Троице сканов женский монастырь

Сканов пещерный монастырь является одним из крупных в Восточной Европе для пещерных памятников данной группы. Для Европейской части России, его можно отнести к крупнейшим. Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры. Пещера находится в 2-х км северо-восточней с. Сканово, неподалеку от Свято–Троицкого Сканова монастыря. Гора Плодская, в которой расположен вход в пещеру, обрамлена лесом. Под горой находится долина р. Мокша. Пещеры заложены в серых и буровато-серых глауконитовых, мелко- и тонкозернистых песчаниках средней крепкости, Отрадненской толщи Сантонского яруса. В приповерхностной части залегают делювиальные супеси с щебнем песчаников.

У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Раньше здесь была деревянная часовня. У источника начинается подъем на гору по довольно крутой лестнице. Гора является самой высокой точкой округи.

Недалеко (4-5 км к юго-востоку от с. Сканово) имеется еще один целебный источник – родник Паник (Поник). При нем сооружена часовня и беседка.

Как предполагают местные краеведы, пещерный монастырь был основан в XIV веке иноками Киево-Печерской Лавры. По мнению историков, его основание можно отнести к середине XVII в.

Одно из первых упоминаний о пещерах на горе Плодской (Пещерная, она же Городок), относится ко второй половине XIX в.: » В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок» <…> Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18 (около 0,8 м), вышиной (сводом) в 40 вершков (около 1,8 м), длиной до 256 сажень (546,2 м), и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).

Из жизнеописания Арсения известно, что «Арсений 2-й, из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим как братией, так и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен и иеромонашества и настоятельства в обители преосвященным пензенским Амвросием 1-м, который иногда многие дни проводил с ним в духовной беседе. Впрочем, настоятелем обители он пробыл не долго (с июля 1825 по январь1827 гг.) и оставив оное, по собственному желанию, удалился в пещеры, в коих и прежде сего трудился, распространяя оные, и устроил в них несколько келий и место для церкви. Скончался в обители и погребен возле соборной церкви с южной стороны; над гробом его творят память многие посетители обители» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).

В XIX веке над пещерами идет активное строительство: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один — во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.). В храме также был придел св. вмч. Варвары. Храм был выполнен в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней.

Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была еще совсем молодая, — рассказывает одна из жительниц села Сканово, — работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли — кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника — скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».

В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника. Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы. Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.

Сканов пещерный монастырь представляет сложную структуру галерей и помещений, заложенных на трех ярусах на глубине – 6 м при амплитуде 12 м. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус t 11-12 °С, второй ярус t 8-9 °С, третий ярус t 6-7 °С. Пещера сухая, водопроявления практически отсутствуют. Из животных распространены: насекомые (комары и бабочки); грызуны (мыши); рукокрылые (бурые ушаны), на зимовке в пещере отмечено три вида рукокрылых: ночница Брандта, водяная ночница и бурый ушан.

Первый (верхний) ярус (около 126 м ходов), вытянутый в северном направлении, практически лишен камерных помещений, за исключением расширения в привходовой части. Вход в него находится в провальной воронке. Возможно, верхний ярус был связан с наземными сооружениями монастыря. Сейчас первый ярус связан со вторым через сбойку, образовавшуюся в результате провала свода помещения второго яруса. Возможно, ранее связывался со вторым ярусом 1-2 галереями, ныне заваленными.

Второй ярус занимает северо-восточную часть подземелья. Имеет отдельный вход, ныне расчищенный. По свидетельствам старожилов, этим входом пользовались монахи. Здесь наблюдается максимальная концентрация помещений, различных ниш, лежанок и галерей. Возможно, что с этого участка началось развитие пещерного монастыря.

Третий ярус, наиболее протяженный, занимает западную часть подземелья. Имеет отдельный вход, который сейчас оборудован в виде часовни. Помимо этого входа, имеется еще несколько заваленных. Ярус представлен в основном ходами с небольшим количеством помещений и ниш. Возможно, что часть ходов яруса создана в XIX в. при возрождении пещерокопательства. Скорее всего, ход был оборудован для прохода паломников к основным помещениям монастыря на втором ярусе. Конец этого хода оборудован нишами для мощей. Затем, видимо, от центрального хода происходит развитие остальной части системы третьего яруса в разные стороны. Третий ярус имеет различные сбойки и соединения со вторым ярусом в центральной части пещерного лабиринта. Одна из них образовалась в результате вывала свода галереи 3-го яруса, проходящей под полом галереи 2-го яруса.

Сечение галерей в основном коробовое (арочное), местами прямоугольное. Ширина ходов от 0,5 до 1,1 м. Высота от 1 до 2 м. В наиболее обвалоопасных участках галереи усилены кирпичной кладкой. В стенах и в тупиках галерей имеются ниши для икон.

Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.

Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).

По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий — например, мощей (ниши аркасолии).

Отдельный интерес представляет крипта размером 2,2х1 м с кирпичным сводом, на который красной краской нанесены кресты. В полу крипты устроена усыпальница, которая, очевидно, перекрывалась плитой (вдоль стен сохранились пазы). С трех сторон над полом выполнена фреска с надписями на церковно-славянском языке. Возможно, эта крипта использовалась также как часовня. В пещерном монастыре есть и другая часовня, сооруженная на пересечении ходов.

Два участка монастыря, находящихся на втором ярусе, можно интерпретировать как пещерные храмы, впоследствии не использовавшиеся по назначению. На юго–восточном участке второго яруса, имеется еще одна усыпальница, возможно, здесь был монастырский некрополь (кимитирий), расположенный вокруг одного из упомянутых храмов. Из граффити наиболее распространены изображения крестов, вырубленных или нанесенных краской или сажей на стенах галерей, в тупиках галерей, во входных проемах и нишах.

По материалам сайта Пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря и Рязанской группы любителей подземелий «СТИКС»

К северу от Троице-Сканова монастыря, на старинном монастырском кладбище, возвышается красивый храм-часовня в честь Трубчевской иконы Божией Матери, построенный в 1853-54 гг. попечением игумена Филарета. Центрическая однокупольная постройка эклектичной архитектуры. Его посвящение здесь не случайно. В Свято-Троицком Скановом монастыре находится святыня Русской Православной Церкви — чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Икона была написана священником Трубчевского мужского Челнского монастыря Орловской губернии Евфимием в 1765 году, как об этом значится в надписи на иконе, по просьбам Тамбовской епархии, к которой в то время был приписан Наровчатский уезд. В середине ХVIII века Сканов монастырь неоднократно сгорал от пожаров. Возносились молебные пения, люди обращались за помощью к Божией Матери. Это и послужило причиной заказать для монастыря икону Божией Матери. Этот образ числился в списке чудотворных икон России. На протяжении более двух веков особо почитаемая прихожанами и оказывающая чудесную помощь и покровительство жителям Наровчатского уезда, с самого момента её написания, Трубчевская икона находилась в Свято-Троицком Скановом монастыре.

«Пензенские епархиальные ведомости» в 1869 и 1877 гг. сообщали: «Икона сия берется в дома горожан для служения молебнов и всеношных бдений, да и в самом монастыре немало богомольцев привлекают к ней с верою, служат молебны». В 1831 и 1848 годах, во время свирепствования в Наровчате холеры, святая икона сия была торжественно износима в город, и благоговейные чтители оной приписывали милосердию и покровительству Царицы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни». До конца ХVIII века Трубчевская икона находилась в одноэтажной Свято-Троицкой церкви. После завершения строительства двухэтажного Свято-Троицкого собора, в ХIХ и в начале ХХ века икона находилась в Свято-Успенском нижнем храме монастыря Свято-Троицкого собора за передним столпом на левой стороне в позлащённом киоте. На иконе старанием игумена Филарета на пожертвования доброхотнодателей устроена была серебряная риза с позлащённым венцом и короною, украшенная драгоценными камнями.

В 1853 году по благословению Амвросия, епископа Пензенского, при игумене Филарете на монастырские средства построена была во имя Трубчевской иконы Божией Матери каменная церковь, в 114 саженях от монастыря, которая 3 октября 1854 года, тем же преосвященным, была освящена. После закрытия монастыря использовалась в качестве кормокухни для птиц, выращиваемых в стенах древней обители. В начале 2000-х годов осквернённая, пострадавшая после закрытия монастыря в 30-е годы прошлого столетия церковь отреставрирована. Божественная Литургия совершается в ней в день празднования Трубчевской иконы Божией Матери 3/16 октября. В 30-е годы прошлого столетия во время закрытия монастыря икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с неё была снята серебряная риза, позлащённый венец, из короны были «изъяты» драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На неё не обращали внимания и использовали как стол для эскпонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки «Трубчевская икона Божией Матери» написали: «утеряна». Это было в 1976 году. В 1993 году, когда возобновился поиск утерянных святынь Православной Церкви, икона была обнаружена в запасниках музея, но в пыли и покрытая плесенью. Очистив её от пыли, все обнаружили в уголке иконы надпись: «1765», и три буквы — «ЕВФ», что означало, что икона была написана в 1765 году иеромонахом мужского Челнского Трубчевского монастыря Евфимием. Икону возвратили монастырю. Вскоре, по благословению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима, икона была отправлена в сопровождении инокини монастыря Назарии (Качаловой) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение 9 месяцев. С тех пор обновлённая икона продолжает находиться в соборном храме обители.

Из книги «Свято-Троицкий Сканов женский монастырь», 2016.

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Свято-Троицкий Сканов женский монастырь.

Адрес Свято-Троицкого Сканова женского монастыря: 442637, Пензенская область, Наровчатский район, с. Сканово.
Телефон Свято-Троицкого Сканова женского монастыря: (84163) 3-18-50 (2-18-50, 2-19-97).
Как проехать к Свято-Троицкому Сканову женскому монастыря монастырю: доехать до Свято-Троицкого Сканова монастыря можно от г. Пензы рейсовым автобусом до п.Наровчат, или от г. Ковылкино (республика Мордовия) до п. Наровчат. От п. Наровчат на попутном транспорте до с. Сканово (5 км).
Сайт Свято-Троицкого Сканова женского монастыря:

Монастырь — это пристань спасения, островок истинной Православной веры и благочестия, где под сводами храма неустанно звучит слава Богу-Творцу и молитва за каждого христианина, за Православную Русь, за весь мир.

С использованием материалов из книги «Свято-Троицкий Сканов женский монастырь», 2012 г.

Свято-Троицкий Сканов женский монастырь.

  • Из летописи Сканова монастыря
  • Настоятели Сканова монастыря
  • Настоятели со времени учреждения монастырских штатов
  • Из настоятелей обители особенно памятны следующие
  • Другие подвижники обители
  • Преподобномученик Пахомий Скановский
  • Возрождение Сканова монастыря
  • Патриаршее благословение
  • Настоятельницы Сканова монастыря
  • Чудотворная Трубчевская икона Божией Матери
  • Святыни Сканова монастыря
  • Пещерный комплекс
  • Святые источники возле Сканова монастыря
  • Жизнь святой обители
  • Работы сестёр обители
  • Далее: Из летописи Сканова монастыря В начало

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *