Церковь в финляндии

Успенский собор, Хельсинки

Финляндская Православная Церковь, автономная поместная Церковь в составе Константинопольского Патриархата

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Финляндия
  • Богослужебный язык: основной финский
  • Календарь: григорианский
  • Кафедральный собор: Успенский в г. Хельсинки (также в Хельсинки канцелярия архиепископа)
  • Предстоятель: Лев, Высокопреосвященнейший Архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии
  • Состав: 5 архиереев; 3 епархии; 160 священнослужителей ; 24 прихода (cер. 2000-х) ; 2 монастыря (cер. 2000-х) ; 3 высших духовных школы; 61 218 человек (конец 2013)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Каноническое устройство

Высшей законодательной властью в Финляндской Церкви являются Поместный и Архиерейский Соборы. Поместный Собор созывается раз в три года архиепископом и состоит из 32 избранных на него клириков и мирян. Исполнительной властью, отвечающей за проведение принятых решений в жизнь, является Церковное управление, состоящее из епископов, асессора-юриста (секретаря) и двух членов, одного духовного звания и одного мирянина, избираемых на Поместном Соборе. Владыка Хельсинкский является архиепископом — предстоятелем Церкви. Другие епархиальные архиереи носят титул митрополитов. Все члены клира избираются прихожанами.

Наряду с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии Финляндская Православная Церковь является второй государственной церковью. Приходы субсидируются из налоговых средств. Основы православного вероучения преподаются православным учащимся в начальной школе и гимназиях. За организацию православного школьного обучения отвечают комунны и руководство школ.

Устройство Финляндской Православной Церкви на 2006 г.

Епархии

  • Хельсинкская (Гельсингфорсская)
  • Куопиоская
  • Оулуская

Исторический очерк

Монашеская миссия

Предание Валаамского монастыря гласит, что апостол Андрей Первозванный, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом. Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство. Нет единого взгляда на эти свидетельства, но ясно что не позднее XII века Христианство распространялось по Финляндии, как с Востока так и с Запада: из Новгорода и из Швеции. Вместе с отпадением Западной Церкви от Православия эти два потока сделались раздельными и в духовным отношении.

Центрами Православия в этих землях были монастыри, в большинстве небольшие, но также и великие обители как Валаамская, Соловецкая, Коневская и Свирская. На исходе первой трети XVI века преподобный Трифон, просветитель лопарей, основал близ берега Баренцева моря Печенгский Троицкий монастырь.

Шведское владычество

Однако в ходе продолжавшихся на протяжении столетий русско-шведских войн многие монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI века карельские земли оказались под шведским владычеством. Шведский епископ в Выборге занялся энергичным обращением в лютеранство православных финнов и карел. Часть начеления, не желавшая изменять вере, бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была по большей части обращена. Из-за государственного давления число православных в Финляндии сокращалось, и к концу XVII века они имели всего семь погостов и несколько церквей в городах. Эти приходы, продолжавшие действовать в Восточной Карелии и на Карельском перешейке, по-прежнему подчинялись митрополитам Новгородским.

В то же время, хотя Финляндия оставалась под властью Швеции, после завоевания Петром I Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге. Т.н. «Старая Финляндия» и Карелия оставались в подчинении Новгородского владыки, управляясь викарными епископами Корельскими (позже Кексгольмскими) и Ладожскими до 1764 года, после чего вошла в ведение Санкт-Петербургской епархии. Большинство паствы в «русской Финляндии» составляли чины гарнизонных войск.

Русская Финляндия

В 1809 году в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мир, по которому бывшие шведские земли в Финляндии отошли к Российской Империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в десять раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. В 1823 году для православных Финляндии было создано в Выборге духовное правление, возглавляемое протоиереем местного собора, а в 1841 году — Выборгское викариатство с епископом, подчиненным митрополиту Санкт-Петербургскому.

При этом, почти все православные жили на востоке Великого Княжества: в Выборгской и Куопиоской губерниях. Немалую долю составляли военные, многие храмы в Финляндии в XIX веке возводились именно для нужд гарнизонов. Положение изменилось лишь в царствование Александра III, когда русское население в стране начало постепенно увеличиваться. К 1885 году относится основание Братства прпп. Сергия и Германа Валаамских. В 1886 году началось восстановление Трифоно-Печенгской обители.

В то же время, вторая половина XIX века отмечена пробуждением национального самосознания у православных карел. К 1850-м годам относятся первые переводы богослужебных текстов на финский, согласно имеющимся сведениям уже в 1870-е на нем иногда свершались церковные службы, а 1880-е финский стал все сильнее проникать в церковный обиход.

Финская епархия Русской Церкви

В 1892 году была основана самостоятельная епрахия Выборга и всей Финляндии, первым архиереем которой стал известный архиепископ Антоний (Вадковский). Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. За время его правления были построены новые храмы, была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря. Архиепископ Антоний поощрял процесс утвержения финского в церковной жизни, в его правление была учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык. Стали выходить журнал «Aamun Koitto» («Утренняя заря») на финском и «Рождественские» и «Пасхальные» листки на русском.

С 1905 по 1917 год епархию возглавлял архиепископ Сергий (Страгородский), позже патриарх Московский и всея Руси. Он активно посещал приходы и стремился узнать нужды верующих и духовенства. 4 декабря 1905 года Высочайше был утвержден приходской устав для православных приходов в Финляндии, что содействовало упорядочению их внутренней жизни.

Автономная Церковь

В результате переворота 1917 года в России Финляндия обрела независимость. Общение между местной епархией и священноначалием почти полностью прекратилось. В независимой Финляндии Православная Церковь сохранила статус государственной Церкви меньшинства. В это время большая часть православных прихожан по-прежнему проживала на востоке страны. В декабре 1920 года патриарху Московскому Тихону было отправлено прошение о даровании автономии Финляндской Православной Церкви, на которое 11 февраля 1921 года был дан положительный ответ.

Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, а также под государственным нажимом, в ноябре 1922 Православное Церковное Управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финлядскую Православную Церковь под омофор Константинопольского патриарха Мелетия IV. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского патриарха как автономная архиепископия. Патриарх Мелетий также рукоположил во епископа Сортавалского настоятеля прихода Эстонской Автономной Православной Церкви, вдового протоиерея-финна Германа (Аава).

С 1925 года в Финляндии существовали две епархии — Выборгская и Карельская. В этом году, после вынужденного отъезда архиепископа Серафима (Лукьянова), епископ Герман был избран на Церковном Соборе архиепископом Карельским и всея Финляндии. В довоенное время деятельность церкви была особенно активной именно в Карелии, где функционировала бо́льшая часть приходов Церкви.

В результате «зимней войны» СССР и Финляндии в 1939-1940 годах Финляндская Православная Церковь лишилась трех монастырей (Валаамского, Коневецкого и Линтульского) и многих храмов. Согласно финским источникам, более 50.000 прихожан, т. е. 60 % православных христиан страны, были вынуждены покинуть родные места; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. Так как беженцы рассеялись по всей Финляндии, постепенно стало расти число смешанных браков и крещение детей от них в лютеранство. В этих условиях первоочередное значение приобретало православное воспитание детей и молодежи. В 1943 году был основан Союз православной молодежи, в 1958 году — Православная студенческая ассоциация. Они открыли кружки и летние лагеря. Была также налажена издательская деятельность. Государство в 1949 году взяло на себя обязательство возвести для переселенцев новые храмы, и к началу 1960-х в разных городах были построены 14 церквей, 44 часовни и 19 домов для причта.

При архиепископе Германе, управлявшем Церковью до 1960 года, произошло окончательное обустройство жизни Православной Церкви в Финляндии. Владыка был надежным кормчим Церкви и привел ее к восстановлению молитвенного общения с Русской Православной Церковью, утраченного вследствие революции и ее последствий. В 1979 году последовало создание Оулуской епархии и Йоэнсууского викариатства. 1 января 2018 года архиепископская кафедра Финляндии была перенесена из Куопио в Хельсинки.

Предстоятели

Исторические титулы предстоятеля

  • архиепископ Карельский и всея Финляндии (упом. 1925 — 1 января 2018)
  • архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии (с 1 января 2018)

Святые и святыни

Существующие в Финляндии православные храмы были построены в течение трех периодов: до присоединения Финляндии к Российской Империи, во времена Великого Княжества Финляндского (1809-1917), и после обретения независимости. Самые интересные постройки относятся ко второму периоду, ибо в межвоенный период их возводилось мало, а послевоенные храмы — в силу исторических причин в большинстве своем не отличаются художественными достоинствами.

Статистика

Средства массовой информации

  • Aamun Koitto
  • Ortodoksiviesti Paimen-Sanomat
  • Ortodoksia
  • Tuohustuli
  • Ortodoksinen kulttuuri

Учебные заведения

  • Йоэнсууская духовная семинария (ранее находилась: в Сортавале, с 1940 — в Хельсинках, с 1961 — в Куопио)
  • Отделение православного богословия на Богословском факультете Йоэнсууского университета (с 1988)
  • Валаамский народный университет

Организации

  • Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских
  • Союз Православной Молодежи
  • Православная Миссия
  • Союз Православного Студенчества
  • Союз Православных Учителей Финляндии
  • Союз Православного Духовенства
  • Союз Православных Регентов
  • Иконописцы Финляндии
  • Центр диаконии Православной Церкви Финляндии

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Финляндской Православной Церкви:
  • «Начало обители на Валааме», официальный сайт Валаамского монастыря:
  • Куркимиес, И. Н., «Православные храмы в Финляндии», Невский архив: Историко-краеведческий сборник, вып. 5, СПб.: Лики России, 2001, 472-507:
  • Страница портала Иерархия церквей:

110 священников, 50 диаконов. Членская страница на сайте Всемирного совета церквей,

Данные официального сайта Церкви, извлеченные 24.II.2008. См. .

Kirkkoon liittyi enemmän kuin siitä erosi («К Церкви присоединилось больше, чем вышло»), официальный сайт Финской Православной Церкви:

Летом 1859 года архитектор Горностаев приехал в Гельсингфорс и определил скалистый холм на острове Катаянокка как место для будущего храма. В том же году зодчий составил чертежи, которые 12 января 1860 года были Высочайше утверждены. Освещался храм в воскресенье, 13 октября 1868 года.
Квадратный в плане собор возведен в русско-византийском стиле с элементами романского. Его венчают 13 главок — одна большая над шатром и 12 маленьких. Снаружи здание высотой 51 метр украшено выступами, колонками, углублениями, карнизами, рельефами. Наружный вид собора в восторженном виде описал известный художественный критик В.В.Стасов, считавший Успенский собор вершиной творчества А.М.Горностаева.
Сегодня в приходе Успенского собора насчитывается около 17 тысяч зарегистрированных прихожан. Настоятелем служит прот.Вейкко Пурмонен. Ему помогают 9 священников, 2 дьякона и 7 регентов-псаломщиков. Один из священников окормляет только русскоязычных прихожан и служит на церковно-славянском языке, один занимается с молодежью и детьми.
Кроме собора на территории Хельсинкского прихода в самой столице действуют следующие храмы: упомянутый выше храм Пресвятой Троицы, домовая церковь ап.Иакова и вмц.Екатерины, церковь прор.Илии на кладбище, в новых кварталах Хельсинки — церковь Вознесения Господня в Вантаа, прп.Германа Аляскинского в Эспоо, а также церкви в Ханко, Порвоо и в Ярвенпяя.
Церковь Святителя Николая на старом русском кладбище
(приход Святителя Николая)
Подробнее читайте:
Куркимиес, И.Н. Православные храмы в Финляндии // Невский архив : историко-краеведческий сборник. — СПб : Лики России, 2001. — С.472-509.

Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии ведет гигантскую работу – с детьми, одинокими стариками, с семьями, не отличая членов церкви от атеистов. Церковь готова к модернизации, ведь общество не стоит на месте.

Общество и Евангелическо-лютеранская церковь живут в Финляндии бок о бок пятьсот лет. Церковь влияет на общество и меняется под воздействием общества. Она не конкурирует с государством, а дополняет его.

Демократическая церковь в демократическом обществе

«Людям важно, чтобы церковь реагировала на вызовы современности», считает пастор Эркки Йокинен. На фото: Кафедральный собор в Хельсинки. Фото: Вилле Хювенен / Flickr.com, CC BY-SA 2.0

«Евангелическо-лютеранская церковь демократична, но в Финляндии она, вероятно, самая демократичная в мире», – улыбается Эркки Йокинен, пастор и преподаватель финского Библейского училища. «Прихожане могут решить почти все. Разве что существование Бога не ставили на голосование», – шутит Йокинен.

Приход выбирает себе пастора и приходской совет. Демократически избранный совет определяет процент церковного налога – в разных приходах он не одинаков, но обычно колеблется вокруг 1% доходов прихожанина.

Совет утверждает бюджет и определяет, как он будет потрачен. Приход – самостоятельная духовная единица, и архиепископ для него авторитет, но не начальник. «Настоящий лидер – это Божье слово», – афористично формулирует пастор Йокинен.

Портрет церковного общества

В евангелическо-лютеранских приходах работают детские кружки, организуются лагеря. Фото: Kirkon kuvapankki / Санна Крук

«Городской образ жизни разделяет людей», – огорчается Эркки Йокинен. Еще в 1990 году 90,3% населения страны были членами церкви, в 2014 году – лишь 73,7%, а в столице в нескольких приходах уже менее 50% Сокращается количество венчаний – в 2014 году их было 11 713. В 2014 году в Финляндии окрестили 72,4 % детей, но и это меньше, чем в предыдущие годы.

«Людям важно, чтобы церковь реагировала на вызовы современности. Если церковь не может говорить с людьми об их проблемах на понятном языке, люди от нее отдаляются», – комментирует Эркки Йокинен.

Церковь в Финляндии готова к модернизации – это отражают факты. На последних выборах в церковные советы баллотировалось как никогда много молодежи. 80% юношества ходят в конфирмационные школы. «За этим стоит огромная работа церкви, готовой дать духовный фундамент в жизни, привить человеческие ценности», – говорит Эркки Йокинен.

В равноправном обществе не может быть области неравенства. Вопрос о женском священстве впервые подняли после войны, но финский Синод проголосовал против. В середине 80-х годов Синод признал, что женщины могут быть священниками, и теперь их в стране почти 50%. А в 2010 году Ирью Асколу избрали епископом Хельсинки.

Главное – Рождество

Особенности церковного кода Финляндии тесно связаны с финским менталитетом. Здесь традиционно большое внимание уделяется частной жизни, тут главное – человек, а не государство. Поэтому самый важный праздник – это не Пасха, а Рождество –радостный, семейный, без трагической подкладки, как Пасха.

«Пасха – праздник для верующих, а Рождество – для всех», – говорит пастор Йокинен. И пост перед праздниками – это тоже частный выбор, и это не обязательно отказ от еды, это и другие добровольные ограничения.

Церковь – надежное плечо

В Финляндии женщин-священников почти 50%. В 2010 году епископом Хельсинки избрали Ирью Асколу (на фото). Фото: Kirkon kuvapankki / Аарне Ормио

Свою миссию евангелическо-лютеранская церковь в Финляндии видит в духовном пробуждении. Но не только: евангелическо-лютеранская церковь ведет гигантскую работу – с детьми, одинокими стариками, с семьями, попавшими в кризисную ситуацию.

«И делает это по-христиански, то есть не отличая членов церкви от атеистов или верующих иных конфессий», – подчеркивает Йокинен. В приходах работают детские кружки, организуются лагеря, куда принимают всех, не спрашивая о религиозных взглядах.

Церковные психологи быстро приходят на помощь, ведь церковь менее забюрократизирована, чем государство. Поддержку духовного отца можно получить даже на работе: по определенному графику пасторы посещают крупные фирмы. Церковь помогает государству и в уходе за пожилыми людьми – эти и другие социальные работы выполняют дьяконисы.

А первое учебное заведение для обучения дьяконис – сестер милосердия с теологическим образованием – основала в Финляндии Аврора Карамзина, известная благотворительностью в Финляндии и в России, «добрая фея Хельсинки», как назвал ее знаменитый финский писатель Закариас Топелиус.

Текст: Ольга Деркач и Владислав Быков, декабрь 2013 г.; обновлено в августе 2015 г.

Финляндская Автономная Православная Церковь

Описание:

История

С православными купцами и монахами христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода уже в ХII в. Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV в. и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI в. Однако в ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI в. западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство. После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII в. начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX в. был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря.

В начале XIX в. в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мирной договор, по которому бывшие шведские земли в Финляндии (в т.ч. Выборгский лен) отошли к Российской империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в 10 раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. Церковное управление в Финляндии осуществлялось митрополитом Санкт-Петербургским. В 1892 г. была основана самостоятельная епархия Выборга и всей Финляндии. Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари.

В результате переворота 1917 г. в России Финляндия обрела независимость. В независимой Финляндии Православная Церковь получил статус государственной Церкви наряду с Лютеранской. В 1921 г. Святейший Патриарх Тихон предоставил Финляндской Православной Церкви статус автономной Поместной Церкви. Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, Православное Церковное управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финляндскую Православную Церковь под омофор Патриарха Константинопольского. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского Патриарха как православная автономная архиепископия.

В довоенное время деятельность Церкви была особенно активной именно в Карелии, где функционировала большая часть приходов Финляндской Православной Церкви. После Второй мировой войны эвакуированное из Карелии население было расселено по всей стране и потому была создана новая сеть приходов. В 1950-е гг. активно велось церковное строительство. Были созданы 2 епархии, территориально охватывавшие всю страну. Для Центральной Финляндии была создана Карельская епархия, а Южная Финляндия и Лапландия, в соответствии с новым делением составили Гельсингфорсскую епархию. В 1979 г. был открыт викариат Йоэнсуу, епископ которого исполнял свои архипастырские обязанности непосредственно под руководством Предстоятеля Поместной Церкви Финляндии. В том же году была создана митрополия и рукоположен митрополит. Епархия стала функционировать с начала 1980 г.

На Поместном Соборе Финляндской Православной Церкви в ноябре 2017 г. было принято решение о переносе кафедры и канцелярии Архиепископии Финляндской Православной Церкви из города Куопио в Хельсинки. Решение Собора вступило в силу 1 января 2018 г.

Управление

Финляндская Православная архиепископия является Автономной Православной Церковью в составе Вселенского Константинопольского Патриархата.

Включает 3 епархии: Хельсинкскую, Куопиоскую и Оулускую. Епископ Хельсинский является и Архиепископом всей Поместной Церкви.

Титул Предстоятеля Финляндской Православной Церкви: «Архиепископ Хельсинки и всей Финляндии».

Епархиальные архиереи носят титул митрополитов.

С начала 2018 г. архиерейская кафедра в Куопио переименована в «Епархию Куопио и Карелии».

Общее число приходов — 24, монастырей — 2. Церковь пользуется т.н. новым или григорианским календарем.

Высшей законодательной властью являются Поместный и Архиерейский Соборы. Поместный Собор созывается раз в три года Архиепископом и состоит из 32 избранных на него клириков и мирян.

Исполнительной властью, отвечающей за проведение принятых решений в жизнь, является Церковное управление, состоящее из епископов, секретаря и двух членов, одного духовного звания и одного мирянина, избираемых на Поместном Соборе.

Наряду с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии Финляндская Православная Церковь является второй государственной Церковью. Приходы субсидируются из налоговых средств.

Образование

Подготовка кадров духовенства, регентов и катехизаторов осуществляется в университете Йоэнсуу. При богословском факультете университета действует отделение православного богословия, по окончании которого студенты могут занимать церковные должности. Университет предлагает и другие формы обучения по специальности «православное богословие».

Расположенная в Йоэнсуу православная духовная семинария организует богослужебную практику для студентов отделения православного богословия и отвечает за их духовный рост. Преподавание и пастырская деятельность в духовной семинарии осуществляется под руководством Архиепископа. Семинария имеет свой храм и общежитие для встающих на стезю церковного служения.

Единственным православным народным университетом Финляндии является Валаамский народный университет, двери которого открыты для всех желающих. Ежегодно Валаамский народный университет организует более ста тематических курсов, в числе которых многомесячные курсы иконописи.

Просветительской деятельностью занимаются также православные приходы, организуя культурные программы и циклы лекций о православной вере для всех интересующихся и готовящихся принять Крещение. Поддержку просветительской деятельности Церкви оказывают и церковные организации.

Основы православного вероучения преподаются православным учащимся в начальной школе и гимназиях. За организацию православного школьного обучения отвечают комунны и руководство школ.

Церковные организации

Организации (зарегистрированные объединения), действующие под церковным окормлением:

  • Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских (PSHV);
  • Союз православной молодежи (ONL);
  • Православная миссия;
  • Союз православного студенчества (OOL);
  • Союз православных учителей Финляндии (SOOL);
  • Союз православного духовенства (OPL);
  • Союз православных регентов (OKL);
  • Иконописцы Финляндии;
  • Центр диаконии Православной Церкви Финляндии (Ortaid).

Страна: Финляндия Город: Хельсинки Адрес: Liisankatu 29A, 00170 Helsinki (канцелярия Архиепископии) Телефон: +358 206 100 240 Web-сайт: www.ort.fi E-mail: helsingin.hiippakunta@ort.fi Предстоятель: Лев, Архиепископ Хельсинки и всей Финляндии (Макконен)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *