Троицкий женский монастырь муром

История Свято-Троицкого женского монастыря уходит истоками в середину XIV в., когда Муромский князь Юрий Ярославич (1345-1354 гг.) обустраивал свою вотчину. Тогда на территории «старого вышнего городища» была сооружена деревянная приходская Троицкая церковь.

После недолгой полосы оживления каменного строительства в Муроме во второй половине XVI в. при Иване Грозном оно возрождается лишь в 1640-е годы. При этом оно велось преимущественно на средства местных купцов, наиболее состоятельные из которых жили уже в Москве, как представители «московской сотни», по указу царя Михаила Федоровича. Особенно много пожертвований на церковное строительство в Муроме сделал купец Тарасий Борисов, прозванный в народе Богданом Цветным.

На средства, выделенные Богданом Цветным в 1642 г., начали строить на месте прежней деревянной Троицкой церкви новую, каменную. Ровно через год храм предстал перед изумленными его красотой горожанами. Вскоре Богдан Цветной получил разрешение основать при церкви женский монастырь. На его средства началось интенсивное строительство обители. В 1648 г. рядом с Троицкой церковью, ставшей монастырским собором, были возведены нарядная надвратная церковь Казанской Богоматери, шатровая колокольня и часть каменной монастырской стены, строительство которой в XVII в. так и не было окончено. Эти каменные строения образовали красивейший ансамбль на большой торговой площади Мурома.

Троицкий собор небольшой по размеру и не похож на величественные монастырские храмы. Но обилие всевозможных декоративных деталей придает ему неповторимую праздничность. Стены украшены множеством элементов: рядами ширинок, двойными и одинарными гирляндами изразцовых поясов, наличниками разнообразных форм, аркатурно-колончатым фризом. Свод четверика зодчие оформили двойной лентой больших килевидных кокошников. Третий ряд похожих кокошников, но меньших по размеру, был размещен у оснований барабанов пяти глав. Вход на галерею собора оформлен в виде шатровой беседки на четырех восьмигранных столбах. Вставки из цветного лекального кирпича и пояса изразцов терракотового, зеленого, золотистого цветов на стенах храма поблескивали в лучах солнца и придавали ему особое изящество и неповторимость в Муроме. Изразцовый убор Троицкого собора разнообразен по тематике рисунков: не только орнаменты, но и фигуры драконов, двуглавых орлов, птиц-Сирин, воинов на конях. Еще одним украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты – шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII в.

Декоративное убранство шатровой колокольни и надвратной Казанской церкви, выстроенных через пять лет после собора, кажется еще более пышным. Это было не случайно, ведь здания монастырского ансамбля, выходя фасадами на торговую площадь Мурома, были ее главным украшением, и в какой-то мере оправдывали прозвище их состоятельного заказчика – Богдана Цветного. Богатое оформление храмов Свято-Троицкого монастыря оказало большое влияние на развитие муромской архитектуры второй половины XVII в., выступив неким эталоном.

К сожалению, до нашего времени не дошли интерьеры Троицкого собора и Казанской надвратной церкви. Уже в конце XVIII в. здесь были проведены значительные переделки. Однако известно, что отличительной особенностью этих храмов является наличие внутри зданий «голосников» – резонаторов кувшинообразной формы, утопленных в стены и улучшающих в значительной мере акустику.

В 1975 г. на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющий памятником деревянного зодчества XVIII в.

С момента основания монастыря здесь хранился Виленский крест-мощевик – одна из первых святынь монастыря. В него помещена часть мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, убитых в Литве в 40-х гг. XIV в. Считается, что Богдан Цветной получил этот крест от человека, участвовавшего в походе на Вильнюс, уроженца Арзамаса, и даровал Свято-Троицкому монастырю. 15 мая 1996 г., к пятилетию возрождения обители, древняя монастырская святыня была возвращена обители из городского музея.

Самая почитаемая святыня Троицкого монастыря – мощи святых благоверных супругов князя Петра и княгини Февронии Муромских. Они были канонизированы в 1547 году, но в Муроме их почитали задолго до церковного прославления. Предания об их удивительной жизни передавались на Муромской земле из уст в уста. По легенде, возлюбленные долго и счастливо княжили в Муроме в XIII в. и умерли в один день. Считается, что припадающие с молитвой к мощам семейные пары получают исцеление от бесплодия, а также счастье в семейной жизни. В 1992 г. мощи святых Петра и Февронии также возвращены в Свято-Троицкий монастырь из городского музея, где они хранились с 1923 г. после закрытия Рождественского собора в Муроме. С 2008 г., который был объявлен в России годом семьи, 8 июля в день памяти святых супругов Петра и Февронии отмечается государственный праздник – День семьи, любви и верности.

В 1991 г. женский Троицкий монастырь, первый во Владимиро-Суздальской епархии, возродился как действующая обитель. Вместе с возрождением произошло и восстановление его давних традиций. Ранее монастырь славился искусством золотого шитья, и сейчас в обители можно увидеть иконы, созданные руками нынешних сестер. Необычен вышитый золотом иконостас придела в честь святых праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании. Кроме золотошвейной мастерской в обители действует керамическая мастерская – ее изделия можно приобрести в церковной лавке.

С 2001 г. при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних сирот и престарелых. Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс».

Святыни монастыря:

  • мощи святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских;
  • Вилинский крест.

В. Королькова

История: Крестовоздвиженский женский монастырь был основан в XII в.

Крестовоздвиженская церковь, по преданию, была построена на том самом месте, где во время княжения св. Петра и Февронии в первой пол. XIII в. находился девичий монастырь, где будто бы св. Петр получил чудотворный Агриков меч для поражения волшебника, и где впоследствии приняла постриг святая княгиня Феврония.

Первое достоверное указание на существование Крестовоздвиженской церкви в XVI в. дает жалованная грамота царя Михаила Федоровича 1627 г. Из этой грамоты видно, что Крестовоздвиженской церкви дана была жалованная грамота еще царем Иваном Васильевичем Грозным, следовательно, и тогда церковь уже существовала.

Древняя Крестовоздвиженская церковь пользовалась особенным вниманием московских государей. Жалованная грамота царя Михаила Феодоровича не только укрепляла за причтом землю, но и освобождала от многих государевых повинностей и от светского суда жителей, поселившихся на церковной земле.

Деревянная Крестовоздвиженская церковь существовала до 1797 г.

В 1797 г. построен каменный храм.

В 1831 г. теплая трапеза при каменной церкви была расширена и с того времени наружный вид церкви остается без изменений.

Церковь закрыта по постановлению ВЦИК от 20 янв. 1930 г., вскоре снесена.

В 1998 г. на месте где был расположен монастырь установлен памятный крест.

В 2008 году архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий обратился к администрации города Мурома с просьбой выделить на месте бывшего Крестовоздвиженского прихода земельный участок для постройки небольшого храма-часовни в честь Воздвижения Креста Господня.

Малое освящение храма-часовни состоялось 7 июля 2009 года. Великое освящение и открытие храма как подворья Троицкого женского монастыря города Мурома состоялось 19 сентября 2009 года. Чин освящения совершил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.

В настоящее время в связи с образованием 16 июля 2013 года Муромской епархии, Крестовоздвиженский храм начал действовать как архиерейское подворье.

Свято-Троицкий монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Свято-Троицкий монастырь, ворота

Большой популярностью у туристов пользуется Троицкий монастырь постройки 17 века. Старейшие здания монастыря — каменная пятиглавая церковь Троицы 1642 г. постройки и возведённая 10 годами позже колокольня. Монастырь привлекает паломников мощами святых Петра и Февронии князей Муромских — покровителей любви и брака. Согласно легенде, они уже в преклонном возрасте приняли монашеский постриг и ежедневно молились о том, чтобы умереть в один день и час, и быть похороненными в одном гробу. В итоге именно это и произошло, однако, вопреки их просьбам, совместное погребение было сочтено несовместимым со званием монахом и их разделили. Но на следующий же день они необъяснимым образом снова оказались рядом друг с другом.

С тех самых пор Петр и Феврония считаются покровителями брака и семьи.

На территории монастыря хранится и другая святыня — Виленский крест-мощевик.

Перед монастырём стоит памятник Петру и Февронии, к которому приезжают свадебные церемонии, и где влюблённые загадывают желания.

Свято-Троицкий монастырь был основан на месте стоявшей тут ранее деревянной церкви; был закрыт в 1921 и вновь открыт в 1991 году. Приблизительно в один год с основанием монастыря построен Троицкий собор (его приделы пристраивались и перестраивались позже). Также к собору была пристроена шатровая многоярусная колокольня, составляющая вместе с собором и надвратной Казанской церковью один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей Мурома. В монастыре также сохранились стены с башнями (19 век) и настоятельский корпус (17-19 век). На территории монастыря находится (и летом действует) деревянная церковь Сергия Радонежского (18 в), перенесенная из одной из близлежащих деревень.

Адрес: г. Муром, пл. Крестьянина (Троицкая пл.).

Устроен купцом Тарасием Борисовым (Богданом Цветным) при приходской Троицкой церкви в 1643. Отдельно стоящая шатровая колокольня 1640-х, ограда и келейные корпуса в основном XIX в. Закpыт в 1921, занят под жильё. Передан РПЦ в 1991, стал первым женским монастырем, вновь открытым во Владимирской епархии.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В Г. МУРОМ

Монастырь основан в 1643 году на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба.

Обитель мирно существовала до 1921 года, потом ее закрыли, и монастырская территория стала использоваться под городские нужды.

По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. Настоятельницей монастыря по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия стала игумения Тавифа (Горланова).

В 2002 году в монастыре был открыт пансионат для несовершеннолетних детей «Надежда», где девочки получают среднее образование.

На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии.

В монастыре три действующих храма.

Храмы обители

Главный храм — Свято-Троицкий собор (1642/1643 гг.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской.

В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1648 г.). В 1652 году рядом с надвратной церковью была построена шатровая многоярусная колокольня.

Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Эта церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда.

Подворье

На Богородицком подворье монастыря в 1995 году был освящен деревянный храм в честь Муромской иконы Божией Матери. Подворье расположено в 16 км от Мурома.

Расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно. Божественная литургия начинается в 6.30, вечерняя служба — в 16.00. После Литургии совершаются молебны и панихиды по усопшим.

В воскресные дни Божественная литургия начинается в 7.00. После Литургии перед гробницей с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония — покровители семьи.

В православные праздники — многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных исцелениях и прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом. Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац, три казармы (одна — в братском корпусе).

1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря О.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было, ни людей, ни денег. Был только он и еще один священник. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И что удивительно, поначалу стараниями очень немногих людей. За 10 лет обитель возродилась. Стала являть миру красоту Божественную, необычайную.
Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.

В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали…

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. — от поляков, в ХХ в. — от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Часовня в Троицком монастыре (старая), Муром

Восьмигранная столпообразная водозаборная часовня с крупным куполом. Стояла севернее Троицкого собора, в советское время сломана.

Троицкий собор — Собор Троицы Живоначальной в Троицком монастыре, Муром

Сооружён в 1642-1643 каменным на месте деревянной церкви на средства муромского купца Богдана Цветного. Бесстолпный пятиглавый трёхапсидный храм, окружённый крытой галереей, богато декорированный и украшенный изразцами. Был придел Бориса и Глеба. С северной стороны к собору примыкал тёплый Трёхсвятительский храм, основанный в сер. XVII в., со Скорбященским приделом (1810). В 1886 над Трёхсвятительской церковью возведен 2-й этаж с новым Пантелеймоновским престолом. Собор закрыт в 1920-е. В 1936 Трёхсвятская церковь сломана. Вновь открыт в 1991. В настоящее время в соборе главный престол Троицкий; приделы: южный св. прав. жен Анны, Тавифы, Иулиании Лазаревской, и вновь выстроенный в 1996 в стилистике XVII в. северный Петра и Февронии Муромских.

Часовня Петра и Февронии Муромских в Муромском Троицком монастыре, Муром

Деревянная часовня в виде прямоугольного сруба под двускатной кровлей, завершенного четвериком под четырехскатным шатром. Сооружена при «летнем источнике» в северо-западной части двора монастыря в 2011.

Часовня в Троицком монастыре (новая), Муром

Новая деревянная приземистая восьмигранная часовня. Пока не достроена. Планируется освятить в честь одной из икон Богоматери, но окончательного решения ещё не принято.

Сергиевская церковь — Церковь Сергия Радонежского из Красного в Троицком монастыре, Муром

Деревянный храм выстроен в 1715 в с. Пьянгус (нынешний Меленковский р-н), в 1783 перестроен. В связи с сооружением в 1910 новой каменной церкви продан в деревню Красново (Красное), откуда и был в 1970-х перевезён на территорию Троицкого женского монастыря г. Мурома. Здание типа восьмерик на четверике с квадратной колокольней и интересной летней галереей, пристроенной с северной стороны. Вновь освящён в 1996, но придел Димитрия Солунского не возобновлен.

Казанская церковь — Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Троицком монастыре, Муром

Небольшая надвратная церковь, увенчанная декоративным шатром, отличный образец зодчества сер. XVII в. Сооружена в 1648 на средства муромского купца Богдана Цветного. Закрыта в 1920-е. Возвращена Владимирской епархии в 1991.

Часовня Петра и Февронии Муромских, Муром

Деревянная надкладезная часовня выстроена городским головой А. В. Ермаковым в 1864. После 1894 заменена каменной, при этом, возможно, была передвинута. Восьмигранная шатровая постройка, располагавшаяся на ярмарочной площади. После революции закрыта, разрушена в промежуток 1930-1935. В 1995 у часовенного места Спасским монастырем повешена мемориальная доска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *