Царские врата в храме

  • Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения
  • Тест: Устройство православного храма

***

Ца́рские врата́ – врата, находящиеся посредине иконостаса. Называются так потому, что чрез них, во время совершения литургии, выносятся Святые Дары – выходит к верующим сам Господь, Царь Славы.

Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье, райские врата. В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства.

Царство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах дважды изображается благовещенская тема: сцена Благовещения с Девой Марией и Архангелом Гавриилом, а также четыре евангелиста, благовествующие миру.

Когда-то на литургический возглас «Двери, двери!» служители закрывали наружные двери храма, и они носили название Царских, ибо все верующие суть царственное священство, теперь же закрываются двери алтаря. Закрываются Царские врата и во время Евхаристической молитвы, так что благодарящие Господа за Его искупительную жертву находятся как бы по разные стороны алтарной преграды. Но для того, чтобы связать тех, кто стоит вне алтаря, и то, что происходит в алтаре, над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря» (или «Причащение апостолов»). Иногда на створках Царских врат помещают изображения творцов литургии свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, где Он изображен с Книгой и благословляющим жестом. Слева – икона Богородицы (как правило, с Младенцем Иисусом на руках). Христос и Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь. Господь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6); «Я – дверь овцам» (Ин.10:7). Богородицу называют Одигитрией, что значит»путеводительница» (обычно здесь и помещают иконографический вариант Богоматери Одигитрии).

Икона, следующая после образа Спасителя (справа по отношению к предстоящим), изображает святого или праздник, в честь которого данный храм назван. Если вы вошли в незнакомый храм, достаточно посмотреть на вторую икону справа от Царских врат, чтобы определить, в каком храме вы находитесь – в Никольском храме на этом месте будет образ св. Николая Мирликийского, в Троицком – икона Святой Троицы, в Успенском – Успение Пресвятой Богородицы, в храме Космы и Дамиана – образ свв. бессребреников и т.д.

Кроме Царских врат, в нижнем ряду расположены также южные и северные двери (называемые ещё диаконскими, потому, что именно диакон в процессе богослужения пользуется ими чаще других). Как правило, они гораздо меньшего размера и ведут в боковые части алтаря – жертвенник, где совершается Проскомидия, и дьяконник или ризницу, где священник облачается перед литургией и где хранятся облачение и утварь. На дьяконских дверях обычно изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидиаконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример служения Господу.

Изнутри Царских врат привешивается завеса (греч. καταπέτασμα — катапетасма), которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения.

Царские врата открываются только во время богослужения и только в определенные его моменты. Во время Светлой (Пасхальной) седмицы не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос отверз нам врата Небесного Царствия.

Царские врата отверзаются во время Литургии:

  • для Малого входа с Евангелием, знаменующего явление Господа на проповедь Евангелия, а по прочтении Евангелия затворяются;
  • для Великого входа, на котором Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, после закрываются, что обозначает сошествие Спасителя во ад;
  • при изнесении Святых Даров для причащения народа, что изображает явление Господа Своим ученикам по воскресении, вознесение на небо и Открытие Царства Небесного.

Сквозь царские врата позволяется проходить только священнослужителям.

Читать в полной версии

Северные ворота главного храма Вооруженных сил России, который возведут в подмосковном парке «Патриот», будут украшены рельефным изображением в память о подвиге 28 героев-панфиловцев. Об этом сообщила газета «Красная звезда», которую издает Минобороны.

Панно с рельефными изображениями наиболее значимых сражений Великой Отечественной войны, создает скульптор Виталий Шанов. Они будут посвящены защите Брестской крепости, обороне Сталинграда и Севастополя, Смоленской, Ржевской и Сталинградской битвам, параду на Красной площади в ноябре 1941 года, а также подвигу 28 панфиловцев.

«Красная звезда» также указывает, что скульпторы использовали «достоверные исторические сюжеты, хотя и с элементами аллегории». При работе они обращались к фотографиям реальных участников событий.

Заместитель председателя синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе сообщил Би-би-си, что Русская православная церковь не видит никакого противоречия ни в том, чтобы на стенах христианского храма были нанесены сцены сражений, ни в том, чтобы на одном из таких изображений фигурировал эпизод, который оспаривают историки.

«Для церкви достаточно того, что эти люди погибли, защищая свое отечество, своих родных и близких, и погибли героически. Этого, на мой взгляд, достаточно, чтобы увековечить их память на барельефах», — сказал он, отметив, что изображения не являются религиозными. «Речь не идет о каком-то религиозном почитании панфиловцев, это очень важно подчеркнуть, это изображение следует рассматривать как символ героизма, жертвенности воинов, оно наполнено таким только смыслом», — сказал представитель РПЦ.

Подвиг героев-панфиловцев — ставшая легендарной история о 28 солдатах 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова. Впервые сообщение о бое у разъезда Дубосеково было опубликовано в «Красной звезде» в ноябре 1941 года. Журналист Александр Кривицкий описал события боя, в ходе которого бойцы в ходе четырехчасового боя уничтожили 18 вражеских танков. Кривицкий поименно перечислил 28 погибших в ходе сражения бойцов.

Вместе с тем глава Госархива Сергей Мироненко в 2015 году назвал бой 28 панфиловцев мифом. Мироненко ссылался на данные расследования 1948 года. Так, в справке-докладе по итогам расследования, подписанной главным военным прокурором Вооруженных сил СССР Николаем Афанасьевым, говорилось, что «подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого».

Документ привел к широкой общественной дискуссии, участие в которой, в частности, принял министр культуры Владимир Мединский. Он написал колонку для «Российской газеты», где сообщил, что в архивах контрразведки СМЕРШа были найдены документы, которые подтверждают факт боя у разъезда Дубосеково в ноябре 1941 года. «Документы свидетельствуют в пользу фактологической достоверности версии «Красной звезды» даже больше, чем все полагали ранее», — написал он.

Главный храм Вооруженных сил России планируют завершить к 2020 году. Его высота составит 95 м, он станет третьим по высоте среди всех православных храмов в мире.

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

В центре местного — самого нижнего — ряда иконостаса находятся Царские врата. Символически они являют собой врата Рая, открывающие человеку путь в Царство Небесное.
В Византии Царскими вратами назывались центральные двери храма. После литургического возгласа священника «Двери! Двери!» служители закрывали вход в храм и на Евхаристическом каноне присутствовали только «верные», т. е. крещеные. Позднéе значение и наименование Царских врат перенеслось на центральные двери алтаря, расположенные прямо напротив Престола. Входить в алтарь через них могут только священнослужители и только во время богослужения. Открываются Царские врата в строго определенные моменты богослужения. А во время Светлой (Пасхальной) седмицы Царские врата не затворяются целую неделю.
Традиционно на двух створках Царских врат помещают фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, образующие вместе сцену Благовещения, как символ того, что через Боговоплощение двери Рая, запертые после грехопадения человека, вновь стали для всех открытыми.
Также на Царских вратах размещают образы четырех евангелистов, в знак того, что с Радостной вести о воплощении Христа и через приобщение к Евангельской проповеди человеку открываются двери спасения.
В Византии, а позднее в Древней Руси существовала практика помещать на Царских вратах ростовые изображения ветхозаветного пророка Моисея, устроившего Скинию для совершения жертвоприношения, и первого священника Иерусалимского храма Аарона в богослужебных одеждах, а также фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов Божественной литургии.
Ярким образом Небесного града Иерусалима были русские Царские врата второй половины XVI–XVII веков. Блеск позолоты, разноцветных эмалей, слюдяных пластинок и драгоценных камней напоминали о красоте Божественного града, описанного апостолом Иоанном Богословом в книге Откровение (Апокалипсис).

О том, как создают иконостас в храмах, читайте в материалах:

Один день в мастерской «Палехский иконостас»

Каким должен быть иконостас в храме?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *