Церковь Дмитрия солунского Ярославль

Авторы:Т.Е. КАЗАКЕВИЧ.А.Ш.

Находится на ул. Б. Октябрьская (бывш. Рождественская), 41. Два отдельных каменных храма.

7 фотоСмотреть фотогалерею 7 фото из

Холодный, в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии, построен в 1671—1673 «заботами священника Иоанникия» на месте старой деревянной церкви, разобранной в 1645. На его сооружение, как явствует из грамоты царя Алексея Михайловича, было использовано 100 000 кирпичей, оставшихся от постройки каменных башен земляного вала в Ярославле. В храме было освящено три придела: на правой стороне алтаря во имя Великомученика Димитрия Солунского, на левой стороне во имя Великомученика Георгия Победоносца, и в паперти в честь девяти мучеников Кизических.

В архитектурном отношении Дмитриевская церковь являет собой образец двухстолпного храма в ярославском зодчестве XVII в. Около 1700 к церкви была пристроена небольшая паперть. Первоначально церковь имела пятиглавое завершение, но в 1830-х четыре боковые главы были разобраны. Тогда же со стороны западного входа было пристроено небольшое крыльцо, выдержанное в классицистическом стиле. Колокольня у северо-западного угла церкви имеет форму приземистого шатра, покоящегося на массивном четверике.

В 1686 храм был расписан. Автором росписи был, по-видимому, выдающийся ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов. Стенопись сильно пострадала после губительного поновления в 1859 артелью Е. К. Дьяконова.

Тематика росписи, состоящей в целом из 186 сюжетных клейм, ограничена сценами из Евангелия и акафиста Богородице. В куполе барабана «Вседержитель», между окнами 8 пророков в рост, на парусах евангелисты. На западной лобовой части паруса «Спас на убрусе». На восточной подкупольной арке «Ветхозаветная Троица». Своды заняты десятью композициями праздников: на северо-восточном — «Рождество Богородицы» и «Благовещение», на юго-восточном — «Рождество Христово» и «Сретение», на северо-западном — «Вход в Иерусалим» и «Воскресение», на юго-западном — «Богоявление» и «Преображение». Центральный западный свод занимает не одна, как обычно в Ярославле, а две композиции — «Распятие» и «Вознесение». На подпружных арках помещены изображения 12 апостолов по два в рост. Над капителями столпов в медальонах шесть апостолов из числа семидесяти.

На столпах в два ряда мученики в рост в обрамлении рисованных арок-киотов. Среди них на южной стороне правого столпа необычно изображение пророка Илии, сидящего на камне.

Северная и южная стены разделены разгранками на 6 ярусов. Четыре верхние из них сюжетные (их ширина 1,5 м), пятый (2 м) — орнаментальный и шестой — подзор. Два нижних яруса записаны в XIX в. масляной краской. В люнетах южной стены помещены композиции «Похвала Богоматери» и «Брак в Кане Галилейской», в люнетах северной — «Сошествие Святого Духа» и «Изгнание раба с брачного пира». Во втором ярусе 10 картин, иллюстрирующих земную жизнь Христа и притчи. В третьем и четвертом ярусах росписи воплощена храмовая тема. Здесь расположены 24 клейма торжественных песнопений — кондаков и икосов из Акафиста Богородице. Это единственный акафистный цикл в ярославских стенописях XVII в. На откосах окон по три медальона с полуфигурами святителей, мучеников и преподобных. В замковых арках эмблемы Христа и ангелов. Всю западную стену занимает монументальная композиция Страшного Суда, где очень выразительны фигуры «немцев», осужденных на «муку вечную».

Особое благородство стиля и совершенство пропорций отличают хорошо сохранившуюся живопись алтаря. В центральную алтарную конху вписана совершенная по рисунку и нарядная по цветовому строю композиция «О тебе радуется», являющаяся одной из лучших интерпретаций этой темы в ярославских фресках. Живописный декор апсиды выполнен в двух регистрах. В верхнем, в обрамлении рисованных киотов, имитирующих барочную резьбу, помещены крупные фронтальные фигуры русских и вселенских святителей. В нижнем регистре, над горним местом, расположены 10 медальонов с изображениями мучеников. На откосах алтарного окна сцена «Благовещение», на западной стене алтаря — «Отечество».

Оформление жертвенника, где располагался придел Георгия Победоносца, и диаконника (придел Димитрия Солунского) сходно между собой. В конхе Георгиевского придела изображена Богоматерь в образе Царицы небесной, а в конхе Дмитриевского придела «Похвала Богоматери». В обеих апсидах написаны преподобные в рост. Их подбор напоминает о вселенской роли Русской Церкви. Наряду с греческими святителями здесь изображены основатели крупнейших русских монастырей: Авраамий Ростовский, Макарий Желтоводский, Савва Звенигородский, Сергий и Никон Радонежские и др. Житийные циклы, посвященные воинам-мученикам Георгию и Димитрию, ограничены в каждом приделе четырьмя крупными композициями, занимающими свод и стены. В драматических сценах пыток (колесования Георгия, истязания Димитрия по приказу императора Диоклетиана) святые сохраняют спокойную красоту, в них царит гармония и умиротворенность. На алтарной преграде в приделе Георгия написана Ветхозаветная Троица, а приделе Димитрия — деисусная композиция с изображением апостолов в кругах. Крупный масштаб фигур, их четкая объемная моделировка, тонкая проработка ликов и орнаментов, органическая взаимосвязь с формами архитектуры — все это выдает руку очень большого мастера.

В 1872 году в церкви Димитрия Солунского был крещён мальчик Леонид Собинов — будущий великий певец.

Теплый одноглавый храм во имя Похвалы Богородицы с завершением в виде большого купола построен в 1749 на средства прихожан. Он был расписан и имел двухъярусный иконостас. Интерьер храма не сохранился.

Церковь Димитрия Солунского была закрыта в 1929. Церковь Похвалы Богородицы возвращена Ярославской епархии в 1991 году, церковь Димитрия Солунского — в начале 2000-х (сейчас в ней идут реставрационные работы).

Празднование Смоленской иконы Божией Матери совершается 28 июля (10 августа). День памяти Димитрия Солунского в Православной церкви — 26 октября (8 ноября).

Храмы прихода находятся на том месте, где когда-то впадала в Которосль небольшая речка Нетеча (засыпана в XIX веке). Когда появились на берегу Нетечи первые храмы — точно не известно.
По преданию, основание прихода относится к XIV веку и связано с возведением деревянного храма великомученика Димитрия Солунского (именно поэтому в народе приход всегда именовался Дмитриевским), небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле. Вокруг храма со временем образовалось воинское кладбище, первоначально из захоронений усопших ярославцев-ветеранов битвы на Куликовом поле. В дальнейшем храм и воинское кладбище приобрели мемориальный характер памятника победы над татарами.
Однако, из текста жалованной грамоты Василия III ярославскому Спасскому монастырю, следует, что эта часть городской территории начала застраиваться лишь в начале XVI века.
Письменная история Дмитриевского прихода начинается с периода, укладывающегося в промежуток между 1515 и 1563 гг., поскольку именно этим временем датировал известный ярославский краевед XIX в. А.А. Титов «Записки чудесных исцелений от иконы Св. Николая в ярославском Успенском соборе». В «Записках…» при перечне жителей Ярославля, получивших исцеление от чудотворного образа, отмечена девица Гликерья, проживавшая «у Димитрия святого на Нетече».
Первые упоминания о Похвальской церкви относятся к началу XVII столетия. Из «Сказания об иконе Казанской Богоматери и основании Казанского монастыря», повествующем о событиях «смутного времени», следует, что в 1609 году ярославский земский староста Василий Лыткин с братом Третьяком перенес выкупленный у поляков «чудотворный образ Пречистыя Богородицы в церковь, честныя Ея Похвалы, во своем приходе, зовомом Дмитриевском, на посаде, в Занетечке».
Деревянный храм Похвалы Богородицы в I-ой пол. XVII в. был двухалтарным. О втором престоле св. Георгия сообщает «Благословенная грамота» ростовского митрополита Варлаама, датируемая 1645 годом. В этой грамоте, адресованной священнику Дмитриевского прихода идет речь о разборке старой Похвальской церкви и подготовке участка для нового церковного строительства. «В нынешнем (1645) году апреля в КЕ (25) день – писал митрополит – бил нам челом ты поп Иван да Третьяк Лыткин и все дмитриевские прихожане, чтоб нам благословить по вашему обещанию в Ярославле в приходе страстотерпца Христова Димитрия старую церковь – два престола, престол Похвалы Пречистой Богородицы, да престол страстотерпца Христова Георгия разобрать и на том же месте сделать новую церковь… И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б поп Иван…, тое старую церковь велел разобрать и во едино место скласти и огородить и…, новую церковь, а в ней два престола престол Похвалы Пречистые Богородицы, да престол страстотерпца Христова Георгия велел обложить на старом церковном месте».
Из книги Е. Черняева и В. Шилова «Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле»: «Здесь, на берегу Нетечи, на средства служилой аристократии, скорее всего в самом начале XVI в., в память о погибших в сражениях и скончавшихся от ран воинах были поставлены два деревянных храма – церковь Димитрия Солунского и церковь Похвалы Богоматери с приделом Георгия Победоносца.
Посвящение придела Похвальского храма святому мученику в контексте общей идейной программы вновь образованного прихода, выглядит вполне логичным. Почитание св. Георгия в воинской среде было столь же распространенным явлением, как и почитание св. Димитрия. Поскольку в 1463 году договорная грамота между Иваном III и ярославским князем Александром Федоровичем подвела черту под формальным суверенитетом Ярославского княжества, небесный покровитель московской державы великомученик Георгий Победоносец стал покровителем и ярославских князей, принимавших в XV – XVI вв. активное участие во всех военных мероприятиях московских государей.
На то, что до конца XVI в. церковь Дмитрия Солунского являлась местом поминовения представителей ярославского княжеского дома и содержалась на деньги родственников умерших, указывает уникальный документ 1580-го года – » Променная запись княгини Ульяны Алабышевой».
В том же XVI веке Дмитриевский храм сгорел, но к 1580 году был вновь восстановлен. Эта деревянная постройка просуществовала до начала 40-х гг. XVII в., а затем, как и церковь Похвалы Богоматери, была «по ветхости» разобрана. Новое здание Дмитриевского храма вновь возвели из дерева. Из «Рядной записи» 1643 г. известно, что в создании икон для его интерьера принимал участие иконописец Макарий Агафонов с сыном Василием. Масштабные строительные и художественные работы, развернувшиеся в 1-й пол. XVII в., осуществлялись уже не на княжеские вклады, а на деньги разбогатевших посадских людей. В этой связи, заложенная изначально в посвящения алтарей церковного ансамбля воинская специфика стала постепенно забываться. Для новых поколений ярославцев славные даты ушедших столетий были заслонены новыми потрясениями и утратами. После прокатившейся по России в 1654 г. страшной моровой язвы, унесшей до трети населения больших городов, число захоронений представителей третьего сословия на правом берегу Нетечи значительно увеличилось.
Не простояв и двадцати лет, новые деревянные храмы погибли в огне «великого» ярославского пожара 1658 года. Через год на пепелище начались работы по возведению церкви Похвалы Божией Матери. На восстановление второго приходского храма средств долгое время не было. Место, где стояло сгоревшее церковное сооружение, пустовало до начала 1670-х гг.
В 1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен.
В царской грамоте, посланной на имя ярославского воеводы, эта история представляется так: «…Бил челом нам Великому Государю великомученика Димитрия поп Иоаникей: по нашему де … указу и за чудеса пречистые Богородицы честного и славного Ея Одигитрия, велено в Ярославле поставить церковь каменную пречистые Богородицы и святых великомученик Димитрея и Егория; он де поп Иоаникей тое церкви стены и олтари и паперти довел до половины, а довершить де и покрыть их нечем, а есть де в Ярославле у городовой стены и у башен наш Великого Государя кирпич, лежит уже десятый месяц и даром пропадает. И нам бы … пожаловать ево попа, дать того городового остаточного кирпичю на совершение тое церкви… И как к вам ся наша Великого Государя грамота придет, и вы б тое церковную недоделку велели подмастерьям сметать, сколько к тому церковному строению на доделку кирпичю надобно; да … остатки после городового дела кирпич половинник… велели отдать к тому церковному строению, а смету … отослали… к Москве».
Полученный кирпич – сто тысяч брусков и половинок или 955 возов – с 20 января по 15 февраля 1672 года городскими и деревенскими извозчиками был доставлен к незавершенному храму. Строительные работы возобновились, и летом 1673 года Иоаникий в челобитной уже просил митрополита Иону «о дозволении освятить новопостроенную церковь».
«… По твоему, государь, архиерейскому благословению и по грамоте, — писал Иоаникий, — состроил я богомолец твой в Ярославле церковь каменную во имя пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы Марии честного и славного Ея Одигитрии, прозванием Смоленская и Шуйская, а праздник Ея июля в КИ (28) день, а та церковь и с приделы святых великомученик Димитрия Солунского и Георгия Победоносца еще не освящена, а состроена вся и с колокольнею каменною же … прикажи, государь, ту церковь и с приделы освятить».
Икона Богоматери Смоленской и Шуйской, в честь которой освятили главный алтарь нового храма, прославилась чудесами и исцелениями в 1654 году. По церковному преданию данный иконографический вариант Одигитрии был создан шуйскими иконописцами в ознаменование окончания морового поветрия. После канонизации образа на церковном соборе 1667 г. списки с иконы Богоматери Смоленской и Шуйской получили распространение и в других городах, пострадавших от эпидемии. Появление в Дмитриевском приходе нового алтаря, напоминавшего своим посвящением о трагических событиях двадцатилетней давности, по всей видимости, было продиктовано желанием прихожан совершать заупокойные молитвы по умершим от чумы родственникам.
Деревянная церковь Похвалы Богоматери простояла на приходском участке до конца 1670-х гг. В марте 1677 года на просьбу Иоаникия разрешить строительство новой теплой каменной церкви митрополит Иона ответил согласием. Возведенная, скорее всего, летом того же года Похвальская церковь в последствие неоднократно перестраивалась.
Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею.
При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим.
Христианские мученики Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон известны как обличители язычества (приняли смерть от меча между 284 – 305 гг.). Их чудотворные мощи были обретены в малоазийском городе Кизике. По легенде от святых мощей исцелялись безумные и страдавшие «трясовичной» болезнью.
О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую » в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный.
Западный фасад Дмитриевского прихода обрел свой парадный облик только в I-ой четверти XIX в., после начавшейся в 1778 г. грандиозной перепланировки центральной части Ярославля. В процессе выпрямления площади перед приходскими церквями к западной галерее Дмитриевского храма около 1809 г. по проекту неизвестного нам архитектора, развивавшего в своем творчестве идеи классицизма, был пристроен круглый в плане, перекрытый куполом и украшенный портиками павильон. Это сооружение стало предверием холодной церкви – ее западным крыльцом и папертью. Заботясь о цельности и стилистическом единстве архитектурного ансамбля, автор проекта вывел на красную линию застройки и западный фасад Похвальской церкви. Работы по реконструкции церковного участка и находящихся на его территории сооружений включали в себя также возведение вокруг прихода железной ограды, придание классицистического облика центральному объему теплой церкви, разборку боковых глав и ремонт кровли холодного храма.
В 1835 году церковь Похвалы Богоматери была украшена живописью. В 1859 году художественные работы развернулись в интерьере храма св. Димитрия.
О характере работ сообщала утраченная ныне настенная летопись. В летописи отмечалось, что «в сем храме и в двух приделах его святые иконы и все стенные письма поновлены и иконостасы в главной церкви и приделах вызолочены вновь, в приделе же святого великомученика Димитрия Мироточца позлащен усердием сыновей ярославской 3 гильдии купца Федора Ивановича Холщевникова и других доброхотных дателей. Иконы и стенные письма поновлены, главный мастер ярославский мещанин Егор Кузьмич Дьяконов, а золотил Михаил Кузьмич Суханов».
В 1892 г. холодный придел во имя 9-ти мучеников Кизических, по указу Святого Правительствующего Синода, был обращен в теплый, с закладкой арки в холодную церковь и устройством нового выхода под колокольней. Старый иконостас придела заменили новым – дубовым, стены, не имевшие до этого живописи, украсили живописными клеймами.
В числе крупнейших вкладчиков в казну Дмитриевского прихода в конце XIX – начале XX вв. письменные источники называют ярославских купцов Николая Максимовича Кузнецова и Спиридона Анисимовича Полетаева. На средства Кузнецова у церковной ограды в 1891 г. была возведена каменная сторожка, а в 1902 г. Кузнецов в Похвальской церкви «вместо ветхого иконостаса устроил новый, вызолотил оный, украсил стены и своды живописью и уборкою в древнем вкусе, устроил подсвечники и все ризы на местных иконах вызолотил с израсходованием 10000 рублей». Купец первой гильдии Полетаев в свою очередь выделил средства на создание в теплом храме серебряного, украшенного камнями престола, а также на покупку серебряной хоругви и серебряных венцов для икон церкви.
После октябрьской революции службы в храмах прихода некоторое время еще продолжались. Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов. У церкви Дмитрия Солунского оказалась разбитой глава, разрушен шатер колокольни, пробиты стены. Ремонт храма производился в 1924 г. силами прихожан под контролем специалистов Государственных реставрационных мастерских. В связи с развернувшейся в стране национализацией церковного имущества все предметы церковного обихода, выполненные из драгоценных материалов, хранившиеся в Дмитриевском и Похвальском храмах были конфискованы. Из «Отчета Комиссии по изъятию церковных ценностей по г. Ярославлю», действовавшей с марта по июнь 1922 г., следует, то из Дмитриевского прихода удалось изъять 1 изумруд, осыпанный 10-ю бриллиантами, и 4 пуда 36 фунтов серебра. 15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены.
В таком состоянии приходские постройки пребывали более 40 лет. К комплексному восстановлению архитектурного ансамбля специалисты Ярославской реставрационной мастерской приступили только в 1973 году. В середине 1980-х гг. архитектурная реставрация церквей и сторожки была завершена. В интерьере холодного храма начались работы по расчистке и укреплению стенной росписи. Именно фрески являются самой большой архитектурной и исторической ценностью храма Димитрия Солунского. Их главным автором является знаменитый ярославский художник Дмитрий Григорьев-Плеханов. Роспись храма сделана в 1685-1686 годах.
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном.
А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме св. вмч. Димитрия Солунского. После службы состоялся крестный ход вокруг храмов с чудотворной Смоленской-Шуйской иконой Божией Матери, чудом сохранившейся и вернувшейся недавно в свой родной приход.
В 2004 году приведен в порядок и полностью отремонтирован придел 9 Кизических мучеников, в котором в 90-х годах находились теплоузел и склад. И 12 августа 2004 года этот придел получил новое имя – святого страстотерпца Цесаревича Алексия. Престол придела освящал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.

Духовенство:

Протоиерей Олег Косолапов — настоятель храма

Протоиерей Андрей Филькин

Иерей Димитрий Щербаков

Адрес:

ул. Большая Октябрьская, 41

Находится на ул. Б.Октябрьская (бывш. Рождественская), 41. Два отдельных каменных храма. Холодный, в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии, построен в 1671-1673 годах»заботами священника Иоанникия» на месте старой деревянной церкви, разобранной в 1645 году. На его сооружение, как явствует из грамоты царя Алексея Михайловича, было использовано 100000 кирпичей, оставшихся от постройки каменных башен земляного вала в Ярославле. В храме было освящено три придела: на правой стороне алтаря во имя Великомученика Дмитрия Солунского, на левой стороне во имя Великомученика Георгия Победоносца, и в паперти в честь девяти мучеников Кизических. В архитектурном отношении Дмитриевская церковь являет собой образец двухстолпного храма в ярославском зодчестве XVII века. Около 1700 года к церкви была пристроена небольшая паперть. Первоначально церковь имела пятиглавое завершение, но в 1830-х четыре боковые главы были разобраны. Тогда же со стороны западного входа было пристроено небольшое крыльцо, выдержанное в классицистическом стиле. Колокольня у северо-западного угла ц. имеет форму приземистого шатра, покоящегося на массивном четверике.

В 1686 году храм был расписан. Автором росписи был, по-видимому, выдающийся ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов. Стенопись сильно пострадала после губительного поновления в 1859 году артелью Е.К.Дьяконова. Тематика росписи, состоящей в целом из 186 сюжетных клейм, ограничена сценами из Евангелия и акафиста Богородице. В куполе барабана «Вседержитель», между окнами 8 пророков в рост, на парусах евангелисты. На западной лобовой части паруса «Спас на убрусе». Северная и южная стена разделены разгранками на 6 ярусов. Четыре верхние из них сюжетные (их ширина 1,5 м), пятый (2 м) – орнаментальный и шестой – подзор.

Два нижних яруса записаны в XIX веке масляной краской. В люнетах южной стены помещены композиции «Похвала Богоматери» и «Брак в Кане Галилейской», в люнетах с. – «Сошествие Святого Духа» и «Изгнание раба с брачного пира». Во втором ярусе 10 картин, иллюстрирующих земную жизнь Христа и притчи. В третьем и четвертом ярусах росписи воплощена храмовая тема. Здесь расположены 24 клейма торжественных песнопений — кондаков и икосов из Акафиста Богородице. Это единственный акафистный цикл в ярославских стенописях XVII века. На откосах окон по три медальона с полуфигурами святителей, мучеников и преподобных. В замковых арках эмблемы Христа и ангелов. Всю западную стену занимает монументальная композиция Страшного Суда, где очень выразительны фигуры «немцев», осужденных на «муку вечную».

Особое благородство стиля и совершенство пропорций отличают хорошо сохранившуюся живопись алтаря. В центральную алтарную конху вписана совершенная по рисунку и нарядная по цветовому строю композиция «О тебе радуется», являющаяся одной из лучших интерпретаций этой темы в ярославских фресках. Оформление жертвенника, где располагался придел Георгия Победоносца, и диаконника (придел Дмитрия Солунского) сходно между собой. В конхе Георгиевского придела изображена Богоматерь в образе Царицы небесной, а в конхе Дмитриевского придела «Похвала Богоматери». В обеих апсидах написаны преподобные в рост. Их подбор напоминает о вселенской роли Русской Церкви. Наряду с греческими святителями здесь изображены основатели крупнейших русских монастырей: Авраамий Ростовский, Макарий Желтоводский, Савва Звенигородский, Сергий и Никон Радонежские и др. Житийные циклы, посвященные воинам-мученикам Георгию и Дмитрию, ограничены в каждом приделе четырьмя крупными композициями, занимающими свод и стены. Крупный масштаб фигур, их четкая объемная моделировка, тонкая проработка ликов и орнаментов, органическая взаимосвязь с формами архитектуры – все это выдает руку очень большого мастера.

Теплый одноглавый храм во имя Похвалы Богородицы с завершением в виде большого купола построен в 1749 году на средства прихожан. Он был расписан и имел двухъярусный иконостас. Интерьер храма не сохранился.

Закрыта церковь Дмитрия Солунского в 1929 году. В 1991 году церковь Похвалы Богородицы возвращена Русской Православной церкви.

Казакевич Т.Е., А.Ш.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *