Три святителя

Икона изображает трех великих проповедников, последователей Христа и прославлявших Его Великое учение. Это Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. В христианском мире они именуются Отцами Церкви.

Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования: возлюбленный ученик Христа, святой евангелист Иоанн, святой Григорий и святой Симеон Новый, живший в XI в.)— боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст — золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного.

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии: учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV века актуален и в церковной ситуации ХXI в. По праву Трем Святителям был установлен Православный праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы.

До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых — анафоры (Евхаристический канон) – составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле.

  • Артикул: 44093
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 42 мм.
  • Ширина: 20 мм.

Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий – святые, известные как Отцы Церкви и ее вероучительные столпы. Три Святителя почитаются в христианском мире как мудрые духовные наставники, низложащие еретические распри. На оборотной стороне иконы — образ процветшего креста. По торцу — слова акафиста трем Святителям. € 1 650

Святой Григорий Богослов

Святой Григорий Богослов (326—389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил, которая еще до рождения сына обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. В возрасте 26 лет святой Григорий принял крещение. При выдающихся способностях, святой Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах.

Св. Григорий был близким другом св. Василия Великого, дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая в училище. В Афинах святой Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию «Отступник», который, став императором, отрекся от христианства и пытался, было, возродить язычество в Римской империи (361—363 гг.), и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви.

  • Артикул: 44274
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 34 мм.
  • Ширина: 16 мм.

На небольшой нательной иконе в праздничном окладе образ святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Святой Василий происходил из провинции Галатия в Малой Азии, где первоначально был врачом. В 336 году он становится епископом Анкиры, после чего следующие годы посвящает борьбе с еретическим арианством. Святой принял мученическую кончину за исповедование православной веры. На оборотной стороне иконы под процветшим крестом молитва, возносимая ко святому. € 895

Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям были его занятием. Некоторое временя он провел с другом своим Василием в его пустыне и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.

За свои замечательные богословские творения святой Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (святым Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей святого Григория до сих пор источают дивное благоухание.

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

  • Артикул: 44277
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 23 мм.
  • Ширина: 12 мм.

Подвес выполнен в виде Ангела со крестом, держащего в руках икону святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского – христианского богослова и писателя, жившего в IV веке. Василий Анкирский обличал еретическое арианство, за что подвергался постоянным гонениям. После обличения в ереси императора Юлиана Отступника, он был предан жесточайшим пыткам, в результате чего погиб как священномученик. Святой Василий является основателем и сторонником духоборчества. € 430

12 февраля 2019, вторник, 07:00 В этот день стоит посетить церковь, дабы помолиться святым. Фото: azbyka.ru

Сегодня, 12 февраля, Православная церковь празднует Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Среди народа день имеет наименование «Праздник трех святителей» или «трех святых». О становлении и молитвах в праздник расскажут Українські Новини.

Праздничный день назначен в честь событий 12 ст., когда разгорелся спор среди верующих Константинополя, поделивший их на три лагеря. А заключался он в том, кого из святых предпочесть главным:

  • одни избирали Василия Великого организатора монашества и строгого пастыря, объяснявшего тайны природы, известного своей добродетельностью;
  • те, кто выступал за признание наисвятейшим Иоанна Златоуста, настаивали на том, что святой, непревзойденный в красноречии, не менее склонен к борьбе с человеческими пороками, грехами;
  • другие останавливали свою симпатию на Григории Богослове – святом, восхищавшем сильным словом и мудростью.

Чтобы остановить нескончаемые споры, святые явились во сне митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу и в один голос поведали, что нету между ними первенства, все трое находятся рядом с Богом и не бранятся между собой, поскольку несут одну великую миссию. Таким образом святые повелели остановить накалившийся спор.

Тогда Иоанн Мавропод, почитаемый в народе митрополит, созвал людей, чтобы сообщить о произошедшем, тем самым убедив людей бессмысленности развернувшихся скандалов.

В честь объединения мыслей и почтения святых был установлен праздник трех святителей. В церквях проводится всенощное бдение, однако нет повечерий и полунощниц.

В этот день стоит посетить церковь, дабы помолиться святым. Считается, что Григорий Богослов помогает людям укрепиться в вере, Иоанн Златоуст приносит исцеление физическое и душевное, а Василию Великому молятся об успехе в обучении и исследованиях, также святой является покровителем для тех, кто открыл свое дело.

Как сообщали Українські Новини, главный запрет дня и 7 основных примет в праздник трех святителей.

Ранее отметили Григория-весноуказателя: народные традиции и погодные приметы.

На улице Первомайской располагается красивый и величественный храм Трех Святителей — памятник архитектуры XX века.

В 1903 году произошла торжественная закладка первого камня нового храма во имя Трех Святителей православной церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Строительство проходило по проекту и под наблюдением надворного советника, губернского архитектора П. Калинина. Средства собирались через добровольные пожертвования в приходских церквях, а также по подписным листам. Возведение собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1914 году. Храм со своими стройными строгими формами стал настоящим украшением города.

Построен он в форме креста и имеет семь куполов, над входом — колокольня. Во время нахождения в Могилеве Ставки (1915—1918) собор часто посещал император Николай II. С перерывами, храм действовал до 1959 года. В 1961 году церковь, построенная на народные деньги, была закрыта — снесли колокольню, купола, кресты и основали здесь клуб завода «Строммашина». В помещении под музыку духового оркестра стали устраивать танцевальные вечера, а потом загремела городская дискотека «Резонанс».

Г. Богослов, И. Златоуст, В. Великий Долгим и тяжелым был путь прихожан к возвращению храма. После восстановления Могилевской и Мстиславской епархии ее возглавил известный и авторитетный архиепископ Максим. Благодаря его стараниям, письмам и просьбам верующих через 30 лет, 25 декабря 1989 года, храм снова был освящен и начал действовать. Настоятелем собора стал священник Свято-Крестовоздвиженского собора (Борисо-Глебской церкви) Геннадий Пацевич. За годы его службы в соборе произошло довольно много преобразований: открыта библиотека православной литературы, читальный зал, воскресная школа, восстановлены колокола. В 1995 году построен крестильный храм в память Святителя Георгия Конисского (архит. А. Юрковец). Организуются и проводятся поездки прихожан в святые места, в т. ч. в Жировичский монастырь, Оптину пустынь, Псково-Печерский монастырь.

Каждый год, 12 февраля, здесь отмечается престольный Храмовый праздник в честь памяти Трех Святителей. Собор является кафедральным — главным храмом Могилева и наиболее посещаемым могилевчанами и гостями города.

В Могилеве издавна существовал образ иконы Могилево-Братской Божьей Матери, которая пропала во время последней войны. Ее копии имеются в коллекции Могилевского областного краеведческого музея, Свято-Никольской церкви, Свято-Крестовоздвиженском (Борисо-Глебском) соборе и кафедральном соборе Трех Святителей. Иконографический тип этой иконы — Матерь Божья Одигитрия. Христос сидит на левой руке Богородицы, его ножки разведены в стороны. В левой руке он держит свиток, а правой, поднятой вертикально вверх на уровне груди, благословляет.

Эта икона в соборе является одной из наиболее почитаемых святынь. Согласно легендарному преданию, чудотворная икона Могилево-Братской Матери Божьей трижды спасала город от врагов.

Первый случай произошел во время осады города войском Радзивилла в 1655 году, когда его жолнеры начали делать подкоп под городские укрепления, чтобы с помощью пороха пробить проход в стене. Горожане усердно молились богу об избавлении от нашествия, в том числе и старуха вдова-пекарка. Она молилась перед иконой св. Богородицы и, наконец, 19 марта увидела слезы на глазах иконы. Солдаты взорвали подведенный заряд, но неудачно: укрепления остались нетронутыми, а среди штурмующих было много убитых и раненых. После этого икона Богородицы была объявлена чудотворной, и это событие ежегодно праздновали в Могилеве 19 марта.

Второй случай связан с соратником русского императора Петра I — светлейшим князем А.Д. Меншиковым. Однажды, стоя на богослужении в Братской церкви перед иконой пресвятой Богородицы, князь начал обдумывать месть городу за победное восстание горожан против московского гарнизона в 1661 году. Внезапно без сознания он упал на пол. Придя в себя после того происшествия, Меншиков, вместо Братской церкви, стал навещать Спасскую и отказался от злых намерений в отношении Могилева.

Третий случай связан со страшным пожаром, во время которого за несколько часов в городе сгорело около 600 домов. Огонь уже почти подобрался к Братскому Богоявленскому монастырю, и тогда верующие, в последней надежде на спасение, вынесли чудотворную икону на улицу и стали молиться. И словно от неизвестной силы пламя повернуло назад…

Вот уже четвертое столетие люди с разными болезнями обращаются к Богородице, многие находят избавление и излечиваются. В храме Трех Святителей Могилево-Братская икона Божьей Матери в красивой резной оправе располагается справа от центрального иконостаса. Каждый год 1 апреля в честь иконы проходит праздничное богослужение — это ее день.

Икона Трех Святых 2020 / Фото: pravoslavie.ru

12 лютого отмечается праздник Трех Святых. Есть много известных икон, которые посвящены этому празднику.

Икона Трех святых: значение

Икона изображает трех великих проповедников, последователей Христа и прославлявших Его Великое учение. Это Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. В христианском мире они именуются Отцами Церкви.

Смотрите видео: в Одесской области решили бороться с преступностью иконой на дроне

Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования: возлюбленный ученик Христа, святой евангелист Иоанн, святой Григорий и святой Симеон Новый, живший в XI в.); Златоуст — золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного.

Икона Трех Святых: история

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии: учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV века актуален и в церковной ситуации ХXI веке. Из-за этого Трем Святителям был установлен православный праздник.

Их жизнь и труды пришлись на сложный период в истории христианства – 4-5 века, когда между христианством как официальной религией и пережитками язычества велась непримиримая борьба. Огромный вклад внесли в нее и эти святители, который пользовались в Византии любовью и почитанием. Со временем их стали воспринимать как единое целое и в 11 веке даже установили праздник Трех Святителей. На иконах трех святых также всегда изображали вместе.

Икона Трех святых: изображение

На Руси иконы «Три святителя» появились в конце 14 века. Их всегда изображают в полный рост, в торжественном церковном облачении. В образе этих святых старцев обращают на себя внимание их высокие лбы, признак интеллекта, учености и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах – свитки), пальцы правой сложены для благословения.

Икона Трех святых: в чем помогает

Поскольку эти три святые являются Вселенскими учителями и сами отличались выдающейся ученостью, перед иконой трех святых молятся о хорошей учебе (причем как сами учащиеся, так и их родители). Также каждому из них возносят индивидуальные молитвы:

  • Святитель Григорий Богослов помогает укрепиться в Истинной Вере и обратить в нее иноверцев и тех, кто поддался еретическим заблуждениям, то есть сектантов и раскольников.
  • Святитель Василий Великий помогает добиться успехов в обучении и научной работе, при проведении исследований и изысканий. Он покровительствует также тем, кто начинает свое собственное дело.
  • Святитель Иоанн Златоуст помогает в избавлении как от различных физических недугов, так и от недугов душевных, особенно отчаяния.

Икона Трех святых: молитва

Кроме того, перед иконой трех святителей следует непременно помолиться тем, кто собирается строить собственный дом, или перед входом в новую квартиру/дом. Молитва перед этой иконой защитит от искушений и гонений со стороны недоброжелателей или начальства.

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне,

светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия

хульных смущения и шатания ересей угасившии;

припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием:

предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы,

за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте,

всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии,

Реклама

и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы,

и во вседушевнем послушании его Церкви Святей:

да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша;

да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола;

да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение:

пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых,

правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги,

сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление,

юным благое в вере возрастание,

старцам утешение,

обидимым заступление,

и всем вся ко временней и вечней жизни потребная,

яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе,

добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и

сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити

Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святые Вселенские отцы, молите Бога о нас!

Напомним, что ранее мы писали об иконе Сретение Господне.

Новости на эту же тему:

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). В истории Церкви было немало наставников: это и Апостолы, и святые отцы, и духоносные старцы. Но только трем из всех Церковь усвоила именование «Вселенские великие учители и святители». Сегодня мы празднуем память этих людей – святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Эти святые отцы жили в эпоху, когда христианская Церковь только-только получила свободу, и язычество было еще сильно. Это та эпоха, которая называется поздней античностью. В эту эпоху в Церковь влилась свежая кровь в лице приходящих людей, но, с другой стороны, Церковь получила проблему, потому что впервые возникло лжеучение, которое охватило всю Церковь – лжеучение Ария. Учение, которое провозглашало, что Сын не есть Бог по существу Своему, но есть высшее из творений. Эта ересь грозила самому существованию Церкви. И трем вселенским учителям Промыслом Божиим выпала тяжелейшая задача отстоять православную веру в таких условиях, когда, казалось бы, уже сами основы поколебались, когда на всем Православном Востоке было такое время, что оставался до конца православным только один епископ – святитель Афанасий Великий. На Западе тоже были колебания. Императорская власть всячески поддерживала ариан.
И в этих условиях святые вселенские учители явили пример стояния в вере. Мы знаем их жительство, знаем о том, что они происходили из благочестивых, святых семейств. Мы знаем о том, что Василий Великий впоследствии в достаточно молодом возрасте — 40 лет — возглавил одну из ключевых кафедр Востока – кафедру Кесарии Каппадокийской. И здесь он явил себя подлинным тружеником, отстаивая православную веру, и как архипастырь, наставляя паству свою и заботясь о ней. Святитель Григорий Богослов – человек, который всю свою жизнь мечтал о созерцании. Волею Божиею он вынужден был в конце концов занять столичную кафедру – Константинопольскую. И здесь должен был практически в одиночку отстаивать православную веру, собирать рассеянную паству. Святитель Иоанн Златоуст, живший несколько позже, происходил из тогдашней, можно сказать, провинциальной Антиохии. Он был приглашен на Константинопольскую кафедру как проповедник. И здесь он вынужден был столкнуться с нравами и неблагочестием тогдашнего столичного клира, нравами общества и даже с самой императрицей Евдоксией, которая ненавидела его за обличения, за то, что он призывал к помощи бедным. И жизнь его была поистине подвижнической, а кончина мученической. Последние годы святителя Иоанна Златоуста прошли в гонениях, в неимоверно тяжелых условиях, которые он очень смиренно описывает в своих письмах.
Чему же прежде всего научает нас подвиг этих святых угодников Божиих? В Священном Писании говорится, что целью и смыслом христианской жизни является Богопознание. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). И этой задаче святые отцы посвятили всю свою жизнь, чтобы провозгласить, выявить и сформулировать догматы Святой Троицы, а, с другой стороны, своим жительство явить любовь, которая есть в Святой Троице. Святитель Григорий Богослов говорит удивительные слова о том, что блаженство праведных в будущей вечной жизни будет заключаться в постижении Божественных догматов и прежде всего в постижении догмата Святой Троицы. И сегодня хотелось бы поговорить о Богопознании, о том, что является центром и смыслом христианской жизни.
Святые отцы и прежде всего вселенские учители научают нас тому, что путь к Богу есть путь долгий. И этот путь представляет собой как бы три этапа. Первый – этап очищения сердца, когда человек, отягченный всякими страстями, должен, принося покаяние, очиститься. Это есть необходимое условие Богопознания, потому что если не произойдет очищение сердца, то человек может ограничиться только чтением книг, но, собственно говоря, не познает Бога. Мы знаем из жития святых угодников, память которых сегодня празднуем, о том, что путь их начинался в пустыне, в уединении. Святители Василий Великий и Григорий Богослов подвизались в Каппадокийских пустынях и там сформулировали правила монашеского жительства, жили сами согласно этим правилам как подвижники, как удивительные примеры аскетизма. Святитель Иоанн Златоуст также несколько лет своей жизни, в своей юности, провел в пустыне. Из них два года он провел в одиночестве. И там, созерцая Святую Троицу, он очищал свое сердце.
Второй этап, ведущий нас к Богопознанию, — это этап просвещения ума. Когда человек очистил свое сердце от страстей, от страстных движений, помыслов, он сподобляется ве́дению Промысла Божиего, ведению воли Божией. Тогда человек уже не по книгам, не по советам других людей, но по Откровению от Самого Бога, может изрекать истину, изрекать волю Божию. Святые вселенские учители, когда стал вопрос о противостоянии еретикам, говорили не от книг, они говорили от того опыта, который Господь дал им пережить. А этот опыт заключался прежде всего в том, что Господь есть Личность, что Господь – это Тот, Кто не что-то абстрактное, которое находится где-то за пределами моего познания, где-то за облаками; это Тот, Кто есть со мной, Кто общается со мной. И вот именно благодаря пониманию того, что Бог прежде всего есть Личность, Василий Великий смог сформулировать тот удивительный догмат, что Лица Святой Троицы – это Личности.
И третий этап Богопознания – это непосредственное приобщение к Богу, то, что святые отцы называют словом «обо́жение». Это можно уподобить тому, как если в огонь положить металл: он раскаляется и становится красным, и тогда уже невозможно отделить сам метал от огня, потому что сам металл несет в себе огонь. Это и есть Богопознание в подлинном смысле этого слова, когда человек уже не нуждается ни в каких словах, когда, как говорят святые отцы, в молчании совершается проникновение человека в Бога и Бога в человека. Как и Христос говорит: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин.14:20).
Сегодня, дорогие братья и сестры, очень важно задуматься о том, как мы с вами живем, боремся ли мы со своими страстями. Потому что если мы не будем бороться, то мы так и останемся недоучками. И дай Бог, чтобы мы с вами, взирая на жизнь отцов – вселенских великих учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, учились борьбе со страстями и ревновали бы о дарах бо́льших, так, чтобы когда-нибудь вместе с ними в Царствии Небесном прославить Святую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

♦ иеромонах Иосиф (Лужнов)

источник: Сайт Коломенской Духовной семинарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *