Тропарь фаддею тверскому

Епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский). 1908 год

Фаддей (Успенский) (1872 — 1937), архиепископ Тверской, священномученик

Память 13 октября в день обретения мощей в 1993 году , 18 декабря в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Тверских и Житомирских (Укр.) святых

В миру Иван Васильевич Успенский, родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия Успенского. Дед будущего святителя также был священником, и знавшие его почитали как человека высокой духовности, как настоящего молитвенника, как человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое сердце. Из всех своих внуков он больше других любил Ивана, которого в шутку называл архиереем.

В 1892 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, после чего поступил в Московскую духовную академию, во время обучения в которой окончательно определился в выборе своего дальнейшего духовного пути, решив стать монахом. Вскоре, после окончания академии в 1897 году, был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей и рукоположен в сан сначала иеродиакона, а через небольшое время — иеромонаха.

Первым назначением иеромонаха Фаддея стала должность преподавателя Смоленской духовной семинарии. В 1900 г. он переводится в Уфимскую духовную семинарию, где за диссертацию «Единство книги пророка Исаии» получает степень магистра богословия. В 1902 г. отец Фаддей становится инспектором, а затем — ректором той же семинарии с возведением одновременно в сан архимандрита. Еще через год — новое назначение — ректором Олонецкой духовной семинарии.

В 1902 году им была написана книга «Записки по дидактике», а в 1908 году — объемное исследование по Священному Писанию Ветхого Завета под названием «Иегова», за которое ему была присуждена степень доктора богословия.

21 декабря 1908 года был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии. Став архиереем, он не изменил подлинно аскетической направленности своей жизни, и пасомые сразу же почувствовали в нем настоящего подвижника, образец кротости, смирения и чистоты.

Архиепископ Фаддей (Успенский). Астрахань. 1920-е годы

В 1917 году Волынь поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. После того, как правящий архиерей, архиепископ Евлогий (Георгиевский) оказался вне пределов своей епархии, управление ею перешло к епископу Фаддею. Вскоре после прихода к власти большевиков последовал первый арест владыки. Сразу же после его ареста в Волынский ЧК поступило заявление от группы православных епархии с просьбой отпустить их архипастыря, никоим образом не причастного к какой-либо политической деятельности. Но вместо освобождения епископ Фаддей был переведен в Харьковскую тюрьму, где содержался до решения властей о высылке его за пределы Украины как пользующегося огромным авторитетом среди местного населения.

Весной 1922 года владыка прибыл в Москву и обратился к патриарху Тихону с просьбой определить его на кафедру в один из волжских городов, поскольку он был родом из этих мест. Но новый, ничем не обоснованный арест помешал этому назначению. В сентябре 1922 года по «делу» святителя Фаддея, к тому времени возведенного уже в сан архиепископа, было составлено обвинительное заключение, где, в частности, говорилось:

«… принимая во внимание его административную высылку из пределов УССР за контрреволюционную деятельность… Успенского, как политически вредный элемент, подвергнуть административной высылке сроком на один год в пределы Зырянской области».

Из Москвы архиепископа Фаддея перевезли вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) во Владимирскую тюрьму, где они оказались в крайне тяжелых условиях как в бытовом, так и в психологическом отношениях.

«Поместили в большую камеру вместе с ворами, — вспоминал впоследствии митрополит Кирилл, — свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе… Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, Владыка взял меня за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами.» Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно. Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник».

Архиепископ Фаддей (Успенский). Внутренняя тюрьма ГПУ. 1922 год

Летом 1923 г. срок ссылки архиепископа Фаддея закончился, и он временно поселился в Волоколамске, а служить ездил в московские храмы.

Осенью того же года Священный Синод под председательством Патриарха Тихона назначил архиепископа Фаддея на Астраханскую кафедру, где церковное управление было незаконно захвачено обновленцами; но большая часть духовенства и верующего народа не признавала власти живоцерковников и не подчинялась ее распоряжениям. Святителю Фаддею предстояло объединить вокруг себя православных и восстановить каноническое подчинение Астраханского епархиального управления законной власти Святейшего Патриарха.

В декабре 1923 г. будущий священномученик выехал к месту своего нового служения. Ехал он без сопровождения, в старой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем. Как только поезд остановился в Астрахани, купе заполнилось встречавшим архиепископа духовенством. Все подходили к нему под благословение, затем стали предлагать свои услуги для доставки багажа и с удивлением обнаружили, что никакого багажа у их нового архиерея просто нет.

Владыка был крайне смущен столь торжественной встречей; выйдя на перрон, он смутился еще больше, увидев толпу встречающих; а на привокзальной площади — настоящее людское море…

Сразу же по приезде какие-то сердобольные старушки принесли владыке большое количество только что сшитой одежды; староста храма в честь святого князя Владимира, заметив на ногах святителя ветхие, с заплатами сапоги, принес ему новую добротную обувь. Но архиепископ Фаддей, верный своим монашеским обетам, все раздавал нуждающимся, оставляя себе лишь крайне необходимое для жизни.

Жил святитель Фаддей на удивление скромно. Весь его архиерейский «дом» размещался в двух маленьких комнатках. Одна служила столовой, приемной и кабинетом, вторая — спальней. Каждое утро и каждый вечер Владыка шел одной и той же дорогой, через парк в храм, на богослужение. Каждый раз его встречали люди, чтобы идти в храм вместе с ним. И долгое время потом эта дорога называлась «Фаддеевской».

Где бы святитель ни жил, он никогда не имел ничего своего. Угощали его обедом или чаем — он ел и пил, если нет — никогда не спрашивал. Он всегда и везде считал себя гостем, зависимым от того, кто ему помогал или прислуживал.

За время своего пребывания в Астрахани архиепископ Фаддей сплотил вокруг себя почти все духовенство, не прибегая при этом ни к каким организационным мерам. Обновленческий раскол был преодолен, хотя Владыка ни одного из обновленцев не подвергал административным прещениям и ни одного слова не сказал против них публично. Пример его личной жизни был действеннее любых мер и красноречивее всех слов.

Денег Владыка ни от кого не брал, и некоторые астраханские приходы взяли на себя материальные расходы, связанные с содержанием квартиры, ее отоплением и освещением. В управлении епархией он почти устранился от административной части. У него не было канцелярии, была только именная печать для ставленнических грамот и указов о назначениях и перемещениях. За всю свою архиерейскую деятельность Святитель ни на кого не накладывал дисциплинарных взысканий, никто не слышал от него даже упрека или слова, сказанного в повышенном тоне. Он всегда и всюду ходил в своей единственной заплатанной рясе, в старых, перечиненных сапогах, имел одно дешевое облачение и одну митру. Но он всегда был готов сказать слово утешения любому человеку, оказать ему реальную помощь, просто выслушать. Ежедневно: утром и вечером — служба в церкви; днем — прием посетителей, постоянно толпившихся на лестнице, в коридоре и во дворе дома, где снималось жилье для святителя. Однажды какой-то сельский священник, знавший о предельной простоте приема посетителей архиереем, пришел к нему прямо с парохода в шесть часов утра. И был принят. Этому священнику ждать пришлось всего минут десять, пока владыка умывался…

В октябре 1926 года в связи с арестом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Фаддей вынужден был покинуть Астрахань для исполнения возложенных на него обязанностей по управлению Русской Церковью. Но на пути в Москву он был задержан и отправлен в город Кузнецк Саратовской области без права выезда. Пребывая здесь, с 27 июня по 27 октября 1927 года числился архиепископом Пятигорским, но отбыть по назначению не мог. Митрополит Сергий, освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его 27 октября 1927 года на Саратовскую кафедру, а через непродолжительное время на Тверскую . Только в марте 1928 года владыка Фаддей получил разрешение на выезд из Кузнецка. В Тверской земле он и провел последние годы своей исповеднической жизни, закончившейся мученической смертью.

Архиепископ Фаддей (Успенский). Тверь. 1936 год

В Твери, как и в Астрахани, владыка Фаддей был окружен всеобщей любовью верующих. Неизменно сохранявший высокий духовно-аскетический строй своей жизни он являл собою людям необычайную духовную красоту. К последним годам жизни святителя относится целый ряд удивительных свидетельств очевидцев об открывшихся в нем сверхъестественных духовных дарованиях — прозорливости и исцеления. В сознании тысяч верующих он стал окружен ореолом святости и нравственного совершенства.

В середине тридцатых годов начался новый этап усиленного давления на православие со стороны безбожной власти, опиравшейся в своей церковной политике на вероотступное обновленчество. Храмы повсеместно отбирались в пользу обновленцев. Православное духовенство вынуждали к отказу от своего служения. 29 сентября 1936 г. тверские власти лишили архиепископа Фаддея регистрации и запретили ему служить, но Владыка продолжал совершать богослужения в последнем сохранившемся в епархии у православных храме за Волгой, а местное духовенство по-прежнему сносилось с ним как со своим правящим архиереем.

Летом 1937 г. в Твери, как и повсюду, начались массовые аресты. Было арестовано почти все духовенство епархии. В октябре того же года один из священников после продолжительных пыток согласился подписать клеветнические сведения об архиепископе Фаддее. В качестве лжесвидетелей охотно выступили представители обновленчества.

20 декабря 1937 г., около восьми часов вечера, в дом святителя пришли сотрудники НКВД, предъявившие ордер на обыск и на арест. В результате тщательного и продолжительного обыска они не обнаружили ничего кроме одного облачения, потира, дароносицы, двадцати семи свечей, нескольких четок, святоотеческих книг и тетрадей с записями духовного характера. Один из участвовавших в обыске в изумлении спросил:

— На что же вы живете? — Мы живем подаянием, — ответил архиепископ.

На допросах в тюрьме Владыка держался мужественно, сохраняя спокойствие и отрешенность даже в самых критических ситуациях. Следователи всеми мерами требовали от него признания в заведомо лживых обвинениях и добивались узнать, как и кто помогал ему материально.

«В контрреволюционной деятельности виновным себя не признаю, — твердо свидетельствовал святитель. — Материальная помощь передавалась мне лично в церкви в виде доброхотных подношений. Фамилии этих лиц я назвать не имею возможности, так как их не знаю.»

Через десять дней после ареста архиепископ Фаддей был приговорен к расстрелу. Он обвинялся в том, что

«являясь руководителем церковно-монархической организации, имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в городе Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания), давал задания участникам на организацию и насаждение церковно-монархических групп и повстанческих ячеек, осуществлял руководство по сбору средств на построение нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации».

Святитель Фаддей (Успенский) был казнен 31 декабря 1937 года. Ходили слухи, что его утопили в яме с нечистотами. После его смерти тюремный врач предупредила верующих, что вскоре владыку повезут хоронить. Место, где было зарыто мученическое тело, узнали две женщины, оставшиеся преданными святому и по его кончине. Весной 1938 г. после Пасхи они вскрыли могилу и переложили останки священномученика в простой гроб. Одна из женщин вложила в руку владыке пасхальное яйцо. На месте захоронения, на тверском кладбище «Неопалимая Купина» в Затверечье, был поставлен крест и на нем сделана надпись. Но вскоре этот крест был уничтожен властями (крест был восстановлен в 1990-х годах). Память о архиепископе Фаддее и почитание его как святого сохранились среди верующих Твери до нынешнего времени. Существует ряд свидетельств о его посмертном молитвенном предстательстве пред Богом за тех, кто хранил эту память.

26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском Тверском соборе.

Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 23 февраля 1997 года.

Оценки современников

Сщмч. Фаддей, архиепископ Тверской

Свт. Тихон (Белавин), патриарх: «Знаете ли Вы, что владыка святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа».

Священник Ксенофонт Цендровский, главный идеолог и лидер обновленчества в Астрахани, принося публичное покаяние в грехе раскола, сказал следующее:

«Долго я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел Владыку Фаддея; я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот. Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти. Теперь я ясно сознавал, что увидел человека, которому можно поклониться не только в душе, но и здесь, на Ваших глазах».

Тропарь, глас 1

Хвала Богу и жертва живая житие твое, священномучениче Фаддее, явися. Постом, бдением и молитвою Небесная дарования приим, многим добрый помощник и утешитель бысть. Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, лукавства врагов Христовых препобедил еси. Слава Давшему тебе во страданиих крепость, слава, яко мученика, Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Использованные материалы

  • Житие по материалам Синодальной комиссии по канонизации святых:
  • Страница Библиотеки Серафима Саровского:

Официальный церковный календарь на сайте Издательства Московской Патриархии —

Заявление Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи с угрозой мошеннических действий в отношении верующих.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ выступил с заявлением в связи с угрозой мошеннических действий в отношении верующих.

В период эпидемии и режима самоизоляции многие верующие пользуются возможностью дистанционного заказа треб, жертвуя средства на храмы и монастыри, что имеет огромное значение для материального обеспечения их деятельности, выплаты зарплаты священникам и церковным служащим.

На этом фоне проблема мошенничества в сети стала особенно актуальной. В последние годы в сети Интернет становится все больше и больше онлайн-сервисов, а также мобильных приложений, предлагающих заказ треб в храмах, а также собирающих пожертвования от имени Русской Православной Церкви. На многие из этих ресурсов регулярно поступают жалобы верующих. Хорошо известно, что услуги такого рода оказываются за комиссионное вознаграждение, размер которого скрыт от жертвователя и может достигать 20% и более процентов от переводимой суммы. Это означает, что значительная часть средств жертвователя уходит на содержание посреднической организации, которая оказывает подобную услугу. Такими организациями являются различные индивидуальные предприниматели, фонды, а также некоторые СМИ.

Служба священномученику Фаддею, архиепископу Тверскому — 0,5 Мб

на велицей вечерни

На Господи воззвах: стихиры, глас 2:

Сосуде священнейший Духа Божественнаго был еси, иерарше достославне, душу очистив от страстей, в путех гоним, в темницех заключаем, принеслся еси яко жертва чиста Христу.

Твердый служителю Церкве Христовы, любителю монашескаго жития, образе кротости и незлобия, священномучениче Фаддее, предстоя днесь Престолу Вседержителя, поминай паству твою, да вси ходатайством твоим получим велию милость.

Священномучениче отче наш Фаддее, украсил еси Церковь Христову страдании твоими, яко добр воин Иисус Христов, сего ради молим тя: молитвами твоими не остави ны.

Слава, глас 6:

Венцем славы украшаем и Престолу Божию предстоя, Божественнаго света исполняем, священномучениче Фаддее преславне, моли спасти чтущия тя.

И ныне, глас тойже:

Пресвятая Дево, Царице небеси и земли, Мати Христа Бога нашего, молитвами возлюбившаго Тя святителя Фаддея, покрый нас покровом милосердия Твоего.

Вход. Прокимен дне. Чтения три священномученика.

На литии стихира храма.

Слава, священномученика, глас 8:

Всечестную память твою празднующе, сошедшеся днесь в храм сей святый, воспеваем житие и мученическую кончину твою, святителю Фаддее досточудне.

И ныне, Богородичен:

Царице наша Преблагословенная, к Тебе прибегаем и молим: молитвами светильника Церкве Христовы просвети души наша.

На стиховне стихиры, глас 6:

Священномучениче Фаддее, похвало Церкве святей, молися Христу Богу о пастве твоей, да спасет Господь души наша.

Стих: Честна пред Господем смерть преподобных Его.

Светильниче Церкве Христовы, отче наш Фаддее, наслаждаяся ныне светом Божественныя Славы, молися о всех нас.

Стих: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

Славяще днесь страдания твоя, святителю Христов Фаддее, тя молим укрепити веру нашу.

Слава, глас 8:

Ты еси прибежище наше и покров спасения, ты еси предстатель о всех нас, темже тя почитаем купно с другом твоим Патриархом Тихоном, моли спастися душам нашим.

И ныне, глас тойже:

Владычице мира, Упование и Предстательство верных, приими молитвы раб Твоих, чтущих светлую память Фаддея священномученика.

Тропарь, глас 1:

Хвала Богу и жертва живая / житие твое, священномучениче Фаддее, явися. / Постом, бдением и молитвою Небесная дарования приим, / многим добрый помощник и утешитель бысть. / Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, / лукавства врагов Христовых препобедил еси. / Слава Давшему тебе во страданиях крепость, / слава, яко мученика, Венчавшему тя, // слава Действующему тобою всем исцеления.

на утрени

На Бог Господь, тропарь святаго дважды.

Слава и ныне, Богородичен: Гавриилу, вещавшу:

По первом стихословии седален, глас 5:

Пламенный проповедниче Христовы истины, священномучениче Фаддее приснопамятне, явил еси непоколебимость воли и величие духа во страдании твоем.

Слава и ныне, Богородичен:

По слову Твоему блажат Тя вси роди, Пресвятая Владычице наша Богородице, сего ради умильно взываем: радуйся, всего мира очищение.

По втором стихословии седален, глас 3:

Защитниче Православия и истинный столпе Церкве Христовы, отче наш Фаддее, сохраняй стадо еже пасл еси.

Слава и ныне, Богородичен:

Возвыси благодать Твою, Чистая, яко да спасемся чтущии Тя.

Величание:

Величаем тя, священномучениче Фаддее, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Псалом избранный:

Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней.

По полиелеи седален, глас 6:

Днесь восхваляем новаго светильника Тверския земли, истиннаго святителя Божия, мужа крепосте и разума, моля просветити души наша.

Слава и ныне, Богородичен:

Святая Преблагословенная Дево Богородице, яви Свое Матернее Предстательство во еже грехов оставление даровати нам.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

Прокимен, глас 4: Проидохом сквозе огнь и воду, / и извел еси ны в покой.

Стих: Разжегл ны еси, яко же разжизается сребро.

Всякое дыхание: Евангелие от Матфея, зачало 36.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

Достойно и праведно днесь восхвалим Архипастыря-молитвенника, продолжателя делания апостольскаго великаго, священномученика Фаддея достославнаго, умиленно прося помиловати души наши.

Канон священномученику Фаддею,
архиепископу Тверскому, глас 1.

Песнь 1.

Ирмос: Горькия работы избавлься Израиль, непроходимое пройде яко сушу: врага зря потопляема, песнь яко Благодетелю поет Богу, чудодеющему мышцею высокою, яко прославися.

Припев: Святый священномучениче Фаддее, моли Бога о нас.

Великаго архиерея тя почтим, священномучениче Фаддее преславне, яко да молитвами твоими добре о Господе наше течение совершим.

Яко чудно житие твое, священномучениче Фаддее, ангелом касающися невещественным нравом жительства твоего.

Слава: Ты шел еси крестным путем в злополучную годину Церкве Российския, сего ради Господь возлюби тя.

И ныне, Богородичен: Тя, Пречистую Матерь Божию, святитель честный Фаддей издетска возлюбил есть и бысть Помощница сего чрез все течение служения его.

Песнь 3.

Ирмос: Не мудростию и богатством да хвалится смертный своим, но верою Господнею, православно взывая Христу Богу, и поя присно: на камени Твоих заповедей утверди мя, Владыко.

Священномучениче Фаддее, святителю Христов, радуйся, ты бо еси наша радость неизреченная и Церкве Русския всесветлое украшение.

Тя святителя предивнаго почитают днесь людие Волынския и Тверския земли и радуются зело, имеюще тя великаго ходатая у Престола Триединаго Бога.

Слава: В преддверии праздника Воплощения Бога Слова, ты мученически скончал еси житие и веселишися со небесными силами, воспевающими славу в вышних Богу и на земли мир.

И ныне, Богородичен: Обрадованная, приими молитву недостойных раб Твоих и помилуй стадо Твое, еже стяжала еси, Пренепорочная.

Седален:

Струю нам слова подаждь, Боже, и силу исповедати Тя, молитвами священномученика Фаддея преславнаго.

Слава и ныне, Богородичен:

Призри, Пречистая, спасти ны, да благодарно славим Тя, всемощную Заступницу рода христианскаго.

Песнь 4.

Ирмос: Слыша древле Аввакум, Христе, чудный Твой слух, и страхом взываше: от юга Бог приидет, и Святый от горы приосененныя чащи, спасти помазанныя, слава силе Твоей Господи.

Се ныне стояще во храме Господни, притекаем к раце мощей твоих, отче Фаддее, и молим тя дати умиление сердцам нашим.

Видя злобу безбожных мучителей твоих, ты присущей ти кротостию противостал еси смирением, моля Христа Бога да не воздаст им по делом их.

Слава: Яко советник Христовых оправданий быв, советы безбожных до конца отклонил еси и себе предал еси, священномучениче, быти утопляему во сквернах.

И ныне, Богородичен: Похвало Божественная священномученика Фаддея, Пресвятая Богородице Дево, радости неизреченныя сподоби ны, поющия Тя.

Песнь 5.

Ирмос: Свет Твой незаходимый воссияй, Христе, в сердца верно поющих Тя, мир подавай нам паче ума, тем от нощи неведения ко дню светом Твоим текуще, славословим Тя, Человеколюбче.

Ты словом и делом явил еси образ Архипастыря достойнаго, отче наш Фаддее, помози и нам быти верны звания христианскаго.

Ты житием своим путь истинный показа ко Христу, святителю отче Фаддее, темже и нас укрепи молитвами пред Господем, дабы ноги твердо поставити во исповедании веры.

Слава: Егда приведен был еси пред судище беззаконных, ты кротостию отвергл еси клевету и свидетельствова без страха истину исповедания твоего.

И ныне, Богородичен: Недугующа телом и душею, посещения Материнскаго от Тебе сподоби, Едина Богомати, яко Благаго же Родительница.

Песнь 6.

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо воззопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Образ жития твоего удивляет собратий твоих, священномучениче Фаддее прехвальне, но ты еще крепчая усилял смирение тщася победити гордость мира сего.

Не забуди нас убогих до конца, Церкве Тверския святителю и украшение, но моли Христа Бога нашего: да дарует нам терпение побеждати супостата.

Слава: Ты, святителю предивне, не отвергл еси Господа, но следовал еси стопам Его, сего ради Господь содела тя наследником блаженнаго упокоения.

И ныне, Богородичен: Тя, Радость и Славу священномученика Фаддея, Богородице, молим верно: радости вечныя нас сподоби, поющих Тя присно.

Кондак, глас 4.

Духа небоязни, силы, любве и упования / даде Пастыреначальник ти, святителю Фаддее, / во страдании бо твоем благодарение Богу воздавал еси / и в гонениях страждущия утешал еси, // глаголя: не унывайте, Христос бо с нами есть.

Икос.

Воссиял еси якоже солнцу заря, священномучениче Фаддее светоносне, тем твою память достойно славим и просим: моли Христа Бога грехов оставление нам даровати и в мире спастися.

Песнь 7.

Ирмос: Проидоша яко чертог пещный пламень нестерпимый, иже за благочестие иногда, отроцы святии показавшеся яве, и согласно воспевающе песнь пояху: отцев Боже, благословен еси.

Радуйся светлым торжеством, граде Тверь, имея покровителя и заступника пред Богом, мы же раби твои припадающе вопием ти: угодниче Христов отче Фаддее, не промолчи о нас, тепле моляся ко Господу.

Красен был еси и земли Астраханския, идеже показался еси проповедник истинныя веры. Темже удивляеми от усердия взываем: радуйся, града Астрахани похвало неложная.

Слава: Светильника Церкве Христовы, поставленныя на свещнице веры, сошедшеся вси воспоим.

И ныне, Богородичен: Живых и мертвых Предстательнице, страсти сердец наших умертви, Всенепорочная.

Песнь 8.

Ирмос: Чуда преестественнаго показа образ, огнеросная пещь древле: огнь бо не опали юныя дети, Христово являя от Девы Божественное Рождество, тем воспевающе воспоим: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Твоею неизреченною благостынею, Боже, молитвами угодившаго Ти святителя Фаддея, услыши глас и воздыхание верно творящих память его.

Святый священномучениче Фаддее, пищи небесныя ныне наслаждаешися, Господа воспевающе: Боже отец наших, благословен еси.

Слава: Власть вязати и решити получивый, разреши множество зол наших, да возможем пети Господа: Боже отец наших, благословен еси.

И ныне, Богородичен: Никтоже погибе, Чистая Богородице, иже веры надежду стяжав к Тебе православно.

Песнь 9.

Ирмос: Неизглаголанные Девы таинство: небо бо сия и престол Херувимский и светоносный показася, Христа Бога Вседержителя, Сию благочестно яко Богородицу величаем.

На стадо и Церковь, юже ты пасл еси, священномучениче Фаддее, врази устремишася, но ходатайством твоим пред Богом сих посрами до конца.

Чада твоя собрашася в день мученическия кончины твоея и предстояще раце мощей твоих, со хвалами мнозими величают тя.

Слава: Архиереи и священницы, монаси и мирстии, светло празднуйте досточудную память новомученика Церкве Российския, восхваляя его в песнех и пениих духовных.

И ныне, Богородичен: Умири мир, Христе, мольбами Чистыя Богоотроковицы и предстательством священномученика Фаддея, дивнаго во святых Твоих.

Светилен.

Пламеннаго провозвестника Единыя, Соборныя и Апостольския Церкве имущи и светлаго светильника Фаддея, сошедшеся радостно по достоянию восхвалим.

Слава и ныне, Богородичен:

Призри на ны, Всепетая Богородице Дево, приемля недостойную молитву раб Твоих.

Стихиры на хвалитех, глас 2:

Днесь радость велия на небесех и в Церкве Божии на земли, и вси сошедшеся прославляем дивнаго святителя Фаддея, телом почивающаго на земли, душею же Престолу Божию предстоящаго.

Ревности Божественныя исполнен еси, священномучениче Фаддее достохвальне, в смутныя годины Отечествия нашего, явился еси адамант веры Христовы.

Прославляя истиннаго носителя заветов апостольских, священномученика Фаддея, вернии возопиим: Христа Бога моли даровати Церкве единомыслие, мир и велию милость.

Слава и ныне, Богородичен:

Светлое пророческое сбытие, апостольская похвало, Ты еси Всечистая, просвети ны, рабы Твоя.

на литургии

Блаженны от канона, песни 3 и 6.

Прокимен, глас 7: Честна пред Господем / смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми.

Апостол к Римляном, зачало 99.

Аллилуйя, глас 6: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Стих: Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело.

Евангелие от Луки, зачало 106.

Причастен: В память вечную будет праведник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *