Церковь секта

Церковь сегодня

Обещанное возвращение истины

Во время Великого отступничества люди жили в духовном мраке. Спустя примерно 1700 лет после Христа люди стали все больше интересоваться истиной о Боге и религией. Некоторые из них понимали, что Церкви, которую основал Иисус, больше нет на Земле. Некоторые признавали отсутствие откровения и истинной власти от Бога. Настало время восстановить истинную Церковь Иисуса Христа на Земле. Это время было предсказано в Священных Писаниях, которые пророчествовали об утрате истины, а затем – ее восстановлении (см. Деяния 3:20–21; 2-е Фессалоникийцам 2:3). Это восстановление истины также стало исполнением обещания Господа, записанного в Ветхом Завете: «Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно» (Исаия 29:14).

Еще один Пророк, призванный Богом

Весной 1820 года рядом с Пальмирой, штат Нью-Йорк, произошло одно из важнейших событий в мировой истории. Юноша Джозеф Смит желал узнать, какая из церквей была истинной Церковью Иисуса Христа. Он отправился в рощу недалеко от своего дома и принялся смиренно и сосредоточенно молиться Небесному Отцу, стремясь узнать, в какую церковь ему следует вступить. В то утро произошло чудесное событие. Джозефу Смиту явились Небесный Отец и Иисус Христос. Спаситель велел ему не присоединяться ни к одной церкви, потому что истинной Церкви на Земле не было.

Это событие стало началом восстановления истины и власти Бога через Пророка. Джозеф Смит был призван участвовать в работе по восстановлению истинной Церкви Иисуса Христа. С этого времени Небеса остаются открытыми. В наши дни продолжают приходить откровения через Пророков, избранных Богом.

Возвращение ключей и власти

Бог снова даровал людям священство. Иоанн Креститель явился в 1829 году, чтобы посвятить Джозефа Смита и Оливера Каудери в священство Аароново (см. У. и З. 13; 27:8). Позднее, в течение того же года, явились Петр, Иаков и Иоанн, составляющие Президентство Церкви в прежние времена, и передали Джозефу и Оливеру священство Мелхиседеково, передав им также ключи Царства Божьего (см. У. и З. 27:12–13).

Позднее другими небесными вестниками – Моисеем, Елиясом и Илией – были восстановлены дополнительные ключи священства (см. У. и З. 110:11–16). Благодаря этим событиям священство вернулось на Землю. У современных нам носителей священства есть власть проводить таинства, например, крещение. Они также наделены властью руководить Царством Господа на Земле.

Церковь Христа организована вновь

6 апреля 1830 года под руководством Спасителя на Земле снова была организована Его Церковь (см. У. и З. 20:1). У Джозефа Смита, получившего ключи священства, была вся власть для этого. Во время земного служения Христа Его Церковь называлась Церковью Иисуса Христа, а ее члены – «Святыми». Сейчас, в более поздний период времени, Его Церковь носит название Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (см. У. и З. 115:4).

Джозеф Смит был поддержан голосованием в качестве Пророка и «первого старейшины» Церкви (см. У. и З. 20:2–4). Позже было организовано Первое Президентство, и он был поддержан в качестве Президента Церкви. В первое время после организации Церкви было заложено лишь ее основание. Сама организация развивалась по мере роста Церкви.

Церковь быстро росла, и вскоре в ней появились те же чины, что и в древней церкви, то есть Апостолы, Пророки, Семидесятые, евангелисты (патриархи), пасторы (председательствующие должностные лица), первосвященники, старейшины, епископы, священники, учителя и дьяконы.

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА

Квазиденоминация

Организация также известна под названием «Бостонское движение».

I. Основные данные

1. Основатель: Кип Мак-Кин (Kip McKean)

В 1979 году в небольшую протестантскую общину американского города Бостона был назначен молодой пастор Кип Мак-Кин. Большая часть прихожан покинула общину, когда Мак-Кин начал вместо Евангелия проповедовать собственное учение, однако некоторые поверили ему и остались. Вскоре к общине примкнули новые последователи. Среда для его проповедей оказалась весьма благоприятной и за 10 лет существования общины число последователей Мак-Кина выросло в несколько тысяч раз. Амбиции Кипа Мак-Кина четко просматриваются в его проповедях: «Время не бояться сказать: Я человек Бога! Я несу слово Бога. И это мое послание – послание Бога».

2. Время основания:

1979 г.

3. Место основания:

г. Бостон, штат Массачусетс, США

4. Регион распространения:

В настоящее время движение распространилось по всему миру. Большинство последователей в США.

«Церковь Христа» также действуют в России, на Украине, в Белоруссии и Эстонии. Наиболее многочисленные общины – в России и на Украине (около 6 тысяч членов).

В Санкт-Петербурге численность общины никогда не превышала 600 человек. Организованная в июле 1992 года (15 человек), к концу 1993 она выросла до 600 человек, и затем прекратила свой рост.

5. Местонахождение руководящего центра:

г. Бостон, штат Массачусетс, США

В России: Главный офис «Московской Церкви Христа» находится в Москве на Каширском шоссе.

6. Организационная структура:

Общины построены по «пирамидальному» принципу:

Первичная ячейка «Церкви Христа» – «беседа» (от 3-х до 10-и человек). Периодически проводятся слияния и разукрупнения «бесед». Непосредственной задачей этой группы является проведение 1 – 2 раза в неделю бесед о Библии (отсюда название). Члены одной «беседы» или учатся вместе, или живут недалеко друг от друга. Во главе «беседы» стоит «лидер беседы». Он – наставник, ему можно доверить все. Он же осуществляет контроль за жизнью подопечных: посещаемостью общих собраний, усердностью в изучении Библии, активностью миссионерской работы, следит за «духовным ростом». У «сестер» имеется свой лидер.

Три-четыре «зоны» составляют «сектор» (около 100 человек). «Сектор» арендует зал для воскресной проповеди и будничных собраний. Лидер «сектора», ведущий также и «зону» и «беседу», – основной духовный авторитет для членов «сектора». Он ведет уроки по Библии «только для учеников» и проповедует по воскресеньям. Ему обычно сопутствует лидер женщин.

Вся система построена на отношениях ученик – лидер. Ученики ответственны перед лидером за каждый свой шаг. Этим достигается контроль над каждым членом организации и поддерживается строгая дисциплина.

7. Базовая литература:

Члены «Церкви Христа» утверждают, что основывают свое учение исключительно на Библии. Однако в действительности авторитет «наставников» имеет для них большее значение, чем Св. Писание.

Практическим руководством в «христианской жизни» служит книга «Первые принципы».

8. Периодические издания:

Данных нет

9. Другие средства массовой информации:

Ежемесячно в США выпускается видеожурнал новостей «KNN».

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

протестантизм

2. Краткое изложение учения:

Целью «Церкви Христа», по словам ее руководителей, является «при жизни одного поколения осуществить евангелизацию всей планеты и возродить христианство в том виде, в каком оно было в 1-м веке».

Как и большинство подобных групп, «Церковь Христа» утверждает, что только она правильно интерпретирует Св. Писание и в точности следует заветам Спасителя. Само учение «Церкви Христа» весьма размыто. Большинство рядовых членов организации и даже «лидеров» не в состоянии его сформулировать. Такую расплывчатость доктрины приверженцы «Церкви Христа» объясняют тем, что их церковь все еще находится в процессе становления. Слово «богословие» как и слово «религия» имеет в «Церкви Христа» негативный оттенок. Эти понятия противопоставляются «живой вере», которая «не нуждается в учениях».

В основе доктрины «Церкви Христа» лежит понятие «ученик». Особо подчеркивается, что название «христианин» применительно к последователям Иисуса Христа появилось сравнительно поздно, через 7 лет после Вознесения Христа. (Это описано в книге Деяний 11, 26: «и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами»). В то же время считается, что само понятие «христианин» в значительной мере скомпрометировано представителями традиционных Церквей, которые носят имя христиан, но живут «не как ученики». В представлении «Церкви Христа», чтобы «быть учеником» необходимо:

  • немедленно оставив все, противное Богу, следовать за Христом;
  • быть ловцом душ (то есть приводить людей ко Христу);
  • отрекаться от себя ради Христа;
  • любить Христа более, чем свою собственную жизнь;
  • любить своих братьев и сестер;
  • молиться Богу, прося у Него поддержки во всем;
  • креститься самому и крестить других учеников;
  • идти и обращать все народы.

На этих, по сути вполне христианских требованиях, руководство «Церкви Христа» часто спекулирует, оказывая давление на рядовых членов. Например, призыв «отрекаться от себя ради Христа» может на деле означать требование ограничить себя в еде, отдыхе и свободном времени для того, чтобы постоянно распространять учение «Церкви Христа», а следование принципу «любить своих братьев и сестер» может вылиться в требование публично исповедовать перед ними грехи.

В действительности понятие «ученик» имеет в «Церкви Христа» весьма специфический оттенок. «Ученик» не самостоятелен и слаб, поскольку не имеет ни знаний ни опыта – он только учится, находясь в послушании у старших. Само слово «ученик» в отличие от «христианин» подчеркивает подчиненное положение рядовых членов «Церкви Христа». Полная покорность авторитету лидеров (которые сами, как правило, не обладают достаточным духовным опытом) выдвигается в качестве условия духовного роста. По словам одного из проповедников «Церкви Христа» Эла Бэйрда: «Мы подчинены и послушны нашим лидерам, даже если они не во всём уподобились Христу…», другой видный деятель «Церкви Христа» Джо Гэрмон заявил следующее: «Мы становимся подобными Иисусу, когда мы принимаем над собой власть… Иисус подчинился не только Отцу, но даже грешному человеку».

«Ученикам» внушается мыс ль о том, что христианская жизнь есть ничто иное как следование правилам, установленным в «Церкви Христа». Другого христианства просто не существует и не может быть, поскольку члены других церквей «живут не как ученики» и, следовательно, не являются истинными христианами и не могут рассчитывать на спасение.

Правила, существующие в «Церкви Христа», таким образом, воспринимаются как установленные Самим Богом и их нарушение считается грехом. В частности, «грехом» объявляется:

  • пропуск собрания группы или других мероприятий без уважительной причины;
  • невыполнение требования об обязательном приведении на собрание 2-х «гостей» каждую неделю;
  • критика в адрес лидеров или учения Церкви Христа;
  • посещение собраний в другой церкви;
  • неразрешённое лидером свидание с девушкой, тем более если она не из «Церкви Христа» и т. п.

Человек, приходящий в «Церковь Христа», сразу попадает в ситуацию «конвейера», когда активная деятельность, которой заняты все (привлечение новых членов, постоянные встречи, собрания и т. п.), полностью захватывает его, не давая опомниться, и вынуждает быстро приспосабливаться к общему ритму. Выйти из этого ритма уже сложно, тем более, что в представлении последователей «Церкви Христа» только такая жизнь может считаться «христианской», т. е. единственно правильной.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Характерной особенностью «Церкви Христа» является детально проработанная система психологического давления на членов общины и на всех, кто попадает в орбиту их миссионерской деятельности. Это давление носит как личный, так и групповой характер. Используются такие методы как навязчивость, лишение свободного времени, ограничение сна, плохое питание, внушение комплекса вины. Вступающие в «Церковь Христа» обязаны прервать близкие отношения с представителями противоположного пола, даже в том случае, если в них, с нравственной точки зрения, нет ничего предосудительного. Даже придерживаясь чистоты в подобных взаимоотношениях, мужчина, будучи в «церкви», не может иметь невесту «из мира». То же касается женщин.

В «Итоговом заявлении» Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России» (16 – 20 мая 1994 г., Москва) записано: «Крайняя нетерпимость и стремление поставить всю жизнь своих адептов под ежеминутный и тотальный контроль, характерные для этого движения, понуждают нас признать, что способ функционирования этой организации скорее затрудняет принятие Евангелия, чем служит его подлинному распространению».

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В 1981 году руководство «Церкви Христа» выработало план евангелизации населения Земли в течение жизни одного поколения. Этот план предусматривал создание «Церквей Христа» в каждой стране. В рамках его реализации в 1982 году был организован первый филиал за пределами США, в Лондоне. К июлю 1994 года число последователей Мак-Кина в 63 странах мира составило свыше 87 000 человек (156 общин), а к концу 1995 г. в 89 странах имелось уже 242 общины, насчитывающие 118 000 прихожан. На апрель 1996 г. количество членов «Церкви Христа» в Москве составило 2245 человек, по всей России – 12300 человек.

Успех «Церкви Христа» объясняется, прежде всего, сочетанием крайне примитивного толкования христианства с психологически агрессивными методами воздействия на членов «церкви» и потенциальных неофитов. Цель этого воздействия на деле состоит не в обращении души к Богу, а в подавлении критического чувства и сведении к минимуму мыслительных способностей человека. Идея примерно такова: чтобы спастись, надо как можно больше слушаться и как можно меньше думать. К сожалению, многие люди, знающие христианство поверхностно, разделяют подобную точку зрения. Они и составляют основной контингент последователей Кипа Мак-Кина.

Впрочем, в истории «Церкви Христа» не всегда все было гладко: за радикализм ей было официально запрещено действовать в университетах США и Великобритании.

2. Современная деятельность

«Церковь Христа» осуществляет широкую и агрессивную миссионерскую деятельность. Ее приверженцы обычно подходят к прохожим на улицах или в метро и завязывают разговор с таких вопросов, как «Верите ли Вы в Бога?», «Можно ли Вас пригласить на проповедь?» и т. п. В случае, если человек хоть немного заинтересовался, его приглашают на проповедь. На собрании он сразу же попадает в атмосферу внимательного отношения, теплоты и заботы. Всеобщая вовлеченность усиливается поощрением творческой активности: проповеди сопровождаются концертами самодеятельности.

Атмосфера среди собравшихся нагнетается периодическими выкриками из зала: «Давай, брат!», «Давайте, братья и сестры, мы с вами!» При этом импульсивная, подчас истеричная, речь проповедника доводит аудиторию до экстатического состояния. Зал отвечает беспорядочными восклицаниями: «Аминь!», «Аллилуйя!» Постепенно всех присутствующих охватывает истерия, и новичок невольно вовлекается в общее настроение.

«Церковь Христа» зачастую действует и через различные общественные объединения. Ей, в частности, принадлежит благотворительная организация «Hope» («Надежда»).

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Новые религиозные организации России оккультного и деструктивного характера. Справочник. Белгород, 1997;
  2. Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ, Белгород, 1996;
  3. Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека» (Санкт-Петербург, 11 – 12 января 1996 г.) // Миссионерское обозрение (Белгород), 1996 г., №3;
  4. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник / Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность – 8». Выпуск 28. М., 1996;
  5. «Московская Церковь Христа» // Татьянин День (газета общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ), 1995 г., №5;
  6. Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности / Материалы к семинару 11 марта 1996 г., Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского. 1996 г., Информационный бюллетень №1.

Ю. Д.

Международные Церкви Христа

Служба прославления Международной церкви Христа

Классификация

внеконфессиональная церковь

Ассоциации

НАДЕЖДА в мире, книги IPI

Область, край

По всему миру (145 стран)

Разлуки

Международные христианские церкви

Официальный сайт

Международные Церкви Христа

Международные Церкви Христа (МЦХ) является органом сотрудничающими религиозно консервативными и расово интегрированных христианских общин. Начиная с 30 членов, они выросли до 37 000 членов за первые 12 лет. В настоящее время их насчитывается более 128 тысяч. Официальный разрыв с основными Церквами Христа был сделан в 1993 году с организацией Международных Церквей Христа. МЦХ считает, что вся Библия — это вдохновенное Слово Бога.

Это семья церквей, проживающих примерно в 145 странах. Они считают себя неконфессиональными. Они структурированы с целью избежать двух крайностей: «чрезмерно централизованной власти» с одной стороны и «отключенной автономии» с другой. В 2000 году она была описана как «быстрорастущая христианская организация, известная своим агрессивным обращением в веру студентов колледжей» и как «одна из самых неоднозначных религиозных групп в университетском городке». Самая большая община, Церковь Христа в Лос-Анджелесе, насчитывает более 6000 членов. Самая крупная церковная служба прошла в 2012 году в Центре AT&T в Сан-Антонио, штат Техас, во время Всемирного саммита ученичества, на котором присутствовало 17 800 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *