Ценность прав человека

Йоханнесбургские принципы

Национальная безопасность, свобода выражения мнения и доступ к информации.

Принципы разработаны и приняты группой из 36 экспертов стран Австралии, Великобритании, Замбии, Израиля, Индии, Кении, России, Северной Ирландии, Сенегала, Совета Европы, США, Франции, Швейцарии, Швеции, Югославии, ЮАР, Южной Кореи под председательством американского специалиста в области права СМИ Пола Хоффмана.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Принципы приняты 1 октября 1995 года группой экспертов в области международного права, национальной безопасности и прав человека, собравшихся в международном центре против цензуры «Article 19» при содействии Центра прикладных правовых исследований при Университете Уитуотерсренд в Южной Африке.

Принципы основаны на международных и региональных правовых нормах, относящихся к защите прав человека, развивающейся правоприменительной практике государств (в том числе на решениях национальных судов) и на общих принципах права, признанных Содружеством государств.

Настоящие Принципы признают продолжающуюся применимость Сиракузских принципов, относящихся к положениям Международной конвенции по гражданским и политическим правам, а также Парижским минимальным стандартам в отношении прав человека в чрезвычайных ситуациях.

ПРЕАМБУЛА

Участники подготовки настоящих Принципов:

Исходя из того, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, признание достоинства и ценности человеческой личности и неотъемлемых равных прав каждого является основой свободы и правосудия во всем мире;

Будучи убеждены в важности для защиты прав человека принципа господства права, рассматривающего суд в качестве последнего прибежища против тирании и притеснений;

Подтверждая свою веру в то, что свобода выражения мнения и свобода информации играют важную роль в демократическом обществе и имеют важное значение для его прогресса, процветания и осуществления других прав человека и основных свобод;

Принимая во внимание соответствующие положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции ООН о правах ребенка, Основных принципов ООН о независимости судов, Африканской хартии прав человека и народов, Американской конвенции о правах человека и Европейской конвенции о правах человека;

Хорошо зная, что некоторые наиболее серьезные нарушения прав человека и основных свобод оправдываются правительствами как необходимые для защиты национальной безопасности;

Рассматривая, как императивное требование, что для того, чтобы контролировать действия правительства и принимать полноценное участие в жизни демократического общества, люди должны иметь доступ к информации, которая находится в руках правительства;

Желая способствовать признанию того, что ограничения свободы выражения мнения и свободы информации в интересах национальной безопасности допускаются в ограниченных рамках с тем, чтобы не предоставлять возможности правительству неоправданно ограничивать эти свободы под предлогом национальной безопасности;

Признавая необходимость правовой защиты этих свобод через принятие конкретных и четко сформулированных законов, которые обеспечивают основные требования принципа господства права;

Вновь напоминая о необходимости юридической защиты этих свобод независимыми судами;

Участники пришли к согласию о следующих принципах и рекомендуют соответствующим органам на национальном, региональном и международном уровнях принять шаги к их широкому распространению, принятию и претворению в жизнь.

I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Принцип 1. Свобода мнения, самовыражения и информации.

(a) Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

(b) Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения, что включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно или письменно или в печатном виде, либо в форме произведения искусства или через иные средства коммуникации по своему выбору.

(c) Осуществление прав, означенных в пункте (b), может быть предметом ограничений по конкретным основаниям, установленным в международном праве, в том числе для защиты национальной безопасности.

(d) Никакие ограничения свободы выражения мнения или информации не могут вводиться под предлогом защиты национальной безопасности, если только правительство не продемонстрирует, что такое ограничение предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе для защиты законных интересов национальной безопасности.

Принцип 1.1. Все ограничения должны быть установлены законом.

(a) Любое ограничение свободы выражения мнения или свободы информации должно быть установлено законом. Закон должен быть общедоступным, определенным, конкретным и ясным с тем, чтобы позволить каждому человеку предвидеть, является ли то или иное действие противоправным.

(b) Закон должен предусматривать адекватные гарантии против злоупотреблений, в том числе оперативное, полное и эффективное юридическое рассмотрение обоснованности ограничения независимым судом или органом правосудия.

Принцип 1.2. Защита законных интересов национальной безопасности.

Любое ограничение свободы выражения мнения или свободы информации, которое правительство желает обосновать интересами национальной безопасности, должно в действительности исходить из этой цели и доказательно демонстрировать, что данное ограничение реально повлияет на защиту законных интересов национальной безопасности.

Принцип 1.3. Необходимость в демократическом обществе.

Для подтверждения, что ограничение свободы выражения мнения или свободы информации необходимо для защиты законных интересов национальной безопасности, правительство должно продемонстрировать, что:

(a) выражение мнения или информация по конкретному вопросу представляет серьезную угрозу законным интересам национальной безопасности;

(b) вводимое ограничение является наименьшей возможной ограничительной мерой для защиты этих интересов;

(c) ограничение согласуется с демократическими принципами.

Принцип 2. Законные интересы национальной безопасности.

(a) Ограничение, вводимое для защиты интересов национальной безопасности, не является легитимным, если его истинной целью и доказуемым результатом не является защита существования страны или ее территориальной целостности от применения или угрозы применения силы, или же возможности страны противостоять применению или угрозе применения силы, исходящей из внешнего источника, как, например, военная угроза, или из внутреннего источника, как, например, подстрекательство к насильственному свержению правительства.

(b) В частности, ограничение, вводимое для защиты интересов национальной безопасности, не является легитимным, если его истинной целью и доказуемым результатом является защита интересов, не относящихся к национальной безопасности, включая, например, защиту репутации правительства и недопущение огласки его неправомочных действий, или сокрытие информации о функционировании государственных учреждений, или навязывание определенной идеологии, или сдерживание забастовочного движения.


Принцип 3. Чрезвычайное положение.

В случае возникновения чрезвычайного положения, которое угрожает жизни страны, и о наличие которого официально и законно объявлено в соответствии с нормами национального и международного права, государство может ввести ограничения свободы выражения мнения и свободы информации, но только в строго ограниченных пределах и в случае крайней необходимости, и только тогда и на тот период, когда это не противоречит другим обязательствам правительства по международному праву.

Принцип 4. Запрещение дискриминации.

Никогда при ограничении свободы выражения мнения или свободы информации, в том числе под предлогом национальной безопасности, не должна допускаться дискриминация по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других взглядов, национального происхождения или социального положения, имущественного ценза, рождения или по другим признакам.

II. ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЯ.

Принцип 5. Защита мнения.

Никто не может подвергаться любого рода ограничениям, лишениям прав или санкциям по причине собственных мнений или убеждений.

Принцип 6. Выражение мнений, представляющих угрозу национальной безопасности.

В соответствии с принципами 15 и 16 человек может быть наказан за выражение своего мнения, как угрожающее национальной безопасности, если правительство может продемонстрировать:

(a) что выражение мнения имеет целью призыв к насильственным действиям;

(b) может привести к таким насильственным действиям;

(c) имеется прямая и непосредственная связь между данным высказыванием и вероятностью или возникновением таких насильственных действий;

Принцип 7. Выражение мнений, находящееся под защитой.

(a) В соответствии с принципами 15 и 16 мирное осуществление права на свободу выражения мнения не должно рассматриваться как угроза национальной безопасности или подвергаться ограничениям или наказанию. Выражение мнения, не составляющее угрозу национальной безопасности включает, но не ограничивается высказываниями, которые:

(i) выступают за ненасильственное изменение политики правительства или смену самого правительства;

(ii) представляют собой критику или оскорбление нации, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или государственных и общественных деятелей, а также зарубежной нации, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или государственных и общественных деятелей ;

(iii) представляют неодобрение или пропагандируют неодобрение, по вопросам религии, свободы совести или убеждений, против призыва на военную службу или военной службы как таковой; конкретного конфликта или угрозы применения силы для разрешения международных споров;

(iv) направлены на передачу информации о предполагаемых нарушениях международных стандартов прав человека или международного гуманитарного права.

(b) Никто не может быть наказан за критику или оскорбление нации, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или государственных и общественных деятелей, а также зарубежной нации, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или государственных и общественных деятелей, если только эта критика или оскорбление не направлены на подстрекательство к насильственным действиям или же могут повлечь такие действия.

Принцип 8. Простая передача сведений о деятельности, которая может угрожать национальной безопасности.

Выражение мнения не должно предотвращаться или наказываться только потому, что оно распространяет информацию, опубликованную организацией или об организации, объявленной правительством угрожающей интересам национальной безопасности или иным интересам, тесно связанным с национальной безопасностью.

Принцип 9. Использование языка национального меньшинства или другого языка.

Выражение мнения, будь то письменное или устное, не может быть запрещено на том основании, что оно выражено на определенном языке, особенно на языке национального меньшинства.

Принцип 10. Незаконное вмешательство третьих лиц в выражение мнения.

Государства обязаны принимать разумные меры для предотвращения незаконного вмешательства частных групп или отдельных лиц в осуществляемую мирным образом свободу выражения мнения даже, если это выражение носит критический характер в отношении правительства или его политики. В частности, правительства обязаны осудить противоправные действия направленные на подавление свободы выражения мнения, проводить расследования и передавать виновных правосудию.

ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ИНФОРМАЦИИ.

Принцип 11. Общее правило доступа к информации.

Каждый имеет право получать информацию от властных структур, в том числе информацию, относящуюся к национальной безопасности. Любые ограничения этого права под предлогом защиты национальной безопасности не могут вводиться, если только правительство не продемонстрирует, что такое ограничение предписано законом и необходимо в демократическом обществе для защиты законных интересов национальной безопасности.


Принцип 12. Узкое обозначение исключений под предлогом национальной безопасности.

Государство не может категорически отказывать в доступе ко всей информации, относящейся к национальной безопасности. Конкретные и узко ограниченные категории информации, которые необходимо оставлять закрытыми в законных интересах национальной безопасности, должны быть предусмотрены в законе.

Принцип 13. Общественный интерес в рассекречивании информации.

Во всех законах и решениях, относящихся к праву получения информации, общественный интерес к получению этой информации должен быть предусмотрен как приоритетный.

Принцип 14. Право на независимый пересмотр отказов в предоставлении информации.

Государство обязано принять соответствующие меры для обеспечения права на получение информации. Эти меры должны обязывать властные структуры в случае отказа от предоставления информации указывать причину в письменном виде в разумно короткие сроки, а также предоставлять право пересмотра оснований отказа на предмет обоснованности независимым органом, в том числе судебного рассмотрения законности отказа. Рассматривающий претензии орган должен обладать правом ознакомления со скрываемой информацией.

Принцип 15. Общее правило раскрытия секретной информации.

Никто не может быть наказан под предлогом защиты национальной безопасности за раскрытие информации, если:

(1) это раскрытие не наносит действительного ущерба и, по всей вероятности, не может причинить ущерб законным интересам национальной безопасности;

(2) общественный интерес к получению этой информации перевешивает ущерб от ее раскрытия.

Принцип 16. Информация, полученная на государственной службе.

Никто не может стать объектом преследования под предлогом национальной безопасности за разглашение информации, полученной на государственной службе, если общественный интерес к получению этой информации перевешивает ущерб от ее раскрытия.

Принцип 17. Информация, ставшая всеобщим достоянием.

После того как информация стала общедоступной, любым способом, даже незаконным, любые обоснования необходимости прекратить ее дальнейшую публикацию уступают праву общества знать эту информацию.

Принцип 18. Защита источников информации журналистов.

Защита национальной безопасности не может быть использована как основание для вынуждения журналиста раскрыть конфиденциальный источник информации.

Принцип 19. Доступ в закрытые районы.

Любое ограничение свободного потока информации не должно иметь характер, который бы противоречил основам законодательства о правах человека и гуманитарного права. В частности, правительства не должны препятствовать посещению журналистами или представителями межправительственных или неправительственных организаций, наделенных правом наблюдения за тем, как соблюдаются права человека и нормы гуманитарного права территорий, где есть разумные основания полагать нарушаются или были нарушены права человека или нормы гуманитарного права. Правительство не может запретить доступ журналистам и представителям таких организаций в районы, где происходят насильственные действия или вооруженный конфликт за исключением случаев, когда их присутствие там поставило бы под явную угрозу безопасность других.

III. ПРИНЦИП ГОСПОДСТВА ПРАВА И ДРУГИЕ ПРИНЦИПЫ.

Принцип 20. Гарантии общего принципа господства права.

Любое лицо, обвиненное в совершении преступления, имеющего отношение к безопасности, связанного с выражением мнения или информацией пользуется всеми гарантиями принципа господства права, которые являются частью международного права. Они включают, но не ограничиваются, следующими правами:

(a) право презумпции невиновности;

(b) право не подвергаться произвольному аресту;

(c) право на быстрое уведомление на языке понятном лицу о предъявленных обвинениях и подтверждающих эти обвинения доказательствах;

(d) право на быстрый доступ к адвокату по своему выбору;

(e) право на судебное разбирательство в разумно короткий срок;

(f) право на достаточное время для подготовки к своей защите;

(g) право на справедливое и открытое рассмотрение дела беспристрастным судом или органом правосудия;

(h) право на допрос свидетелей обвинения;

(i) право отказаться от предъявления доказательства в ходе судебного процесса, если таковые не были предъявлены обвиняемому лицу и у него не было возможности представить контрдоказательства;

(j) право на обжалование в независимый суд или орган правосудия, обладающий полномочиями пересмотра и отмены решения по основаниям его законности и обоснованности.

Принцип 21. Средства правовой защиты.

Лицам, обвиняемым в совершении преступлений, связанных к безопасностью, должны быть предоставлены все средства правовой защиты, включая специальные, такие как предписание о представлении арестованного в суд (habeas corpus – лат.) и amparo, в том числе и во время чрезвычайного положения, создающего угрозу жизни страны, как определено в принципе 3.

Принцип 22. Право на рассмотрение дела независимым органом правосудия.

(a) По выбору обвиняемого по делам о преступлениях, связанных с безопасностью, дело должно рассматриваться судом присяжных там, где таковой институт имеется, или же судьями, которые являются реально независимыми. Суд над лицами, обвиненными в совершении преступлений, связанных с безопасностью, осуществляемый судьями без представления соответствующих гарантий, является безусловным (prima facie – лат.) нарушением права каждого на рассмотрение его дела независимым органом правосудия.

(b) Ни при каких обстоятельствах гражданское лицо не может подвергаться судебному преследованию военным судом или трибуналом за преступления, имеющие отношение к безопасности.

(c) Ни при каких обстоятельствах гражданское лицо или военнослужащий не могут подвергаться судебному преследованию особыми (ad hoc – лат.) судами или трибуналами, специально созданными для рассмотрения дела.

Принцип 23. Предварительная цензура.

Выражение мнения не должно подвергаться предварительной цензуре в интересах национальной безопасности за исключением условий чрезвычайного положения, угрожающих жизни страны, в рамках условий оговоренных в принципе 3.

Принцип 24. Несоразмерные наказания.

За преступления, связанные с безопасностью, в которых затронуты права на свободу выражения мнения и свободу информацию, отдельные лица, редакции СМИ, политические и другие организации не могут подвергаться наказанию, ограничениям прав или санкциям, которые несоразмерны серьезности совершенного преступления.

Принцип 25. Соотношение данных Принципов и других стандартов.

Ничто в данных Принципах не может интерпретироваться как ограничение или сужение любых прав человека или свобод признанных международными, региональными или национальными законами или нормами.


Артикль 19

Всемирная кампания за свободу выражения мнения

Организация «Артикль 19» берет свое имя и цель деятельности от Статьи 19 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит:

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Организация «Артикль 19», — международная кампания за свободу выражения мнения, работает на основе беспристрастности в целях обнаружения, выявления и противоборства случаям цензуры во всем мире. Мы считаем, что свобода убеждений и информации является одним из основных прав человека, без которого все иные права, включая право на жизнь, не могут быть надежно защищены. «Артикль 19» защищает указанное право, когда ему грозит опасность, противостоит политике правительств, которые нарушают его, и обличает цензуру.

Исследовательские, издательские программы «Артикль 19», кампании и судебные вмешательства направлены на борьбу с цензурой во всех ее проявлениях. Мы работаем от лица жертв цензуры: людей, которые подверглись физическому нападению, были убиты, несправедливо заключены в тюрьмы, ограничены в свободе перемещения или уволены с работы; от имени печатных и электронных средств массовой информации, которые были подвергнуты цензуре, запрещены, закрыты или приостановлены, либо которым угрожали закрытием; от имени организаций, включая политические группы и профсоюзы, которым угрожают, на которые оказывают давление или заставляют замолчать.

Организация «Артикль 19» контролирует соблюдение отдельными государствами международных стандартов свободы выражения мнений; готовит отчеты для межправительственных организаций, таких как Комитет и Комиссия ООН по правам человека; а также возбуждает иски от имени частных лиц в Европейском суде по правам человека, иных международных органах и внутригосударственных судах.

Организация «Артикль 19» создала постоянно растущую международную сеть заинтересованных лиц и организаций, которые обеспечивают поступление информации, о фактах цензуры и принимают меры в конкретных случаях. Члены организации во всем мире помогают защищать права жертв цензуры путем обращения к общественному мнению, призывая власти уважать свободу получения информации и выражения мнений, а также обеспечивать защиту указанных свобод через совершенствование внутригосударственных и международных стандартов.

«Артикль 19» является неправительственной, некоммерческой организацией, зарегистрирована в Великобритании (свидетельство № 327421) и существует только на благотворительные пожертвования. Если Вы хотите получить более подробную информацию от «Артикль 19» или хотели бы стать членом организации, обращайтесь по адресу:

Article 19

Lancaster House, 33 Islington High Street

London N1 9LH

Tel: +44 207 278-9292 Fax +44 207 713 1356

E-Mail: info@article19.org

Web site: http://www.gn.apc.org/article19

Культурные и духовные права и их особенности

Замечание 1

Духовные и культурные права и свободы формируют условия и возможности, повышающие образовательную, культурно-духовную сферу развития человека, способствуя его всестороннему и гармоничному развитию.

Конституция РФ определяет базовые духовные и культурные права граждан РФ и их свободы:

  • право получать образование (43 статья);
  • свобода литературной, художественной, научной, технической и других видов деятельности, область преподавания (44 статья);
  • право, касающееся охраны интеллектуальной собственности (44 статья);
  • право доступа к ценностям культуры, участия в культурной жизни и использовать учреждения культуры для развития (44 статья);
  • свобода совести (28 статья).

Перечень культурно-духовных прав в РФ

Культурные права и свободы человека содержатся в ст. 43 Конституции РФ, которая гласит, что каждое лицо имеет право на образование. Это право комплексное, а его обеспечение происходит за счет группы прав и гарантий, которые рассматривает Конституция РФ. В их число входят :

  • гарантии общей доступности и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях государственного и муниципального характера, в организациях и на предприятиях;
  • право в соответствии с конкурсной основой на бесплатное получение высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и в организациях;
  • обязательное получение основного общего образования, что обеспечивается государством и родителями или заменяющими их лицами;
  • установка в Российской Федерации федеральных образовательных стандартов государственного уровня, поддержка со стороны государства разных форм образования и самообразования.

Замечание 2

ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» выделяет конституционные положения, которые являются определяющими в механизме реализации этого права.

В соответствии с 44 статьей можно говорить о гарантии для каждого лица свободы преподавания, а также творчества, включая литературное, художественное, научное, техническое и др.

Культурные права и свободы человека и гражданина предполагают творческую свободу и возможность преподавания, что конституционно гарантирует целый ряд более частных прав и обязанностей: право на охрану интеллектуальной собственности; доступа к ценностям культуры, участия в культурной жизни и в работе учреждений культуры; обязанности каждого члена общества заботиться о сохранности культурного и исторического наследия, сберегать исторические и культурные памятники.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Гарантии в сфере духовно-культурных прав

Творчество имеет непосредственную связь со способностями. Статья 10 Основ законодательства РФ о культуре содержит положение, что каждое лицо вправе осуществлять любую творческую деятельность в зависимости от своих интересов и способностей.

Замечание 3

Свобода творчества представляет собой важнейшую духовную свободу, которая означает, что государство должно минимально вмешиваться в творческую деятельность с одновременным обеспечением правовых гарантий охраны этой свободы. Статья 29 Конституции РФ содержит запрет на цензуру, гарантируя свободу не только массовой информации, но и прочих видов творчества.

Гарантия свободы творчества заключается в том, что на этот вид деятельности не распространены ограничения, которые предъявляются к определенным занятиям. Так, статья 97 Конституции РФ включает сведения о том, что ни один из депутатов Госдумы не может быть на государственной службе, занимаясь при этом другим видом оплачиваемой деятельности, помимо преподавания, научной и прочей творческой деятельности.

Свободу творчества нельзя считать абсолютной для избежания злоупотребления. Для того чтобы защитить интересы и права других лиц, обеспечить нравственность и безопасность общества, законодательство и Конституция РФ включают определенные ограничения этой свободы.

Положения Конституции упоминают и некоторые виды творчества (литература, наука, техника и др.), закрепляя положение об охране интеллектуальной собственности.

Определение 1

Интеллектуальная собственность представляет собой результат интеллектуального творчества в виде деятельности, которая обладает духовной и рационально-материальной основой.

Каждый человек в России обладает правом участвовать в культурной жизни и пользоваться организациями культуры, имея доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь выражена различными видами деятельности, широкий спектр которых предопределяет и большое число способов участия в ней. Культура предполагает реализацию для каждого человека его возможностей приобщения к культуре, получения необходимого образования, вступления в какую-либо творческую группу, занятия творчеством и др.

Для любого гражданина РФ дается гарантия сохранности объектов культурного наследия. Это необходимо для интересов настоящего и будущего поколения многонациональной народности нашей страны. (№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия РФ»). Каждое лицо обладает также правом на беспрепятственное получение сведений об объектах культурного наследия в порядке, который устанавливает федеральное законодательство. Сведения предоставляются в тех пределах, которые содержатся в едином государственном реестре, включающем перечень объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов страны.

Духовные свободы включают свободу совести и вероисповедания. В число ее особенностей входит одновременная принадлежность к личным свободам.

Замечание 4

Что касается реализации свободы вероисповедания и совести, то она влияет на духовное развитие человека, формирует его как личность, обладающую определенной системой нравственных и религиозных воззрений.

Статья 28 Конституции РФ зафиксировала важные элементы, которые раскрывают содержание понятия «свобода совести». Часто категорию «совесть», включая ее свободу, можно отождествить только с вероисповеданием, атеизмом или выбором между ними. Тем не менее, в более широком смысле совесть означает, что религиозная нравственность, хоть и является ядром, тем не менее не исчерпывает ее содержания. Если брать во внимание философско-этическое понимание, то совесть представляет собой особое духовное свойство каждой личности, состоящее во врожденном ощущении, познании и восприятии зла и добра. По этой причине сущность свободы совести в юридическом понимании состоит в свободном выборе человека той или иной нравственно-духовной и религиозной основы. Любое лицо имеет право самостоятельно формировать свою систему ценностей, которая составляет основу жизнедеятельности, исповедовать или отказаться от определенного верования, учения или религии.

Составляющим элементом свободы совести является свобода вероисповедания, тесно связанная с большим числом религиозных взглядов, которые выражаются принятием (отказом принимать) определенных учений, исторически сформировавшихся на территории страны, так и вне ее. Конкретные вероисповедания включают православие, католицизм, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм. Существуют и различные секты как перечисленных, так и других религий, которые имеют своих приверженцев.

Содержание любого учения или исповедания можно раскрыть в деятельности в зависимости от внутренних установлений религиозных организаций. Это может гарантировать Федеральный закон № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Важное обстоятельство для правоприменительной деятельности представлено тем, что свободу совести и вероисповедания нельзя ограничивать даже в случае чрезвычайного положения.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10.

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14.

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20.

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21.

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27.

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28.

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *