Церковь спаса в Москве

Место расположения храма: Имеретинская низменность. Олимпийский парк.

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

В Сочи расписывают храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя

Богослужение в храме Нерукотворного Образа Христа Спасителя

История возникновения храма Спаса Нерукотворного берет начало с небольшого вестибюля второстепенного корпуса в одном из сочинских санаториев. К руководству этого санатория пришли новые люди, которые попросили священника очистить помещение.

Община некоторое время скиталась, пока не появилась возможность строительства в тихой зоне частной застройки. Именно здесь, на окраине Сочи, дедушка послушника настоятеля написал завещание, по которому фамильная земля отошла приходу. Началось строительство комплекса с приютами, храмами. И строительство пошло достаточно быстрыми темпами. 4 июля 2007 года в Гватемале Сочи объявляется столицей Зимней Олимпиады и под окнами строящегося монастырского комплекса начинается активное строительство: ведь здесь, в Имеретинской низменности, грядут в ближайшие годы Олимпиада, Формула 1, Чемпионат мира по футболу. Тогда пришла мысль построить и главный храм комплекса. По благословению настоятеля прихода архимандрита Флавиана, архитектура проектируемого храма представляет собой копию храма иконы Божией Матери «Милующая» в Санкт-Петербурге знаменитого архитектора А. В. Косякова. Поскольку участок под строительство был недостаточно велик и в связи с необходимостью размещения нескольких групп помещений, храм был поднят на двухэтажный стилобат. Благодаря этому, храм не затерялся в окружающей застройке, а стал логическим завершением, доминантой всего комплекса приюта Иоанна Предтечи.

Здание храма представляет собой комплекс: в первом уровне стилобата предусмотрены помещения для экспозиций, двусветная трапезная со сценой и подсобными помещениями, многофункциональный актовый зал – амфитеатр.

Храм вписался в развитие района (а все окружение монастырского комплекса попало под снос с переселением) в т. ч., в проектируемые дорожные развязки. Одна из эстакад, перед направлением непосредственно в Олимпийский парк, буквально «обнимает» храм Спаса Нерукотворного.

Построили и расписали храм в рекордные сроки – за 2 года и 2 месяца.

Президент России Владимир Владимирович Путин в 2014 году встречал Рождество именно в этом храме. Здесь же Патриарх Кирилл 6 февраля 2014 благословил спортсменов России, Украины, Белоруссии и Молдовы перед выступлением на Олимпиаде.

Известное с начала XVII века как владение Лариона Сумина, село Спасское-Манухино с 1673 года принадлежало Артамону Сергеевичу Матвееву – знаменитому государственному деятелю и приемному отцу второй супруги царя Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны Нарышкиной. Создав на Сетуни свою усадьбу, он построил вместо имевшейся деревянной каменную церковь Спаса Нерукотворного Образа в 1673–1676 годах, четверик которой вместе с поздними трапезной и колокольней существует сегодня.

Основная часть храма выдержана стилистике второй половины XVII века: пятиглавый четверик, увенчанный горкой кокошников с двумя рядами окон и входными порталами с севера и с юга. Фасады украшены белокаменной резьбой и пышными оконными наличниками. Кроме того, наличники украшены лучами, исходящими из их верхних частей – прием, характерный для ряда храмов 1680-х годов и знаменующий переход к нарышкинскому барокко. Подобные наличники существовали на церкви Рождества Богородицы в Бутырской слободе, храме Троицы Живоначальной в Останкино, церкви святого Николая Чудотворца в Хамовниках и некоторых других. Впечатление еще более усиливают полихромная раскраска деталей фасадов и глазурованные изразцы на барабанах глав. Первоначально церковь соединялась крытым переходом с домом Матвеева, который присутствовал на богослужениях в своей личной ложе, размещенной в западной стене четверика.

В 1809 году была проведена первая серьезная перестройка храма: он получил новую колокольню и трапезную, в которой на средства купца Г.А. Кирьянова создан придел во имя его святого покровителя – преподобного Григория Декаполита. Второй придел в трапезной во имя святого Николая Чудотворца появился в 1850 году на пожертвования А.Г. Добровольской. Наконец, в 1902 году по проекту архитектора В.Ф. Жигардловича построены существующие трапезная и колокольня, выдержанные в псевдорусском стиле и повторяющие некоторые мотивы основной части храма.

Выдержав попытки уничтожения в 1930-х годах, церковь оказалась закрыта осенью 1941 года, тогда же срублены ее главы – власти объявили, что они могут служить ориентиром для немецкой авиации. После войны разоренное и лишенное убранства здание церкви было превращено в гальванический цех завода цветного литья. Начатая в 1968 году реставрация в дальнейшем несколько раз останавливалась, а само здание оказалось брошенным. Лишь в 1989 году в храме возобновились богослужения и продолжились реставрационные работы. У алтаря церкви расположено кладбище, на котором есть старинные белокаменные надгробия, там же находится фамильное захоронение Сабашниковых с могилой знаменитого книгоиздателя начала ХХ века С.В. Сабашникова.

Село Вороново Московского уезда получило своё название по имени вотчинника боярина Волынского, который имел прозвище Вороной. В конце ХVI — начале ХVII века эти земли принадлежали Александру Ивановичу Волынскому, потомку знаменитого Дмитрия Михайловича Боброка, соратника благоверного князя Дмитрия Донского по Куликовской битве. Дочь Александра Ивановича, Марфа приняла монашеский постриг и передала село Вороново во владение Троице-Сергиеву монастырю. В 1627-1628 годах село состояло из двора приказчиков, двух людских дворов, 16 крестьянских и бобыльских. Была и деревянная церковь клетского типа, освящённая в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В 1640 году окольничий Фёдор Васильевич Волынский выкупил село у монастыря. В начале ХVIII века, когда Вороновым владел известный государственный деятель Артемий Петрович Волынский (1689-1740), на месте старой церкви возвели новую, тоже деревянную, и освятили её в честь Спаса Нерукотворного Образа. Хозяин усадьбы, начав продвигаться по карьерной лестнице ещё при Петре I, прошёл путь от посланника в Персии, губернатора Астрахани и Казани и стал кабинет-министром при императрице Анне Иоановне. Недовольный засильем при дворе курляндских немцев Э. Бирона и А. Остермана, гордый и честолюбивый Волынский невольно попал в кружок «конфидентов», которые сочиняли «Генеральный проект поправления государственных дел». Этим и не преминули воспользоваться немцы, доложившие царице о государственном заговоре. В начале следствия Артемий Петрович просил его помиловать. Но когда дело дошло до застенка и дыбы, он не рыдал, не стоял на коленях, не оговаривал невинных и даже стремился выгородить «конфидентов», взять их вину на себя. 20 июня 1740 года созванный императрицей Анной суд приговорил бывшего кабинет-министра к смертной казни. Всё его имущество конфисковали, дочерей Анну и Марию насильно постригли и сослали в дальние сибирские монастыри. Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году с Анны и Марии сняли монашество, они вернулись в Москву и даже получили часть имущества отца. Мария в 1748 году вышла замуж за графа Ивана Илларионовича Воронцова (1719-1789). Получив в приданное Вороново, он занялся его благоустройством, заказав проект усадьбы известному архитектору Карлу Ивановичу Бланку (1728-1793).

Архитектор не только спроектировал каменный Спасский храм с колокольней, но перестроил усадебный дом, распланировал регулярный парк с павильонами, возвёл сохранившийся до наших дней парковый павильон «Голландский дом» — образец бюргерской архитектуры Европы ХVIII века. Каменная церковь с двумя приделами была построена к 1762 году; 16 августа 1763 года она была освящена архиепископом Крутицким Амвросием (Зартис-Каменским). Спасская церковь и колокольня играли важную доминирующую роль во всей усадьбе. Широкая проходная арка в нижнем ярусе колокольни придавала ей значение парадного входа на территорию храма. Церковь была рассчитана не только на владельцев усадьбы. На богослужения собиралась многочисленная дворня, крестьяне села Вороново и ближайших деревень. Стоявшую у дороги церковь посещали и проезжающие. После смерти графа И. И. Воронцова усадьба перешла по наследству его сыну Артемию, который в 1800 году продал её вместе с сёлами Вороново и Свитино и деревнями Косовка, Семенково, Львово и Юрьевка, с 778 душами крестьян мужского пола за 257 541 рублей графу Фёдору Васильевичу Ростопчину. Известный государственный деятель граф Ф. В. Ростопчин, фаворит Павла I находился в опале после смерти императора. В феврале 1801 года он подал в отставку и уехал из столицы в купленное им имение в подмосковном Воронове. Граф постоянно проживал в усадьбе, занимаясь хозяйственными делами и отстраивая имение. Клировая ведомость храма Спаса Нерукотворного Образа в Воронове сообщает, что «…церковь каменная стоит в твёрдости с двумя приделами. От помещиков Воронцовых определена руга священнику: деньгами 30 рублей, разного хлеба 31 четверть 6 четвериков, свиного мяса 6 пуд, масла коровьего ведро…».

Незадолго до начала Отечественной войны 1812 года граф Ф. В. Ростопчин становится московским градоначальником. Многие историки возлагают на него ответственность за московские пожары после того, как в город вошли войска Наполеона. Желая обелить своё имя, он собственноручно поджёг свою усадьбу Вороново. Этот поступок графа отразился на судьбе церкви Спаса Нерукотворного Образа. После поджога усадебного дома граф написал неприятелю вызывающее письмо с весьма резкими выражениями и прикрепил его к дверям усадебной церкви. Обиженные французы в ответ на это устроили в храме конюшню для своей конницы. Граф Ф. В. Ростопчин умер 18 января 1826 года, и село Вороново перешло во владение его супруги Е. П. Ростопчиной. По клировой ведомости 1836 года узнаём, что престол Марии Египетской (осквернённый французами) переосвятили во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1849-м в храме устроили тёплый придел Великомученика Артемия. После смерти графини Е. П. Ростопчиной в 1859 году село Вороново переходит из рук в руки. В конце 1870-х годов усадьбу покупает граф Александр Дмитриевич Шереметев. Граф подарил Спасскому храму самый большой 205-пудовый колокол и икону Господа Вседержителя, написанную на стекле, для среднего окна алтаря (сохранилась до наших дней), делал значительные денежные пожертвования. Потом Вороново перешло во владение его брата графа Сергея Дмитриевича Шереметева (1844-1918). Последней владелицей усадьбы стала его дочь Анна Сергеевна (1873-1949). В 1894 году она вышла замуж за Александра Петровича Сабурова. Зимой супруги жили в Петербурге, лето проводили в Воронове. По заголовкам несохранившихся дел фонда Московской духовной консистории известно, что в 1895-м (май-июнь) и в 1901 году, а также в мае 1912 года в храме Всемилостивого Спаса проводились ремонтные работы.

После революции 1917 года храм оставался действующим, что большая редкость для советской России. Такие храмы можно «пересчитать по пальцам». Спасский храм прихожане тогда спасали от закрытия как умели. То «теряли» ключи от входных врат храма в самый момент приезда ретивых богоборцев, и они уезжали, как говорится, поцеловав замок, то неожиданно пропала сама ключница, и никто не знал, где её искать. К сожалению, единственный раз богоборцы застали прихожан врасплох — в 1922 году, и им удалось изъять из храма 38 церковных предметов общим весом 18 фунтов 48 золотников. Чуть позже эта же «комиссия» сняла с колокольни и увезла на переплавку колокола, которые, к сожалению, под замок не закроешь. Но службы в самом храме продолжались регулярно даже в 1941 году, когда село Вороново оказалось на передовой обороны Москвы от немецко-фашистских войск. Тогда Спасская церковь стала для местных жителей благодатным спасительным местом, где они молились за победу над врагом и получали большую духовную поддержку. В 1942 году советские военные намеренно уничтожили верхний ярус и 20-метровый шпиль колокольни, так как считали, что они служат хорошим ориентиром для артиллерии немцев. И 55 лет колокольня Спасского храма, памятник архитектуры русского барокко, оставался без верхней части. На протяжении долгих десятилетий российские храмы, если не использовались под хозяйственные или другие нужды (склады, гаражи и клубы), находились в запустении. Некоторые, получившие статус памятников федерального или местного значения, подверглись консервации. Спасский храм, хотя и счастливо избежал разорения и закрытия, всё же не устоял перед натиском времени и погодных аномалий.

В конце 1990-х годов стало понятно, что ему требуется срочный ремонт. В 1998-м стараниями прихожан и при поддержке благотворителей начались работы по реставрации колокольни. К великому празднику 2000-летия Рождества Христова колокольня была восстановлена по старым чертежам, вместе с кровлей и шпилем. В 2001 году начались работы по восстановлению самого храма, на первом этапе которых были укреплены фундамент и цокольный этаж. В 2005-2008 годах реставраторы провели реконструкцию купола и восьмерика, в 2010 — 2013-х — реконструкцию и ремонт нижнего яруса храма. В первый день июля 2012 года село Вороново, входившее до этого в состав Подольского района Московской области, стало относиться к Троицкому административному округу Москвы (Новая Москва), и в 2014-м Спасский храм стал первым объектом религиозного назначения в административном округе Новая Москва, отреставрированным за счёт бюджета столицы. По итогам конкурса «Московская реставрация-2014», одного из самых престижных мероприятий в сфере восстановления объектов культурного наследия города Москвы, лауреатом в номинации «Объекты культового зодчества» стала местная религиозная организация Православный приход храма Всемилостивого Спаса в Воронове (за лучшую организацию ремонтно-восстановительных работ).

Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 393, ООО «Де Агостини», 2020

Строительство храма было начато в 1714 и завершено в 1718 году. Несмотря на указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий где-либо, кроме С.-Петербурга, гиреевский храм строился каменным. Храм скромен и аскетичен в своем архитектурном убранстве, лишенным декоративной пышности, присущей стилю «нарышкинского барокко», в котором храм возводился. Достоверно известно лишь то, что в 1717 году князь Иван Алексеевич Голицын бил челом Великому Государю, прося об отводе земли для церковного причта новой церкви в своей вотчине. «Вотчина у меня, — писал князь, — в Московском Уезде в Васильцовом стану, сельцо Гиреево, Губино тож, и в прошлом 1714 году по благословению Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского, а по моему челобитью велено в сельце Гирееве построить вновь каменную церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, а у тоя церкви попу с причетники земли и сенных покосов не справлено и чтоб указом повелено было к той новопостроенной церкви попу с причетники на прокормление земли и сенных покосов справить, и о том послать в Патриарший приказ память».

Освящение храма было совершено Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Стефаном (Яворским) уже в следующем 1718 году, так как именно с июня 1718 года церковный причт, о котором хлопотал Голицын, был обложен государственной данью: «с дворов: с попова, с дьячкова, просвирницына, да с приходских… — с пашни 10 чети, да сенных покосов с 10 копен дани заезда и десятильнича доходу по указанной статье 24 алтына 4 деньги, и те данные деньги велено имать с нынешнего 1718 года. И июля в 10 день те деньги платил человек его (Голицына) Макар Башкиров». Поначалу храм имел самостоятельный причт, состоящий из священника, дьякона и дьячка, хотя малое число прихожан делало его по сути домовой церковью владельцев Гиреева. Первыми священно-церковнослужителями гиреевского храма были священник Тимофей Аввакумов, диакон Стахий Трофимов и дьячок Алексей Григорьев, прослужившие до 1726 года.

С 1809 года наш храм становится приписным к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Ивановского, что в версте от Гиреева. Приписным к Ивановской церкви Спасский храм в Гирееве оставался вплоть до начала XX века. Четыре раза в год в нем обязательно служил один из ивановских священников. Богослужения совершались в день прп. Алексия, человека Божия (17/30 марта н. ст.; поскольку строитель храма принадлежал к голицынской ветви «Алексеевичей», и, может быть, в день небесного покровителя последнего из князей Голицыных, владевших Гиреевым, ибо совершалась заупокойная Литургия и панихида по завещанию княгини Д.В. Голицыной); в четверг Светлой седмицы; в день памяти равноап. Марии Магдалины (22 июля/4 августа н. ст.; скорее всего в именины М.М. Перовской, поскольку указанные сведения взяты из «Клировых ведомостей» за 1823 год) и в храмовый престольный праздник Спаса Нерукотворенного (16/29 августа н. ст.). Кроме того, согласно «Клировым ведомостям» за 1841 год, служба совершалась также в Св. Четыредесятницу (Великий пост).

Владельцы села, сменявшие друг друга, старались поддерживать в должном состоянии только само церковное здание. Между 1841-48 годом тесовую крышу заменили на железную, но при этом внутреннее убранство храма оставалось бедным и постепенно приходило в ветхость, о чем и сообщают нам бесстрастные «Клировые ведомости»: «утварью церковь недостаточна. Книги все ветхи и многих нет, на престоле (сост. — самое священное место в храме) одежда ветха, иконостас также ветх…»

Единственный в поселке храм не мог полностью отвечать духовным потребностям многочисленных жителей, поскольку богослужения в нем совершались только в период от дня Святой Пасхи и до праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября н. ст.). Поэтому жители Новогиреева подали прошение Московскому Митрополиту Владимиру (Богоявленскому), в котором просили его архипастырского благословения на сбор пожертвований для строительства нового храма в поселке. «Мы вынуждены, — писали жители, — особенно в зимнее время, посещать Кусковскую домовую графа Шереметева церковь, всегда переполненную жителями, или выезжать в Москву, что… лишает детей возможности часто бывать на богослужениях…». Их поддержал и местный благочинный, который объяснил Высокопреосвященному Владыке невозможность совершать положенные церковные службы в Спасском храме в холодное время года отсутствием зимних рам и неисправностью отопления. Вскоре пришел ответ. Московская Духовная Консистория рекомендовала отремонтировать уже существующий Спасский храм, предварительно спросив причт и прихожан Ивановской церкви, не имеют ли они каких-либо препятствий к тому, чтобы их приписной храм сделать самостоятельным. На обращение гиреевцев было получено согласие жителей Ивановского, причт Ивановской церкви даже выразил «удовольствие, что находятся добрые люди, которые принимают живое участие в благолепии храма». Консистория, в свою очередь, обратилась к владельцу имения И. А. Торлецкому с той же просьбой. «На запрос Московской Духовной Консистории от 15 сентября 1911 года долг имею ответить, — писал Иван Александрович. — Унаследовав от своих предков, деда и отца, Старое Гиреево вместе с храмом во имя Спаса Нерукотворенного Образа, я, по примеру своих предков, дозволил свободно пользоваться храмом всем желающим молиться и не стеснял в этом никого. Зимою же служба в храме не совершалась, так как ни я, ни предки мои не жили по зимам в имении. В последнее время жители поселка обратились ко мне с просьбою дозволить им открыть богослужения в храме и зимой, предлагая при этом сделать на свой счет поправки в храме… Я дал им согласие только с тем условием, что храм останется в полном моем распоряжении, так как он находится на моей земле и при нем имеются могилы моих предков, где и я сам, если Богу будет угодно, желаю лечь…» Таким образом, жители Гиреева получили разрешение на пользование храмом круглый год, но без права обращать его «в собственный приходской».

Собравшиеся на сход жители Старого и Нового Гиреева постановили осуществить сбор на ремонт церковного здания, и в 1912 году на собранные пожертвования храм был отремонтирован. К западной части пристроили теплый каменный притвор, обновили систему печного отопления, заменили все ветхие зимние рамы и утеплили двери, была заново покрашена крыша, а ход на звонницу был покрыт шатром. Внутри также произошли некоторые изменения, в частности, княжеская ложа, выступающая на западной стене центральной части храма, была превращена в хоры и украшена кованой решеткой. Примерно около 1919 года над вновь созданным каменным притвором была построена деревянная колокольня. По воспоминаниям старых жителей Новогиреева, звонарь гиреевской церкви был слеп, но звон его признавался самым красивым в округе. В описании храма, относящемся к 20-м годам, сообщается, что «иконостас сохранился барочный, хотя и бедный. Верхних ярусов нет…»

Вскоре для всей Русской Православной Церкви наступили тяжелые годы гонений. В мае 1922 года в ходе проводившейся повсеместно большевиками кампании по изъятию церковных ценностей в гиреевский Спасский храм прибыла уездная комиссия, чтобы конфисковать приобретенное на народные деньги церковное имущество. Сохранившаяся опись свидетельствует либо о том, что убранство и имущество в храме было бедным, либо о том, что главная часть его была спрятана прихожанами от поругания. По некоторым данным, храм был закрыт Великим постом 1937 года, однако П. Паламарчук в своей книге «Сорок сороков» пишет, что, по словам старожилов, «церковь закрыли на Пасхальной четыредесятнице, и еще в 60-е годы над окнами купола-восьмерика оставались щиты с буквами «Х. В.» Дату закрытия можно косвенно вычислить по двум юбилейным статьям в «Журнале Московской Патриархии» (за 1947 и 1951 гг.), посвященным 60-ти и 65-летним юбилеям священнослужения одного из старейших московских иереев о. Алексия Маркиановича Станиславского. В указанных статьях сообщалось, что отец Алексий с 1935 по 1941 год был настоятелем церкви Спаса в Гирееве, откуда в 1941 году его перевели в Коломенское и в том же году в Черкизово. По всей видимости, о. Алексий Станиславский был последним настоятелем Гиреевского храма. По мнению П. Паламарчука, в то время были еще «какие-то надежды открыть храм вновь, ибо в статье (за 1947 г.) особо подчеркивалось, что о. Алексий «произвел реставрацию всего храма в пос. Новогиреево», а среди прочих поздравлявших его с юбилеем был представитель (к тому времени уже, правда, распущенной) общины Спасского в Новогирееве храма — Н. Н. Багратионов. Подробнее об отце Алексии Станиславском мы расскажем в конце книги.

С 1949 года храм находился на балансе военной школы собаководства. Красноармейцы заложили кирпичом все двери, оставив свободным только западный вход, разобрали деревянную колокольню, причем колокола исчезли. По воспоминаниям жителя Новогиреева В.П. Иванова, который родился в 1932 году и был крещен в нашем храме, крест с купола храма стаскивали в 1943 году две бронемашины. Его выломали из шатра, но он не сразу упал вниз и долгое время висел на крыше храма.

Спасский в Гиреево храм был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году по личному приказу министра обороны СССР Д. Т. Язова. Долгое время документам не давали ход, пока на одном из заседаний съезда народных депутатов в 1989 году к маршалу Язову с просьбой о возвращении храма Русской Православной Церкви не подошел депутат от Перовского района Себенцов. Личная подпись министра, полученная между заседаниями съезда, имела решающее значение. Храм вернулся к верующим.

В 1998 году в ходе реставрации южного крыла храма были найдены старинные захоронения. Позже выяснилось, что останки принадлежат первому священнику храма — иерею Тимофею Аввакумову — и Феодору Заякину — служителю и домоправителю княгини И.Я. Голицыной. А в 2000 году во время земляных работ были найдены памятные плиты XVII века, указывавшие места захоронения указанных нами иерея Тимофея и р. Б. Федора, а также почивших во младенчестве детей князя Ф.А. Голицына — младенца Татианы (двух лет) и годовалого младенца Николая. Почти полвека пролежавшие в земле памятные плиты находились в плачевном состоянии, но были бережно восстановлены, за что автор от имени духовенства и прихожан выражает сердечную признательность канд. филологических наук, доценту И.А. Седаковой и канд. исторических наук, доценту Е.В. Пчелову за расшифровку надписей на плитах, а также научному сотруднику Государственного научно-исследовательского института реставрации А.В.Кочановичу и его помощникам за кропотливый труд по реставрации памятных плит и, конечно же, прихожанину нашего храма князю В.О.Лопухину, поскольку только его заботливому и упорному попечению вся работа была осуществлена.

18 мая 1991 года, когда Церковь отмечает память святой великомученицы Ирины, была совершена первая со времени его закрытия Божественная литургия. 9 мая 1991 года на куполе храма был воздвигнут крест.

Статья на основе материалов сайта храма с сокращениями и переработками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *