Троицкая церковь октябрьская набережная

Фотографии Троицкого собора

Троицкий собор в Санкт-Петербурге является памятником архитектуры позднего классицизма. Свое название он получил по имени Измайловского полка, одного из самых старейших в России. Полк был основан императрицей Анной Иоанновной в 1730 году по названию села Измайловское в Подмосковье. Часто храм называют Троице-Измайловским.Является одним из самых монументальных в Северной столице.

Адрес Троицкого собора

Санкт-Петербург, Измайловский проспект 7а.

Как добраться до Троицкого собора в Санкт-Петербурге, ближайшее метро

Доехать до станции метро Технологический институт. Около метро находится пересечение Московского проспекта с 1-ой Красноармейской улицей. Перейти Московский проспект и идти по 1-ой Красноармейской улице один квартал (до Измайловского проспекта), здесь Вы увидите Троицкий собор.

Режим работы Троицкого Измайловского собора в 2020 г.

  • Ежедневно, кроме воскресенья, с 9:00 до 19:00
  • По воскресеньям и в дни церковных праздников с 6:00 до 20:00

Стоимость билетов в Троицкий Измайловский собор в 2020 г.

Собор является действующим храмом. Посещение бесплатное. Фотосъемка внутри запрещена.

История создания Троицкого собора в Санкт-Петербурге

В 40-х годах XVIII столетия на берегу реки Фонтанки были расположены слободы гвардейских полков — Преображенского, Семеновского и Измайловского. Каждый полк имел свой храм, в котором молились и хранили военные реликвии и трофеи. В 1756 году в слободе лейб-гвардии Измайловского полка была построена деревянная церковь. На месте этой церкви, пострадавшей от наводнения в 1824 году, в праздник Святой Троицы в 1835 году был заложен храм по проекту архитектора В.П. Стасова. Средства на возведение храма дал царь Николай I, поскольку он являлся шефом Измайловского полка.

В Троице-Измайловском соборе в 1867 году писатель Ф. Достоевский обвенчался с А. Сниткиной. В стенах храма отпевали композитора А.Г. Рубинштейна.

В 1886 году перед храмом был установлен монумент Колонна Славы, выполненный по проекту архитектора Д. Грима (скульптор П.И.Шварц). Он представлял собой 5 ярусов из 108 трофейных турецких пушек, увенчанных фигурой Славы. В 1930 году памятник был разобран.

После революции 1917 года все ценности из храма были вывезены и службы в нем были прекращены. А в 30-е годы в нем планировалось устроить крематорий. Помещения храма использовались как склады. Во время войны храм был сильно поврежден от артиллерийских обстрелов и по окончании войны представлял собой здание без стекол, с поврежденными стенами и затопленным подвальным помещением. Внутри были лишь голые стены.

В 1969 году перед зданием храма был установлен памятник создателю храма В.П. Стасову (скульптор М.Т. Литовченко).

Только в 1990 году храм возвращают верующим и в нем начинаются службы. В 2005 году Колонна Славы была восстановлена.

В 2006 году во время службы начался пожар, уничтоживший главный купол храма и повредивший один из его малых куполов.

Прихожане храма, помогли вынести из горящего храма всю утварь и иконы, но некоторые алтарные образы пострадали. Правительство Петербурга выделило 100 миллионов рублей на восстановление храма. Реставрационные работы были начаты сразу после пожара. Прихожане и сейчас предлагают помощь, приносят иконы, деньги в помощь храму. Престольный праздник храма — День Святой Троицы, отмечается на 50-ый день после Пасхи.

Наружное убранство Троицкого собора в Санкт-Петербурге

Троицкий собор представляет собой высокий белый храм с пятью синими куполами, выполненными в форме полусферы, усыпанными бронзовыми звездами и золочеными крестами. По преданию, цвет куполов выбран по цвету мундиров Измайловского полка. Главный купол храма можно заметить почти за 20 километров. Малые купола храма расположены над колоннами портиков.

Фасады украшены четырьмя 6-колонными портиками коринфского ордена. В нишах западного портала размещаются бронзовые фигуры ангелов (скульптор С. И. Гальберг).

Недалеко от храма, расположена часовня, которая была отреставрирована.

Внутреннее убранство Троицкого собора в Санкт-Петербурге

Интерьер храма украшен коринфскими колоннами и пилястрами, покрытыми белым искусственным мрамором. Главный купол словно парит ввысь. Стены и своды расписаны художниками Т. А. Медведевым и А. И. Травиным. Иконостас полукруглой формы образует единое целое с надпрестольной сенью. Оформлен коринфскими колоннами.

Одна из самых почитаемых святынь Троице-Измайловского собора — икона Пресвятой Троицы, написанная в 15 веке.

Поскольку храм служил главной гарнизонной церковью города, его стены украшали турецкие знамена — трофеи, добытые во время сражений в русско-турецкой войне 1877–1878 годов. В память о павших воинах их имена были высечены на мраморных досках. Троицкий собор в Санкт-Петербурге иногда называют «Болгарским». По одной из версии, он был построен на деньги, народа Болгарии в знак благодарности солдатам России за помощь в освобождении от турецких воинов.

В храме появились новые иконы, в том числе мозаичные изображения Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца.

История киновии началась в 1714 году, когда Петр I именным указом пожаловал эти земли Александро-Невскому монастырю. Здесь косили сено, разбивали огороды, организовали скотный двор. Позднее построили небольшую деревянную часовню, рядом с ней находился дом с кельями для монахов, отошедших от службы. Хоронили их тут же — так зародилось Киновеевское кладбище.

В 1840 году у киновии нашелся покровитель Федор Набилков, на его деньги началось активное строительство. В 1868-м по проекту архитектора Григория Карпова центр подворья дополнила церковь святой Троицы. Она стала главной доминантой правобережья.

После революции храмы оказались не нужны советскому государству. Свято-Троицкая церковь лишилась куполов, останки похороненных в подвале священнослужителей извлекли и выбросили, интерьеры разбили на три этажа, уничтожили декор, старые окна заложили, прорубили новые.

В 1936 году то, что осталось от храма, было передано под мастерские промкомбината Володарского района: здесь разместили фабрику военного обмундирования, а в подвале хранили картошку. Вокруг построили котельную, склад, проходную и автомобильную стоянку. В 1950-х церковь превратили в общежитие Легпромстроя, в 1960-х — в штаб комсомольской молодежи. Епархии истерзанное здание вернули в 2001 году, начались службы.

Попечительский совет храма много лет пытался найти финансирование на восстановление церкви исторического облика. Осенью 2015 года на киновию обратил внимание Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры. Основная часть работ по возвращению вида на XIX век была завершена в 2019 году. А этим летом КГИОП выдал разрешение на ввод церкви в эксплуатацию.

Сегодня на территории храма не найти следов ремонта и советского прошлого: на солнце сверкают новые купола из белого золота, во дворе, похожая на изящную беседку, стоит электронная звонница. «Звонарь у нас есть, но работает он только по большим праздникам, — заверяет встретивший нас настоятель архиерейского подворья Свято-Троицкой церкви игумен Фома (Александр Василенко), статный мужчина в черной маске на лице, отсылающей к карантинному времени. — А так мы и сами можем пультом включать колокола».

В самой церкви много света, но ладан и воск еще перебивает запах цементного раствора. Новенький алтарь, отражая солнечные лучи, сияет так, что его сложно рассмотреть — глаза слепит.

Отец Фома сопровождает нас в подвал храма, где расположились музей и крестильня: «Любой человек, необязательно прихожанин, может спуститься сюда и познакомиться с церковной «кухней», посмотреть на детали облачения священников, потрогать образцы тканей».

В музее представлены предметы, найденные во время реставрации, старинные псалтыри, среди которых есть Евангелие начала XIX века, на отдельном стенде — подарки прихожан. Также оставили нетронутой часть дренажных сооружений, по которым вода из подвала уходила в Неву.

Через музей проходим в крестильню, посреди которой, прямо под алтарем, устроена современная мраморная купель для крещения взрослых. А рядом оборудована комнатка для подготовки к обряду и детская купель. Лично меня в ней тронул заботливо поставленный пеленальный столик.

«Ну пойдемте наверх, покажу наш многофункциональный религиозный центр», — отец Фома торопится: через 20 минут должны привезти рояль в трапезную, ему нужно лично проследить за доставкой. Выйдя из подвала, идем к бывшей проходной и автосервису. Их перестроили под причтовый дом, да так, что не узнать. Сейчас здесь та самая трапезная, библиотека, в которой любой желающий может познакомиться с духовной литературой, воскресная школа из двух классов, рассчитанная на десять детей, администрация и церковная лавка.

«В планах у нас восстановить бывшие кельи, где сейчас квартиры, и устроить в них гостиницы для паломников. Таких сейчас очень мало в Санкт-Петербурге, а паломников много». Затем отец Фома прощается с нами и убегает принимать рояль.

А мы остаемся посреди мощеной территории подворья, дополненной детскими площадками и деревьями. На другом берегу Невы виднеется второй крупный проект фонда — Скорбященская церковь, завершить ее воссоздание планируется в следующем году. А в дальнейших планах фонда преобразить невский берег еще, возведя колокольню Смольного собора, которую в середине XVIII века начал строить, но не завершил зодчий Растрелли.

Ксения Гуршал
Фото Дмитрия Ратникова

Свято-Троицкая церковь киновии, интерьерСвято-Троицкая церковь киновии, сводСвято-Троицкая церковь киновии, иконостасСвято-Троицкая церковь киновии, подвалСвято-Троицкая церковь киновии, купельАрхиерейское подворье на Октябрьской набережнойСвято-Троицкая церковь киновии, многофункциональный религиозный центрРояль в киновии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *