Царь авгарь

Поделиться:

Толкование имени

Имя Абгар означает потребность доминировать. Всегда и везде. И – вне зависимости от того, насколько оправдано такое стремление в конкретных обстоятельствах. Конфликт с тем, кто заведомо сильнее – не пугает, а скорее наоборот – раззадоривает.

С возрастом меняется только «весовая категория», а приоритеты остаются прежними «Сильнее, выше, быстрее», даже когда в этом нет практической необходимости. Зато – есть результат.

Производные формы имени Абгар

Проиcхождение

армянские

Значение

Подходящие цвета

Красный Черный

Счастливые числа

8, 6, 2

Планета

Марс,Сатурн

Металл

Железо,Олово

Знак зодиака

♏ Скорпион,♑ Козерог

День недели

Вторник 4149

Место в рейтинге
Популярных имен

Даты именин

Камни-талисманы имени

Кальцит, Киноварь, Коралл, Диоптаз, Слоновая Кость, Черный Лигнит, Марказит, Мика, Опал, Селенит, Серпентин, Дымчатый Кварц Узнать больше об имени Абгар

Внешний облик

Вы можете проявлять неразборчивость при формировании собственного имиджа. По большому счету Вам куда важнее качество и удобство одежды, нежели соответствие ее стиля моде сегодняшнего дня. Единственное правило, которого Вам, пожалуй, следует придерживаться – это следить за тем, чтобы Ваш костюм не разрушал впечатления о Вас, как о человеке, заслуживающем всяческого доверия. Ведь именно это впечатление Вы и должны производить.

Совместимость имени Абгар, проявление в любви

Любовь для вас является насущной, каждодневной необходимостью, порой неосознанной. Поэтому в Вашем отношении к партнеру преобладает нежность, часто довольно обременительная, и заботливость, порой граничащая с навязчивой угодливостью. Однако Вы пребываете в непоколебимой уверенности, что все делаете правильно и требуете адекватной, с Вашей точки зрения, реакции на свои поступки — благодарности и восхищения. Абгар, Вы легко уязвимы, мнительны и обидчивы, часто приходите в состояние раздражения без видимых причин. При длительном отсутствии партнера «в пределах досягаемости» Вас посещает ощущение заброшенности, неуверенности в том, что Вы счастливы. Все, что Вам на самом деле нужно – это найти человека, которому будут по душе и Ваша трогательная привязчивость, и Ваша самоотверженная преданность. Тогда союз будет длительным и гармоничным.

Лучшие имена для брака, какое женское имя лучше всего подходит имени Абгар

  • Мария
  • Анастасия
  • Дария
  • Ольга
  • Татьяна
  • Ангелина
  • Надежда
  • Светлана
  • Наталья
  • Милена
  • Ника

Мотивация

Вас привлекает красота и гармония во всех проявлениях. Поэтому первоосновой Ваших душевных устремлений является желание сохранить их вокруг себя. Следовательно, любые действия, результатом которых может стать нарушение привычного порядка вещей – противны Вашей природе.

Но и «воевать» с тем, кто пытается создать такой дисбаланс, Вы не станете. «Худой мир» для Вас всегда «лучше доброй ссоры», а значит, врага следует превратить в друга, проявив такт и дипломатичность.

И нет ничего удивительного в том, что друзей у Вас много, а врагов практически нет. Вы всегда способны не только найти компромиссное решение, но и «разбудить лучшие чувства» в человеке, настроенном негативно по отношению к Вам.

Однако просто знать, как следует поступить в той или иной ситуации – это еще не выбор. Мнение необходимо подкреплять действием. И вот тут Вас часто подводит Ваша нерешительность. Это не робость и не боязнь последствий. Просто колебания в процессе поиска наилучшего варианта. Жизненный опыт поможет от них избавиться.

Характеристика имени Абгар

У вас сильный характер, вы привыкли не говорить, а делать; от вас нередко зависят окружающие. Но чтобы достичь гармонии в жизни, вам требуется найти и установить равновесие между отдыхом и работой.

Когда вы научитесь с большим снисхождением и терпением относиться к другим людям, осознавать свою чрезмерно деятельную натуру, ваша жизнь станет заметно счастливее.

АВГАРЬ — имя или, быть может, титул целого ряда царей, царствовавших в течение трех с половиною веков до 270 г. по Р. Хр. в Осроене, северо-западной части Месопотамии с её столицей Едессой. О пятнадцатом из этих царей или топархов, Авгаре V Черном (дважды царствовавшем с 4 до Р. Хр. по 7 по Р. Хр. и 13—50) Евсевий Кесарийский рассказывает (Церковная История I, 13), что, ужасно страдая от болезни и услышав о чудесах Иисуса Христа, он послал к Нему письмо, в котором, исповедуя свою веру в Его мессианство, просил Его прибыть в Едессу и помочь ему. Письмо гласило так: «Авгарь Чёрный Иисусу, доброму врачу, явившемуся в стране Иерусалимской. Господин мой, привет Тебе! Я слышал о Тебе и о Твоих исцелениях, которые Ты совершаешь без лекарств и без врачебных трав; и, по Твоему слову, даешь зрение слепым, и способность ходить расслабленным. Ты очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов, исцеляешь бесноватых и воскрешаешь мертвых. Когда я узнал о Тебе все это, то помыслил, что или Ты Бог, сошедший с неба для совершения сих дел, или Ты Сын Божий, совершающий все эти дела. Посему я написал Тебе, чтобы просить Тебя придти ко мне, дабы исцелить болезнь, от которой стражду я. Я узнал, что иудеи ропщут против Тебя и хотят сделать Тебе зло. Я владею небольшим, но хорошим городом, которого будет достаточно для нас обоих». На это письмо Авгаря Иисус Христос, по Евсевию, дал письменный ответ, который гласил: «Блажен ты, поверовавший в Меня, не видев Меня. Ибо написано обо Мне, что видящие Меня не будут веровать в Меня, и не видящие уверуют в Меня. Что касается того, что ты в твоем письме просишь Меня придти к тебе, то дело, для которого Я послан здесь, уже окончено, и Я восхожу к Отцу Моему, Который послал Меня (у Евсевия: необходимо, чтобы Я закончил здесь всё, для чего Я послан, и, совершив это, Я взойду к Пославшему Меня). Когда Я взойду к Нему, то пошлю к Тебе одного из Моих учеников, который исцелит тебя от болезни, которою ты страдаешь, и доставит жизнь тебе и твоим». Оба эти письма Евсевий, по его сообщению, нашел в архивах Едессы и буквально перевел с сирийского текста, и прибавляет, на основании тех же источников, что в Едессу послан был ап. Фомой Фаддей, один из семидесяти, который исцелил царя и проповедовал там христианство. В пятом столетии Моисей Хоренский повторяет этот рассказ в своей Hist. Arm., 2, 30—33, и прибавляет, что Христос послал Авгарю и Свой портрет, что Авгарь писал о Христе императору Тиверию, царю Ассирии Нерсесу и царю персов Ардаху, и проч.

Этот простой рассказ в других позднейших документах начинает заметно осложняться и расширяться вариантами и прибавлениями; писатели стараются восполнить пробелы истории, точнее излагая события, даты и имена. Армянский перевод, в свою очередь, приспособляет имена и факты к языку и истории страны. В последующих греческих рассказах письмоносец называется Ананией, Фаддей становится ученым иудеем едесским, и его деятельность простирается от сирийцев на армян и халдеев. Он отправляется в Амид (Диарбекир), и возвращается в Берит (Бейрут). По свидетельству «Берешид Рабба», во времена Спасителя, иерусалимские иудеи, особенно Гамалиил, находились в дружественных отношениях, с царями Адиавены из фамилии Изаты. Один царь этого имени, сын Елены адиавенской, был обращён в иудейство одним иудейским купцом, по имени Ананией (cp. Иосиф Флавий, Древности Иудейские, 20, 2). Иудеи Палестины и Антиохии, действительно, вели оживленную торговлю шелковыми материями с этими странами, и караванная дорога тогда, как и теперь, шла чрез Едессу и Береджек. Письмо Иисуса Христа сохранялось в Едессе. Этот автограф, написанный по-сирски на пергамене, в 422 г. Геджры, был перенесен в Константинополь и положен в сокровищницу. С него делались переводы греческие и арабские. Оба письма читались в церквах, вследствие чего они встречаются и в богослужебных книгах. Они проникли также и в некоторые латинские церкви; но декретом папы Геласия отнесены были к числу апокрифов. По свидетельству последующих писателей, как Кедрен, Никифор Каллист, Ордерик, Виталий, Иисус Христос не только написал, но и запечатал Свое письмо. Армяне считают Авгаря Чёрного своим соотечественником и от него именно производят свою церковь.

С историей этой переписки связывается еще сказание о «Нерукотворенном образе» Иисуса Христа. По этому преданию, передаваемому св. Иоанном Дамаскиным, в его «Точном изложении веры», Авгарь послал живописца снять изображение с Господа. Но так как, вследствие чудесного сияния от лика Христа, он не в состоянии был снять с Него портрета, то Спаситель сам взял полотно и, приложив его к Своему лицу, возвратил полотно с оказавшимся на нём божественным отображением. Тоже предание уже с подробностями встречается у писателя X века Константина Порфирородного, который, по его собственному свидетельству, заимствовал это сказание из письменных памятников и устных преданий. На востоке предание это утвердилось в этой именно форме, но с переходом на запад подверглось значительным искажениям, так что личность Авгаря прямо смешивается с Тиверием и другими римскими императорами. О судьбе «Нерукотворенного Образа» будет сказано подробнее под этим словом.

Что касается исторического значения сказания, то, несмотря на широкую распространенность его на Востоке и на Западе, оно все-таки скоро встретило себе и сильных противников. Подлинность приписываемого Христу письма отвергал уже блж. Иероним (In Iesech. 14, 30). Прокопий, во II веке, также выражал сомнение касательно его. В настоящее время в этом отношении в критике господствует отрицательное воззрение, по которому приписываемые Авгарю и Иисусу Христу письма составляют позднейшее произведение. По исследованию оказывается, что письма эти составлены из мест, заимствованных из Евангелий, и особенно письмо Авгаря воспроизводит текст согласно с «Диатессароном» Татиана, где сочетаются два стиха: Матф. 11, 5, и Лук. 7, 21. На это указывают также и встречающиеся анахронизмы в сказании, как упоминание о Тиверие, как правителе страны, между тем как Осроена пользовалась независимостью до 216 г. по Р. Хр. Очевидно, такие ошибки могли быть допущены лишь потому, что прошло уже значительное время с той эпохи, когда совершались рассказываемые события. Первым христианским царем Осроены был Авгарь IX (179—214), которого впоследствии стали смешивать с его соименником, Авгарем V, современником Христа. Правда, христианство насаждено было в Едессе еще раньше официального обращения этого царства. До 170 г. христианская община там была настолько важна, что в Едессе именно составлен был сирийский перевод Пешито и, быть может, также «Диатессарон». В то же время там имели своих приверженцев маркиониты, валентиниане и другие гностические секты. Цари Едессы отказались от язычества, во всяком случае, не раньше, как через 170 лет после времени, указываемого в сказании. Авгарь IX Великий пользовался доверием Севера, и с честью был принят этим императором в Риме около 202 г. Без сомнения, во время этого путешествия на Запад, он познакомился с христианством и принял его. У него гостил Юлий Африкан; он любил литературу и науки; поощрял Вардесапа и первых сирских писателей; установил благодетельные законы; поднял Едессу из развалин, и увековечил свою память важными сооружениями, следы которых долго существовали потом. Благодаря ему, Едесса получила важное значение на всем востоке и потому занимает первое место в летописях Сирии. «Когда она сделалась крупным христианским центром страны в области Евфрата, то в народном сознании естественно явилась воплотившаяся в предании мысль, что Едесса получила особое благословение от Самого Спасителя, еще при его жизни, и была осчастливлена тем, что евангелие ей возвещено было непосредственно одним из апостолов, и это предание перешло к будущим векам в виде сказания о Авгаре, которое получило особенную известность во всем христианском мире.

Но хотя на западе уже рано установилось отрицательно критическое отношение к этому предмету, однако и там не было недостатка в ученых попытках доказать подлинность писем Авгаря и Иисуса Христа. Так подлинность этих писем защищали Велте в Tub. theol. Quartalschrift. 1842, и Ринк в Zeitschrift, f. d. hist. Theologie, 1843 (см. Lysius, Die edessenisehne Abgar-Sage. Braunschweig, 1880). Обстоятельное исследование вопроса см. в ст. А. Л. Катанского, «Сказания о нерукотворенном образе Спасителя» (Христ. Чтение 1874 г. № 3). См. также ст. «Авгарь, Едесский владетель» («Хр. Чтение» 1834, III).

* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стлб. 96. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г. Орфография современная.

с.111 Осро­е­на, область на севе­ро-запа­де Месо­пота­мии меж­ду река­ми Евфра­том на запа­де и Хабо­ром на восто­ке и Арме­ни­ей на севе­ре, игра­ла важ­ную стра­те­ги­че­скую роль фор­по­ста рим­лян в их поли­ти­ке сна­ча­ла про­тив пар­фян, а затем пер­сов. Глав­ный город Осро­е­ны, Эдес­са (совр. Урфа), был постро­ен, ско­рее все­го, Селев­ком I Ника­то­ром (312—281). При Антио­хе IV (175—164) Эдес­са была пере­име­но­ва­на в Антио­хию, а после его смер­ти попа­ла в зави­си­мость от пар­фян. В 132 г. до н. э. было осно­ва­но само­сто­я­тель­ное Эдес­ское цар­ство; в 127 г. до н. э. оно пере­шло под власть араб­ской дина­стии Абга­ра и Ма’ну. Армян­ский царь Тиг­ран II Вели­кий (95—55), захва­тив стра­ны Азии, пере­дал Осро­е­ну коче­во­му араб­ско­му пле­ме­ни, пере­се­лен­но­му им сюда из южной Месо­пота­мии (Plin. H. N., 5, 20, 85, 21, 86, 6, 28, 142). Это пле­мя мар­да­нов, во гла­ве кото­ро­го сто­ял Абгар, осе­ло в окрест­но­стях Эдес­сы и Карр. Плу­тарх так­же сооб­ща­ет, что Тиг­ран согнал коче­вые пле­ме­на ара­бов с преж­них мест и посе­лил их побли­же к сво­ей сто­ли­це, чтобы исполь­зо­вать их для тор­го­вых надоб­но­стей (Plut. Luc., 21). Бла­го­да­ря это­му он наде­ял­ся кон­тро­ли­ро­вать пере­пра­ву через Евфрат и вели­кий мало­азий­ско-армян­ский тор­го­вый путь1.

«Осро­ен­ские ара­бы», как назы­ва­ет их Пли­ний, по мне­нию Т. Момм­зе­на, были теми ара­ба­ми с горы Аман, кото­рых поко­рил в 65 г. до н. э. легат Пом­пея Луций Афра­ний, коман­до­вав­ший рим­ски­ми вой­ска­ми в Арме­нии (Plut. Pomp., 39). Афра­ний быст­ро пере­пра­вил­ся из Арме­нии в верх­нюю Месо­пота­мию и под­чи­нил рим­ля­нам ара­бов в Осро­ене. Зани­ма­ясь устрой­ст­вом вновь при­об­ре­тен­ных обла­стей, в момент ослож­не­ний отно­ше­ний с пар­фя­на­ми Пом­пей поспе­шил объ­явить в чис­ле ряда пра­ви­те­лей Восто­ка осро­ен­ско­го царь­ка Абга­ра дру­гом рим­ско­го наро­да. Как счи­тал Т. Момм­зен2, тот был при­нят в рим­ские кли­ен­ты на пора­зи­тель­но выгод­ных усло­ви­ях. Рим­ляне вся­че­ски ста­ра­лись вовлечь его в сфе­ру сво­их инте­ре­сов, чтобы вос­поль­зо­вать­ся Осро­е­ной как фор­по­стом про­тив пар­фян3.

Одна­ко позд­нее Абгар ковар­но пере­шел на сто­ро­ну пар­фян и сыг­рал роко­вую роль в кам­па­нии Крас­са (Plut. Crass., 21—22), под коман­до­ва­ни­ем кото­ро­го вес­ной 54 г. до н. э. рим­ские вой­ска вторг­лись в Месо­пота­мию и заня­ли ряд горо­дов. Оста­вив в заня­тых горо­дах гар­ни­зо­ны, Красс вер­нул­ся зимо­вать в Сирию. Имея в сво­ем рас­по­ря­же­нии семь леги­о­нов, Красс рас­счи­ты­вал так­же на помощь союз­ни­ков, в том чис­ле Абга­ра, царя Осро­е­ны, кото­рый гос­под­ст­во­вал в пустыне от Эдес­сы до Карр (и над пря­мой доро­гой от Тиг­ра к Евфра­ту). Меж­ду тем Абгар был подо­слан вое­на­чаль­ни­ка­ми пар­фян­ско­го царя к Крас­су и при­был в лагерь рим­лян, чтобы лич­но заве­рить их в сво­ей пре­дан­но­сти. Пре­воз­но­ся Пом­пея как сво­его бла­го­де­те­ля и вос­хва­ляя воен­ную мощь Крас­са, он сумел выма­нить рим­ские вой­ска от реки и заве­сти их в пусты­ню, на рав­ни­ну, где те были уни­что­же­ны. Сам Абгар преж­де чем его пре­да­тель­ство обна­ру­жи­лось, уска­кал от Крас­са не таясь, уве­рив его в том, что хочет под­гото­вить ему успех и спу­тать рас­че­ты непри­я­те­ля (Plut. Crass., 21—22): когда у реки Балисс пока­за­лись пер­вые непри­я­тель­ские всад­ни­ки, Абгар и его ара­бы были посла­ны Крас­сом на раз­вед­ку; пре­сле­ду­е­мые ими пар­фян­ские кон­ные отряды отсту­пи­ли, а Абгар не вер­нул­ся к рим­ля­нам.

Из ряда писем Цице­ро­на пери­о­да его намест­ни­че­ства в Кили­кии (51—50) извест­но, что в середине I в. до н. э. ара­бы под­дер­жа­ли Пар­фию, напав­шую на про­вин­ции

с.112

Рис. 1. Осро­е­на в соста­ве Рим­ской импе­рии в нача­ле I в. н. э.

В кон­це I в. до н. э. Эдес­са, извест­ная Стра­бо­ну как Бам­би­ка или Гиера­поль, кон­тро­ли­ро­ва­ла пере­пра­ву через Евфрат; она была так­же одним из цен­тров куль­та сирий­ской боги­ни Атар­га­тис (Strab. XVI, 1, 27), о чем свиде­тель­ст­ву­ют так­же и нумиз­ма­ти­че­ские источ­ни­ки4. Здесь так­же почи­та­лось сол­неч­ное боже­ство с дву­мя сопут­ст­ву­ю­щи­ми боже­ства­ми — Ази­зом и Мони­мом, ассо­ци­и­ру­ю­щи­ми­ся с утрен­ней и вечер­ней звезда­ми. Мест­ное боже­ство Бэл ассо­ци­и­ро­ва­лось с Гелио­сом. До пар­фян­ской кам­па­нии Тра­я­на Эдес­са и Осро­е­на вме­сте с Месо­пота­ми­ей при­чис­ля­лись пар­фян­ским царем, носив­шим титул «царя царей», к сво­им осо­бым вас­саль­ным вла­де­ни­ям. Меж­ду тем они про­дол­жа­ли лави­ро­вать меж­ду Пар­фи­ей и Римом, в конеч­ном сче­те, все­гда пре­да­вая рим­лян. Так, напри­мер, в 36 г. н. э. осро­ен­цы участ­во­ва­ли в кон­флик­те меж­ду пар­фян­ским царем Арта­ба­ном II (10—38) и пре­тен­ден­том на пре­стол Тирида­том, под­дер­жан­ным Тибе­ри­ем (Tac. Ann., VI, 32). Во вре­мя отступ­ле­ния Тирида­та из Селев­кии через Месо­пота­мию в Сирию, осро­ен­ские ара­бы пер­вы­ми поки­ну­ли рим­ско­го став­лен­ни­ка (Tac. Ann., VI, 44), что при­ве­ло к его пора­же­нию.

При Клав­дии (41—54) осро­ен­цы в оче­ред­ной раз про­де­мон­стри­ро­ва­ли свое веро­лом­ство по отно­ше­нию к Риму. В 45 г. н. э. был убит пар­фян­ский царь Вар­дан I (39—45), и Пар­фию охва­ти­ла сму­та вслед­ст­вие раз­но­гла­сий, кого при­знать царем — Готар­за или Мегер­да­та, вну­ка Фра­ата IV, отдан­но­го рим­ля­нам в залож­ни­ки. Верх одер­жал Готарз I (43—50), заста­вив­ший пар­фян обра­тить­ся к рим­ско­му прин­цеп­су с прось­бой отпра­вить на роди­ну Мегер­да­та (Tac. Ann., XI, 10). Пар­фян­ские послы обра­ти­лись к рим­ско­му сена­ту с этой прось­бой, и Клав­дий при­ка­зал намест­ни­ку про­вин­ции Сирии Гаю Кас­сию (45—49?) про­во­дить Мегер­да­та до гра­ни­цы Импе­рии на Евфра­те. Сопро­вож­даю­щие пре­тен­ден­та на пар­фян­ский пре­стол рим­ляне раз­би­ли лагерь в Зевг­ме, где была наи­бо­лее удоб­ная пере­пра­ва через реку, и откуда шел путь на Эдес­су и Осро­е­ну. Сюда, в став­ку к Кас­сию, при­бы­ли пар­фян­ские послы и осро­ен­ский царь Абгар (назван­ный у Таци­та Акба­ром). Кас­сий сове­то­вал Мегер­да­ту торо­пить­ся с заня­ти­ем пре­сто­ла, но ковар­ный Абгар надол­го задер­жал Мегер­да­та в Эдес­се, что дало воз­мож­ность Готар­зу под­гото­вить­ся к сопро­тив­ле­нию. Во вре­мя столк­но­ве­ния Мегер­да­та с послед­ним, осро­ен­ский царь Абгар и адиа­бен­ский царь Изат с «при­выч­ным для их стран веро­лом­ст­вом», как отме­ча­ет Тацит (Ann., XII, 14), уве­ли свои отряды и оста­ви­ли Мегер­да­та без вспо­мо­га­тель­ных войск, что реши­ло исход кам­па­нии в поль­зу Готар­за. Тот захва­тил Мегер­да­та в плен и, не при­зна­вая в нем род­ст­вен­ни­ка и Арша­кида, но назы­вая его рим­ля­ни­ном и чуже­зем­цем, отре­зал ему уши, оста­вив в живых, чтобы пока­зать свое мило­сер­дие и нане­сти Риму бес­че­стие (Tac. Ann., XII, 10—14).

Таким обра­зом, все ран­ние попыт­ки рим­лян опе­реть­ся на Осро­е­ну в про­веде­нии сво­ей поли­ти­ки на Восто­ке оста­ва­лись неудач­ны­ми. Красс и Анто­ний не были ото­мще­ны, а рим­ский пре­тен­дент на пар­фян­ский пре­стол был потес­нен5 не без помо­щи осро­ен­цев. При Нероне Кор­бу­лон вел вой­ну с Арме­ни­ей и Пар­фи­ей (Tac. Ann., XIII, 37), кото­рая завер­ши­лась для Рима без осо­бой сла­вы (Tac. Ann., XV, 10). В 66 г. пар­фяне доби­лись от Неро­на при­зна­ния Тирида­та, и тот был пом­пез­но при­нят в Риме (Suet. Ne­ro, 13; Dio. LXIII, 1; Tac. Ann., XVI, 23 f.).

В ходе пар­фян­ской вой­ны Тра­я­на Осро­е­на поко­ри­лась Риму и ста­ла государ­ст­вом-кли­ен­том, в то вре­мя как дру­гие стра­ны были обра­ще­ны Тра­я­ном в про­вин­ции: в 106 г. — Ара­вия, в 114 г. — Арме­ния, в 115 г. — Месо­пота­мия, в 116 г. — Асси­рия. В 116 г. Эдес­са вме­сте с Селев­ки­ей и всей обла­стью Тиг­ра и Евфра­та вос­ста­ли с.114 про­тив Тра­я­на; его пол­ко­во­дец Мак­сим пода­вил вос­ста­ние, но погиб в бою. Одна­ко Тра­ян сохра­нил систе­му буфер­ных вас­саль­ных государств на Восто­ке, и Осро­е­на вновь ста­ла играть роль фор­по­ста рим­лян в их восточ­ной поли­ти­ке. Дион Кас­сий сооб­ща­ет, что Абгар, пра­ви­тель Эдес­сы и Осро­е­ны, под­чи­нил­ся рим­ля­нам, и с ним обо­шлись мяг­ко. Его сын, кра­си­вый юно­ша, попал в милость Тра­я­ну (Dio. LXVIII, 21). Евтро­пий, пере­чис­ляя подроб­но пра­ви­те­лей Восто­ка, поко­рен­ных Тра­я­ном в ходе пар­фян­ских войн, так­же отме­ча­ет, что импе­ра­тор при­нял под власть Рима в чис­ле дру­гих пра­ви­те­лей и царя Осро­е­ны (Eutr. VIII, 3, 1). Об этом сооб­ща­ет и Руф Фест (Ruf. Fest. XX, 2). Успе­хи кам­па­нии 115 г. были отме­че­ны выпус­ком одно­го инте­рес­но­го монет­но­го типа «REG­NA AD­SIG­NA­TA», пред­став­ля­ю­щих сце­ну инве­сти­ту­ры Тра­я­ном трех восточ­ных царей (Арме­нии, Месо­пота­мии, Осро­е­ны?)6.

Одна­ко Адри­ан, закон­чив вой­ну с пар­фя­на­ми в 117 г. и напра­вив свои уси­лия к тому, чтобы уста­но­вить мир по все­му кру­гу земель (SHA. Hadr., V, 1), ото­звал вой­ска из трех про­вин­ций, создан­ных Тра­я­ном на Восто­ке (Арме­нии, Асси­рии, Месо­пота­мии) и решил сде­лать гра­ни­цей государ­ства Евфрат (Eutr. VIII, 6, 2). Все зем­ли за Евфра­том и Тиг­ром он поки­нул, а наро­ды, поко­рен­ные Тра­я­ном, отпа­ли (SHA. Hadr., V, 2—3). Это каса­лось и Осро­е­ны, сно­ва став­шей вас­са­лом Пар­фии. Воло­гез III изгнал Ма’ну VIII с эдес­ско­го пре­сто­ла и поса­дил свою мари­о­нет­ку Ваэ­ла (163—165), сына Сахру. В прав­ле­ние Ваэ­ла в Эдес­се впер­вые нача­лась цар­ская чекан­ка; на неко­то­рых моне­тах поме­щал­ся порт­рет его сюзе­ре­на Воло­ге­за IV (148—190). Послед­ний чека­нил в сто­ли­це вас­саль­но­го государ­ства свои мед­ные моне­ты7. Ваэл пра­вил все­го два года, а затем, в нача­ле кам­па­нии 165 г., был изгнан рим­ля­на­ми из Эдес­сы.

В ходе пар­фян­ской кам­па­нии 161—165 гг. с Осро­е­ной была вновь уста­нов­ле­на проч­ная лен­ная связь8. В 164 г. рим­ляне одер­жа­ли ряд круп­ных побед в Пар­фии и Месо­пота­мии. Были взя­ты Низи­бис и Дау­са­ра, сда­лась Селев­кия, раз­ру­шен Кте­си­фон. Эдес­са сно­ва ста­ла вас­са­лом Рима. Око­ло середи­ны 166 г. или несколь­ко позд­нее на троне был реста­ври­ро­ван Ма’ну VIII9 (167—179), полу­чив­ший про­зви­ще «Фило­ром­эй». Во вре­мя сво­его вто­ро­го прав­ле­ния этот царь выпус­кал в Эдес­се сереб­ря­ные дена­рии с леген­дой ΒΑCΙΛΕΥC ΜΑΝΝΟC ΦΙΛΟΡΩΜΑΙΟC и порт­ре­та­ми Мар­ка Авре­лия, Фау­сти­ны II, Луция Вера и Луцил­лы. Воз­мож­но, меж­ду изгна­ни­ем рим­ля­на­ми Ваэ­ла и вос­ста­нов­ле­ни­ем на троне Ма’ну был двух­лет­ний пере­рыв (165—167). Ма’ну VIII, умер­ше­му в 179 г., насле­до­вал его сын Абгар VIII Вели­кий (179—214), пра­вив­ший 35 лет. Он чека­нил в Эдес­се толь­ко брон­зо­вые моне­ты со сво­им порт­ре­том и изо­бра­же­ни­ем неко­го Ма’ну10, а так­же с порт­ре­та­ми Ком­мо­да, Севе­ра и Кара­кал­лы11. Ско­рее все­го в Эдес­се, а не в Каррах выпус­ка­лись дру­гие дена­рии Мар­ка Авре­лия, Фау­сти­ны II, Луция Вера и Луцил­лы, а так­же неболь­шие брон­зо­вые моне­ты Ком­мо­да в честь побед рим­лян с леген­дой ΥΠΕΡ ΝΙΚΗC ΡΩΜΑΙΩΝ и ей подоб­ны­ми12.

При­ход к вла­сти Сеп­ти­мия Севе­ра озна­чал пово­рот­ный пункт в исто­рии Восто­ка13. В восточ­ной части Рим­ской импе­рии сирий­ски­ми вой­ска­ми был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром Пес­цен­ний Нигер, кото­ро­го под­дер­жа­ли наро­ды Восто­ка: армяне, адиа­бен­цы, царь Эдес­сы и пар­фяне. Осро­ен­цы, ара­бы и адиа­бен­цы даже слу­жи­ли в армии Ниге­ра (Dio, LXXV, 8; LXXVI, 1). Но осро­ен­ский царь Абгар VIII пере­бе­жал к Тра­я­ну, пре­до­ста­вив в обес­пе­че­ние вер­но­сти залож­ни­ка­ми сво­их детей и дав ему в помощь мно­же­ство луч­ни­ков (He­rod. III, 9, 2). В ряде источ­ни­ков Абгар VIII оши­боч­но назван пер­сид­ским царем (SHA, Sev., XVIII, 1; Aur. Vict. XX. 14). При­няв под свою власть ара­бов и заста­вив адиа­бен­цев пла­тить дань, а так­же нака­зав всех, кто сочув­ст­во­вал Пес­цен­нию, Север полу­чил титу­лы Ара­вий­ский, Адиа­бен­ский, Пар­фян­ский (SHA, Sev., XVIII, 1; IX, 9—11; Eutr. VIII, 18; Aur. Vict. XX, 15—18).

Победа над Ниге­ром и его сто­рон­ни­ка­ми была отме­че­на в 194—195 гг. выпус­ком монет с двой­ны­ми титу­ла­ми «Par­thi­cus Ara­bi­cus» и «Par­thi­cus Adia­be­ni­cus», с.115 кото­рые Г. Мат­тингли счи­тал линг­ви­сти­че­ски­ми курье­за­ми; воз­мож­но, они долж­ны были под­чер­ки­вать, что за спи­ной этих вра­гов Рима сто­ял пар­фян­ский царь. Как извест­но, Сеп­ти­мий Север отка­зал­ся от титу­ла «Par­thi­cus», чтобы не раз­дра­жать пар­фян, посколь­ку он не был еще окон­ча­тель­но готов к войне с ними (SHA. Sev., IX, 11)14. Поко­рив адиа­бен­цев и ара­бов Месо­мота­мии (вклю­чая Осро­е­ну), Север чека­нил моне­ты в честь «Vic­to­ria Ara­bi­ca Adia­be­ni­ca» с изо­бра­же­ни­ем Вик­то­рии с леген­дой PAR AR ADIAB COS II P P (дена­рий15), тро­фея меж­ду двух плен­ни­ков (ауре­ус16, дена­рий17, сестер­ций18, дупон­дий19), отдель­но двух плен­ни­ков (дена­рий20) — все с леген­дой PART ARAB PART ADIAB COS II P P21.

В этом же году Севе­ром были созда­ны про­вин­ции Осро­е­на и Месо­пота­мия22. Абгар VIII оста­вал­ся пра­ви­те­лем в Эдес­се в тече­ние все­го прав­ле­ния Севе­ра, так что про­вин­ция Осро­е­на, види­мо, не вклю­ча­ла в себя Эдес­су и неко­то­рые терри­то­рии вокруг нее. Север усерд­но куль­ти­ви­ро­вал и сде­лал проч­ны­ми отно­ше­ния с Эдес­сой и обла­стью Осро­е­ной, с кото­рой дав­но суще­ст­во­ва­ла проч­ная лен­ная связь, еще со вре­мен Мар­ка Авре­лия23. Абгар VIII Вели­кий был при­нят в Риме исклю­чи­тель­но пыш­но и демон­стра­тив­но (Dio, LXXX, 16, 2). Его цар­ство долж­но было стать опло­том для рим­лян в их восточ­ной поли­ти­ке24.

Систе­ма про­вин­ций и вас­саль­ных государств на Восто­ке, создан­ная Севе­ром, пона­ча­лу оста­ва­лась в силе, несмот­ря на поли­ти­че­ские неуда­чи Кара­кал­лы. Пре­ем­ник Абга­ра VIII, Абгар IX Север (214—216) пра­вил в Эдес­се один год и семь меся­цев и чека­нил здесь моне­ты с порт­ре­том Кара­кал­лы. В 216 г. Кара­кал­ла отпра­вил­ся на Восток в поис­ках новой вой­ны с пар­фя­на­ми и про­вел зиму в Эдес­се (SHA. Car., VI, 3), кото­рую сде­лал коло­ни­ей. Он изво­дил всех зави­си­мых восточ­ных пра­ви­те­лей, вме­ши­ва­ясь в их семей­ные отно­ше­ния25. Кара­кал­ла вызвал к импе­ра­тор­ско­му дво­ру царя Арме­нии и царя Осро­е­ны Абга­ра IX Севе­ра и задер­жал их как плен­ни­ков, объ­явив их вла­де­ния при­со­еди­нен­ны­ми к импе­рии (Dio. LXXVII, 12; Des­sau, 857). Таким обра­зом, он окон­ча­тель­но вклю­чил Осро­е­ну в состав сосед­ней про­вин­ции, что при­ве­ло к войне с Пар­фи­ей26. В най­ден­ной в Риме эпи­та­фии сооб­ща­ет­ся, что Абгар, сын преды­ду­ще­го царя Абга­ра, умер в Риме в воз­расте 26 лет и был там похо­ро­нен (CIG, 6196). Эта над­пись была состав­ле­на его стар­шим (?) бра­том или сыном (?) Анто­ни­ном. Суще­ст­ву­ет гипо­те­за, что умер­ший моло­дой Абгар ассо­ци­и­ру­ет­ся с Абга­ром IX Севе­ром, сме­щен­ным Кара­кал­лой, а Анто­нин — с Ма’ну, чье имя и порт­рет укра­ша­ли моне­ты Абга­ра VIII Вели­ко­го. Не исклю­че­но, одна­ко, что Анто­нин был тем Ма’ну, кото­рый пра­вил в тече­ние 26 лет после сме­ще­ния Кара­кал­лой его отца Абга­ра X Севе­ра. Воз­мож­но, Ма’ну IX Анто­нин (?) пра­вил цар­ст­вом чисто de jure27.

Итак, в 216 г. эдес­ским царем фор­маль­но стал Ма’ну IX Анто­нин (216—242). С 216 по 242 гг. цар­ство нахо­ди­лось в состо­я­нии неопре­де­лен­но­сти. Сам Кара­кал­ла, отпра­вив­ший­ся из Эдес­сы в Кар­ры в 217 г., был убит (SHA. Car., VII, 1). В пери­од фор­маль­но­го прав­ле­ния Ма’ну IX Эдес­са чека­ни­ла моне­ты с име­на­ми Кара­кал­лы, Мак­ри­на, Диа­ду­ме­ни­а­на, Эла­га­ба­ла, Алек­сандра Севе­ра, Юлии Мамеи, Гор­ди­а­на III и Тран­квил­ли­ны. Ряд монет Эдес­са выпус­ка­ла как рим­ская коло­ния.

Коло­нии на Восто­ке, слу­жив­шие делу лати­ни­за­ции реги­о­на, нача­ли актив­но осно­вы­вать­ся еще Цеза­рем и Авгу­стом. Севе­ры и после­дую­щие импе­ра­то­ры III в. н. э. так­же пред­при­ни­ма­ли шаги в этом направ­ле­нии, хотя они и не были таки­ми актив­ны­ми. Так, в нача­ле III в. н. э. Эдес­са в погра­нич­ной с Восто­ком обла­сти Осро­е­на в Ара­вии28 и ряд дру­гих горо­дов Месо­пота­мии ста­ли рим­ски­ми, лати­но­языч­ны­ми коло­ни­я­ми. Со вре­мен Кара­кал­лы или, ско­рее все­го, Эла­га­ба­ла, и до прав­ле­ния Тра­я­на Деция (249—251) Эдес­са осу­ществля­ла про­вин­ци­аль­ный чекан от име­ни коло­нии с леген­да­ми ΚΟΛ(ωνία), ΚΟΛ(ωνία) ΜΑΡ(κία) ΑΝΤ(ωνι­νιανή), ΜΗΤ(ρό­πολις) ΚΟ(λω­νία) и т. д. Счи­та­ет­ся, что этот ста­тус Эдес­са полу­чи­ла при Кара­кал­ле. На эдес­ских моне­тах само­го Кара­кал­лы, Мак­ри­на, Диа­ду­ме­на и с.116 Алек­сандра Севе­ра титул ΚΟΛ(ωνία) отсут­ст­ву­ет. По мне­нию Дж. Хил­ла, коло­ния была осно­ва­на при Эла­га­ба­ле29. Про­вин­ци­аль­ная чекан­ка велась так­же в дру­гих горо­дах Месо­пота­мии: Анфе­му­сии (при Кара­кал­ле и Мак­си­мине Фра­кий­це), Каррах (от Мар­ка Авре­лия до Тран­квил­ли­ны), Нике­фо­рии (при Гор­диане III и Гал­ли­ене), Низи­би­се (от Севе­ра до Филип­па Ара­ба), Ресене (от Севе­ра до Герен­ния Этрус­ка) и др.30 Коло­ни­аль­ная чекан­ка в Эдес­се была пре­рва­на толь­ко один раз — при Гор­диане III (238—244), как свиде­тель­ст­ву­ют моне­ты, кото­рые мы рас­смат­ри­ва­ем ниже.

При Мак­рине (217—218) пар­фяне пере­шли в наступ­ле­ние, тре­буя вер­нуть им Месо­пота­мию (Dio. LXXVIII, 26, 3). Рим­ляне потер­пе­ли пора­же­ние при Низи­би­се, выпла­ти­ли кон­три­бу­цию в пол­мил­ли­о­на дена­ри­ев, но оста­ви­ли за собой Месо­пота­мию, вклю­чая Осро­е­ну. При Алек­сан­дре Севе­ре (222—235) вновь была вой­на с Восто­ком, и рим­ляне сохра­ни­ли свои гра­ни­цы, ниче­го не заво­е­вав. Оста­ва­ясь про­вин­ци­ей, Осро­е­на обес­пе­чи­ва­ла рим­скую армию вспо­мо­га­тель­ны­ми вой­ска­ми: так, напри­мер, части осро­ен­ских луч­ни­ков исполь­зо­ва­лись Алек­сан­дром Севе­ром и его пре­ем­ни­ка­ми во вре­мя Гер­ман­ской кам­па­нии. Имен­но восточ­ные лег­ко­во­ору­жен­ные стрел­ки ока­за­лись наи­бо­лее при­год­ны­ми про­тив гер­ман­цев (SHA. Alex. Sev., LXI, 8; Max., XI, 8; Trig. Tyr., XXXII, 3). В 235 г. осро­ен­цы, недо­воль­ные убий­ст­вом Алек­сандра Севе­ра, под­ня­ли мятеж, кото­рый про­дол­жал­ся в тече­ние полу­го­да. По ини­ци­а­ти­ве сво­его три­бу­на Македо­ния, скло­нив­ше­го их к воз­му­ще­нию, они захва­ти­ли и поста­ви­ли сво­им пол­ко­вод­цем про­кон­су­ла Тиция Квар­ти­на, кото­рый, ско­рее все­го, был при Алек­сан­дре Севе­ре лега­том I леги­о­на Минер­вы, а в 235 г. намест­ни­ком Ниж­ней Гер­ма­нии, и затем был сме­щен Мак­си­ми­ном. Из зави­сти Македо­ний убил Квар­ти­на, чтобы уго­дить Мак­си­ми­ну, и в свою оче­редь был убит тем (He­rod. VII, 9—11; SHA. Max., XI, 1—8).

В прав­ле­ние Мак­си­ми­на Фра­кий­ца (235—238) Месо­пота­мия была окку­пи­ро­ва­на пер­са­ми, бес­спор­но вклю­чая Эдес­су, — послед­няя не выпус­ка­ла монет от име­ни это­го импе­ра­то­ра. Это про­ис­хо­дит при Арда­ши­ре I (224—240). При Гор­диане III (238—244) в 241 г. нача­лась Пер­сид­ская вой­на (SHA. Gord., XXIII, 5). Открыв храм Яну­са Дву­ли­ко­го и отпра­вив­шись в поход про­тив пер­сов с огром­ным вой­ском, Гор­диан III одер­жал ряд побед. Ему уда­лось оттес­нить Шапу­ра I (240—272) и отво­е­вать Антио­хию, Кар­ры и Низи­бис (SHA. Gord., XXVI, 3—6, XXVII, 1—9; Eutr. IX, 2, 2). Месо­пота­мия вновь была ото­бра­на у пер­сов. При Гор­диане III и Тран­квил­лине Эдес­са сна­ча­ла выпус­ка­ла моне­ты от име­ни коло­нии с леген­дой ΜΗΤ ΚΟΛ ЄΔΕCCΗΝΟΝ. В 242 г. Гор­диан III реста­ври­ро­вал Эдес­ское цар­ство и интро­ни­зи­ро­вал сына Ма’ну IX, Абга­ра X Фра­ата (?) (242—244), о чем свиде­тель­ст­ву­ют нумиз­ма­ти­че­ские источ­ни­ки — боль­шие брон­зо­вые моне­ты с изо­бра­же­ни­ем сце­ны инве­сти­ту­ры осро­ен­ско­го царя:

Тип 1.

Л. с. ΑVΤΟΚ Κ Μ ΑΝΤ ΓΟΡΔΙΑΝΟC CΕΒ
Бюст Гор­ди­а­на III в пла­ще и пан­ци­ре впра­во; на голо­ве луче­вая коро­на (ино­гда лав­ро­вый венок).
О. с. ΑVΤΟΚ ΓΟΡΔΙΑΝΟC ΑΒΓΑΡΟC ΒΑCΙΛΕVC
Гор­диан III в лав­ро­вом вен­ке, в тоге, сидит в куруль­ном крес­ле (sel­la cu­ru­lis) впра­во, сто­я­щем на три­буне (sug­ges­tus); на голо­ве лав­ро­вый венок; в левой руке дер­жит ски­петр; спра­ва, перед ним Абгар X в диа­де­ме и тиа­ре, в шаро­ва­рах, сто­ит вле­во; в пра­вой вытя­ну­той руке дер­жит Нику, левая — на боку; на поя­се корот­кий меч.
BMC, 1922, p. 113, № 136—139.

с.117

Тип 2.

Л. с. ΑVΤΟΚ Κ Μ ΑΝΤ ΓΟΡΔΙΑΝΟC CΕΒ
Бюст Гор­ди­а­на III в пла­ще впра­во; на голо­ве лав­ро­вый венок.
О. с. ΑVΤΟΚ ΓΟΡΔΙΑΝΟC ΑΒΓΑΡΟC ΒΑCΙΛΕVC
Гор­диан III в лав­ро­вом вен­ке, в воен­ном пла­ще (pa­lu­da­men­tum) и пан­ци­ре сидит впра­во; на голо­ве лав­ро­вый венок; в левой руке дер­жит шар, в пра­вой — map­pa; спра­ва, перед ним Абгар X в диа­де­ме и тиа­ре, в шаро­ва­рах, сто­ит вле­во; в пра­вой вытя­ну­той руке дер­жит венок (?).
BMC, 1922, p. 114, № 140.

За всю исто­рию импе­рии моне­ты со сце­на­ми инве­сти­ту­ры рим­ских став­лен­ни­ков выпус­ка­лись все­го восемь раз31 — один раз в про­вин­ции (Кап­па­до­кия), два — в вас­саль­ных цар­ствах (Фра­кия и Осро­е­на) и пять — в Риме. На моне­тах пред­став­ле­ны сце­ны инве­сти­ту­ры сле­дую­щих вас­са­лов Рима: 1) армян­ско­го царя Арта­к­сия32 — 37 или 38 г. н. э.; 2) фра­кий­ско­го царя Реску­по­рида III — 38 г.33; 3) трех царей восточ­ных государств (в том чис­ле, царя Осро­е­ны?) — 115 г.34; 4) пар­фян­ско­го царя Пар­та­мас­па­та — 116 г.35; 5) царя ква­дов — 143 г.36; 6) армян­ско­го царя — 143 г.?37; 7) армян­ско­го царя Сохе­ма — 163—164 гг.38; 8) осро­ен­ско­го царя Абга­ра X — 244 г.39 Еще один тип изо­бра­жа­ет Пар­та­ма­си­ри­са, сына пар­фян­ско­го царя Пако­ра, захва­тив­ше­го армян­ский пре­стол и явив­ше­го­ся в 114 г. в лагерь к Тра­я­ну для полу­че­ния инве­сти­ту­ры (REX PARTHVS)40. Одна­ко Тра­ян это­го не сде­лал (Dio. LXVIII, 17 ff.).

После убий­ства Гор­ди­а­на III в 244 г. прав­ле­ние Абга­ра X, оче­вид­но, пре­кра­ти­лось. При Филип­пе I Ара­бе (244—249) и Филип­пе II Эдес­са вновь ста­ла коло­ни­ей и чека­ни­ла моне­ты с леген­дой ΚΟΛ ЄΔΕCCΗΝΟΝ. Абгар X обыч­но отож­дествля­ет­ся с Абга­ром Фра­атом, упо­мя­ну­тым в одной над­пи­си из Рима (CIL, VI, 1797), кото­рую при­во­дит Дж. Хилл: D. M. AB­GAR PRA­HA­TES FI­LIVS REX PRIN­CI­PIS ORRHE­NORV. HOD­DA CO­NIV­GI BE­NE ME­REN­TI FEC. Пред­по­ло­жи­тель­но, эта эпи­та­фия была посвя­ще­на Абга­ру его женой Ход­дой, а Абгар — это Абгар Фра­ат, сын Ма’ну, назван­но­го prin­ceps, посколь­ку он был толь­ко сопра­ви­те­лем сво­его отца или его фор­маль­ным пре­ем­ни­ком, но так и не стал реаль­ным царем. Суще­ст­ву­ют и дру­гие мне­ния отно­си­тель­но лич­но­сти Абга­ра Фра­ата, но пред­по­чте­ние точ­ке, при­веден­ной выше41.

Послед­няя серия монет Эдес­сы пред­став­ле­на неболь­шим выпус­ком Тра­я­на Деция (249—251). Одно­вре­мен­но пре­кра­ти­лась чекан­ка Ресе­ны и дру­гих горо­дов Месо­пота­мии с гре­че­ски­ми леген­да­ми. После гибе­ли Деция в 251 г. власть рим­лян на Восто­ке была почти уни­что­же­на. С 253 г. здесь опе­ри­ру­ет Вале­ри­ан (253—260), начав­ший в 257 г. затяж­ную и неудач­ную вой­ну в Месо­пота­мии. Ему даже уда­лось добить­ся на восточ­ном фрон­те неко­то­рых успе­хов, но к 259 г. Шапур окку­пи­ро­вал Осро­е­ну и оса­дил Эдес­су. Осе­нью это­го же года здесь раз­ра­зи­лась ката­стро­фа: Вале­ри­ан попал в заса­ду, устро­ен­ную пер­са­ми, и погиб в пле­ну (Aur. Vict. XXXII, 5; Zos. I, 36, 2). С это­го вре­ме­ни Осро­е­на вме­сте с осталь­ной частью Месо­пота­мии пере­шла к пер­сам.

с.119

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *