Троицкий собор Астрахань

Собор — архитектурный комплекс, с которым связано множество исторических событий.

История

Монастырский собор, изначально деревянный, был построен на этом месте уже в 1576 году. Инициатором его постройки на северном склоне бугра был игумен Кирилл — один из первых православных миссионеров края. Об этом известно благодаря царской грамоте Царя Иван Васильевича, в которой говорится, что он жалует «богомольца своего игумена Кирилла» всевозможными льготами за то, что он «… в монастыре общую обитель построил и храм Живоначальной Троицы поставил.»

Инициатором строительства современного каменного храма был митрополит Савватий. По существовавшим тогда правилам, монахи Троицкого монастыря имели в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговали, кроме этого монастырю принадлежали рыбные ловли (учуги). Это позволило накопить достаточно средств для строительства каменного собора, который был возведён к 1603 году.

В те времена в Астрахани были не редки крупные пожары, так в 1623 году пожар бушевал не только на территории города, он перекинулся и на кремлевский двор. После пожара Троицкий монастырь был в скором времени восстановлен.

В 1700 году Троицкий монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, в ведении которой находился до 1764 года.

С 1765 года по 1807 год монастырские здания находились под управлением Приказа Общественного призрения, и астраханские власти даже решили сломать все сооружения монастыря. Кельи и Святые ворота разобрали, кирпич пошел на сооружение гимназии, настала очередь церквей, но астраханский архиепископ Анастасий Братановский сумел их отстоять.

Архитектура

Храм является сложным архитектурным комплексом. С западной стороны он представлен трапезными палатами — Большой и Малой (отреставрированы в 1974 году), с севера двумя церквями, которые с трех сторон окружены одноярусными галереями на подклети.

Церкви крестово-купольные, четырехстолпные, трехапсидные с пониженными подпружными арками; пятиглавые; ветви креста и угловые компартименты перекрыты крестовыми сводами, с круглыми столбами.

Изначально купола собора были шлемоподобными (что хорошо видно на старых фотографиях), но при реставрации в 1974 году их сделали луковичной формы, тогда же храм был покрыт кровельной листовой медью; изготовлены новые кресты, конуса, позолоченные и установленные на место; белокаменные детали по карнизу осторожно расчищены и реставрированы.

В Большой трапезной палате столп незаметно переходит в своды, которые плавно опускаются на массив стены. В основании столпа — своеобразная спиралевидная кладка. Между окнами по стенам в определенном порядке устроены стрельчатые ниши, наподобие бойниц в зубцах кремля, только глухие. В этих нишах устанавливались светильники, и вдоль стен тянулись длинные столы для трапезы монастырской братии.

Интерьер

Троицкий монастырь был настоящей сокровищницей древнерусского искусства. В монастырской описи, составленной в июне 1769 года, приводятся в пример следующие описания: на многих иконах через венцы были накинуты расшитые полотенца или платы, на иконе Владимирской Божией Матери накинут «Плат голи красной, низан жемчугом мелким, бахрома синяя…», на другой иконе «Плат камчатный, весь низан разноцветными зернами». Троицкий собор неоднократно подвергался разграблению, и поэтому до наших дней ни один предмет, ни одна древняя икона Троицкого монастыря не сохранились.

Полным ходом идёт восстановление одного из древнейших архитектурных сооружений Астраханского кремля — Архиерейских палат с домовой церковью Спаса Всемилостивого. О ходе работ на этом и других объектах и ближайших планах доложил сегодня губернатору Астраханской области Александру Жилкину руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Алексей Агеев.

Архиерейские палаты

Восстановление Архиерейских палат началось три года назад.Строители отреставрировали фасады, перекрытия, внутренние стены, окна, двери, лестницы. Тогда же, впервые с 1917 года, привели в порядок и домовую церковь, установили на ней купол и крест. Согласно замыслу реставраторов, отныне части исторического комплекса окрашены в разные цвета в зависимости от исторического периода: например, поcтройки XVII века имеют белый цвет, XVIII века — красно-кирпичные, XIX века —окрашены в охристый.

«Астраханский кремль для нас по-прежнему приоритетный объект, — сказал Алексей Агеев. — Реставрация интерьера Архиерейских палат завершается в рамках федеральной программы «Культура России».

Внутри помещения установлены строительные леса. Московские художники-реставраторы выполняют роспись на стенах, наносят позолоту, воссоздают по старинным чертежам архитектурные элементы. «К концу лета -началу осени работы там закончим», — уточнил руководитель службы.

Комплекс Троицкого собора

С завершением работ в Архиерейских палатах работы в Кремле не остановятся. На очереди — комплекс Троицкого собора. Алексей Агеев доложил губернатору, что недавно служба получила разрешение на производство работ на объекте культурного наследия федерального значения.

История старейшего храма Астрахани берёт своё начало в 1568 году, когда Иван Грозный повелел игумену Кириллу «устроить тут чудесный монастырь».Окончательно возведённый в 1700 году по канонам древнерусского зодчества, Троицкий собор был разграблен в 1917 году. И по сути строители серьёзно взялись восстанавливать святыню лишь несколько лет назад.

«С подрядными организациями подписаны контракты на сумму 140 млн рублей, — продолжил доклад Агеев. — Будет проводиться инженерное укрепление внутренней конструкции собора, реставрация интерьеров, кровли, главок, крестов, куполов — полный комплекс работ».

Успенский собор

Совместно с Астраханской митрополией служба подала заявку на реставрацию Успенского собора: в некоторых местах обсыпалась штукатурка, на стенах появились небольшие трещины, повреждена кровля куполов. Эти и некоторые другие дефекты необходимо устранить.

«Наша задача — в течение ближайших лет закончить комплекс реставрационных работ в кремле, чтобы он ещё больше привлекал астраханцев и туристов», — заявил Александр Жилкин.

Не только Кремль

Алексей Агеев рассказал главе региона о планах по реставрации объектов культурного наследия регионального значения — храма равноапостольного князя Владимира и церкви Введения во храм на ул. Грузинской. Проекты их восстановления разработаны астраханскими реставрационными организациями.

История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий” К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня” Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года. Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосии (будущий первый епископ Астраханский), ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом. Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 -1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящена. В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена.

В 1623 году на Пасхальной неделе в субботу в Троицком монастыре произошёл сильный пожар. Выгорели почти все здания обители. В храмах каменных: соборном Живоначальной Троицы, вместе с приделом Святых князей Бориса и Глеба, и в Никольском под колокольнею — погорели все верхи, кровли и связи. Деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с Введенским приделом и трапезою полностью сгорели. Уничтожены были огнём все иконы в храмах и богослужебные книги: на колокольне у четырёх колоколов уши отломились, а остальные монастырские постройки, как-то: амбары, погреба, сушилы и все монастырские службы — сгорели дотла, так же как и почти все келий для братии. Выгорели и находящиеся за пределами обители монастырский конюшенный двор и братские келий в монастырском огороде. Из всех зданий в монастыре уцелели от огня только храм Входа Господня в Иерусалим и пять братских келий.
Благодаря стараниям игумена Рафаила монастырь был восстановлен. Отремонтирован был Троицкий собор, который в то время был соединён в одну связь с Введенским храмом и трапезною палатою. Введенский храм перестроен и разделён на две части: под одной крышей оказались две церкви — Введенская и в честь Сретения Господня. В таком виде комплекс из Введенского и Сретенского храмов, трапезной палаты и служб под ними дошёл до наших дней. До конца XVII века каких-либо значительных перестроек в Троицком монастыре не было известно, разве что каменная соборная колокольня с Никольской церковью под ней за ветхостью были разобраны, а при Троицком соборе, над его притвором, возведены были две небольшие каменные колокольни. К концу XVII века Троицкий собор сильно обветшал, почему игуменом Рувимом, по благословению митрополита Савватия, в 1696 году он и был разобран, а вскоре началось строительство нового собора с колокольнею. Весь комплекс строений, как прежде построенных, так и новых, объединённых стараниями архимандрита Рувима в одно целое, впечатляет даже сейчас в отсутствие других монастырских зданий. 27 июля 1700 года новый Троицкий собор вместе с колокольнею был освящён митрополитом Сампсоном. В 1700 году 24 октября по царскому указу Троицкий монастырь со всеми своими строениями, заводами, с учугами и со всеми угодьями был приписан к Троице-Сергиевой Лавре. В 1764 году Троицкий монастырь был снова передан в епархиальное управление.

С давних времён в храмах Троицкого монастыря хранились многочисленные святыни — часть из них после его упразднения была утрачена, а часть была перенесена в Успенский собор, где до 1922 года составляла немалую часть его богатейшей архиерейской ризницы. Пожалуй, одной из немногих святынь, сохранившихся в Троицком соборе бывшего монастыря, можно считать среброзолочёный крест-мощевик, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Крест этот хранился в особом киоте за стеклом, и на нём была надпись: «Лето 7101 (1593) г., сделан сей крест в Дом Живоначальной Троицы на престол Пресвятой Богородицы в честнаго Ея Введения и Николы Чудотворца при игумене Пимене, а весу в нём Д (4) рубля и Т (10) денег”. В 1886 году в Троицкий храм из Успенского собора был перенесён древний Нерукотворный образ Спасителя, который почитался астраханцами за чудотворный. Нельзя не сказать, что в иконостасе Троицкого собора с давних времён находился образ Преподобного Кирилла — первого игумена Троицкого монастыря и его устроителя, что говорит о его давнем почитании в Астрахани.

После революционных событий 1917 года Троицкий собор пережил немало испытаний. В январе 1918 года, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. После разгрома в том же январе Консистории сюда, в помещение бывшей трапезной палаты, перевезли остатки консисторского архива, который и был свален в хаотическом состоянии.

Сам Троицкий храм, вместе с большей частью кремля, был огорожен от Успенского собора деревянным забором, что сделало невозможным доступ в него верующих. Богослужения в нём совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины. Таким образом, в октябре 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжён, согласно акту, составленному 5 июля 1930 года (В акте говорилось, «что за время с 29-го июня по 5-е июля с/г включительно, в помещении б/Троицкого собора, занимаемого канцелярией и архивохранилищем Октябрьской революции Окрархбюро, тов. Бриллиантовым (представитель Московского хоз. отдела ГПУ) производилась в спешном порядке поломка иконостаса б/собора с целью смывки химическим путём с такового золота”. В 1950-х годах архив из Троицкого собора перевели, а в 1970-х годах на его территории постепенно начались реставрационные работы. Из древних святынь, составлявших некогда достояние Троицкого монастыря, ничего не дошло до наших дней. Но сам монастырь представляет собой величайшую духовную ценность. Здесь под сводами собора похоронены были первые астраханские архиереи: архиепископы Онуфрий, Макарий и Рафаил. Вокруг собора хоронили братию монастыря, а по преданию к северу от храма в братской могиле были погребены убиенные по приказу Степана Разина астраханцы — числом 441 человек. А самое главное — Троицкий монастырь хранит в себе память о пребывании в нём астраханского угодника священномученика Иосифа, прошедшего в обители путь от молодого послушника до архимандрита.

Материалы из книги: «Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002. Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епахия, Администрация г. Астрахани, Изд. «Новая линия”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *