Церковь святого власия

Я меж Остоженкою и Арбатом вырос,
И помню в смутном, детском полусне
Приходский храм, и полный певчих клирос,
Иконостас, сияющий в огне.
С.М. Соловьев

Гагаринский переулок известен с конца XVI века. В книге «Из истории московских улиц» П.В. Сытина сказано: «Гагаринский переулок, называвшийся в XVII–XVIII веках Староконюшенной улицей, переименован был в XIX веке по фамилии основного владельца нескольких дворов в переулке стольника князя Б.И. Гагарина и его наследников. При Иване Грозном переулок, как и вся окружавшая его местность, находился «в опричнине»: в нем стояли дворы опричников вперемежку с дворами дворцовых слобод. В XVII веке переулок находился в центре Большой Конюшенной слободы (старой), а в конце его стояли дворы служащих Остоженного конюшенного двора и стрельцов приказа (полка) Левшина. Дворы переулка находились в приходах четырех церквей, стоявших вблизи него. Сохранились описи прихожан, по которым можно судить о социальном составе владельцев дворов. Во второй половине XVIII века и в первой половине XIX века Гагаринский переулок был центром Староконюшенной слободы, в которой проживали самые родовитые, хоть и не самые богатые московские дворяне».

Церковь священномученика Власия (Гагаринский пер., 20) стоит на углу с Большим Власьевским переулком, получившим свое название как раз по этому храму. По мнению исследователей, церковь стояла здесь с XVI века – со времен Ивана Грозного. В одном старинном документе 1625 года она значилась как церковь священномученика Власия, «что на Козьем болоте». Может быть, это просто ошибка, ведь Козье болото располагалось в районе современных Патриарших прудов. Козьим оно называлось от находившейся поблизости одноименной слободы, жители которой поставляли шерсть к царскому и патриаршему дворам. Возможно, называлась так церковь по приделу, перенесенному из упраздненного храма на Козьем болоте в Патриаршей слободе. Хотя кто знает, сколько было в древней Москве Козьих болот! Церковь в Гагаринском переулке уникальна уже тем, что она единственная в столице, освященная в честь священномученика Власия.

Димитрий Ростовский в житии святого Власия пишет о нем: «В те древние времена, когда нечестивые служили идолам и многие люди поклонялись созданию и делу своих собственных рук, тогда просияла и вера многих святых, и в числе их процвело благочестие святого славного мученика Власия. Этот святой, удаляясь от всякого злого дела, всю жизнь свою прожил кротко и праведно, богоугодно и беспорочно. Его сограждане – жители города Севастии, находившегося в Каппадокии, – люди благочестивые, желали, чтобы Власий был поставлен у них епископом, и желание их было исполнено. Новый пастырь ревностно пас стадо Христово в то время, когда на Церковь Христову были воздвигаемы частые гонения, и многие, претерпев страдальческие подвиги, удостаивались венца мученического».

Власий жил на рубеже III и IV веков в царствование римских императоров Диоклитиана и Ликиния – жестоких гонителей христиан. Из-за гонений Власию пришлось удалиться на гору Аргеос. Местный правитель Агриколай повелел схватить его и других скрывавшихся на горе христиан. Но произошло чудо, и слуги правителя нашли лишь епископа Севастийского. Воины схватили Власия, но он с радостью пошел с ними, сказав, что ночью Господь трижды призвал его словами: «Встань и принеси Мне жертву, как подобает тебе по твоему званию епископа». Власия подвергли жестокому избиению: Агриколай пытался сломать его веру и обратить в язычество. Он приказал вести епископа к озеру и бросить его в воду. Власий осенил озеро крестным знамением, и пошел по воде, как по суху. Он спросил стоявших на берегу язычников, могут ли они пойти к нему, призвав в помощь своих богов. На это дерзнули шестьдесят восемь приближенных правителя, но все они утонули. Агриколай был в ярости и приказал обезглавить Власия. Перед казнью святой помолился Богу о прощении своих и людских грехов. У гроба святого происходили исцеления верующих.

На Руси священномученика Власия любили особо. Этнограф С.В. Максимов пишет: «При распределении даров благодати между святыми угодниками христианской церкви значительная доля ее досталась святому великомученику Власию. Ему поручено было покровительство и защита всего живого, служащего в помощь и пригодного на потребу человека, еще с тех первоначальных времен, когда на простом созвучии имен (Власий приравнивался языческому Велесу) можно было укрепить веру доверчивых и успокоить подозрения сомневающихся. На севере, в среде более раннего заселения страны, с примечательной последовательностью и в явной неприкосновенности, сберегались на окраинах всех древних лесных городов храмы во имя священномученика Власия, намеренно строившиеся некогда на главных городских выгонах (в Вологде, Костроме и других). Там же, где Власьевские церкви вошли в срединную черту городов (как в Москве, Ярославле и прочих), они служат мерилом и показателем постепенного роста городского населения».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Конюшенная слобода находилась в приходе Власьевской церкви. В слободе жили конюхи, каретники и кучера – люди, обслуживавшие царский выезд. Государь нередко совершал поездки на богомолье в отдаленные монастыри и города. Самый дальний богомольный выезд – Троице-Сергиев монастырь. Также государь со свитой ездил в свои загородные дворцы. Торжественные выезды царя были обязательной частью многих праздников и придворных церемоний и совершались с особой торжественностью и пышностью. В XVI–XVII веках парадному конскому убранству, царскому выезду, встречам иностранных послов придавалось большое политическое значение. Чем богаче был выезд, тем могущественнее выглядело государство в глазах иностранных послов. Для царского выезда в Москве держали около трех тысяч лошадей.

Конюшенная слобода была белой, и многие государевы конюхи даже получали небольшие поместья. В конце XVII века на Девичьем поле появилась Новая Конюшенная слобода, а слобода возле Арбата стала называться Старой Конюшенной. Отсюда и название Власьевской церкви – «в Старой Конюшенной слободе». Среди ямщиков, извозчиков и конюхов этот храм почитался особенно. На храмовый праздник, в день памяти священномученика Власия они приводили своих «принаряженных» лошадей, празднично украшенных лентами и цветами, вплетенными в расчесанные гривы. Лошадей трижды обводили вокруг храма и после молебна окропляли святой водой. Святой Власий в Москве почитался покровителем домашнего скота, животных и лошадей не меньше, чем Флор и Лавр.

Первые документальные сведения о каменном храме относятся к 1644 году, когда выдали благословенную грамоту на освящение четырех престолов: главного Преображения Господня и трех придельных – Власьевского, Казанского и Никольского. Недавними исследованиями установлено, что каменная церковь на этом месте была еще раньше – в начале XVII века. В течение указанного столетия храм Власия неоднократно перестраивался с частичным сохранением каждой предыдущей постройки. В середине XVII века появилась первая трапезная, а в конце произошла серьезная переделка всего храма с изменением декора фасадов и завершения в духе московского барокко. Именно тогда на южном фасаде появились характерные колончатые обрамления окон и дверного проема с фигурными гребнями, а на боковых фасадах – небольшие восьмигранные окна второго света. Венчал древний четверик богатый резной карниз с поясом-фризом ложных кокошников над ним. Над четырехскатной крышей вытянулся глухой барабан с полуколоннами на ребрах и граненой головой. Изначально Власьевская церковь имела трехчастный алтарь.

В 1735 году Никольский придел, находившийся на правой стороне трапезной, сломали, а на его месте через двадцать лет устроили придел Иоанна Воина, который впоследствии также был упразднен. В конце XVIII века у церкви священномученика Власия появилась колокольня. Храм сильно пострадал в московском пожаре 1812 года. В результате перестройки трехчастную апсиду заменили полукруглой со скромным декором стен в виде ленточного руста. Церковь была заново освящена лишь через три года после изгнания Наполеона из Москвы. В 1868–1872 годах на средства богатейших купцов Куманиных вместо старой трапезной выстроили новую таким образом, что четверик колокольни оказался закрытым со всех сторон стенами трапезной. Основание колокольни было украшено на западном фасаде строгим белокаменным пилястровым портиком. От первоначального ее декора сохранились гладкие угловые лопатки и фигурные накладные панели, размещенные по сторонам широких арочных проемов. В трапезной освятили два придела – Казанский и Власьевский. Куманины оплатили также покупку осеребренных царских врат и нового иконостаса по рисунку архитектора А.С. Каминскомого.

В первой половине XIX века в приходе церкви священномученика Власия на углу Сивцева Вражка и Малого Власьевского переулка жила княгиня Екатерина Семеновна Гагарина. До замужества она была известной актрисой и носила фамилию Семенова. В статье «Мои замечания о русском театре» А.С. Пушкин посвятил Семеновой восторженные строки: «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой – и, может быть, только об ней. Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою. Семенова никогда не имела подлинника. Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновенья – все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано. Она украсила несовершенные творения несчастного Озерова и сотворила роль Антигоны и Моины; она одушевила измеренные строки Лобанова; в ее устах понравились нам славянские стихи Катенина, полные силы и огня, но отверженные вкусом и гармонией» . Пушкин в период своего увлечения театром был горячим поклонником Семеновой. Поэт воспел актрису в «Евгении Онегине»:

Там Озеров невольны дани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил…

Ее мать была крепостной крестьянкой, отец – учителем кадетского корпуса Жданова. Екатерина Семеновна училась в театральном училище под руководством известного актера и педагога И.А. Дмитревского. Она была необыкновенно красива. Черты лица ее поражали классической правильностью, профиль, по словам современников, напоминал древние камеи, гибкий контральтовый голос поддавался самым разнообразным модуляциям. В театре Семенова играла роли первых любовниц. Самой важной природной силой таланта была способность до самозабвения отдаваться чувству, составляющему основу роли. В 1826 году Екатерина Семеновна вышла замуж за сенатора князя И.А. Гагарина и с тех пор лишь изредка выступала в любительских спектаклях.

После Октябрьской революции Власьевский храм закрыли не сразу. В 1921 году здесь приключилась история, ставшая одной из городских легенд. Осенью по приглашению А.В. Луначарского в Россию приехала американская балерина А. Дункан. Она познакомилась с поэтом С.А. Есениным. Секретарь и переводчик Дункан И.И. Шнейдер, который в течение трех лет сопровождал балерину, в книге «Встречи с Есениным» вспоминал о случившемся: «Пролетка тихо протарахтела по Садовым, уже освещенным первыми лучами солнца, потом, за Смоленским, свернула и выехала не к Староконюшенному и не к Мертвому переулку, выходящему на Пречистенку, а очутилась около большой церкви, окруженной булыжной мостовой… Но в то первое утро ни Айседора, ни Есенин не обращали никакого внимания на то, что мы уже в который раз объезжаем церковь. Дремлющий извозчик тоже не замечал этого. «Эй, отец! – тронул я его за плечо. – Ты, что, венчаешь нас, что ли? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз едешь». Есенин встрепенулся и, узнав в чем дело, радостно рассмеялся. «Повенчал!» – раскачивался он в хохоте, ударяя себя по коленям и поглядывая смеющимися глазами на Айседору. Она захотела узнать, что произошло, и, когда я объяснил, со счастливой улыбкой протянула: «Mariage…»

В этой городской легенде связываются воедино два соседних храма – Успения на Могильцах и священномученика Власия. С точки зрения положения больше подходит Успенская церковь, которую можно объехать вокруг. Однако лошадь, лишившаяся контроля задремавшего извозчика, могла вспомнить Власьевский храм, к которому ее приводили каждый год для проведения обряда, и приехать к нему. Самое поразительное в этой истории то, что уже следующей весной Есенин и Дункан действительно поженились. В 1926 году в правой пристройке Власьевской церкви устроили предел во имя Серафима Саровского, перенесенный сюда из ликвидированной домовой церкви Серафимовского комитета Красного Креста на Сивцевом Вражке. В 1934 году церковь закрыли и обезглавили. В здании разместились школьные мастерские. К 1960-м годам храм сильно обветшал. Крыша колокольни была покрыта толем, ограда снесена. Возле церкви построили деревянные сараи. В 1976 году началась реставрация храма священномученика Власия. Восстановительные работы должны были завершиться в 1980 году, однако затянулись на долгие годы.

В альманахе «Памятники отечества» в 1982 году вышла заметка о реставрации Власьевского храма: «Церковь и примыкающий к ней небольшой двухэтажный домик были старым московским приходом, обозначенным XVIII веком, что само по себе относило их в разряд памятников. Более того, в 30-е годы при обследовании строений выяснилось, что в церкви сохранились фрагменты постройки XVI века. До некоторых пор памятник не привлекал внимание арендаторов. Может быть, поэтому единый ансамбль расчленили, отдав дом Художественному фонду РСФСР, а церковь – Росконцерту. Весной 1981 года у церкви наконец появился прямой хозяин – Русский народный оркестр «Боян». В воскресные дни участники оркестра помогали реставраторам. У оркестра есть план открыть в отремонтированном храме Дом народной музыки, выдвинутый его руководителем заслуженным артистом РСФСР А.И. Полетаевым».

В 1992 году церковь священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе была возвращена верующим, но службы возобновились только в 1997 году. В течение нескольких лет проводились реставрационные работы. Приходу храма под дом причта было передано в безвозмездное пользование строение в Гагаринском переулке. Церковь ведет просветительскую и общественную деятельность. Составленный из разновременных объемов Власьевский храм, тем не менее, представляет композицию, традиционную для допетровской эпохи. Особенно интересны восьмигранные окна, богатые карнизы с мотивом «пилы», а также типичные наличники «московского барокко». В интерьере имеются фрагменты росписей XVII века, а также некоторые архитектурные детали более ранних строительных периодов – например, следы прежнего трехчастного алтаря.

Власьевская церковь в Старой Конюшенной слободе – место необычное. Д.Л. Андреев – писатель, сын знаменитого Л.Н. Андреева – на страницах книги «Роза мира» вспоминает: «В ноябре 1933 года я случайно – именно совершенно случайно – зашел в одну церковку во Власьевском переулке. Там застал я акафист преподобному Серафиму Саровскому. Едва я открыл входную дверь, прямо в душу мне хлынула теплая волна нисходящего хорового напева. Мною овладело состояние, о котором мне чрезвычайно трудно говорить, да еще в таком протокольном стиле. Непреодолимая сила заставила меня стать на колени, хотя участвовать в коленопреклонениях я раньше не любил: душевная незрелость побуждала меня раньше подозревать, что в этом движении заключено нечто рабское. Но теперь коленопреклонения оказалось недостаточно. И когда мои руки легли на ветхий, тысячами ног истоптанный коврик, распахнулась какая-то тайная дверь души, и слезы ни с чем не сравнимого блаженного восторга хлынули неудержимо». Только в московских церквях можно испытать подобные ощущения!

Великий Новгород

щелкните по карте, чтобы ее увеличить

На широком открытом участке перед зданием Новгородской Администрацией, среди газона Власьевской улицы стоит церковь Святого Власия, видный памятник древнерусской архитектуры времен Новгородской самостоятельности.

В современном виде храм был создан в 1407 году и является типичным памятником новгородской архитектуры своего времени: одноапсидный, одноглавый, четырехстолпный с трехлопастным завершением фасадов и художественном орнаментом вокруг барабана.

Согласно Младшему изводу Новгородской I летописи, в тот год «Поставаша церковь камену святыи Власеи в Людине конце». Правда, по сравнению с другими новгородскими храмами того времени она кажется несколько приземистой. Кроме того, к ее северному и западному фасаду примыкают нетипичные для новгородского зодчества плоскостные порталы со стрельчатым завершением. Вероятно, это заимствовано из средневековой северо-европейской архитектуры ганзейских городов, с которыми древнерусский Новгород был в тесной торговой связи.

Ныне Новгород нередко называют членом Ганзейского союза, однако, он был лишь его торговым партнером. При этом Новгород входил в состав Руси, сохраняя в себе княжеский стол и связь с церковью. Конечно, постоянные взаимоотношения с Ганзой порой приводили к заимствованием отдельных архитектурных элементов с претворением их в новгородском строительстве, в том числе и в церковном зодчестве.

Без сомнения, весьма обширный по тем временам каменный храм создавался как важная доминанта всей Власьевской (в то время Волосовой) улицы. Судя по своим размерам, он был общеуличанским, то есть рассчитан на всю уличную паству. Если это так, то, по-видимому подле него собирались уличанские вечевые сходы. (В Новгороде горожане собирались как на главные городские сходы, так и на районные собрания городских районов- концов и даже отдельных городских улиц.)

До постройки нынешней церкви на том месте несколько ее одноименных деревянных предшественниц.

Так, под 6692 (1184) годом Новгородская I летопись сообщает, что «Въ то же лето сърубиша церковь нову святого Власия». Значит, не только в 1184 году, но даже еще в более ранние времена на этом месте находилась одноименная «старая» церковь. В составленном в середине XV века при новгородском владыке Ефимии II житие архиепископа Иоанна есть упоминание о том, что тот до своего вступления в должность в 1166 году был просвитером в храме Святого Власия. А поскольку этот храм был еще до 1184 года, то возможно, что речь идет об интересующем нас месте. Правда, житие было составлено поздно, в качестве единого произведения, поэтому слишком доверять его информации не стоит.

Иногда предполагается, что первая деревянная церковь Святого Влавсия возникла на месте древнего славянского капища языческого бога Велеса. В доказательство приводят старое название улицы — Волосова, отождествляя это имя с Велесом. Однако, Волос является просторечной разговорной формой имени Власий, еще до недавнего времени сохранявшейся в деревнях. А в средневековых русских городах, где подобные обороты легко проникали даже в официальные документы, она вполне могла бытовать (вроде упомянутого в новгородских актах тысяцкого Кодрата, летописных новгородца Олексы Сбыславича, князя Михалки, бирича Мирошкии Несдинича, посадников Остафьи и Иванки Павловича… Кроме того, составленная новгородской археологической экспедицией карта городских культурных напластований локализует ближайшее древнейшее городское ядро к юго-востоку от церкви Святого Власия, ближе к реке Волхову, в районе Троицкого раскопа на Троицкой улице. Значит, до XI века на нынешней Власьевской никто не жил. А в то время Русь уже была крещена. Языческие пережитки долго не уходили, в Галичине, допустим, даже под видными галицким пригородом Звенигородом, до Батыева нашествия сохранялось капище. Но ни там и нигде в другом месте обширной Русской земли после крещения новых капищ не возникало. Так что связь с капищем достаточно спорна.

В Годы Великой Отечественной войны храм пострадал и был практически разрушен. В ходе послевоенной реставрации его фасадам вернули исторический облик

Всё больше убеждаюсь, что случайностей не бывает. Вот и в этот раз — выпал снежок, и в Старой Конюшенной слободе в сумерках — совсем другое настроение. Здесь в Гагаринском переулке стоит древний храм, известный с 1625 года как церковь Власия, что на Козьем болоте, а 24 февраля, как оказалось, считается днём памяти этого святого, принявшего мученическую смерть во времена императора Диоклетиана — гонителя христиан.
В славянской народной традиции Власий — покровитель скота. Согласно житию, во время гонения христиан Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. У славян поэтому святого Власия звали «коровьим богом», а день его памяти — «коровьим праздником». В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу, и в Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота.

1. Поэтому церковь святого Власия была построена тут не случайно, и название местности появилось не просто так. Место, где находилась эта церковь, издавна служило для выпаса коз и других домашних животных. Сначала здесь селились пастухи, позже выросла целая Конюшенная слобода. С ростом Москвы конюшенную слободу вытеснили за пределы земляного города, а местность так и продолжали называть Староконюшенной слободой.

2. В 1644 году старую деревянную церквушку заменили каменным четырехпрестольным храмом. При этом главный престол был посвящен празднику Преображения Господня, а Власьевский престол был освящён в приделе, но церковь в народе по прежнему называли — Власия, что в Старой Конюшенной.
В течение более чем трех столетий своего существования храм Власия в Старой Конюшенной слободе много раз перестраивался, соединяя в себе черты многих направлений и стилей — от московского барокко до позднего ампира, но в целом он всё же сохранил архитектурные традиции XVII века и считается памятником допетровских времен.

3. Одноглавый двусветный четверик в основании храма относится к первоначальной постройке, позднее уже в XVIII веке была возведена колокольня.

4. Еще более поздними считаются стены трапезной. Дело в том, что храм Власия сильно пострадал во время войны 1812 года, был отремонтирован и освящён в 1815 году, но к середине XIX века простого ремонта было уже недостаточно.

5. Поэтому в 1868-1872 годах на средства прихожанина купца Куманина трапезную перестроили полностью по проекту Н.П. Делекторского, расширив настолько, что она с трех сторон охватила нижний ярус колокольни.

6. В 1936 году в храме священномученика Власия обосновались раскольники-обновленцы, но уже в 1939 году храм закрыли совсем. Здание стало приходить в упадок. В 1976 году его решили отреставрировать, но работы шли вяло, а в 1983 году и вовсе прекратились. В начале 1980-х часть храмового комплекса отдали Росконцерту, разместившему в нем народный ансамбль «Баян». Участники коллектива заинтересовались реставрацией памятника архитектуры и не просто приняли в ней участие, но и привлекли к церкви внимание общественности. Отчасти благодаря их усилиям появилось множество добровольцев, помогавших в восстановлении храма, официально переданного РПЦ в 1992 году. Лишь в 1997 году в храме Власия в Старой Конюшенной слободе была проведена первая Божественная Литургия. На сегодняшний день в храме три престола: главный — Спаса Преображения, придельные — священномученика Власия и Казанской иконы Божией Матери.

Tags: Москва, архитектура, храм священномученика Власия

Во времена Диоклетиана в городе Севастии Малой Армении жил врач по имени Власий (по-армянски – Влас). С детства он отличался он благочестием. Горожане хорошо знали его и любили и поэтому, когда пришло время, единодушно избрали его епископом родного города. Однако принять сан в те времена жестоких гонений на христиан было не столько почетно, сколько опасно. Святому Власию приходилось укреплять своих пасомых, посещать заключенных, поддерживать мучеников. Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Ситуация обострилась настолько, что Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он подвизался в пещере.

Там в уединении он на некоторое время обрел мир и спокойствие. Однажды у входа в пещеру он увидел волка, у зверя в боку зияла большая рана, вся шерсть была бурой от запекшейся крови. Волк посмотрел на святого и упал без сил у его ног. Святой Власий промыл рану и закрыл ее повязкой. Затем он удалился на молитву. На следующий день он увидел, что волк поднялся на ноги и как будто ждет его. Сняв повязку, святой Власий увидел, что рана затянулась. Волк положил голову на колени спасшего его человека, постоял немного, а потом встрепенулся и убежал. После этого разные звери стали каждый день приходить к убежищу святого Власия, и он всех лечил. Они кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая, прибывшими для отлова зверей, чтобы терзать мучеников-христиан.

Когда епископ увидел воинов, пришедших за ним, он не удивился. Накануне ночью он услышал слова Господа, который предупредил о том, что святому предстоит ценой своей жизни отстоять веру. Поэтому он без лишних слов последовал за воинами.

По дороге в город они нагнали повозку, в ней лежал мальчик, который отчаянно кашлял и плакал. «Что случилось?» – спросил епископ. Мать ребенка ответила, что ее сын подавился рыбьей костью. Тогда святой Власий наклонился над мальчиком, прочитал молитву и извлек из его горла кость.

Также на пути к нему пришла бедная вдова, у которой волк утащил единственного поросенка. Святой успокоил ее, сказав, что с её поросенком все будет хорошо, велел идти домой. Она вернулась домой, и через некоторое время волк в зубах принес живого поросенка обратно к вдове.

Агриколай, встретив епископа льстивыми словами, назвал его Другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу.

В это время святой Власий сидел в темнице. Он был избит, но не сломлен. Правитель предложил ему перейти в языческую веру и получил отказ. Об этом узнали все в городе, люди были поражены мужеством своего епископа. Женщина, повстречавшая его на дороге, заколола поросенка и приготовила угощение, которое передала заключенному. Святой Власий благословил ее и сказал, что с этого дня в ее доме всегда будет изобилие, да и любого человека, поминающего его, тоже ждет благополучие.

Агриколай велел привязать святого к дереву и строгать его тело железными гребнями для чесания шерсти, однако Власий остался верен Христу. Видя страдания святого, семь благочестивых жен последовали за Власием, собирали капли его крови, помазывались ими. Их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте, после чего христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией, тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко. У одной из женщин было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.

Через некоторое время правитель Севастии снова попытался склонить святого к язычеству, а когда Власий отказался, то пригрозил бросить его в Севастийское озеро, но святой ответил, что Христос избавит его и явит Свою силу. Перекрестив воду, Власий сошёл на озеро и стал ходить по воде. Сев посередине озера, он предложил слугам правителя, призвав своих богов, сделать то же. Язычники сошли в озеро и сразу утонули.

Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы.

Перед казнью святой помолился Богу о прощении своих и людских грехов, а также о даровании помощи всем, кто будет поминать Власия. В этот момент, согласно житию, на него сошло светлое облако, из которого послышался голос: «Все прошения твои исполню, возлюбленный мой подвижник».

По преданию, тело святого Власия погребла с почестями благочестивая женщина по имени Елисса на месте казни святого. От гроба святого, по преданию, происходили исцеления верующих. Святой Власий Севастийский принял мученическую смерть около 316 года.

В день памяти святого благочестивые люди стали приносить в церковь свечи и ладан, раздавать милостыню. Этот обычай укоренился в память поступка блаженной вдовы, которая принесла святому Власию пищу в темницу.

Мощи св.Власия

Запечатанная дарохранительница с частицей длани св.Власия

Долгое время мощи святого находились в Севастии. Во время крестовых походов их вывезли в Европу. В 732 году они попали в Итальянский город Маратею, жители которого считают святого Власия своим покровителем. В других городах Европы в разных храмах хранятся частички мощей святого, в том числе и в Соборе Успения Богородицы в Лондоне (Сурожская епархия). Особо почитается святой Власий в хорватском Дубровнике, здесь в честь него сооружён храм, где находится глава святого.

Церковь св. Власия в Дубровнике (Хорватия)

По преданию, святой в 971 году явился жителями города и предупредил их о нападении врагов.

Почитание

Согласно преданию, он обладает особой благодатью Божией при врачевании болезней горла, предупреждении подавления. Также Власий считается покровителем домашних и диких животных, так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей.

На Руси св. Власий считался покровителем домашнего скота, который нередко от имени этого угодника назывался «родом Власиевским», особенно коровы – часто попросту назывались власиевками. В старину во имя св. Власия, покровителя скота, устраивали приделы и часовни. В Киевской Руси первый храм, посвященный святому Власию, был заложен князем Владимиром сразу после Крещения Руси на Подоле. В нем находилась особо чтимая икона святого с частицей его мощей. В Новгороде существовал храм, куда в день памяти этого угодника хозяева приносили коровье масло и клали его пред образом этого святого. По замечанию очевидцев, на старинных иконах св. Власий изображался сидящим на коне, вокруг него представлялись лошади, а вдали зеленые поля. В одной древней церкви в Новгороде на иконе св. Власий был представлен сидящим на скале, окруженным скотом; там же одна из городских улиц называется Власьевою.

В Москве на Арбате в XVII веке был построен каменный Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе.

Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе, Москва, Гагаринский пер., 20 (м.»Кропоткинская»)

В Ярославле в 1714 году была освящена церковь во имя св. Власия Севастийского, позже запечатленная на картине Н. К. Рериха.

Ярославль, церкви Власьевского прихода (слева направо): Толгская (Власьевская) церковь, Иверская часовня и Троицкая церковь с колокольней.
Начало ХХ века

В «Сказании о святых» св. Власию назначается особая молитва от скотского падежа. Крестьяне в день памяти св. Власия служили молебствия, прося у него защиты для домашнего скота. В некоторых существовал обычай сгонять коров к церквам, где они окроплялись св. водой, особенно это наблюдалось во время болезней и падежа скота.

Почитание св. Власия как покровителя домашнего скота возникло на основе древнего ритуала языческого божества Велеса (Волоса), «скотского бога», который считался вторым по значению богом в языческом пантеоне. Замена языческого божества св. Власием была тем удобна, что житие этого святого свидетельствовало о его покровительстве животным. Более того, в древнеславянском языке имена Велес (Волос) и Власий были тождественны и часто взаимозаменялись.

В этот день крестьяне не работали на скотинке, не утруждали Велесов род, не ездили на лошадях, холили и лелеяли скотинку, угощали выпечкой обрядовой (специальной сдобой) – коровок, лошадок, овечек.

Тропарь, глас 4:
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Власие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:
Божественное прозябение, цвет неувядаемый, лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие, верою чтущия память твою веселия твоего исполни, моляся непрестанно о всех нас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *