Царь хирам

Когда-то давно Царь Соломон полюбил Царицу Савскую, но прекрасная Царица отдала предпочтение архитектору Хираму, которого приказал убить царь Соломон. Слуги царя выполнили злодеяние, и художник был убит.

Царица долго переживала это горе…

Так гласит легенда о Хираме, об архитекторе, чьи постройки казались равными богам.

На самом деле архитектура – это тайна тайн. И не посвящённому человеку тяжело постичь тот тайный смысл зданий, который в него вкладывали архитекторы.

У каждого здания своя история, своя песня, и даже опера. Каждое здание, которое сохранилось, чуть ли не с древнейших времён по наши дни как-то по-своему описывает ту или иную грань бытия. Говорят, что здания, как и страны как бы «приглашают» людей побывать там и, даже, если люди получили «приглашения», то не всем откроется тайна того или иного монумента, даже если они там оказались.

Здания сводят с ума. Попытка их описать лично мне кажется бессмысленной. Просто это должно быть конкретно «Ваше» здание будь то барельеф или опера, или просто тот жилой дом, в котором Вы провели детство.

Великий мастер Хирам был неподвластен времени. Поздние масоны хранили тайну о нём, и хранили его почитание. Согласно источникам, Хирам разделил рабочих на три ряда, чтобы они получали вознаграждение. С этой поры, масоны, повышают жалование, когда каждый из них проходит очередную степень посвящения.

Под определённым углом. Великий Творец считался Великим Архитектором. Магия зданий неподвластна простому человеку. Да может ли простой литератор, даже бывая в тех исторических краях, проходя каждый раз мимо здания любимой Оперы это всё описать?

Когда Мастера Хирама убили, Соломон приказал принести тело в Храм. И первый поднявший тело овскликнул: Макбенак!» — слово, по сути передающиеся из уст в уста масонами разных поколений. На самом деле лично мне как обывателю кажется, что масоны с трепетом относились к архитектуре и понимали весь её смысл.

Ведь архитектура это не только здания вокзалов, с которых люди покидают родные города и уезжают в разные страны, архитектура – это тайна тайн, это наши дома, это любимые театры, это мосты, это храмы и церкви.

После смерти Хирама некто Иоаберт принёс Соломону в жертву голову убийцы. Но царь простил Иоаберта, поняв, что бесполезно поступать как конченный человек. Соратники продолжили дело Хирама.

Строительство храма возобновилось. На самом деле столько в жизни связано со зданиями. Мы дома продолжаем род, кушаем, женщины рожают детей в ваннах, ходим в Оперу, слушаем литургию в Храмах, учимся в школах, в высших учебных заведениях…

Но мы не можем воспроизвести полноту смысла того или иного разрушенного европейского замка в стихах или даже если вставим отрывок об этом месте в роман. Краткая справка. Не более. Но смысл в том, что любое здание способно перевернуть душу. «Смотри – с осторожностью» (c). Оперных театров полно по миру, и только, возможно, один из них станет пристанищем сердца. Но тем не менее пытаться писать тяжело.

Ибо тот смысл таинственного чудодейства, что происходит в Опере, сложно описать.

Каждый сезон тысячам женщин волны ласкают ноги. На них с умилением смотрят мужчины. Знакомые с детства волнорезы устремляются вдаль. И знакомый галичный пляж заставляет улыбаться. Милые дети бегут к матерям, которые, как и они когда-то приезжали на этот южный берег городов России с родителями и впитывали целебный, как говорили бабушки, воздух моря.

Каждый раз много паломников проезжает мимо храмов. Каждый раз восторгается постройками.

Но разве можно это описать? Или как описать так, чтобы мудрость, вложенная архитекторами, в камне передалась слову? Господь, управь так, как ты задумал. Аминь.

Архитектура – это песнь нашей души.

Текст: Ольга Сысуева

Регулярная статья

Л.Гроервейдл

Тип статьи:

Хирам (иврит חורם, חירם; Хирам I Великий, также Хурам или Ахирам) — царь Тира и Библа (969 год до н. э. — 936 год до н. э.).

Краткие сведения

Хирам был сыном и преемником Авибаала; он жил 53 года и умер после 34-летнего царствования. При нём Тир достиг пика своего развития.

Жил и правил во времена Давида и Соломона, находившихся с ним в дружественных отношениях.

Основные дела Хирама

Иосиф Флавий, ссылаясь на финикийские и эфесские источники, пишет, что Хирам построил храм Мелькарта, затем храм Астарты во время войны с титянами.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что со времени Хирама история Финикии стала историей Тира. В правление Хирама началась финикийская (фактически, тирская) колонизация Средиземноморья, преследовавшая цель установить контроль над морскими торговыми путями.

Одной из древнейших, если не самой древней, колонией был упоминаемый в ТАНАХе Киттим (Китион, нынешняя Ларнака) на острове Кипр.

Сотрудничество с царями Израиля

Вскоре по своём вступлении на престол Хирама Давид завоевал Иерусалим. Хирам отправил к Давиду послов, каменщиков и плотников и снабдил его кедровыми деревьями для построения его дворца в Иерусалиме (2 Шмуэль, 5:12; 1 Парал. 14:1). Хирам был другом Давида на протяжении всей его жизни (1 Царств 5:15), а после смерти Давида он продолжал дружбу с Шломо (там же, 21 и след.).

И прислал Хирам, царь Цорский, послов к Давиду и кедровые деревья, и мастеров по дереву, и мастеров по камню для стен; и построили они Давиду дом. (12)

Хирам присылал Шломо кедры и кипарисы и квалифицированных ремесленников для строительства Храма и царского дворца в Иерусалиме (1 Цар. 5:7-10; 9:10-11, 14), а Соломон посылал ему пшеницу и оливковое масло (1 Царств 5:24,25,32; 2 Парал. 2:14,15)

И послал Хирам к Шломо сказать: я выслушал то, за чем ты посылал, ко мне; исполню я все по желанию твоему о деревьях кедровых и деревьях кипарисовых. (23) Рабы мои спустят (их) с Леванона к морю, а я (прикажу) сделать из них плоты в море, (и отправлю) до места, которое ты назначишь мне, и я разберу их там, а ты возьмешь (их). А ты исполни мое желание, давая продовольствие дому моему. (24) И давал Хирам Шломо деревья кедровые и деревья кипарисовые, все по его желанию. (25) А Шломо давал Хираму двадцать тысяч кбров пшеницы как продовольствие для дома его и масла, выбитого (из) двадцати кбров маслин. Столько давал Шломо Хираму каждый год. Г-сподь же дал мудрость Шломо, как говорил ему. (26) И был мир между Хирамом и Шломо, и они заключили союз между собой. (27)

Двадцать лет спустя (в 946 году до н. э.) Хирам послал Шломо золото и ещё одну большую партию кедров и кипарисов, и Шломо в ответ подарил ему двадцать городов в Галилее (I Цар 9:10, 11.). Хотя Хирам был недоволен этими городами, его дружба с Соломоном не уменьшилась, и он послал Шломо сто двадцать талантов золота (там же, стихи 12-14).

Хирам позволил судам Соломона плыть с его собственными из Эцион-Гевера в Офир, и еврейские моряки учились у тирских, которые были превосходили их в морском деле (там же, 9:27, 28; 10:22). Об этом свидетельствуют как ТАНАХ, так и финикийские источники этого периода.

Строительство Иерусалимского Храма

Царь Хирам послал архитектора Хирама-Авия возглавить строительство Храма Царя Соломона.

Итак я посылаю человека умного, имеющего знания, Хирам-Авия, сына женщины из дочерей Дановых, —а отец его Тирянин, —умеющего делать из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пурпурового, яхонтового , и из виссона, и из багряницы, и вырезывать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего. (2 Пар 2:12)

Хронологические проблемы

Иосиф Флавий, ссылаясь на финикийские и эфесские источники, сообщил, что Хирам, сын Абибаала, царствовал тридцать четыре года и умер в возрасте пятидесяти трёх лет. Шломо построил Храм в двенадцатом году правления Хирама, которое, в соответствии с этим заявлением, должно было длиться с 969 до 936 г. до н.э.

Это не согласуется с библейскими данными. Если Хирам послал материалы Давиду после его завоевания Иерусалима и был еще жив через двадцать лет после строительства Храма Шломо, его правление должно было длиться около шестидесяти лет.

Вероятно, что речь идёт о двух царях по имени Хирам — отце и сыне. Это согласуется с 2 Парал. 2:12. В этом случае упоминание о мастере, вероятно, следует перевести «человека … Хирама, отца моего».

Литература

Источники и ссылки

  • TAНAХ на сайте Маханаим
  • КЕЭ, том 9, кол. 168–171
  • Solomon Schechter, Louis Ginzberg, Emil G. Hirsch, M. Seligsohn. «Hiram» in Jewish Encyclopedia
  • Дональд Харден. Финикийцы. Москва, Центрполиграф 2002 (Donald Harden. The Phoenicians: Penguin, Harmondsworth, 1971)
  • Hiram in Encyclopædia Britannica
  1. 2 Книга Шмуэля
  2. 1Книга Царств

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Финикия в ЭЕЭ

Хирам I Великий

Дата рождения ~ 980 г. до н. э.
Дата смерти ~ 946 г. до н. э.

Род деятельности царь Тира

Царь Соломон, Царь Хирам Тирский и Хирам Абиф на строительстве Иерусалимского Храма.Храм Соломона.

Хирам (Ахирам, Хиром) I Великий (ок. 978−944 гг. до н. э.) — знаменитый по Библии царь Тира, современник и друг израильских царей Давида и Соломона.

Происхождение

Хирам был сыном царя Аби6ала, то есть происходил из царского рода. Имя Хирам (греч. Εἵρωμος), вполне соответствующее финикийскому צרס = евр. חירוס (Кн. Царств) и חרס (Паралип.) ассир. Hi-ru-um-mu. Этимология имени темна: Ieremias предлагает считать его сокращением Ahirom — «Мой брат возвышен».

Жил Хирам, по Менандру, 53 года и царствовал 34 года. Таким образом, хронология Хирама 969−936 гг. до н. э., если дата основания Карфагена, являющаяся для Иосифа Флавия исходной точкой вычислений, принята им по общепринятому тогда расчету Тимея — 814 г. до н. э. Английская Википедия определяет время жизни Хирама в 980 – 946 гг. до н. э.

По тирским преданиям, дошедшим до нас только в позднейшей форме по извлечениям из сочинений Диоса (Дия) и Менандера, царствование Хирама было для Тира периодом самого пышного расцвета.

Приемником Хирама был Балеазар.

Хирам как строитель

Хирам активно занимался строительством: так, с помощью насыпи он расширил восточные части города Тира, сделав город большим — создав искусственно расширил остров Еврихор (Εὐρύχωρον, Εὐρύχωρος). Речь идёт о грандиозной работе, увеличившей площадь собственно города (πόλις в отличие от ἄστυ). Археологические исследования, начиная с Berlou и Ренана, доказали, что в восточной части древнего Тира насыпной песок везде заменяет живую скалу более древних частей. Для чего служил Еврихор? Моверс остроумно сравнивает его с Εὐρυχωρία в Араде и считает, подобно площади Св. Марка в Венеции — базаром, местом народных собраний и правительственных советов. Это может найти подкрепление в рассказе Юстина о ночном собрании тирян на поле (in unum campum) к востоку от города. Моверс приводит также свидетельство Ахилла Тация в пользу того, что здесь были оливковые деревья, виноградники и, может быть, сквер.

Он также построил «святыню Зевса Олимпийского» — то есть построил (или перестроил) храм Мелькарта (или, Баал-Хаммона), который сам по себе находился на особом острове, засыпав промежуточное место, присоединил к городу и украсил золотыми приношениями. Хирам также пожертвовал золотую колонну в этот храм Мелькарта.

Видимо он построил и храм Астарты.

Он воздвиг огромные здания и укрепления на острове Тир, соединил с городом храм Баал-Шамеша, стоявший до того на острове, и украсил его золотыми колоннами, которым удивлялся ещё Геродот; построил новый храм в честь Мелькарта и Астарты.

Хирам как полководец

Видимо при Хираме восстала финикийская колония в Африке — Утика (некоторые учёные считают, что речь идёт не об Утике, а об Китии на Кипре, тоже финикийской колонии).

Хирам покорил жителей Утики (или киттийцев на Кипре?), отказавшихся платить дань. .

Финикийский историк Менандр сообщает, что Хирам пошёл в поход на жителей Утики, не плативших податей; подчинив их, он снова покорил их себе. В честь этой победы, Хирам установил праздник «пробуждения Геракла» (Мелькарта) в месяце перитии (16 февраля — 17 марта).

Таким образом, Хирам утвердил за Тиром недавно перешедшую к нему гегемонию от Сидона.

Отношения Хирама с Израилем

Вскоре после вступления на престол, Хирам отправил к израильскому царю Давиду послов и плотников и снабдил его кедровыми деревьями для построения его дворца в Иерусалиме.

Победоносные войны Давида расширили границы соседа Тира и доставили ему значительное могущество. Израильское государство господствовало над торговыми путями из Месопотамии, Египта и Аравии к финикийским гаваням, а главное, давало финикийцам путь к Красному морю. Израильтяне нуждались в искусных моряках и также ремесленниках, зодчих, плотниках, каменщиках и т. д., каковыми были финикийцы. Xирам вступил в дружественные сношения с Давидом. Он послал к Давиду плотников и строительный материал (кедровые деревья) для построения его дворца в Сионе.

При вступлении Соломона на престол Хирам прислал к нему посольство.

Соломон с помощью тирских моряков отправится в Офир морем через порт Эцион-Гевер возле современного израильского порта Эйлата:

Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону.

Таким образом, Соломон совместно с Хирамом занимался торговлей с Офиром (иногда поход в Офир трактуется как военный, а не торговый). Возможно флот Соломона соместно с флотом Хирама колонизировали и Таршиш.

Соломон, приступивший к исполнению завещания Давида о постройке Храма, написал об этом Хираму и просил его содействия. Хирам и Соломон заключили между собой союз: Хирам присылал Соломону кедровых деревьев и кипарисовых, и работников, и каменщиков, и плотников, и золото для строения храма и дворцов, а Соломон посылал ему пшеницу и оливковое масло и отдал Хираму в 946 году до н. э. 20 городов в земле Галилейской. Города эти, впрочем, не понравились Хираму, но это не нарушило дружбы его с Соломоном.

Для строительства Храма, Хирам послал Соломону мастера — Хирам-Авия, который сделал утварь для Храма.

Как в любви к постройкам, он соперничал с Соломоном также в премудрости. Дий пишет, о том как тириец Авдимон разгадал загадки Соломона:

Говорят, что иерусалимский тиран Соломон посылал к Хирому загадки и просил взаимно у него на том условии, чтобы оказавшийся не в состоянии решить заплатил в наказание много денег. Затем говорят, что некий тирянин Авдимон решил предложенное, и сам предложил другие задачи, которые Соломон не разрешил, и переплатил Хирому поэтому много денег.

Гробница

Гробницу Хирама указывают в двух часах от Тира, в юго-восточном направлении, по пути к Кане: это стоящий на высоком пьедестале пустой саркофаг из известкового камня. Саркофаг имеет 4 м в длину, 3 м в ширину и 2 м в высоту. Он увенчан пирамидообразной крышкой

По другой версии в гробнице был похоронен мастер Хирам-Авий — культовая фигура масонов. Также полагают, что сооружение представляет персидскую гробницу периода 6−4 вв. до н. э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *