Есть в Марий Эл высокий холм, на вершине которого стоит прекрасный храм, а из склонов бьют чудотворные источники. В эти благодатные места в поисках чуда и исцеления тянутся вереницы паломников со всей России.
Храм у дороги
Храм святителя Гурия Казанского возвышается между деревнями Петьялы и Азъял. Белоснежная церковь с синими наличниками и карнизами – на первый взгляд ничего удивительного. Но те, кто бывал в Петьялах, отмечают необычайную красоту и гармоничность скромного храма. Дело тут не только в умении дореволюционных архитекторов, но и в самих петьяльских местах.
Церковь построили в конце XIX века. Рассказывают, что некогда Архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (Петров) возвращался через здешние места из миссионерской поездки по марийской земле и решил остановиться в поле на трапезу. По приданию, архиерея так сильно поразила красота здешних мест, что он решил построить на холме храм.
По возвращении в Казань на владыку навалились архиепископские заботы, и заниматься строительством храма в далекой марийской глубинке ему стало некогда. Тем не менее, красота петьялской округи оставила в душе архиерея неизгладимый след. Поэтому, когда в 1894 году Казань посетил святой батюшка Иоан Кронштадский, Владимир поделился с ним своими планами.
Отец Иоан благословил строительство церкви в Петьялах и пожертвовал на это 100 рублей – по тем временам сумма огромная! Храм был построен к 1896 году при поддержке братства святителя Гурия. Его освещение состоялось в том же году, когда праздновалось 300-летие обретения мощей святого.
Страшное знамение
С храмом связано несколько легенд. Старожилы говорили, что в первой половине XX представители советской власти дважды пытались разорить церковь. Но каждый раз в церкви случались чудеса, которые заставляли пришельцев в страхе бежать из Божьего дома.
Местные жители часто рассказывали, что по ночам в храме горят свечи и разносятся церковные песнопения. Но незадолго до нового открытия церкви жители Петьял увидели в храме другое, страшное знамение.
На рассвете 22 июня 1941 года двери церкви внезапно растворились, и на улицу вышла процессия святых, которую возглавлял сам святитель Гурий. Через несколько дней в Петьялы пришла страшная весть – началась Великая Отечественная война.
Каменный ключ и чудотворная икона
Чудеса в здешних местах случались не только в храме. Задолго до его строительства в окрестностях Петьял происходили загадочные, необъяснимые вещи. Часть из них связана с почитаемым с незапамятных времен родником «Куан памаш» – с марийского языка название можно перевести как «Каменный ключ». Православные называют родник святым источником Серафим Саровского.
По приданию, вскоре после прославления святого один из местных мальчиков, у которого болели глаза, увидел во сне старца. Тот посоветовал ребенку промыть глаза родниковой водой. Мальчик последовал совету и исцелился. Когда в церкви ребенка спросили, кого он видел во сне, тот уверенно показал на икону Серафима Саровского.
Появление второго чудотворного источника произошло на глазах у местных жителей совсем недавно – 8 июля 1935 года, когда в храм внесли икону Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. С тех пор чудотворными считаются и икона, и сам ключ, а паломники со всех уголков Марий Эл, да и соседних регионов тоже, стремятся в Петьялы, чтобы омыться водой из святого источника и приложиться к потемневшему от времени, но не потерявшему силу чудотворному образу.
Уютная деревня Петьялы недалеко от Казани – это место паломничества и прекрасный способ отдохнуть от повседневной суеты. Среди зеленых крон берез и кленов, под пение птиц, наслаждаясь чистейшим воздухом и уединенной атмосферой, вы сможете весело и непринужденно провести время.
Селение находится в северо-восточной части Волжского района. Рядом проходит небольшая река Петьялка. Место тихое, спокойное. Численность населения около 700 человек. Развито сельское хозяйство, есть дом культуры, библиотека, почта, детский сад, школа и техникум.
Поселок связан с большим количеством легенд. В летописях упоминания присутствуют с 1763 года. На тот период здесь проживало около 170 человек. Необычное место рядом с Казанью в республике Марий Эл известно немногим. Тем не менее, здесь много удивительных объектов, достойных внимания.
Содержание
Как добраться?
Если вы будете ехать по трассе Йошкар-Ола – Казань, то вы сначала доберетесь до села Помары. За ним будет следовать деревня Петьялы.Длительность расстояния ровна 91 километру. Продолжительность поездки составляет 1-2 часа. Также удобно сюда заказывать автобусные экскурсии. В сопровождении гида вы сможете узнать много исторических фактов и послушать красивые легенды о святых, почитаемых образах. Что касается кафе и ресторанов, то в самом поселке вы их не найдете. Есть небольшой магазин. Поэтому, еду рекомендуется брать с собой. При желании можно организовать пикник на природе.
Свято-Гурьевский храм – история, архитектура, интерьер
Прогулку по деревни можно начать с посещения церкви святителя Гурия Казанского. Она находится вблизи трассы, рядом с холмом, среди деревьев. Бело-голубой храм украшает территорию и прекрасно гармонирует с окружающей природой. История появления обители является необычной. Как-то раз архиепископ Владимир возвращался из ближайшего города. Его восхитили местные красоты безмолвием, уютом. Он принял решение о возведении церкви. Но вскоре в суете повседневности забыл о задумке.
Прошло немало лет. Проезжая мимо, тут остановился на ночлег отец Иоанн Кронштадтский. Чудотворец был всеми любимым на Руси. Он тоже был покорен живописными пейзажами и призадумался о возведении обители. Так, в 1896 году появился храм. С этого момента численность населения началась только увеличиваться. Местные жители всей душой полюбили церковь. Если следовать надписи на стенах, то автором возведения обители был протоиерей Михаил Талантов. Его могилу можно встретить за оградой храма. Свято-Гурьевский храм – это традиционная «клетская» обитель.
В роли основы использовался сруб-четверик. Купол состоит из восьми граней, есть два небольших барабана и главка. Композиция имеет форму пирамиды. Поэтому, она смотрится легко и воздушно. С восточной стороны виднеется алтарная апсида, с запада открывается трапезная. Возле входа стоит колокольня, состоящая из трех ярусов. Ее стиль схож с основным зданием. Храм обшит тесом и дополнен декором из лопаток и фрез. Голубоватый цвет обрамлений на фоне белых стен смотрится красиво и утонченно. Такое цветовое решение прекрасно гармонирует с обилием зелени вокруг.
Интерьер был создан еще в начале 90-х годов. Иконостас появился в 1913 году, использовались деньги приходского попечительства. Утвари много, на стенах иконы. Есть церковная библиотека, состоящая из 67 томов книг. Ранее тут была еще приходская школа. В 1936 году церковь закрыли, к правлению пришла советская власть. Данная участь настигла все храмы. Икона Божией Матери для сохранения была перевезена в Свято-Гурьевскую церковь.
Во время службы перед иконой чудесным образом неподалеку образовался родник. Его облагородили и открыли для прихожан. С этого момента люди приезжают сюда со всех регионов России, за водой, оздоровлением, поиска истины и смирения души. Оклад Седмиезерной Смоленской иконы красиво украшен с использованием бисера.
С 2000 года с образом проводятся крестные ходы. Сюда приезжают из таких городов, как Йошкар-Ола, Казань и т.д. Источник отличается целительными свойствами. Многие, приезжая к нему, смогли излечиться от тяжелых болезней. Также при церкви на протяжении длительного времени проводил службы Владимир Аллин. Чудотворец помогал людям исцелять души.
Недалеко от храма есть языческая роща, все деревья в ней украшены разноцветными ленточками. Православие в здешних местах появилось в 16 веке. В данных лесах находились монахи-миссионеры. Они возвели скиты и пропагандировали свою религию. До крещения племена являлись языческими. Поэтому, многие верования до сих пор сохранились среди населения. Здесь до сих пор проживают невоцерковленные современные чимарийцы. Они проводят в священных рощах моления.
Язычники своей верой демонстрируют любовь к матери-природе. Они поклоняются девяти богам. Говорят, в лесу водятся всевозможные высшие и низшие духи. Старейшины говорят, что паломничество последователей чимарий никогда не приостанавливалось и проводится в настоящее время.
Святые источники
Возле храма много чудотворных объектов. Так, животворящий крест помогает излечиться от проблем с опорно-двигательным аппаратом, святые источники исцеляют душу и тело. Здешние чудеса местные жители называют Восьмым чудом света.
Крест в церкви ориентировочно появился в 1925 году. Во время половодья святыня приплыла сюда по реке. Людям с трудом удалось его вытащить из вод. После извлечения сначала святыня была монтирована в храме деревни Искаково. Храм в советский период разгромили, иконы разобрали местные жители по домам, а вот крест остался никому ненужным. Он простоял здесь до 1950 года.
Святой источник Смоленской Божьей Матери – самый часто посещаемый объект. Здесь можно набрать святой воды, поэтому рекомендуется заранее позаботиться о таре. Однажды клуб молодежи принял решение об уничтожении и спиливании креста. Его спили под самый корень и доставили в церковь Казанской иконы Божьей Матери. Ходит легенда, что при спиливании креста источалась кровь, будто он плакал. Сегодня святыня находится в Свято-Гурьевском храме.
Также в деревне популярен Святой источник Серафима Саровского. О роднике тоже ходит легенда. Название ключ приобрел из-за одного необычного случая. В деревне жил мальчик. У него были серьезные проблемы со зрением. Ребенок испытывал сильную боль. Однажды мальчику привиделся во сне старец. Он сказал прийти ему в обозначенное место и умыться водой. Ребенок поступил так, как повелел старец.
После омовения проблемы со зрением исчезли. У ребенка спросили, как выглядел старик. В ответ мальчик указал рукой на образ. Это был лик Серафима Саровского. С этого момента за родником закрепилось данное название. Родник благоустроен для прихожан и сделан в виде купели. Необходимо окунуться в резервуар три раза. Температура воды составляет всего шесть градусов. Поэтому, омовение необходимо проводить быстро и не забывать о наличии теплых полотенец.
На роднике всегда многолюдно, вход является свободным и бесплатным. Единственное, заранее необходимо позаботиться о питании. Еду лучше взять с собой. В прохладную погоду пригодиться термос с горячим чаем.
Озеро Морской глаз
Недалеко от деревни находится водоем под названием Морской глаз, которые тоже очень любят посещать туристы. Поэтому, отдыхая в Петьяле, если останется время, то посетите и это место. Удивительное название у водоема появилось благодаря интересной форме круга. Если смотреть с обрыва, то водоем действительно похож на Морской глаз.
Местность безумно красивая – вековые сосны, равнины и возвышенности. Резервуар имеет внушительную глубину. Она составляет 35 метров. Вода холодная и не превышает двух градусов тепла. Порой на поверхности в жару она способна прогреться до 20-22 градусов. На дне много разнообразных пещер и подземных ключей. За счет них и осуществляется питание озера. По версии ученых резервуар имеет карстовое происхождение.
Есть люди, которые верят в мистику и придерживаются поучительного сказания о мальчике. Он влюбился в девочку. Возлюбленные любили друг друга всей душой. Но оказалось не все так гладко, как им хотелось. Накануне свадьбы жених и невеста узнали, что они брат и сестра. Но несмотря на этот факт пара решила все-таки пожениться. Богам этот факт не понравился. Они разгневались и во время свадебного пира обрушили на пару свое негодование. Земля раскололась и возлюбленные ушли под землю. На месте трагедии вскоре образовалось озеро. Лунными и темными ночами со дна доносятся странные стоны и плач. Хотя ученые в один голос утверждают, что всему виной подземные пустоты под водой.
Река Петьяла или Пёт
Об удивительном водном объекте хочется рассказать подробнее. Общая протяжённость реки составляет 58 километров. Она проходит мимо деревни и принадлежит Верхневолжскому бассейновому округу. Побережье является живописным. Питание осуществляется за счет снега и родников. Половодье является высоким и наступает быстро, затопляя все вокруг.
Местность возле водозабора наполнена сельскохозяйственными угодьями и полями. Много лугов и пастбищ. Левым притоком является речка Люлька. По виду она похожа на небольшой ручеек. Также есть притоки Тош и Пижан. Самый большой подъем воды приходится на вторую половину апреля. Побережье живописно, вокруг красиво, как в сказке. Особенно восхитительна долина Пёткис Сотнурского нагорья. Вокруг много лесов. В них водятся медведи, лисы, зайцы, лоси, белки, куницы. Обитает немало пернатых – голубей, глухарей, рябчиков, бекасов.
Растительный мир является не менее многообразным. А если добраться до устья, то можно попасть на небольшую пасеку. Здесь можно приобрести вкусный мед.
Река Петка популярна тема, что на ней нередко организуются сплавы на байдарках и лодках. Можно воспользоваться катамараном. Но нем далеко не уплывешь. Маршрут начинается от Петьяльского моста и протягивается до самого конца. Сплав начинается с апреля, длится до первой декады мая. Те, кто здесь бывал, говорят, что маршрут проходим. Но новичкам лучше пользоваться помощью инструктора. Местные иногда сплавляются здесь на самодельных плотах на небольшие расстояния.
Путешествие в мир красоты и уединения непременно станет одним из ярких событий в вашей жизни. Деревушка Петьялы недалеко от Казани на карте кажется неприметной, навигатор ее не сразу обнаруживают. Однако здешние места являются по истине уникальными и святыми. Если вы давно находитесь в поисках уединения, хотите насладиться чистым воздухом и окунуться в провинциальную атмосферу, то непременно стоит тут побывать.
Есть места, пропитанные каким-то особым светлым духом. Сегодня я делюсь с вами фотографиями одного из таких мест — храма святого Гурия примерно в двух километрах от села Петьялы в Марий Эл. Здесь и до прихода Православия были святые места — совсем недалеко от храма стоит священное марийское дерево а рядом, если не ошибаюсь, расположена священная роща. Для тех, кто не в курсе — на территории республики Марий Эл мирно сосуществуют Православие и языческая вера марийцев.
Церковь была построена в 1896 году по инициативе казанского архиепископа Владимира с благословения Иоанна Кронштадского и названа в честь казанского чудотворца — святителя Гурия. Красоту здесь наводили почти 20 лет, в 1913 году был установлен иконостас. При храме работала церковноприходская школа. Церковь кажется удивительно элегантной и светлой. И больше похожа на каменный храм в большом городе, чем на провинциальную церковь, затерянную на марийских просторах.
Удивительно — в советское время храм был закрыт лишь с 1936 по 1946 год и не был разграблен. Со всей округи люди приносили сюда иконы. Из Казанской Богородицкой Седмиозерной пустыни, находящейся в 35 километрах от деревни Петьял, в 20-е годы принесли икону Смоленской Божией Матери. Тогда, по преданию, на холме рядом с храмом забил целебный источник. Он здесь, кстати, не один — есть и второй, названный по имени Серафима Саровского.
В храме хранится почерневший от времени и пребывания в воде крест. Местные жители рассказывают, что в 1925 году этот крест приплыл во время половодья к церкви села Исаково. Вытащить его из воды смогли только дети. Крест был установлен в церкви, но в 30-ые годы ее закрыли. В начале пятидесятых в здании церкви устроили зернохранилище. А позже — местный клуб. Как вы понимаете, в клубе крест был явно ни к месту, его спилили, после чего крест был увезен верующими.
С конца 50-х годов крест находился в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Моркиялы Волжского района. В 1964 году храм сгорел, а крест перевезли в церковь святого Гурия, здесь он стоит ещё с тех пор. Многие люди даже из соседних регионов приезжают в храм, чтобы его увидеть. До 1998 года в церкви служил батюшка Владимир Аллин. По мнению прихожан церкви, его проповеди обладали исцеляющей силой. Тела отца Владимира и его матушки Зинаиды похоронены прямо перед храмом.
Увы, это далеко не лучший мой фоторепортаж. Времени у нас было очень мало, а деревья здорово мешали делать фотографии. И ещё — я не верен, что это правильно — фотографировать в храмах. Пусть я и использую для этого бесшумный смартфон, не применяю вспышку и снимаю лишь когда никого нет. Все равно — храм — место для молитвы. А вы как считаете?..
Путь к храму найти не сложно — есть указатель, сама дорога тоже вполне — ехать можно и на легковушке.
2
Перед въездам на территорию храма стоят ворота. Простые, деревянные, но смотрится как-то символично.
3
Осматриваюсь. Как же я люблю эти просторы!
4
Удивительное дерево! Не оно ли марийцами почитается?
5
После ворот нас встречает небольшая часовенка. Или она как-то иначе называется?
7
А вот и сама церковь — спряталась в деревьях )
9
Смотрится удивительно элегантно.
10
Для деревянных церквей это не очень характерно.
11
Все со вкусом, ничего лишнего. И как-то воздушно даже.
12
Заходим внутрь.
13
Тут красиво и просто одновременно.
14
С ума сойти — этому иконостасу 100 лет!
15
Меня особенно умилила вышивка.
16
Очень хорошо здесь. И люди приветливые.
17
Люблю деревенские церкви. Хотя эта церковь на них мало похожа.
18
Зимой людей здесь немного. Но дорога укатанная — приезжают.
19
Мне почему-то в этой росписи Юг померещился. И даже Украина…
20
Лиза заждалась )
21
Выходим за калитку. Но уходить не хочется.
22
Осматриваемся. Ряжом хозяйственные постройки.
23
Я прозевал момент, когда ребята ушли на источники.
24
В итоге у меня место святой воды дрова )
25
На нами увязался местный пес. Но церковь ему ближе и роднее )
26
Красотка кругом!
27
А нам пора к машине — ехать на «Морской глаз».
28
Небо темнеет — хорошо бы успеть до погодных явлений )
29
За поездку весьма благодарен Тимуру timts, за информацию по храму — Анне scross84.
Поделиться ссылкой:
Недалеко от дороги, у подножия холма, между деревнями Петъял и Азъял, в тиши деревьев возвышается бело-голубой деревянный храм во имя святителя Гурия, Казанского чудотворца. Он сливается с окружающей природой. Красивое место достойно увенчано храмом Божиим. Столь же красива история появления храма. Казанский архиепископ Владимир, возвращаясь из Царевококшайска, был настолько очарован этими местами, что задумал построить здесь церковь. Но в делах и заботах задумка призабылась. Шло время. Проезжая по Волге, в Казани остановился отец Иоанн Кронштадтский, теперь почитаемый на Руси чудотворец. Встреча с ним подвигла архиепископа Владимира реализовать давнюю мечту. Благословение отца Иоанна ускорило дело. В 1896 году храм был построен. Судя по надписи, сохранившейся в церкви, строителем церкви был протоиерей Михаил Талантов, могила которого находится в ограде храма. В архитектурном отношении Свято-Гурьевский храм принадлежит к типичным «клетским» храмам, в основе которых лежит сруб — четверик, завершающийся восьмигранным барабаном, перекрытым сферическим граненым куполом. Далее следует еще два малых барабана с главкой. Такая пирамидальная композиция делает все сооружение легким и стройным. С востока к кубу примыкает алтарная апсида, а с запада — трапезная. Над входом — трехъярусная колокольня, имеющая завершение, аналогичное храму. Обшитый тесом и выкрашенный в белый цвет, декорированный голубыми лопатками и фризами, Свято-Гурьевский храм удивительно гармонирует с окружающими березками.
Интерьер церкви был обустроен в 1900-1910-х годах. В 1913 году сооружен иконостас на средства приходского попечительства. Утварью храм был обеспечен достаточно. Церковная библиотека насчитывала 67 томов книг и ежегодно пополнялась. При храме существовала церковноприходская школа, где в 1916 году обучалось 26 мальчиков и 14 девочек.
Благословение св. праведного Иоанна Кронштадтского спасло храм от разорения в лихую годину. Свято-Гурьевская церковь была закрыта лишь 10 лет с 1936 по 1946 годы. При этом храм не был ни разграблен, ни обворован. В него со всей округи приносили иконы. Сегодня Свято-Гурьевский храм является хранителем одного из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Ее принесли в храм из Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в 35 км от Петъял. После закрытия монастыря в 20-е годы верующие, стремясь сохранить чудотворный образ, привезли его в Свято-Гурьевскую церковь. С тех пор чудотворный образ Царицы Небесной находится в Петъялах. Когда икону внесли в церковь и служили над ней молебен, со склона холма начал бить ключ — святой источник. Это было знамение Богородицы. С тех пор не иссякает людской поток к источнику Смоленской иконы Божией Матери. Оклад Седмиезерной Смоленской иконы выложен бисером, лики потемнели от времени. Люди стремятся приложиться к чудотворному образу. С 2000 года возобновлены крестные ходы с иконой. В Петъяльский храм приезжают из Йошкар-Олы, Волжска, Звенигова, Зеленодольска и других мест России. Не менее целительной силой обладает источник, расположенный ниже храма — источник преподобного Серафима Саровского, святая вода которого многих излечила от болезней.
По дороге к храму Вы увидите рощу, деревья в которой украшены разноцветными лентами. Дело в том, что Православие в этих местах появилось с присоединением края к Российскому государству во второй половине XVI века. Исторические источники утверждают, что еще задолго до начала первых попыток массового крещения местного марийского языческого населения в XVIII веке, в этих лесах появились первые монахи-миссионеры, которые строили деревянные скиты и несли просвещение в этот дикий край. В неизведанных лесных дебрях появились первые монастыри, насельники которых, по мере сил, повсеместно распространяли православную христианскую культуру.
До крещения черемисские (Мари, Мар) племена были язычниками. Поэтому языческие верования и традиции до сих пор весьма обычны среди местного населения. Традиционное верование предков современных марийцев называется «чимарий». И сегодня, как и в старину, невоцерковленные современные чимарийцы проводят свои моления под руководством картов (священников) в кюсото (священных рощах).
Верование их многобожно, у чимарийцев девять главных природных богов. Вера «чимарий» наполнена любовью к матери-природе, своим предкам, уважением к старшим и стремлением к доброте и жизнеутверждению. Один из главных религиозных постулатов гласит: «Нельзя уничтожать деревья, растения, птиц, пчел, бабочек: природа будет плакать, заболеет и погибнет». Черемисы (марийцы) относятся к восточно-финской группе, язык их так же весьма близок к финскому и эстонскому языкам.
Религия черемисов, как и других финно-угорских народов, рассматривает лес прежде всего как неприкосновенное жилище бога Юмо. Здесь, в бору с его многовековыми соснами, елями, лиственницами, богатейшим по тем временам животным миром, запрещалось что-либо заготавливать и промышлять. Изустный запретительный кодекс, передаваемый от поколения к поколению, преследовал уничтожение и, соответственно, употребление в пищу диких гусей, лебедей, журавлей. Журавль считался вообще священной и неприкасаемой птицей, сопровождающей самого Юмо. Жизнь лесных черемисов не выходила за пределы леса, в котором она протекала от рождения и до смерти человека. Лес для него был населен всевозможными высшими и низшими духами, воплощенными в окружающем животном и растительном мире. Множество календарных праздников, исчисляемых на основе лунного календаря, напрямую было связано с лесом.
В священные рощи Юмо для молений и бескровных жертвоприношений стекались целые общины от мала до велика. Одетые в чистые белые праздничные одежды люди просили у бога благополучного лета, обильного урожая и избавления от всяческих бед и напастей. Принесенное в жертву раскладывалось в тени вековых деревьев, и жрец (карт) дымящейся головней обкуривал закрытые припасы для изгнания нечистых духов, потом зажигались свечи, следовали молитвы. Из открытых к тому времени припасов отщеплялись кусочки, и младшие карты сжигали их на священном огне, после чего жертвы считались освященными и уносились по домам для обедов.
Ревностно охраняли свой лесной мир черемисы, отпугивая чужаков и лихих людей таинственностью обрядов и воинственностью характера. И в первую очередь благодаря черемисам марийская тайга сохранила первозданность лесов и животного мира. «Финно-угорский мир (чуди, мери, черемис и др.) с его языческим лесным пантеизмом первым защитил первозданную природу Средневолжья и Приуралья от посягательств человека», — писал известный ученый А. Гроссмайер об этих удивительных людях.
Дорога к храму святителя Гурия, одному из известнейших памятников деревянного церковного зодчества этих мест, лежит через дубово-вязовую рощу, удивительно похожую на одну из священных рощ Юмо, упоминавшихся выше. С огромныого холма открываются пространные дали и вековые кряжистые деревья, обильно украшенные разноцветными ленточками, которые в наше время символизируют древний наряд священного дерева язычников. По преданиям, православный храм был построен на месте уничтоженного чимарийского капища в XVII веке. Несмотря на глубокую древность событий, как-то невольно верится в правдивость этого повествования, и доказательством тому служат тысячи повязанных нашими современниками знаков внимания древним богам. По словам старожилов, паломничество последователей чимарий в эту рощу не прекращалось никогда — ни в дореволюционное, ни в советское, ни в настоящее время…
по материалам сайтов
По этой ссылке Вы можете прочитать про Животворящий Крест, который находится в храме святителя Гурия