Церковь Покрова Богородицы в филях

ГЛАВНОЕ

  • Выдающийся памятник архитектуры конца XVII века в стиле нарышкинского барокко.
  • Необычные архитектурные формы в виде четырехлистника, колокольня внутри церкви, так что колокола висят в верхнем ярусе.
  • Один из древнейших в России дубовый престол, а своды хранят фрагменты росписей, которым более 200 лет.

Церковь Покрова в Филях – один из самых значимых и красивейших образцов стиля «нарышкинское барокко», построенный в конце XVII в. В ходе сложных исторических перипетий здание церкви использовалось не только как храм, но и как лазарет и даже как склад бумажных изделий. В XX веке церковь, как выдающийся архитектурно-художественный памятник, была передана в ведение Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, а с 2000 года музей делит ее помещения с Русской Православной Церковью, восстановившей в храме богослужения.

История храма

Первый, деревянный храм Покрова в Филях был построен в 1619 году. Его возвели в честь победы русских войск над польским королевичем Владиславом и украинским гетманом Сагайдачным. Это событие произошло 1 октября 1618 года, в праздник Покрова Богородицы, что и дало посвящение храму.

Позже село Фили было отдано во владение Льву Кирилловичу Нарышкину — крупному вельможе, дяде царя Петра I. Ему чудом удалось спастись во время Стрелецкого бунта 1682 года. Спрятанный своей сестрой, царицей Натальей Кирилловной, на женской половине дворца, Лев Нарышкин молился образу Спаса Нерукотворного, дав обет построить храм в случае избавления от смерти. Лев Кириллович сдержал слово. В 1690 году было начато строительство каменного храма на месте деревянного, продлившееся до 1694 года. Внутри церкви было устроено два храма: нижний, зимний, сохранил прежнее посвящение ‒ Покрову Богородицы, а верхний, летний, был освящен в честь образа Спаса. Стоит отметить, что храм располагался на территории личной усадьбы Нарышкиных и был их домовым храмом. В окрестностях храма разбили регулярный парк.

Необычный облик

Удивительно, но именно Церковь Покрова – единственное, что сохранилось от усадьбы Нарышкиных до наших дней. Она поразительно похожа на церковь Знамения на Шереметьевом дворе, которая находится в центре столицы (Романов переулок, д. 2, стр. 8). В этом районе тоже когда-то были владения Льва Нарышкина. Специалисты полагают, что эти два храма были созданы одним и тем же зодчим. Храм Покрова в Филях обладает необычными архитектурными формами. В плане здание храма – четырехлистник с тремя фигурными лестницами по сторонам. Кроме того, церковь относится к типу «иже под колоколы» ‒ когда колокольня размещается внутри церкви. Колокола висят в верхнем ярусе церкви. Храм в Филях имеет пять глав, хотя в силуэте доминирует центральный купол.

Интересно расположение глав – строго по сторонам света. Традиционно на Руси купола, наоборот, были расположены по диагоналям от сторон света – по углам перекрытий кровли. Эта и некоторые другие особенности говорят об украинском влиянии на архитектуру церкви. Зато красный кирпич и обильный белый декор свидетельствуют о том, что храм построен в стиле московского барокко. Его также называют нарышкинским барокко, поскольку многие храмы этого стиля были заказаны архитекторам представителям богатого рода Нарышкиных. Филевская церковь не исключение.

Снаружи церковь выглядит нарядно и празднично. Убранство интерьеров изначально было под стать внешнему виду. Верхний храм сохранил его практически полностью. Здесь можно увидеть золоченый резной алтарь, клирос и царскую ложу. Иконы писали мастера Оружейной палаты в Кремле. Из первоначального иконостаса XVII ‒ XVIII вв., выполненного К. Золотаревым, сохранились главная храмовая икона, «Покров Богородицы», и икона «Трех радостей». Интерьер нижнего храма сохранился хуже, поскольку сильно пострадал во время пребывания французской армии в Москве в 1812 г.

Четыреста червонцев, как говорят, пожертвовал на украшение храма еще царь Петр I. После победы в Нарве царь привез в подарок своему дяде Льву цветные витражи для его церкви. Лев Кириллович отблагодарил племянника по-своему: западная и центральная главы храма были украшены двуглавым орлом и короной, атрибутами императорской власти, а в лике архидиакона Стефана, запечатленного на вратах жертвенника, некоторым исследователям видятся черты молодого Петра I.

Запрет и возрождение

В июле 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, была совершена последняя служба перед закрытием храма. Для маскировки были разобраны главы и верхний ярус восьмерика, а нижний храм во время войны использовался как лазарет. С 1952 года началась реставрация церкви, продлившаяся с перерывами до 1980 года, когда церковь открылась как филиал Музея древнерусской культуры им. А. Рублева. Значимую роль в реставрации церкви Покрова сыграли И. Ильенко и Е. Михайловский. В храме сохранился дубовый престол – один из древнейших в России, а на сводах можно видеть фрагменты росписей, которым больше 200 лет.

С 1991 года при церкви возродилась община верующих, а с 2000 года храм находится в совместном пользовании музея и церкви. В нижнем храме проводятся богослужения, работает воскресная школа.

Храмы моего города. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Адрес храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:

121087, Москва, ул. Новозаводская, 6.
Телефоны: +7 (499) 148-45-52.

Как проехать к храму:

Ст. метро «Фили», далее пешком 500 метров.

Считается, что название Фили произошло от маленькой речушки Хвильки, в просторечии Фильки, правого притока Москвы-реки. Есть версия, что Фили — от финно-угорского «веле» – «поселение». Однако мы не о Филях. А о необыкновенной красоты Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, но – в Филях, на Новозаводской улице, 6.
Храм был основан в 1619 году владельцами здешних земель Мстиславскими и недавно воцарившимся Михаилом Федоровичем в честь великого для Москвы и России события: в праздник Покрова, 1 октября 1618 года, польские войска были отброшены русскими от Москвы. Это было окончание Смутного времени. В этой победе москвичи увидели покровительство Богородицы, и тогда в Москве появились несколько новых Покровских церквей, в том числе и в Филях.
Нынешнее же здание храма возвел в последние годы 17-го века Лев Кириллоич Нарышкин, дядя Петра Первого.
На первом этаже находилась церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Льва Нарышкина от смерти (он молился перед этой иконой во время стрелецкого бунта).
Эта церковь стала домовым храмом Нарышкиных в филевской вотчине, где была устроена одна из первых в России усадеб на европейский «регулярный» манер: парк, пруды, фруктовый сад, дворец с башней, увенчанной часами. После постройки новой церкви резиденция стала именоваться селом Покровским, иногда с прибавлением «Фили тож».
Имя архитектора, к сожалению, неизвестно. Известно другое. Церковь Покрова в Филях считается одним из красивейших московских храмов постройки конца XVII века. Мало того, она также считается ярчайшим образцом уникального архитектурного стиля под названием «нарышкинское барокко».
Церковь красотою своею буквально потрясла современников и вызвала у многих желание иметь у себя подобное чудо. Кстати, многие знатные люди позже строили себе домовые храмы, практически копируя не только внешний стиль, но и многие элементы внутреннего убранства.
Искусствовед Игорь Грабарь, назвал филевскую церковь «легкой кружевной сказкой», при этом особо подчеркивая, что это «чисто московская, а не европейская красота».
В июле 1941 года храм был закрыт. Тогда же сняли купола, и разобрали верхнюю часть, чтобы немецкие артиллерийские наводчики не могли использовать церковь как ориентир для корректировки стрельбы.
В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века. В 71 году храм передали музею имени Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал, который открылся к московской Олимпиаде.
В конце 90 года церковь как бы вернули верующим, но только нижний Покровский храм. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника, чего Церковь якобы обеспечить не сможет, ведь храм Покрова в Филях внесен ЮНЕСКО в перечень «Сокровищ мира».
Странная и неправильная ситуация, которая, даст Бог, разрешиться наилучшим образом.
В любом случае — Церков Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, на Новозаводской улице, 6 – это красота, которую вы просто обязаны увидеть.

Церковь Покрова в Филях — памятник культуры и истории конца XVII века. Неаполитанское сияние, кружевная сказка и алмаз в короне русского зодчества. Такими яркими эпитетами вот уже на протяжении трех веков награждают эту уникальную московскую церковь.

Покровский храм называли архитектурным барометром петровской эпохи, с его возведения началась новая эпоха русского зодчества. Церковь Покрова в Филях положила начало новому стилю, названному нарышкинским барокко.

Нарышкинский стиль появился в русской архитектуре в конце XVII века и процветал в течение трех десятилетий — с середины 1680-х годов до указа Петра Первого в 1714 году, когда он запретил каменное строительство.

Нарышкинское барокко — это совершенно новый тип церковного сооружения того времени. Храмы приобретают новый динамичный характер. Главные особенности нарышкинского стиля, в отличие от древнерусской архитектуры, — это появление новой объемно-пространственной композиции (в данном случае мы видим четырехлепестковый в плане храм), а также пышное белокаменное убранство, которых не было в предшествующий период. Кроме того, здесь применен архитектурный прием «иже под колокола», то есть ярус звона устроен над помещением храма.

Церковь Покрова в Филях стала шедевром нарышкинского барокко. Храм возведен дядей Петра Первого Львом Кирилловичем Нарышкиным, поэтому этот стиль назван его именем.

Из истории

В 1520 году земли села Фили были пожалованы князю Федору Михайловичу Мстиславскому, служившему у государя Василия III. Через столетие, в 1619 году при князе Федоре Ивановиче Мстиславском, здесь была построена первая церковь Покрова. Это был деревянный храм, а средства на его возведение были пожертвованы государем Михаилом Федоровичем Романовым.

Посвящение храма Покрову было неслучайно. Появление церкви Покрова в Филях связано с одним из важнейших событий в истории Русского государства. В октябре 1618 года именно на праздник Покрова Пресвятой Богородицы русские войска отбили от стен Белого города в Москве воинские соединения польского королевича Владислава и украинского казачьего гетмана Сагадачьева. Эти события положили конец смуте и разорению государства Российского.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси стали отмечать с середины XII века при благоверном князе Андрее Боголюбском, сыне основателя Москвы князе Долгоруком.

Строительство каменной церкви Покрова в Филях связано с другим историческим событием, теперь уже трагическим.

В 1682 году во время Стрелецкого бунта юный царевич Петр едва не погиб, а два брата царицы Натальи Нарышкиной (матери Петра) Иван и Афанасий были зверски убиты. Чудом спаслись на женской половине братья Лев Кириллович и Мартемьян Кириллович Нарышкины.

По легенде, в этот трагический час Лев Кириллович молился перед фамильным образом Спаса Нерукотворного и дал обет, что возведет храм в его честь. Когда 11 июня 1689 года он получил в дар имение в Филях, то решил исполнить свое обещание и возвел на месте деревянного храма новую каменную церковь Покрова, состоящую из двух храмов: нижней зимней церкви Покрова Божьей матери и верхнего летнего храма — Спаса Нерукотворного. Вот таким образом, он и название сохранил и свой обет исполнил.

Описание

Храм возведен на высоком правом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее речки Хвильки, или Фильки, в том самом месте, где раньше была старая деревянная обветшавшая Покровская церковь. Забавное название «Хвилька» появилось потому, что место впадения реки было низким, болотистым, то есть хвилым, отсюда и произошло название Фили.

Церковь Покрова в Филях строилась с 1690 по 1693 год. Ее архитектор точно не известен, но исследователи полагают, что организатором процесса строительства был зодчий Яков Бухвостов, а генератором идей, архитектуры и автором композиции был сам Лев Кириллович Нарышкин, возможно, при участии юного Петра.

В верхнем храме сохранилась так называемая царская ложа, это небольшой двухъярусный балкон, на котором во время службы должны были стоять сам хозяин усадьбы и, конечно, его венценосный племянник.

Но известно, что Петр не любил находиться на этом балконе, видимо, из-за своего необычного роста. По субботам он приезжал к дяде на пир и оставался на воскресную литургию, во время которой стоял на клиренсе и пел вместе со всеми певчими. Эти клиренсы, находящиеся справа и слева от иконостаса, и сейчас по-прежнему стоят, словно ожидая юного государя.

Поражает изысканность, потрясающая красота храма, его архитектура впитала в себя все европейские стили, которые были в то время. Так, четырех лепестковая композиция характерна для эпохи Возрождения, в то же время постройка имеет много древнерусских черт.

Церковь Покрова в Филях являлась своеобразной капеллой в загородной резиденцией Нарышкина. Лев Кириллович создавал храм-жемчужину, поскольку к нему в гости часто приезжал государь и строение возводилось как визитная карточка имения.

Белокаменный декор, ярусное строение и затейливые виды, богатое внешнее убранство говорили о знатном происхождении, состоянии и добродетели хозяина. Великолепное убранство верхнего храма сохранилось практически полностью. Примечателен старинный дубовый пол, по которому ходил еще сам Петр Первый. Привлекает внимание уникальный свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства.

Но основным убранством храма является пышная резьба иконостаса, созданная живописцем Карпом Золотаревым. Также в работе принимал участие иконописец Кирилл Уланов. Иконостас имеет сложную форму (он сужается кверху, поскольку органично повторяет форму самого храма). Каждая его икона — это произведение искусства со своей историей. К сожалению, не сохранилась икона Спаса Нерукотворного, в честь которого и был освещен верхний храм.

В интерьере храма Спаса Нерукотворного звучит тема царского величия. Например, в образе Архидиакона Стефана написан портрет молодого царевича Петра. Более того, весь местный ряд иконостаса посвящен дому Романовых и самим Нарышкиным.

Храм сильно пострадал во время наполеоновской компании, а также в период Великой Отечественной войны. В 50–60-е годы XIX века проводилась его реставрация.

Адрес

Москва, ул. Новозаводская, 6

Как доехать до церкви Покрова в Филях

Ближайшие станции метро — «Фили» и «Шелепиха». От данных станции около 10 минут пешком. Рядом находятся Поклонная гора и Москва-Сити (около получаса пешком), осмотр этих достопримечательностей можно совместить.

Режим работы церкви Покрова в Филях в 2020 году

Храм открыт для посетителей с определенными ограничениями.

Ежедневно с 8:00 до 19:00.

Стоимость билетов в церковь Покрова в Филях в 2020 году

Действующий храм. Вход бесплатный.

Официальный сайт церкви Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях, расположенная на западе Москвы, построена в самом начале 1690-х гг. в загородной усадьбе боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Филевский храм, объединяющий в себе нижнюю (теплую) Покровскую церковь и верхнюю (холодную)церковь Спаса Нерукотворного, является признанным шедевром нарышкинского стиля. Этот яркий самобытный стиль, сложившийся на переходе от Средневековья к Новому времени и ставший ведущим в русском искусстве рубежа XVII-XVIII вв., своим названием во многом обязан именно филевскому храму. Художественные достоинства памятника, а также уникальная сохранность подлинных интерьеров верхней церкви Спаса Нерукотворного, в иконостасе которой есть иконы Карпа Золотарева и Кирилла Уланова, делают его выдающимся произведением русского искусства раннепетровского времени.

Первый Покровский деревянный храм в Филях с приделом Зачатия Святой Анны согласно документальным свидетельствам был построен в 1619 г. «тщанием государя великого князя Михаила Федоровича». Филевскими землями в то время владел князь Ф.И. Мстиславский. Посвящение храма празднику Покрова связано с важным событием Смутного времени. 1 октября (ст. ст.) 1618 г. войска польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного предприняли штурм стен Белого города Москвы, отбитый русскими войсками. Это событие положило конец смуте и разорению московского государства. Москвичи видели в победе над войском королевича Владислава знак особого покровительства Богородицы. В память об этом событии было возведено несколько Покровских храмов, в том числе в Рубцове, Измайлове и Медведкове. Попадает в этот ряд и филевский храм. 11 июня 1689 г. село Фили было отказано боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, родному дяде царя Петра I по материнской линии.

Важнейшим объектом строительства нарышкинской усадьбы становится новый каменный храм. Предание связывает его возведение с событиями Стрелецкого бунта 1682 г., во время которого от рук стрельцов погибли Иван и Афанасий Нарышкины. Их младший брат Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной в переходах на женской половине, дал обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм с этим посвящением. Через семь лет, получив филевские земли, Лев Кириллович исполняет свое обещание и закладывает новый каменный храм. Поскольку на территории усадьбы уже имелась Покровская церковь, в честь этого праздника освятили нижний, зимний храм. В его алтаре был установлен престол из деревянной церкви. В верхнюю, летнюю церковь была переда на икона Спаса Нерукотворного, ставшая храмовой. Точные сроки строительства каменного храма неизвестны. Все документы погибли в большом пожаре, произошедшем в Филях в 1712 г. Очевидно, работы начались на следующий год после получения Львом Кирилловичем вотчины. Сохранился ряд свидетельств об отделке внутреннего убранства верхней церкви в 1693-1694 гг. Таким образом, можно предположить, что основные работы проводились в 1690-1693 гг. Возведение каменного храма на территории вотчины в конце XVII века было важным событием для владельца. Церковь сразу же становились основной доминантой, лицом усадьбы. Нарышкинский стиль как нельзя лучше подходил для подобных построек, подчеркивая особую значимость домового храма. Репрезентативность, нарядность, торжественность Нарышкинских церквей призваны были выразить знатное происхождение, родовитость феодала, подчеркнуть его богатство и добро детели.

Заказчиками подобных храмов, украшенных дорогим белока менным декором, могли выступать только представители царского дома и знатные вельможи. Само название стиля очень условно и во многом связано именно с церковью Покрова в Филях, а также с другими памятниками, активно возводимыми на рубеже XVII-XVIII веков представителями семьи Нарышкиных. Так, сам Лев Кириллович кроме филевского храма выст роил в своей городской усадьбе церковь Знамения на Шереметевом дворе, декоративное убранство которой имеет много общего с церковью Покрова в Филях. Среди лучших центрических вотчинных храмов 1690-х гг. следует назвать также церковь Знамения в Дубровицах, построенную князем Б.А. Голицыным, храм Смоленской Богоматери в Сафарине, возведенный боярином Ф.П. Салтыковым, и церковь Спаса Нерукотворного в Уборах, построенную стольником П.В. Шереметевым. После воцарения Петра I семья Нарышкиных более других приближается к царскому дому. Идея прославления правящей династии нашла свое отражение во внешнем и внутреннем убранстве храма. Так, кресты на западной и восточной главах церкви увенчаны двуглавыми орлами, а балкончик владельца на западной стене верхнего храма получил название царской ложи. Иконы местного ряда посвящены святым, тезоименитым самому хозяину Льву Кирилловичу и членам царского дома: царю Алексею Михайловичу, вдовствующей царице Наталье Кирилловне и молодым царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Нарышкины принимали активное участие в украшении нового храма. В 1705 г. в нижние окна Спасской церкви были вмонтированы цветные стекла витражи, вывезенные К.А. Нарышкиным из покоренной Петром I Нарвы в качестве трофеев. Витражи были украшены изображениями на библейскую тему, рыцарскими гербами и растительными орнаментами. Делала вклады в церковь и царица Наталья Кирилловна. Петр I пожаловал из казны 400 золотых червонцев на украшение храма.

За три века своего существования филевский храм неоднократно подновлялся. Важной архивной находкой стали обмерные чертежи церкви конца XVIII в. с подписью «Сыман под присмотром Архите Казакова». Благодаря этим чертежам уда лось выяснить, что первоначально храм имел лестницы на один сход с девятигранной формой нижнего марша без парапетов. Они были перестроены и получили сходы на две стороны с парапетами от нижней площадки. Вероятно, чертежи были выполнены между 1775 и 1782 гг. для каких то реставрационных работ, которыми руководил М.Ф. Казаков. В верхней церкви до сих пор сохранились подоконники из искусственного мрамора, часто встречающиеся в постройках мастера. В Отечественную войну 1812 г. филевский храм был разорен французами. Огромный урон храму нанесла Великая Отечественная война 1941-1945 гг. были утрачены все главы и кресты, а также верхний барабан (третий восьмерик). Первоначальный облик храма был воссоздан в результате реставрационных работ, продолжавшихся с перерывами с 1955 по 1980 гг. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е.В. Михайловский и И.В. Ильенко. Первый этап работ был направлен на восстановление фасадов церкви. На этом этапе воссоздали главы и кресты, третий восьмерик, белокаменное лещадное покрытие, детали белокаменного убранства. Фактически на филевском храме отрабатывалась методика реставрации памятников нарышкинского стиля. Прежде всего были выполнены подробные обмеры храма, в результате чего выявлены подлинные детали. Они стали своеобразными маяками для воссоздания недостающих форм.

Остается загадкой, какую окраску первоначально имела церковь. Возможно, она была расписана аспидом под мрамор, как храм Троицы в Троице Лыкове, возведенный в те же годы младшим братом филевского владельца Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиным. Этот памятник имеет много общего с церковью Покрова в Филях, в частности открытые девятигранные лестницы. Самая ранняя покраска филевской церкви в сине-голубой цвет, обнаруженная при реставрации, относится к середине XVIII в. На протяжении следующего столетия церковь красили в желтый и красный цвета. Второй этап реставрации начался в 1971 г., когда памятник был передан Центральному музею древнерусской культуры и искусства. Его главной целью стало восстановление интерьеров. В нижней Покровской церкви в связи с почти полной утра той первоначального убранства были восстановлены детали декора XVIII и XIX вв. Важные работы провели в верхнем храме. Больших усилий потребовало восстановление резьбы иконостаса, царской ложи, клиросов и киотов. Новые детали не золотили, чтобы было легче отличить их от подлинных. Первоначально интерьеры нижнего и верхнего храмов не были расписаны, за исключением свода летней Спасской церкви. Там было восстановлено изображение Новозаветной Троицы в окружении девяти чинов ангелов. При реставрации верхнего храма в западной экседре оставили позднюю роспись середины XIX века. Благодаря многолетнему кропотливому труду реставраторов великолепному памятнику нарышкинского стиля был возвращен первоначальный облик, он фактически обрел вторую жизнь.

По изысканности силуэта, гармоничным пропорциям объемов и качеству исполнения белокаменных деталей церковь Покрова в Филях одна из лучших среди усадебных храмов своего времени. Памятник представляет собой центрическое сооружение, в котором объединены нижняя теплая церковь, верхний холодный храм и колокольня. Попасть на колокольню можно по лестнице, идущей внутри стен верхнего храма. Постройка имеет крестообразный план. К основному четверику с четырех сторон примыкают полукруглые экседры, северная и южная из которых чуть меньше по размеру, чем западная и восточная. Первый этаж окружен открытой галереей гульбищем на аркадах. План второго этажа в общих чертах повторяет контуры первого. В верхний храм можно попасть с галереи, на которую ведут три лестницы с северной, западной и южной сторон. В восточной экседре, внешне ничем не отличающейся от остальных, помещается алтарь. Основной объем верхнего храма представляет собой композицию «восьмерик на четверике». Он окружен меньшими по высоте лепестками экседр, увенчанными главами, и завершен двумя открытыми восьмериками звона, несущими центральную главу.

Сложную объемно пространственную композицию, носящую ярко выраженный пирамидальный ярусный характер, прекрасно дополняет пышное белокаменное убранство. Резные детали отмечают все грани и акцентируют узловые моменты композиции, выявляя структуру здания. Основные объемы памятника отмечены колоннами большого ордера. Все окна, кроме восьмигранных в четверике, имеющих строгие филенчатые обрамления, фланкированы колонками, играющими роль малого ордера. Фронтоны наличников окон каждого яруса имеют разную форму, причем их нарядность нарастает по вертикали. Самые пышные наличники окон восьмерика завершены двойными коронообразными фронтонами с пальметтами раковинами в завершении. Нижний ярус образуется галереей гульбищем, парапеты которого украшены ширинками с вставками и фиалами бобышками. Горизонталь каждого следующего яруса подчеркнута фигурными белокаменными аттиками, так называемыми «петушьими гребнями».

При внешней монументальности здания его внутреннее пространство невелико и соответствует назначению вотчинного домового храма, рассчитанного на приватное моление представителей одной семьи. В западноевропейской архитектурной традиции подобная идея воплощена в фамильных капеллах, стоящих отдельно или примыкающих к городскому собору. Четверик нижнего храма перекрыт сомкнутым сводом, экседры полукупольными. Центральное пространство верхнего храма значительно вытянуто по высоте. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью ступенчатых тромпов, как это было принято в шатровых вотчинных храмах, которым ярусные церкви нарышкинского стиля пришли на смену. Прекрасно сохранившееся внутреннее убранство верхнего храма Спаса Нерукотворного поражает своим великолепием. На восточной стене помещен девятиярусный резной иконостас с иконами, выполненными придворными мастерами. Практически не пострадали от времени резные клиросы и подлинный дубовый пол. На западной стене расположена царская ложа балкончик для владельца храма. По своим формам она напоминает епископские кафедры католических костелов, но расположена на месте органа и играет роль владельческих хор древнерусских храмов.

Общая высотность здания, подчеркнутая пирамидальность объемно пространственной композиции, открытые галереи гульбища, граненые формы, а также обилие колонок, фиалов бобышек, пышные разорванные фронтоны окон, пальметты ракушки, «петушьи гребни» станут впоследствии отличительными особенностями храмов нарышкинского стиля, для которого церковь Покрова в Филях является классическим памятником. Формирование нарышкинского стиля, пришедшего на смену «московскому узорочью», началось в первой половине 1680-х гг. Расцвет нового стиля, про существовавшего в русской архитектуре всего около трех десятилетий, приходится на 1690-е гг. Его основными характеристиками стали выработка новых типов храмов и новой декоративной системы. Нарышкинский стиль очень эклектичен по своей природе. Памятник гармонично соединяет в себе множество всевозможных новаций с уже известными русскому зодчеству формами. Сохраняет филевская церковь и традиционное пятиглавие, но в измененном варианте. Боковые главы, венчающие экседры, сильно пони жены по отношению к центральной и расположены не по диагонали, как было принято в русском зодчестве, а по сторонам света. Подобное расположение глав, связанное с украинскими памятниками, получило название «украинского». План церкви центрической четырехлепестковой формы (так называемый тетраконх или квадрифолий) был очень популярен в Европе в эпоху Возрождения. Автор филевского иконостаса Карп Золотарев был послан царем Федором Алексеевичем на Украину для выполнения об мерных чертежей храмов. Среди других городов он посетил и Нежин. В архитектуре церкви Покрова в Филях, кроме четырехлепесткового плана и «украинского» пятиглавия, наблюдается характерное для украинского зодчества господство граненых форм (восьмерики центральной башни, граненые бараба ны глав и окна восьмигранной формы на фасадах четверика). На выбор заказчика, пожелавшего построить центрический храм, могли повлиять архитектурные формы храма октаконха Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре. Он был возведен в 1514-1517 гг. итальянским зодчим Алевизом Новым, а затем перестроен Нарышкиными на рубеже 1680-1690-х гг. После Стрелецкого бунта в монастыре были захоронены братья Иван и Афанасий, и обитель становится усыпальницей рода Нарышкиных.

Новая система декоративного убранства, украшающая стены филевского храма, также эклектична. Она формировалась параллельно с выработкой центрических ярусных композиций. Строительная практика конца XVII века легко допускала разделение труда каменщиков и резчиков по камню. Важную роль в формировании белокаменного декора сыграли белорусские резчики, с середины XVII века выполнявшие в России деревянные иконостасы. Многие мотивы нарышкинского декора появились вначале на иконостасах «белорусской рези», а затем пере шли из них на фасады зданий. Еще одним важным источником новых форм стали гравюры с архитектурными видами и прорисовками отдельных деталей нидерландских печатных изданий. Отсюда заимствовали архитектурные (колонки, балюстрады, фиалы, пальметты раковины и т.д.)и орнаментальные (картуши, гирлянды с цветами и фруктами и пр.) мотивы. Описания библиотек конца XVII века содержат сведения о книгах «резных и фигурных образцов». В белокаменном убранстве церкви Покрова в Филях использованы лишь архитектурные мотивы, что придает ее внешнему облику особую лаконичность и завершенность. Белокаменное убранство филевского храма было тщательно продумано, и каждая деталь заняла заранее отведенное ей место. В отличие от пышной объемной резьбы иконостаса, изобилующей картушами, растительными мотивами, гирляндами из плодов и фруктов, белокаменная резьба фасадов носит достаточно плоский силуэтный характер. Самой вырази тельной деталью являются «петушьи гребни», которые восходят к популярным в ренессансных памятниках Польши гребням. Основной феномен нарышкинского стиля заключается в том, что при всей их эклектичности памятники производят целостное и гармоничное впечатление. Компиляция разных источников (многобашенные украинские храмы, ренессансные капеллы, шатровые церкви и церкви «иже под колоколы») привела к выработке оригинальных объемно пространственных решений. Новый тип храма прекрасно дополняла новая система декоративного убранства с неменее сложной «национальностью», вобравшей в себя североевропейский маньеризм, польский Ренессанс и барочную резьбу белорусских иконостасов. Не имеющие классической выучки мастера вольно обращались с образцами, легко их интерпретируя. В результате родился новый образ храма, яркий и запоминающийся, выражающий идею процветания, величия и могущества зарождающейся Российской империи.

Взято из журнала «Архитектура. Строительство. Дизайн»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *