Трудник в монастыре отзывы

Пару слов от себя. Не скажу, что около церковные темы меня слишком интересуют. Но данная статья мне показалась занимательной. Тем более, что никогда не понимала, что заставляет обычных людей оставить мирскую жизнь. А далее перепост. Букв много =)

Черный платок, мешковатая ряса и полное подчинение другой женщине. Ради чего в наши дни девушки и бабушки уходят в монастыри? Корреспондентка «МК» в Питере» рассказала, как пять лет прожила в монастыре

И как живут там — так ли благочинно, как кажется со стороны. Корреспондентка «МК» в Питере» испытала на себе все прелести пострига и современного монашества, причем в самом крупном и известном в Петербурге женском монастыре — Воскресенском Новодевичьем, чьи храмы и корпуса расположились на Московском проспекте.

Испытание платочком

У меня не было никаких проблем в мирской жизни. Она была благополучной и беззаботной: высшее образование, работа, любящие меня мама и брат, большая уютная квартира. Никаких разочарований, потерь, измен…

Монахини в черном облачении раньше вызывали у меня недоумение и страх. Уйти в монастырь? Оказаться среди них? И мысли такой никогда не возникало. Я любила комфорт, а любые запреты и ограничения вызывали во мне решительный протест. Походы в церковь ограничивались тем, что я ставила свечки перед иконами. Но однажды довелось помочь по храму. Моя мама, которая регулярно убиралась в небольшом Афонском храме Воскресенского Новодевичьего монастыря, прийти не смогла. Я согласилась подменить ее без особой охоты. Быстро сделать, что попросят, и уйти — таково было мое намерение. Но меня так приветливо встретила инокиня-церковница, что я осталась до позднего вечера! И даже пришла на следующий день.

Мне захотелось узнать, как живут монахини — какие они в быту, в повседневной жизни, скрытые от посторонних, уходящие из храма в свой келейный корпус через калитку с предостерегающей надписью «Посторонним вход категорически запрещен».

Познакомившись со всеми сестрами обители, матушкой игуменьей (настоятельницей монастыря) Софией, я стала ходить в храм все чаще. Меня приняли на послушание (так в монастыре называется работа) в местную лавку с неплохой зарплатой и двухразовым питанием.

Но не прошло и трех месяцев, как незаметно для самой себя я оказалась в числе послушниц. Как же это случилось? Подействовали разговоры сестер о спасении и радостно-спокойной жизни в монастыре, о миссии избранницы невесты Христовой. Одним словом — завербовали.

Монашки звали меня к себе: молиться и спасаться. Правда, были среди них те, кто пытались остановить: «Деточка, не соверши необдуманного шага». Предупреждали: настоятельница строга, может и не принять, надо пройти собеседование. Это еще больше подогрело мое любопытство: такую хорошую — и не примет? Что же это за экзамен такой строгий? Игуменья попросила меня рассказать о себе. Поинтересовалась, была ли я замужем и не возникнет ли у меня такого желания, а потом благословила: «Приходи!». У меня даже рекомендации от священника не было. Выдали мне черную юбку, кофту и платок. Поселили в одноместную просторную келью. Я жила выше всех — на мансарде, между двумя храмами, надо мной — монастырская колокольня. Утром в комнате все дрожало от звучных ударов в большой колокол.

Оказывается, такая келья была большой привилегией. Обычно все, кого принимает игуменья в монастырь, сначала живут в паломнической гостинице. В келье на 10 или 15 человек. Выполняют грязную и тяжелую работу. Питаются в рабочей трапезной. Молятся отдельно от сестер.

«Надолго ли меня хватит?» — размышляла я.

Никогда бы не подумала, что окажется так тяжело постоянно ходить с покрытой платком головой. Она постоянно чешется, волосы через какое-то время начинают выпадать. Пожаловалась игуменье, она поддакивает: да-да, у меня то же самое. Хотела облегчить себе жизнь и подстричься, но та не благословила, мол, оставь косу для пострига! Оказалось, что еще и спать надо в платочке! Матушка игуменья приходила в келью ночью, проверяла, чем занята сестра: спит или молится, во что одета, что лежит у нее на прикроватной тумбочке.

Потеряла жениха — сделала карьеру

Между сестрами не благословляется распространяться о жизни, которую они вели в миру, возрасте и причине ухода в монастырь. Но женщины есть женщины — и как-то постепенно из разговоров все узнавали друг про друга. От хорошей и благополучной жизни никто в монастырь не уйдет. Нужен толчок: должно случиться нечто потрясшее настолько, что белый свет станет не мил.

В монастырь приходят женщины любого возраста. Но несовершеннолетние девушки или замужние, а также имеющие маленьких детей не принимаются согласно правилам обители. Правда, просто пожить там могут даже дети, выполняя послушание, которое им по силам. В летние месяцы к нам приходили 10-летняя девочка. Ей поручили во время службы следить за свечками, а днем штамповать книги в монастырской библиотеке, а 14-летняя школьница пела на клиросе и помогала в огороде.

Среди 22 женщин, с которыми я делила стол и кров, трое были весьма преклонного возраста, четверо — девушки за двадцать. Возраст большинства сестер — от 35 до 60 лет. Многих беспокоили оставшиеся в миру взрослеющие дети. Они постоянно отпрашивались у монастырского начальства домой — решать проблемы дочерей. Некоторые из-за этого впоследствии ушли из монастыря.

Одна сестра пришла в обитель сразу после смерти своего пятилетнего горячо любимого сыночка. Она беспрекословно шла на любое послушание. Казалось, ее даже радовала тяжелая работа. Без устали скоблила, убирала, мыла, полола, стараясь забыть горе в работе. Но утешения от скорби так и не нашла — через год запросилась обратно в мир. Другая сестра, потеряв обоих родителей и жениха, напротив, сделала в монастыре карьеру — в сравнительно короткий, по монашеским меркам срок, стала инокиней и правой рукой игуменьи.

Чем старше по возрасту монахиня, чем дольше живет она в обители, тем больше от нее пользы монастырю. Наученная горьким опытом, она не впадает в искушения, свойственные новоначальным сестрам. Быстро ориентируется в нестандартной ситуации. Работают эти 60–70-летние бабушки, не уступая молодым — и поклоны резво кладут, и в огороде копают, и в трапезной кашеварят. И вставать поутру, в отличие от молодых сонь, им нетрудно. Пенсия старушек идет в монастырскую казну, что опять же относит их к разряду выгодных насельниц (проживающих) для обители. А им тоже выгодна монашеская жизнь — и накормят, и полечат. А когда Господь призовет, то и похоронят здесь же, на кладбище на территории монастыря, на монашеском участке.

Вот что крест животворящий делает!

Послушание — смысл монашества. Любая добродетель меркнет при его отсутствии. Назначенное игуменьей послушание поначалу может совершенно не совпадать с тем, что делала новоначальная послушница в мирской жизни. Перед нами, новенькими сестрами, однажды разоткровенничалась пожилая монахиня: «Я в миру работала в банке! Большим начальником была! А меня в первый же день на послушание в коровник отправили. Какие коровы! Я лягушек боюсь…» Однако отказываться от послушания не принято. Считается, что во всяком служении можно найти свое спасение и приблизиться к Богу.

У меня было послушание в трапезной. Однажды после обеда, вымыв посуду, спустилась в холодную комнату (мы ее называли попросту «холодильником») за продуктами. Взяв, что требовалось, обернулась и обомлела — дверь была закрыта. Подергала ручку — не открывается. Мне стало по-настоящему страшно. Кричать, звать на помощь бесполезно: двери толстые, да и в подвале никто из сестер не мог оказаться в это время. Даже не позвонить было — в глухом помещении телефон не принимал сигнал. А низкая температура уже делала свое дело: я начинала мерзнуть. Чтобы паника не овладела мной, стала молиться. Перекрестила дверь. Стала исследовать ее. Вдруг мое внимание привлекла маленькая пружина, и я решила на нее нажать. Открылась! Когда я рассказала об этом вечером игуменье, она посочувствовала, как истинная монахиня: «Ну, мы бы тебя потом хватились и нашли. А умереть на святом послушании — спасительно».

Помню еще один случай силы молитвы. Как-то раз выхожу после ужина из трапезной последняя. Не могу понять, чего это все сестры столпились у двери на выход из корпуса. Толкаю ее — ни с места. Заело замок, наверно. «Ты одна, что ли, такая умная?» — насмешливо произносит мать-казначея. И тут меня осенила счастливая мысль. Я громко произношу слова Иисусовой молитвы, крупно крещу дверь и снова толкаю. К моему изумлению она легко открылась. Оборачиваюсь — в повисшей над холлом звенящей тишине сестры смотрят на меня круглыми от удивления глазами: вот что может сотворить молитва. Они-то уже ночевать тут собирались.

Благословение на укол

Моя ровесница, тридцатилетняя послушница Анна, пришла на год раньше меня. Вопреки воле неверующих родителей, у которых была единственной дочерью. Мирская профессия ее была фельдшер на скорой помощи. Хохотушка и болтушка, в ушах — плеер с рок-музыкой, любимая одежда — джинсы и кепки. Но однажды зашла в монастырь, и что-то в ее сознании переключилось. Сладкозвучное пение сестер на службе тронуло ее душу. Ноги сами привели ее в воскресную школу, где научилась читать на церковнославянском языке и петь на клиросе. Попросилась помогать в богадельне. Она выделялась своей аскетичностью: спала на досках, в келье обходилась минимумом вещей, до первого снега ходила обутая в легкие сандалии. Робкая и неуверенная в себе, Анна часто становилась объектом насмешек старших сестер. Но предана игуменье была безгранично. Благословения просила на все, вплоть до абсурда: «Матушка, благословите сестре болящей укол сделать!» Получив благословение, в следующее мгновение спрашивает: «Матушка! Благословите сестре перед уколом ваткой со спиртом попу помазать»… Правда, просыпала часто на утренние молитвы. Анне на один из праздников даже подарок сделали с намеком: огромных размеров ярко-синий будильник. В наказание за опоздания ее часто ставили на поклоны.

Поклоны — это довольно унизительно на взгляд обычного человека. Встаешь в центре храма или трапезной (на усмотрение игуменьи) и, пока все едят, делаешь земные поклоны — их может быть три, а может — сорок. В зависимости от того, насколько силен гнев игуменьи. Послушницы прилюдных поклонов стесняются. Взрослые монахини делают их равнодушно и быстро, как отжимания: упал — лбом об пол — подскочил…

Турне к Николаю Чудотворцу

Прошло полгода моей жизни в монастыре. Однажды после ужина ко мне подошла заведующая ризницей (место, где хранятся церковная утварь и одежда): «Зайди к нам завтра после обеда». Интересно, думаю, зачем? Наверное, готов мой халат, который мне уже несколько месяцев обещали сшить. Нет, позвала меня ризничая, чтобы померить пальто. Мне объявили, что вместе с другими сестрами я еду в паломническую поездку в итальянский город Бари, на праздник Николая Чудотворца!

Два раза в год — на Николая зимнего и Николая летнего — летает матушка в Италию. В паломническую поездку берет только сестер, которые за полгода не имели никаких замечаний. А пальто приличное выдают на время поездки: «Не лети оборванкой, не позорь матушку».

В Бари, в огромном и красивейшем храме-базилике, мы прикладывались по очереди к мощам Святого Николая Мирликийского. Когда я проходила на свое место, матушка вдруг остановила меня: «Скажи мне, что ты попросила у Святого Николая?» Я ответила: «Чтобы стать монахиней». Она улыбнулась: «Это хорошее желание».

Не жалуйся и не проси

Послушница Дарья — самая приближенная к игуменье. Ее «уши» в монастыре. Все, что услышит, быстренько перескажет в подробностях. Даша — сирота. Ее семья считалась неблагополучной. Совсем юной она пришла в монастырь. Первым делом, едва вошла в ворота, увидела большую собаку. Заметив тут же сестру, оказавшуюся благочинной, спросила: «Ой, какая собака! Можно ее погладить?» Получила первое послушание: «С ней можно пойти погулять!» Дашу отправили учиться на регента в духовную академию. Игуменья из жалости к сироте поселила ее в своем корпусе. Однако снисхождения матушка не оказывает даже любимчикам: провинность влечет за собой наказание — епитимью. Так, Дашу настоятельница «раздевала» — на год отнимала у нее апостольник и хитон, и из корпуса своего выселяла, и даже из монастыря на некоторое время выгоняла.

Быть изгнанной из обители — самое страшное наказание. И никто не может быть от этого застрахован. Среди сестер, которые годами живут на полном пансионе и без заботы о зарабатывании на хлеб насущный, упорно бытует убеждение, что после монастыря, вкусив молитвенной радости, ушедшая в мир сестра непременно будет несчастлива. Вернуться в жестокий мир очень трудно. Друг друга пугают историей про одну такую сестру, которая не выдержала возвращения в мир и сошла с ума.

В монастыре не принято иметь привязанностей: ни к сестре, ни к предмету обихода, ни к послушанию. Но все же каждая имеет подружку, которой можно поверить на ушко в укромном уголке свою обиду и выслушать в ответ те же сетования. Игуменье жаловаться нельзя!

Монахиня Анастасия с 7 лет поет. Пение для нее столь же естественно, как воздух, еда, сон. Однажды на игуменский вопрос о самочувствии Анастасия не сдержалась: «Ох, матушка, как же я устала!» Случилось это после литургии. На следующее утро Анастасию на клирос не пустили: «Матушка благословила тебя молиться отдельно». Как ни плакала, ни каялась молодая монахиня — все было бесполезно. Ее вынужденный отдых продлился две недели, и показался ей веком. Игуменье о своей усталости она больше не заикалась. Так и ходят сестры попарно и утешают друг дружку.

Эффектный уход

Однако иногда эта дружба принимает совсем другой оборот. После одного случая, взбудоражившего весь монастырь на несколько месяцев, игуменья стала пресекать уединения сестер.

Послушницы Ольга и Галина были подругами, просто не разлей вода. Потом Галина приняла иноческий постриг и… спустя три недели обе совершили побег из монастыря! Обитель гудела как улей. Многие сестры плакали. В кельях беглянок царил беспорядок: одежда на полу, неубранные постели — ушли на заре. Ни с кем не простившись. Все недоумевали — ведь какие правильные и образцовые были сестры! Однако игуменья рассудила так: послушница совратила на побег инокиню. Уйти без благословения (особенно новопостриженной инокине) — тяжкий грех: в душе мира не будет до самой смерти.

Уходили сестры из монастыря и по благословению. Самый по-театральному яркий уход был у инокини Ирины. Утром, во время чтения молитвы, она подошла к храмовой иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» и швырнула под нее ворох одежды. Апостольники, рясы, хитоны, клобук — все разлетелось в разные стороны. Это было необычно, в полумраке церкви, при горящих свечах и потому запомнилось навсегда. Инокиня была уже переодета в обычную женскую одежду: цветную юбку и платок. Ирина имела несдержанный характер, постоянно дерзила игуменье, обижала младших сестер, и потому ее уход у многих вызвал вздох облегчения.

Отредактированная праведница

Инокиня Ольга — круглая сирота из провинциального казахского городка. Таких в монастырях особенно любят. Так как эти послушницы и монахини самые безответные. За стенами обители их никто не ждет, и они изо всех сил держатся за право оставаться «на содержании» Бога. Ольга до Воскресенского монастыря в Питере работала у себя в Казахстане в вокзальном буфете раздатчицей еды. Бесперспективная и трудная жизнь вынудила ее переехать к единственной родственной душе — крестной в Ленинградскую область. Ходила на службы в местную церковь. Батюшка, заметив, насколько она не от мира сего, однажды посоветовал ей пойти в монастырь. Оля с радостью согласилась — что ее ждало дальше в этой жизни? А в монастыре она сыта и одета — большего ей и не надо. Ольга незаменима на работах, где надо мыть, готовить или чистить на кухне, но впадет в тоску, граничащую с отчаянием, если поставят ее на послушание, где надо думать.

Кстати, мысли насельниц им не принадлежат. Я вела дневник. Однажды имела неосторожность обмолвиться об этом игуменье. «Завтра же принеси мне!» Я в полной растерянности: как? Не вздумает ли настоятельница за общей трапезой зачитывать при всех? Решаю залить тетради чернилами, лишь бы не прочитала эти откровения. И тут приходит в голову гениальная мысль! «Надо отнестись к поручению творчески. Залить чернилами — значит оказать неуважение. Перепишу тетради. Оставлю то, что считаю нужным. Для придания объема украшу картинками».

Переписывала я тетради часа четыре! Результатом терпеливого усердия получилась одна общая тетрадь. Матушка о дневнике не сказала ни слова. Только спустя две недели благословила принести. А получив, разочарованно протянула: «Всего одна тетрадь?» Я ей укоризненно заметила: «Вы что, будете читать чужой дневник?» Она прочитала. Через несколько дней вернула тетрадь мне, испещрив ее замечаниями и поправками, снабдив цитатами из Святого Евангелия. Отдавая мне дневник, она сказала: «Если бы ты была такая, как в своем отредактированном дневнике!»

Каждый день после ужина, который начинался в 21 час, настоятельница София подводила итоги дня, увещевала провинившихся, строила планы на будущее или делилась впечатлениями от паломнических поездок. Дежурные по трапезной все это время переминались у ее дверей: украдкой поглядывали на часы — убираться придется до глубокой ночи. А значит, на следующий день был риск проспать утреннюю молитву. И в один из постов игуменья предложила сделать ужин в 16 часов. А тем, кому трудно переносить длительный перерыв от ужина до завтрака, предложено было вечером келейно пить чай с печеньем. Нововведение всем понравилось и прижилось!

Пропустить совместную трапезу или опоздать на нее (прийти позже игуменьи) считается святотатством («Трапеза — продолжение литургии!») и влечет за собой строгое наказание, вплоть до лишения пищи или причастия.

Игуменья не подруга

Среди монастырей, которые в большом количестве, как грибы после дождя, начали открываться в конце 90-х по всей России, нет ни одного похожего. Как протекает в них жизнь и какие в нем сестры — зависит исключительно от настоятельницы. Моя игуменья была очень строгой женщиной. Не прощающей малейшей провинности, не идущей на компромисс, щедро раздающей епитимьи.

По своему существу женщины, которые живут в монастыре, ничем не отличаются от мирских: они такие же любительницы поболтать о жизни, так же могут поругаться на кухне, поспорив, как правильно варить суп, так же радуются обновкам — например, новому апостольнику (головной убор) или рясе. В большинстве своем сестры, конечно, недалекие: чаще всего необразованные, запуганные, боящиеся выразить свое мнение (даже когда его спрашивает сама игуменья!). Однажды матушка поинтересовалась у меня: «Пользует ли тебя кто-нибудь советом?» Я недоуменно пожала плечами: «Живу наблюдениями да по книгам. К кому, кроме вас, тут можно еще подойти за советом!»

Монашество не стало смыслом моей жизни. Быть монахиней — это не только отказ от мирских утех. Это особенное состояние души. Когда любая неприятность, которая выбьет из колеи нормального человека, монахине в радость — возможность пострадать за Христа.

Я «страдала за Христа», плача и жалуясь сестрам. Однажды провинилась и получила от игуменьи заслуженную епитимью — отлучили от совместной трапезы с сестрами. Не страшное наказание по сути, но мне оно очень не нравилось.

— Надо мне пойти и примириться с матушкой! Не по силам мне такое наказание, — проговорилась я одной из сестер.

— Да думаешь ли ты, о чем говоришь? — воскликнула потрясенная монахиня Анастасия (она-то все свои наказания стойко переносила и если и страдала, то молча). — Она же игуменья! И помириться с ней невозможно. Она не подруга. Сама должна снять епитимью.

В монастыре не принято рассуждать и иметь рациональное мышление. А самое трудное, что лично я так и не смогла преодолеть, — это подчинять себя чужой воле. Безропотно выполнять приказание, каким бы оно ни казалось нелепым. Монахиней нужно родиться.

МК-справка

Расписание монашеского дня

Не каждый выдерживает однообразие монастырской жизни. Ведь по существу распорядок дня годами неизменен. В Воскресенском Новодевичьем монастыре он был таков:

05:30 — подъем. Утро в монастыре начинается с двенадцати ударов в самый большой колокол (начало каждой трапезы также возвещают двенадцать ударов).

06:00 — утреннее монашеское правило (молитва, на которую не пускают прихожан). На него разрешается не ходить только дежурным по трапезной.

07:15–8:30 — литургия (сестры молятся до «Отче наш…», потом уходят на завтрак и послушания, до конца службы остаются только певчие на клиросе).

09:00 — завтрак — единственная трапеза по желанию, на обед и ужин обязаны приходить все без исключения.

10:00–12:00 — послушания, каждый день оно новое: сегодня может быть послушание в монастырской лавке, завтра — храм, послезавтра — трапезная, рухольная (монастырский гардероб), гостиница, огород…

12:00 — обед.

После обеда до 16:00 — послушания.

В 16:00 — ужин.

17:00–20:00 — вечернее богослужение, по окончании которого свободное время.

23:00 — отбой.

Жанна Чуль

*

*

У человека, ведущего духовную жизнь, наступает время, когда он задается вопросом: как испытать себя, как потрудиться ради Бога, наконец, как найти ту обитель, которая может стать местом его спасения. Выбор сделать непросто. Сначала необходимо посмотреть жизнь монастыря изнутри, понять его духовное устроение, необходимо пожить в обители подольше, поучаствовать в жизни братии монастыря, потрудиться на послушаниях.

Православный христианин, пришедший в Раифский монастырь с намерением остаться в нем, начинает свой монашеский путь с трудничества. На период искуса, трудник живет в общей многоместной келье, вместе со всей монастырской братией питается в монастырской трапезной, ходит в привычной мирской одежде, несет послушание в соответствии со своими способностями и талантами, выполняет молитвенное правило. В свою очередь, священноначалие и братия смотрят на то, как трудник несет послушание, посещает богослужения, относится к другим насельникам. Ведь его предстоит принять в свою монашескую семью.

На первом этапе труднику необходимо «присмотреться» к монастырю, оценить свои силы и желание остаться именно в этой обители, он должен испытать твердость своего намерения всецело посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви.

Через некоторое время, по благословению наместника монастыря, трудник может быть принят в братию и стать послушником. Послушнику благословляется ношение подрясника, скуфьи, монашеского пояса и четок. С этого момента он не носит в монастыре мирской одежды и всецело живет по уставу монастыря наряду с прочими братьями обители.

Заметим, что перед тем, как поехать потрудиться в обители, желательно посоветоваться со своим духовником (если таковой имеется) и взять на это благословение.

Получить благословение на трудничество в Раифской обители можно при личной беседе с наместником или благочинным монастыря.

ТРЕБОВАНИЯ К ТРУДНИКАМ

  • Трудником в Раифской обители может быть лицо, достигшее 18 лет (при согласии родителей – 16 лет).
  • Обязательно наличие действующего гражданского паспорта.
  • В монастырь на послушание не принимаются:

— алкоголики, наркоманы, атеисты, а также иноверцы (они могут посетить обитель в паломнических поездках);

— имеющие нерасторгнутый брак и несовершеннолетних детей;

— имеющие инвалидность и хронические болезни, требующие постоянного поддерживающего лечения (в монастыре нет возможности лечить таких больных и оказывать им квалифицированную медицинскую помощь);

— имеющие кредитные задолженности.

  • На территории монастыря трудник обязан соблюдать правила благочестия. Запрещено:

— употребление алкогольных напитков, в т.ч. слабоалкогольных, наркотиков, иных веществ, вызывающих состояние опьянения;

— использование нецензурной лексики;

— использование физической силы для урегулирования конфликтов.

  • Желательно иметь соответствующую для работы одежду и обувь.
  • Участвовать в храмовом богослужении и Церковных таинствах, в совместных утренних и вечерних молитвах, с благословения Настоятеля исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн.
  • Быть в послушании настоятелю и начальствующей братии, оказывать должное уважение и почитание.
  • Соблюдать порядок и чистоту в месте проживания, бережно относиться к постельным принадлежностям и имуществу монастыря.
  • Без благословения настоятеля не выходить за пределы территории монастыря.

ПРАВИЛА ПРЕБЫВАНИЯ ТРУДНИКОВ В ОБИТЕЛИ

  • В монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Трудники живут в монастыре по монастырскому распорядку дня и питаются в братской трапезной.
  • После регистрации в монастыре в качестве трудника, паспорт трудника находится в канцелярии монастыря все время пребывания трудника в монастыре
  • При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
  • Если в силу своего физического состояния трудник не способен исполнять режим в части послушания и/или посещения богослужения, он должен уведомить об этом благочинного монастыря.
  • При возникновении необходимости во время пребывания в монастыре совершить краткосрочную поездку куда-либо, необходимо получить благословение на такую поездку у настоятеля илиблагочинного монастыря.
  • Во всех случаях досрочного выезда трудника из монастыря, в т.ч. и для краткосрочных поездок, о желании продлить срок своего пребывания в обители трудник должен заблаговременно уведомить настоятеля и благочинного монастыря.
  • В период от отбоя до подъема необходимо находиться в своей келье, соблюдая тишину. Прием пищи, стирка вещей, разговоры, чтение вслух в указанный период не допускается.
  • Не допускается посещение чужой кельи, в которой проживают другие трудники, паломники, мирские работники монастыря.
  • Посещение братских келий не допускается.
  • Не допускается самостоятельное приготовление пищи, кроме чая. Не допускается брать еду из трапезной в кельи без благословения настоятеля, благочинного монастыря или келаря.
  • Без разрешения благочинного монастыря не благословляется перемещение мебели, инвентаря из одной комнаты в другую, произведение ремонтных работ, замена электропроводки, лампочек и т.п.
  • Купание, загорание, разведение костров в любых местах обители запрещено; посещение монастырского подворья, природных объектов (леса) допускается только по благословению настоятеля или благочинного монастыря.
  • Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
  • Трудности, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

РАСПОРЯДОК ДНЯ ТРУДНИКА (в будние дни)

В субботу и накануне церковных праздников – короткий трудовой день (до 12:00).

В воскресные и праздничные дни – выходной день.

Соблюдение распорядка дня, посещение богослужений и выход на послушание является обязательным.

ВОПРОСЫ ПО ТРУДНИЧЕСТВУ: 8 (917) 879-70-36 (отец Иаков, помощник наместника по трудникам)
или НА EMAIL:

Часто задаваемые вопросы

Здравствуйте. скажите, на какой срок можно приехать трудником в монастырь? Индивидуально каждый выбирает сам или же есть определенные ограничения по времени (например, не более какого-то срока)? И еще: скажите, у монастыря есть в данный момент возможность принимать трудников, или их уже достаточно? И скажите, а если приезжать трудником, то где можно разместиться?

Я с этими вопросами уже обращался к администратору вашей группы в ВК., и он дал мне ссылку на статью на вашем сайте: но я ранее уже читал ее, но у меня все равно остались некоторые вопросы, как например: во-первых, в статье по ссылке речь о трудниках, пришедших в монастырь потрудиться с дальнейшим намерением остаться в нем, начинающих, по сути, монашеский путь. Я же хотел пока только немного пожить в монастыре, потрудиться во славу Божию, пока что без цели дальнейшего монашеского пути своего. Во-вторых, в статье есть фраза «Получить благословение на трудничество в Раифской обители можно при личной беседе с наместником или благочинным монастыря». Но просто приехать в монастырь только для личной беседы несколько проблематично, поэтому я еще и хотел узнать, можно ли заранее обсудить вопрос возможного трудничества, чтобы, приехав в монастырь и получив благословение, сразу же приступить к труду? Где можно уточнить этот вопрос?

Заранее благодарю за внимание и надеюсь на ответ. С уважением, А.

Отвечает наместник Раифского монастыря игумен Гавриил (Рожнов):

– Добрый день. Срок пребывания трудника в монастыре, при условии соблюдения устава, неограничен и зависит от личного решения человека. Трудники (как те, кто хотят остаться в монастыре и вести монашеский образ жизни, так и те, кто хочет пожить какое-то время и укрепиться в духовной жизни) живут в отдельном корпусе на территории монастыря. Если документы в порядке и есть искреннее желание пожить в монастыре духовной жизнью, то проблем при поселении обычно не возникает, можете смело приезжать.

Скажите пожалуйста, а проживание трудников бесплатное? И какие документы нужно брать с собой? И при поселении по приезду, куда нужно обращаться по вопросу устройства? И что из вещей желательно брать с собой? Кроме того, не возникают такие ситуации, что трудников уже достаточно и свободных мест соответственно нет?

Отвечает наместник Раифского монастыря игумен Гавриил (Рожнов):

– Трудники проживают в Раифской обители бесплатно. Из документов при поселении требуется паспорт с пропиской. По приезду следует обратиться в службу охраны монастыря, которая находится непосредственно при входе в монастырь, на святых вратах. Из вещей желательно иметь комплект обуви и одежды, необходимый при выполнении различных хозяйственных послушаний: уборка в храме, работа в трапезной, на цветниках и др. В случае отсутствия необходимых обуви и одежды, их можно получить на складе монастыря, но лучше иметь свои, индивидуальные, которые удобны лично для вас. Мест для поселения трудников достаточно, поэтому проблем при поселении обычно не возникает.

Дополнительная информация

Трудами братии Валаамского монастыря: «О послушании»

Если Вы желаете некоторое время пожить и потрудиться во славу Божию в Валаамском монастыре, ознакомьтесь, пожалуйста, с «Положением о трудниках», принятом в нашей Обители.

Трудников и трудниц мы принимаем в течение всего года. В том числе и зимой. Для того, чтобы приехать к нам трудником (трудницей), необходимо заполнить анкету трудника.

Если вы у нас уже были в качестве трудника (трудницы), пожалуйста, не забудьте указать это галочкой в анкете.

В связи с тем, что количество мест в монастырских гостиницах, предназначенных для трудников, ограничено, на период паломнического сезона введены заезды. Это сделано для того, чтобы наибольшее количество желающих смогли приехать трудниками. Минимальная длительность заезда — две недели. Желающим приехать во время паломнического сезона даты приезда и отъезда нужно обязательно согласовать с графиком заездов (см. ниже).

Вне периода, который охватывается графиком заездов, даты прибытия и отъезда необходимо согласовывать со Службой благочиния (контакты внизу страницы).

С собой нужно обязательно взять паспорт, медицинский полис, рабочую и повседневную одежду, предметы личной гигиены, средства на проезд в обратную сторону, лекарства от гриппа, простуды и хронических заболеваний, если таковые есть. Медицинская помощь на острове практически отсутствует, аптека очень ограничена.

Трудники проживают в гостиницах отдельно от паломников. Мужчины и женщины — раздельно. Чистое постельное белье выдается. Питание и проживание для трудников — без оплаты.

Монастырь не может принимать в качестве трудников несовершеннолетних детей, в том числе и в сопровождении взрослых.

Монастырь в одностороннем порядке может ограничить одним заездом срок пребывания трудника, страдающего страстью табакокурения.

График заездов для трудников и трудниц на 2020 год

Номер заезда Дата приезда Дата отъезда
29 20 октября 02 ноября
30 27 октября 09 ноября
31 03 ноября 16 ноября
32 10 ноября 23 ноября
33 17 ноября 30 ноября
34 24 ноября 07 декабря
35 01 декабря 14 декабря
36 08 декабря 21 декабря

Вступление в братию монастыря

Порядок вступления в братию По прошествии определенного количества времени, обычно от года до двух лет, при условии наличия у трудника духовника, становится возможным зачисление его в братию монастыря в качестве послушника. Видя готовность трудника к зачислению в братию, духовник выдвигает его кандидатуру на рассмотрение Духовного собора монастыря (в который входят Игумен обители и старшая братия), и после положительного решения будущий послушник приступает к сбору необходимых документов. Официальное вступление в братию происходит после утверждения Святейшим Патриархом соответствующей резолюции.

Прибывший в Валаамский монастырь трудник, имеющий желание посвятить себя монашескому подвигу, не должен уже иметь удерживающих его в миру обстоятельств, таких как брошенные на произвол судьбы престарелые родители или семья, неоплаченные долги или судебное преследование.

Наши контакты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *