Трифон вятский

Почти 130 лет стоит на высоком берегу Камы Свято-Троицкий храм. Что значит для Прикамья этот храм, неразрывно связанный с именем Святого преподобного Трифона?

Именно отсюда еще в XVI веке семена христианской веры начали распространяться по Прикамью. Это было началом новой истории края, приобщением к глубочайшей духовной традиции.

В годы советской власти многие монастыри и храмы были закрыты, безжалостно разграблены и варварски разрушены.

Сбивались с куполов кресты, церкви стояли обезглавленные, уничтожались бесценные росписи, иконы и книги, разворовывалась церковная утварь. Сама память о святых и их подвигах, историческая память страны уничтожалась. Бесчестным преследованиям подверглись верующие и священнослужители.

В страшном для России 1937 году Свято-Троицкий храм в Нижних Муллах был закрыт. Здание храма новые власти использовали для разных хозяйственных нужд. В годы Великой Отечественной войны здесь работала табачная фабрика.

После войны в церкви расположили склад совхоза «Большевик» А с 1982 года здание и вовсе пустовало. Опустевшее и осиротевшее, оно было видно издалека – как живой укор беспамятности и беззаконию.

Иконостас и фрески, украшавшие стены и высокие своды летнего храма, частично сохранялись до конца 80-х годов, но потом были уничтожены пожаром. Огонь оказался не только символом разрушения, но и очищения. После пожара власти передали здание Свято-Троицкого храма Пермской епархии. В 1989 году храм был открыт для прихожан. Но все хорошо понимали, что после долгих лет заброшенности и бесхозяйности разрушающемуся зданию храма необходимы ремонт и реставрация. По сути, предстояло поднять храм практически из руин.

Сегодня свято-Троицкий храм восстает к былой славе и величию благодаря усилиям Пермской епархии и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеорсинтез».

Первый большой объем восстановительных работ был выполнен еще в начале 90-х годов прошлого века.

С просьбой о срочной помощи прихожане обратились к тогдашнему генеральному директору предприятия Вениамину Платоновичу Сухареву. Но речь пока не шла о реставрации. Задача была одна: предотвратить дальнейшее разрушение храма, выполнив комплекс противоаварийных работ.

Вторая большая глава в истории возрождения храма началась в 2004 году. Прихожане храма повторно обратились к руководству предприятия, рассказав о том, как ветшает храм. Новый генеральный директор предприятия Владимир Юрьевич Жуков, как и его предшественник, не остался равнодушным к просьбам о помощи.

Основополагающим принципом по восстановлению храма стало стремление сделать все на самом высоком современном уровне, применить новейшие разработки и технологии реставрации старинных зданий, разработанные в России и Европе.

Для реставрации стен была использована штукатурка особого состава, специально заказная в Германии, где давно существуют методики реставрации старинных зданий. Эта штукатурка является уже готовым грунтом и позволяет прямо по ней, без дополнительной обработки, наносить на стены роспись. Воссоздать в Свято-Троицком храме стилистику и атмосферу XVI века, времени Трифона Вятского, помогает новый иконостас, сделанный по образцам той эпохи. Иконостас украшен золотом и художественной эмалью. Все иконы в нем написаны в стилистике школы преподобного Андрея Рублева, самого знаменитого русского иконописца.

В стиле XVI столетия выполнен и пол храма. Светлые, гладкие каменные плиты, из которого выложен простой и изящный рисунок, дают зрительное ощущение легкости и воздушности. Традиции эпохи преподобного Трифона Вятского выдержаны и в драгоценной церковной утвари, заказанной для храма на заводе «Софрино» Московской Патриархии.

Новый величественный облик Свято-Троицкого храма – результат объединенных и целенаправленных усилий, щедрости и знаний, сочетания давних традиций и смелого новаторства, применяя лучших мировых реставрационных и архитектурных технологий и опыта ведущих специалистов.

Комплекс работ по восстановлению таких сооружений – процесс длительный, рассчитанный на несколько лет.

Многое сделано, многое еще предстоит сделать.

Из жития преподобного

Трифона, Вятского Чудотворца

Святой преподобный Трифон родился в 1546 году на русском севере, в архангельском селе Малая Немнюшка. Он был младшим сыном в большой зажиточной крестьянской семье Дмитрия и Пелагеи Подвизаевых. При крещении получил он имя Трофим. Рано почувствов влечение к иноческой жизни, в 18 лет он покинул дом и пустился странствовать по Северу.

В 1571 году Трофим поселился в Орле-городке на Каме. Здесь почти год вел он жизнь юродивого, ночуя на церковной паперти и собирая милостыню. Как-то зимой, когда блаженный шел по берегу реки, строгановские приказчики, потехи ради, столкнули его вниз. Трофим упал и был полностью погребен под снегом. Приказчики испугались, что он погибнет, и откопали его. Они попросили прощения и тотчас его получили. Отряхивая с Трофима снег, приказчики дивились его терпению и кротости.

Об этом случае стало известно Якову Аникее-вичу Строганову. В это время на руках Якова Аникеевича умирал его единственный пятнадцатилетний сын Максим. Братья Строгановы, сами знатоки-травники, не могли вылечить юношу. Яков Аникеевич попросил Трофима помолиться об исцелении его сына. Трофим исполнил его просьбу — и Максим пошел на поправку. Строгановы были благодарны Трофиму за совершенное им чудо. С их позволения 22-летний Трофим пришел в Пыскорский монастырь под Соликамском, построенный Аникой Строгановым в 1560 году. Здесь Трофим принял монашество с именем Трифон.

С рвением выполнял Трифон монашеские послушания. После церковной службы он трудился там, куда его посылали — носил дрова, сучил свечи, ходил за больными, был поваром и хлебопеком, а также сделался незаменимым мастером соляных дел. Желая еще больших тягот. Трифон ночами выходил из кельи и стоял, читая молитвы, отдавая себя на съедение гнусу. От суровых послушаний и добровольных подвигов он тяжело заболел. Однажды он впал в забытье, и ему явился Николай Чудотворец. «Встань и ходи!» — повелел он больному и благословил его крестом.

Выздоровев, Трифон усилил свои подвиги и обрел дар пророчества. Исцеления, совершаемые им, привлекали к нему многих окрестных жителей. Но среди монастырской братии все это породило зависть и злословие. Не желая раздора среди братии. Трифон покинул Пыскорскую обитель. В маленькой лодочке он спустился вниз по Каме на 150 верст до Гляденовской горы и устья речки Мулянки. Место, где следует выйти на берег, было ему указано свыше. Сюда против течения реки пять верст пронесли лодочку Трифона волны. Выкопав себе пещеру, Трифон начал в этом месте жизнь пустынника и подвижника.

Почти две тысячи лет Гляденовская гора была капищем. Там росла огромная ель, которую украшали подвески из серебра и золота, остяки подносили ей лучшие части добычи, кожи, меха. Дерево считалось неприкосновенной святыней. Трифон срубил и сжег ритуальную ель и разорил языческое святилище. По преданию, дерево это было настолько громадным, что на его пне свободно могли развернуться сани.

Узнав, что ель срублена, а отшельник не претерпел никакого вреда, остяки воскликнули: «Велик Бог христианский!». Они не решились причинить пустыннику вреда, но все же долго не могли простить ему уничтожения своего святилища. В то лето на Каме бушевал черемисский бунт, восставшие шли вверх по Каме на строгановские земли. Остяки и вогулы побоялись, что Трифон укажет черемисам их жилища, и явились его убить. Но келья и монах стали для них невидимы. С той поры местные жители начали почитать пустынника и прислушиваться к проповедям Трифона. Вскоре Трифона разыскал строгановский приказчик Моисеев. На соляном промысле Пыскорского монастыря иссякли колодцы с рассолом. И тогда настоятель обратился к приказчику Строганова с просьбой послать нарочного за преподобным. Вернувшись в Пыскор, Трифон после молитвы обошел промысел, осмотрел скважины, солепроводы. показал, где надобно их чистить, и когда закончили все работы, колодцы вновь дали рассол. Иноки покаялись перед Трифоном, и он ненадолго остался в монастыре.

Затем Трифон обратился к Строгановым, и те позволили ему поселиться на Чусовой, в вотчине спасенного им некогда Максима Строганова. На горе, на правом берегу реки Трифон выстроил келью. Слух о святом человеке вскоре распространился, к пустыннику начали приходить жители окрестных деревень за благословением, некоторые решились разделить жизнь преподобного и принять монашество. От кельи Трифона и пошел Успенский мужской монастырь, третий после Чердынского и Пыскорского на Урале. На этом месте Трифон прожил около десяти лет. В 1573 году по молитве Трифона сибирский царевич Маметкул. совершавший набег на уральские земли, повернул прочь, не дойдя четыре версты до Чусовского городка. Очевидно, именно Трифон служил молебен для уходящей в Сибирь дружины Ермака.

Но случилось несчастье. Трифон и его помощники расширяли пашню, по обычаю того времени, выжигая лес. Неожиданно налетевший ветер разнес пламя, и пожар охватил штабеля дров, заготовленных для строгановских соляных варниц, — весь огромный их запас сгорел. Дровосеки схватили Трифона и сбросили его с крутого берега реки. К счастью, он остался жив и. видя за собой погоню, сел в лодку и переплыл на другой берег.

Максим Строганов за спаленные дрова приказал посадить преподобного в яму на цепь. Услышав этот приказ. Трифон предрек Максиму Строганову, что вскоре ему самому придется сидеть так же. Действительно, через четыре дня явились московские гонцы и посадили Максима на цепь рядом с Трифоном. На Строганова, получив на него донос, наложил опалу царь Иоанн Грозный. Максим, оказавшись рядом с Трифоном, тотчас велел снять с подвижника оковы, а Трифона просил молиться об его освобождении, но навсегда покинуть его вотчины. Трифон вынужден был уйти с Чусовой, но оставил здесь своего ученика инока Иону. Преподобный отправился в Чердынскии монастырь, где пребывал его духовник, бывший настоятель Пыскорского монастыря игумен Варлаам. получил его благословение и, навсегда покинув пермские земли, ушел в вятские пределы, где тогда еще не было ни одного монастыря.

В 1579 году блаженный Трифон пришел на реку Вятку. Здесь он основал три монастыря — Слободской. Богоявленский и Хлыновский Успенский. Он много странствовал, бывал в Соль-вычегодске. на Соловецких островах, в Москве. Трифон собирал на свой монастырь милостыню, поклонялся святым местам, беседовал с церковными иерархами.

Святой преподобный Трифон Вятский отошел в вечность 8 октября 1613 года. Ежегодно 21 октября, в день памяти святого, в храмах всея Руси поется акафист — особенное хвалебное песнопение преподобному Трифону.

Архим. Трифон (Плотников). Фото с сайта храма Всех Святых г. Краснодара

Трифон (Плотников) (род. 1954), архимандрит, руководитель Отдела по взаимодействию со СМИ Екатеринодарской и Кубанской епархии, председатель епархиального отдела по социальному служению, настоятель Краснодарского Всехсвятского храма

В миру Плотников Виктор Леонидович, родился 7 ноября 1954 года в городе Кировске Мурманской области в семье раскулаченных крестьян (по другой версии, в семье рабочих), крещен во младенчестве.

В 1972 году окончил среднюю школу № 1.

С 1972 по 1973 год учился в Ленинградской лесотехнической академии на химико-технологическом факультете, с 1973 по 1976 год служил матросом на подлодках Северного флота.

После демобилизации был рабочим апатитового рудника, церковным сторожем и чтецом храма Казанской иконы Божией Матери в городе Кировске, чтецом в храме святого Мартина Исповедника в Архангельске.

В 1982 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии.

17 марта 1983 года был рукоположен в сан диакона епископом Архангельским и Холмогорским Исидором (Кириченко).

7 октября 1984 года рукоположен в сан священника тем же архиереем, назначен настоятелем Вознесенского храма в селе Иб Республики Коми.

9 апреля 1986 года пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Трифона Печенгского, Кольского чудотворца.

15 июня 1992 года назначен настоятелем Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря (Архангельская область). В июле того года возведен в сан игумена.

В 1993 году заочно окончил Московскую духовную семинарию.

В 1994 году — инициатор серии семинаров «Введение в православную педагогику». С конца 1994 по 2010 год — руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

С 1995 года возглавлял архангельский Центр заочного обучения Свято-Тихоновского Богословского института.

В 1995 году был организатор Иоанновских образовательных чтений, проводимых Архангельской и Холмогорской епархией, администрацией Архангельской области и Поморским государственным университетом.

С 1999 года — председатель церковно-археологической комиссии Архангельской епархии.

С марта 2000 года — главный редактор газеты «Духовный сеятель» и приложения к ней «Педагогический семинар».

К Пасхе 2000 года возведен в сан архимандрита.

С ноября 2001 года — главный редактор церковно-исторического альманаха «Сийский хронограф».

С 2003 года — руководитель епархиального отделения образования, епархиальной комиссии по канонизации.

С 2004 года — председатель Совета руководителей епархиальных отделов религиозного образования Русской Православной Церкви. С 2007 года — член Союза журналистов России.

В 2007 году закончил Московскую духовную академию. 30 ноября 2015 года защитил диплом на тему «История формирования архитектурного ансамбля Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря».

27-28 января 2009 года участник Поместного Собора Русской Православной Церкви.

С 26 октября 2009 по 16 июня 2011 года прошел профессиональную переподготовку в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.

В июле 2010 года перешёл в Екатеринодарскую епархию.

1 сентября 2013 года назначен на должность настоятеля прихода храма Всех святых города Краснодара.

Референт митрополита Екатеринодарского Исидора (Кириченко); руководитель Отдела по взаимодействию со СМИ Екатеринодарской и Кубанской епархии, председатель епархиального отдела по социальному служению.

Награды

  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (февраль 2001)
  • орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского III степени (июль 2002)
  • почетный знак УИН МЮ РФ (январь 2003)
  • почетный знак «100 лет Подводного флота России» (2006).

Использованные материалы

  • Архимандрит Трифон (Плотников), биография. Сайт виртуальный музея Новомучеников и исповедников Земли Архангельской
  • Духовенство. Настоятель, официальный сайт прихода храма Всех Свтых г. Краснодара

Жития святых. Преподобный Трифон Вятский.

Фрагмент иконы «Трифон Вятский перед Богоматерью».

Вятская земля с бескрайними лесами, горный Урал с холодными реками. Тысячи лет на этой земле жили племена идолопоклонников – вогулы и остяки. Они охотились, ловили рыбу и приносили добычу в дар своим богам. Но пришло время, когда по лесным дорогам, по рекам в эти места пришли новые люди. Они рассказывали язычникам о своем Боге, о том, как принял он за всех людей крестные муки. Одним из этих мужественных проповедников был преподобный Трифон Вятский.
Трифон родился в 1546 году в селе Немигонка Архангельской губернии, принял постриг еще юношей и путь послушания привел его на Урал. Он принимал испытания с бодрым духом и улыбкой, примирял и исцелял людей. Однажды он сел в лодку, и отдал себя на волю речных волн. День и ночь плыл он вниз по течению, пока лодка не остановилась у малого притока по прозванью Мулянка. Тогда взял Трифон весла, поднялся вверх по речушке до большой поляны, окруженной непроходимым лесом. На той поляне росла старая ель. Ее ветви были увешаны приношениями охотников-остяков . Преподобный Трифон решил поселиться на той поляне, поставил дом, завел огород. Но остяки быстро узнали, что на их священной поляне появился чужак. Тогда возмутились они, взяли оружие и поспешили на встречу с незваным гостем.
Подступили остяки к жилищу Трифона, закричали, грозя оружием. Преподобный вышел к ним.
Первый остяк-охотник:
Кто ты?! Зачем ты пришел и поселился здесь?!
Второй остяк-охотник:
Это наша священная поляна, здесь мы поклоняемся нашим богам. А эта могучая ель – наше священное дерево. Мы приносим ей дары. Здесь не место чужакам!
Трифон:
Здравствуйте, добрые люди. Имя мое Трифон. И зла я вам не желаю.
Первый остяк-охотник:
Почему он улыбается? Он, что, не боится нас? (Трифону). Эй, чужак! Где твое оружие?
Второй остяк-охотник:
Да, ты посмотри. Все его оружие – тяпка да лопата.
Первый остяк-охотник:
Эй, чужак! Почему ты не ведаешь страха?
Трифон:
Я раб Господа моего Иисуса Христа. И бояться мне нечего.
Первый остяк-охотник:
Иисус? Что за бог? Не слыхали о таком.
Второй остяк-охотник:
Наши боги живут в наших лесах. В каждом камне, в каждом дереве. Только в них мы верим.
Первый остяк-охотник:
А каков твой бог? Какова его сила?
Трифон:
Что ж, я расскажу вам об Иисусе Христе…

Трифон улыбнулся и начал рассказ о своем Боге и его новозаветных деяниях. И остяки с интересом слушали, пока Трифон не закончил свой рассказ.

Трифон:
Вот таков мой Бог. А ваши кумиры – совсем не боги. Одно лишь наваждение!
Первый остяк-охотник:
Может, и силен твой бог, да не сильнее наших.
Второй остяк-охотник:
Да, верно! Многие люди смеялись над нашими богами, над нашими обычаями. Да только боги их наказывали – с ними случались несчастья.
Первый остяк-охотник:
Не смей подходить к священной ели! Если ты коснешься нашей святыни, тебя ждет смерть. Помни об этом!
Трифон:
Спасибо, добрые люди, за предупреждение о силе ваших богов. А вы приходите снова. Гостям я всегда рад.

Остяки-охотники разошлись в смущении и задумчивости. Как только они ушли, Трифона проведал купец Федор Сухоятин – беспокоился он за жизнь преподобного. Но Трифон встретил купца невредим, а еще попросил у него острый топор. Догадался купец, что задумал монах, рассказал, что даже добрые христиане, рискнувшие смеяться над священным деревом, болели и умирали в муках. Но Трифон твердо решил истребить языческое мольбище. Четыре недели он готовил себя молитвами и постом, а затем, взяв святую икону, пошел к языческой сосне. Дерево это было крепкое, широкое, но Трифон принялся его рубить и не остановился, пока старая ель не рухнула на землю. И дерево, и все языческие дары преподобный Трифон сжег на костре.
Когда увидели остяки, что их священная ель превратилась в угли, а Трифон никак не пострадал, воскликнули: «Велик Бог христианский!». Но не сразу смирились язычники, грозились убить монаха, да не смогли – отвел Трифон беду молитвами. В конце концов, остяки покорились, стали почитать блаженного Трифона и приняли веру Христову.
Позже преподобный Трифон вернулся в Пыскорскую обитель, где нес послушание 9 лет. А затем с благословления духовного отца, иеромонаха Варлаама, отправился в вятскую землю, где 24 марта 1580 года основал первый в Вятке монастырь. Остаток жизни он посвятил строительству обители и воспитании монашеской братии. А среди людей получил прозвание Трифона Вятского.

Преподобный Трифон Вятский

В минее существует отдельная служба и акафист. Первые иконы относятся ко времени последних лет жизни преподобного. Канонизация прп. Трифона состоялась в 1684 году при архиепископе Ионе (Баранове).

Тропарь, глас 4

Яко светозарная звезда, возсиял еси от востока до запада, оставль бо свое отечество, дошел еси Вятския страны и богоспасаемаго града Хлынова, в нем же обитель во славу Пресвятыя Богородицы создав, и тамо на добродетель вперився, собрал еси иночествующих множество, и, сих наставляя на путь спасения, был еси ангелом собеседник и постником сопричастник, Трифоне преподобне, с ними Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Проповедует присно страна Вятская подвиги и труды твоя, преподобне, в странах Архангельских, Устюжских, Пермских и светло красуется, стяжав тя помошника и покровителя себе особне. Молим убо тя святче Божий, не лиши и нас грешных небесныя твоея помощи и покрова молитв твоих, к твоему бо заступлению в скорбях наших вседушно прибегаем и прославльшему тя Господу со умилением зовем: аллилуйя

Житие прп. Трифона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *