Чтобы посмотреть две оригинальные церкви Смоленской области, мы отправились в Хиславический район. Церкви эти уже давно полуразрушены, но, как мы убедились, и руины могут быть живописны. Первой мы увидели церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Черепово. По ассоциации сразу вспоминается Италия, Рим, античный театр Марцелла и Колизей. Круглая форма сооружения создаёт впечатление гармоничности и уравновешенности, и даже сегодня руины церкви поражают монументальностью.
1. Масштабы, конечно, не римские, но по отношению к окружающим пейзажам и постройкам выглядит церковь величественно и грандиозно.
2. Поблизости видны деревенские домики, но сельских жителей — ни души…
3. Эпоха классицизма в России (вторая половина XVIII — начало XIX в.) стала особым периодом и для культового зодчества. В этот период в России были построены совершенно особенные храмы-ротонды. Ведь эта форма не отвечала православной обрядности и русским традициям храмостроения. В строительстве сельских храмов западные мастера, как правило, не участвовали. По мнению некоторых специалистов, можно говорит об уникальном явлении в русском храмовом зодчестве. Русский ротондальный храм стал практическим воплощением стремления к идеальным формам, соединяющим в себе техническое и художественное совершенство, кроме того круг всегда имел сакральное значение. Об одном храме-ротонде этого периода (архитектор Бове) я недавно рассказала.
4. Село Черепово отмечено на карте Смоленской губернии с 1773 года. В середине XIX века село уже упоминается как принадлежащее графу Салтыкову — здесь 22 двора, 158 жителей, две церкви, лесопильный завод. Как ни странно, это небольшое село вошло в историю России. В августе 1862 года здесь произошло восстание крестьян окрестных деревень, которые не хотели выходить из крепостного состояния на условиях, сформулированных в «Положениях 19 февраля 1861 г.» и добивались новой «царской воли», по которой надеялись получить полное освобождение из-под власти помещика и сохранения дореформенного надела с прирезкой. Восстание в череповской вотчине было одним из крупных выступлений крестьян России в этот период. В Черепово прибыл сам губернатор и две роты солдат, которые подавили выступление крестьян.
5. Храм стоит на открытом месте у края села, недалеко от дороги Смоленск — Хиславичи. Здание господствует в сельском пейзаже благодаря своей монументальности. Церковь выстроена на средства помещика З.Я. Малышева в 1824 году (по другим данным в 1827 году). В композиции церкви доминирует многоярусная ротонда храма (диаметр более 22 м, высота около 30 м).
6. Это вид на церковь с другой стороны.
План Покровской церкви даёт представление о сложном внутреннем устройстве ротонды.
Богослужения в череповском храме продолжались до 1940 года. Судя по сохранившейся немецкой фотографии 1942 года, была разрушена только колокольня и снята кровля. Свод храма сильно пострадал во время артобстрелов при отступлении немцев. Уже после войны его несколько раз пытались взорвать, но все стены и значительная часть свода уцелели. Вследствие сильных повреждений и из-за попыток разобрать стены храма произошло его разрушение до современного состояния руин.
Фото сделано 16 июня 1942
7. Архитектор проекта храма неизвестен. Ранее считалось, что это петербургский архитектор, но проведённые исследования показали, что проект может быть и московским. При финансировании работ ощущался столичный размах. В некоторых источниках фигурирует общий бюджет строительства 300 тыс. руб., что может соответствовать 84 тыс. руб. серебром. Основные средства на возведение церкви выделил помещик Захарий Яковлевич Малышев, который, по преданию местных жителей, скончался во время первого колокольного благовеста при её освящении. Благотворителя похоронили у стен храма, по другим данным — в самом храме, а у западного входа установили его бронзовый бюст, который ещё видели старейшие жители села.
8. Двусветный ротондальный объем храма увенчан световой ротондой, внутри опирающейся на четыре мощных пилона. Ротонда небольшим переходом соединена с колокольней.
13. Стены нижней ротонды расчленены на 24 части пилястрами композитного ордера, между которыми размещены окна первого и второго света или повторяющие их ниши.
15. Световой барабан-ротонда имеет в верхней части 16 окон, а в нижней — глубокие ниши, ранее закрытые конической кровлей.
17. Обойдём вокруг церкви.
19. Очень трогательно выглядывает грустная рябинка в проёме окна ротонды.
20. Вид на нижний ярус ротонды снаружи.
24. Продолжаем осмотр руин внутри церкви, входим через колокольню. По всей длине проложен деревянный помост, по которому можно пройти в ротонду.
29. Лестницы на хоры в боковых стенах нижнего яруса колокольни разрушены.
30. Проходим в небольшую трапезную. Когда-то вдоль боковых стен стояли колонны, которые указаны на плане.
31. В проёме видна современная часовня.
34. Впереди — ротонда…
35. И вот мы в ротонде, после небольшой трапезной пространство ротонды кажется очень просторным, наполненным солнечным светом и устремленным ввысь.
38. Взглянем из ротонды на колокольню.
39. Световой барабан ротонды поддерживают мощные внутренние пилоны с перекинутыми между ними подпружными арками. Ранее над арками проходила круговая галерея. Из центрального объема арки ведут в боковые приделы.
40. Ранее боковые и западный сегменты ротонды были двухэтажными. Углы пилонов оформлены пилястрами, а внутренние поверхности арок украшала лепнина, остатки которой ещё можно разглядеть со стороны южного придела.
45. Решение о восстановлении церкви было принято в 2013 году, проведена расчистка завалов, для служб была поставлена бытовка, впоследствии превращённая в часовню.
Электронная версия реконструкции храма Покрова Пресвятой Богородицы представлена на сайте церкви www.cherepovo.ru. Предполагается, что храм выглядел примерно так:
Источник информации и фото реконструкции с сайта www.cherepovo
Статья о ротондальных храмах России
Tags: Смоленская область, Черепово, классицизм, церкви