Царь четырех стран света

С одной стороны, Кир II — один из немногих древних полководцев, о которых у нас есть более-менее достоверные сведения. С другой стороны, даже они не позволяют полностью восстановить историю его жизни. Так, например, о юности Кира мы можем узнать из легенд, в которых правду практически невозможно отличить от авторского вымысла.

В частности, Геродот говорит о том, что Кир родился у царевны Манданы, дочери мидийского царя. Ей якобы предсказали, что она родит воина, которому уготовано стать владыкой всего мира. Согласно рассказу «отца истории», Кира должны были убить, но вместо этого пастух и его жена воспитали его как своего сына. Затем мидийский царь случайно встретил его и признал в нем внука, после чего Кира отправили к его настоящим родителям. В общем, есть и другие легенды — в частности, одна из них рассказывает, что Кира выкормила волчица, — но в их правдоподобность поверить ещё сложнее. Даже сам Геродот писал, что, помимо его версии, существует ещё четыре других.

Карта Ближнего и Среднего Востока того времени. (historywars.info)

Как бы то ни было, доподлинно известно, что в середине V века до н. э. Кир стал вождем персидских оседлых племён, которые находились в подчинении у мидийского царя. Кир не был готов мириться с чужой волей, поэтому организовал восстание, которое длилось примерно три года. Воюя с армией своего предполагаемого деда, царя Астиага, Кир потерпел немало поражений, однако в конце концов смог склонить чашу весов на свою сторону: его воины вторглись в столицу мидийского царства, однако при этом самого Астиага помиловали — ему разрешили жить при дворе. Так персы, которые вынуждены были раньше подчиняться мидийцам, сами стали владеть этой территорией.

Кир II не получил бы прозвище «великий», если бы остановился на своих первых завоеваниях. По оценке историков, Кир правил персами порядка 30 лет и за это время не было хоть сколько-нибудь длительного периода, в который бы его держава не вела войну. Сразу после покорения мидийцев Кир II пошёл на Лидию — государство на территории современной Турции. При этом лидийский царь успел подготовиться к нападению и заключил целый ряд важных стратегических союзов: на его стороне оказалась Вавилонское и Египетское царство.

Впрочем, даже это не помогло: пусть в решающей битве при Птерии Кир II и не смог одержать решительной победы, но рискованный маневр персов позволил им застать войско противника врасплох — воины Кира пленили лидийского царя Креза в его столице, городе Сарды. Тут, кстати, наука вновь не может дать четкого представления о том, что случилось с Крезом: в одних летописях его помиловали, в других — вавилонских — его казнили.

Взятие Вавилона Киром. (history-doc.ru)

После победы над Лидией у Кира остался лишь один принципиальный противник — могущественное Вавилонское царство. Между тем, некоторые греческие города, расположенные в прибрежных районах, судя по всему, предвидя возможное разрушение, сами без сопротивления начали присоединяться к набирающей силу империи Кира II.

Войска Кира II остановились перед, казалось бы, непреодолимой преградой — дорогу к Вавилону им преградила вода, которую привели в движение специальные гидравлические сооружения. Впрочем, армия Кира II, прорыв сотни каналов, смогла отвести воду из реки и расчистить себе путь. Вавилонский царь Набонид потерпел жестокое поражение, остатки его войска бежали, в то время как, по одной из версий, жители Вавилона чуть ли не сами открыли ворота в город перед захватчиками. Надо сказать, что Кир II отплатил им сполна: он не дал грабить и убивать жителей, а также пообещал им мир и неприкосновенность.

Гробница Кира II. (interest-planet.ru)

Владения Кира простирались теперь за пределами Малой Азии, но и это не остановило его — он пошел в новый поход, теперь уже против кочевых среднеазиатских племен. В одной из стычек с массагетами в 530 год до н. э. Кир потерпел одно из немногих своих поражений. Он погиб, и, несмотря на версию, описанную Геродотом, историки склоняются к тому, что Кира II похоронили в древнем персидском городе Пасаргады. Там до сих пор сохранился памятник, который считается гробницей великого полководца древности Кира II

На двадцать пятом лете жизни
один блондинчик-симпатяга
свисал, мусоля сигарету,
с балкона ресторана «Прага».

Внезапно пол под ним качнулся,
и задрожала балюстрада,
и он услышал гулкий шепот:
«Ты царь Шумера и Аккада».

Он глянул вниз туманным взором
на человеческое стадо.
«Я царь Шумера и Аккада.
Я царь Шумера и Аккада».

На потных лицах жриц Астарты
пылала яркая помада.
Ступал по пиршественной зале
он, царь Шумера и Аккада.

Смахнув какой-то толстой даме
на платье рюмку лимонада,
он улыбнулся чуть смущенно:
«Я царь Шумера и Аккада».

И думал он, покуда в спину
ему неслось «лечиться надо!»:
«Я царь Шумера и Аккада.
Я царь Шумера и Аккада».

Сквозь вавилонское кишенье
московских бестолковых улиц,
чертя по ветру пиктограммы,
он шествовал, слегка сутулясь.

Его машина чуть не сбила
у Александровского сада.
Он выругался по-касситски.
«Я царь Шумера и Аккада.

Я Шаррукен, я сын эфира,
я человек из ниоткуда», —
сказал – и снова окунулся
в поток издерганного люда.

По хитрованским переулкам,
уйдя в себя, он брел устало,
пока Мардук его не вывел
на площадь Курского вокзала.

Он у кассирши смуглоликой
спросил плацкарту до Багдада.
«Вы, часом, не с луны свалились?» —
«Я царь Шумера и Аккада.

Возможно, я дитя Суена,
Луны возлюбленное чадо.
Но это – миф. Одно лишь верно:
я царь Шумера и Аккада».

Была весна. На Спасской башне
пробило полвторого ночи.
Огнем бенгальским загорелись
ее агатовые очи.

От глаз его темно-зеленых
она не отводила взгляда,
выписывая два билета
в страну Шумера и Аккада.

Нимрод (также упоминается под именем Амрафель) — легендарный царь Вавилонии, который отошел от веры во Всевышнего и подвигал на этот грех также и людей своего поколения. Нимрод был сыном Куша, внуком Хама, правнуком Ноаха. Начало царствования Нимрода приходится на 1788 год (1972 г. до н. э.). В период правления Нимрода строится Вавилонская башня. Нимрод дважды приговаривал Аврама к смерти, и оба раза Всевышний его спасает.

Восстающий против власти Всевышнего в мире

Имя «Нимрод» образовано от корня «марад», значение которого — «восстание», «бунт». В те дни люди вновь отошли от веры во Всевышнего, порой открыто восставая против Его власти в мире.

Куш был очень привязан к сыну, ведь тот был дан ему на старости лет. Именно ему Куш передал кожаное одеяние, сделанное Всевышним для Адама и Хавы. В двадцатилетнем возрасте Нимрод впервые облачился в эту одежду и немедленно ощутил, как необыкновенная сила — физическая и духовная — наполняет его.

Благодаря этой силе Нимрод стал «первопроходцем» во многих областях: первым начал охотиться, первым — есть мясо животных (Ноах лишь попробовал его вкус). Позднее Нимрод первым начал воевать с другими народами и первым приказал сделать собственное изображение и поклоняться ему.

Пока Нимрод был просто охотником, он приносил жертвы Всевышнему, но, почувствовав вкус власти, отступил от Б-га и восстал против Него. Раши пишет, что Нимрод своими речами «улавливал» людей (расставлял сети) и толкал их на бунт против Вездесущего.

Нимрод становится царем

Сыновья Хама венчали Нимрода на царство, а сыновей Ефета (Яфета) он победил в войне. Так как все они поселились в Вавилоне, он фактически стал правителем всего мира, всего населения Земли. Созданная Нимродом Вавилонская Империя просуществовала 1601 год.

В истории известны имена десяти царей, которые владели всем миром, и Первый из них — Всевышний. Вторым был Нимрод. Победив всех своих врагов, он отыскал удобную широкую долину и выстроил там большой город, который назвал Шинаром.

Нимрод и Терах

Незадолго до рождения Аврама Терах стал главным визирем царя Нимрода.

Астрологи и маги Нимрода предсказали, что сын Тераха достигнет небывалого величия, а его потомство навсегда унаследует «все четыре стороны света». Нимрод потребовал, чтобы Терах принес ему младенца, намереваясь его умертвить, но Терах обманул его, подменив Аврама новорожденным сыном рабыни. Царь собственной рукой размозжил младенцу голову, а затем щедро наградил Тераха за преданность.

А тем временем Терах спрятал своего сына и его кормилицу в подземной пещере и из месяца в месяц обеспечивал их всем необходимым для жизни.

Вавилонская башня

Нимрод царствовал, не ощущая над собой никакой власти. Весь мир был подчинён ему, все говорили на одном языке. Советниками царя были сыновья Хама: Пут, Мицраим и Кнаан. Они решили заложить город, в центре которого будет башня, мощная и величественная, настолько высокая, что вершина её достигнет Небес. Эта башня должна была олицетворять мощь человека, его власть над миром, торжество над врагами.

Строительство развернулось в гигантской нетронутой долине к востоку от земли Шинар.

Стройке не суждено было завершиться. Злонамеренность и безбожие поколения строителей достигло максимума. Всевышний приказал семидесяти небесным посланникам разделить человечество на семьдесят языковых групп, так, чтобы строители башни перестали понимать друг друга. Началась неразбериха и взаимное раздражение, постепенно переросшее в открытую вражду, последовали жестокие схватки. Погибли многие, в том числе, приближённые и советники Нимрода. О продолжении строительства речь уже не шла. Люди, объединившись в языковые группы, расходились кто куда. Башня обвалилась.

Правда, Таргум Йонатан утверждает, что Вавилонская башня была построена после того, как Нимрод покинул Вавилон, переехал в Ассирию и построил там четыре больших города. По всем другим мнениям, из Вавилона ушел не Нимрод, а Ашур.

После разрушения башни

Нимрод продолжал царствовать в Шинаре и построил несколько городов, назвав один из них Бавель («смешение»), т. к. в этом месте Всевышний смешал языки жителей земли, а другой — Эрех, в память о том, что Всевышний расселил оттуда народы по всему свету. Третий город, построенный Нимродом, получил имя Аккад — в память о побоище, произошедшем там, и, наконец, четвёртый город, Калана — «уничтожение» — напоминал о гибели приближённых Нимрода.

Нимрод восстановил и укрепил царство и продолжал править в Вавилоне, причем настолько «продвинулся» в своей мании величия и богоборчестве, что приказал вытесать из камня собственное изображение и заставил всех ему поклоняться.

Рабы дали Нимроду прозвище Амрафель (אמר נפל), напоминающее о разрушении башни и гибели царских рабов и приближённых.

Нимрод и праотец Авраам

Когда Нимроду донесли, что пятьдесят лет назад был убит не Аврам, а другой младенец, он приказал схватить Аврама и бросить в тюрьму. Нимрода страшили идеи, которые проповедовал Аврам. Он понимал, что такие идеи могут перевернуть мир и лишить правителей их власти.

Нимрод велит прилюдно сжечь Аврама, а заодно и его старшего брата Арана. Всевышний выводит Аврама из огня невредимым, а Аран сгорает заживо. Прозвище Нимрода «Амрафель» приобрело дополнительное значение: «тот, кто велел бросить Аврама в огонь».

После неудавшейся казни

Убедившись в том, что заступник Аврама — сам Всевышний, Нимрод осыпал Аврама множеством даров, и среди них были два раба, один из которых — Элиэзер, сын Нимрода от рабыни, — стал близким учеником Аврама.

Конец Нимрода был жалок. Восемь его сыновей сговорились, оскопили его и изгнали из страны. Эсав, сын Ицхака, убил его и ограбил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *