Церковь николы мокрого в Ярославле

Церкви Николы Мокрого и Тихвинской иконы Богоматери (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Большинство церквей тысячелетнего Ярославля сосредоточено в его центральной части, в районе, ограниченном Волжской набережной и Первомайским бульваром. Однако, если не полениться и выйти за пределы туристической зоны, можно встретить настоящие сокровища русской церковной архитектуры. Одним из украшений Которосльной набережной стал ансамбль церквей Николы Мокрого и Тихвинской иконы Богоматери. Помимо храмов к ансамблю также относится здание бывшей богадельни. Закрепившееся за церковью в честь Николая Чудотворца название по одной версии произошло по причине болотистой местности, а по другой — по одному из чудес святого, который вытащил из воды тонущего ребёнка. Постройка началась в конце 17 века по инициативе купцов Спасской слободы на месте сгоревших деревянных храмов, располагавшихся ранее между притоками Которосли.

Одним из украшений Которосльной набережной стал ансамбль церквей Николы Мокрого и Тихвинской иконы Богоматери. Помимо храмов к ансамблю также относится здание бывшей богадельни.

Внешний облик церкви Николы Мокрого

Ожидания заказчиков были довольно амбициозны: планировалось, что церковь Николы Мокрого не просто превзойдёт остальные ярославские святыни по размерам, но и перещеголяет их по изысканности убранства. Есть свидетельства, что на освящение Никольской церкви приезжал царь Алексей Михайлович Романов (сохранившиеся Царское и Патриаршее места в настоящее время перенесены в церковь Ильи Пророка на Советской площади).

В архитектуре Никольской церкви объединились все характерные для ярославского церковного зодчества приёмы.

Одна из отличительных особенностей росписи ярославских храмов, которую можно проследить и здесь, — повествовательный характер фресковых сюжетов.

Окна церкви оформлены многоцветными изразцовыми наличниками, а на всю западную стену простирается сцена Страшного суда, считающаяся одной из лучших работ местных художников 17 века. В этой церкви мастера впервые в ярославской живописи расписывали стены непрерывной лентой, не отделяя один сюжет от другого.

По некоторым данным, железная конструкция на колокольне Никольской церкви служила солнечными часами. Однако существует и другое мнение, что на колокольне раньше действительно были часы, но не солнечные, а обычные, причём с колокольным боем. В 19 веке перед храмом располагалась небольшая площадь, где горожане могли прогуливаться, посматривая на часы Никольской колокольни.

Во время восстания 1918 г. церковь Николы Мокрого сильно пострадала от артиллерийских обстрелов и была закрыта, впоследствии она стала использоваться под склад общественно-политической литературы, которая отсюда развозилась по книжным магазинам. В 1992 г. храм Николы Мокрого передан Русской православной церкви.

Церковь Тихвинской иконы Богоматери

Декор фасадов Тихвинской церкви гораздо более скромен. Она представляет собой небольшую постройку с прямоугольной апсидой (что само по себе редкость) и декоративным куполом на кубическом постаменте. Спустя столетие после постройки к церкви пристроили крыльцо с шатром. Хорошо сохранился притвор, щедро декорированный цветной керамикой, именно он эффектно выделяет церковь в ряду прочих. Подобных пышных изразцов ни в одном ярославском храме больше не встретить.

Полезная информация

Адрес: Ярославль, ул. Чайковского, д. 1.

Телефон: +7 (48-52) 30-42-77.

Координаты: 57.6198, 39.8707.

По субботним и воскресным дням, а также в церковные праздники в храмах проводятся божественные литургии, по средам и пятницам — молебны и панихиды.

Добраться до церквей можно на троллейбусе № 6, ехать до остановки «Улица Чайковского». Они будут хорошо видны слева от современного здания планетария им. Терешковой. От улицы Свободы, где транспорта гораздо больше, можно спуститься по ул. Победы или ул. Чайковского за 10—15 мин.

Авторы:Т.Е. КАЗАКЕВИЧ.А.Ш.

Находится на ул. Чайковского (бывш. Любимская), 1. В ансамбль церквей Николы Мокрого входят два каменных храма.

9 фотоСмотреть фотогалерею 9 фото Купола церкви Николы мокрого. Фото А.Григорьева из

Холодный пятиглавый храм с колокольней построен на месте старого деревянного в 1665 — 1672. На правой стороне паперти, в пристройке с шатровым верхом, был устроен придел во имя Алексия, митрополита Московского, на левой, в такой же пристройке — во имя Великомученицы Варвары. Заказчиками храма были купцы Афанасий Лузин и Андрей Лемин, а также ярославцы посадские люди Федор Выморов и Степан Тарабаев. Теплая одноглавая церковь во имя Тихвинской иконы Богоматери находится к югу от Никольского храма. Время ее постройки — 1686, придел Василия Великого освящен в 1694. Церковь построена на средства купцов Клима и Семена Лузиных.

В архитектурном отношении церковь Николы Мокрого — типичный ярославский посадский храм. Пятиглавая четырехстолпная холодная церковь без подклета окружена с трех сторон невысокой закрытой одноэтажной галереей. Северный фасад фланкирован шатровыми объемами Варваринского придела и колокольни. Первоначально храм имел позакомарное перекрытие. Очевидны попытки храмовых зодчих ориентироваться на уже существовавшие к тому времени лучшие образцы ярославской церковной архитектуры: общая композиция напоминает храм Иоанна Златоуста в Коровниках, в формах колокольни повторены формы колокольни ц. Илии Пророка, рисунок слухов шатра заимствован у колокольни ц. Рождества Христова. В конце XVII в. ансамбль был обильно декорирован полихромными изразцами. Алтарные окна Никольской церкви были тогда украшены нарядными изразцовыми наличниками. В 1690-х к западным фасадам обоих храмовых зданий были пристроены увенчанные небольшими восьмигранными шатрами притворы, необычайно пышно декорированные цветной керамикой. До наших дней лучше сохранился южный, расположенный у церкви Тихвинской Божией Матери.

Храм освещался тремя большими медными паникадилами с орлами работы голландских мастеров. У столпов стояли роскошные резные моленные места середины XVII в., предназначенные для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Ныне они находятся в ц. Илии Пророка. Паперть церкви украшает красивая кованая решетка XVII в., состоящая из S-образных звеньев, заканчивающихся цветочными бутонами. Решетка выполнена с большим декоративным вкусом и является уникальным памятником прикладного искусства.

Стенопись ц. Николы Мокрого была выполнена в 1673—1674 на средства прихожан. Как явствует из челобитной Семена Лузина царю Алексею Михайловичу (1675), в создании стенописи принимали участие ярославские мастера Логин Сидоров, Ермолай Федоров, Тимофей Федотов, Иван Ануфриев, Федор Савин, Андриан Иванов, Семен Козлов, Карп Михайлов, Федор Карпов, Дмитрий Григорьев и Василий Ананьин.

В XIX в. живопись дважды поновлялась в клеевой технике — в 1853, затем в 1895—1896 московскими художниками С. Чириковым и Епанешниковым под патронажем Московского Археологического Общества. В 1970 — 1980-х гг. были проведены реставрационные работы по стенописи в Алексеевском и Варваринском приделах.

Николо-мокринская роспись стала этапным произведением в истории ярославской школы стенной живописи. Ее хорошо разработанная символико-композиционная схема, новый для того времени метод рассказа посредством непрерывных горизонтальных фризов, богатейшая орнаментика и использование в качестве иконографического образца гравюр Библии Пискатора оказали определяющее влияние на судьбу ярославского монументального искусства второй половины XVII в. Ансамбль росписи храма Николы Мокрого, состоящий из 660 сюжетных клейм, дошел до нас не в полном объеме — утрачена живопись сводов западной паперти.

В центральном куполе помещена фреска «Вседержитель», вокруг нее летопись с текстом тропаря «Нерукотворенному образу». В барабане изображения 16 праотцев в два ряда. На парусах написаны евангелисты, их символы вынесены на лобовые части паруса. На восточной подкупольной арке изображена Троица Ветхозаветная, на западной — «Спас на убрусе», поддерживаемый летящими ангелами. В куполах четырех боковых барабанов представлены: в юго-восточном «Бог Саваоф», в северо-западном «Христос Эммануил», в северо-восточном «Иоанн Предтеча ангел пустыни» и в юго-западном «Богоматерь Знамение». Между окнами боковых барабанов — изображения ветхозаветных пророков. На подпружных арках северо-западного барабана сюжеты «Исцеление слепого» и «Насаждение Честных древ», на арках юго-западного — «Неверие Фомы» и «Преполовение». На восточном своде над алтарем изображено «Отечество», на западном — «София созда себе дом», на северном — «Исцеление тещи апостола Петра» и «Притча о сеятеле», на южном — «Благословение детей» и «Изгнание торгующих из храма».

На восточных подпружных арках за иконостасом написаны архангелы и ангелы с рипидами, на центральных и западных арках — 12 апостолов, на северо-западных и юго-западных арках — апостолы из числа семидесяти. Столпы храма разбиты на четыре широких яруса, нижний из которых орнаментальный. В верхнем ярусе западных столпов изображены благоверные князья и цари: Константин и Елена, Владимир и Ольга (ю.), Борис и Глеб, Всеволод Псковский и Ярослав Мудрый (с.), в среднем воины-мученики, в нижнем — русские святые, в том числе царевич Димитрий Угличский, Дмитрий Донской, Михаил Черниговский, ярославские князья Федор, Давид и Константин (ю.), Константин, Михаил и Федор Муромские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и ярославские чудотворцы Василий и Константин (с.). На алтарных столпах представлены отцы церкви: Дионисий Ареопагит, Амвросий Медиоланский, Иоанн Милостивый, Кирилл Александрийский и др. Роспись столпов отмечена высочайшим уровнем исполнения.

Северная и южная стены храма разбиты на семь ярусов. Четыре верхних (шириной 1,6 — 2,2 м) — сюжетные, пятый (1,8 м) — орнаментальный фриз, шестой (0,45 м) — летопись о построении храма, седьмой (1,1 м) — подзор из полотенец. Живопись сюжетных ярусов посвящена храмовой теме — житию и чудесам Николая Чудотворца, которая иллюстрирована здесь в 70 крупных клеймах. Четвертый ярус южной стены занят изображением семи вселенских соборов. Всю западную стену занимает грандиозная картина Страшного Суда. На восточной стене за иконостасом написаны Страсти Христовы, над центральным алтарем — «Распятие» и «Семь таинств». Верхние части оконных откосов дополняют погрудные изображения преподобных в овальных медальонах, увитых цветочными бутонами. На северной и южной стенах — подвижники вселенской и русской церкви, на западной стене — печерские чудотворцы. В арках окон изображения Саваофа, Христа Благое Молчание, ангелов и херувимов. В арках входных порталов Деисус из медальонов (з.), «Недреманое око» (с.) и «Не рыдай мене, мати» (ю.).

В конхе центрального алтаря — литургическая композиция «Великий вход», в апсиде святители вселенской и русской церкви в двух регистрах — в верхнем в рост, а в нижнем в круглых медальонах. На западной стене композиции «Ветхозаветная Троица» и «Евхаристия». В конхе жертвенника написан сюжет «Се Агнец», в верхнем регистре апсиды сцены из литургии, в нижнем мученики, святители и преподобные в рост. На западной стене жертвенника епископы и преподобные в медальонах. В конхе диаконника сцена «Сошествие во ад», в своде 7 картин воскрешения мертвых из Ветхого и Нового Завета. В апсиде и на западной стене 28 печерских чудотворцев в медальонах, среди них «Алипий Печерский иконописец». В арке центрального окна помещена фреска «Богоматерь Печерская», над порталом — «Избиение первомученика Стефана».

В своде северного Варваринского придела композиция «София Премудрость Божия». На стенах в четырех ярусах иллюстрировано житие святой Варвары. В конхе придельного алтаря сюжет «О тебе радуется», в апсиде и на оконных откосах изображения 26 мучениц. В своде южного Алексеевского придела композиция «Царь Царем», на стенах в три яруса сцены из жития митрополита Алексия. В конхе — «Похвала Богородице», над конхой — «Предста Царица», в апсиде — пророки в медальонах. Свод паперти заполнен сценами из Ветхого Завета. В ее северном колене иллюстрированы «Дни творения» в кругах и сцены жизни Адама и Евы, в южном — «История Иосифа и Моисея». Роспись западного крыла паперти утрачена в XIX в. в связи с перекладкой свода. В люнетах внутренних стен паперти размещены многофигурные символико-дидактические композиции: «Собор всех святых», «Апостольская проповедь» (с.); «Символ веры», «Отче наш» (з.); «О тебе радуется», «Богородица Честнейшая херувим» (ю.). Над входом в северный придел на паперти написана «Богоматерь Знамение», над входом в южный — «Спас на убрусе», поддерживаемый летящими ангелами. На откосах окон паперти и между окнами фигуры ветхозаветных персонажей — праотцы и пророки. В западном крыльце сцены из «Апокалипсиса».

Декоративно-образный строй николо-мокринской росписи проникнут духом особой торжественности. Чувство большого стиля царить здесь во всем — и в самой программе росписи, претендующей на соборную репрезентативность, и в замечательной тектонической связи живописи с архитектурой церкви.

В XIX ц. Николы Мокрого была передана военному ведомству и с 1892 являлась полковым храмом расквартированного в Ярославле Фанагорийского полка.

В 1929 церковь была закрыта. В 1992 храм Николы Мокрого передан Русской Православной Церкви.

В Ярославле много выдающихся храмов, некоторые даже вошли в наш быт силуэтом на 1000-рублёвой купюре. Один из выдающихся храмов — это церковь Николы Мокрого на улице Чайковского. Он во многом схож с храмами Иоанна Передтечи, Илии Пророка, храмовым комплексом в Коровниках. Но не думаю, что много кто был там внутри. Мы знали, что храм для посещения закрыт и не питали особых надежд.
2. Походив по территории и пофотографировав, мы зашли в расположенную здесь же зимнюю церковь Тихвинской иконы Божией матери чтобы поставить свечки.

Ну и разговорились с тётушкой, работающей в церковной лавке. Много она интересного рассказала про храм. Что-то совпало с тем, что пишут на официальных церковных и краеведческих сайтах, что-то частично, а что-то вообще нигде не упоминалось. Я к информации, полученной из таких источников отношусь скептически, под всеми явлениями ищу физическую основу, но один эпизод меня серьёзно озадачил и заставил задуматься. Но о нём чуть позже.
Происхождение названия храма «Никола Мокрый» имеет две версии. Первая — рядом с площадкой храма протекали два ручья, и между ними было заболоченное «мокрое» место. Вторая — это то, что Святитель Николай оказывал особую помощь тонущим и всем, терпящим бедствия на воде. Например, в Софийском соборе Киева издавна хранилась древняя икона Святителя Николая, которую верующие называли «Никола Мокрый». Посвящена она младенцу, спасенному святым из вод Днепра. Один человек с женой и грудным младенцем отправились в Вишгород для поклонения чудотворной иконе Святителя Николая. На обратном пути, когда они плыли через Днепр, жена задремала, младенец выпал из ее рук в воду и утонул. Начались слезы, весь вечер они молились у иконы Николая, но все напрасно. Тогда родители прокляли Николая, сказав, что никакой он не чудотворец, раз не может спасти их ребёнка и ушли домой. А под утро смотритель обнаружил рядом с иконой мокрого младенца. Да-да, именно того самого.
Описывается в записи из «памятника событий» Дмит­рия Серебренникова чудечное спасение уже возле ярославского храма. Под 1801 годом читаем: «мая 9-го дня, в день святителя Николая, было ненастье, дождь и погода немалая, от чего на реке тогда опрокинуло лодку с осмью человек людей, из которых было пять маленьких детей, да трое больших мужиков. Над этими малыми детьми показалось тогда великое чудо, что выпадшие из ботика оные малолетние, которые были лет по четыре и по пять и семь, по верху плавали, на волнах носимые. И когда увидели на берегу оную гибель, подъехала лодка и оных младенцев плавающих порозну собрали в лодку и повезли к Толчкову. И сказывали, что де все они плавали по верху без всякого движе­ния, потому что они и не могли ничем себе поспособствовать, будучи не в силах своих лет, но однако плавали на спинах, носимые волнами. И собрали их безвредно, только одна девочка из них захлебнулась водою, в вытащили (её) замертво, но в лодке же её и откачали». Посколь­ку дети тонули напротив церквей Николы Мокрого на одном берегу Которосли и Николы Пенского — на другом, Серебренников заканчивает свою запись словами: «сие приключение можно было почесть за чудо, что Бог помиловал невинных младенцев ради своего угодника Николая».

Первое упоминание об этой церкви было сделано в грамоте, которую подписал последний из Рюриковичей на русском престоле – царь Василий Шуйский. Документ датируется 15 июня 1610 года и адресуется Спасскому монастырю. В нем говорится о храме, построенном в Спасской слободе на можжевеловой пустоши, пожалованной царем Василием III. Самой церковью, как и слободой, владела в то время крупнейшая на Ярославских землях мужская обитель.
По указу государя Алексея Михайловича каменный храм начали строить на этом месте в 1665 году, в период, когда митрополитом ростовским был Иона Сысоевич. Возведение новой церкви заняло семь лет. К счастью, история сохранила имена ктиторов, сделавших пожертвования для строительства этого храма. Это купцы ярославской гостиной сотни Астафий Лузин и Андрей Лемин, а также посадские люди Федор Выморов и Стефан Тарабаев.
В 1672 году все работы по возведению церкви были завершены, и главный храмовый престол освятили в честь Николая Чудотворца. Через две недели произошло освящение южного престола в честь митрополита Московского Алексия. А еще через 10 лет – в честь мученицы Варвары в северном приделе.
Вернёмся к нашей тётушке. Вот что она рассказала про иконописцев: Для росписи храма купцы пригласили бригаду костромских мастеров во главе с известным Гурием Никитиным (Гурий Никитич Кинешемцев). Дали им полную свободу действий, но поставили условие — если роспись нам понравится, все ваши потомки до третьего колена будут обеспеченными людьми, а если не понравится — сидеть вам год в яме. Иконописцы на такие условия контракта согласились. Подтверждения этой истории я не нашёл. В основном информация, что расписывали ярославские мастера, а что руководил работами Гурий Никитин подтверждается лишь косвенно.
Вот что пишет по этому поводу сайт Соборы.ру
В 1673 году артель ярославских живописцев украсила новую церковь фресками. Мастера эти считались большими умельцами, так как сразу после росписи храма Николы Мокрого, митрополит забрал их в Ростов. Талантливым изографам удалось создать на стенах церкви 660 сюжетных живописных композиций на библейские темы, портреты русских царей и святых, настенные изображения жития Николая Чудотворца, а также летопись строительства храма. Картина «Страшного суда» с западной церковной стены признается специалистами одной из лучших настенных росписей Ярославля XVII века.
По характеру рисунков и манере письма фрески Никольской церкви сходны с росписями в храме Ильи Пророка, выполненными на семь лет позже. Поэтому искусствоведы полагают, что в росписи Никольского храма мог участвовать знаменитый мастер XVII века Гурий Никитин с помощниками. Потом в середине и в конце XIX века фрески дважды подновляли московские художники. К сожалению, росписи на западном крыле паперти были утрачены в XIX веке, когда перекладывали свод церкви.
И вот ещё цитата.
В 1673-1674 годах Семён Лузин подрядил ярославских мастеров Логина Сидорова, Яр­молая Фёдорова, Тимофея Федотова, Ивана Ануфриева, Фёдора Саввина, Андриана Иванова, Семёна Козлова, Карпа Михайлова, Фёдора Карпова, Дмитрия Григорьева и Василия Ананьи­на расписать церковь Николы Мокрого. Имена иконописцев известны из челобитной ктитора от 3 апреля 1675 года царю Алексею Михайловичу, в которой он просит не забирать мастеров, вызванных Митрополитом и оной «для иконного письма» в Ростов, пока не будут завершены работы в Никольской церкви.
Здесь про Гурия ничего…
Идём дальше.
Тётушкина версия: После революции большевики пытались разрушить храм, стреляя по нему из пушек, но ни один снаряд не попал в церковь, все прошли мимо.
Сайт Соборы.ру
В XX веке в судьбе церкви произошли крутые перемены. В 1918 году по время белогвардейского восстания против советской власти на храмовой колокольне поставили пулемет, держащий под прицелом все окрестности. В ответ его начала обстреливать артиллерийская батарея красных. В результате боя культовому зданию был нанесен значительный урон. Наибольшие разрушения произошли на шатре колокольни и на пятиглавье основного объема храма.
В конце 20-х годов прошлого века церковь закрыли, а помещение стали использовать под склады. Спустя десять лет, по распоряжению властей царское и патриаршее молельные места переместили в церковь Ильи Пророка, где в то время работал музей антирелигиозной пропаганды. Уникальные резные молельные места и поныне остаются в Ильинском храме.
Ну а дальше самое интересное.
— Пытались большевики разрушить храм изнутри.
— А что же не смогли?
— Дверь не смогли открыть.
— Ключа не было?
— Ключ был, но Никола их не впустил.
Тут я про себя усмехнулся. Как потом оказалось, зря.
За пожертвование в 200 рублей с человека согласилась она пустить нас в храм посмотреть фрески. И тут ещё подошли пятеро женщин, тоже туристки, заплатили, пошли с нами. Быстренько пробежались они по храму, погалдели и через 5 минут собрались уходить. Ключ был у меня, закрылись мы изнутри. Попытался я открыть дверь — не получилось. По-всякому пробовал, другим ключ давал — безрезультатно. Минут 10 ковырялись, потом через щель в двери подозвали проходившего мимо мальчишку, он позвал тётушку, она открыла снаружи. Девицы ушли, а мы опять закрылись и ещё с час ходили, смотрели фрески. Когда уходили, дверь легко открылась с первого раза. Вот что это было? И как после этого не поверить?
4. Вот та самая дверь, по центру.

5. Изразцы просто шикарные.

9. Войдём внутрь, посмотрим росписи.

11. На центральном куполе, как и положено, Христос.
Писал сей облик Гурий Никитин (?) с реального человека, стоявшего там же. на самом верху лесов. И человеку тому было 33 года.
12. В основном, конечно, канонические библейские сюжеты. Я в них не специалист, поэтому описывать не буду.
13. Грехи и искушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *