Тропарь рождества Богородицы

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Перевод песнопения:

Иоаким и Анна освободились от бездетности, и Адам и Ева — от смертного тления, Пречистая, во святом Твоём рождении. Его празднуют и люди Твои, освобождающиеся от греховной вины, когда взывают к Тебе: бесплодная рождает Богородицу и питательницу нашей жизни.

Тли — тления; свободистася — освободились; избальвшеся — избавленные, освобождённые; внегда — когда; неплоды — бесплодная.

Кондак — небольшое песнопение (в одну-две строфы), как и тропарь, раскрывающее сущность праздника. Автор и время написания этого текста неизвестны, ранее кондак Рождеству был написан Романом Сладкопевцем, однако до наших дней он не сохранился.

События, затронутые в песнопении, относятся к церковному преданию: родители Богоматери — Иоаким и Анна — были бесплодны, за что осуждались в еврейском народе, так как отсутствие детей считалось наказанием Божьим. Многие годы благочестивые супруги пребывали в молитве — но случилось чудо и явился Архангел Гавриил, возвестив им о том, что молитвы их услышаны. Рождённую назвали Марией, что в переводе означает «Госпожа».

Потому в тексте песнопения Рождество Богоматери освобождает Иоакима и Анну от бремени бездетности, и прародителей Адама и Еву — от бремени смерти, ведь через Деву Марию в мир пришёл Спаситель: «ради плененного Адама пришел Ты в страну нашу, Господи, как соглядатай, и извел его из стана того крепкого, который обольстил и увлек его» (прп. Ефрем Сирин, 33, 143).

Вторая часть кондака направлена к нам, христианам («то празднуют и людие Твои»), призывая праздновать это великое событие и свидетельствовать о чуде рождения Богородицы, которая растила и питала Спасителя. Именно поэтому Дева Мария — питательница нашей Жизни — Христа.

На заставке фрагмент: Рождество Пресвятой Богородицы; Россия. Кострома; XVI в., www.ruicon.ru

Рождеству Пресвятой Богородицы (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)

Тропарь, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Задостойник

Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.

Молитва

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

Назад к списку

Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце Правды
Христос Бог наш.

В Рождестве Богородицы мы ощущаем, чаем, предвкушаем разворачивающийся план Божественного Домостроительства. Как, думая о Троице, приходишь к Единице, а думая о Единице – к Троице, так и здесь. Празднуя Рождество Девы, мы радуемся Рождеству Спасителя Христа, а значит, и Его Воскресению, а следовательно, и Воскресению нашему – каждого из нас! Рождество Богородицы – это одно из звеньев цепочки, на которой подвешен Камень драгоценнейший, Камень нерукосечный, Камень краеугольный – Христос.

Представим пожилых супругов, скажем, Ивана Ивановича и Дарью Сергеевну. Всю жизнь они были подле друг друга, хранили верность своему союзу, друг друга любили. Всякое бывало в их жизни, многое уже позабылось, вытерлось из памяти. Но, как вчерашний день, вспоминают они день своего знакомства. Иван Иванович любит пересказывать эту незамысловатую историю о том, как он спешил в институт, как второпях наскочил на лужу, испачкал брюки. Пока очищал – опоздал на лекцию. Преподаватель строго отчитал и не допустил в аудиторию. Иван сидел на лавочке в коридоре и горевал. А тут подлетает она, Даша, тоже опоздала, тоже не впустили. Присела Даша рядом с Иваном на лавочку, и завязался у них разговор, который не заканчивается уже более 40 лет.

Почему так дороги седовласым Ивану и Дарье все эти детали и подробности давно минувших дней? Да потому, что, случись иначе, они бы не встретились, не познакомились, не поженились. И эта лужа, и этот несговорчивый преподаватель, и эта лавочка – будто шаги по их взаимному пути навстречу друг другу.

Бог тоже шел навстречу нам – всему человечеству. Шел с тех пор, как мы, в лице Адама и Евы, от Него отвернулись, спрятались в кустах своих отговорок и самооправданий. Бог шел, чтобы спасти людей. Бог знал, как спасти людей. Бог знал, когда Он это сделает. Господь осуществлял свой план шаг за шагом. Вот Он делает один из этих шагов – выбирает из всего человечества еврейский народ. Затем – каждый пророк – это очередной шаг Бога к людям, потому что Бог говорит с людьми и готовит их к Великим Переменам. Затем Всевышний дожидается, когда на этой лестнице, ведущей вниз, с небес на землю, появляется самая нужная, самая последняя, золотая ступенька – Дева Богородица, и по этой ступеньке Бог сходит к людям и становится Одним из нас и спасает нас.

Рождество Богородицы – хороший индикатор того, насколько серьезно мы относимся к нашему Спасению во Христе. Если мы благодарны Богу за это Спасение, то с благодарностью мы празднуем и Рождество Девы. Если нас переполняет глубоко осмысленная, прочувствованная радость о Свершившемся, то с радостью поспешим мы на этот праздник. Если же в этот день в храм мы внесем пустое, незаинтересованное сердце, а вынесем лишь усталые ноги и спину, то нам есть к чему стремиться.

Радость о Христе должна быть неотъемлемой частью христианского характера. Сам Христос желал, чтобы мы хранили эту радость и имели ее в полноте: Да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенной (Ин. 15: 11). Наши православные праздники выявляют, обнаруживают эту радость. Или напоминают о ней. Если она есть – пусть преумножится. Если ее нет – пусть созидается. Молитвами Богородицы. Аминь.

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Рождение Твоё, Богородица Дева, возвестила радость всей вселенной: ибо через Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и Он, разрушив проклятье, Дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь.

Рождество — рождение; бо — ибо; клятва — проклятье; даде — дал; дарова — даровал; живот — жизнь.

Текст тропаря относится к V-VII векам и является самым древним из всех песнопений праздника. Он не раскрывает сюжет Рождества, но передаёт его значение глубже и шире по времени. Так, начальная фраза «радость возвести всей вселенней» показывает масштабность, важнейшую ценность рождения Богоматери для человечества. Об этом поётся на великой вечерне: «Начало нашего спасения, людие, днесь бысть» — в этот день явилось начало нашего спасения.

Дева Мария явилась Той, через которую смог прийти на землю Христос, «…была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим» (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 404).

Слова о Христе как о «Солнце правды» отсылают к ветхозаветному пророчеству Малахии, в котором говорится: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» — воссиявшее через Богородицу Светило разрушило проклятье первородного греха.

Кульминационные фразы всего песнопения — это два ярких противопоставления о Спасителе: разрушил проклятье — дал благословение, упразднил смерть — даровал вечную жизнь. Таким образом, события Рождества Богородицы показаны не только в событийном развитии, но и в эмоционально-смысловом.

Слушать песнопение:

Глас 4, обиходный распев:

Главная Богослужение Тропарь, кондак, задостойник и величание праздника. Тропарь — жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.

Тропарь, глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак — жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак — краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.

Кондак, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея. Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание — краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Задостойник — церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть…», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется…», но в двунадесятые праздники, каковым является Рождество Богородицы, вместо «Достойно есть…» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, поэтому и пошло название «задостойник».

Припевы

Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере.

Ирмос 9-й песни

Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем. Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.

1. Дни Богослужений Православной Кафолической восточной Церкви. Протоиерей Г.С. Дебольский. том I, С.- Петербург, 1901. Репринтное воспроизведение издания. Издательство «Отчий дом», Москва, 1996.
2. Православный Церковный календарь на 2006 год. Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *