Поделиться:
Содержание
Толкование имени
Имя Абгар означает потребность доминировать. Всегда и везде. И – вне зависимости от того, насколько оправдано такое стремление в конкретных обстоятельствах. Конфликт с тем, кто заведомо сильнее – не пугает, а скорее наоборот – раззадоривает.
С возрастом меняется только «весовая категория», а приоритеты остаются прежними «Сильнее, выше, быстрее», даже когда в этом нет практической необходимости. Зато – есть результат.
Производные формы имени Абгар
Проиcхождение
армянские
Значение
Подходящие цвета
Красный Черный
Счастливые числа
8, 6, 2
Планета
Марс,Сатурн
Металл
Железо,Олово
Знак зодиака
♏ Скорпион,♑ Козерог
День недели
Вторник 4149
Место в рейтинге
Популярных имен
Даты именин
Камни-талисманы имени
Кальцит, Киноварь, Коралл, Диоптаз, Слоновая Кость, Черный Лигнит, Марказит, Мика, Опал, Селенит, Серпентин, Дымчатый Кварц Узнать больше об имени Абгар
Внешний облик
Вы можете проявлять неразборчивость при формировании собственного имиджа. По большому счету Вам куда важнее качество и удобство одежды, нежели соответствие ее стиля моде сегодняшнего дня. Единственное правило, которого Вам, пожалуй, следует придерживаться – это следить за тем, чтобы Ваш костюм не разрушал впечатления о Вас, как о человеке, заслуживающем всяческого доверия. Ведь именно это впечатление Вы и должны производить.
Совместимость имени Абгар, проявление в любви
Любовь для вас является насущной, каждодневной необходимостью, порой неосознанной. Поэтому в Вашем отношении к партнеру преобладает нежность, часто довольно обременительная, и заботливость, порой граничащая с навязчивой угодливостью. Однако Вы пребываете в непоколебимой уверенности, что все делаете правильно и требуете адекватной, с Вашей точки зрения, реакции на свои поступки — благодарности и восхищения. Абгар, Вы легко уязвимы, мнительны и обидчивы, часто приходите в состояние раздражения без видимых причин. При длительном отсутствии партнера «в пределах досягаемости» Вас посещает ощущение заброшенности, неуверенности в том, что Вы счастливы. Все, что Вам на самом деле нужно – это найти человека, которому будут по душе и Ваша трогательная привязчивость, и Ваша самоотверженная преданность. Тогда союз будет длительным и гармоничным.
Лучшие имена для брака, какое женское имя лучше всего подходит имени Абгар
- Мария
- Анастасия
- Дария
- Ольга
- Татьяна
- Ангелина
- Надежда
- Светлана
- Наталья
- Милена
- Ника
Мотивация
Вас привлекает красота и гармония во всех проявлениях. Поэтому первоосновой Ваших душевных устремлений является желание сохранить их вокруг себя. Следовательно, любые действия, результатом которых может стать нарушение привычного порядка вещей – противны Вашей природе.
Но и «воевать» с тем, кто пытается создать такой дисбаланс, Вы не станете. «Худой мир» для Вас всегда «лучше доброй ссоры», а значит, врага следует превратить в друга, проявив такт и дипломатичность.
И нет ничего удивительного в том, что друзей у Вас много, а врагов практически нет. Вы всегда способны не только найти компромиссное решение, но и «разбудить лучшие чувства» в человеке, настроенном негативно по отношению к Вам.
Однако просто знать, как следует поступить в той или иной ситуации – это еще не выбор. Мнение необходимо подкреплять действием. И вот тут Вас часто подводит Ваша нерешительность. Это не робость и не боязнь последствий. Просто колебания в процессе поиска наилучшего варианта. Жизненный опыт поможет от них избавиться.
Характеристика имени Абгар
У вас сильный характер, вы привыкли не говорить, а делать; от вас нередко зависят окружающие. Но чтобы достичь гармонии в жизни, вам требуется найти и установить равновесие между отдыхом и работой.
Когда вы научитесь с большим снисхождением и терпением относиться к другим людям, осознавать свою чрезмерно деятельную натуру, ваша жизнь станет заметно счастливее.
АВГАРЬ — имя или, быть может, титул целого ряда царей, царствовавших в течение трех с половиною веков до 270 г. по Р. Хр. в Осроене, северо-западной части Месопотамии с её столицей Едессой. О пятнадцатом из этих царей или топархов, Авгаре V Черном (дважды царствовавшем с 4 до Р. Хр. по 7 по Р. Хр. и 13—50) Евсевий Кесарийский рассказывает (Церковная История I, 13), что, ужасно страдая от болезни и услышав о чудесах Иисуса Христа, он послал к Нему письмо, в котором, исповедуя свою веру в Его мессианство, просил Его прибыть в Едессу и помочь ему. Письмо гласило так: «Авгарь Чёрный Иисусу, доброму врачу, явившемуся в стране Иерусалимской. Господин мой, привет Тебе! Я слышал о Тебе и о Твоих исцелениях, которые Ты совершаешь без лекарств и без врачебных трав; и, по Твоему слову, даешь зрение слепым, и способность ходить расслабленным. Ты очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов, исцеляешь бесноватых и воскрешаешь мертвых. Когда я узнал о Тебе все это, то помыслил, что или Ты Бог, сошедший с неба для совершения сих дел, или Ты Сын Божий, совершающий все эти дела. Посему я написал Тебе, чтобы просить Тебя придти ко мне, дабы исцелить болезнь, от которой стражду я. Я узнал, что иудеи ропщут против Тебя и хотят сделать Тебе зло. Я владею небольшим, но хорошим городом, которого будет достаточно для нас обоих». На это письмо Авгаря Иисус Христос, по Евсевию, дал письменный ответ, который гласил: «Блажен ты, поверовавший в Меня, не видев Меня. Ибо написано обо Мне, что видящие Меня не будут веровать в Меня, и не видящие уверуют в Меня. Что касается того, что ты в твоем письме просишь Меня придти к тебе, то дело, для которого Я послан здесь, уже окончено, и Я восхожу к Отцу Моему, Который послал Меня (у Евсевия: необходимо, чтобы Я закончил здесь всё, для чего Я послан, и, совершив это, Я взойду к Пославшему Меня). Когда Я взойду к Нему, то пошлю к Тебе одного из Моих учеников, который исцелит тебя от болезни, которою ты страдаешь, и доставит жизнь тебе и твоим». Оба эти письма Евсевий, по его сообщению, нашел в архивах Едессы и буквально перевел с сирийского текста, и прибавляет, на основании тех же источников, что в Едессу послан был ап. Фомой Фаддей, один из семидесяти, который исцелил царя и проповедовал там христианство. В пятом столетии Моисей Хоренский повторяет этот рассказ в своей Hist. Arm., 2, 30—33, и прибавляет, что Христос послал Авгарю и Свой портрет, что Авгарь писал о Христе императору Тиверию, царю Ассирии Нерсесу и царю персов Ардаху, и проч.
Этот простой рассказ в других позднейших документах начинает заметно осложняться и расширяться вариантами и прибавлениями; писатели стараются восполнить пробелы истории, точнее излагая события, даты и имена. Армянский перевод, в свою очередь, приспособляет имена и факты к языку и истории страны. В последующих греческих рассказах письмоносец называется Ананией, Фаддей становится ученым иудеем едесским, и его деятельность простирается от сирийцев на армян и халдеев. Он отправляется в Амид (Диарбекир), и возвращается в Берит (Бейрут). По свидетельству «Берешид Рабба», во времена Спасителя, иерусалимские иудеи, особенно Гамалиил, находились в дружественных отношениях, с царями Адиавены из фамилии Изаты. Один царь этого имени, сын Елены адиавенской, был обращён в иудейство одним иудейским купцом, по имени Ананией (cp. Иосиф Флавий, Древности Иудейские, 20, 2). Иудеи Палестины и Антиохии, действительно, вели оживленную торговлю шелковыми материями с этими странами, и караванная дорога тогда, как и теперь, шла чрез Едессу и Береджек. Письмо Иисуса Христа сохранялось в Едессе. Этот автограф, написанный по-сирски на пергамене, в 422 г. Геджры, был перенесен в Константинополь и положен в сокровищницу. С него делались переводы греческие и арабские. Оба письма читались в церквах, вследствие чего они встречаются и в богослужебных книгах. Они проникли также и в некоторые латинские церкви; но декретом папы Геласия отнесены были к числу апокрифов. По свидетельству последующих писателей, как Кедрен, Никифор Каллист, Ордерик, Виталий, Иисус Христос не только написал, но и запечатал Свое письмо. Армяне считают Авгаря Чёрного своим соотечественником и от него именно производят свою церковь.
С историей этой переписки связывается еще сказание о «Нерукотворенном образе» Иисуса Христа. По этому преданию, передаваемому св. Иоанном Дамаскиным, в его «Точном изложении веры», Авгарь послал живописца снять изображение с Господа. Но так как, вследствие чудесного сияния от лика Христа, он не в состоянии был снять с Него портрета, то Спаситель сам взял полотно и, приложив его к Своему лицу, возвратил полотно с оказавшимся на нём божественным отображением. Тоже предание уже с подробностями встречается у писателя X века Константина Порфирородного, который, по его собственному свидетельству, заимствовал это сказание из письменных памятников и устных преданий. На востоке предание это утвердилось в этой именно форме, но с переходом на запад подверглось значительным искажениям, так что личность Авгаря прямо смешивается с Тиверием и другими римскими императорами. О судьбе «Нерукотворенного Образа» будет сказано подробнее под этим словом.
Что касается исторического значения сказания, то, несмотря на широкую распространенность его на Востоке и на Западе, оно все-таки скоро встретило себе и сильных противников. Подлинность приписываемого Христу письма отвергал уже блж. Иероним (In Iesech. 14, 30). Прокопий, во II веке, также выражал сомнение касательно его. В настоящее время в этом отношении в критике господствует отрицательное воззрение, по которому приписываемые Авгарю и Иисусу Христу письма составляют позднейшее произведение. По исследованию оказывается, что письма эти составлены из мест, заимствованных из Евангелий, и особенно письмо Авгаря воспроизводит текст согласно с «Диатессароном» Татиана, где сочетаются два стиха: Матф. 11, 5, и Лук. 7, 21. На это указывают также и встречающиеся анахронизмы в сказании, как упоминание о Тиверие, как правителе страны, между тем как Осроена пользовалась независимостью до 216 г. по Р. Хр. Очевидно, такие ошибки могли быть допущены лишь потому, что прошло уже значительное время с той эпохи, когда совершались рассказываемые события. Первым христианским царем Осроены был Авгарь IX (179—214), которого впоследствии стали смешивать с его соименником, Авгарем V, современником Христа. Правда, христианство насаждено было в Едессе еще раньше официального обращения этого царства. До 170 г. христианская община там была настолько важна, что в Едессе именно составлен был сирийский перевод Пешито и, быть может, также «Диатессарон». В то же время там имели своих приверженцев маркиониты, валентиниане и другие гностические секты. Цари Едессы отказались от язычества, во всяком случае, не раньше, как через 170 лет после времени, указываемого в сказании. Авгарь IX Великий пользовался доверием Севера, и с честью был принят этим императором в Риме около 202 г. Без сомнения, во время этого путешествия на Запад, он познакомился с христианством и принял его. У него гостил Юлий Африкан; он любил литературу и науки; поощрял Вардесапа и первых сирских писателей; установил благодетельные законы; поднял Едессу из развалин, и увековечил свою память важными сооружениями, следы которых долго существовали потом. Благодаря ему, Едесса получила важное значение на всем востоке и потому занимает первое место в летописях Сирии. «Когда она сделалась крупным христианским центром страны в области Евфрата, то в народном сознании естественно явилась воплотившаяся в предании мысль, что Едесса получила особое благословение от Самого Спасителя, еще при его жизни, и была осчастливлена тем, что евангелие ей возвещено было непосредственно одним из апостолов, и это предание перешло к будущим векам в виде сказания о Авгаре, которое получило особенную известность во всем христианском мире.
Но хотя на западе уже рано установилось отрицательно критическое отношение к этому предмету, однако и там не было недостатка в ученых попытках доказать подлинность писем Авгаря и Иисуса Христа. Так подлинность этих писем защищали Велте в Tub. theol. Quartalschrift. 1842, и Ринк в Zeitschrift, f. d. hist. Theologie, 1843 (см. Lysius, Die edessenisehne Abgar-Sage. Braunschweig, 1880). Обстоятельное исследование вопроса см. в ст. А. Л. Катанского, «Сказания о нерукотворенном образе Спасителя» (Христ. Чтение 1874 г. № 3). См. также ст. «Авгарь, Едесский владетель» («Хр. Чтение» 1834, III).
* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
Киевской духовной академии.
Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стлб. 96. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г. Орфография современная.
с.111 Осроена, область на северо-западе Месопотамии между реками Евфратом на западе и Хабором на востоке и Арменией на севере, играла важную стратегическую роль форпоста римлян в их политике сначала против парфян, а затем персов. Главный город Осроены, Эдесса (совр. Урфа), был построен, скорее всего, Селевком I Никатором (312—281). При Антиохе IV (175—164) Эдесса была переименована в Антиохию, а после его смерти попала в зависимость от парфян. В 132 г. до н. э. было основано самостоятельное Эдесское царство; в 127 г. до н. э. оно перешло под власть арабской династии Абгара и Ма’ну. Армянский царь Тигран II Великий (95—55), захватив страны Азии, передал Осроену кочевому арабскому племени, переселенному им сюда из южной Месопотамии (Plin. H. N., 5, 20, 85, 21, 86, 6, 28, 142). Это племя марданов, во главе которого стоял Абгар, осело в окрестностях Эдессы и Карр. Плутарх также сообщает, что Тигран согнал кочевые племена арабов с прежних мест и поселил их поближе к своей столице, чтобы использовать их для торговых надобностей (Plut. Luc., 21). Благодаря этому он надеялся контролировать переправу через Евфрат и великий малоазийско-армянский торговый путь1.
«Осроенские арабы», как называет их Плиний, по мнению Т. Моммзена, были теми арабами с горы Аман, которых покорил в 65 г. до н. э. легат Помпея Луций Афраний, командовавший римскими войсками в Армении (Plut. Pomp., 39). Афраний быстро переправился из Армении в верхнюю Месопотамию и подчинил римлянам арабов в Осроене. Занимаясь устройством вновь приобретенных областей, в момент осложнений отношений с парфянами Помпей поспешил объявить в числе ряда правителей Востока осроенского царька Абгара другом римского народа. Как считал Т. Моммзен2, тот был принят в римские клиенты на поразительно выгодных условиях. Римляне всячески старались вовлечь его в сферу своих интересов, чтобы воспользоваться Осроеной как форпостом против парфян3.
Однако позднее Абгар коварно перешел на сторону парфян и сыграл роковую роль в кампании Красса (Plut. Crass., 21—22), под командованием которого весной 54 г. до н. э. римские войска вторглись в Месопотамию и заняли ряд городов. Оставив в занятых городах гарнизоны, Красс вернулся зимовать в Сирию. Имея в своем распоряжении семь легионов, Красс рассчитывал также на помощь союзников, в том числе Абгара, царя Осроены, который господствовал в пустыне от Эдессы до Карр (и над прямой дорогой от Тигра к Евфрату). Между тем Абгар был подослан военачальниками парфянского царя к Крассу и прибыл в лагерь римлян, чтобы лично заверить их в своей преданности. Превознося Помпея как своего благодетеля и восхваляя военную мощь Красса, он сумел выманить римские войска от реки и завести их в пустыню, на равнину, где те были уничтожены. Сам Абгар прежде чем его предательство обнаружилось, ускакал от Красса не таясь, уверив его в том, что хочет подготовить ему успех и спутать расчеты неприятеля (Plut. Crass., 21—22): когда у реки Балисс показались первые неприятельские всадники, Абгар и его арабы были посланы Крассом на разведку; преследуемые ими парфянские конные отряды отступили, а Абгар не вернулся к римлянам.
Из ряда писем Цицерона периода его наместничества в Киликии (51—50) известно, что в середине I в. до н. э. арабы поддержали Парфию, напавшую на провинции
с.112
Рис. 1. Осроена в составе Римской империи в начале I в. н. э.
В конце I в. до н. э. Эдесса, известная Страбону как Бамбика или Гиераполь, контролировала переправу через Евфрат; она была также одним из центров культа сирийской богини Атаргатис (Strab. XVI, 1, 27), о чем свидетельствуют также и нумизматические источники4. Здесь также почиталось солнечное божество с двумя сопутствующими божествами — Азизом и Монимом, ассоциирующимися с утренней и вечерней звездами. Местное божество Бэл ассоциировалось с Гелиосом. До парфянской кампании Траяна Эдесса и Осроена вместе с Месопотамией причислялись парфянским царем, носившим титул «царя царей», к своим особым вассальным владениям. Между тем они продолжали лавировать между Парфией и Римом, в конечном счете, всегда предавая римлян. Так, например, в 36 г. н. э. осроенцы участвовали в конфликте между парфянским царем Артабаном II (10—38) и претендентом на престол Тиридатом, поддержанным Тиберием (Tac. Ann., VI, 32). Во время отступления Тиридата из Селевкии через Месопотамию в Сирию, осроенские арабы первыми покинули римского ставленника (Tac. Ann., VI, 44), что привело к его поражению.
При Клавдии (41—54) осроенцы в очередной раз продемонстрировали свое вероломство по отношению к Риму. В 45 г. н. э. был убит парфянский царь Вардан I (39—45), и Парфию охватила смута вследствие разногласий, кого признать царем — Готарза или Мегердата, внука Фраата IV, отданного римлянам в заложники. Верх одержал Готарз I (43—50), заставивший парфян обратиться к римскому принцепсу с просьбой отправить на родину Мегердата (Tac. Ann., XI, 10). Парфянские послы обратились к римскому сенату с этой просьбой, и Клавдий приказал наместнику провинции Сирии Гаю Кассию (45—49?) проводить Мегердата до границы Империи на Евфрате. Сопровождающие претендента на парфянский престол римляне разбили лагерь в Зевгме, где была наиболее удобная переправа через реку, и откуда шел путь на Эдессу и Осроену. Сюда, в ставку к Кассию, прибыли парфянские послы и осроенский царь Абгар (названный у Тацита Акбаром). Кассий советовал Мегердату торопиться с занятием престола, но коварный Абгар надолго задержал Мегердата в Эдессе, что дало возможность Готарзу подготовиться к сопротивлению. Во время столкновения Мегердата с последним, осроенский царь Абгар и адиабенский царь Изат с «привычным для их стран вероломством», как отмечает Тацит (Ann., XII, 14), увели свои отряды и оставили Мегердата без вспомогательных войск, что решило исход кампании в пользу Готарза. Тот захватил Мегердата в плен и, не признавая в нем родственника и Аршакида, но называя его римлянином и чужеземцем, отрезал ему уши, оставив в живых, чтобы показать свое милосердие и нанести Риму бесчестие (Tac. Ann., XII, 10—14).
Таким образом, все ранние попытки римлян опереться на Осроену в проведении своей политики на Востоке оставались неудачными. Красс и Антоний не были отомщены, а римский претендент на парфянский престол был потеснен5 не без помощи осроенцев. При Нероне Корбулон вел войну с Арменией и Парфией (Tac. Ann., XIII, 37), которая завершилась для Рима без особой славы (Tac. Ann., XV, 10). В 66 г. парфяне добились от Нерона признания Тиридата, и тот был помпезно принят в Риме (Suet. Nero, 13; Dio. LXIII, 1; Tac. Ann., XVI, 23 f.).
В ходе парфянской войны Траяна Осроена покорилась Риму и стала государством-клиентом, в то время как другие страны были обращены Траяном в провинции: в 106 г. — Аравия, в 114 г. — Армения, в 115 г. — Месопотамия, в 116 г. — Ассирия. В 116 г. Эдесса вместе с Селевкией и всей областью Тигра и Евфрата восстали с.114 против Траяна; его полководец Максим подавил восстание, но погиб в бою. Однако Траян сохранил систему буферных вассальных государств на Востоке, и Осроена вновь стала играть роль форпоста римлян в их восточной политике. Дион Кассий сообщает, что Абгар, правитель Эдессы и Осроены, подчинился римлянам, и с ним обошлись мягко. Его сын, красивый юноша, попал в милость Траяну (Dio. LXVIII, 21). Евтропий, перечисляя подробно правителей Востока, покоренных Траяном в ходе парфянских войн, также отмечает, что император принял под власть Рима в числе других правителей и царя Осроены (Eutr. VIII, 3, 1). Об этом сообщает и Руф Фест (Ruf. Fest. XX, 2). Успехи кампании 115 г. были отмечены выпуском одного интересного монетного типа «REGNA ADSIGNATA», представляющих сцену инвеституры Траяном трех восточных царей (Армении, Месопотамии, Осроены?)6.
Однако Адриан, закончив войну с парфянами в 117 г. и направив свои усилия к тому, чтобы установить мир по всему кругу земель (SHA. Hadr., V, 1), отозвал войска из трех провинций, созданных Траяном на Востоке (Армении, Ассирии, Месопотамии) и решил сделать границей государства Евфрат (Eutr. VIII, 6, 2). Все земли за Евфратом и Тигром он покинул, а народы, покоренные Траяном, отпали (SHA. Hadr., V, 2—3). Это касалось и Осроены, снова ставшей вассалом Парфии. Вологез III изгнал Ма’ну VIII с эдесского престола и посадил свою марионетку Ваэла (163—165), сына Сахру. В правление Ваэла в Эдессе впервые началась царская чеканка; на некоторых монетах помещался портрет его сюзерена Вологеза IV (148—190). Последний чеканил в столице вассального государства свои медные монеты7. Ваэл правил всего два года, а затем, в начале кампании 165 г., был изгнан римлянами из Эдессы.
В ходе парфянской кампании 161—165 гг. с Осроеной была вновь установлена прочная ленная связь8. В 164 г. римляне одержали ряд крупных побед в Парфии и Месопотамии. Были взяты Низибис и Даусара, сдалась Селевкия, разрушен Ктесифон. Эдесса снова стала вассалом Рима. Около середины 166 г. или несколько позднее на троне был реставрирован Ма’ну VIII9 (167—179), получивший прозвище «Филоромэй». Во время своего второго правления этот царь выпускал в Эдессе серебряные денарии с легендой ΒΑCΙΛΕΥC ΜΑΝΝΟC ΦΙΛΟΡΩΜΑΙΟC и портретами Марка Аврелия, Фаустины II, Луция Вера и Луциллы. Возможно, между изгнанием римлянами Ваэла и восстановлением на троне Ма’ну был двухлетний перерыв (165—167). Ма’ну VIII, умершему в 179 г., наследовал его сын Абгар VIII Великий (179—214), правивший 35 лет. Он чеканил в Эдессе только бронзовые монеты со своим портретом и изображением некого Ма’ну10, а также с портретами Коммода, Севера и Каракаллы11. Скорее всего в Эдессе, а не в Каррах выпускались другие денарии Марка Аврелия, Фаустины II, Луция Вера и Луциллы, а также небольшие бронзовые монеты Коммода в честь побед римлян с легендой ΥΠΕΡ ΝΙΚΗC ΡΩΜΑΙΩΝ и ей подобными12.
Приход к власти Септимия Севера означал поворотный пункт в истории Востока13. В восточной части Римской империи сирийскими войсками был провозглашен императором Песценний Нигер, которого поддержали народы Востока: армяне, адиабенцы, царь Эдессы и парфяне. Осроенцы, арабы и адиабенцы даже служили в армии Нигера (Dio, LXXV, 8; LXXVI, 1). Но осроенский царь Абгар VIII перебежал к Траяну, предоставив в обеспечение верности заложниками своих детей и дав ему в помощь множество лучников (Herod. III, 9, 2). В ряде источников Абгар VIII ошибочно назван персидским царем (SHA, Sev., XVIII, 1; Aur. Vict. XX. 14). Приняв под свою власть арабов и заставив адиабенцев платить дань, а также наказав всех, кто сочувствовал Песценнию, Север получил титулы Аравийский, Адиабенский, Парфянский (SHA, Sev., XVIII, 1; IX, 9—11; Eutr. VIII, 18; Aur. Vict. XX, 15—18).
Победа над Нигером и его сторонниками была отмечена в 194—195 гг. выпуском монет с двойными титулами «Parthicus Arabicus» и «Parthicus Adiabenicus», с.115 которые Г. Маттингли считал лингвистическими курьезами; возможно, они должны были подчеркивать, что за спиной этих врагов Рима стоял парфянский царь. Как известно, Септимий Север отказался от титула «Parthicus», чтобы не раздражать парфян, поскольку он не был еще окончательно готов к войне с ними (SHA. Sev., IX, 11)14. Покорив адиабенцев и арабов Месомотамии (включая Осроену), Север чеканил монеты в честь «Victoria Arabica Adiabenica» с изображением Виктории с легендой PAR AR ADIAB COS II P P (денарий15), трофея между двух пленников (ауреус16, денарий17, сестерций18, дупондий19), отдельно двух пленников (денарий20) — все с легендой PART ARAB PART ADIAB COS II P P21.
В этом же году Севером были созданы провинции Осроена и Месопотамия22. Абгар VIII оставался правителем в Эдессе в течение всего правления Севера, так что провинция Осроена, видимо, не включала в себя Эдессу и некоторые территории вокруг нее. Север усердно культивировал и сделал прочными отношения с Эдессой и областью Осроеной, с которой давно существовала прочная ленная связь, еще со времен Марка Аврелия23. Абгар VIII Великий был принят в Риме исключительно пышно и демонстративно (Dio, LXXX, 16, 2). Его царство должно было стать оплотом для римлян в их восточной политике24.
Система провинций и вассальных государств на Востоке, созданная Севером, поначалу оставалась в силе, несмотря на политические неудачи Каракаллы. Преемник Абгара VIII, Абгар IX Север (214—216) правил в Эдессе один год и семь месяцев и чеканил здесь монеты с портретом Каракаллы. В 216 г. Каракалла отправился на Восток в поисках новой войны с парфянами и провел зиму в Эдессе (SHA. Car., VI, 3), которую сделал колонией. Он изводил всех зависимых восточных правителей, вмешиваясь в их семейные отношения25. Каракалла вызвал к императорскому двору царя Армении и царя Осроены Абгара IX Севера и задержал их как пленников, объявив их владения присоединенными к империи (Dio. LXXVII, 12; Dessau, 857). Таким образом, он окончательно включил Осроену в состав соседней провинции, что привело к войне с Парфией26. В найденной в Риме эпитафии сообщается, что Абгар, сын предыдущего царя Абгара, умер в Риме в возрасте 26 лет и был там похоронен (CIG, 6196). Эта надпись была составлена его старшим (?) братом или сыном (?) Антонином. Существует гипотеза, что умерший молодой Абгар ассоциируется с Абгаром IX Севером, смещенным Каракаллой, а Антонин — с Ма’ну, чье имя и портрет украшали монеты Абгара VIII Великого. Не исключено, однако, что Антонин был тем Ма’ну, который правил в течение 26 лет после смещения Каракаллой его отца Абгара X Севера. Возможно, Ма’ну IX Антонин (?) правил царством чисто de jure27.
Итак, в 216 г. эдесским царем формально стал Ма’ну IX Антонин (216—242). С 216 по 242 гг. царство находилось в состоянии неопределенности. Сам Каракалла, отправившийся из Эдессы в Карры в 217 г., был убит (SHA. Car., VII, 1). В период формального правления Ма’ну IX Эдесса чеканила монеты с именами Каракаллы, Макрина, Диадумениана, Элагабала, Александра Севера, Юлии Мамеи, Гордиана III и Транквиллины. Ряд монет Эдесса выпускала как римская колония.
Колонии на Востоке, служившие делу латинизации региона, начали активно основываться еще Цезарем и Августом. Северы и последующие императоры III в. н. э. также предпринимали шаги в этом направлении, хотя они и не были такими активными. Так, в начале III в. н. э. Эдесса в пограничной с Востоком области Осроена в Аравии28 и ряд других городов Месопотамии стали римскими, латиноязычными колониями. Со времен Каракаллы или, скорее всего, Элагабала, и до правления Траяна Деция (249—251) Эдесса осуществляла провинциальный чекан от имени колонии с легендами ΚΟΛ(ωνία), ΚΟΛ(ωνία) ΜΑΡ(κία) ΑΝΤ(ωνινιανή), ΜΗΤ(ρόπολις) ΚΟ(λωνία) и т. д. Считается, что этот статус Эдесса получила при Каракалле. На эдесских монетах самого Каракаллы, Макрина, Диадумена и с.116 Александра Севера титул ΚΟΛ(ωνία) отсутствует. По мнению Дж. Хилла, колония была основана при Элагабале29. Провинциальная чеканка велась также в других городах Месопотамии: Анфемусии (при Каракалле и Максимине Фракийце), Каррах (от Марка Аврелия до Транквиллины), Никефории (при Гордиане III и Галлиене), Низибисе (от Севера до Филиппа Араба), Ресене (от Севера до Геренния Этруска) и др.30 Колониальная чеканка в Эдессе была прервана только один раз — при Гордиане III (238—244), как свидетельствуют монеты, которые мы рассматриваем ниже.
При Макрине (217—218) парфяне перешли в наступление, требуя вернуть им Месопотамию (Dio. LXXVIII, 26, 3). Римляне потерпели поражение при Низибисе, выплатили контрибуцию в полмиллиона денариев, но оставили за собой Месопотамию, включая Осроену. При Александре Севере (222—235) вновь была война с Востоком, и римляне сохранили свои границы, ничего не завоевав. Оставаясь провинцией, Осроена обеспечивала римскую армию вспомогательными войсками: так, например, части осроенских лучников использовались Александром Севером и его преемниками во время Германской кампании. Именно восточные легковооруженные стрелки оказались наиболее пригодными против германцев (SHA. Alex. Sev., LXI, 8; Max., XI, 8; Trig. Tyr., XXXII, 3). В 235 г. осроенцы, недовольные убийством Александра Севера, подняли мятеж, который продолжался в течение полугода. По инициативе своего трибуна Македония, склонившего их к возмущению, они захватили и поставили своим полководцем проконсула Тиция Квартина, который, скорее всего, был при Александре Севере легатом I легиона Минервы, а в 235 г. наместником Нижней Германии, и затем был смещен Максимином. Из зависти Македоний убил Квартина, чтобы угодить Максимину, и в свою очередь был убит тем (Herod. VII, 9—11; SHA. Max., XI, 1—8).
В правление Максимина Фракийца (235—238) Месопотамия была оккупирована персами, бесспорно включая Эдессу, — последняя не выпускала монет от имени этого императора. Это происходит при Ардашире I (224—240). При Гордиане III (238—244) в 241 г. началась Персидская война (SHA. Gord., XXIII, 5). Открыв храм Януса Двуликого и отправившись в поход против персов с огромным войском, Гордиан III одержал ряд побед. Ему удалось оттеснить Шапура I (240—272) и отвоевать Антиохию, Карры и Низибис (SHA. Gord., XXVI, 3—6, XXVII, 1—9; Eutr. IX, 2, 2). Месопотамия вновь была отобрана у персов. При Гордиане III и Транквиллине Эдесса сначала выпускала монеты от имени колонии с легендой ΜΗΤ ΚΟΛ ЄΔΕCCΗΝΟΝ. В 242 г. Гордиан III реставрировал Эдесское царство и интронизировал сына Ма’ну IX, Абгара X Фраата (?) (242—244), о чем свидетельствуют нумизматические источники — большие бронзовые монеты с изображением сцены инвеституры осроенского царя:
Тип 1.
Л. с. | ΑVΤΟΚ Κ Μ ΑΝΤ ΓΟΡΔΙΑΝΟC CΕΒ Бюст Гордиана III в плаще и панцире вправо; на голове лучевая корона (иногда лавровый венок). |
О. с. | ΑVΤΟΚ ΓΟΡΔΙΑΝΟC ΑΒΓΑΡΟC ΒΑCΙΛΕVC Гордиан III в лавровом венке, в тоге, сидит в курульном кресле (sella curulis) вправо, стоящем на трибуне (suggestus); на голове лавровый венок; в левой руке держит скипетр; справа, перед ним Абгар X в диадеме и тиаре, в шароварах, стоит влево; в правой вытянутой руке держит Нику, левая — на боку; на поясе короткий меч. |
BMC, 1922, p. 113, № 136—139. |
с.117
Тип 2.
Л. с. | ΑVΤΟΚ Κ Μ ΑΝΤ ΓΟΡΔΙΑΝΟC CΕΒ Бюст Гордиана III в плаще вправо; на голове лавровый венок. |
О. с. | ΑVΤΟΚ ΓΟΡΔΙΑΝΟC ΑΒΓΑΡΟC ΒΑCΙΛΕVC Гордиан III в лавровом венке, в военном плаще (paludamentum) и панцире сидит вправо; на голове лавровый венок; в левой руке держит шар, в правой — mappa; справа, перед ним Абгар X в диадеме и тиаре, в шароварах, стоит влево; в правой вытянутой руке держит венок (?). |
BMC, 1922, p. 114, № 140. |
За всю историю империи монеты со сценами инвеституры римских ставленников выпускались всего восемь раз31 — один раз в провинции (Каппадокия), два — в вассальных царствах (Фракия и Осроена) и пять — в Риме. На монетах представлены сцены инвеституры следующих вассалов Рима: 1) армянского царя Артаксия32 — 37 или 38 г. н. э.; 2) фракийского царя Рескупорида III — 38 г.33; 3) трех царей восточных государств (в том числе, царя Осроены?) — 115 г.34; 4) парфянского царя Партамаспата — 116 г.35; 5) царя квадов — 143 г.36; 6) армянского царя — 143 г.?37; 7) армянского царя Сохема — 163—164 гг.38; 8) осроенского царя Абгара X — 244 г.39 Еще один тип изображает Партамасириса, сына парфянского царя Пакора, захватившего армянский престол и явившегося в 114 г. в лагерь к Траяну для получения инвеституры (REX PARTHVS)40. Однако Траян этого не сделал (Dio. LXVIII, 17 ff.).
После убийства Гордиана III в 244 г. правление Абгара X, очевидно, прекратилось. При Филиппе I Арабе (244—249) и Филиппе II Эдесса вновь стала колонией и чеканила монеты с легендой ΚΟΛ ЄΔΕCCΗΝΟΝ. Абгар X обычно отождествляется с Абгаром Фраатом, упомянутым в одной надписи из Рима (CIL, VI, 1797), которую приводит Дж. Хилл: D. M. ABGAR PRAHATES FILIVS REX PRINCIPIS ORRHENORV. HODDA CONIVGI BENE MERENTI FEC. Предположительно, эта эпитафия была посвящена Абгару его женой Ходдой, а Абгар — это Абгар Фраат, сын Ма’ну, названного princeps, поскольку он был только соправителем своего отца или его формальным преемником, но так и не стал реальным царем. Существуют и другие мнения относительно личности Абгара Фраата, но предпочтение точке, приведенной выше41.
Последняя серия монет Эдессы представлена небольшим выпуском Траяна Деция (249—251). Одновременно прекратилась чеканка Ресены и других городов Месопотамии с греческими легендами. После гибели Деция в 251 г. власть римлян на Востоке была почти уничтожена. С 253 г. здесь оперирует Валериан (253—260), начавший в 257 г. затяжную и неудачную войну в Месопотамии. Ему даже удалось добиться на восточном фронте некоторых успехов, но к 259 г. Шапур оккупировал Осроену и осадил Эдессу. Осенью этого же года здесь разразилась катастрофа: Валериан попал в засаду, устроенную персами, и погиб в плену (Aur. Vict. XXXII, 5; Zos. I, 36, 2). С этого времени Осроена вместе с остальной частью Месопотамии перешла к персам.
с.119