Троицкий храм Курск

Проводившиеся летом 2007 года на территории монастыря археологические исследования позволили сделать важные выводы о древности места, на котором была построена Троицкая девичья обитель. Археологи установили, что монастырская территория была освоена в XII веке и представляла собой северную оконечность Верхнего посада древнего Курска. Среди выявленных археологических находок представляют большой интерес фрагменты плинфы – кирпича, из которого строились древнерусские храмы. Найденные обломки плинфы доказывают, что здесь в домонгольское время находился храм и нынешняя монастырская территория – земля намоленная, святая издревле.
В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день. Главный престол в верхнем этаже был освящен во имя Пресвятой Троицы, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1836 г, усердием игумении Тавифы, к западной стене храма была пристроена церковь, посвященная Новодворской иконе Божией Матери. В 1851 г в Новодворском храме были устроены два придела: северный – в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный – во имя преподобного Мирона. При игумении Алевтине в 1853 г в монастыре была открыта богадельня для престарелых сестер, а год спустя устроена больница для насельниц. В 1869 г., трудами игумении Софии, в обители была основана школа для девочек. Сестры много занимались благотворительностью, при монастыре существовала гимназия для девиц и приют для детей-сирот. В военные годы монахини несли послушание сестер милосердия, ухаживая за ранеными.
В 1911 г, при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году был построен новый трехэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г.
С историей Курского девичьего монастыря неразрывно связно имя преподобного Серафима Саровского. Курск был родиной преподобного Серафима. В этом древнем городе святой прожил чуть менее четверти своей жизни. Здесь в глубоко верующей семье воспитывалось духовное мировоззрение преподобного Серафима. Родительский дом находился неподалеку от Курского Троицкого девичьего монастыря, и, несомненно, благочестивые родители посещали вместе с юным Прохором святую обитель. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь не мог не оставить свой след в душе будущего инока Серафима, который уже с ранних лет горел любовью к Богу и тянулся к духовной жизни. Возможно, что и неусыпное попечение преподобного Серафима о женской Дивеевской общине, из которой возник нынешний Серафимо-Дивеевский монастырь, также носящий имя Пресвятой Троицы, отчасти связано с запечатленным в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь Курской девичьей обители.
По архивным данным, Троицкий монастырь имел духовную связь с Оптиной пустынью; на формировании внутреннего устроения обители сказалось влияние преподобных Оптинских старцев Макария (Иванов; 1788-1860) и Амвросия (Гренков; 1812-1891).
Троицкий монастырь старинный, и, несомненно, в нем сложились строгие правила иноческой жизни. Курская обитель взрастила немало высоко духовных подвижниц и благодатных стариц, к которым народ обращался за советом и утешением. Среди подвижниц XIX столетия особенно замечательна прозорливая старица – блаженная Евдокия (Расторгуева; 1795–1870), обитавшая в холодной угловой башне монастырской стены. К ней за советом во множестве стекались верующие, глубоко почитая ее за силу молитвы и прозорливые предсказания. Поступив в обитель 20 летней девицей, она всю жизнь несла подвиг юродства. Печь она никогда не топила и даже зимой ходила без чулок, ночи проводила практически без сна в пении псалмов и горячей молитве. Широко почитаемая праведница почила на 75-м году жизни, проститься с ней собрался почти весь город.
В обители, согласно древним установлениям, полагалось быть игумении, которая назначалась пожизненно из сестер обители. Монастырь был славен игумениями. На основании сохранившихся сведений, можно назвать имена двадцати одной игумении и время их правления.
До настоящего времени особенно почитаема игумения София (Стефанида Васильевна Ступина; 1817-1909). Она была одной из последних дореволюционных настоятельниц и управляла обителью 44 года. Имя этой славной игумении было известно в самых разных уголках России. Она происходила из потомственных дворян, получила хорошее образование, окончив Харьковский институт благородных девиц. В 26 летнем возрасте поступила она в Борисовскую Тихвинскую пустынь, которая находилась под окормлением оптинских старцев. Во время настоятельства игумении Софии обитель достигла особого расцвета. Сестричество возрастало не только численно, но и духовно. Благочестие насельниц было отмечено многочисленными наградами. При игумении Софии подвизались многие благодатные старицы. Например, схимница Александра и монахиня Ангелина скончались вместе в первый день Пасхи 1895 г. Монахиня Ангелина была взята в монастырь 3-летней девочкой и впоследствии стала регентом. С детства проводила она строго подвижническую жизнь, вкушала самую грубую пищу, отдавала беднякам все, что приносили ей благодетели. В год кончины матушки Александра и Ангелина причастились на Страстной седмице в Великий Четверг. Когда завершилась Пасхальная утреня, обе на приветствие сестер: «Христос воскресе!» ответили: «Воистину воскресе!» и сразу после этого мирно предали свои души Господу.
Заботясь о процветании обители, вместе с тем игуменья София принимала активное участие в делах благотворительности, милосердия, просвещения. Матушка София являлась попечительницей двух приютов для детей-сирот, помогала пожертвованиями Курской духовной семинарии. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. настоятельница София взяла под монастырскую опеку Курский лазарет и оказывала помощь раненым воинам продуктами, деньгами, бельем. В течение 29 лет игумения София была начальницей женского епархиального училища и ежегодно жертвовала свой годовой оклад в 500 рублей в его пользу. Благодаря стараниям матушки Софии из воспитанниц училища сформировался один из лучших хоров города. Училищная библиотека являлась образцовой. Для ознакомления с учебным процессом епархиальное женское училище посещали обер-прокуроры Святейшего Синода. Матушка настоятельница являлась начальницей монастырской церковноприходской школы, обучение в которой было бесплатное. Школа считалась образцовой в воспитательном и учебном отношении, преуспевала в преподавании прикладных дисциплин. Кроме того, игумения София являлась действительным членом Курского миссионерско-просветительского братства, Курского отдела Императорского православного Палестинского общества, принимала активное участие в работе Императорского археологического общества.
За просветительскую деятельность и религиозно-нравственное воспитание детей игумения София была удостоена многочисленных наград от Святейшего Синода, епархиального владыки и духовенства, земства, религиозно-просветительских и научных обществ. За участие в судьбе раненых воинов в русско-турецкой войне настоятельнице Софии был вручен знак Красного Креста. Она также была удостоена высших церковных наград: 3-х наперсных драгоценных крестов из Кабинета Его Императорского Величества – царей Александра II и Александра III. Старицу игумению любил весь Курск, знала и почитала ее Императорская Фамилия, она была лично знакома со многими замечательными людьми, ныне прославленными Православной Церковью. Скончалась подвижница в глубокой старости и погребена в монастыре за алтарем Троицкого храма.
За время настоятельства игумении Софии монастырь посетили такие известные люди того времени, как: святой праведный Иоанн Кронштадтский (21 апреля 1893 г.), обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев (1890 г.), а также многие архипастыри, настоятели и настоятельницы монастырей. Сохранилось «Духовное завещание» матушки Софии. Оно заканчивается трогательными словами, полными любви и благодарности Богу: «Благодарю Тя, Господи, Боже мой, яко неизреченным милосердием Твоим вложил в сердце мое избрать житие иноческое!». Есть устные свидетельства о том, что незадолго до своей кончины игумения София приняла великую схиму, а по смерти своей обрела дар у Господа хранить родную обитель.
Не менее значителен образ игумении Емилии (Екатерины Васильевны Лебедевой). Екатерина Васильевна родилась в 1864 году в Москве. Игумения Емилия была дочерью надворного советника, земского врача, друга доктора Гааза. Ее отец, подражая доктору Гаазу, также бесплатно лечил людей. Воспитание матушка получила в Московском Александровском институте. По окончании института она преподавала в Екатеринбургском епархиальном женском училище. В 28-летнем возрасте по благословению старца Курской-Коренной пустыни Екатерина Васильевна поступила в Курский Свято-Троицкий девичий монастырь и проходила послушания учительницей в монастырской школе, потом казначеи. В 1904 году на 42-м году жизни она приняла монашество. В 1909 г., по смерти игумении Софии, монахиня Емилия была посвящена в сан игумении. Скончалась матушка Емилия 26 марта 1947 года и была погребена на Никитском кладбище. Могила ее сохранилась. Игумения Емилия продолжила традиции игумении Софии: благотворение, милосердие, просветительство, старчество, высокая гражданственность. В годы настоятельства игумении Емилии произошло знаменательное событие. В 1915 году с 12 по 13 декабря монастырь принимал Великую княгиню Елизавету Федоровну, ныне прославленную преподобно-мученицу. Великая княгиня пребывала в настоятельских покоях, была на службах вместе с сестрами и беседовала с ними.
Осенью 1923 г.обитель была закрыта большевиками и подверглась разорению, сестры были насильственно разогнаны, имущество разграблено. В 1930–1984 гг. на территории монастыря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО; с 1984 г. – Научно-методический центр Управления культуры и библиотека для слепых.
Однако во многом благодаря мудрому руководству игумении Емилии монастырь был сохранен в годы репрессий: настоятельница и сестры продолжали тайную жизнь монастырской общины. Как только появилась возможность вновь открыть монастырь в 1942 году во время Великой Отечественной войны, обитель тут же ожила. Позднее, в годы гонений на Церковь, в начале 1950-х годов монастырь упразднили. Снова продолжилась скрытая жизнь обители. Монастырь жил по Уставу: по традиции во главе его стояла игумения, были старшие сестры, выполнялись различные послушания, совершались постриги в мантию, выполнялось молитвенное правило, читалась Неусыпаемая Псалтырь, соблюдались таинства исповеди и причастия. В 1980-х годах умирает последняя игумения Ангелина.
В 1994 году Троицкий храм и два корпуса (настоятельский и сестринский) с прилежащей к ним территорией передаются в ведение возрождающейся женской Свято-Троицкой обители – на святом древнем месте возобновляется монашеская жизнь. Продолжилась связь иноческих традиций благодаря пожилым монахиням, дожившим до открытия монастыря. Последняя монахиня старинной обители матушка Сергия (Вера Митрофановна Сухочева; 1919-2006 гг.), будучи взята в обитель еще маленькой девочкой, поселяется в стенах родного возрождающегося монастыря. 22 октября 2006 г. монахиня Сергия скончалась на 87 году жизни.
В 1993 г. часть храмового комплекса была возвращена Церкви и передана Курско-Белгородской епархии, а в 1994 г. монастырю были отданы настоятельский и сестринский корпуса. В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии. С участием семинаристов был проведен ремонт, устроен иконостас. 26 августа 1993 г. состоялся архиерейский чин освящения храма. В храме возобновились богослужения.
Настоящее возрождение обители началось с августа 2004 г. Эта дата в истории монастыря отмечена тем, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Троицкую обитель переселилась женская монашеская община из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря, после чего полным ходом пошли ремонтно-восстановительные работы и начала возрождаться полноценная духовная жизнь.
История этой общины начинается с 1991 г., когда по благословению игумена-наместника Иосифо-Волоцкого монастыря митрополита Питирима (Нечаева; 1926–2003) и при содействии его сподвижника архимандрита Иннокентия (Просвирнина; 1940–1994) вокруг схимонахини Антонии (Сухих; р. 1929) стали собираться сестры, ищущие молитвенной жизни. Так зародилось сестричество, в течение 13 лет возраставшее под духовным водительством владыки Питирима и матушки Антонии, ставшее с годами многочисленной (около 30 сестер) и крепкой общиной, воспринявшей подвижнический дух своих незаурядных наставников. Духовные учители сестер усвоили иноческое благочестие от своих духовных отцов: владыка Питирим от преподобного Севастиана Карагандинского (схиархимандрита Севастиана (Фомина)); матушка Антония в течение 18 лет (1958-1976) была келейницей и сподвижницей архиепископа Антония (Голынского-Михайловского; 1889-1976), прошедшего исповеднический путь через лагеря и тюрьмы в годы репрессий. Более 10 постригов – в иночество, монашество, схиму – совершил в Иосифо-Волоцком сестричестве владыка Питирим. После его кончины отеческую заботу о судьбе осиротевших сестер проявил схимитрополит Иувеналий (Тарасов). По его предложению Иосифо-Волоцкая община была переведена в Курский Свято-Троицкий монастырь, куда матушка Антония переехала в августе 2004 г. вместе с основной частью сестер. Указом архиепископа Курского и Рыльского Германа настоятельницей монастыря была назначена монахиня Сусанна (Барыкина), экономом – монахиня Ангелина (Абрамова), обе воспитанницы матушки Антонии, постриженицы владыки Питирима. Схимонахиня Антония была назначена благочинной монастыря.
В настоящее время Курская Свято-Троицкая женская обитель старается возродить духовные монастырские традиции, монашеское делание, дела милосердия, благотворительности, просвещения.
В монастырских храмах идут ежедневные богослужения: полностью вычитывается монашеское правило, служится литургия, молебны, панихиды. По окончании вечерней службы неопустительно совершается крестный ход вокруг храма. Еженедельно на утрене читаются акафисты: в воскресенье – Пресвятой Троице, в среду – Богородице, в пятницу – преподобному Серафиму Саровскому. В течение дня сестры непрерывно читают Псалтырь с поминанием живых и усопших, по синодику молятся за прежних настоятельниц и насельниц обители.
Придерживаясь древних монастырских традиций, обитель развивает просветительскую деятельность. Проходят занятия воскресной школы и кружка изобразительного искусства. К праздникам Пасхи и Рождества Христова учащиеся школы, под руководством преподавателя, готовят утренники и выступают на монастырских праздниках для детей прихожан, а также выезжают с концертами в детскую больницу, детский дом и другие социальные учреждения. В библиотеке монастыря имеется богатый выбор духовной литературы. Монастырская библиотека насчитывает около четырех тысяч книг. При обители открыт музей по истории монастыря. Прихожане активно участвуют в создании музейных коллекций. В обители также действует исторический кабинет и архив. Сестры ведут работу по сбору архивного материла, неоценимую помощь в исторических исследованиях оказывают курские вузы, музеи, научные работники и представители культуры.
Монастырь традиционно продолжает дела милосердия. Обитель оказывает помощь нуждающимся продуктами и одеждой, ведется переписка с заключенными в тюрьмах и находящимися в исправительно-трудовых колониях, регулярно им высылаются посылки.
В 2006 г. произошло знаменательное событие – в женский монастырь во имя прп. Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино Курской епархии переехала часть сестер из Свято-Троицкого монастыря. В феврале 2007 г. настоятельницей новостроящейся обители назначена одна из насельниц Курского Свято-Троицкого монастыря монахиня Елизавета (Семенова).
В настоящее время, при поддержке городских властей, Курский Свято-Троицкий женский монастырь расширяет спектр направлений социально-просветительской деятельности.
Ведется работа по созданию православной аптеки, православного пункта оказания медицинской помощи для населения, больницы и богадельни для насельниц. Планируется расширение монастырской иконной лавки, открытие православной гостиницы для паломников, создание пекарни для выпечки монастырского хлеба. Есть желание открыть иконописный цех, швейную и вышивальную мастерские, монастырское издательство, православную гимназию для девиц и проч. В целях благоустройства монастыря запланирован ремонт и реставрация храмов, закладка монастырского сада, колодца со святой водой, сестринских келейных корпусов.

Адрес: Курская область, г. Обоянь, ул. Ленина, 19-а
Тел.: +7 (47141) 2‑10-90
Координаты: 51.209989, 36.266175

Троицкий храм г. Обояни был заложен в 1898 году. Он был построен на смену Троицкой церкви, которая была возведена в 1743 году. Храм строился очень быстро. Службы начались в храме до окончания его строительства. Храм был построен за 10 лет в 1908 году. Он стал центральным храмом г. Обояни, объединив в себе два прихода – приход Троицкого храма и приписной храм Александра Невского. Приход Александра Невского был приписным до 1917 года. Вокруг Троицкого храма располагался центральный рынок. В 1917 году храм был закрыт по распоряжению Обоянского Совета народных депутатов и был использован не по назначению. Весной-летом 1943 года в храме возобновились службы. Так же в это время подвалы храма использовались как бомбоубежище от налетов немецкой авиации. 22 декабря 1990 года были установлены колокола. С 1990 года по 19 августа 1993 года храм был захвачен раскольниками и был освобожден силами ОМОНа. В 2008 году было отмечено 100-летие освящения храма.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • Храмы Курской области
  • Свято-Троицкий (Нижнее-Троицкий) храм

    Город Курск
    Построен: между 1742 и 1782 гг.
    Адрес храма: 305001, г.Курск, ул. Гайдара, 30
    Настоятель — протоиерей Александр НЕЧУКИН
    Телефон храма: (4712) 54-91-93, 54-41-03

    В начале XVII века (1601 г.) по воле и желанию царя Бориса Годунова в Курске был устроен Курский Троицкий мужской монастырь. Строителем его был монах Иона Тюлька (фамилия его читается по разному в разных документах — Тиолка, Телка). Троицкая (Нижняя) церковь строилась, как монастырская и была, как и весь монастырь, деревянной.

    В Смутное время литовские войска полностью разорили монастырь (в 1764 году), уничтожив кельи, храм и другие постройки. Пострадали от нашествия и монахи с послушниками, и простой народ, живший вокруг монастырских владений. Из-за отсутствия документов можно только предположить, что не смотря на указания царя Михаила Федоровича, восстановить монастырь на прежнем месте не удалось.

    Причин было несколько: и отсутствие братии, и зарождение нового Знаменского монастыря, который находился под защитой крепости, а следовательно, имел преимущества перед другими монастырями.

    От монастыря сохранилась одна из самых древних церквей Курска — Церковь Троицы Живоначальной (Нижняя Троица).

    «Троицкая церковь — одна из древнейших церквей города Курска — существует на месте Троицкого монастыря, основанного в царствование Бориса Годунова, о чем свидетельствует грамота царя Михаила Феодоровича, в которой сказано: «По грамоте царя Бориса строил Иона в Курске, на краю посада, за речкой Куром монастырь Троицы Живоначальныя и в тот монастырь братию собрал».

    В эпоху Смутного времени литовские люди, по словам грамоты царя Михаила, храм Троицы Живоначальныя разорили и монастырь выжгли, братию: старцев и бобыльков высекли (т.е. перебили)… Впоследствии монастырь был приписан к Знаменскому, а Очаковская слобода в 1649 году была взята в ведомство Государевой казны».

    В «Описании Курского наместничества» С. Ларионова говорится: «Живоначальныя Троицы в два этажа и в нижнем во имя благоверных князей Бориса и Глеба, стоит за Куром же на Золотаревской улице (сегодня улица Гайдара) и называется Нижняя Троица, построена в 1742 г., а в лучшее обновление приведена в 1782 г. тщанием прихожан. Прежде была тут деревянная церковь, и по переписи 1631 г. называется она монастырем Троицким, строил оную Иона Тиолка, а когда не означается».

    Северный придел построен в 1829, южный — в 1842 году.

    Стоящая на холме церковь вместе с расположенным неподалеку домом купца Хлопонина (палаты Ромодановских) составляет прекрасный архитектурный памятник русского зодчества XVIII века.

    В 1936 году Нижне-Троицкая церковь была закрыта. Однако община церкви обжаловала решение Курского облисполкома перед Президиумом ВЦИК, и храм вернули прихожанам.

    Но в 1940 году церковь все-таки закрыли.

    В начале войны со здания была снята глава колокольни, на ее месте устроен наблюдательный пункт ПВО. Но во время оккупации города богослужения возобновились.

    В 1961 году храм вновь закрыли.

    В 1971 году в здании начались реставрационные работы, восстановлена глава колокольни.

    С 1989 года здесь работал городской планетарий.

    Первый этаж церкви возвратили епархии в 1992 году, второй — в 1995 году после переселения планетария.

    Ныне храм имеет престолы Святой Троицы, преподобного Амвросия Оптинского, благоверных князей Бориса и Глеба (нижний храм), Святого Духа и святителя Николая Чудотворца (верхний храм).

    Храмы города Курска

  • Знаменский собор
  • Сергиево-Казанский собор
  • Всехсвятский храм
  • Вознесенский храм
  • Воскресенская церковь
  • Введенский храм, Архиерейское подворье
  • Воскресенско-Ильинский храм
  • Никитский (Успенско-Никитский) храм
  • Никольский храм
  • Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • Михаила Архангела храм
  • Свято-Троицкий (Нижнее-Троицкий) храм
  • Храм прп. Серафима Саровского
  • Благовещенский храм
  • Преображенский храм
  • Храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
  • Часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Приход храма Покрова Божией Матери
  • Храм Ахтырской иконы Божией Матери
  • Храм вмч. Пантелеимона
  • Храм вмч. Димитрия Солунского
  • Храм вмч. Георгия Победоносца (мемориал Триумфальной арки)
  • Храм апостола Иоанна Богослова
  • Домовый храм Курской духовной семинарии
  • Храм прп. Сергия Радонежского
    при иконописной школе Курской Православной духовной семинарии
  • Храм прп. Феодосия Печерского
    при Православной гимназии во имя прп. Феодосия Печерского
  • Храм прп. Феодосия Киево-Печерского
    при медико-социальном реабилитационном центре прп. Феодосия Печерского
  • Храм праведного Лазаря
  • Храм во имя пророка и крестителя Господня Иоанна
  • Храм прп. Серафима Саровского в память 100-летия прославления в лике святых
  • Храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
  • Храм равноапп. Кирилла и Мефодия при Курском государственном университете
  • Община прихода во имя св. апостола и евангелиста Луки
    при Курском госмедуниверситете
  • Община прихода блж. Ксении Петербургской
  • Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев
  • Община прихода Воздвижения Креста Господня,
    подворье Горнальского Свято-Николаевского мужского монастыря
  • Военно-походный храм во имя блгв. кн. Димитрия Донского
    при УВД Курской области
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы
  • Разрушенные храмы города Курска

  • Александру II Императору часовня-памятник (разрушенная)
  • Георгиевская церковь (разрушенная)
  • Николаевская церковь на Торгу (разрушенная)
  • Николаевская церковь в Ямской слободе (разрушенная)
  • Покровская церковь (разрушенная)
  • Преображенский храм (разрушенный)
  • Флоровская церковь (разрушенная)
  • Часовня у Ямского вокзала (разрушенная)
  • Часовня на Ямской горе (разрушенная)
  • В начало

    Монастырь расположен недалеко от административного центра города. На территории обители стоит Троицкая церковь, и несколько каменных корпусов. Троицкая церковь — это единый храмовый ансамбль, в котором находится семь престолов, что объясняется постепенным строительством храмового комплекса на протяжении трех веков. Здание храма представляет собой художественную ценность как образец русского церковного зодчества ХVII–XIX веков. Двухэтажный Свято-Троицкий храм был заложен в 1695 году на месте деревянной церкви в честь Святой Троицы. На нижнем этаже была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Смоленская», а на верхнем – главный престол в честь Пресвятой Троицы.

    Главный фасад храма был окрашен в голубой цвет, из ниш выступали священные изображения: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Сретение, Воскрешение Лазаря, исцеление при овчей купели, а также изображения свв. мчч. Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Варвары и Екатерины.

    Монастырь закрыли в 1923 году, затем он находился в заброшенном состоянии и постепенно разрушался. В настоящее время храм является самой древней постройкой монастыря и вторым из сохранившихся старейших храмов города Курска, но изображения на фасаде утрачены, храм побелен. Не сохранился и пятиярусный иконостас богато украшенный барочной позолоченной резьбой.

    В настоящее время монастырь возвращен верующим и в храме ведется капитальный ремонт.

    В.СТЕПАНОВ

    «Строил Иона в Курске…»

    В Курске есть удивительное место. Если не спеша идти по улице Гайдара от реки Тускарь в гору, можно увидеть этот сохранившийся уголок старого города. Фасады зданий старинной постройки. На вершине холма церковь Нижней Троицы. А за ветвями старых деревьев угадывается строение воеводской усадьбы — «Дом Ромодановских».

    Одна из древнейших в городе, каменная церковь Нижней Троицы была построена в мужском Троицком монастыре, основанном еще при Борисе Годунове (монастырь был упразднен в 1764 году). Это видно из грамоты царя Михаила Федоровича от 17 июля 1612 года: «…по грамоте царя Бориса строил Иона в Курске, на краю посада, за речкой Куром монастырь Троицы Живоначальныя и в том монастыре братию собрал».

    Иона Тиолка, заселивший послушниками Закурную слободку, принадлежавшую Троицкому монастырю, передал ее в 1612 году по вкладной записи Курскому Богородицкому монастырю.

    Приписанная же когда-то к Троицкому монастырю слобода Очаков, раскинувшаяся по берегу реки Тускарь, давно слилась с городом и теперь уже трудно услышать старинное название «Очаковская слобода» («очак» — древнерусское слово, обозначающее остров между рекой и ее притоками).

    Недалеко от этих мест когда-то останавливались литовские войска, расположившиеся на месте, где сейчас находится Литовская улица. Литовцы, как сообщается в грамоте Михаила Федоровича, «…храм Троицы разорили и монастырь выжгли, братию старцев и бобыльков (послушников) высекли» (т. е. перебили).

    Церковь Нижней Троицы строилась в одно время с находящимися рядом боярскими палатами. Остается лишь догадываться, как выглядел во второй половине XVII века ансамбль зданий в слободе, расположенной напротив острога, за рекой Кур.

    …Бревенчатые избы, тесно сбившиеся в посаде. Яркий нарядный воеводский дом. Церковь с высокой колокольней, стоящая на бугре, словно страж города, зорко следящий за тем, что делается на южных подступах к крепости…

    К этому времени Курск постепенно становится тыловым- городом, ибо в 1630 — 1640 годах было завершено строительство Белгородской укрепленной черты. Но опасность нападения врага с юга существовала, и посад, являлся важным южным фортом города.

    До наших дней церковь Нижняя Троица дошла в измененном виде. В 1742 году к ней добавили боковые пристройки, отчего под новой крышей оказались окна высокого четверика, на котором в свою очередь покоится фасад с лестничными клетями, примыкающими к восьмигранной колокольне.

    Средняя часть, первого этажа церкви — самая древняя, судя по кладке из большемерного кирпича, такой же, как и в «Доме Ромодановских».

    Даже сейчас, в плотной современной городской застройке, бывший посадский храм — главная архитектурная доминанта большого района. А как же он поражал и одновременно воодушевлял наших предков-курян, возвышаясь над низенькими постройками!

    В. СТЕПАНОВ. Газета «Молодая гвардия», май, 1987(не точно)

    Троицкая (Нижняя) церковь. 1742-1782 гг.
    Ул. Гайдара, 30.

    М.Теплицкий

    Рядом с «Палатами Ромодановских». на юго-восточном углу перекрестка улиц Пионеров (бывш. Троицкой) и Гайдара (бывш. Золотаревской) находится другой памятник архитектуры — Нижняя Троицкая церковь, построенная на месте монастыря XVII века. Эта одна из древнейших церквей Курска когда-то находилась на окраине, но и сейчас прекрасно обозревается, несмотря на окружающую застройку. Силуэт здания хорошо просматривается как из центра, так и при подъезде к городу с юга.

    Белокаменное сооружение с высокой колокольней и куполом с железным покрытием зелёного цвета отреставрировано после неоднократных пожаров и передано Курской епархии. Первоначально церковь была выполнена из кирпича в два этажа, а позже, в XIX веке. была расширена двумя боковыми пристройками. Окна. прорезанные в подкупольном барабане, обрамлены сложными наличниками.

    С высокой колокольни открывается широкий обзор курских далей и окрестностей. Это давало возможность вовремя замечать появление врага на подступах к городу. Культовое здание своей красотой и силуэтом вместе с палатами Ромодановских образуют уголок старины и составляют своеобразный архитектурный ансамбль, сохранившийся до настоящего времени.

    Нижняя Троицкая церковь находится на государственной охране как памятник архитектуры XVIII столетия.

    М. Теплицкий. Автографы в камне.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *