Церковь и приметы

Дата публикации или обновления 15.01.2017

  • К оглавлению: Справочно-информационная газета «Возглас»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Из ряда вопросов, касающихся отношения христианской Церкви к тем или иным явлениям, тема примет и суеверий является одной из насущных. Что такое народные приметы, чем они отличаются от суеверий и как ко всему этому относиться христианину?

    Из истории вопроса

    По учению Церкви, история человечества начинается после изгнания Адама и Евы из райского сада. За нарушение единственной данной заповеди, а главное — за нежелание признать свою вину, Господь Бог закрывает для человека сад Эдема и вводит его во внешний мир.

    Поселившись в мире, люди постепенно теряют истинное знание о Боге, о том, что только Он является Творцом всего видимого и невидимого.

    Постепенно привыкая к окружающему миру, к его стихиям и условиям, человек начинает примечать определенные причинно-следственные связи, существующие в мире и приводящие ко вполне конкретным событиям. Так появляется понятие приметы (от слова примечать, наблюдать).

    С другой стороны, ещё имея знания о Боге (хоть уже искажённые) человек переносит это знание на окружающие его стихии, живые и неживые существа, предметы. Более того, человек наделяет это всё духовной основой, начинает видеть наличие разумной, личностной жизни там, где её нет. Так появляется суеверие (то есть, суетная вера) — вера, которая не имеет в себе никакой реальной основы.

    Несмотря на то, что народные приметы и суеверия — это абсолютно разные понятия, очень часто в сознании простого верующего они переплетаются. Вдобавок к этому, возникает ничем необоснованное мнение, что христианская Церковь одинаково негативно относится как к приметам, так и к суевериям. Так ли это на самом деле?

    Народная мудрость

    В основе народной приметы, как уже отмечалось, лежит наблюдение человека за окружающим миром, природой, стихиями, животными. За свою историю человечество научилось устанавливать определённые связи между, казалось бы, разными событиями из мира живой и неживой природы. Однако главное здесь заключено в другом.

    Народная примета никогда не связана с миром духовным, с миром взаимоотношений человека с Богом, ангелами или, наоборот, миром падших духов. Также народная примета не предполагает исполнения человеком каких-либо магических действий, обрядов и ритуалов. Ещё раз повторим, народная примета — это наблюдение и опыт.

    Понятие веры, как правило, здесь даже не присутствует. По-сути, примета — это внимательный взгляд человека на окружающий его мир, события которого никак не зависят от действий человека.

    В соответствии с этим, становится очевидным, что Церковь не имеет причин относиться к народным приметам с осуждением или необходимостью запрещать людям верить в них. Позиция христианства в этом вопросе проста: примета — это часть народной (как правило, крестьянской) культуры. Крестьянской, так как эта традиция вышла именно из этой среды. В старину народные приметы часто помогали людям в их насущных трудах, в первую очередь, при посеве зерновых, посадке овощных культур, сборе урожая и т.д. В России народные приметы стали записываться и систематизироваться этнографами, начиная с XIX века.

    В качестве примера приведём некоторые наиболее известные народные приметы:

    • Во время дождя, если лужи пузырятся — к продолжительной непогоде.

    • Ласточки низко над землёй летают — к дождю.

    • Воробьи в пыли купаются — к дождю.

    • Кошка когти дерёт (об дерево, об пол, палас и т.д.) — к морозам.

    Суетная вера

    Иначе обстоят дела с суевериями. Как опять же отмечалось выше, суеверие означает суетную (бессмысленную, пустую) веру в то, что не имеет в себе никакой основы. В данном случае человек считает, что то или иное событие, ситуация или предмет оказывают непосредственное (положительное или отрицательное) влияние на его собственную жизнь. Здесь используется уже иной подход: совершенно обычные, рядовые события или предметы наделяются духовной составляющей, силой и властью, можно сказать, оживотворяются. Также человек может использовать некоторые ритуалы для того, чтобы изменить возможные для себя отрицательные последствия на положительные.

    Христианская Церковь занимает здесь уже иную позицию — суеверия недопустимы для христианина, да и в целом не несут пользы для человека. В попытках узнать свою судьбу посредством выдумывания суеверий, человек отдаляет себя от Бога, забывает о таких понятиях, как воля Божия, Промысл Божий, любовь Творца к Своему творению.

    Более того, человек забывает о тех чертах образа Божия, которые Господь даровал ему при творении: свободной воле, разуме, чувствах, бессмертной душе. Он забывает (или осознанно отрицает) тот факт, что на него, как на полноценную и свободную личность, не могут оказывать влияния безличные силы природы, стихии, предметы и вещи. Причина этого в одном — живое всегда выше неживого, личность всегда выше безличного, человек-творец (по образу Бога-Творца) будет всегда выше своего творения или того, над чем поставил его хозяином Сам Бог.

    Особенно опасно, когда такие суеверия проникают внутрь церковной, храмовой жизни. В этом случае, Церковь ещё строже призывает верующих отказаться от этой лжи и самообмана.

    В качестве примера и для понимания их полной несостоятельности приведём несколько суеверий:

    • Чёрная кошка перебежала дорогу — к беде, неприятностям.

    • Встать с кровати утром с левой ноги — будет неудачный день.

    • Встретить на дороге человека с пустым ведром — не будет удачи.

    • В храме: нельзя передавать свечи левой рукой; упавшее при венчании кольцо — к беде.

    Сергей Милов

    Газета «Возглас» № 23 декабрь 2012 г.

    В начало

    Что можно и нельзя делать в один из самых важных праздников в христианской традиции.

    14 октября православные празднуют — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник не входит в число двунадесятых праздников, однако стал на Руси одним из самых важных и почитаемых.

    История

    В этот день празднуют чудесное явление Божьей Матери во Влахернской церкви Константинополя, когда Пресвятая Богородица защитила молящихся людей от врагов, накрыв своим широким белым покрывалом (покровом).

    Дата праздника непреходящая, его отмечают 14 октября. Праздник отсылает к житию византийского святого Андрея Юродивого (X век). По преданию, во время осады Константинополя он увидел Богородицу во Влахернском храме, где хранилась ее риза (одежда).
    По словам Андрея и его ученика Епифания, Божья Матерь покрыла своим омофором – покрывалом собравшихся в храме. Знамение было воспринято как символ покровительства Богородицы.
    Праздник установлен на Руси в XII веке. Покрову Божией Матери в России посвящено много храмов, например, известный всем под вторым названием собор Василия Блаженного храм на Красной площади.

    Традиции

    Покров Пресвятой Богородицы издревле считается особенным днем, в который будут услышаны все молитвы. Поэтому, по обычаю, в праздник всей семьей идут в церковь и просят Божью Матерь о защите и помощи.

    Начало праздника на Руси означало завершение всех работ. Крестьяне старались завершить сбор урожая до наступления праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а также подготовку к долгой зиме, сделав все необходимые заготовки и запасы. Домашний скот, в праздник, по обычаю, держали в загонах и хлевах.

    В Покров жгли яблоневые ветки: в старину верили, что если их сжечь именно в этот праздник, то в доме тепло будет всю зиму, а год — предстоит урожайный.

    Люди считали, что щедрость на Покров Пресвятой Богородицы будет вознаграждена, поэтому старались помочь бедным. Для благосостояния семьи в праздник пекли блины и наводили порядок в доме.

    По древнему обычаю, перед тем как сесть за стол, хозяйка, обходила все углы дома с тарелкой полной блинов, затем прочитав молитву, пробовала первый блин.

    Приметы

    Согласно приметам, чем больше блинов испекут в праздник, тем теплее в доме будет зимой.

    Покров Пресвятой Богородицы — девичий праздник, поэтому так как много примет было связано со сватовством и замужеством. Начиная с 14 октября, по обычаю, засылали сватов к невестам и сговаривались о предстоящих свадьбах.

    Пресвятую Богородицу девицы просили даровать жениха, поэтому с утра бежали в церковь, чтобы перед иконой поставить свечу. По приметам, та девица выйдет раньше замуж, которая первой зажжет свечу.

    Провести праздник Покрова Пресвятой Богородицы весело считалось хорошей приметой – значит долгожданный жених скоро появится.
    Чтобы «приманить» жениха, по обычаю, пекли хлеб и ставили его на подоконник.

    Благоденствие и благополучие, по приметам, сулил молодоженам снег, выпавший на Покров и чем больше снега, тем больше свадеб.
    В старину была примета, если парень с девушкой познакомится на Покров, быть им женихом и невестой.

    По приметам, зима будет такой, какой ветер дует на Покров – северный указывал на холодную, а южный — на теплую.

    Если первый снег выпадет до Покрова, это примета, указывающая, что зиму еще долго ждать.

    Что можно и что нельзя делать на Покров

    Как и на другие религиозные праздники, не приветствуется домашняя рутинная работа. Нельзя заниматься уборкой и стиркой. Лучше в этот день не шить и не вышивать. Не рекомендуется делать ремонтные и строительные работы. Особенными запретами можно считать запрет давать деньги в долг. Также нельзя отказывать сватам: девушка, отказавшая в этот день, еще три года не выйдет замуж.
    Желательно не готовить в праздник и отложить все глобальные дела до вечера или до следующего дня. Можно и даже нужно на Покрова просить у Богородицы здоровья и сил.
    По традиции, после богослужения женщины делали блины. Незамужние девушки просят скорейшего замужества, а семейные люди окуривают свой дом веточками яблони, чтобы привлечь удачу и счастье.
    Ни в коем случае на Покрова нельзя сквернословить, обманывать и обижать окружающих. Особенность этого праздника в том, что Богородица дает просящему и закрывает удачу и солнце от грубого и грешного. Принято отдавать излишки неимущим и не жалеть денег на подаяния.

    09.12.2017 22361

    Каждый из нас, воцерковленных людей, когда-то в первый раз переступал порог храма. В это время мы зачастую обращались за советом к христианам более опытным, чтобы те наставили нас в правилах церковной жизни, навыках молитвы, христианском учении и церковной традиции. И всё, что нам говорили в первое время нашего пребывания в церкви, мы воспринимали с должным усердием и доброй верой. Однако среди переданного в период воцерковления опыта и христианских истин были и различные суеверия, которые могли граничить с магизмом и просто религиозной безграмотностью. В этом материале представлены различные суеверия, среди которых обязательно найдутся те, которые приходилось слышать и вам.

    Данный материал взят с просторов интернета и дополнен семинаристами из собственного опыта. Каждому христианину, а тем более будущим священникам, придется сталкиваться и работать с укорененными суевериями, которые не так просто развенчать обычной лекцией или наставлением. Редакция сайта Сретенской семинарии призывает не столько посмеяться над заблуждениями, сколько поразмышлять над их причинами, а также литургическими и догматическими аспектами. Ведь каждое заблуждение зачастую имеет в себе некий правильный корень.

    Храм и богослужение

    Настоятель негодует: «Почему все бабушки во время пения «Херувимской” с топотом бегут к столу для приношений?!» — «Ну, как же, батюшка, ведь поётся: «Отложим по печению”!»

    Также на «Херувимской» некоторые стоят, плотно прижав ноги друг ко другу, «чтобы бес не проскочил».

    Во время чтения Евангелия обязательно нужно раздавать конфеты, чтобы помянули покойников.

    Если же сидеть в церкви нога на ногу, то бес садится на тебя…

    Говорят еще, что во время пения «Символа веры» нужно креститься 4 раза — ни больше, ни меньше!

    И советуют подавать записочки за «здравие» и «упокой» непременно в субботу вечером, чтобы они всю ночь пролежали в алтаре — души поминаемых там соберутся, и им будет уже легче…

    Запрещено подавать записки о здравии и упокоении за тех, кто был крещен, но при жизни ни разу не причащался…

    После благословения крестом, свечами или перстами, набожные бабушки старательно ловят воздух (а после кадила — дым). Хватают, что-то в кулак и прижимают к груди… На вопрос, что происходит, серьезный ответ: «Благодать берешь, а вот кто не взял этой благодати — Бог не простит!»

    Если, заходя в церковь, крестишься, забыв снять перчатки, обязательно заболеешь.

    Спиной к алтарю поворачиваться нельзя — Бог отвернется, только боком можно.

    Нельзя выходить из храма, пока Царские врата открыты.

    Нельзя перешагивать через женские сумки, лежащие на полу в храме (особенно женщинам): на сумки и вещи ложится крестное знамение-запрет, и таким образом можно подцепить болезнь и нечистого.

    Еще в церкви надо мести мусор на улицу, а если иначе, то так бесов в храм наметешь!

    Пройти между иконой и подсвечником — смертный грех!

    Если головой лампадку задел, когда к иконе прикладывался, — тяжкий грех совершил.

    Также большой грех, если наступить на коврик, постеленный для священника.

    Нельзя уходить со службы, не приложившись ко кресту, который батюшка дает целовать. Если уйдешь, значит, и на службе не бывал.

    А при входе в храм ангел стоит и записывает, кто пришел-ушел, чтобы потом были доказательства для Бога — ходил человек на службу или нет (эта апокрифическая идея очень распространена среди бабушек).

    И если, заходя в церковь, крестишься, забыв снять перчатки, обязательно заболеешь.

    В церковный двор можно заходить только через центральные ворота и ни в коем случае не через заднюю калитку с другой стороны храма — это к покойнику в доме.

    Если постоять под куполом храма, то можно «зарядиться» энергией. А вот церкви при кладбищах — «плохие», из-за того что там постоянно отпевают, и в них энергетика плохая…

    А на время материнских родов Царские врата в храме нужно открыть: так роженице рожать легче.

    Если же во время богослужения в церковь влетит птица, это предвещает удачу для всех, кто присутствует в храме.

    Исповедь

    Нужно обязательно приметить, кладет ли батюшка свою руку поверх епитрахили на голову исповедующегося или не кладет. Так можно узнать, прощены тебе твои грехи или нет, а также «настоящий» ли батюшка.

    Обязательно нужно перед тем, как идти на исповедь, купить свечу. Ее необходимо отдать батюшке. Потом на этой свече все грехи и сгорят…

    Если батюшка порвет бумажку с грехами, то грехи простятся…

    40 дней после рождения нельзя никому показывать ребенка кроме родственников и будущего крестного.

    Причастие

    После Причастия мыться нельзя. И воду из горлышка бутылки в течение дня пить запрещается.

    Также после Причастия нельзя прикладываться к руке священника (оскверняешь себя тем самым) и к иконам, чтобы не растерять благодать. Разговаривать после Причастия по той же причине также воспрещается.

    Если в Царствии Божием хочешь быть первым — причащаться надо обязательно САМЫМ последним.

    Нельзя причащаться на Пасху — ибо ни один человек не достоин этого в такой Великий день!

    После того, как твой ребенок причастился, его нельзя целовать минимум три дня, а лучше — неделю (как раз до следующего Причастия).

    Крещение ребенка

    Близнецов в один день крестить нельзя.

    Нужно обязательно перекрещивать ребёнка, если умер один из крёстных родителей.

    Есть обычай во время Таинства Крещения — закатывать отрезанные волосы младенца в воск и бросать в купель. Первоначальный смысл — это пострижение в блаженное подданство Христу. Сегодня этот смысл утрачен! Потому что… Нужно смотреть и ждать: не потонут волосы, значит, будет жить ребенок, а утонут — не жилец на белом свете (это гадание над плавающими волосами стало прямо-таки непременной частью чина Крещения…).

    40 дней после рождения нельзя никому показывать ребенка кроме родственников и будущего крестного.

    Девушке нельзя быть крестной девочек — замуж не выйдет.

    Если твой небесный покровитель причислен к лику святых в сонме мучеников, то и ты будешь на земле мучиться.

    Венчание

    Невеста в роскошном свадебном платье под пение «Святые мученицы» во время Венчания должна тащить ногой вокруг аналоя полотенце-рушник, чтобы подруги быстрее замуж вышли.

    Кто быстрее, жених или невеста, прыгнет на венчальное полотенце-рушник, тот и будет господствовать в семье (ну а видеокамеры внимательно фиксируют результат соревнования).

    Если свечка погаснет у кого-либо из венчающихся — брак будет несчастливым.

    Если невеста на венчании в обморок падает — к счастью.

    Если во время венчания кто-то из супругов обернется назад — жить не будут, разведутся.

    Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорил: «Венчается раб Божий такой-то», — то последний должен тихонько сказать: «Я, раб Божий (имя) венчаюсь, а мои болезни не венчаются», — тогда от всех болезней здоров будет.

    В руку покойнику надо обязательно вложить платочек: на том свете его Боженька ругать будет, а он станет платочком слезы вытирать

    Кладбище и покойники

    На кладбище нужно ехать обязательно до полудня, потому что покойники стоят и ждут. А вот после 12:00 души усопших там уже не присутствуют.

    Вечером (особенно после захода солнца) на кладбище заходить нельзя, так как это — время разгула анчутки (кладбищенского беса).

    На могилки к родным зимой ходить нельзя — спят они, побеспокоишь.

    В руку покойнику надо обязательно вложить платочек: на том свете его Боженька ругать будет, а он станет платочком слезы вытирать…

    При покойнике и до сорокового дня зеркала в доме нужно завешивать. Чтобы душа не отразилась в зеркале, а иначе она там может застрять и на тот свет не попасть.

    Когда гроб выносят для прощания, его ставят на табуретки. Как только его убирают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами (ибо факт, что на табуретках стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, что опять делает табуретки пригодными для эксплуатации).

    Также есть обычай перед тем, как выносить покойника из дома, переворачивать табуретки и стулья, на которых сидели, чтобы душа покойника дома не оставалась (видимо, если не будет, где дома присесть, душа увидит это и не останется).

    Есть обычай перед погребением класть на лицо усопшего поминальный блин, и этот блин потом нужно подсунуть священнику, чтобы он его съел. Если съест — покойнику Царство Небесное.

    Как только гроб увозят из дому — бабушки наперегонки бегут мыть полы. Ведь за мытьё полов после покойника прощается 40 грехов!

    На канун похорон в храм приносят испеченные из теста лесенки, чтобы усопшему было сподручнее на небеса карабкаться.

    Гроб закапывается, а потом священник должен лопату четырежды воткнуть в могилу со словами: «Печатается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Считают, что если так не сделать, не запечатать покойника, то он может вылезать из могилы и тревожить живых.

    Если справлять поминки не в доме умершего, а в доме, скажем, кого-то из его родственников, то там тоже жди покойника.

    В некоторых селах бытует обычай после похорон 40 дней не убирать в доме.

    На сороковой день нужно в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища.

    Погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня, а лучше вообще домой не заносить. Но есть новый способ хранения погребальной земельки: в почтовом ящике.

    Кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого…

    Есть обычай перед погребением класть на лицо усопшего поминальный блин, и этот блин потом нужно подсунуть священнику, чтобы он его съел.

    Тела сгоревших на пожаре и кремированных не воскреснут в Судный день…

    Умирать полным — грех с собой брать, а худым — умирать без грехов (значит, все умершие толстые батюшки — грешники!).

    Кто похоронен в святом месте (например, в Печерских пещерах или на Святой земле), тому все грехи прощаются…

    Из разговора бабушек: «Тут женщина померла, жила с мужиком не венчанная, детей рожала. Так надо теперь 40 сорокоустов заказать, 40 яиц на панихидку положить, 40 бутылок кагора священнику подать и 40 свечей поставить».

    Зашла однажды женщина в один московский храм и спросила хозяйку свечного ящика, как надо отмечать сороковой день. В ответ же услышала: «Надо поставить хлеб и воду. Душа прилетит, захочет напиться — вот надо, чтобы для нее все было готово». Когда женщина, благоговейно выслушав, ушла, приходская богословица громко вздохнула: «Ну, ничего-то не знает народ. Всему-то их учить надо!»

    Ну, а если заказать поминальную службу по живому человеку, он умрет…

    «Святыни»

    Пачка чая, полежавшая в алтаре, называется святыней. Её можно употреблять как лекарство от страстей…

    В случае пожара нужно перебрасывать пасхальное яйцо через горящий дом либо обходить соседние избы во избежание их возгорания…

    При болезни нужно выпросить у церковного сторожа нитку от старого церковного облачения и сжечь ее, вдыхая дым.

    Четверговая соль (четверёжная соль) — соль, «изготовляемая» в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг, — имеет особую силу! (кстати, об этом говорилось еще в «Стоглаве» — сборнике постановлений церковного собора 16 века, где рассказывалось об обычае использования четверговой соли: «Некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, до седьмого четверга по Велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям…»)

    Сейчас еще распространяется «святыня», типа закваски для пирога, которую якобы много лет тому назад привезли из самого Иерусалима, и вот она передается из дома в дом. К закваске прилагается «инструкция» — как именно надо замешивать тесто (целый ритуал с определенным числом вращений вправо или влево, делением на части и т. д.), прилагается и определенный рецепт. Есть пирог надо тоже определенным образом — только своей семьей, без посторонних, при закрытых дверях и обязательно молча. Далее следует обещание, что если сделаете так, то будет вам благо, а если не сделаете, то будет худо…

    Иконы и мощи

    Богородица «Владимирская», «Казанская» или какая-нибудь другая различны. Как-то одна бабушка сказала, что работать на «Тихвинскую» Богородицу нельзя — она строгая, а вторая спросила у неё, можно ли на «Почаевскую»? Про такую Богородицу старушка не знала и сказала, что можно.

    К плащанице и мощам нельзя подходить по двое — благодать надвое делится (видимо, по этой логике, благодать подается определенным количеством энергии — как бы квантами — что-то наподобие закона Планка. Деля благодать таким образом, человек лишается полной ее порции, получая благодать в недостаточном количестве: если двое подошли — то 1/2, трое —1/3 и так далее).

    Надо ОБЯЗАТЕЛЬНО прикладываться к иконам в строго определенном порядке — иначе быть беде…

    Когда дóма падает икона, значит, в семье скоро кто-то умрет.

    Иконка или четки в автомобиле — оберег от аварии.

    Пачка чая, полежавшая в алтаре, называется святыней. Её можно употреблять как лекарство от страстей…

    Каждому знаку Зодиака соответствует определенная икона (интересно, если я Козерог, то, значит, какая икона моя?..).

    Летний Никола изображается без головного убора, а Зимний Никола всегда в шапке (то есть в митре).

    Говорят: «Эта икона сильная, её надо обязательно иметь в доме». Или: «Эта икона сжигает отрицательную энергию». Или: «Надо обязательно повесить над входом «Семистрельную”, она защищает», а «»Нерушимая стена” оберегает дом от воров». Наконец: «Я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены, а с ней ещё хуже стало…»

    Практикуется принесение икон в тот дом, где есть мироточивая икона, с целью сделать принесенные образа — чудотворными. Отсюда возник термин: «Отдать икону на мироточение».

    Некоторые люди в храме прикладывают к иконам деньги, чтобы «не разменивались».

    А вот ещё такой совет: чтобы были деньги, надо в красный угол положить старый медный пятак, с которым надо предварительно обойти вокруг храма три раза.

    Свечи

    Передашь свечу через левое плечо — беда будет, а если через правое — все в порядке…

    Также говорят, нельзя зажигать свою свечу от других свечей: так как можно на себя взять чужие грехи. Можно только от лампадки, кроме того, нельзя свечу задувать, а надо о подсвечник гасить, или пальцами — задувают только бесы…

    Можно собрать свечные огарки и домой взять. К примеру, если зуб заболит, за щеку свечку положить — и поможет…

    Освящать квартиру нужно свечкой, и для каждой комнаты — свечка своя…

    Когда свечку ставишь, нельзя низ подпаливать — ноги Христу поджигаешь! (по такой логике, когда свечку зажигаешь сверху, то получается, Христу поджигаешь голову?…)

    Когда церковная свеча коптит и гаснет в руках — это дурной знак.

    Поставил свечку — жди, пока не догорит, и не дай ее затушить, а то не исполнится просьба-желание.

    Количество покупаемых свечей должно быть обязательно чётным…

    Ладан, уголь и освященное масло

    Когда у человека есть враги, то очень помогает уголь из кадила, который жгли на Херувимской песни. Если его подсыпать под кровать обидчика, то Бог его накажет, и он перестанет тебя обижать.

    Если заболел зуб — заложи в кариесное дупло (если открытый кариес) церковный ладан, лучше «херувимский» — боль как рукой снимет!

    «Херувимский» уголь из кадила также нужно употреблять при одержимости, чтобы бесов изгнать…

    Если освящаемый продукт или приношение на поминальный столик закрыты заводской упаковкой, то благодать на них не попадает.

    После елеопомазания нельзя крест на лбу размазывать: запрещено крест ломать, надо дождаться, когда сам высохнет или впитается.

    Когда священник освятит квартиру, нужно его обязательно попросить, чтобы он перед уходом, открыв дверь, покадил в коридоре: ведь бесов из квартиры выгнали, так они под дверью сидят и обратно заскочить могут. А если покадить да побыстрее за батюшкой дверь захлопнуть — не успеют.

    Колокольный звон

    Молитва «Отче наш» и крестное знамение обладают, как и колокольный звон, бактерицидными свойствами.

    А еще говорят, что колокольный звон разгоняет бесов…

    Нательный крест

    Если в основании крестика изображён череп, то ребенок, которому надели такой крестик, будет всю жизнь несчастен. Если черепа нет — счастлив. И батюшки знают об этом, но ничего нам не говорят специально. Потому что нельзя, чтобы все были счастливые…

    Если человек найдёт чужой крестик и наденет его на себя, то он все грехи этого человека на себя возьмёт…

    Темнеет нательный крест — слишком грешен (или к несчастью).

    Святая вода

    Если освящаемый продукт или приношение на поминальный столик закрыты заводской упаковкой, то благодать на них не попадает. Однако есть решение: в пакетике можно сделать дырку, ну или просто вскрыть его (по такой логике и конфеты из фантиков необходимо вытаскивать, да и пасхальные яйца от скорлупы перед освящением очищать!).

    В пластиковые бутылки святую воду наливать нельзя, потому как донышко — в виде звезды (видимо, ассоциации с пентаграммой или гексаграммой).

    Чем больше воды при окроплении народа попадет, тем больше Бог здоровья даст…

    Когда пьете святую воду, можно делать только нечетное количество глотков…

    Также смешивают святую воду, взятую в разных храмах, потому что эта смесь сильнее, чем вода, взятая в одном храме…

    Сам Спаситель сказал, что святую воду надо разбавлять в пропорции одну чайную ложку на стакан!

    Банку со святой водой на землю ставить нельзя (бес тут же в ад благодать утащит!)

    Одному священнику бабушка стала объяснять, что освящал он воду неправильно — до дна бака не достал… Из-за этого теперь вода не освятится…

    А еще Сам Спаситель сказал, что святую воду надо разбавлять в пропорции одну чайную ложку на стакан!

    Крещение Господне и крещенская вода

    Вода есть «Крещенская», а есть — «Богоявленская», она разная по благодати. Кроме того, при разведении ее концентрация уменьшается.

    А еще очень распространен предрассудок, что при купании в проруби на Крещение смываются грехи…

    Также распространено суеверие, что агиасма может даже заменить само Причастие…

    Если вливать крещенскую воду в обычную — она освящается, а если наоборот — оскверняется…

    Когда разливаешь крещенскую воду, в левой руке ковш держать нельзя, в противном случае — вода оскверняется…

    Есть еще вода трезвонная (или перезвонная). Это когда на праздник Крещения набирают воду из тех храмов, которые находятся на таком расстоянии, что слышат трезвон друг друга…

    Воду на Крещение надо успеть набрать в числе первых, т.к. потом благодать исчезает…

    Если 19 января ровно в 00.00 набрать воду из крана в банки, то она будет точно такая же крещенская, как и в храме, после Великого водосвятия…

    Троица

    Если простоять всю службу на Троицу с букетом трав или цветов, а в этот букет воткнуть свечу, то она обретает огромную силу — нужно покойнику обязательно вложить эту «троицкую свечу» в руку и тогда Господь на том свете его помилует и вселит в рай…

    Траву, которой устилают по традиции пол храма в праздник Троицы, необходимо взять домой и заваривать из нее чай. Этот чай обладает целительной силой.

    Преображение и яблоки

    Грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображения.

    Женщинам, потерявшим ребёночка или сделавшим аборт, до Яблочного Спаса яблок не есть! Тогда плоды, которые их мамы не съели, детки в раю смогут кушать.

    Успение — это праздник в честь того, что Богородица от Ирода УСПЕЛА убежать

    Дела и праздники

    На Крещение нельзя полы мыть, чтобы воду не обидеть…

    В родительскую субботу шить — родителям глаза колоть.

    Грех стирать в среду и пятницу, потому что кому-то там явилась Богородица и сказала, что Её грязной водой залили…

    В день Усекновения Главы Иоанна Предтечи нельзя есть круглые фрукты и овощи.

    Одежда

    Женщине брюки одевать категорически запрещается, ибо Ангел сразу отходит.

    Нельзя носить в храм платок-сеточку, иначе враг запутает в свои сети…

    Серьги носить нельзя, потому что это — змеи в ушах!

    Мужчина должен в храме стоять в сапогах с высокими голенищами и непокрытой головой, а женщина в длинной юбке и с головой покрытой. Потому что благодать опускается на мужчину сверху, проходит через непокрытую голову и не успевает вытекать через высокие голенища сапог, а у женщины благодать поднимается снизу, чему могут препятствовать брюки, но не выходит из-за наличия платка на голове.

    Бытовое богословие

    Лимонад пить нельзя, ибо это слово означает «Лимон и Ад».

    Успение — это праздник в честь того, что Богородица от Ирода УСПЕЛА убежать.

    ВИЛКОЙ есть нельзя, это большой грех… Потому что вилка — это вила дьявола…

    В ФСБ нельзя идти служить, а то не спасешься.

    Собака и благодать

    Нельзя освящать тот дом или квартиру, в которых живет собака. А если в уже освященный дом забежала собака, то благодать уходит…

    Ну а если собака умудрилась поспать под иконами (под красным углом), то хозяина нужно на долгое время отлучить от Причастия…

    «Православные» советы в быту

    Некоторые бабушки строго говорят, что после Соборования нельзя мыться как минимум три дня! А одна монахиня с укором сказала, что православные вообще не должны мыться часто…

    При зевании нужно обязательно крестить рот, чтобы бес через рот не вселился! (И многие ведь крестят рот при зевании. Можно еще крестить глаза при моргании…)

    Когда делаешь поясной поклон, нельзя смотреть в пол. Ведь куда смотришь — того и вожделеешь, а под землей ад.

    Прочитаешь Евангелие 40 раз — спасешься.

    Паука убьешь — 40 грехов прощается.

    А еще некоторые советуют человеку, который не может бросить курить-пить, ехать на отчитку…

    Если же встретить на улице священника или монаха, с тобой обязательно случится несчастье.

    Наконец, бабушки очень любят всякие разные апокрифические байки, типа: «Есть в году самый радостный день для всех грешников — это 8 (21) ноября. Господь дал право Архангелу Михаилу в этот день спасать их из ада. Ангелы и Архангелы просят Архистратига Михаила спасти души грешников, и тогда Архистратиг становится на краю преисподней, опускает туда левое крыло и взмахивает им. На крыло его насаждаются, словно какие насекомые, жалкие и грязные души. С силой подняв крыло вместе с ними, он стряхивает эти души на место, идеже сам стоит, а Ангелы подхватывают их с великой радостью и обмывают. Они становятся чистыми, светлыми и славят со всеми Бога. Ангелы опять просят Архистратига Михаила спасти еще души грешников. Тогда он спускает в преисподнюю правое крыло, на которое опять лезут, теснятся грязные души. И эти души тоже становятся чистыми и славят с Ангелами Бога. В третий раз Ангелы и Архангелы просят Чиноначальника Вышних Сил о спасении человеческих душ. И в третий раз Архангел Михаил извлекает из бездны новые души». Есть даже особая «молитва» для этого дня к Архангелу Михаилу, которая распространяется бабушками. Правда, она больше походит на заклинание или заговор, чем на молитву христианскую. Но не прочитать ее в этот день (21 ноября) — это самый великий грех!

    Завершим же мы этот материал следующим случаем из жизни, который, кажется, наиболее ярко отражает суть множества околоцерковных суеверий, да и всего «бабушкиного» богословия в целом:

    Один послушник поругался с бабушкой-прихожанкой, под конец она ему говорит: «Я своему Богу помолюсь, и Он тебя накажет!» — «Какому Богу?!» — «СВОЕМУ!»

    А не приимеши слуха суетна,
    да не приложишися с неправедным
    быти свидетель неправеден.
    Исход XXIII, 1

    С крещением новорожденного ребенка связано немало народных поверий и примет. Стоит или не стоит в них верить? Издавна народные приметы и суеверия являлись предметом споров. И сейчас одним они кажутся пережитком прошлого и откровенной глупостью, а для других становятся маяком по жизни. Что же думает об этом Православная Церковь?

    Святые отцы о суевериях

    С давних времен святые отцы и учителя Церкви обличают и предостерегают христиан от всякого рода суеверий.

    Василий Великий говорил: «Многим из христиан кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок. Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Что бедственнее такой жизни — все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?» (Втор. XVIII, 12, 14).

    Священник Русской Православной Церкви Алексий Колосов считает, что суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное — как доверие тому, что недостойно доверия: «Суть нашей веры — доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17) — эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира».

    Считается, что тяжко грешат против первой заповеди Божией те, «которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят, и те, которые из всякого случая выводят предзнаменования» (Кн. «Православное исповедание веры»).

    Диакон Константин Горбунов пишет: «Околоцерковные суеверия чрезвычайно вредны, так как уводят людей от истинного богопознания, а также от благочестивого образа жизни и правильного участия в православном богослужении».

    Апостол Павел, упрекая некоторых из христиан, напоминал им прежнюю жизнь в язычестве: «Не знав Бога, вы служили , которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Боюсь я за вас…» (Гал. 4:8-11).

    Происхождение суеверий

    Суеверия происходят от стремления человека всему дать объяснение, во всем установить связь; от самонадеянности и своеволия, от принятия ложного за истинное. Если внимательнее всмотреться во все эти приметы, то для многих из них найдутся простые исторические или практические обоснования. А для всех предрассудков вообще — ясные опровержения в слове Божием и в здравом человеческом смысле.

    «От Господа исправляются стопы мужу» (Притч. XX.24). Многие же суеверные люди, вместо того, чтобы веровать и руководствоваться во всем здравым рассуждением, ставят свою жизнь в зависимость от различных примет.

    «Верные» приметы на крещение

    Стоит отметить, что люди верят в огромное количество различных примет, касающихся крещения младенца. Все их охватить невозможно, поэтому упомянем только самые распространенные из них.

    Например, бытует мнение, что если ребенок слишком шумно ведет себя в церкви во время Таинства, то это указывает на то, что в нем поселилась нечистая сила. Но ведь этому есть практическое обоснование. Маленького ребенка впервые принесли в церковь, ему там все незнакомо и некомфортно, вокруг толпится много народа. Да еще и мама, всегда находящаяся рядом, сейчас от него далеко, а он на руках незнакомых дяди или тети. Да и облик бородатого священника далеко не всегда нравится маленьким детям — он зачастую пугает их. А чего стоит троекратное погружение с головой в воду — ни с того ни с сего?! Вот вам и объяснение подобного шумного поведения, а никак не причина обитания в крохе злой силы.

    Также широко распространено мнение, что если воск с остриженным локоном утонет в купели с водой, то малыш долго не проживет. Иначе как глупостью, это суеверие и назвать-то нельзя. И его оспаривают не только служители Церкви, но и закон Архимеда. Вы когда-нибудь видели, чтобы воск тонул? Он значительно легче воды, поэтому не может утонуть.

    Считается плохой приметой подавать милостыню возле крестильни. Это якобы грозит ребенку какой-либо тяжелой болезнью. Но православные люди, далекие от примет, знают, что милостыня — благое дело, поэтому ее можно подавать где угодно и когда угодно.

    Считается также, что если передать ребенка после крещения через забор храма, то это укрепит его здоровье. И после этого необходимо сразу же ехать к себе домой, никуда не заезжая, иначе Ангел-хранитель, появившийся после крещения, будет слабым. Это ничем не обоснованное суеверие. Как передача ребенка через церковный забор может повлиять на его здоровье?! А отчего зависит «сила» нашего Ангела-хранителя? Только от нас самих, от нашего образа жизни, от нашей веры в Господа. Если мы сами не будем бороться с грехами и соблазнами, то окажемся побежденными.

    Еще существует поверье, что если что-то случилось с крестными малыша, или они никак не участвуют в жизни своего крестника, то родители имеют право перекрестить ребенка заново, подобрав ему новых крестных. Это поверье противоречит самим канонам Православной Церкви. Таинство крещения совершается только один раз в жизни, и никакие обстоятельства на него не влияют. Это касается и выбора крестных. Если крестные родители не оказывают помощи в духовном развитии своего чада, то родители ребенка должны взять эти обязанности на себя.

    Ошибочно также мнение, что нельзя отказываться быть крестным, иначе у ребенка будет трудная жизнь. Но ведь у каждого человека жизнь складывается по-разному, и не всегда в ней присутствуют только радость и удача. В любом случае нужно помнить о том, что соглашаясь стать крестным, человек берет на себя большие обязательства, прежде всего, перед Богом. Если человек не уверен в том, что сможет с ними справиться, то лучше отказаться от этой затеи. Это будет честный поступок, и он никоим образом не повлечет негативных последствий для ребенка.

    Также в народе распространено убеждение, что если крестная первой крестит девочку, а не мальчика, то она отдает ей свое счастье. Это глупое суеверие: счастье, если оно заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

    Кроме того, считается, что беременной женщине нельзя становиться крестной, так как это может повлиять на здоровье ее собственного ребенка. Подобное заблуждение также никак не связано с церковными канонами и традициями. Более того, по мнению священнослужителей, участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери.

    Нельзя не вспомнить и обычай пить на крестинах за здоровье ребенка. При этом первую рюмку принято выплескивать вверх, в потолок, чтобы младенец рос большим. К сожалению, не все люди понимают, что крещение ребенка — это в первую очередь главный праздник самого малыша, поэтому отмечать его нужно по-особенному, соблюдая православные обычаи и каноны. Нужно понять, что распитие спиртных напитков никак не влияет на здоровье и рост ребенка, и оно неуместно на таком празднестве, как крестины ребенка.

    Некоторые считают, что на крещении должно присутствовать четное количество гостей. При этом очень важно проследить за тем, чтобы в крестильне во время совершения Таинства служащие не мыли пол — в противном случае они могут смыть счастье и здоровье всех присутствующих. Подобные приметы абсурдны, и понять их попросту невозможно.

    Иначе, как языческим, нельзя назвать такой народный обычай, как разжевывание дольки чеснока, после которого мать дует на ребенка, чтобы уберечь его от сглаза. К подобному разряду обычаев можно также отнести сжигание одежды ребенка, в которой его крестили и держание крестной во время крестин ложки за пазухой, с которой затем нужно отстоять службу матери, отцу и бабушке ребенка. Подобные обычаи являются грубыми суевериями. Согласно православным традициям одежда, в которой совершается Таинство крещения, хранится на протяжении всей жизни, не стирается и используется только при болезни ребенка. Держание ложки за пазухой и вовсе выглядит абсурдным. Неужели великое таинство совершается только ради соблюдения магического ритуала, целью которого являются хороший аппетит ребенка? А где же полная сосредоточенность на произносимых молитвах и обетах, их понимание и дальнейшее исполнение? Очень печально, что ритуалы и поверья побеждают здравый смысл и заслоняют собой настоящее, духовное, столь необходимое каждому из нас.

    Да сохранит нас Господь от всех видов суеверия. Так как люди становятся суеверными в раннем возрасте, наша задача состоит в том, чтобы оградить детей от суеверия. Пусть наши дети наши с малых лет приучаются любить Церковь, прибегать с молитвой к Богу, а в церковных таинствах и священнодействиях видеть спасающую нас силу. И только когда наши дети получат правильные понятия о Промысле Божием, все направляющем к добру, только тогда душа их не заразится суеверием, и не побоятся они ничего, кроме гнева Божиего, и будут думать только о том, чтобы не навлечь на себя осуждение за грехи и не довести себя до погибели вечной.

    Что касается внутренней зависимости от суеверий, то в этой связи хочется вспомнить прекрасные слова святого апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).

    Теги: Таинство Крещения суеверия дети Таинства церковные таинства

    Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *