Церковь святой троицы в никитниках

Храм Святой Живоначальной Троицы в Никитниках или Грузинской Божией Матери, что на Варварке

Москва, м. Китай-город, Старая площадь, Никитников переулок, д.3
Телефоны:
Дежурный: (495) 698-15-29, (495) 698-26-43;

Настоятель: (495) 698-17-06;

Факс: (495) 698-17-06;

Моб.: 8-926-521-27-70.

Сайт: www.nikitniki.org

Электронная почта: nikitniki@mail.ru

Время работы

Храм открыт для посещения с 10.30 до 16.00.

Схема проезда

Метро Китай-город, выход на ул. Варварка. Пересечь улицу и подняться наверх, к зданию администрации президента РФ. Вход через проходную или открытый шлагбаум, идти вверх до Никитникова переулка д.3 (слева).

Богослужения

По воскресеньям, в великие и двунадесятые праздники в 9:00 утра — Божественная литургия. Накануне воскресных дней, великих и двунадесятых праздников, в 17:00 — всенощное бдение. Исповедь совершается после всенощного бдения и перед литургией.

По средам в 17:00 — молебен с акафистом перед иконой Божьей Матери «Грузинская».

По пятницам в 11:30 совершается панихида .

Престолы

Святой Живоначальной Троицы (главный престол);

Великомученика Никиты Воина (южный придел);

Святителя Николая (северный придел);

Грузинской иконы Божией Матери (придел в подклети храма);

Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (придел в помещении колокольни).

Престольные праздники:

День святой Живоначальной Троицы — главный престольный праздник;

28 сентября — день памяти святого Великомученика Никиты Воина;

19 декабря — день памяти святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца;

4 сентября — праздник Грузинской иконы Божией Матери;

21 мая — день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

История

Храм построен на средства известного гостя из Ярославля Григория Леонтьевича Никитникова с 1629 по 1634 год. На его средства храм и был расписан в 1650 году.

В 1812 г. храм был разграблен французами, часть трапезной сгорела. К всеобщему удивлению, росписи в храме сохранились, а также сохранился иконостас с иконами, созданными царскими изографами Симоном Ушаковым, Яковом Казанцевым и др.

12 апреля 1900 года храм посетил Его Величество Св. мч. Царь Николай II с супругой . По желанию императора впоследствии был устроен нижний придел в честь Грузинской иконы Божьей Матери. В честь сохранившегося чудотворного образа Грузинской Божьей Матери храм получил второе название «Грузинской иконы Божьей Матери, что на Варварке».

После революции храм был закрыт. В 1920 году верхний храм оставался закрытым; в нижнем храме проводил богослужения протоиерей Сергий Голощапов (в 1937 году он был расстрелян). 18 августа 1929 г. был закрыт и нижний храм. После этого храм был передан Историческому музею.

Во время Великой Отечественной войны, в 1939-1944 гг, в храме были устроены квартиры, после чего там разместилась выставка музея. Начался процесс быстрого обветшания: проседания, трещины, смещение грунтов под каменным крыльцом.

В 1999 г. в храм был назначен священник, а в 2008 г. храм был передан Московской Патриархии, оставаясь при этом государственной собственностью. За несколько лет храм был восстановлен и отреставрирован. На сегодняшний день в нем проводятся регулярные богослужения.

Святыни

«Шип» от тернового венца Христа Спасителя.

Честные мощи (из частных коллекций).

Иконы, написанные Симоном Ушаковым: Св.Троица, Икона Божьей Матери «Насаждения древа Государства Российского» (в верхнем храме); «Галатская» икона Божьей Матери и «Тобольская-Казанская» икона Богоматери, перед которой молился император Николай II во Время Тобольской ссылки (в нижнем храме).

При храме с 2003 г. действует Детская Воскресная школа.

Развивается благотворительная, социальная, катехизическая и молодежная деятельность.

Совершаются катахизические беседы для взрослых.

Приход оказывает благотворительную помощь 21-му интернату для детей-инвалидов и многодетным семьям на Приходе.

В храме в помещениях Воскресной школы 2 раза в месяц транслируются видиофильмы религиозного и исторического содержания.

В XVI веке здесь стояла усадьба ярославского купца Григория Никитникова со складами товаров. Была во дворе и деревянная церковь великомученика Никиты на Глинищах.

Что есть что в церкви

Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко: то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы. Но как бы там ни было, церковь сгорела в очередном московском пожаре. Пострадал и хранившийся в усадьбе товар. Тогда в 1628-1634 годах Григорий Никитников на собственные средства построил новый каменный храм. Он дошел до нас без изменений.

Кстати, желания у Никитникова были весьма прозаичные: в церкви Живоначальной Троицы устроили тайники для хранения ценностей, а в подклете — склад.

Храм в стиле русского узорочья получился нарядным, поэтому его черты копировали при строительстве многих других московских храмов. Например, здесь впервые вход в церковь оформили шатровым крыльцом. А хорошо сохранившиеся фрески в храме Троицы в Никитниках выполнил Симон Ушаков.

В 1904 году один придел церкви Живоначальной Троицы, в подклете, освятили во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Образ Грузинской иконы считался чудотворным: ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654 году. Это был список иконы, которую завоевавший Грузию в 1622 году персидский шах Аббас продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.

В советское время храм Живоначальной Троицы в Никитниках передали Государственному историческому музею. Сейчас церковь действует.

А что бы вы добавили к истории церкви Живоначальной Троицы в Никитниках?

В Москве, в Китай-городе, в Грузинском переулке, который спускается по склону возвышенности от Ипатьевского переулка к Китайской стене, находится древняя каменная церковь во имя Грузинской Божьей Матери. В прежнее время по своему престолу она называлась «во имя св. Живоначальной Троицы, что в Никитниках», а еще ранее «Никитскою», или «св. мученика Никиты на Глинищах», и, первоначально, была деревянною. Свое название «на Глинищах» получила она от холма, на котором находилась, прозывавшегося по составу почвы с залежами красной глины «Глинищами».

Год построения первоначальной деревянной Никитской церкви неизвестен. Первые, дошедшие до нас, письменные о ней сведения имеются от 1625 года, но нужно полагать, что она существовала и в XVI веке и именно в 1579 году, каким годом помечена икона св. мученика Никиты с житием, находящаяся у южной стены ее Никитского придела. Так как в 1571 году, при нашествии хана Девлет-Гирея, почти все деревянные строения «Китая» были истреблены пожаром, то, вероятно, деревянная Никитская церковь была выстроена между 1571 и 1579 годами.

В XVI веке Москва, и особенно ее «Китай-город», часто страдали от пожаров, которые были причиною гибели многих церквей со святыми иконами, утварью и книгами. Bcледствие этого «Китай» назывался также «Пожаром», а по средоточию в нем торговли—и «Торгом» или «Торговищем».

Церковь в Никитниках — один из ярких образцов архитектурного стиля «московское узорочье». По ее подобию строились многие храмы города второй половины 17 века. Сам храм возвели по приказу купца Г.Л. Никитникова в 1630-х годах на месте сгоревшей церкви святого мученика Никиты.

Куб основного объема храма возвышается на подклете, увенчан рядами кокошников. Сверху его украшают пять глав. Центральная глава расположена на световом барабане. К северному приделу примыкают трапезная и галерея. Южный придел служил усыпальницей Никитниковых и исполнял роль «семейного храма». Над северо-западным углом галереи возвышается шатровая колокольня. Стены церкви украшены резьбой из белого камня, которая по стилю напоминает отделку Теремного дворца в Кремле.

Оформлением внутреннего убранства храма занимались мастера Оружейной палаты: сложная, динамичная роспись была создана по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Специально для Троицкой церкви С. Ф. Ушаков написал икону «Древо государей российских» (сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее).

В 1904 году в храме специально для Грузинской иконы Божией Матери был пристроен придел, по проекту архитектора В. И. Веригина. Так появилось второе, народное название — церковь Грузинской Богоматери. Нынешний Никитников переулок также до 1926 года назывался Грузинским.

В 1920 году храм был закрыт вплоть до больших реставрационных работ. В 1934 году здание перешло в распоряжение Государственному Историческому музею. В 1991 году в церкви возобновились богослужения, которые идут и сейчас.

Церковь Грузинской Божией Матери находится в Грузинском переулке, близ Варваринских ворот; иначе называется «Троицы, что в Никитниках». Первоначально построена была деревянная в XVI ст. и называлась «Великомученика Никиты, что на Глинищах».

Нынешняя выстроена на месте прежней в 1628 г. ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым с главным престолом св. Троицы и с южным приделом св. Никиты.

В 1653 г., по случаю моровой язвы в Москве, в церковь был привезен из Красногорского монастыря Архангельской епархии образ Грузинской Божией Матери, который за 28 лет перед тем был выменян у персов в Грузии братом храмоздателя Степаном Никитниковым. К чудотворной иконе стекалось столь большое число богомольцев, что понадобилось расширить церковь, почему и был выстроен северный придел, освященный во имя Иоанна Богослова.

Некоторое обновление церкви было около 1700 г., когда в трапезной установлены были нынешние оконные решетки, а потом в 1845 г., когда сменены кресты на главах, снята главка с крыльца и разделаны окна главного алтаря. В 1904 г. в подклете устроен престол Грузинской Божией Матери. Храм очень замечателен как по особому изяществу постройки и тщательной отделке во всех частях, так и потому, что старина в нем и снаружи, и внутри сохранилась достаточно хорошо.

Выдвигающиеся на сводах ряды кокошников «в перебежку» составляют оригинальную особенность этой пятиглавой бесстолбной церкви. Крыльцо с шатровым верхом является первым по времени образцом подобного рода церковных входов. Колокольня находится не на оси всего здания, как установилось только со второй половины XVII ст., а у северо-западного угла церкви. Внутри сохранился многоярусный иконостас с образами работы Симона Ушакова. Над верхним ярусом помещены изображения херувимов, как это было и в Успенском соборе до времени царя Алексея Михайловича и как это до сих пор сохранилось в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Стенопись середины XVII ст. Замечательны клироса особой формы и каменная резьба на входах в приделы и в главную часть церкви. Придел Никиты Мученика имеет такие же древние иконостасы и стенопись, как главная церковь.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *