Церковь святого иова волковское

В родительскую субботу, 21 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию и панихиду в храме праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексий Исаев, настоятель протоиерей Леонид Степанов с клиром и другие священнослужители.

«Поздравляю вас с родительской субботой и окончанием третьей седмицы Великого поста, — сказал владыка в проповеди. — Мы собираемся в родительские субботы, потому что от этого поминовения ощущаем двойную пользу. Во-первых — для родных и близких, которые прежде нас переселились в обители небесные, во-вторых — для нас самих. Каждый приезд на кладбище напоминает и о нашей смерти, а святые отцы советуют всегда иметь память смертную. Когда мы рождаемся, смерть уже ходит рядом с нами. Умирают младенцы, люди в юности, в среднем возрасте… некоторые проживают полноценную, длинную жизнь. Все зависит от Того, Кто дает жизнь, — Он же ее и забирает. Буде имя Господне благословенно! Когда Бог нас забирает, Он это делает исключительно по любви. Главное — чтобы мы были готовы переселиться в жизнь вечную: некоторые успевают подготовиться, покаяться, ведь там мы уже не сможем ни молиться, ни помочь себе».
«Судьба ушедших остается в руках Божиих и в руках тех людей, которые остались на земле, — продолжил архипастырь. — Это их сродники, друзья, близкие, которые слушают голос Матери Церкви: она призывает приходить в особые дни, когда вселенная возносит молитвы обо всех почивших наших сродниках. Мы их называем «усопшими» — действительно, они уснули на некоторые время, до Страшного Суда. И мы уснем, каждый в свое время. Пробудит нас архангельский глас, когда Господь придет судить живых и мертвых. Тогда наши тела, которые хранятся в усыпальницах — раньше говорили не «могилы», а «усыпальницы», — поднимутся, соединятся с душами. Господь окончательно определит нас в то или другое место. Поэтому пока у нас есть время, пока Господь нам его еще дает, мы должны каждый день употреблять исключительно для вечной жизни. Каждый день проживать не даром, а так, чтобы что-то приобрести для вечной жизни».
«Мы знаем, как помогает усопшим Божественная литургия: когда мы приходим в храм, заказываем обедню и за каждое имя вынимается частичка, омывается в Крови Христовой, душа очищается и получает отраду на том свете. Помогает милостыня, надо всегда творить ее за усопших. Описано много случаев в христианской литературе, в житиях святых, когда милостыня за усопших приводила к тому, что бесы на мытарствах не могли задержать их души, и они проходили дальше, к Богу. Конечно, молитва нужна — у каждого должен быть синодик, куда надо записать всех умерших сродников. Если не всех помним, нужно спросить старших родственников, они могут помнить, как звали прабабушек и прадедушек. Надо всех записать — за них сегодня никто не молится, а мы можем их поминать в храме и в домашних молитвах — им тоже будет отрада, что мы за них молимся. Надо искать все средства к тому, чтобы исполнить свой долг перед предками, благодаря которым мы появились на свет. Если посмотреть на древо жизни, можно увидеть мощные корни, и благодаря им мы живем. Наш долг — всех помнить и за всех молиться. Благодарю отца Леонида за труды, которые он несет на этом приходе, в этом святом месте. Кладбище — всегда святое место. Мы не подозреваем, сколько здесь святых лежит своими мощами, просто они не прославлены нами, но у Бога прославлены. Кладбище и этот храм — святое, намоленное место, сюда хочется приезжать, чтобы молиться об усопших сродниках и о себе», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму было подарено Евангелие.
Настоятель поблагодарил владыку за совместную молитву, подарил ему образ Спасителя и памятную медаль в честь 75-летия Великой Победы.
Храм праведного Иова Многострадального был построен в русском стиле по проекту Ивана Аристархова и освящен в 1887 году. Верхний храм — святого Иова, нижний — Спаса Нерукотворного Образа. Совпадение дня празднования святого Иова и дня рождения последнего российского императора (6/19 мая) послужило причиной предания о посещении церкви святой царской семьей. Не закрывался даже в дни блокады. Это единственная полностью сохранившаяся святыня из пяти храмов Волковского кладбища.
ИА «Вода живая»,

28 октября 2020

В День памяти жертв советских репрессий состоится ежегодная акция «Молитва памяти»

30 октября, в общероссийский День памяти жертв советских репрессий, в онлайн-формате состоится ежегодная акция «Молитва памяти».

28 октября 2020

В Алма-Ате состоялась презентация обновленного Вознесенского кафедрального собора

28 октября в Алма-Ате по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в стенах Вознесенского кафедрального собора прошел пресс-тур для представителей средств массовой информации, приуроченный к великому освящению храма.

28 октября 2020

Митрополит Псковский Тихон принял участие в заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству

27 октября в режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. В мероприятии принял участие председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон.

28 октября 2020

Исторический путь Украинской Православной Церкви обсудили на конференции в Киевской духовной академии

Исторический путь Украинской Православной Церкви после дарования в 1990 году Грамоты Святейшего Патриарха Алексия ІІ о независимости и самостоятельности обсудили участники конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы». Также в рамках форума состоялось открытие выставки «Украинская Православная Церковь в служении Богу и людям».

28 октября 2020

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации осуществляет прием заявок на конфессиональную аттестацию в дистанционном режиме

В связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией в стране и в соответствии с приказом председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископа Бронницкого Евгения экспертная комиссия продолжит работу в дистанционном режиме, выезды специалистов в рамках конфессиональной аттестации в епархии отменены до 31 декабря.

28 октября 2020

Победители и призеры олимпиады «В начале было Слово…» получат льготы при поступлении в Российский православный университет

27 октября на заседании Ученого совета Российского православного университета святого Иоанна Богослова были утверждены правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам магистратуры на 2021/22 учебный год, которыми предусмотрены льготы для победителей и призеров олимпиады школьников «В начале было Слово…».

Одна из самых известных святынь С.-Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, Волковского православного кладбища.

3 декабря 1759 г. была освящена во имя Спаса Нерукотворного первая церковь, построенная от губернской канцелярии. Небольшая однопрестольная церковь, тесная и холодная, не отвечала нуждам прихожан, и в 1776-1777 гг. усердием купца Никифора Швецова (Шевцова) возвели теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 г. в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). В следующем 1782 г., она сгорела дотла, и в том же году причт активно взялся за постройку каменного храма в честь того же праздника. 13 сентября 1785 г. его освятил один из выдающихся российских иерархов — митрополит Гавриил (Петров). Во имя его небесного покровителя св. Архангела Гавриила в марте 1793 г. освятили придел на хорах над папертью Воскресенской церкви. Предполагается, что проект мог составить знаменитый русский зодчий, строитель Свято-Троицкого собора в лавре, И.Г Старов. В 1831 — 1834 гг. архитектор А.Ф. Воцкой надстроил колокольню и возвел ограду с воротами.

Со временем Спасская Церковь обветшала. В 1809 г. приняли решение о постройке нового храма, проект которого составил В.И. Беретти. Однако заложена была церковь только в 1837 г. при митрополите Серафиме по упрощенному и значительно удешевленному проекту Ф.И. Руско. Величавый трехпрестольный храм освятил 15 ноября 1842 г. экзарх Грузии митрополит Иона. По его образцу на средства старосты единого прихода П.И. Пономарева в 1850-1852 гг. возвели еще одну, Всесвятскую церковь.

Единственная ныне сохранившаяся полностью церковь св. Иова, таким образом, является предпоследней по времени постройки из пяти храмов Волкова кладбища.

До революции на территории Волковского православного кладбища было пять храмов. Кроме церкви во имя св. Иова, были построены: собор во имя Спаса Нерукотворного (арх. Ф.И. Руска и В.И. Беретти, 1837 — 1842 гг.), церковь во имя Воскресения Христова, церкви во имя Всех Святых (Ф.И. Руска, 1850 — 1852 гг.), Успения Пресвятой Богородицы (А.П. Аплаксин и А.Д. Шиллинг, 1910 — 1912 гг.) и Иова Многострадального. Все они были построены в различных модификациях русского стиля (кроме Воскресенской).
Храм во имя Спаса Нерукотворного в 1930-е годы был перестроен в цех завода «Монументскульптура», церкви во имя Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы уничтожены в тридцатые годы.
Церковь во имя Иова Многострадального возводилась по инициативе Параскевы Михайловны Крюковой (12.10.1818 — 19.09.1902) — вдовы потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии чаеторговца Иова Михайловича Крюкова (1816-1884), проживавшего в собственном доме на Кадетской линии Васильевского острова № 31.
И.М. Крюков был похоронен на Волковом кладбище. Его вдова и сын обратились к митрополиту Исидору (Никольскому) с ходатайством о разрешении строительства каменного храма над его могилой, ассигнуя для этого строительства 75000 рублей и обязуясь пожертвовать в кладбищенскую церковь на будущее содержание 12500 рублей доходными билетами Государственного банка и такую же сумму — причту за совершение литургий по понедельникам, средам и субботам. Духовная Консистория, Св. Синод (28 августа 1885 года) и Император (7 ноября) одобрили проект храма на купленных Крюковыми могильных местах. 19 мая 1885 года, в годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя его небесного покровителя. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры — на 40 человек. Проект церкви выполнил архитектор Иван Аристархович Аристархов (1851 — 1885). Работая над созданием этого храма, архитектор умер до окончания строительства (ему было 34 года), и был похоронен в подцерковье. Продолжал строительство А.Н. Немченинов. Росписи с позолотою исполнили И.Т. Трифонов, а также Бутков и Карузин. Помимо стенной живописи Трифонов выполнил местные иконы. Двухъярусный резной иконостас сделал мастер П.С. Абросимов.
Ктиторский характер храма (ктитор — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение) отразился размещением в иконостасе небесных покровителей членов семьи Крюковых: святых Мучениц Параскевы и Евдокии, св. Ольги, свв. Архангелов Михаила и Гавриила и свт. Николая — небесных покровителей вдовы и пятерых детей покойного. В начале XX века церковь св. Иова часто называли «Крюковской».
Освящение храма состоялось 29 октября 1887 года митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором (Никольским), епископом Ладожским Сергием и архимандритом Александро-Невской лавры Никоном. Сохранилась памятная доска под престолом с текстом: «Сей престол утвержден на средства почетной гражданки Параскевы Михайловны Крюковой и освящен 28 октября 1887 г.».
Подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений; в притворе нижнего храма был погребен И.А. Аристархов. Ныне сохранились три плиты с надписями:
1) «Здесь погребено тело почетного потомственного гражданина С.-Петербургского 1-й гильдии купца Иова Михайловича Крюкова. Родился 29 апреля 1816 г. Скончался 19 мая 1884 г.»;
2) «Здесь покоятся дети потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова: младенцы Параскева и Вера и дети Гавриила Иововича Крюкова: младенцы Петр и Александра»;
3) «Здесь погребено тело потомственного почетного гражданина Гавриила Иововича Крюкова. Скончался 3 декабря 1895 г.».
До революции постоянно служили лишь в Спасском и Воскресенском храмах, а в церкви св. Иова совершались нерегулярные, в основном заупокойные богослужения. В этой церкви часто бывал Император Николай II, родившийся в день памяти Иова Многострадального.
Кирпичная церковь построена в русско-византийском стиле. Архитектура храма соответствует традиции русского стиля в духе XVII века, распространившегося в церковном зодчестве Российской Империи с 1830-х годов: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества и тяготеет к памятникам второго — «романовского» этапа развития русского стиля, достигшего расцвета в 1880-1890-е годы — луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки.
Итак, основной четверик завершен пятью главами (центральная — световая) на постаменте. К прямоугольной алтарной апсиде примыкают низкие объемы ризницы (с юга) и тамбура с входом для церковнослужителей (с севера). В нижнем ярусе колокольни расположены лестницы на колокольню (с севера) и в нижний храм (с юга). Стены церкви отштукатурены и окрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены.
Церковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов — два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики (разновидность карниза, располагающаяся над окном или дверью). Два центральных кокошника — трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены. Стены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. В киоте — майоликовое изображение Богоматери с Богомладенцем работы 1994 года.
Западный фасад украшен колонками по углам и высоким треугольным фронтоном-щипцом над входным тамбуром. Боковые части притвора с 1994-1995 годов украшены прямоугольными иконами. Северная изображает св. Иова со свитком, на котором написаны слова: «Бог дал, Бог взял». Южная изабражает Спасителя. Над кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна — прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани — килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Колокола были отлиты на охтинском заводе Орлова. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.
В настоящее время церковь двухэтажная. Верхний храм имеет в плане «латинский крест». Массивные пилоны со скошенными углами несут центральный парусный свод с коробовыми арками в основании. В филенках пилонов и софитах арок живописный орнамент в русско-византийском стиле. Стены частично расписаны маслом изображениями из Евангелия (слева — «Суд Пилата», справа — «Предательство Иуды»); облачного небесного свода (в алтаре), четырех Евангелистов (паруса свода), свтт. Московских Петра, Филиппа, Ионы, Алексия. В основании светового барабана — фигуры восьми святых в рост (с запада — ап. Андрей, архидиакон Стефан, апп. Фома, Филипп, пророки Давид, Моисей, Исайя и Иезекииль). Стилистика росписей близка позднему академизму. В центре плоского перекрытия барабана — изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов. В арке над алтарем — надпись: «Кто Бог велий…», в барабане — «Слава в Вышних Богу…», в арке над притвором — «Вниду в Дом Твой». Двухъярусный иконостас главного храма выполнен в русском стиле XVII в., богато декорирован позолоченной резьбой с окантовками. Перед ним — трехступенчатая солея с двумя парами резных киотов по сторонам, ограждение солеи из литых стержней с накладными четырехконечными крестами. В западной части притвора — хоры с деревянной балюстрадой. В церкви сохранилось массивное двухъярусное паникадило.
Церковь Иова единственная на Волковском кладбище, которая не закрывалась в советское время. После революции договоры о передаче церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 годах. В 1932-1933 годах была снята большая часть колоколов, а с июля 1933 года власти запретили колокольный звон.
В 1931 году предлагалось, чтобы Спасский и Крюковский приходы объединились с закрытием второго из-за «отсутствия необходимого числа членов в составе двадцатки». Но оба прихода тогда удалось сохранить. 9 февраля 1932 года областная комиссия по вопросам культов предложила закрыть и снести церковь св. Иова. 21 февраля 1932 года президиум Ленсовета постановил: «Учитывая требования трудящихся, выраженные в наказах XII созыву советов и принимая во внимание, что здание подвергается порче и что, как установлено наблюдениями, посещаемость церкви весьма незначительна, и так как здание, согласно заключениям технической комиссии, не может быть рационально использовано для культурных, хозяйственных и др. целей, церковь снести, материал использовать на нужды строительства».
Однако церковь так и не была закрыта. На 13 февраля 1935 года на Волковском кладбище служили 9 штатных и приписных священника и 5 диаконов. Но в ходе массовых высылок и арестов в марте-апреле 1935 года, после убийства Кирова, почти половина священнослужителей подверглась репрессиям, и на Волковском кладбище оставалось лишь три штатных священника и один диакон. По состоянию на 4 сентября 1941 года в храме состояли в штате два клирика — протоиерей Михаил Александрович Смирнов и протоиерей Евгений Александрович Флоровский. В июле 1941 — июне 1945 годов причтом были сделаны взносы в Фонд обороны (655 тыс. руб.), в пользу Общества Красного Креста (146 тыс. руб.), на подарки бойцам (80 тыс. руб.) и в Фонд помощи семьям военнослужащих (150 тыс. руб.).
В церкви сохранились не только ее собственное убранство и иконы, в неё были переданы многие замечательные иконы, предметы утвари из других, закрытых к 1936 году и уничтоженных храмов Волковского кладбища.
Но утраты тоже многочисленны: ряд икон и церковная утварь, изъятые в 1920-х годах, а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. До 1934 года исчезла часть обрамления оконного проема в 1-м ярусе колокольни, ранее представлявшего собой килевидный кокошник.
В 1949 году усыпальницу освятили как придел во имя Спаса Нерукотворного Образа в память о кладбищенском Спасском соборе, в 1936 году закрытом и переданным под цех предприятия «Монументскульптура». В приделе установили одноярусный иконостас.
В 1970-х годах в церкви проведен капремонт. После ремонта, 13 августа 1976 храм освятил архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). В числе сослуживших был иеромонах Мефодий (Немцов), ныне митрополит Воронежский и Липецкий. Придел иногда неверно обозначается как Свято-Артемиевский, поскольку митрополит пожертвовал для него частицу мощей св. вмч. Артемия, вложенную в престол. На приставном престоле обычно совершаются ранние литургии.
В середине 1980-х годов проводились ремонтно-реставрационные работы: обновление стенной живописи и ремонт бывшей усыпальницы под верхним алтарем с устройством винтовой лестницы из ризницы. Здесь было устроено служебное помещение.
В 1994 году на фасаде алтарной части появилось в киоте майоликовое изображение Богоматери с Младенцем, а на боковых частях притвора иконы св. Иова и Спасителя. В 1996 году были отремонтированы фасады церкви. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и трудами настоятеля храма, благочинного Ямбургского округа протоиерея Леонида Степанова в 2001 году осуществлены значительные ремонтно-реставрационные работы, включавшие восстановление нижнего храма.
Главная святыня храма — икона св. мч. Артемия с частицами его мощей на престоле Спасского придела. Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и «Не рыдай Мене, Мати» (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в «васнецовском» стиле.
В западной части храма над хорами — иконы-картины «Христос и самарянка», в центральном трансепте на несущих пилонах — «Преображение»; Покров (слева), Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками.
В первом ряду главного иконостаса (слева на право) — иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором — св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ «Троица Новозаветная» («Отечество»).
Эта церковь — единственная сохранившаяся церковная постройка архитектора И.А. Аристархова — является памятником истории и культуры федерального значения согласно решениям Малого совета Санкт-Петербургского городского совета народных депутатов № 327 от 7 сентября 1993 г. и указу президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г.
Возле северо-западного угла находится часовня — усыпальница второй половины XIX нач. XX веков с шатровым завершением, в ней ныне совершаются отпевания.
Настоятель — Протоиерей о.Леонид Степанов
Протоиерей о.Константин Макаров, Иерей о.Максим Квасов, Иерей о.Дионисий Незнамов, Диакон о. Александр Уваров
Расписание богослужений:
Литургия совершается ежедневно. В будние дни — в 9-00 (исповедь — в 8-30)
Литургия в Воскресные и праздничные дни — в 7-00 и 10-00. (исповедь — в 6-30 и 9-30)
Вечернее богослужение — в 18-00.
Акафисты:
В Воскресенье — Спасителю.
Во вторник — Пресвятой Богородице.
В среду — Святителю Николаю.
В четверг — Святому праведному Иову.
Храм открыт ежедневно с 8-00 до 20-00.
Тел. 766-25-44, 766-27-49
Адрес: 192007, С.-Петербург, Камчатская ул., д. 6 (Старый адрес: Расстанная, 30)
Проезд: «Волковская» пешком 5 минут, или трамвай 25, 49 одна остановка в сторону центра.
В описании храма использована информация с официального сайта храма http://hramiova.ru

Церковь св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова с южной стороны. Фото: июнь 2014.

Фрагмент надгробий возле алтарной части церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, фрагмент фасада. Фото: июнь 2014.

Купола церкови. Фото: июнь 2014.

Икона Богоматери на алтарной стене храма. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова. Алтарная часть храма. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова. Фрагмент алтарной части храма. Фото: июнь 2014.

В центре боковых фасадов храма — два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Фото: июнь 2014.

Крыльцо церковной постройки. Фото: июнь 2014.

Крыльцо церковной постройки . Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, вход в алтарь. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова с северной стороны. Фото: июнь 2014.

Павильон для раздачи святой воды. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Вход в часовню. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Главный вход в храм, дверь. Фото: июнь 2014.

Майоликовое изображение Спасителя. Фото: июнь 2014.

Майоликовое изображение св. Иова Многострадального. Фото: июнь 2014.

Постройка перед церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Верхний ярус колокольни церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Купола церкви св. Иова. Фрагмент. Фото: июнь 2014.

Южный фасад церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Южный фасад и колокольня церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церкви св. Иова со стороны главного входа. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Фрагмент колокольни. Фото: июнь 2014.

Дорога к церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Место одного из надгробий. Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного, перестроенного в 1930-е годы в цех завода «Монументскульптура». Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного с северной стороны — цех завода «Монументскульптура». Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного с южной стороны — цех завода «Монументскульптура». Фото: июнь 2014.

Фрагмент храма во имя Спаса Нерукотворного, ныне — цех завода «Монументскульптура». Фото: июнь 2014.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2014

Вернуться на Главную

Некрополь находится во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, между Расстанным проездом и рекой Волковкой. Ранее он официально называлось Волковым по имени деревни, расположенной неподалеку. Общая площадь составляет 24 га.

Кладбище появилось в мае 1756 года после того, как по распоряжению императрицы Елизаветы был закрыт погост при церкви Иоанна Предтечи. Волковское кладбище предназначалось для похорон городской бедноты и малоимущих крестьян, поэтому средств на его благоустройство не выделялось. В те годы погост пребывал в плачевном состоянии: дорожек между могилами не было, захоронения осуществлялись беспорядочно и стихийно.

Изготовление и установка памятников, уход за могилой и надгробием


Цены на памятники

Изготовление надгробий

Установка памятников

Уход за памятниками

Уход за могилами

Цветы на могилу

В конце XVIII века — начале XIX века на территории некрополя появилось несколько храмов, часть из них до нашего времени не сохранилась. Уцелели Воскресенская церковь, церковь Спаса Нерукотворного, Пономаревская церковь и церковь Святого Иова, все они были построены из камня. В XVIII–XIX веках Волковское кладбище было самым большим в Петербурге. В советское время территория некрополя существенно уменьшилась, было уничтожено немало надгробий, однако некоторые старинные семейные склепы все же сохранились. Во время блокады погост стал местом массовых захоронений погибших жителей, сейчас этот участок обозначен памятником.

Церковь во имя Иова Многострадального

«Литераторские мостки»

На северо-востоке Волковского кладбища находится музей-некрополь «Литераторские мостки», где покоятся писатели, музыканты, актёры и другие исторические личности и знаменитости. Здесь находятся могилы критика Н. А. Добролюбова, публициста Д. И. Писарева, писателей И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, А. И. Куприна, Н. С. Лескова, ученых Д. И. Менделеева, И. П. Павлова и других известных деятелей прошлого. Сейчас на некрополе хоронят прославленных петербуржцев, получивших признание в области искусства и науки.

Волковское кладбище сохранило статус действующего. На нем проводятся захоронения по православным и мусульманским традициям, осуществляются все виды захоронений (гробов и урн с прахом) в могилы, в свободные места захоронений в границах родственных оград, на участке урновых захоронений.

Схема Волковского православного кладбища

Схема проезда и часы работы

Как добраться: на автобусе № 57, трамваях №№ 10, 25 и 44 от метро «Лиговский проспект». На трамваях №№ 16, 25 и 49 (остановка «Кожный диспансер»), на автобусах №№ 54, 74, 76, 91 и 141 от метро «Обводный канал» (остановка «Старообрядческий мост»). На маршрутном такси № К170 до остановки «Старообрядческий мост». Вход на кладбище расположен со стороны Камчатской улицы.

Ближайшая станция метро — «Волковская», находится в 700 м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *