Церковь и суррогатное материнство

Суррогатное материнство всегда является горячей темой интернет-форумов, так как вызывает много спорных вопросов с этической точки зрения. Как правило, среди аргументов против суррогатного материнства фигурируют теологические, которые оказывают достаточно сильное влияние на верующих людей, страдающих бесплодием и боятся сделать шаг вперед, который может помочь им получить ребенка, за которого они молятся. Давайте посмотрим, как вспомогательные репродуктивные технологии и суррогатное материнство особенно проявляются в мировой религии и насколько гибкими становятся эти религии с течением времени и технологическим развитием общества.

Суррогатное материнство и христианство

Главная книга всех христиан — Библия не упоминает суррогатное материнство напрямую, как эту технику, которую мы используем сегодня (ЭКОочевидно, не было известно о времени, когда Библия была написана. Таким образом, единственное, что мы можем сделать, — это найти общие правила, относящиеся к этому случаю, и попытаться адаптировать их к современным моральным проблемам и интерпретировать их в соответствии с сутью Священного Писания.

С одной стороны, Библия определяет брак как союз двух людей и детей, который может быть результатом этого союза (Бытие 1: 28, 2: 24). В Псалме 127: 3 мы видим, что дети — это подарок для пар, и не все благословлены ими.

Что говорит Библия?

С другой стороны, мы можем найти несколько историй о том, что мы сегодня называем «традиционным суррогатным материнством» и которое не используется в клиниках ЭКО. (традиционное суррогатное материнство — это когда суррогатная мать генетически связана с ребенком; в настоящее время мы используем «суррогатное материнство», когда суррогатная мать является только носителем ребенка, но не имеет генетической связи с ним).

Бытие 30: 1-24 говорит: «Когда Рахиль увидела, что у нее нет Джейкоба, она завидовала своей сестре. Она сказала Иакову: «Дай мне детей, или я умру!». Гнев Иакова зажегся против Рахили, и он сказал: «Я на месте Бога, который удержал от тебя плод чрева?» Затем она сказал: «Вот мой слуга Валла; иди к ней, чтобы она могла родить от меня, чтобы и я имел детей от нее «. И она отдала ему своего слугу Валлу в качестве жены, и Иаков вошел к ней. И зачал Валла и родил Иакову сына «.

Бытие 16: 1-16 говорит: «Теперь Сара, жена Аврама, не родила ему детей. У нее была египетская слуга по имени Агарь. И Сарай сказал Авраму: «Вот, Господь запретил мне рожать детей. Иди к слуге моему; может быть, я получу детей от нее «. И Аврам слушал голос Сары. Итак, после того, как Аврам прожил десять лет на земле Ханаанской, Сара, жена Аврама, взяла Агарю Египетскую, ее слугу, и отдала ее Авраму, ее мужу, как жену. И вошел он в Агарь, и она зачала <…> И Агарь родила Авраму сына, и Аврам назвал имя своего сына, которого Агарь родила, Измаила. 16 Авраму было восемьдесят шесть лет, когда Агарь родила Измаила Авраму «.

Сделай все это во славу Божью

Так что на самом деле это не совсем те случаи, которые мы имеем сегодня. Мы не подаем заявку на традиционное суррогатное материнство, так как для ознакомления анкету суррогатной матери является лишь носителем эмбриона, который был помещен в ее матку в лаборатории, а не из-за сексуального контакта с Генетическим отцом, как это описано в Библии, и все еще приемлемым, и этот эмбрион развивается для ребенка внутри ее матки. Да, Бог не обещал вам иметь ребенка, но означает ли это, что вы не можете бороться за свое желание стать родителем, если технологии позволяют это?

Мы предполагаем, что нет ничего плохого в суррогатном материнстве, связанном с правилами Священного Писания, которые мы нашли, и это должно быть 100% ваше собственное решение о суррогатном материнстве в качестве способа лечения бесплодия или нет. Что бы ты ни ел, ни пил, или что бы ты ни делал, делай все это во славу Божью (Коринфянам 10: 31).

Положение католической церкви

Однако католическая церковь выразила свою официальную позицию по-другому. В документе под названием Donum Vitae прописано, что «суррогатное материнство представляет собой объективное несоблюдение обязательств материнской любви, супружеской верности и ответственного материнства; это оскорбляет достоинство и право ребенка быть зачатым, нести в утробе матери, принести в мир и воспитать его собственными родителями; он устанавливает в ущерб семьям разделение между физическими, психологическими и моральными элементами, которые составляют эти семьи «.

К сожалению, там не указано, как именно это наносит ущерб социальному институту материнства и достоинству ребенка, которого несут в другой матке. Кстати, контрацепция и ЭКО не разрешены католической церковью. «Такое оплодотворение (ЭКО) само по себе является незаконным и противоречит достоинству деторождения и супружеского союза, даже когда все делается для того, чтобы избежать гибели человеческого эмбриона. Хотя способ, которым человеческое зачатие достигается с помощью ЭКО и ET, не может быть одобрен, каждый ребенок, который появляется в мире, должен в любом случае быть принят как живой дар божественной Добродетели и должен воспитываться с любовью «.

Католическая церковь — одна из самых сильных церквей в мире, и она оказывает огромное влияние на сознание людей. Может быть, поэтому в странах, где преобладает католицизм, суррогатное материнство запрещено.

Положение православной церкви

Русская Православная Церковь не такой строгий, как католический. Например, ЭКО (без пожертвования) здесь разрешено, поскольку эта процедура «не отличается от естественного зачатия и встречается в семейных и брачных отношениях». Что касается суррогатного материнства, то оно категорически запрещено русской православной церковью, даже если это делается на альтруистической основе. С другой стороны, если генетические родители готовы признаться в своих грехах, Русская православная церковь готова крестить ребенка, рожденного таким образом. «Факт»суррогатное рождение»Само по себе не является препятствием для крещения человека, потому что он не несет ответственности за поведение своих родителей».

Тем не менее, в настоящее время Россия и Украина являются крупнейшими суррогатными местами для всех отчаянных пар.

Греческая православная церковь предлагает бесплодным парам иметь четко определенную духовную ориентацию и быть продуктивными в различных областях социальной и духовной жизни, делая их веру в Бога сильнее, а их душу более зрелой. Церковь также пояснила, что им трудно благословлять практику ИСКУССТВА (неестественное и бесполое зачатие, сохранение эмбрионов, PGD и т.д.) и деторождения, которые нарушают нормальный семейный порядок, поскольку это противоречит Духу Церкви. В то же время греческая церковь допускает гомологичное внутриматочное оплодотворение без донорства яйцеклеток или ЭКО с общим количеством созданных эмбрионов, если все они будут перенесены в матку Генетической матери (конечно, только для гетеросексуальных супружеских пар с бесплодием).

Суррогатное материнство и ислам

В мусульманском мире суррогатное материнство — довольно противоречивая вещь, поскольку она полностью зависит от того, с какой точки зрения вы ее наблюдаете. Закон и религия тесно связаны друг с другом в мусульманских странах. Закон шариата основан не только на главной книге мусульман — Коране, но также на хадитах или суннах и мыслях исламских ученых.

Там есть две разные школы: суннитская и шиитская. Сунниты являются последователями Мухаммеда, а шииты — последователями Имама Али, двоюродного брата Мухаммеда и правителя ислама после его смерти. Суннитские ученые не допускают суррогатное материнство, поскольку суррогатная мать будет нести ребенка, образованного спермой другого мужчины, на котором она не замужем. Согласно исламу, законный брак является единственным условием для продолжения рода, поэтому воспроизведение третьей стороной в исламе является сложной задачей.

С другой стороны, шиитские ученые допускают суррогатное материнство в качестве лечения бесплодия, но только для супружеских пар (вот почему это обычная практика в Иране или Ливане), потому что они рассматривают сам зародыш как плод, который полностью отличается от генетическая сперма отца. В то же время перенос эмбриона рассматривается как перенос эмбриона из одной матки в другую, поэтому в нем нет греха.

В мусульманском мире много бесплодных пар. Кроме того, исламское семейное право предусматривает бесплодие жены как основание для развода, поэтому бездетные женщины всегда находятся под психологическим и социальным давлением, что их брак будет разрушен. Однако брак обычно не распадается на почве мужского бесплодия.

Пожертвование полностью запрещено в исламе, так как важность семьи, родословной и кровных отношений заметно заметна в Коране: «Именно Он (Аллах) создал человечество из воды, затем Он установил родословную и брак для вашего Господа». имеет власть над всеми вещами «(Коран Сура Аль-Фуркан 25: 54).

При генетическом гестационном суррогатном материнстве без донорства нарушение родословной невозможно, так как биологические родители уже известны. Там нет никакого прелюбодеяния в процедура переноса эмбрионов в клинике ЭКО, Единственный вопрос, который возникает здесь: кто настоящая мать: суррогатная мать, которая рожает ребенка, или генетическая?

Итак, есть упоминание обо всей процедуре с момента оплодотворения, включая период беременности и роды. Таким образом, Коран безоговорочно отрицает какие-либо права на генетическую мать в соглашении о суррогатном материнстве. С другой стороны, есть много примеров, когда действие было запрещено Кораном, но оно было разрешено в любом случае по необходимости и для общественной пользы (использование инсулина из свинины или даже пересадка репродуктивных органов).

Пророк Мухаммед говорит: «Для каждой болезни есть лекарство, кроме маразма» (Хадит, Бухары и Муслам). Таким образом, если мы говорим о суррогатном материнстве как о способе лечения бесплодия и абсолютной необходимости в родах, это вполне возможно, поскольку обе матери (суррогатные и генетические) согласны с их ролью в этом процессе, и правовая система поможет с регулированием их правового статуса.

Как написано в Коране: «Мы послали апостолов перед тобою и назначили для них жен и детей» (Коран Сура Аль-Рад 13: 38).

Суррогатное материнство и буддизм

Буддизм распространился по всей Азии и разделен на три основные ветви, каждая из которых имеет свои отличительные особенности, традиции и культурные нюансы: буддизм тхеравады в Южной и Юго-Восточной Азии (Шри-Ланка, Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа и Вьетнам), буддизм махаяны в Восточной Азии (Китай Корея и Япония) и буддизм Ваджраяны в Центральной Азии (Тибет).

Буддизм придерживается основной индийской точки зрения, разделяемой с индуизмом и джайнизмом, о том, что человеческое существование является частью непрерывного цикла множественных жизней (сансары), обстоятельства которого регулируются его поступками или действиями (кармой). Неудивительно, что в буддийских текстах мало прямых указаний по таким современным вопросам, как искусственное оплодотворение и ЭКО.

Поскольку буддизм обычно ценит отказ от идей и рассматривает брак или развод как культурные или гражданские, а не религиозные вопросы, здесь нет библейского запрета на плодотворность и умножение. Между тем буддизм, в отличие от христианства, иудаизма или ислама, не делает деторождение моральным долгом.

С точки зрения буддийских монахов, программы суррогатного материнства не запрещено буддийскими учениями. Если суррогатное материнство сделано в духе щедрости, то суррогатное материнство будет считаться хорошим делом. Многие тайские женщины, как последователи буддизма тхеравады, испытывают сильное желание быть полезными своим собратьям, страдающим от неспособности рожать детей. Есть также те, кто обладает сильной альтруистической мотивацией помогать людям в состоянии условного искупления их грехов с целью тамбуна (накопления добродетели). Тайское население, из которого 94% верят в тамбун и реинкарнацию, терпимо относится к коммерческой суррогатности.

Однако, если суррогатное материнство совершается с вредными намерениями, использование процедуры, позволяющей обойти природу и зачать ребенка ради личной выгоды, намерение нарушить естественный порядок, а также понизить достоинство человечества, будет считаться неправильным.

Согласно буддийским традициям, дети имеют право знать свое происхождение, так как они достигают зрелости. Та же самая ситуация с индуизмом, где суррогатное материнство разрешено, а неизвестное пожертвование — нет, потому что ребенок не знает своей родословной.

Суррогатное материнство и иудаизм

Рождение — это первая заповедь в Торе: «Будь плодотворным, размножайся и наполняй Землю». Тора имеет те же истории о вмешательстве третьей стороны (суррогатное материнство), что и Библия. В этом свете сегодняшние дети, которые рождаются без нарушения священной сексуальной близости брака, а также искусственного оплодотворения со стороны донора, не рассматриваются галахическими властями как акт измены.

Другая категория стороннего вмешательства, представленная в Торе, демонстрирует готовность изменить семейные линии для преодоления бесплодия. Привычная преемственность и наличие ребенка были настолько ценными, что они нарушали социальную норму семейных границ. Когда человек умер бездетным, его ближайшим родственникам было приказано размножаться с вдовой, чтобы увековечить имя и память умершего. Когда муж Тамара, Эр, умер без проблем, ее свекор, Иуда, сказал своему второму сыну Онану: «Присоединяйся к жене твоего брата и выполняй свой долг перед ней, как зять, и давай потомство для твой брат «(Бытие 32: 8).

Таким образом, в принципе Халаха отвергает всеобъемлющее представление о том, что все должно быть «реализовано в супружеском акте, в котором супруги сотрудничают как слуги, а не как хозяева в работе Творца, который есть любовь». И для всех сект евреев ЭКО разрешено, если это является обязательным для продолжения рода. Можно даже сделать ПГД, поскольку душа не входит в тело до 40 дней (тела еще нет, а зародыш считается «голой водой»).

Раввины повсеместно признают использование медицинских технологий, поскольку «дерево не растет, если оно не оплодотворено, не вспахано и не пропалано — и даже если оно уже выросло, но затем не поливается, оно умирает. Итак, тело похоже на дерево: лекарство — это удобрение, а врач — фермер «.

Тем не менее, существуют некоторые этические противоречия в отношении процесса суррогатного материнства. Например, возникает вопрос, кто является галахической матерью ребенка: биологическая или гестационная? Непонятно, когда начинается материнство: в момент зачатия или в момент рождения? Вот почему евреи предпочитают, чтобы обе матери, гестационные и генетические, были евреями, чтобы избежать каких-либо проблем в будущем в отношении вопроса, является ли ребенок евреем или нет.

Та же самая ситуация со сбором спермы для любой формы вспомогательной репродукции, потому что мастурбация запрещена. Но на самом деле даже TESE разрешается в случае бесплодия, так как главное правило все еще «плодиться и размножаться». В некоторых источниках даже упоминается, что возможно сделать выбор пола, если у пары есть по крайней мере четверо детей того же пола.

Во всяком случае, суррогатное материнство не рекомендуется никому в соответствии с иудаизмом. В противном случае, лучше найти хорошего раввина для каждой бесплодной пары, чтобы получить надлежащие советы по этому поводу.

В заключение мы хотим сказать, что первоисточники религиозных текстов, конечно, очень важны для понимания моральных и этических ценностей, которые человечество веками охраняет как священную и неизменную истину. Между тем, мы должны учитывать, что мы живем в быстро развивающемся мире, в котором есть технический прогресс, который дает нам возможность лечить болезни по-новому, как мы никогда раньше не делали. И если в наши дни мы можем лечить бесплодие с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, мы не притворяемся Богом, мы пытаемся понять этот Мир и, по крайней мере, помочь Богу привнести в него новую жизнь. Поскольку даже если эмбрион сделан в лабораторных условиях, жизнь его первым клеткам должна быть дана Богом.

Суханова Анна, юрисконсульт Pons Medical Group

В мире насчитывается множество вероисповеданий и их отдельных течений, и каждая религиозная община имеет свой взгляд на вопрос бесплодия и применяемых методов борьбы с этой проблемой. Некоторые убеждены, что суррогатное материнство – это преступление против божественного замысла. Другие относятся к нему нейтрально или даже положительно, принимая достижения современной науки и медицины. Далее рассмотрим позиции основных мировых религий.

Католицизм и православие

РПЦ заявила об отношении церкви к суррогатному материнству еще в 2013 году в ходе заседания Священного Синода. Главной повесткой собрания был вопрос крещения младенцев, родившихся с помощью ЭКО и вынашивания суррогатной матерью. Однако там были высказаны и общие суждения касательно данной репродуктивной технологии. В целом, мнение духовников сошлось с позицией католической церкви, которая не единожды осуждала разделение понятий супружества и родительства из-за вмешательства в таинство рождения третьего человека (имеются в виду доноры спермы, яйцеклеток и суррогатные матери).

Такие методы трактуются католицизмом как глубоко бесчестные. Забор биологического материала от донора нарушает право ребенка появиться на свет от родителей, связанных священными узами брака. Кроме того, церковь видит в репродуктивных методах нарушение права людей стать матерью и отцом друг через друга. Таким образом, можно утверждать, что суррогатное материнство и католицизм являются плоскостями глубоко несовместимыми и даже противоборствующими.

Православная церковь провозгласила несколько догм, во многом повторяющих позицию католиков. Основные тезисы, высказанные на упомянутом выше заседании:

  • Родители ребенка, который появляется после вынашивания оплодотворенной яйцеклетки другой женщиной, рассматриваются как «заказчики».
  • Суррогатное материнство – противоестественное и аморальное, даже если женщина не получает материального вознаграждения после рождения ребенка.
  • Данная репродуктивная технология рассматривается как унижение достоинства женщины, ведь ее тело используется как своеобразный инкубатор.
  • Суррогатное материнство в философии православия противоречит возможности формирования полноценной связи между матерью и дитям, что впоследствии приводит к сложным последствиям для каждой из вовлеченных сторон.
  • Сведения о суррогатной матери обязательно указываются в документе о крещении младенца.

Таким образом, две главных ветки христианства (православие и католицизм) имеют практически идентичные взгляды на данный вопрос. Так как церковь относится к суррогатному материнству с большим осуждением, немногие верующие решаются прибегнуть к помощи врачей-репродуктологов. Однако следует заметить, что вышеприведенные догматы рассматривались представителями РПЦ не в разрезе биоэтики, а непосредственно относились к таинству крещения. Если вчитываться в документ, составленный в ходе заседания Священного Синода, становится ясно, что церковь не отказывается от политики открытости для каждого человека, который стремится к спасению души.

Крещение рассматривается как полное принятие религиозного учения и согласие в дальнейшем стать на путь духовного просвещения. Хотя суррогатное материнство – это грех в православной философии, дети, рожденные не биологической матерью, не считаются грешниками. С другой стороны, не может идти и речи о достойном христианском воспитании ребенка, если его родители не являются ревностными прихожанами и не раскаиваются в содеянном поступке. Крещение возможно только после покаяния, принесенного суррогатной матерью или биологическими родителями. Это необходимо независимо от того, осознано или неосознанно они пришли к нарушению этой догмы.

Единственным отличием от позиции католической церкви может считаться заявление РПЦ о допустимости использования метода ЭКО, если:

  • используется генетический материал супругов;
  • оплодотворенную яйцеклетку вынашивает сама жена;
  • не нарушается целостность брачного союза, а медицинские технологии просто помогают превозмочь трудности, мешающие естественному оплодотворению;
  • готовые оплодотворенные яйцеклетки не уничтожаются.

Католики являются более принципиальными в данном вопросе. Так же, как и мнение церкви о суррогатном материнстве, искусственное оплодотворение «внутри супружеской пары» остается для католицизма неприемлемым с моральной точки зрения (хотя и менее предосудительным), ведь идет разделение полового и воспроизводящего акта. Муж и жена должны не просто дарить себя друг другу, но и прославлять торжество жизни, создавая индивидуальность зародыша с самых первых этапов его существования. Если же в репродуктивный акт вмешивается медицина и врачи, происходит превосходство техники над природой и предназначением человека, что ведет за собой разрушение божественного замысла.

Иудаизм

От иудеев вряд ли можно услышать, что суррогатное материнство – это плохо, ведь их религиозные каноны полностью поддерживают желание любой женщины стать матерью. Конечно же, существуют некоторые нюансы в зависимости от конкретной концессии. Например, реформистский иудаизм разделяет детей по происхождению и воспитаю. Ортодоксальные евреи убеждены, что ребенок причисляется только к той религии, что и родившая его женщина. То есть выбор суррогатной матери может осуществляться только среди евреек. Такого же взгляда придерживается и консервативное течение иудаизма, ведь по убеждению его сторонников зарождение души происходит именно в материнском чреве.

Суррогатное материнство и Мусульманство

Учитывая суровые традиции данного религиозного течения, сразу возникает вопрос: разрешено ли суррогатное материнство в исламе? Мусульманские духовники делают акцент на том, что при использовании данной репродуктивной методики материнские функции оказываются разделенными между двумя женщинами: той, что предоставила биологический материал, и той, которая вынашивала плод, особенно если последняя после рождения кормит ребенка своим грудным молоком. Таким образом, отношение к суррогатному материнству неоднозначно, ведь оно порождает проблему идентификации настоящей матери, а также ряд этических, правовых и духовно-религиозных вопросов.

В частности, факихи выступают против широкого распространения данного метода. По их мнению, медицинское вмешательство может иметь негативные последствия, ведь обеспеченным семьям просто не придется переживать обо всех нюансах, возникающих во время беременности и после родов. Женщины смогут иметь до 12 детей в год от разных суррогатных матерей (в здоровом организме каждый месяц вырабатывается яйцеклетка, готовая к зачатию). Однако суррогатная мать в исламе не считается грешницей, как и биологические родители, особенно если это их единственная возможность продолжить род и ощутить радость родительства.

Единственное, следует соблюсти ряд требований и условий:

  • суррогатная мать должна состоять в браке;
  • обязательно наличие разрешения от мужа женщины, которая соглашается выносить ребенка другой пары;
  • перед вживлением эмбриона женщина не должна иметь сексуальных отношений с супругом на протяжении трех менструальных циклов (примерно 3 месяца) для исключения вероятности внутрисемейной беременности;
  • материальные расходы полностью ложатся на отца вынашиваемого ребенка (на протяжении всей беременности и в течение примерно 40 дней после родов);
  • появившийся на свет ребенок и суррогатная мать подпадают под ту же категорию канонических запретов, что и в случае естественного зачатия и рождения (запрет на половые отношения, родственные браки и пр.);
  • суррогатная мать имеет право настаивать на грудном вскармливании, дабы не подвергать себя физическим страданиям и обеспечить младенца оптимальным набором полезных веществ, которых нет в искусственном молоке.

Другие религии

В других вероисповеданиях также существуют неоднозначные мнения о суррогатном материнстве. Искусственное оплодотворение разрешено у мусульман-суннитов, если для этого имеются медицинские показания. Мусульмане-шииты негативно настроены против современных репродуктивных технологий, считая, что подобные вмешательства лишают новорожденного права как на духовное, так и на материальное наследство.

В буддизме искусственные методики нежелательны, однако духовниками никогда не накладывалось однозначных запретов на их использование.

Проблема бесплодия очень актуальна среди женщин индуистского вероисповедания. Данная религия категорически выступает против мужского донорства. Обязательно нужно использовать биологический материал супруга. Многие индуисты до сих пор придерживаются традиционных взглядов на семью, считая, что появление сына в доме гарантирует поддержку, а рождение дочери может принести только огорчение и обузу. Поэтому большинство пар целенаправленно решается на искусственное оплодотворение, чтобы в семье рождались только сыновья.

Сегодня сфера генетики и репродуктологии стремительно развивается, помогая тысячам пар обрести радость быть родителями. Поэтому бесплодие не является приговором. Стоит только разобраться в собственных приоритетах и решить, как обрести желанное счастье и сохранить духовное равновесие, если вы столкнулись с запретами своего вероисповедания.

Поделиться «Митрополит Иларион: на счету Церкви не один миллион спасенных жизней»

  • Twitter
  • LinkedIn
  • E-mail

Острая дискуссия о суррогатном материнстве развернулась на этой неделе в российском обществе после того, как журналист, автор и ведущий программы «Вести недели» на телеканале «Россия 1» Дмитрий Киселев фактически призвал Русскую Православную Церковь снять запрет для верующих на эту практику деторождения. По его словам, церковная позиция, выработанная и зафиксированная около 20 лет назад в документе под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», противоречит благословению Творца «плодитесь и размножайтесь» и может быть пересмотрена с учетом современных реалий ради приумножения жизни. На вызовы и вопросы, связанные с развитием суррогатного материнства, в эксклюзивном интервью РИА Новости ответил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

— Известны ли Русской Православной Церкви масштабы явления: что рождены уже десятки тысяч детей от суррогатных матерей и они становятся частью нашего общества? Обсуждается ли это в Церкви?

— Позиция Церкви не может зависеть от статистики и от количества. Вопрос о суррогатном материнстве был обсужден в Церкви в 2000 году, когда принимались «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В этом документе, принятом высшим органом власти в Церкви — Архиерейским Собором, — говорится: «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».

В 2013 году Церковь вернулась к дискуссии о суррогатном материнстве, рассмотрев один из частных аспектов этой проблемы — крещение младенцев, родившихся при помощи суррогатной матери. Документ, посвященный этой теме, был принят на заседании Священного синода в декабре этого года. В документе подтверждается позиция, согласно которой практика так называемого суррогатного материнства «однозначно осуждается Церковью», а сам термин «суррогатное материнство» «указывает на искажение высокого понимания материнского долга и призвания».

В документе говорится: «Общественная опасность практики «суррогатного материнства» связана с радикальным изменением самого представления о природе человека. В данном случае понимание человека как уникальной личности подменяется образом человека как биологической особи, которую можно произвольно конструировать, манипулируя элементами «генетического материала».

Эти слова, в частности, вызвали критику Д.К. Киселева. В своей передаче на «России 1» он приписал Церкви то понимание, которое Церковь как раз и оспаривает. Для Церкви младенец — не биологическая особь, а созданный по образу и подобию Божию человек, который в соответствии с божественным установлением должен иметь одного отца и одну мать. И Церковь выступает против того, чтобы живое человеческое существо превращалось в биологическую особь, которую можно подвергать манипуляциям.

— Как правильно понимать суррогатное материнство: это использование парой третьего человека как «инкубатора», очередные «платные услуги» или все-таки социальная взаимопомощь из сострадания к бездетным? Зависит ли от этого понимания, от мотивации суррогатного материнства и сама его оценка: может ли это в каких-то случаях быть плохо, а в каких-то хорошо?

— С точки зрения Церкви, данная практика «является унижением человеческого достоинства женщины, тело которой в данном случае рассматривается как своего рода инкубатор».

Церковь не навязывает свою позицию лицам, находящимся вне ее. Но для членов Церкви суррогатное материнство не может быть оправдано никакими обстоятельствами или соображениями.

Родителей, испытывающих трудности с зачатием ребенка, Церковь благословляет усыновлять или удочерять детей. Более того, мне как священнослужителю известны многие случаи, когда бесплодная пара усыновляла одного или нескольких детей, а затем Бог посылал им и своего собственного ребенка.

— Суррогатная мама — все-таки мама, мама-1, мама-2? Кто тогда ее муж, помогающий ей в период беременности? И как быть с их чувствами к ребенку и ответственностью за него во взрослении (и его ответственностью за них в старости)?

— Российское законодательство оставляет за суррогатной матерью право оставить рожденного и выношенного ею ребенка, не передавая его биологическим родителям. Сейчас раздаются голоса, призывающие изменить эту статью закона с тем, чтобы лишить суррогатную мать каких-либо прав на выношенного ею ребенка. Мы в Церкви не можем согласиться с такого рода «совершенствованием» законодательства.

Во многих странах мира суррогатное материнство в принципе запрещено. У нас оно разрешено, но в нем прописаны права суррогатной матери, что налагает определенные риски на «заказчиков» ребенка — его биологических родителей. Хотя бы для какой-то части супружеских пар это является сдерживающим фактором.

— Можно ли суррогатное материнство приравнять к донорству?

— Не вижу для этого никаких оснований. Хотя само понятие донорства сегодня используется очень широко.

В вопросах, касающихся донорства, тоже есть нравственная составляющая. Одно дело, когда человек сдает кровь, чтобы помочь пострадавшим в результате землетрясения, или жертвует почкой, чтобы сохранить жизнь другому человеку, лишившемуся почки. И совсем другое, когда мужчина за деньги сдает сперму, чтобы ее заморозили, а потом при ее помощи оплодотворили незамужнюю женщину. Если первый вид донорства можно охарактеризовать как героизм или даже подвиг, то второй вид никак не может быть оправдан с церковной точки зрения.

— Как бы Церковь ни относилась к этому явлению, ребенок не виноват — можно ли все-таки его крестить в младенчестве или нет и почему?

— Ребенок не виноват. Но возникает вопрос: если биологические родители, зная о позиции Церкви, все равно идут на деяние, не совместимое с этой позицией, смогут ли они воспитать ребенка в вере? А воспитание ребенка в православной вере является непременным условием крещения младенца.

Поэтому в документе 2013 года сказано: «С одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен — по вере тех, кто намеревается его крестить. Ребенок не может отвечать за поступки своих родителей и не виноват в том, что его появление на свет связано с репродуктивной технологией, осуждаемой Церковью. С другой стороны, ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании речи идти не может. Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции, предполагающей согласие крещаемого, а в случае крещения младенца — его родителей и восприемников с учением Церкви. Такой отказ будет иметь также и пастырское значение, так как тем самым общество получит от Церкви ясный сигнал о том, что практика суррогатного материнства является с христианской точки зрения неприемлемой».

При этом вносится следующее уточнение: «Ребенок, рожденный при помощи суррогатного материнства, может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются либо его биологические родители, либо суррогатная мать, только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние — вне зависимости от того, осознанно или неосознанно они проигнорировали позицию Церкви. Только в этом случае Церковь сможет ожидать, что крещеный ребенок будет воспитываться в православной вере и ему будут прививать христианские нравственные представления. Если же такого осознания не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка. В последнем случае факт суррогатного рождения сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственности за поведение своих родителей».

Как видите, позиция Церкви по данному вопросу весьма детально разработана. Упрекнуть Церковь в отсутствии человеколюбия в данном случае никак нельзя. Наоборот, предлагаются разные варианты решения проблемы.

— А что Вы ответите на четко поставленный в программе Д. К. Киселева вопрос: «Если с 2000 года, когда была принята «Социальная концепция Русской Православной Церкви», терапевтические и хирургические методы столь изменились, что как раз делают способными супругов к зачатию ребенка, то, быть может, и оценки этих методов — как раз ради чадородия — стоит пересмотреть? В Библии мы читаем «плодитесь и размножайтесь», а тут рядом стоит священник и ровно за это осуждает вас: мол, не тем способом?»

— Несправедливы упреки в адрес Церкви за то, что, осуждая практику суррогатного материнства, она тем самым якобы препятствует деторождению. Церковь не только этому не препятствует, но, наоборот, всячески этому способствует. Кто, если не Церковь, наиболее последовательно выступает против абортов, считая аборт узаконенным детоубийством? Кто, если не Церковь, выступает против использования супружескими парами контрацептивных средств абортивного действия с целью недопущения рождения детей? А разве не Церковь напоминает о супружеской верности, о призвании супругов к чадородию, о том, что каждый человеческий эмбрион имеет неотъемлемое право на рождение?

Во многом именно благодаря последовательной позиции Церкви, ее работе с паствой, с обществом, со средствами массовой информации, с органами здравоохранения, ее собственной благотворительной и социальной деятельности число абортов в нашей стране снизилось в три раза за последние 18 лет. Таким образом, на счету Церкви — не один миллион спасенных жизней. Важную роль здесь играют и государственные программы по поощрению ответственного материнства и отцовства. Но роль Православной Церкви и других традиционных конфессий никак нельзя списывать со счетов.

Церковь не только не препятствует исполнению заповеди Божией «плодитесь и размножайтесь», но, наоборот, делает все от нее зависящее, чтобы рождаемость в нашей стране неуклонно росла. И если темпы роста рождаемости остаются низкими, то не потому, что Церковь бездействует, а потому, что ей противодействуют многие силы, в том числе потребительская идеология, ставящая на первое место личный комфорт человека, а не его ответственность перед семьей, перед страной, перед будущими поколениями. Из этой потребительской идеологии и родилась практика суррогатного материнства, позволяющая богатым женщинам избежать страданий, связанных с рождением ребенка, переложив их на менее обеспеченных членов общества.

Если исходить из того, что для достижения высоких демографических показателей все средства хороши, тогда почему не разрешить клонирование людей? Можно ведь при помощи клонирования достигать любых показателей, причем не только количественных, но и качественных. Однако пока еще существует тот нравственный барьер, который не позволяет переступить эту черту и превратить нашу планету в «дивный новый мир», описанный Олдосом Хаксли.

— Что Вам известно о позициях по этим вопросам других конфессий и религий?

— Позиции традиционных конфессий Российской Федерации по данному вопросу совпадают, что подчеркивалось на заседаниях Межрелигиозного совета России.

— Возможен ли пересмотр позиций Русской Православной Церкви по этим вопросам в ближайшем будущем?

— Церковь не стоит на месте, она откликается на происходящее вокруг, давая оценку в том числе и новым технологиям, если они затрагивают нравственные вопросы. Именно по этой причине в «Основах социальной концепции» было уделено значительное внимание вопросам биоэтики. Эти вопросы и далее обсуждаются — в частности, в рамках работы Комиссии межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию. Пересмотр позиции здесь вряд ли возможен, потому что позиция формируется не на основе сиюминутных данных, а на основе церковного учения. Но возможны дальнейшие уточнения отдельных аспектов этой четко выраженной позиции по мере того, как будут возникать все новые и новые аспекты самой проблемы.

Беседовала Ольга Липич

Поделиться «Митрополит Иларион: на счету Церкви не один миллион спасенных жизней»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *