Троицкий кафедральный собор Калуга

Свято-Троицкий Кафедральный собор — главный православный храм Калуги. Он был построен на рубеже XVIII–XIX веков, знаменит своим крупнейшим в России безопорным куполом и занимает важное место в истории города. Главная ценность собора — чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, переданный в дар Патриархом Алексием II. Кроме того, в соборе хранятся списки Черниговской и Иверской икон Божией Матери.

Расписание богослужений

В Троицком соборе проходят богослужения, проводятся чтения Евангелия. При соборе учрежден духовно-просветительский центр «Фавор». Каждый четверг в 19:00 все желающие могут посетить катехизические беседы для подготовки к Таинствам Крещения, Венчания, Причастия, первой Исповеди. Действует детская воскресная школа.

Храмовыми праздниками являются День Святой Троицы, дни празднования Калужской иконы Божией Матери — 2-я Неделя по Пятидесятнице, 18/31 июля, 2/15 сентября, 12/25 октября и Тихвинской иконы Божией Матери — 26 июня/9 июля.

Режим работы собора

Ежедневно с 8:00 до 19:00. Во время богослужений и проведения обрядов храм может быть закрыт для туристов.

© LEXX ZORG

История

Деревянный храм, стоявший на этом месте, упоминается еще в 1610 году. Однако затем он приходит в негодность, пока в 1686 году боярыня А. П. Хитрово не отстраивает храм на свои деньги. Он становится первым каменным зданием города. Однако спустя 100 лет в 1786 году храм снова ветшает. Тогда императрица Екатерина II велит заложить новый храм севернее старого и жертвует на стройку 30 000 рублей. От этого момента ведет историю существующий Троицкий собор.

Строительство

Возведение храма началось в 1786 году, через два года был готов фундамент и возведен цоколь, однако, из-за начала Русско-шведской войны строительство было отложено и возобновлено только в 1803 году. Проект плана и фасада на основании готового цоколя создал губернский архитектор И. Д. Ясныгин. Он же спроектировал и уникальный безопорный купол в византийском стиле диаметром около 17 метров.

Купол Троицкого собора и по сегодняшний день является крупнейшим безопорным куполом в России.

У Казанского собора в Санкт-Петербурге, например, купол всего около 14 м в диаметре. Строительство было даже в какой-то момент остановлено из-за сомнений в правильности расчета конструкции купола. Однако все было в порядке и сооружение храма было закончено в 1811 году. Тогда же начались работы по внутренней отделке. Первый иконостас был заказан в Москве у архитектора Казакова и выполнен местным мастером Дмитриевым в формах классицизма. Однако иконостас сгорел во время страшного пожара в Москве, оставленной русскими войсками после Бородинского сражения. Дмитриев воссоздал иконостас и в 1814 году он был установлен в церкви. Троицкий собор был освящен в 1819 году.

Период Российской империи

Троицкий собор быстро становится главным храмом города. Здесь хранились флаги и знамена воинских формирований Калуги. Особенно важным для истории города был флаг Азовского пехотного полка. Знамя было героически спасено калужцем С. А. Старичковым в 1805 году во время битвы при Аустерлице, когда союзные войска были разбиты.

Губернатор в конце XIX века выделает средства для обустройства сквера вокруг собора. За строительные работы ответственным назначили начальника Калужской полиции. По его плану были высажены деревья и проложены дорожки. Кроме того, были устроены фонари и скамейки. С течением времени площадь сквера увеличилась и сейчас это Городской парк Калуги.

Советский период

В 1924 году Свято-Троицкий Собор был закрыт. По требованию Городского совета сняли кресты, закрасили росписи на куполе и стенах. Иконостас разобрали и увезли. В дальнейшем он был утерян. Колокола сняли и отправили на переплавку.

Собор было решено приспособить под гражданское учреждение, однако, советские власти не могли решить, что будет находиться в соборе. Вариантов было несколько: предлагалось устроить клуб, дом народных собраний или театр. Возникали и отметались разные планы, однако, средств не хватало, как и грамотных проектов переустройства.

В 30-х гг. было решено устроить здесь Дом обороны. Внутри храма был склад оружия, а в подвалах находилась школа противовоздушной и химической обороны (ПВХО). В конце десятилетия появилась мысль взорвать храм, но расчеты показали, что завал будет такой площади, что не хватит средств, чтобы его разобрать. Во время войны перед приходом немецких войн в Калугу, военное командование поручило начальнику школы ПВХО взорвать собор. Однако взрывчатки было выделено крайне мало и ее не хватило бы, чтобы взорвать монументальное строение, поэтому храм просто подожгли изнутри. В парке вокруг собора в 1943 году располагался эвакуационный пункт. После войны собор находился в удручающем состоянии, от него, фактически остались одни стены. В послевоенные годы храм долго стоял в запустении, пока в 1960 году здесь не разместили спортивную школу. В 1991 году Троицкий собор возвратили церкви.

Наше время

В 1992 году был построен временный придел, где начали совершаться службы. Новый крест на купол собор был установлен только в 1994 году. И лишь спустя 3 года началось полномасштабное восстановление. Позолотили кресты, внутреннее убранство отремонтировали, купол и шпиль покрыли медью. Были изготовлены Царские ворота высотой более 5 метров. В начале XXI века специально для собора отлили главный колокол весом более 5 тонн. Затем он был освящен. Одновременно расписывали храм изнутри и изготавливали резные детали для иконостаса. К 2012 года был окончательно закончен иконостас и Троицкий собор в Калуге был восстановлен окончательно.

Архитектура и убранство

Собор в плане выполнен в виде латинского креста и выстроен в стиле классицизма. Фасад здания тесно окружают колонны, а боковые входы украшены фронтонами, в которых — росписи на духовные темы.

Четырехъярусная колокольня (ее высота вместе со шпилем около 70 метров) изначально стояла отдельно, соединенная с храмом переходом, который в дальнейшем был застроен. Первый ярус колокольни имеет квадрат в основании и портики с каждой стороны. Следующий ярус сделан восьмигранным, чтобы выполнить удобный переход к третьему ярусу, который является круглым в основании. На верхнем ярусе колокольни на каждой из четырех сторон сделаны часы.

Расстояние от пола до купола — 36 метров. Первый иконостас был создан в стиле классицизма. Стены были расписаны лишь частично. Иконостас вывезли из храма в советское время, дальнейшая его судьба неизвестна. Работы над современным иконостасом велись с 1998 по 2012 годы. Если снаружи собор выглядит как удачное сочетание классицизма и ампира, то внутренняя отделка тяготеет к древнерусской школе. Поэтому протоиерей Александр Кадин в наше время разработал проект нового иконостаса именно в стиле Древней Руси. Резные детали для иконостаса изготавливали мастера из Калужской области. Здесь же были написаны иконы. К концу 2012 года было полностью закончено золочение иконостаса.

В 1998 году храм получил в дар от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, ранее находившийся в Троице-Сергиевой лавре.

Троицкий собор в Калуге на панорамах Google Maps

Как добраться

Троицкий собор расположен в центре Калуги, на площади Старый торг (на территории Городского парка). До остановки «Пл. Старый торг» едут:

В Калуге действуют приложения для вызова такси: Яндекс. Такси, Такси. Везет и Gett.

Видео: Свято-Троицкий собор, Калуга

Калужский кафедральный собор относительно молод (рубежа XVIII – XIX вв.), но настолько же молода и сама епархия, учреждённая лишь в 1799 г. Впрочем, Троицкий храм на месте ныне стоящего собора впервые упоминается ещё в начале XVII века, и место это – самое важное в жизни города, его «ядро», бывший кремль. Около 200 лет стоит нынешний собор – но ещё столько же насчитывает история тех деревянных и каменных Троицких храмов, что стояли в разное время на его месте.

В Смуту Калуга была центром многих событий. Эта сильная крепость на пути из южных, казачьих областей в Москву стала главным опорным пунктом и Ивана Болотникова, и Лжедмитрия II. Последний после бегства из Тушина (1610 г.) перестал быть «Тушинским вором», но стал «вором Калужским». Здесь же, в Калуге, он нашёл бесславную смерть – от рук одного из своих приближённых. В связи с его похоронами в 1610 г. впервые упоминается (в Никоновской летописи) деревянный Троицкий храм. Восемь лет спустя запорожцы под предводительством Сагайдачного обманом захватили и полностью разорили Калугу, сгорел в грандиозном пожаре и Троицкий храм. Его отстроили вновь. В 1626 г. он упоминается в описи как деревянный, двухшатровый, с приделом Иоанна Богослова. В 1687 г. на месте обветшавшего деревянного выстроили каменный храм – на средства вдовы известного боярина С. Т. Хитрово Анны Петровны, – и, как гласила надпись, для вечного поминовения государя Фёдора Алексеевича. Этот храм простоял сто лет и тоже обветшал. В 1786 г. началось строительство нового, нынешнего. Символично, что растянулось оно… ровно на 33 года. Первую сумму на постройку (30 тыс. руб.) выделила Екатерина II; освящён был собор при её внуке Александре I, через несколько лет после Отечественной войны. Старый собор разбирался, материалы его сразу же шли на постройку нового, но при этом службы в неразобранной части продолжались до 1799 года!

Строительство шло тяжко: за два года возвели цоколь, но дальше работы приостановились из-за нехватки средств. Основной этап строительства прошёл в 1804 – 1808 гг., когда собор был «завершён вчерне», без купола, колокольни и безо всей отделки. Дальше работы опять застопорились по различным причинам. Помимо обычной хронической недостачи средств, это было связано, возможно, со сложностью, нестандартностью самого проекта, нехваткой таких квалифицированных строителей, которые бы его быстро воплотили. Проект составил губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин, один из первых «классицистов» России, ученик Казакова. Собор очень прост и лаконичен по архитектуре, но за этой внешней простотой – уникальная сложность бесстолпной конструкции с первым в России большим безопорным куполом. Закладка такого храма в провинции поначалу даже вызвала лёгкое замешательство в столице. Внешний диаметр купола составил 20 м, внутренний – почти 17 м. У строившегося в те же годы Казанского собора Санкт-Петербурга (арх. Воронихин) купол – 15-метрового диаметра. Ясныгин и Воронихин достроили свои шедевры почти одновременно, в 1811 г. Правда, в калужском соборе предстояли ещё отделочные работы, которые прервала Отечественная война 1812 г. Лишь 10 апреля 1819 г. собор был освящён. Внутренняя высота в нём, от пола до образа Спаса в куполе, составила 36 м. Колокольня оказалась почти вдвое выше – 70 м. Таких больших соборов ни Калуга, ни ближайший к ней регион ещё не знали. В XIX в. Троицкий храм был для калужан тем же, чем Храм Христа Спасителя для москвичей – не только главным собором города, но и памятником победы 1812 года. В нём хранилось 11 знамён калужского ополчения, а также знамя Азовского пехотного полка, спасённое калужанином С.А. Старчиковым в Аустерлицком сражении. Внутри собора был установлен 8-метровый иконостас архитектора М.Ф. Казакова – единственный в России «казаковский» иконостас, который мы знаем.

В советское время при разорении храма он был безвозвратно утерян. В 1924 г. собор закрыли и переоборудовали под Дом обороны. Здесь располагались кружки Осоавиахима и школа ПВХО (противовоздушной и химической обороны), действовал кинотеатр и даже одно время располагался зверинец. Осенью 1941 г., при отступлении Красной Армии из Калуги, было решено взорвать «стратегический объект». К счастью, начальник школы ПВХО, чтобы не тратить боеприпасы, в последний момент заменил способ казни: взрывание – на сожжение. Храм был подожжён и выгорел внутри, но устоял. С 1960-х гг., после частичного ремонта, в нём разместилась спортивная школа. 23 августа 1991 г. Троицкий собор был возвращён Русской Православной Церкви.

В 2000 г. ожила и «заговорила» колокольня: на ней установили колокола, главный из которых весит 5100 кг. Работы же по отделке и росписи храма продолжаются и по сей день. Приехав в сентябре 2008 г., я видел уже полностью расписанным основной объём – и ещё только подготовленную к работе изографов трапезную. Поразило это сочетание: храм в стиле классицизма – и фрески в стиле Древней Руси. Первый раз встречал такое! И неожиданно удачным получилось это совмещение – будто так всегда и было… Будто и не отступала никогда Россия, пленившись Просвещением, от исконных своих, рублёвских традиций, будто и не изменяла небесному и Живому ради земного, «как будто живого». Будто и не было по-рубенсовски приземлённого искусства в Синодальный период XVIII – XIX вв. – как раз когда строился калужский храм. Удивительным стал этот опыт встречи в «классицистическом соборе» с подлинным Возрождением, победившим убогий, секулярный «Ренессанс».

Из росписей Троицкого собора. В огромном куполе: Спас Нерукотворный в круге – в золотом солнце, окружённом густыми лучами. В барабане – 8 окон с красно-сине-жёлтыми витражами. На одном из сводов – Ветхозаветная Троица в белоснежных одеждах, выписанная в круглом «медальоне». Очень интересен Христос-Древо в стенной арочной нише правого придела: «Я есмь Лоза, а вы ветви». В Чаше, образуемой развилком древа – Сам Христос, в завитках ветвей – многочисленные святые. В другой нише – Богородица-Древо со св. праведными женами, образующими листья. Видны св. Ксения и Матрона, Елисавета Феодоровна, мученицы, преподобные… В нише одного огромного окна, в навершии: Агнец-Христос во славе в нескольких кругах Нетварного Света. Над другим окном – Знамение Пресвятой Богородицы. В лентах росписей на боковых стенах, как обычно – Евангельские чудеса и притчи – и множество святых, как бы сомолящихся с нами в храме. Рассказ о современном Троицком соборе был бы неполным, если не сказать несколько слов о великолепном пятиярусном иконостасе – с иконами, писанными опять же в древнерусском стиле (работы как местных, калужских, так и тверских мастеров). Все иконы писаны «по золоту» – фон, который по древней традиции, символизирует Нетварный Свет. Все иконы – арочной формы, но венчает всё опять-таки Пресвятая Троица в круге. Высота иконостаса – 19 метров. У боковых приделов – чуть меньшие иконостасы, но все они составляют одну линию. Между главным иконостасом и правым приделом – киот под резной деревянной сенью. В нём – чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, главной святыни города и всей епархии. Этот список был привезён Патриархом Алексием II в 1998 г. – в дар собору. До этого он хранился в Московской Духовной академии в Троице-Сергиевой лавре. Святейший Патриарх посещал собор несколько раз. 29 июня 1992 г., на 500-летие преставления преп. Тихона Калужского, он служил литургию на площади у храма, тогда ещё не освящённого; а 27 июня 1999 г., на 200-летие епархии, освятил собор. Приезд в октябре 1998 г. был связан с передачей Калужской иконы Божией Матери – в дни празднования 200-летия её обретения (1748 г.). Другой почитаемой святыней храма является список Тихвинской иконы Божией Матери. Если Калужской иконе посвящён правый, южный, придел трёхпрестольного собора, то Тихвинской – левый, северный. В кафедральном соборе упокоились три калужских архиерея XIX века: епископы Евлампий († 1813) и Николай († 1851) и архиепископ Григорий († 1881). За век с лишним здесь служили многие выдающиеся церковные деятели, были среди них и святые. У входа – мемориальная доска: «Святой праведный Чудотворец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 14 мая 1895 г. Божественную Литургию».

Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», доступной в проекте «Самиздат» по адресу http://zhurnal.lib.ru/r/roshektaew_a_w/kaluga.shtml

  • Места
  • Маршруты

Сердцем Калуги является Свято-Троицкий кафедральный собор, расположенный в историческом центре города. Безопорный купол храма является первым в России по величине.

Где находится: г. Калуга, Городской парк культуры и отдыха (ул. Баженова)

Телефон: (4842) 57-59-10

История храма: Первое упоминание о нем, как «соборном храме во имя Живоначальныя Троицы», относится к 1610 году. Под этой датой собор упоминается в Никоновской летописи в связи с похоронами рядом с храмом Лжедмитрия II.

Строительство каменного храма было закончено в 1818 году. План и фасад храма были спроектированы губернским архитектором Иваном Ясныгиным, учеником выдающегося зодчего Василия Баженова. Архитектурная уникальность храма заключается в том, что его огромный, полукруглый, семнадцатиметровый купол в византийском стиле построен без использования внутренних опор. Он больше купола известного Казанского собора в Санкт-Петербурге на 2,5 метра. В колокольне храма устроены часы с циферблатом на четыре стороны. 70-тиметровую колокольню венчает длинный шпиль.

После революции собор был закрыт, и здание его использовалось под хозяйственные нужды. Во время войны здание собора сильно пострадало. Он был подожжен изнутри. С 1991 года начинается восстановление собора. В октябре 1998 г. Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и передал для него чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, привезенный из Троице-Сергиевой лавры. В праздник Святой Троицы 1999 г. в главном приделе была совершена первая после восстановления собора Божественная литургия. 24 августа 1999 г. Указом Святейшего Патриарха Московского восстановленному Свято-Троицкому собору был присвоен статус кафедрального собора.

Храм трехпрестольный. Главный престол храма освящен в честь Живоначальной Троицы, северный придел — в честь Тихвинской иконы Божией Матери; южный — в честь Калужской иконы Божией Матери. Хотя собор снаружи и представляет собой сочетание архитектурных стилей классицизма и ампир, но внутри он является воплощением византийской и древнерусской школ зодчества. Иконостас собора традиционно русский, многоярусный. Работы по изготовлению резных деталей осуществляли калужские мастера. Посмотреть внутреннюю отделку собора можно с помощью виртуальной прогулки…

Кроме почитаемого чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери, в соборе находятся ковчеги с мощами преподобных Оптинских старцев, святого Кукши Просветителя вятичей, чтимые списки чудотворных Черниговской и Иверской икон Божией Матери (Иверская икона в старинном золоченом окладе), а также переданные из Калужского художественного музея иконы XVIIIв.: Святой Троицы, Воскресения Христова, великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая.

Читать отзывы: 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *