Церковь царево

Первое название села Царёво – Иевлево. Первые упоминания о нём в летописях относятся к 1503 г. В актах землевладения владельцем этих земель значится Тимофей Царёв. По его фамилии село и получило своё нынешнее название. Примерно в 1623 г. в летописях упоминается: «село Иевлево, Царёво тож, на речке Талице да на речке Морванице». Два этих названия используются до середины XVIII в., но уже с 1744 г. в употреблении остается только одно Царёво, дошедшее до наших дней. Хотя в XIX в. встречается название Царёво-Никольское. Существует ещё одна версия возникновения названия села Царёво. По легенде, здесь был похоронен сын царя Ивана Грозного от его второй жены — черкесской княжны Марии, умерший в возрасте полутора лет во время поездки царя из Москвы в Александровскую слободу (современный город Александров).

Под покровительством святителя Николая село Царево находится с середины XVI в. В 1575 г. в селе упоминается деревянная церковь «на каменном деле» Николая Чудотворца с приделами Святой мученицы Параскевы и мученика Елизария. В 1623 г. деревянная шатровая церковь стояла «без пения», то есть богослужения в ней не совершались. О той, деревянной церкви сведений мало. Возможно, что она перестраивалась, так как в 1678 г. в селе упоминается Никольская церковь с приделами мученицы Параскевы, мучеников Маккавеев и Сергия Чудотворца.

В разные века село принадлежало известным в России родам: Вылузгиным, Шереметьевым, Голицыным, Щербатовым. В 1774 г. владельцами села становятся Дурасовы — наследники богатых уральских горнозаводчиков Твердышевых и Мясниковых. С именем Николая Алексеевича Дурасова связано строительство в начале XIX века храма в том облике, каким мы видим его сейчас.

6 декабря 1811 г. строительство каменного храма на месте деревянного в селе Царево, изучив «планы и фасады», благословил епископ Дмитровский Августин: «Божией милостью Святейший Августин епископ Дмитровский Московский викарий. Просил нас Николай Алексеевич Дурасов о дозволении ему в вотчине его, Дмитровской округи селе Царёве построить вновь церковь вместо деревянной, на том же месте каменным зданием, во имя Чудотворца Николая, с приделом святыя мученицы Агриппины. Из представленной же от Московской духовной консистории справки построению сей церкви препятствий не оказалось: сего ради благословили Мы помянутую церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святыя мученицы Агриппины каменным зданием ему, просителю по апробированному Нами плану и фасаду построить на восток алтарём по подобию прочих святых церквей, доброю и благопристойною архитектурой».

Начало строительства нового каменного храма относится к 1812 г. Этот год в памяти нашего Отечества связан с войной России с армией Наполеона. Как известно, 25 декабря 1812 г., в день Рождества Христова, последний француз был изгнан с территории нашей страны. Хотя для России война еще не закончилась, но именно в этот день император Александр I издал Манифест в благодарность Христу Спасителю построить в Москве храм. Неслучайно в росписях храма присутствуют сюжеты, напоминающие те события: в Никольском алтаре за престолом, где обычно изображают воскресшего Христа, помещена сцена Рождества Христова, а в световом барабане, под куполом — ангельский гимн «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение», возвестивший пастухам о Рождении в мир Спасителя.

Архитектором при строительстве храма был Иван Васильевич Еготов – ученик В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Кроме Никольской церкви, последними работами Еготова, умершего в 1815 г., стало восстановление взорванных французами в 1812 г. Никольской и Водовзводной башен Московского Кремля.

Здание Никольского храма выстроено в величественном стиле русской готики, или неоготики, популярном в XVIII и в начале XIX в. Массивный основной объем храма, состоящий из четверика и большой широкой ротонды, венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. Центральный шпиль — высокий, четыре плотно прижатых к нему боковых — поменьше. Все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Ротонду по кругу также украшают маленькие шпили. На фоне огромной ротонды почти незаметна небольшая колоколенка, также увенчанная остроконечными завершениями с крестами. Симметрично колокольне, с восточной стороны, над алтарной частью возведена такая же башенка — сказывается влияние классицизма с его приверженностью к строгой симметрии. Необычно смотрится на готическом храме широкий красивый фриз из барельефов работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один — аркатурный, в готическом стиле. Внутри храм впечатляет своим пространством. Огромный основной объем великолепно освещается высокими окнами ротонды и нижнего яруса, величественно смотрится иконостас с красивой резьбой и иконами. Боковые приделы выполнены в стиле классицизма, с массивными колоннами по бокам иконостасов.

В течение всего XIX в. храм благоукрашался. В описи фонда Московской Духовной Консистории в Мосгорархиве есть упоминания о работах, проводимых в храме, например: 1859-1863 г.г.: «Об устройстве нового иконостаса в Николаевской церкви села Царёво Дмитровского уезда»; 1885-1886 г.г.: «О повреждениях кровли в Николаевской церкви с. Царёво Дмитровского уезда»; 1893 г.: «Об устройстве придела в церкви села Царёво». В последнем документе речь идёт об устройстве Ильинского придела: Антиминс на престоле в Ильинском алтаре подписан 1898 г. Кто были те благотворители, чьими силами украшался храм во второй половине девятнадцатого века, нам неизвестно. В двадцатом веке богослужения в церкви продолжались до 1940 г., когда храм был закрыт, но после начала Великой Отечественной войны жизнь прихода возобновилась.

Благодаря уцелевшим документам при оформлении брачных свидетельств, установлены имена священников церкви с момента её построения. Так, с 1922 по 1930 г.г., настоятелем храма был иерей Сергий Кротков, который в 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской православной церкви был причислен к лику святых как священномученик.

В 1948 г. в храме проводились реставрационные работы, но эти мероприятия только исказили внутреннее убранство, так как рабочие неумело, бытовой масляной краской, записали тонкую темперную живопись, выполненную, по преданию, итальянскими мастерами. К 80-м годам здание храма стало сильно разрушаться. Каменные напольные плиты проваливались, крыша летней части прогнила, а с купола, из-за протечек, осыпалась штукатурка. Протоиерею Николаю Глебову, назначенному в 1984 г. настоятелем храма, удалось добиться от уполномоченного по делам религий по Московской области получить разрешение на ремонт здания. Власти надеялись, что религия в стране отомрет сама собой и не поощряли ремонтные работы в церквях. Но тогда храм все-таки немного привели в порядок: перекрыли крышу новым железом, отремонтировали пол, провели отопление в летнюю часть, заменили сгнившие окна в световом барабане и алтаре.

До Октябрьской революции 1917 г. при Царёво-Никольской церкви была церковно-приходская школа. После революции школу закрыли, а здание занял сельсовет. В 1988 г. здание школы разобрали из-за ветхости. И 6 февраля 1994 г. по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия при Царёво-Никольской церкви вновь открылась школа. Под учебные классы приспособили помещения в церковной сторожке и церковном архиве. Благодаря жертвенной помощи семьи Полюдовых, в 2000 г. было завершено строительство нового здания церковно-приходской школы и с сентября в нём начались занятия, а 5 ноября 2000 г. состоялось торжественное Богослужение в храме и освящение нового здания школы архиепископом Можайским Григорием.

Помимо школы, был построен глубинный колодец с надкладезной часовней. В 2004 г. приступили к реставрации и благоукрашению внутреннего убранства Никольского храма. В 2008–2010 г.г. позолочены напольные киоты и отреставрированы хранящиеся в них иконы. В мае 2010 г. началась реставрация фасада храма, которая включает золочение крестов, замену белого камня на карнизах и ступенях боковых входов, перекрытие купола и крыши медью и покраску. К Пасхе 2010 г. на церковную звонницу были подняты девять новых колоколов, отлитых на тутаевском заводе на средства семьи Полюдовых и прихожан церкви. Всего на звоннице располагаются 11 колоколов, два из которых чудом сохранились от советского времени. 24 июня 2012 г. закончилась реставрация Алтаря. В 2013 г. проведена реставрация «местного» ряда икон в иконостасе Никольского придела на средства ктиторов храма.

Главная О храме История храма Хорошо Хорошево, да не наше, а Царево

Эта поговорка, цитируемая Владимиром Далем в его знаменитом словаре, лучше пространных описаний отражает положение дворцового села Хорошева во времена царя Алексея Михайловича Романова.

Алексей Михайлович (19 марта 1629 — 8 февраля 1676), второй царь юной династии Романовых, держал активный политический курс. Он осуществил реформу армии, провел монетную и, самое главное, церковную реформу, ставшую одной из причин религиозного раскола в русском обществе.

При нем составлено и издано Соборное уложение 1649 года – первый печатный памятник русского права, систематизировавший и обобщивший отечественное законодательство. Основаны новые центральные государственные учреждения. При Алексее Михайловиче в 1654 году Россия объединилась с Украиной, продолжилась освоение Сибири. Правление царя омрачалось народными волнениями, в частности Соляным бунтом в Москве в 1648 году, Медным бунтом 1662 года, Соловецким возмущением, бунтом Разина, русско-польской войной 1654—1667 годов.

Сам Алексей Михайлович отличался глубокой, искренней и возвышенной религиозностью, любил богослужения и паломничества по святым местам и, кроме того, был замечательным, талантливым охотником.

Русский историк Сергей Михайлович Соловьев в своей знаменитой «Истории России с древнейших времен» пишет, что «Алексей Михайлович любил часто ездить в загородные села, где иногда оставался довольно долго. Села эти были: Коломенское, Голенищево, Покровское, Хорошево, Воробьево, Семеновское, Измайлово, Никольское, Всевидное, Остров, Соколово, Алексеевское, Дьяково. Государь ехал ночевать, следовательно, шествие открывал постельный возок, при котором ехали постельничий и стряпчий с ключом, с ними 300 жильцов, по три в ряд, в цветном платье, на лошадях во всякой ратной сбруе. За жильцами 300 конных стрельцов по 5 в ряд; за стрельцами 500 рейтар, за ними 12 стрелков с долгими пищалями. За стрелками Конюшенного приказа дьяк, потом государевы седла, жеребцы, аргамаки, кони и иноходцы, 40 лошадей под седлами, наряд на них большой, цепи гремячие и поводные, кутазы и наузы, седла покрыты покровцами цветными и ковриками золотными. Перед государем у кареты боярин, подле кареты по правую сторону окольничий. Сам царь в английской карете шестернею, возники (лошади) с немецкими перьями, на возницах кафтаны бархатные и шапки бархатные с соболем и перьями. С царем в карете четверо бояр. Царевич ехал в избушке шестернею, с ним сидели дядька его и окольничий; за ним бояре, окольничие, стольники и ближние люди, около избушки — стрельцы. За царевичем ехала царица в каптане (зимнем возке) в 12 лошадей, с нею мамы и боярыни; за царицею царевны большие и меньшие, также в каптанах, окруженных стрельцами; за царевнами боярыни верховые, казначеи, карлицы, постельницы, всего каптан 50. Главною целию загородных поездок была любимая потеха царя Алексея Михайловича — охота, ходил на поля тешиться с птицами, любил ходить и на медведя».

Точкой пересечения религиозных и охотничьих устремлений царя и стало село Хорошево, вокруг которого расстилались заповедные царские угодья, а рядом проходила дорога на Звенигород, в любимый монархом Саввино-Сторожевский монастырь.

Известно, что Алексей Михайлович особо чтил преподобного Савву Сторожевского, и причиной тому стала как раз охотничья история с медведем.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года. Местное почитание звенигородского чудотворца началось сразу после его кончины. В 1547 году на Соборе Русской Церкви, созванном Митрополитом Московским Макарием для канонизации русских святых, в лике святых был прославлен и преподобный Савва.

В декабре 1651 года царь отправился на охоту в окрестности обители. Увлеченный азартом погони, он оторвался от свиты и оказался один на один с разъяренным медведем. Поднявшись на задние лапы, зверь готовился наброситься на охотника, но неизвестно откуда появившийся старец его отогнал. Узнав своего спасителя на иконе в монастыре, царь был поражен.

Вскоре, 17 января 1652 года Алексей Михайлович вместе с Патриархом Иосифом, митрополитом Никоном, царицей, боярами и духовенством вновь прибыл в обитель преподобного Саввы. Здесь 19 января мощи святого открыли и положили в новую дубовую гробницу. С тех пор 19 января/1 февраля празднуется как день обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского.

Алексей Михайлович щедро облагодетельствовал и перестроил обитель, которая первой на Руси получила статус Лавры.

Преподобный Савва неоднократно являлся Алексею Михайловичу. Так в 1654 году он возвестил царю о грядущих победах над поляками и литовцами.

По дороге в Саввино-Сторожевский монастырь или на обратном пути монарх часто останавливался во дворце в Хорошеве и молился в Свято-Троицком храме. Приезжал он сюда и в другие дни.

Любопытно одно из упоминаний Хорошева в собрании писем Алексея Михайловича, адресованных его двоюродному брату, стольнику Афанасию Ивановичу Матюшкину, заведовавшему царской охотой. Так в письме, датированном 9 апреля 1646 года, царь просит его «тотчас купить две стопки оловены таковы что в Хорошове». Это означает, что в царском дворце в Хорошеве находилась любимая Алексеем Михайловичем утварь, а сам он часто останавливался в этой резиденции.

Сохранились следующие документально подтвержденные упоминания о посещении Алексеем Михайловичем богослужений в Хорошево:

  • 7159 (1650) г., «декабря в 5 день, государь Алексей Михайлович празновал Николе чюдотворцу в селе Хорошове: слушел государь вечерни и всеношного. А к Москве государь приехaл за час».
  • 7168 (1659) г., «декабря в 6 день, на празник великого чюдотворца Николы, слушал Государь всенощного, в селе Хорошеве, в приделе великого чюдотворца Николы. А на Государе было платья: ферезея, сукно голубое, испод соболей, с широким круживом; ферезя, отлас рудожелт, испод пупки собольи; зипун, тафта бела, без обнизи; шапка, бархат рудожелт двоеморх, с лазоревым пером. Посох каповой, подножье холодное, стул.»
  • 7169 (1660) г., «декабря в 5 день, слушал Государь мaлой вечерни, в селе Хорошове, в пределе великого святителя Христова Николы. А на Государе было платья: ферезея, сукно голубое с уским кружевом, испод соболей; ферези, отлас черевчет, испод пупки собольи; зипун, тафта бела, без обнизи; шапка, бархат двоеморх рудожелт, с лазоревым пером. Жезл пироговой, подножье теплое.

    декабря в 6 день слушал великий Государь всеношного и обедни, в селе Хорошове ж, в том же приделе «.

  • 7173 (1664) г., «декабря в 6 день, на празник великого чюдотворца Николы, слушал Государь всенощного и обедни в селе Хорошове».
  • 7179 (1670) г., «декабря в 6 день, во вторник, слушал Великий Государь всенощного, в Хорошове, в церкве чюдотворца Николая. Того же дни ходил Великий Государь к обедни чюдотворца Николая Гостунскаго. А малыя вечерни слушал Великий Государь, в Хорошове, в хоромах».
  • 7180 (1672) г., «декабря в 6 день, на празник Николая чюдотворца, Великий Государь слушал всенощного и обедни в церкви Николая чюдотворца, в селе Хорошове. А на нем Великом Государе было платье во всенощное: ферезея, сукно голубой цвет, с уским кружевом; ферези, камка рудожелта китайская, испод черева бельи; зипун, тафта бела; шапка сукно скорлат бел; посох индейской с костми. Стряпни было: два полотенца, подножие холодное, стул.
  • В обедню: ферезея червчатая (остальное – как всенощном – В.Е.). И слушав, в церкви Николая чюдотворца, обедни и молебна, и изволил Великий Государь, в том же платье, идти к Москве».

  • 7181 (1673) г., «мая в 20 день, на празник Алексея митрополита, Великий Государь изволил слушать всеношного и обедни в церкви Живоначальныя Троицы, в селе Хорошове. мая в 21 день, на четверток, Великий Государь изволил идти из села Хорошова, к Москве, и был в монастырех: в Алексеевском, в Зачатейском, в Новодевиче монастыре».

    Оттуда он снова вернулся в Хорошево, поскольку позже вписано, что 22 мая монарх отправился из Хорошева в Павловское. 29 мая он снова провел в Хорошове, откуда 30 числа пошел в Воробьево .

  • 7184 (1675) г., «декабря в 6 день, на празник великого святителя и чюдотворца Николая, Великий Государь изволил слушать всенощного бдения, в селе Преображенском, в церкви Воскресения Христова. А божественныя литургии изволил Великий Государь слушать в селе Хорошове И столовое кушанье было в том же селе; а после столоваго кушанья изволил идти в село Преображенское».

При этом стоит упомянуть, что составитель считал Выходные книги с сентября 1654 по август 1659 утраченными.

После смерти Алексея Михайловича его сын Феодор Алексеевич некоторое время продолжал традицию и посещал Хорошево по пути в Звенигород.

Так в 7185 (1676) года «декабря в 5 день, во вторник, изволил Великий Государь (Феодор Алексеевич) итти в Саввин монастырь . Стан был в селе Xорошове. Декабря в 6 день, на празник святого Николая чюдотворца изволил Великий Государь слушать всеношного бдения и божественныя литургии в церкви святого Николая чюдотворца, что в селе Хорошове. Декабря в 7 день изволил Великий Государь идти, из села Хорошова, в село Павловское».

Прослеживается следующая закономерность. 3 декабря, на память преподобного Саввы, Алексей Михайлович часто бывал в Саввино-Сторожевском монастыре. Возвращаясь в Москву, в день святителя Николая Чудотворца он молился за всенощным бдением в Никольском приделе в Хорошеве, а литургию уже слушал в Москве.

Ферези, бесконечно упоминаемые в описаниях одежды царя, – верхнее платье. В малых выходах государя заменяли кафтан и надевались поверх зипуна. Их шили из тафты, атласа, камки и других материалов, на меху.

Часто посещая Хорошево, государь щедро одаривал Свято-Троицкий храм.

B 1651 году диакон Троицкой церкви Григорий получил две пелены – четырехугольные полотнища, служившие покровом.

B 1654 году в приделе Феодора Стратилата меняли обветшавшие покрывала на престоле и жертвеннике. Тогда же приказано было выделить к освящению придела ладан. По указу царя Алексея Михайловича казначею и дьяку было указано сделать и дать в село Хорошево «в церковь Феодора Стратилата, что в пределе y Живоначальныя Троицы на престол индитю спереди камчатую по сторонам на жертвенник индитю бархатную и срачицы и лимоны, и верви против того ж, да за покраску царских дверей крашениной».

K 1666 году в приделе Николая Чудотворца обветшали иконы. В конце 1666 – начале 1667 годов иконописцы Оружейной палаты Иван Алексеев, Иван Логинов Лопаков и Козьма Галичанин реставрировали здесь царские двери с столпцами, местные иконы с киотами, «деисусы, праздники и пророки»: «Образ Троицын да образ Алексея Человека Божия да иной образ».

Все эти иконописцы считались опытными мастерами, работавшими в Кремлевских соборах и церквах, царских палатах.

Когда в начале 1667 года в Оружейной палате у известного иконописца Симона Ушакова спрашивали мнение о сроках их работы, он ответил: «Той-де трем человеком иконописцам на шез-десять дней будет для того, что старая иконная починка, и нового пуще письма».

Характерно признание авторитетнейшего мастера, что «починка» старой иконописи, если ее делать тщательно, сложнее работы по написанию образа вновь.

B 1670 году ярославский иконописец Иван Филатьев (Филатов, Феофилактов, он же Ярославцев) исправлял иконы в Свято-Троицком храме. Это были «18 образов — деисусов с праздники и с пророки и с праотцы, 5 образов местных — образ Пречистые Богородицы, образ великомученика Феодора Стратилата, образ преподобных отец Михаила Малеина да Сергия Радонежскаго чудотворца, да образ пророка Ильи, да образ святые мученицы Парасковии, нарицаемые Пятницы, да образ Пречистые Богородицы запрестольные, три образа деисусов — образ Спасов, да образ Пречистые Богородицы, да образ Иванна Предтечи».

«B 1674 году в расходной книге церковного строения Оружейной палаты церковь Троицы называется соборной; по указу царя в нее поступило большое количество богато украшенных тканей: камки, кармазина, атласа и других. Из утвари – пелены, занавески к Царским дверям, одежды на престолы, жертвенники и аналои, покровцы на воздухи и на сосуды. Особое внимание уделялось пеленам к местным образам. Это были четырехугольные платы или полотница с вышитыми на них золотом крестами, служившие для украшения икон и одновременно защищавшие их от копоти. Края пелены были сделаны из камки желтой «амстрадамской», то есть из шелковой цветной ткани с разводами желтого цвета, изготовленной в Амстердаме, а середина пелены была сшита из цветного атласа».

«Среди местных образов в основном храме перечислены следующие: Живоначальной Троицы, Алексия, человека Божия, пророка Илии, Саввы Чудотворца, Пречистой Богородицы и мученицы Параскевы . В приделе Чудотворца Николая указаны местные иконы Спаса, святителя Николая, Знамeния Пречистой Богородицы».

В описи вновь устроенной утвари впервые упоминается «теплая трапеза у Николая Чудотворца». Каменная пристройка соединяла оба придела с северной, южной и западной части основного объема.

В приделе Феодора Стратилата были украшены пеленами иконы Феодора Стратилата, Сергия Чудотворца и Михаила Малеина, а также Живоначальной Троицы. В конце рукописи упомянуто, что «приказал то все сделать стольник князь Иван Борисович Троекуров, и делано в селе Хорошеве и то все церковное строение принял тое церкви поп Григорей и расписахся».

Таким образом, в нижних местных рядах основного престола находилось шесть икон, а в боковых приделах – по три.

Авторы книги «Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда» на основании анализа этого документа высказали предположение, что «если ткани в свое дворцовое село приказал прислать царь, то само изготовление пелен по размерам и «кружево золотное» вышивалось из «казенного золота» на месте в 1670 — 1674 годах. Видимо, здесь была своя небольшая мастерская c женщинами-золотошвейками. Характерно, что они приступили к работе сразу после поновления икон Иваном Филатовым».

Реставратор Б.Л. Альтшуллер, руководивший исследованиями Свято-Троицкого храма в 1963—1964 годах обнаружил следы примыкания упоминавшейся выше «теплой трапезной» и «остатки древних форм, послужившие основой для реконструкции южного фасада на XVII столетие. Фасад имел характерные для второй половины века окна с треугольными фронтонами, ширинками на лопатках, арочные конструкции, поддерживавшие одинаковый уровень пола относительно земли. По сути это была сводчатая паперть, по бокам которой располагались теплые трапезные. Со всех сторон паперти были сделаны новые крыльца. С запада над входом возвышалась небольшая звонница. Для улучшения освещения в главном храме расширили окна и подняли полы, что повлекло за собой переделку порталов».

После смерти царя Алексея Михайловича, Хорошево постепенно утрачивает статус любимой царской резиденции. В 1676 году церковь обложили налогом, и в этой связи в документах о селе перечислены дворы священника, причта, конюхов, бобылей, приказчика и 40 дворов крестьянских.

Россию ждут новые времена, крыло ветра перемен коснется и этого тихого подмосковного села.

Андреев И.Л. Алексей Михайлович. (Серия «Жизнь замечательных людей). М.. 2003. С. 178.

Там же. С. 179.

Там же.

Собрание писем царя Алексея Михайловича с приложением Уложения сокольничья пути, с пояснительною к нему заметкою С.Т. Аксакова, с портретом царя и снимками его почерка. М., 1856. С. 16.

Там же. С. 318.

Там же. С. 343.

Там же. С. 429.

Там же. С. 538.

Там же. С. 564-565.

Там же. С. 574.

Там же. С. 576.

Там же. С. 611.

Там же. 310

Там же. С. 631.

Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В.. Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда. М., 2000. С. 68 РГАДА, ф. 396, оп. 1, д. 3132, л. 1 об.

Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В.. С. 68.

РГАДА, ф. 396, оп. 1, д. 3521, л. 1.

Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т.I. М., 1913. С. 81.

Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т.II. Словарь. М., 1910. С. 338.

Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В.. С. 69.

Словаря русских иконописцев XI-XVII вв. Электронная версия. http://www.rus-ico.ru/artists/f/filatyev_ivan/

Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В.. С. 69-70.

Там же. С. 70.

Там же. С. 71-72.

Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В.. С. 70.

РГАДА, Ф. 396, Оп. 2, Д. 513, Л. 28 об.

Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В.. С. 70.

Там же.

Там же. С. 72.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *