Троицкий собор


Собор во имя Святой Живоначальной Троицы — каменный храм, возведенный в центре Колывани в 60-х гг. XIX в., после переноса города на новое место. В советское время храм был закрыт и перестроен. В 2015 году здание было поставлено на государственную охрану. В 2016 году начались работы по воссозданию и реставрации собора Святой Живоначальной Троицы. В настоящее время реставрационные работы близятся к своему логическому завершению.
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы был построен в 1861-1867 гг. Предполагается, что проект здания был разработан на основе типовых городских каменных церквей из альбома, составленного известным русским зодчим Константином Андреевичем Тоном. В работе над проектом колыванского cобора принимали участие Альфред Александрович Ашемур, занимавший должность епархиального архитектора и одновременно помощника губернского архитектора в Томске, и архитектор Яков Михайлович Набалов, работавший в Томске с конца 1850-х годов.

Троицкий собор в начале 1920-х гг.
В 70-е гг. XIX в. возникла необходимость в расширении собора. В 1876 г. были освящены два придела: северный — во имя святой великомученицы Екатерины, и южный — во имя святых преподобного Кирилла и мученицы Натальи. Северный предел был сооружен на средства колыванского купца Кирилла Климовича Кривцова.

После возведения боковых пределов храм в таком виде простоял около 60 лет. В годы советской власти здание собора подверглось значительному разрушению и реконструкции. По невыясненным причинам в ночь на 1 февраля 1932 года в Троицком соборе вспыхнул пожар. Священнослужителей обвинили в умышленном поджоге, а храм закрыли. В 1930-е гг. были утрачены колокольня, купола и главки. В 1950-е гг. была осуществлена пристройка и надстройка храма, западный фасад получил завершение треугольным фронтоном, декорированным советской символикой. Здание неоднократно переходило от одной организации к другой. До конца 1980-х годов здесь размещался кинотеатр «Победа”, а с 1990-х — вещевой рынок, страховая компания, медицинский кооператив.

Состояние здания в 2007 г. Источник: Культурное наследие Новосибирской области
После передачи здания РПЦ был восстановлен северный предел. Остальная часть здания ветшала и разрушалась. Что из себя представлял Троицкий собор в 2014 году, можно посмотреть . В 2015 году здание признали объектом культурного наследия регионального значения. Одновременно с постановкой на государственную охрану велась разработка проекта воссоздания исторического облика Троицкого собора. Проект был выполнен ГАУ НСО «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области» при активном участии ООО «АПМ-2002».

ЗD-реконструкция Троицкого собора в Колывани. Источник: Культурное наследие Новосибирской области
В 2016 году в рамках мероприятий областной программы «Культура Новосибирской области» на 2015-2020 годы были начаты работы по воссозданию и реставрации объекта культурного наследия за счет средств Новосибирской епархии РПЦ и областного бюджета. В ходе демонтажных работ был обнаружен фрагмент исторической росписи свода арки между южным и центральным приделами. Подробную фотохронику воссоздания облика Троицкого собора можно посмотреть на сайте «Культурное наследие Новосибирской области».


Фрагмент исторической росписи свода арки между центральным и южным пределами.
Источник: Культурное наследие Новосибирской области
Фото собора приведены по состоянию на 31 июля 2018 г.

Окна на южном фасаде собора:

С восточной стороны храма расположены три алтарные апсиды.
Над каждым алтарем находится небольшая главка, увенчанная крестом.
Главка над центральным сводом также небольшого размера, однако выделяется своими очертаниями, будучи несколько вытянута кверху.
Вид собора с восточной стороны:
Колокольню, расположенную в западной части здания, венчает шпиль с крестом.
Иконостас центрального предела:
Иконостас южного предела:
Центральный свод:
Северный предел сохранился лучше. Здесь оконные проемы имеют свои исторические очертания, расширяясь внутрь здания. Такое решение позволяло лучше освещать помещения.
Южный предел фактически полностью воссоздан. Это хорошо заметно как раз при сравнении его окон, выполненных без расширения, с проемами северного предела.
Подъем на колокольню осуществляется по узкой винтовой лестнице.
Вид с колокольни на центральную часть собора:
Рядом с собором находится здание церковно-приходской школы, построенное в 1902 г. К историческому объему примыкает более поздняя пристройка, выполненная без деталировки и гладко оштукатуренная. До недавнего времени в бывшей церковно-приходской школе располагался Колыванский краеведческий музей. В настоящее время здание, если не ошибаюсь, передано РПЦ.
Краеведческий музей переехал в более просторный дом купца Е. А. Жернакова. Это двухэтажное краснокирпичное здание также видно с колокольни Троицкого собора.
До революции собор во имя Святой Живоначальной Троицы и церковно-приходская школа размещались на Соборной площади. В советское время площадь превратили в парк им. Д. Н. Пичугина. Парк густо зарос деревьями, и поэтому виды с колокольни собора открываются только на юг (на фотографии ниже) и север.

Троицкий собор – самый древний храм Саратовской митрополии, живой памятник русской культуры и истории, духовный символ нашего города.

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году (1). После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший(2). В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением. В 1694 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение(3). Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный. В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг (4).

Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик (5).

Поздняя трапезная пристроена к собору предположительно в 50-60-х гг. 18 столетия(6) .

Собор вместе с городом неоднократно страдал от пожаров. Наиболее разрушительные последствия для храма имел пожар 1774 года – в его стенах появились трещины. Примечателен тот факт, что через несколько лет после пожара 1774 года по распоряжению Екатерины II из «отнятого от мятежников (пугачевцев) имущества», которого в Астраханской губернской канцелярии хранилось 81 руб. 91/2 коп., была выделена половина суммы для «исправления» погоревшего в Саратове собора. В 1786 году Астраханский митрополит Антоний прислал грамоту, предписывающую даже разобрать храм по причине ветхости и выстроить новый. Но саратовцы тогда лишь временно закрыли храм, особенно любимый горожанами. За трещинами наблюдал специальный комитет из почетных прихожан. В частности, в него входили известные купцы М.А. Устинов, Г.Я. Волков и И.М. Пулькин. В 1798 – 1799 гг. на средства Михаила Андрияновича Устинова под стены собора были подведены контрофорсы, укрепившие здание, и возведена над ними крытая галерея (в связи с чем собор утратил часть своего декора), на западной стороне над галереей была устроена 2-х этажная паперть, которую венчал треугольный фронтон.

Перестройки храма существенно изменили его первоначальный облик, собор потерял часть своего внешнего декора и присущую этому архитектурному стилю динамику, но приобрел яркую индивидуальность, а своим силуэтом стал больше походить на корабль – «ковчег спасения».

Поскольку Троицкий собор был кафедральным, то именно в нем зачитывались манифесты, провозглашались указы Синода и Сената. Собор посещали многие приезжие исторические личности, а также царственные особы.

Точно известно о посещении Троицкого собора императором Петром I в июне 1722 г., во время его Персидского (или Каспийского) похода в Закавказье. Остановка царского каравана, плывшего по Волге, была сделана в Саратове ради встречи с калмыцким ханом Аюкой – правителем и владыкой калмыцких племен, почевавших в междуречье Волги и Урала. Запись в «Походном журнале» о пребывании Петра I в Саратове гласит: «с утра Его Величество был у тамошнего управителя, оттуда был в соборной церкви у обедни» (Походный журнал 1722 г. СПб, 1855)(7) . В 1809 года Императором Александром I в Саратовский Троицкий собор была «всемилостивейше пожалована» новая «крещатая» ризница, состоявшая из нескольких дорогих облачений и наделавшая «много шуму в городе, ибо столь счастливого происшествия он от бытия своего не видел!» – повествует об этом событии в своем дневнике протоиерей Троицкого собора Н.Г. Скопин(8). В 1863 г. наш храм посетил наследник всероссийского престола великий князь Николай Александрович, брат будущего императора Александра III. В целях ознакомления будущего императора со страной в июле 1863 г. было предпринято путешествие цесаревича со свитой по Волге. Великий князь отстоял литургию в соборе и приложился к особо чтимой иконе – Спаса Нерукотворного. В июне 1913 г. Саратов посетили великие княгини Мария Александровна (дочь императора Александра II) и Мария Павловна, вдова великого князя Владимира Александровича, третьего сына Александра II, президент императорской Академии художеств. Хроника «Саратовского листка» за июнь 1913 г. повествует о пышной встрече царственных особ и посещении ими старого собора.

Принимал у себя Саратов и цесаревичей Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и будущего императора Александра III с супругой. Однако не все царственные особы во время своих визитов в Саратов посещали Троицкий собор, так как с 1826 г. он перестал быть кафедральным и гостей встречал «новый» собор – Святого благоверного князя Александра Невского. Интересен тот факт, что уже в «перестроечные» времена саратовский Троицкий собор вновь принимал у себя представителей Дома Романовых. До 1992 года династической главой семейства Романовых являлся великий князь Владимир Кириллович (правнук Александра II, 1917–1992). В год 380-летия дома Романовых Саратов посетили приехавшие из Франции супруга великого князя Леонида Георгиевича, его единственная дочь Мария Владимировна, которая унаследовала положение главы династии, и ее сын и наследник великий князь Георгий Михайлович. В сопровождении Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) высокие гости посетили Троицкий собор.

В веке 20-м собор уцелел чудом. 13 сентября 1934 г. прозвучал приговор Свято-Троицкому собору – президиум Саратовского горсовета постановил: «В виду бесхозяйственности в церкви, разрушения кирпичной кладки стен, оград и наличия трещины в арках колонн, невыполнении обязательства о произведении ремонта – договор с коллективом верующих расторгнуть и церковь передать Краевому Музею для научных целей». В течение 1934 г. община верующих пыталась опротестовать это решение. Обращались в краевую прокуратуру, в крайисполком, писали в Святейший Синод, митрополиту Сергию и даже в канцелярию председателя ВЦИК М.И. Калинина. Давление на православную общину Свято-Троицкого собора было столь сильным, что в 1935 г. «коллектив верующих» попросил горсовет расторгнуть с ними договор, т. к. они не имели средств для выплаты причитающихся с них платежей ренты и налога со строений, «ввиду того, что не имели в церкви службы с июля 1934 г.»

Президиум ВЦИК 20 февраля 1936 г. вынес окончательное решение о закрытии собора.

С 20 февраля 1936 г. собор стал собственностью государства, которое передало реквизированное здание Краевому музею. Именно этот собственник фактически спас старейший в Поволжье храм от уничтожения, приспособив здание храма под фондохранилище. В 1942 г. при «уплотнении» в соборе размещалось и ГАУ НКВД СССР (Главное архивное управление НКВД СССР). Намеченное в 1939 г. размещение в соборе самостоятельного музея Истории религии и атеизма не состоялось. В тяжелый для страны и города 1942 год собор вновь стал духовной опорой для прихожан и одним из центров сбора материальных средств для воинов, сражающихся с фашистской Германией. Подготовка «старого» собора к открытию, комплектование причта и двадцатки, а также назначение настоятеля было осуществлено архиепископом Саратовским Андреем (Комаровым). Решением Исполкома Саратовского горсовета депутатов трудящихся 3 октября 1942 г. Свято-Троицкий собор был передан общине верующих в арендное пользование.

Через три дня – 6 октября — назначенный архиепископом Андреем настоятель храма иеромонах Борис (Вик, будущий Епископ Саратовский и Вольский) подписал договор о передаче собора в арендное пользование с областным отделом народного образования в лице директора Областного музея краеведения М.А. Голубевой.

Уже вечером 7 октября в праздник преподобного Сергия Радонежского в храме состоялось первое богослужение. 8 октября на утренней литургии свою первую проповедь произнес отец Борис. И в тот же день был подписан договор «группой верующих, в числе 20 чел.» и заместителем председателя горсовета Андреем Фроловичем Железняковым о передаче собора «группе верующих православного вероисповедания в бессрочное бесплатное пользование». В это время собор вновь стал кафедральным, т.к. «новый» собор был уже разрушен.

Окончательно решением арбитражного суда Саратовской области собор был передан в собственность прихода в сентябре 2004 года.
До 50-х гг. прошлого века Троицкий собор не был расписан.22 июня 1949 г. Свято-Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I, путешествовавший по Волге. Осмотрев храм, он благословил произвести в нем ремонт и расписать стены собора. Настоятель собора протоиерей Иоанн Цветков привлек к написанию фресок артель иконописцев из Палеха. Росписи были сделаны в обоих храмах Троицкого собора.

С 1972 по 1976 годы под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова купола собора были покрыты медью и позолочены.

В 1988 году весь православный народ торжественно отмечал 1000-летие Крещения Руси. Основные торжества по этому поводу в Саратовской епархии проходили в стенах Троицкого собора.

В этом юбилейном году наш храм посетили многочисленные зарубежные делегации.

Свято-Троицкий собор хранит память о многих поколениях верующих, возносивших здесь молитвы, просящих милости и заступления Господа в тяжелые дни, которых было много в истории России. Собор был местом служения множества архипастырей и пастырей, некоторые из которых прославлены в лике святых. Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, незадолго до своей кончины побывал в Саратове. Последнее свое Богослужение он совершил именно в Свято-Троицком соборе. Епископ Саратовский и Царицинский Гермоген (Долганев), по чьей инициативе вначале XX века был создан «Строительный Комитет по ремонту и благоукрашению Троицкого собора» и настоятель нашего храма протоиерей Геннадий Махровский закончили свое служение Церкви подвигом мученичества. В нижнем Успенском храме Троицкого собора хранится частица мощей священномученика Гермогена (Долганева), переданная в Саратов из Тобольской епархии. 62-летнего
заслуженного протоиерея Геннадия Махровского, прослужившего в Троицком соборе 37 лет, продержав почти два месяца в концентрационном лагере, расстреляли 30 сентября 1919 года в рамках объявленного ЧК «красного террора». Похоронен О. Геннадий в общей с остальными убиенными могиле на Воскресенском кладбище г. Саратова.

Служили здесь и другие известные и любимые саратовцами Владыки, в том числе первый епископ вновь учрежденной в 1799 году Саратовской Епархии Гаий Такаов епископ (впоследствии архиепископ) Иаков (Вечерков) епископ Вениамин (Милов), архиепископ (затем митрополит) Григорий Чуков, епископ (впоследствии митрополит) Борис (Вик), митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Пимен (Хмелевской).

В июне 1993 года Саратовскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и впервые за всю историю города Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Богослужение в Саратове, в Свято-Троицком соборе.

На рубеже 20-21 вв. собор вновь остро нуждался в ремонте. С конца 1990-х гг. начались серьезные работы по укреплению фундамента собора и колокольни, которая к тому времени приобрела опасный наклон. В марте 2001 года ввиду аварийного состояния Троицкого собора статус кафедрального был временно перенесен на саратовский Духосошественский собор. В 2000-х гг. была произведена самая масштабная реконструкция в истории Троицкого собора. Инициатором и организатором процесса восстановления, а вернее – спасения саратовской святыни является Высокопреосвященнейший Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский. Нижний Успенский храм был отреставрирован в ходе работ 2004–2007 годов и освящен 10 декабря 2006 года. Все работы по реставрации нижнего Успенского храма Свято-Троицкого собора велись под руководством настоятеля Свято-Троицкого собора игумена Пахомия (Брускова), ныне Преосвященнейшего Пахомия, епископа Покровского и Николаевского. В октябре 2014 года была полностью окончена реставрация верхнего храма Троицкого собора. Все работы с высоким качеством, профессионализмом и добросовестностью произведены бригадой строителей-реставраторов под руководством М.Д. Фунта. В ходе реставрационных работ не представлялось возможным сохранить прежние палехские росписи собора, т.к. со стен полностью снимался штукатурный слой, производились вычинки поврежденной кирпичной кладки, укреплялись в проблемных местах своды и устанавливались новые потолочные перекрытия, монтировалась новая система отопления и вентиляции, устанавливались утраченные железные связи. Однако была сохранена преемственность стилистического оформления интерьеров храма. Новые росписи собора были выполнены мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса.

24-25 октября 2014 года во время Первосвятительского визита в Саратов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по окончании великого освящения семинарского храма огласил указ о возвращении Свято-Троицкому храму г. Саратова статуса кафедрального собора. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл с Митрополитом Лонгином и епископом Покровским и Николаевским Пахомием посетил и осмотрел Троицкий собор. Святейший Патриарх передал в дар храму образ Покрова Пресвятой Богородицы и дарохранительницу.

2 ноября 2014 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин с собором духовенства совершил чин великого освящения верхнего храма Троицкого собора и первую в нем, после освящения, Божественную литургию. Новые росписи верхнего, Троицкого, храма собора были выполнены мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса.

В настоящее время клирики собора, певчие и все прихожане стремятся, чтобы Свято-Троицкий собор сохранил значение средоточия церковной традиции. Здесь находятся старинные иконы, многие из которых не только являются святыней, но и представляют историко-культурную ценность. Икона Спаса Нерукотворного – самая древняя почитаемая святыня Саратовской Митрополии. В соборе пребывают образы особо чтимой иконы Казанской Божией Матери, Ветхозаветной Троицы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, образы святителей Феодосия Черниговского и Иннокентия Московского с частицами святых мощей. В январе 2004 года в соборе была обретена икона преподобного Серафима Саровского с фрагментами его одежды. В январе 2005 года состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском музее краеведения: уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. Хранится он в нижнем Успенском храме Троицкого собора. В нашем соборе также находится несколько икон, принесенных с Афонской горы в XIX веке. Это иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Взыскание погибших», образ святого великомученика целителя Пантелеимона. В 2010 году в Свято-Троицкий собор доставлена Иверская икона Божией Матери, специально написанная и освященная на Святой Горе Афон по заказу прихожан собора — копия с той самой иконы, которая за свою более чем тысячелетнюю историю прославилась по всему миру многими чудесами.

Для сохранения и изучения церковных древностей и исторических сведений о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории нашего собора при нем был создан в 2012 году первый в Саратовской митрополии церковный музей.

В 2012 году на территории Свято-Троицкого собора завершилось строительство нового административного корпуса, в котором располагаются воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.

Итак, на рубеже 3-го тысячелетия саратовцы снова сохранили и восстановили свой старый собор, по-прежнему в нем возносится молитва к Богу, в Троице Единосущному, по-прежнему собор служит людям и является украшением нашего города.

Собор Святой Троицы, известный как Цминда Самеба, является самым главным и величественным собором в Грузии. Возвышаясь на холме Св. Ильи, собор, как огромная белая птица, парит над городом, словно охраняя его. Этот грандиозный комплекс виден практически с любого уголка столицы. Цминда Самеба — главный Грузинский православный собор, а также третий по величине восточный православный собор в мире. Постройка Собора Святой Троицы стала знаменательным событием для всего грузинского народа: он олицетворяет собой единство грузинской нации, его веру и мощь.

Собор Цминда Самеба был построен в период с 1995 по 2004 год по инициативе Патриарха всея Грузии Илия II в честь 2000-летия со дня рождения Иисуса Христа и 1500-летия Грузинской Церкви. Каждый грузин имел свой, пусть и небольшой, вклад: средства на постройку собора были собраны пожертвованиями граждан и многих богатых бизнесменов.

Комплекс Самеба состоит из главного собора, отдельно стоящей колокольни, резиденции Патриарха, монастыря, духовной семинарии и богословской академии. Высота Свято-Троицкого собора от земли до кончика креста составляет 101 м. Высота креста составляет 7,5 м. Собор также имеет подземные строения, которые уходят вглубь земли на 13 м. Длина храма — 70 м, ширина – 64 метра. Комплекс состоит из девяти церквей, освященных в честь Иоанна Крестителя, Св. Нино, Св. Георгия и других святых. В нижнем ярусе располагается церковное музейное пространство. Архитектура храма представляет собой сочетание традиций старой грузинской средневековой церковной архитектуры и современных решений. Интерьер собора поражает своим величием и красотой: собор богато украшен мозаиками, иконами и миниатюрами. Внешние фасады тоже не оставят равнодушным ценителей архитектурных решений: фасады собора украшены арками и тонкой резьбой по камню.

23 ноября 1995 года в присутствии тысяч верующих, Священного Синода Православной Церкви Грузии, Президента Грузии и членов науки и культуры состоялось торжественная церемония заложения фундамента будущего собора. В основание собора были заложены священные артефакты, привезенные со святых земель: камни с горы Синай, где Господь дал Моисею десять заповедей, из Иордана, где был крещен Господь, из Назарета, где была погребена Богоматерь, из Иерусалима, а также из разных церквей и монастырей Грузии. Спустя 9 лет, 23 ноября 2004 года, по случаю Дня Святого Георгия — покровителя Грузии, Свято-Троицкий собор был торжественно благословлен и освящён.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *