Антиклерикальные законы принимались во Франции на протяжении всей революционной десятилетки. Уже в августе 1789 года новая власть отменила право церкви на сбор налогов. Было объявлено, что все церковное имущество принадлежит народу. Конфискованная утварь распродавалась на публичных аукционах. 29 декабря того же года по предложению парижских округов заведование имуществом духовенства было передано муниципалитетам, которые должны были пустить их в продажу. С этого момента духовенство, за исключением нескольких деревенских священников – «друзей народа» — относилось к революции с непримиримой ненавистью.
Освобождение монахов и монахинь от их монашеских обетов еще более разожгло среди священнослужителей неприятие революции.
По всей Франции духовенство стало тогда душой заговоров с целью возвращения старого порядка и феодализма, отмечал в своем труде «Великая французская революция 1789-1793» знаменитый русский теоретик анархизма Петр Кропоткин.
«Наезд» революционеров на христианскую церковь был спровоцирован, помимо идеологических разногласий, угрозой банкротства государства. С целью спасти казну от окончательного разорения была узаконена экспроприация церковного имущества.
«Средство, на котором остановилось Собрание в конце 1789 года, заключалось в том, чтобы конфисковать церковные имущества и пустить их в продажу, а духовенству платить взамен этого постоянное жалованье. Церковные доходы оценивались в 1789 году в 120 млн ливров, получаемых от «десятины», 80 млн доходов от разных имуществ и около 30 млн пособия, платимого ежегодно государством. В общем это составляло до 230 млн в год. Доходы эти, конечно, распределялись между членами духовенства самым несправедливым образом.
Епископы жили в утонченной роскоши и соперничали в расточительности с богачами-аристократами и принцами, тогда как городские и сельские священники бедствовали.
Продажа церковных имуществ — земель и домов в городах — давала возможность покрыть дефицит, уничтожить остатки соляного акциза и не рассчитывать больше на продажу должностей, офицерских и чиновничьих, покупавшихся у государства», — констатировал Кропоткин.
Взамен христианства начал активно распространяться Культ Разума, имевший конечной целью упразднение христианской религии. Церемонии сопровождались проведением карнавалов, парадов, принуждением священников отрекаться от сана, разграблением церквей, уничтожением или оскорблением христианских священных предметов — икон, статуй, крестов и т. д.
Даже легендарный Собор Парижской Богоматери оказался под угрозой уничтожения как «твердыня мракобесия». Впрочем, согласно декрету Максимилиана Робеспьера, сооружению гарантировалась сохранность в обмен на выкуп, который должны были заплатить верующие парижане «на нужды революций». Нотр-Дам устоял, хотя многие монархические символы все-таки были уничтожены. Так, Робеспьер лично распорядился обезглавить каменные изваяния французских королей.
Шпиль снесли, колокола переплавили на пушки, большинство скульптур разрушили.
Некоторые из утраченных, как казалось, творений были заново обретены двести лет спустя – в 1970-е годы их обнаружили под одним из парижских домов, чей хозяин выкупил реликвии у разбушевавшихся революционеров и спрятал «до лучших времен».
С началом войны Первой коалиции в 1792 году церковное имущество было направлено для снаряжения армии, для тех же нужд оборудовались соборы. Парижская коммуна распорядилась плавить стоявшие в церквях свинцовые гробы на пули и употребить бронзу церковной утвари и колоколов на пушки.
«Герцог Брауншвейгский, стоявший во главе армии из 70 тыс. пруссаков и 68 тыс. австрийцев, гессенцев и эмигрантов, двинулся из Кобленца, издав предварительно манифест, возбудивший негодование по всей Франции. Он грозил сжечь те города, которые осмелятся сопротивляться, а жителей их обещал истребить как мятежников, — писал Кропоткин. — Мы видели, какой энтузиазм сумела вызвать в Париже Коммуна при получении известия об этих успехах неприятеля и как она ответила на них, распорядившись перетопить свинцовые гробы богачей на пули, а колокола и бронзовые церковные принадлежности—на пушки;
самые же церкви были превращены в обширные мастерские, где тысячи людей работали над изготовлением обмундировки для волонтеров под пение «Са ira!» и могучего гимна Руже де Лиля — «Марсельезы».
Антиклерикальные мероприятия продолжались во Франции до 1801 года, когда первый консул республики Наполеон заключил с Папой Римским Пием VII соглашение, согласно которому католицизм объявлялся религией большинства французов.
В России после Октябрьской революции от призывов к борьбе с «религиозными предрассудками» до непосредственно действий переходили постепенно. По состоянию на предреволюционный 1916 год в стране насчитывалось 77 727 церквей, часовен и домовых храмов, 478 мужских и 547 женских монастырей, 56 семинарий и четыре духовные академии. К 1937 году их количество сократилось на 58%. К 1987-му – перестроечному – году в СССР сохранилось 6893 храма и 15 монастырей.
В своих антицерковных кампаниях противники религии ориентировались на советское правительство, председатель которого Владимир Ленин изначально занимал достаточно гибкую позицию. Так, несмотря на национализацию монастырских и церковных угодий по условиям Декрета о земле «со всеми их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями», он вместе с тем периодически давал указания против оскорбления чувств верующих. Известны случаи, когда Ленин распоряжался отпускать из чекистских застенков церковных иерархов, за которых заступались их близкие или общественные деятели.
Еще при Ленине началась атеистическая кампания по уничтожению мощей православных святых.
Однако террор против священнослужителей и сносы храмов приобрели действительно массовый размах только тогда, когда Ленин практически отошел от дел из-за тяжелой болезни. А на следующий год после его смерти, в 1925-м, в Советском Союзе был создан Союз воинствующих безбожников, считавший своей целью идейную борьбу с религией во всех ее проявлениях. Во главе организации встал известный противник религии Емельян Ярославский.
Повсеместный голод и прочие тяготы периода Гражданской войны были использованы большевиками для наступления на духовенство и оправдания этого наступления в глазах крестьян. Под предлогом борьбы с голодом специальные комиссии изымали у церкви ценности и другое имущество, на что верующие часто отвечали сопротивлением. Подобная реакция трактовалась советской пропагандой как нежелание делить тяготы с народом и «антинародная сущность» религии.
В Москве заместитель Наркомата юстиции, один из организаторов атеистического воспитания в СССР Петр Красиков аргументировал необходимость сноса церквей тем, что они «оскорбляют революционное чувство», «портят облик города», придавая ему «религиозно-самодержавный вид» и «не представляют из себя никакой исторической или художественной ценности».
Несмотря на декларируемую официальную политику сохранения и защиты исторических памятников, организации, призванные ее защищать, имели гораздо меньше власти и полномочий, чем учреждения, желающие их снести, констатировал Владимир Муравьев в своей книге «Московские легенды. По заветной дороге российской истории». Так, например, 23 мая 1923 года член коллегии Наркомата иностранных дел Семен Аралов направил в Моссовет письмо с просьбой решить судьбу Введенской церкви, располагавшейся на Лубянке по соседству со зданием дипломатического ведомства.
Свое предложение снести церковь большевик объяснял ее «совершенно ветхим состоянием» и необходимостью переноса на ее место памятника Вацлаву Воровскому.
В июле – сентябре следующего года храм разобрали, продав полученный кирпич ремонтной организации. При этом монумент в честь погибшего от руки белогвардейца советского дипломата остался там, где и был установлен. Примеров сноса храмов в столице по подобным причинам были сотни.
В 1930 году московские власти санкционировали, а в следующем – довели до завершения процесс разрушения древней церкви Воскресения Словущего на Таганке, несмотря на категорические протесты реставраторов, указывавших на уникальность сооружения XVII века.
Изначально принятое решение объяснялось целесообразностью возведения на месте церкви телефонной станции, однако она там так и не появилась.
Между Марксистской и Таганской улицами долгое время зиял пустырь, на котором в 1990-е построили торговый центр.
Всего в 1920-е в Москве и на территории прилегающих районов были полностью уничтожены 150 храмов. 300 оставшихся переоборудовали в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников.
§ 36. Православие в СССР и после перестройки
После революции 1917 года Русское Православие пережило одну из самых драматических страниц своей 1000-летней истории. Религию назвали «опиумом для народа» и обрушили на нее шквал репрессий. Однако церковь выстояла, пережила репрессии и участвовала в жизни страны и общества. Самым заметным событием в церковной глуши того времени стал Поместный собор (1917–1918). Собор работал в Москве с 15 августа 1917 года по 20 августа 1918 года (с перерывами). В его работе приняли участие 564 члена – епископы, священники и миряне.
Самым важным результатом Собора стало решение о восстановлении в Российской Церкви патриаршества. 5 ноября 1917 года жребием из трех кандидатов, получивших большинство голосов Собора, Всероссийским святейшим патриархом был избран митрополит Московский Тихон (1865–1925).
Декрет Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый большевистским правительством 20 января 1918 г., с полной определенностью ставил Церковь вне государства и школы. Этот декрет лишил Церковь возможности вести просветительскую, благотворительную и хозяйственную деятельность. Все имущество Церкви, включая храмы, было национализировано. Было организовано более 200 судебных процессов, расстреляно около 2000 человек, в том числе митрополит Петроградский Вениамин. Также дело было возбуждено против патриарха Тихона. В 1922–1923 гг. одни церкви были разрушены, остальные разграблены, изъяты все церковные ценности.
Патриарх Тихон, а после его смерти его преемники Петр (1863–1937) и Сергий (1867–1944) искали пути к компромиссу с Советской властью. Весной 1927 года митрополиту Сергию удалось добиться регистрации Временного патриаршего священного Синода. За эту уступку от Церкви потребовали издания декларации о политической лояльности Церкви к Советской власти, которая была опубликована в июле 1927 г. Декларация и ряд действий митрополита Сергия были восприняты частью духовенства и верующих негативно. Появились оппозиционные движения против Сергия. Эти новые разделения были на руку власти, которая перешла к новым репрессиям.
8 апреля 1929 года ВЦИК и СНК издали постановление «О религиозных объединениях», который лишил Церковь всего, кроме «отправлений культа». Таковой Православная Церковь оставалась вплоть до 1990 года. В период коллективизации в 1929–1931 гг. в массовом порядке закрывались сельские храмы, священники объявлялись кулаками и ссылались. По всей стране снимали колокола, сжигали иконы и богослужебные дома. В монастырях размещали дома отдыха, детские колонии, тюрьмы, больницы или склады. К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 храмов. Церковная организация в СССР была почти полностью разрушена.
Отношение к Церкви изменилось после начала Второй мировой войны. Советское руководство поняло, что Церковь может привлечь на сторону СССР союзников, и власть отказалась от курса на уничтожение Церкви, решив допустить некоторое ее расширение.
В 1943 г. Церковь провела Собор, на котором патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий. С этого момента ее официальное название – Русская Православная Церковь. Открылись некоторые из закрытых храмов, начали работать духовные академии и семинарии, выходил «Журнал Московской патриархии», стали издаваться церковные книги и календари. В 1946 г. была вновь открыта Свято-Троицкая Сергиева лавра, куда были возвращены мощи преподобного Сергия Радонежского. В Москву стали приезжать церковные делегации из других стран, был преодолен раскол внутри духовенства.
Но все эти изменения проходили под пристальным вниманием государства. Был создан специальный орган – Совет по делам религий.
В период, когда Политбюро ЦК КПСС возглавил Н. С. Хрущев (1953–1964), на Церковь снова обрушились невзгоды. Религия была объявлена пережитком прошлого, и новая антирелигиозная компания привела к закрытию 7 тысяч церквей, из восьми семинарий уцелело три, из 85 монастырей – только 15. После отставки Хрущева закрытие церквей было приостановлено.
Пострадавших за веру в годы Советской власти именуют новомучениками и исповедниками российскими. К числу новомучеников относятся те, кто был заключен или умер в заключении, к числу исповедников – пострадавшие за веру, но умершие на воле своей смертью.
По подсчетам, к концу 1930 гг. в СССР, наряду с приверженцами других религий, было репрессировано около 300 тыс. верующих, половину из которых составляли священнослужители. Половина из этих 300 тыс. была расстреляна.
С конца 1980 гг. Русская Православная Церковь начала канонизацию мучеников и исповедников советского периода. На соборе 2000 г. было канонизировано около 1000 пострадавших за веру. Праздник, посвященный новомученикам и исповедникам российским, отмечают 7 февраля. Отмечая их память, Церковь не столько скорбит о погибших, сколько празднует их победу над смертью.
Разделение на белых и красных во время гражданской войны нанесло непоправимый ущерб Русской Православной Церкви. Произошло разделение самой Церкви. После гражданской войны миллионы людей были вынуждены эмигрировать. Среди них были священники, епископы. Позднее они организовались как Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ).
В 1921 году заграничный церковный собор, проходивший в Югославии, призвал свергнуть власть большевиков и восстановить монархию. Это заявление было использовано Советской властью против Церкви в России, что привело к разрыву единой Русской Церкви. Окончательный разрыв произошел после издания митрополитом Сергием декларации о лояльности Советской власти, которая была неприемлема для многих эмигрантов.
Русская Православная Церковь только после Второй мировой войны смогла восстановить церковные связи со своими бывшими епархиями.
В 1988 году Русская Православная Церковь праздновала 1000-летие крещения Руси.
1 октября 1990 г. вышел Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Новый закон сохранил Совет по делам религий, но лишил его властных полномочий по отношению к религиозным организациям, превратив в информационный, консультативный и экспертный центр.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- Внутренний Предиктор СССР:
- Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии
- Глава 6. Секта в нацистской Германии и в СССР
- «Религиозный фактор» за пределами СССР
- Католическая церковь в СССР
- От начала Великой Отечественной войны до «перестройки» и освобождения Русской Церкви от жесткого государственного гнета
- Годы перестройки. Прекращение давления на Русскую православную Церковь со стороны государства
- БУДДИЗМ И БУДДО-ЛАМАИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ СССР
- Изучение ламаизма в СССР (1917–1976
- 12.1.2. Православие в Польше после Люблинской унии до конца XVIII в.
- Освещение информации о положении Православной Церкви в СССР в газете «Церковные ведомости» после ареста митрополита Петра (Полянского)
- ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ В СССР
- АНДРЕИ ДИКИЙ – ЕВРЕИ В РОССИИ И В СССР
- Окончена ли борьба с религией в СССР?
Внутренний Предиктор СССР:
Внутренний Предиктор СССР: пояснение принятой терминологииТермин «предиктор-корректор» — название одного из методов вычислительной математики. В нём последовательными приближениями находится решение задачи. При этом алгоритм метода представляет собой цикл, в
Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии
Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии После завершения работы двух Брестских соборов — православного и униатского, участники которых взаимно предали друг друга анафеме, королю Сигизмунду III надлежало утвердить деяния одного из них. Разумеется,
Глава 6. Секта в нацистской Германии и в СССР
Глава 6. Секта в нацистской Германии и в СССР «Свидетели Иеговы» очень любят рассказывать о гонениях, которым они подверглись в нацистской Германии. О чем они не любят говорить — это о том, что они изо всех сил пытались договориться с нацистами. Когда те в начале своего
«Религиозный фактор» за пределами СССР
«Религиозный фактор» за пределами СССР Изменения в церковной политике Советского государства были заметны не только советским людям, о них сообщали в рейх немецкие армейские и разведывательные органы.Штаб полиции безопасности и СД (от 8 мая 1942 года): «В последние месяцы
Католическая церковь в СССР
Католическая церковь в СССР В СССР, несмотря на отделение западных областей, оставалось еще 1,5 миллиона католиков и две архидиоцезии – Могилевская и Тираспольская.Февральская революция 1917 г., а затем Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23
От начала Великой Отечественной войны до «перестройки» и освобождения Русской Церкви от жесткого государственного гнета
От начала Великой Отечественной войны до «перестройки» и освобождения Русской Церкви от жесткого государственного гнета На рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз, рассчитывая на быстрое завершение военной компании, на
Годы перестройки. Прекращение давления на Русскую православную Церковь со стороны государства
Годы перестройки. Прекращение давления на Русскую православную Церковь со стороны государства С 1986 г. церковная жизнь в Советском Союзе начала понемногу налаживаться, хотя у власти по-прежнему находилась компартия с ее антирелигиозной идеологией. В печати, несмотря на
БУДДИЗМ И БУДДО-ЛАМАИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ СССР
БУДДИЗМ И БУДДО-ЛАМАИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ СССР До недавнего времени считалось, что буддизм проник на территорию современного СССР только в форме ламаизма через Тибет и Монголию. Теперь археологическими исследованиями установлено, что буддизм имел уже известное
Изучение ламаизма в СССР (1917–1976
Изучение ламаизма в СССР (1917–1976 (опубликовано: Народы Азии и Африки. 1977. № 2. С. 187–196)Исследования по ламаизму можно рассматривать как одно из направлений буддологии – науки о буддизме, в формировании которой большую роль сыграли классическое востоковедение,
12.1.2. Православие в Польше после Люблинской унии до конца XVIII в.
12.1.2. Православие в Польше после Люблинской унии до конца XVIII в. Начиная с заключения Флорентийской унии в 1439 г., вырабатывается новая тактика отношения католической Церкви к Православию. Вместо насильственного перехода в католичество практикуется давление с целью
Освещение информации о положении Православной Церкви в СССР в газете «Церковные ведомости» после ареста митрополита Петра (Полянского)
Освещение информации о положении Православной Церкви в СССР в газете «Церковные ведомости» после ареста митрополита Петра (Полянского) После ареста митрополита Петра и ряда авторитетных иерархов и церковных деятелей с декабря 1925 г. вступил в должность Заместителя
ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ В СССР
ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ В СССР В настоящее время большинство советских людей — неверующие. В то же время некоторая часть населения страны еще придерживается различных религиозных верований. Верующими остаются преимущественно представители старшего поколения (особенно
АНДРЕИ ДИКИЙ – ЕВРЕИ В РОССИИ И В СССР
АНДРЕИ ДИКИЙ – ЕВРЕИ В РОССИИ И В СССР Э. Райс. – «Часовой” – №501А. Дикий сумел дать наглядную и яркую картину впечатления, произведенного на население России чрезмерным участием многих евреев в руководящих кадрах октябрьской революции,Он нам рассказал, какими глазами
Окончена ли борьба с религией в СССР?
Окончена ли борьба с религией в СССР? Опубликовано: Русская мысль, № 3889, 26.07.1991Осенью 1990 года один за другим увидели свет союзный закон «О свободе совести и религиозных организациях» и российский – «О свободе вероисповедания». Дискриминационное законодательство
На самом деле в эти года было разрушено очень много храмов и монастырей. Количество уничтоженных храмов довольно несложно подсчитать. На 1914 год всего насчитывалось 54 174 храмов, 25 593 часовни, 1025 монастырей. Получается всего было священных сооружений 80792. В 1987 году осталось всего 6893 храмов и 15 монастырей. В общей сложности осталось 6908 священных объектов. Значит уничтожено было 73884 объекта. Но большинство священных объектов было переделано под другие сооружения ( дома культуры, музеи, квартиры).
Двадцатый век для Православной церкви стал периодом чудовищных испытаний, несчастий и бед, которые обрушились на верующих и духовенство. Здесь представлена подробная информация о разрушенных или приспособленных для других целей монастырях и храмах по областям и городам при советской власти. С 1917 по 1987 годы проводилась ужасная кампания по уничтожению объектов религиозного культа — церквей. А сколько именно уничтожено (взорвано или разобрано) церквей в эти годы установить очень не просто.
За семьдесят лет Советской власти было уничтожено и разрушено очень большое количество священных сооружений. Об этом говорят официальные источники. В одна тысяча девятьсот четырнадцатом году Российская империя официально насчитывала пятьдесят четыре тысячи сто семьдесят четыре православных храма, двадцать пять тысяч пятьсот девяносто три часовни, одна тысяча двадцать пять монастырей.
В одна тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году осталось только шесть тысяч восемьсот девяносто три православных храма и пятнадцать монастырей. Стоит только вдуматься в эти цифры. Более сорока семи тысяч православных храмов было уничтожено.
Большевики считали религию опиумом для народа, хотя все воспитывались(детство) в традициях православия. Начиная с 1917 года и до 1987 года было уничтожено около 50 000 церквей и храмов. Уничтожение шло по всей стране. Православные храмы, костелы, мечети и синагоги все взрывали и разрушали.
Как мы помним, в период 1917-1987 года были гонения на церковь, а потому множеств храмов было разорено, взорвано или закрыто. Советская власть не щадила ни храмы, ни священников. Так, в 1931 году был взорван знаменитый московский храм Христа Спасителя. Итак, сухие факты:
Сколько священных сооружений было разрушено в период с 1917 по 1987 г.?
Нетрудно сосчитать, что 47281 храм уничтожили и 1010 монастырей, были и такие храмы, которые переделали в планетарии, музеи, дома атеизма и т.д. Список храмов можно найти здесь.
На Урале, к слову, где жили мои родные, ни одной церкви не осталось. Правда не надо думать, что сто лет назад все были поголовно верующими. Моя бабушка рассказывала, что ее отец особо не верил в бога, в церковь ходил лишь по большим праздникам и то потому что так было принято. Ни один 11 из детей не знал молитв. А они были отнюдь не бедные. А дети зажиточного quot;кулакаquot;, позже раскулаченного. Хоть и не верил он в quot;опиум для народаquot;. Но это так маленькое отступление. Не помню я церкви и в других областях где проживала позднее. Но кое-где храмы все же сохранились, особенно монастыри, которые представляют особую историческую ценность.
Сохранили все же некоторые храмы в Москве.
Но самый известный храм разрушили, построив бассейн на этом месте.
И вот сейчас стала доступна статистика. По ней разрушено более 73 тысяч объекта. Подробности тут.
За тот период сносу подверглось около 50 000 различных монастырей, часовен и храмов. Ниже представил разрушения известных священных зданий города Баку:
В 1936 году была снесена Мечеть Биби-Эйбат, построенная в 1281 году.
В 1930-х годах была разрушена церковь Митрополита Московского и Святого Алексия. Дата построения 1870 год.
В 1936 году был уничтожен Собор Александра Невского, созданный в 1898 г.
В 1929 году была стерта с лица земли Церковь Святого пророка Ильи, установленная в 1906 г.
В 1933 году снесли церквушку Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, возведенную в 1912 г.
В период становления и дальнейшего существования советской власти священные сооружения на территории страны уничтожались повсеместно. Масштабы разрушений храмов и церквей были колоссальными — такое ощущение, что варвары-большевики вымещали на религиозных строениях всю злость и ненависть, которая накопилась в их невежественных и безбожных сердцах за вс время существования ненавидимого ими строя. Вот статистическая информация, которую удалось обнаружить:
Вот тут можно ознакомиться с перечнем уничтоженных храмов и других объектов религиозного значения.
Как можно заметить, приведенный список весьма и весьма обширен…
Сколько священных сооружений было разрушено в период с 1917 по 1987 г.?
Если почитать историю, то можно узнать, что до Великой Октябрьской революции в России было 54 174( пятьдесят четыре тысячи сто семьдесят четыре) священных сооружений, это были монастырские, домовые и кладбищенские храмы и другие церковные сооружения.
По статистике 1987 года, когда мы еще все вместе жили в Советском Союзе их уже осталось 6908 ( шесть тысяч девятьсот восемь), это количество работающих православных храмов и монастырей.
Если посчитать разницу, то получается, 47266 сооружений.
Но это не так. В статистике не учтено точное количество именно разрушенных православных храмов, так как многие их них переделывали в дома культуры или планетарии.
Но если смотреть в суть вопроса, то конечно коммунисты такими переделками все таки разрушали храмы.
Из литературных источников, по рассказам бабушек мы знаем, как было православие под запретом. Моя мать рассказывала, что когда была ребенком в церковь они ходили, но если в школе узнавали, то вызывали родителей. А потом она ушла работать в монастырь, который в общем-то существовал. За годы Советской власти разрушено было огромное количество храмов и церквушек, очень много расстрелянных священнослужителей как врагов народа.
Вот выписка из Википедии, сколько осталось на 1987 год
В Смоленске находится один из красивейших соборов в мире, уничтожено было не так и много. Одна из уничтоженных церквей, которой уже не существует, но вроде бы еще остались разрушающиеся стены находится в деревне Торбеево церковь Вознесения Господня 1793, ее взорвали 1953 году.