть литургии, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, так же, как скрытно, неведомо для мира, произошло рождение Спасителя. Это важно для понимания теми, может быть, еще неопытными прихожанами, которые пытаются расслышать имена, свои или своих близких, при зачитывании после евангельской части литургии священником так называемых «простых» записок. Не путайте: это уже другое, тоже церковное, поминовение, но оно совершается без вынимания частиц из просфор.

— Да, среди прихожан встречается ошибочное мнение, что сорокоуст «за здравие» — это что-то не исконное, что на самом деле эта молитва исключительно об умерших близких. В подтверждение даже ссылаются на толковый словарь Владимира Даля («Живой великорусский язык». Т. 4, 1882 г. — Ред.), где одно из значений слова «сорокоуст» — «сорокодневная молитва въ церкви, по умершемъ». Но вряд ли мы должны здесь ориентироваться именно на этот источник. Да, число 40 укоренено в церковном предании как один из периодов, который проходит душа после смерти. Вполне вероятно, что именно от этого и пошло такое предубеждение. Однако на данном этапе развития Церкви сорокоусты о здравии и об упокоении совершенно равнозначны. Думаю, объяснить превалирование сорокоустов об упокоении можно и тем, что многие люди, относящие себя к православным, на практике редко посещают богослужения и даже просто церковь. При этом побуждающим поводом все же зайти в храм часто становятся либо смерть, либо приближающаяся дата памяти близкого человека. Те же прихожане, что систематически посещают службы и ведут ответственную церковную жизнь, как правило, заказывают сорокоусты о здравии с той же периодичностью, что и об упокоении, если не чаще.

Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь? И еще: уместно ли написать в записке свое имя?

— Сорокоусты о здравии и упокоении дорогих нам людей стоит заказывать, невзирая на их нынешнее духовное состояние, поскольку при молитве мы полагаемся на Божие попечение о них, не впадая в осуждение или в размышления об их грядущей участи. Заказывать церковное поминание нельзя только за иноверцев, сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу. А если человек крещен в православии, но его приход к сознательной вере еще не состоялся, Церковь готова о нем молиться. Однако мы должны четко осознавать, с какой целью мы заказываем церковное поминовение. А то ведь как часто бывает? По совету «знающих» людей мать наркозависимого сына, уже не зная, где искать помощи, заказывает сорокоусты в трех монастырях! Отдает записки — и ждет результата. Но он будет, только если мы, осознавая необходимость сугубой молитвы за какого-либо человека, при этом сами усердно поминаем его в домашней молитве. Мы молим Бога, подаем прошение Церкви и приносим бескровную жертву в надежде, что Господь поможет нашему близкому побороть недуг. Если же человек подходит к сорокоусту магически и, надеясь на какую-то «сильную» молитву, сам не ведет духовную жизнь, пытаясь отмахнуться от Бога квитанциями и денежными пожертвованиями, то хоть семь годовых в семи монастырях закажи — нет в этом смысла.

За себя сорокоуст заказывать не просто уместно, но очень полезно. Таким образом мы просим у Господа сугубой молитвы и заступничества, часто в сложных ситуациях. Однако, как уже говорилось, мы не должны снимать с себя ответственность и оставлять работу над собой в стороне.

Если литургия в храме служится не каждый день, как же тогда соблюдается 40-дневное поминовение?

— Считаются не дни, а количество богослужений. В течение 40 литургий, независимо от того, сколько дней на это уйдет, будет совершаться вынимание частички просфоры на проскомидии с произнесением молитв о тех, за кого подана треба. Это обычная практика для небольших сельских храмов, где служба совершается не каждый день, а то и раз в неделю. В связи с этим порой интересуются: можно ли заказывать сорокоуст в пост или конкретно на Страстной седмице? Никаких ограничений в этом нет. Но все же во время Великого поста, когда полная литургия совершается гораздо реже (только в субботу и воскресенье), лучше не сорокоусты заказывать, а просто подавать каждый раз записки о здравии или об упокоении. И, кстати, в некоторых храмах существует практика особых постовых поминовений, когда в течение всего поста во время службы в алтаре прочитываются записки, а когда служится литургия — вынимаются частички.

Недоброжелатели заказали сорокоуст «об упокоении» за живого человека. Он, понимая, что все это суеверие, все равно ощущает неприятный осадок. Что сказать ему в этом случае?

— Когда человек прибегает к такого рода псевдомагическим приемам, он мало того, что демонстрирует свое невежество, но и явно вредит своей душе. Благой Бог, слышащий наши молитвы к Нему, знает, с какими мыслями мы их возносим и как относимся к каждому из окружающих. В этом ключе подумать, будто по нашей просьбе Господь может навредить другому человеку, совершенно неразумно и грешно. Спаситель знает, кто из людей жив, а кто уже почил, поэтому, если даже мы ошибочно или по злоумышлению заказали молитву об упокоении живого человека, вреда ему никакого не может быть. Точно так же, как и тогда, когда мы молимся о здравии людей, пропавших без вести, либо тех, с которыми не виделись многие десятилетия, с надеждой о том, что они живы. Господь, видя наше благое намерение, воздаст каждому положенное.

В чем отличие от срокоуста так называемой неусыпаемой Псалтири? И то и другое можно заказать в монастыре, на 40 дней, как за живых, так и за усопших. Что выбрать?

— Духовную пользу несет любая молитвенная помощь нашим близким. Но разница здесь довольно существенная. Сорокоуст — это церковное поминовение, совершаемое именно во время таинства, неусыпаемая Псалтирь — собственно молитва, причем читаемая келейно. Псалтирь — одна из самых древних богослужебных священных книг, ее значение в жизни каждого христианина невозможно переоценить. Святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь духовным врачевством, и это не столько даже эпитет, сколько функция этих богодухновенных текстов. С помощью чтения-молитвословия псалмов врачуется человеческая душа.

Неусыпаемая Псалтирь — это одна из форм исключительно монастырской молитвы с более чем пятивековой историей, получившая свое название в связи с непрерывностью своего прочтения. То есть все монахи обители круглосуточно, по очереди, читают Псалтирь. И основания к этому мы находим в Священном Предании, где сказано, что Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Бога, то есть в непрерывной молитве.

Вся Псалтирь (150 псалмов) разбивается на 20 отделений — кафизм, каждая из которых делится на три «славы» (связано это с тем, что по прочтению каждой «славы» читается обычная молитва-славословие Господу: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»). По прочтении первой и второй «слав» возносится молитва о здравии живых. По прочтении третьей славы — за покойных православных христиан. Конкретные имена и тех, и других вписаны в специальные монастырские журналы. Почему неусыпаемая Псалтирь читается только в монастырях, как мужских, так и женских? Потому что монахи принимают на себя ответственность молиться обо всем мире. Они отрекаются от мира, чтобы предстоять за него в молитве любви, и посвящают ей львиную долю своего времени.

Что означают «вынутые частицы»

Для проскомидии употребляется пять особых просфор. Из первой, «агничной», после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — эта часть просфоры называется Агнцем. Агничная просфора полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель, и служит собственно для причащения.

Из второй, «богородичной» просфоры, священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых и полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

Из четвертой просфоры священник вынимает частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах, диаконах и мирянах.

Из пятой вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках и мирянах. Эти вынутые частицы тоже укладываются на дискос — сначала за живых, ниже — за усопших.

Затем священник вынимает частицы из просфор, поданных верующими.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир (Чашу), напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, об имени которого возносится. Об этом говорят и слова, произносимые священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Текст: Екатерина Ротанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *